Налоговая проверка при ликвидации ООО

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Кому подходит эта статья: собственникам бизнеса, которые по тем или иным причинам решили закрыть юрлицо.

Одного решения собственника ликвидировать свое действующее предприятие недостаточно: государство не позволит «исчезнуть» компании, пока не убедится, что в бюджет поступили от нее все обязательные платежи и налоги. Причем компания должна рассчитаться с бюджетом не только как налогоплательщик, но и как налоговый агент.

Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (статья 89 НК РФ). Однако визита налоговиков, а, следовательно, и дополнительных доначислений, можно избежать. Как именно нужно готовиться к процедуре ликвидации ООО, чтобы инспекторы не сочли целесообразным приходить и перепроверять отчетность организации за последние три года, читайте в публикации.

Что такое ликвидация ООО и ее этапы

Законодательно процедуру ликвидации компании регулируют статьи 61, 62, 63, 64 и п. 1 ст. 92 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно последнему, для упразднения организации необходимо созвать общее собрание участников ООО, на котором примут единогласное решение о прекращении деятельности компании и назначат ликвидационную комиссию.

Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя. Сразу после ее формирования именно к членам комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества (п.4 ст.62 ГК РФ, п. 3 ст.57 ФЗ «Об обществах…»). Председателем комиссии необязательно быть собственнику – им может стать, например, бухгалтер.

Компания остается действующей, пока в ЕГРЮЛ не появится соответствующая запись. До этого времени – а в среднем процесс ликвидации ООО занимает не менее 2-4 месяцев, а иногда и год – компания должна по-прежнему вовремя предоставлять всю отчетность: налоговую, бухгалтерскую и по страховым взносам.

О прекращении деятельности необходимо сообщить в ИФНС и службу занятости, а вот уведомлять ПФР и ФСС необязательно – налоговики сделают это сами. Исключение составляют предприятия, которые производят выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве – в этом случае ФСС уведомляют об упразднении компании в течение десяти дней с момента назначения ликвидационной комиссии.

Поставить в известность налоговиков о ликвидации ООО и формировании ликвидационной комиссии необходимо в течение трех дней после принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. К нему нужно приложить решение общего собрания о ликвидации общества. Подпись заявителя заверяется нотариально. За нарушение трехдневного срока предусмотрен штраф пять тысяч рублей или предупреждение (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Сразу после информирования налоговиков ликвидационная комиссия должна опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о прекращении деятельности компании, а также проинформировать кредиторов о сроках и порядке заявления ими своих требований. Кроме этого письменное уведомление отправляется персонально каждому кредитору (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих претензий кредиторам выделяется не меньше двух месяцев.

Помимо этого, процесс ликвидации предусматривает поэтапное взаимодействие с многочисленными ведомствами, в том числе со Службой занятости, ПФР, Государственным архивом и т.д. Только одна процедура уведомления и расчета сотрудников предполагает использование Закона «О занятости населения» № 1032-1, Трудового кодекса РФ, многочисленных Положений, утвержденных Правительством, и писем Роструда.

В случае ликвидации юрлица эксперты 1С-WiseAdvice не только контролируют задолженность компании перед бюджетом, но и организуют беспрепятственное прохождение всех стадий ликвидации. Важно не просто подготовить безупречный ликвидационный баланс и провести ревизию долгов, но и соблюсти все формальные требования, неисполнение которых влечет дополнительные расходы клиента в виде штрафов.

Что проверяют после закрытия ООО

Условия, соблюдение которых позволит компании избежать визита инспекторов, к сожалению, в законодательстве четко не сформулированы. Принятие решения о необходимости налоговой проверки отдано на усмотрение ИФНС. Следовательно, без помощи экспертов, которые точно знают, какие данные будут сопоставлять налоговики, рассчитывая целесообразность ревизии, не обойтись. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально учитывают все возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности.

Там, где это возможно, наши эксперты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового. Одна из наших ключевых задач – уберечь Вашу компанию от лишнего внимания налоговых и других контролирующих органов. Мы называем это – обеспечить «режим невидимки». По сути наш подход является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными контролирующими органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки (в том числе, на проверку ликвидируемого ООО), а также для наложения санкций: выставления штрафов, блокировки расчетного счета и пр.

Процесс ликвидации включает несколько бухгалтерских процедур, от грамотной организации которых будет зависеть, «выпишут ли» вам инспекторы доначисления со штрафами и пенями или нет.

Сверка расчетов

При завершении деятельности ООО инспекция в обязательном порядке проводит с компанией сверку расчетов (п. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@). С 1 января 2017 года ФНС является также администратором страховых взносов, поэтому их тоже будут сопоставлять (п. 2.1. ст. 32 НК РФ). Результаты сверки оформляются актом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. От того, насколько гладко пройдет этот этап, в том числе будет зависеть решение налоговиков организовать ли проверку.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении времени, отведенного кредиторам для предъявления своих требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В реестр непогашенных задолженностей включают и требование налоговиков выплатить недоимки и пени, если таковые, конечно, имеются. Но если налоговики решили провести выездную проверку компании, то ликвидационный баланс нельзя составить до ее окончания и вступления в силу решения о проверке.

Кроме перечня требований, предъявленных кредиторами, баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия. Нужно учитывать, что спорная кредиторская задолженность (размер и факт ее наличия) не включается в промежуточный баланс (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, письма ФНС России от 30.03.2017 № ГД-4-14/5914@ и от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@).

формирования промежуточного ликвидационного баланса – дать полное достоверное представление о финансовом положении компании и ее способности рассчитаться с кредиторами. Поэтому перед тем как приступить к подведению завершающих итогов экономической деятельности ООО, проводят инвентаризацию. Если окажется, что имеющихся средств и имущества недостаточно, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 4. ст. 63 ГК РФ). В случае, когда компания может удовлетворить требования кредиторов, председатель комиссии представляет в ИФНС уведомление по форме № P15001, прилагает к нему сам баланс.

Расчеты с кредиторами

Порядок очередности денежных выплат устанавливает статья 64 ГК РФ. До того, как произвести все выплаты в бюджет, компания должна рассчитаться с гражданами, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и с сотрудниками. На последнем месте – «другие кредиторы».

Отчетность для ПФР и ФСС

В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговый орган документов для государственной регистрации ликвидации, компания направляет в ПФР всю отчетность о работниках, их страховом стаже и т.п. Все сведения оформляются по предусмотренным формам.

В аналогичный срок в территориальный орган ФСС предоставляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Отчетность для ФНС

В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.

Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.

Регистрация ликвидации

Рассчитавшись со всеми кредиторами, комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждают учредители компании. Задача документа – перечислить имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и выплат в бюджет. Ликвидационный баланс входит в перечень обязательных документов, который компания должна предоставить в ИФНС для государственной регистрации ликвидации. Внести запись о прекращении деятельности предприятия в ЕГРЮЛ налоговики должны в течение пяти дней.

Особенности выездной проверки при ликвидации ООО

Сроки проведения выездной налоговой проверки при ликвидации и другие аспекты такой проверки идентичны «традиционной» выездной налоговой проверке.

Единственное отличие выездной налоговой проверки при ликвидации организации от обычной выездной ревизии заключается в том, что она не зависит от времени и предмета предыдущего визита инспекторов.

Проверка ликвидируемой компании – это право налоговиков, а не обязанность. Ее можно избежать, если сотрудники ФНС будут уверены в добросовестности компании и доверят ликвидационной комиссии самостоятельно отразить итоги хозяйственной и экономической деятельности предприятия в промежуточном балансе. Тратить время на «бесперспективную» для них проверку инспекторы не станут. Поэтому задача компании убедить налоговиков еще до начала ликвидации, что пополнить бюджет за ваш счет у них не получится.

Как закрыть предприятие без налоговой проверки

Чтобы исключить выездную налоговую проверку при ликвидации ООО, до начала этой процедуры необходимо предпринять ряд действий:

  1. Приняв решение прекратить свой бизнес, «снижать скорость» желательно постепенно, последовательно уменьшая обороты компании и сведя их в итоге к нулю.
  2. Решить заранее вопросы с дебиторской/кредиторской задолженностью, а не ждать, когда кредиторы напомнят о себе в процессе ликвидации и помешают официально завершить деятельность компании в намеченные сроки.
  3. Провести все взаиморасчеты с сотрудниками, убедиться, что все кадровые документы в наличии и правильно оформлены.
  4. Провести сверку со всеми государственными органами и убедиться, что у вашего предприятия нет долгов по налогам, пеням и штрафам, а вся необходимая отчетность – сдана.
  5. Привести всю бухгалтерскую документацию в порядок.
  6. После всех принятых мер мы рекомендуем предприятию сдавать в течение трех лет «нулевую» отчетность, т.к. срок налоговой проверки составляет именно три года. После этого вы можете смело подавать документы на ликвидацию предприятия. У контролирующих органов не будет желания проверять недействующее предприятие, так как доначислять «нулевому бизнесу» нечего.

Имейте в виду: налоговикам необходимо понять причину ликвидации компании – для этого они оценивают финансово-хозяйственную деятельность компании по предоставленной отчетности. Если будут выявлены существенные налоговые нарушения, сопоставимые с планом проверок, и инспектор установит платежеспособность компании или ее контролирующих лиц, проверка будет наверняка.

Налоговая проверка при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и виды ее проведения

Ликвидация любого юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, является достаточно сложным процессом. Одним из этапов такого процесса является проведение налоговой проверки.

Читайте также:  Как вернуть деньги с Алиэкспресс за некачественный товар

Проведение налоговой проверки при ликвидации общества с ограниченной ответственностью и ее обязательность

Обязательность проведения изучения ликвидируемой организации Федеральной налоговой службой регулируется положениями статей 49 и 50 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сложившаяся практика применения положений действующего законодательства при ликвидации различных видов юридических лиц, в том числе обществ с ограниченной ответственностью, говорит о том, что руководство или ликвидационная комиссия обязаны уведомить налоговые органы о том, что планируется ликвидация организации. Однако само такое уведомление не может быть рассмотрено в качестве юридически значимого основания для проведения проверки.

В том случае, если речь идет о ликвидации юридического лица, у которого имеются существенные долги перед государственными органами или перед кредиторами, проверка будет проводиться с целью выявления возможных нарушений в части соблюдения норм налогового права. Кроме того, налоговая проверка практически всегда будет обязательной для случаев, связанных с банкротством юридического лица. Однако все перечисленные случаи не могут быть рассмотрены в качестве основания для обязательного проведения такой проверки. Решение принимается в каждом конкретном случае на основании имеющихся данных о функционировании организации, а также о совершаемых ею платежей налогового типа.

Камеральная налоговая проверка

Часть 1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации подразумевает возможность проведения налоговой проверки без выезда в организацию. В этом случае речь идет о камеральной проверке, то есть невыездной.

Что проверяет

В случае с таким видом проверки происходит изучение предоставленной налоговой отчетности путем сверки имеющихся данных с теми, которые были предоставлены в такой отчетности. Сама такая проверка проводится сотрудниками налоговых органов без посещения того юридического лица, которое предоставило документы для проверки.

Для проведения такой налоговой проверки не потребуется получение каких-либо санкций уполномоченных контролирующих органов, так как проверяется без дополнительных запросов имеющаяся информация, которая в свое время уже поступила в налоговые органы, например, при передаче на проверку промежуточного ликвидационного баланса.

Сроки

В рамках такой проверки сотрудникам налоговых органов дается три месяца для того, чтобы изучить все предоставленные документы. Этот срок является максимальным – он может быть использован в полном объеме в том случае, если было установлено, что имеются какие-либо нарушения, и произошел запрос дополнительных документов. Если камеральная проверка длится весь такой максимальный срок, то ликвидация организации может быть отложена до того момента, когда не будет получен итоговый акт о результатах проверки.

Алгоритм проведения

В настоящее время проведение камеральной проверки осуществляется следующим образом:

Камеральная проверка направлена на выявление несоответствий показателей в имеющихся отчетных документах и в сведениях самой Федеральной налоговой службы.

В акте отражаются сведения о проверенных документах, а также о том, какие нарушения были выявлены и что необходимо предпринять для устранения таких нарушений.

Выездная налоговая проверка

В отличие от камеральной проверки для организации выездной необходимо наличие специального решения, принятого руководителем того территориального органа Федеральной налоговой службы, к которому относится ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью.

Срок проведения

Срок проведения выездной проверки – не менее двух месяцев, однако, он может быть сокращен в случае, если при ее проведении досрочно станет понятно, что организация ликвидируется без каких-либо нарушений, с точки зрения соблюдения налогового законодательства, а также без каких-то нарушений в части исполнения необходимых платежей.

Выездная проверка при проведении ликвидационных мероприятий проводится по всем уплачиваемым налогам комплексно вне зависимости от того, были ли другие проверки за последние три года.

Права сотрудников налоговой инспекции

При осуществлении выездной проверки сотрудники налоговых органов вправе:

По итогам такой проверки также осуществляется составление специального акта. Только после того, как был получен акт, если в нем не указано никаких нарушений, либо выявленные нарушения могут быть легко устранены, можно переходить к следующему этапу – непосредственной ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Налоговая проверка при ликвидации

Пандемия коронавируса делает невозможным дальнейшее ведение бизнеса и вынуждает бизнесменов закрывать компании. Всегда ли закрытие бизнеса сопровождается налоговой проверкой?

Как правило, процедуре ликвидации компаний, сопутствует выездная налоговая проверка. Но, сразу отметим, что такая процедура не является обязательной. Как отмечено в Постановлении АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014, обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, устанавливать фактические взаимоотношения ликвидируемой организации с ее контрагентами налоговым законодательством не установлена.

Как узнают налоговики, что компания собралась ликвидироваться?

В какой момент налоговики узнают о предстоящей ликвидации компании?

Если речь идет о добровольной ликвидации бизнеса, то сама компания извещает налоговиков о начале процесса ликвидации. Такое сообщение подается в налоговую инспекцию в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации компании (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Получив сообщение, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации. И в этот момент налоговикам становится известна информация о процессе ликвидации компании.

Налоговые проверки при ликвидации компании

Узнав о ликвидации компании, налоговая инспекция как кредитор в течение двух месяцев может направить ей требование о включении сумм пеней, недоимок по налогам в реестр требований кредиторов (при наличии таких долгов). И если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено налоговиками, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налоговиков.

Как мы уже отмечали, процедура ликвидации компании не всегда чревата выездной налоговой проверкой. В п.11 ст.89 НК РФ устанавливается лишь право налоговиков на осуществление выездной налоговой проверки независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Вместе с тем, если налоговики, располагая данными о ликвидации компании (в связи с внесением налоговиками данных в ЕГРЮЛ), не воспользовались своим правом на проведение налоговой проверки компании в связи с ликвидацией, то они не смогут заявить никаких требований как кредиторы в части задолженности по налогам и сборам (Постановление АС Центрального округа от 14.02.2019 г. № 68-13094/2017).

Какие компании вызывают интерес у налоговиков?

Какие ликвидируемые компании попадают в поле зрение налоговиков?

Компании с «нулевой» отчетностью, с несущественными оборотами, а также компании, не имеющие долгов перед налоговой инспекцией, не представляют интереса для налоговых органов.

Интерес у налоговиков вызывают компании, в отношении которых у них имеются сведения об участии в схемах ухода от налогов (например, путем «дробления» бизнеса). Также налоговики держат на контроле компании, которых вызывали на комиссии по легализации базы по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС РФ от 25.07.2017 г. №ЕД-4-15/14490).

Прежде всего, налоговиков интересуют компании, имеющие задолженности перед бюджетом, у которых были выявлены «налоговые разрывы» при камеральных проверках НДС и т.п.

Поэтому, перед тем как начать добровольную ликвидацию компании, она должна быть готова погасить долги перед бюджетом. Срок исполнения обязательств наступает в момент принятия решения о ликвидации компании (п.4 ст. 61 ГК РФ).

Какой период проверяют налоговики?

Как и при «обычных» налоговых проверках, период охвата проверкой не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Три года считаются от даты принятия решения налоговиков о назначении выездной налоговой проверки.

Например, если решение о проведении налоговой проверки вынесено 30 июня 2020 г., то налоговики могут проверить 2017, 2018 и 2019 гг. Но могут проверить два или один последний год (например, 2018 г. и 2019 г.), а по НДС могут проверить 1 квартал 2020 г.

При этом не играет роли, что в отношении данной компании ранее уже проводилась налоговая проверка (п.11 ст.89 НК РФ, письмо ФНС РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622).

Как проверяют налоговики ликвидируемую компанию?

Какие методы используют налоговики при проверке компании? В налоговом законодательстве нет никаких особенностей проведения проверок для ликвидируемых компаний. При проведении налоговой проверки налоговиками используются те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ).

Результаты проведенной выездной налоговой проверки оформляются также, как и при «обычной» проверке. Так, по результатам проверки (в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки) налоговиками должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1 и п.6 ст.100 НК РФ).

Ликвидируемая компания вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. И уже после рассмотрения возражений налоговики должны вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проведение налоговых проверок в условиях пандемии коронавируса

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы на проведение выездных налоговых проверок (не важно ликвидируемых компаний или действующих).

Так, ФНС РФ приказом от 20.03.2020 г. №ЕД-7-2/181 ввела запрет на выездные налоговые проверки. Конкретный перечень мероприятий, на которые действует мораторий, был разъяснен налоговиками в письме ФНС РФ от 09.04.2020 г. №СД-4-2/5985.

Мораторий на выездные налоговые проверки распространяется на всех налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов до 1 июня 2020 года.

А уже назначенные выездные налоговые проверки будут приостановлены также до 1 июня 2020 года. Поэтому если ликвидируемая компания попадает в этот промежуток времени, то выездная налоговая проверка не будет проведена (даже если компания попадает в поле зрения интересов налоговиков).

Читайте также:  Пожизненное лишение водительского удостоверения

Начиная с 01.06.2020 г. проведение выездных налоговых проверок должно возобновиться (письмо ФНС РФ от 09.04.2020 г. №СД-4-2/5985@).

Выездная проверка при ликвидации ООО: как пройти и как избежать?

Часто при ликвидации ООО руководителям фирмы понервничать, ведь их ждет выездная проверка. Что же проверяют налоговики? Можно ли отказаться от прохождения проверки? Давайте узнаем.

Общие сведения о выездной проверке при ликвидации ООО

Руководитель ООО принимает решение о ликвидации своей организации. Будь то банкротство или просто прекращение деятельности – в любом случае существует ряд правил, регулирующих процесс закрытия ООО.

Самым важным моментом является налоговая проверка. При ликвидации она выездная. Независимая и планомерная. Рассчитанная на изучение бухгалтерской документации за время деятельности предприятия и выявление нарушений НК РФ.

Особенности и сроки проверки при ликвидации ООО описаны в этом видео:

Понятие и особенности

Это способ налогового контроля для выявления нарушений ликвидируемой организации за время ее существования. Производится на территории налогоплательщика. Срок проверки обычно не превышает 2 месяца.

Цели и принципы

Целью налогового расследования является выявление ошибок в бухгалтерской работе и поиск фактов уклонения или неуплаты налогов, а так же уменьшение налоговой базы. Главная задача – понять, был ли нарушен налоговый кодекс за период существования ООО. Главным образом будет вестись поиск неуплаченных налогов и пеней.

Принципы выездной проверки:

Возможность избежать

Пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ рассказывает о том, что ликвидация объединения является главной причиной для признания задолженности по налогам, пеням и штрафам, безнадежных к взиманию. В этом случае в ЕГРЮЛ вносится информация о ликвидации и выездная проверка не может быть проведена. Поэтому расследование должно быть осуществлено до момента признания организации банкротом.

Если ликвидация ООО происходит по решению собственников, выездная налоговая проверка обязательна. Согласно ст 89 НК РФ налоговое расследование является обязательным этапом процедуры прекращения деятельности предприятия.

За время своей деятельности в ООО обычно накапливаются долги и появляется кредиторский список. Частые и крупные обороты денежных сумм – главный показатель того, что грядет приезд налоговых инспекторов. Органы ФНС будут добиваться выплаты всех причитающихся сумм должникам, а так же будут искать нарушения в ведении отчетности, анализировать, не является ли банкротство преднамеренным.

При ликвидации организации приводится в порядок бухгалтерская документация, происходит расчет со всеми кредиторами и проверка исполнения этого обязательства. Считается, что инспектирование в случае ликвидации обязательно. Но на практике встречаются случаи, когда ликвидация предприятий происходит без выездной налогового расследования.

Нельзя ликвидировать фирму при выездной налоговой проверке

Вопрос Клиента: Организация приняла решение о ликвидации. Но несколькими днями позже налоговая инспекция начала в отношении этой организации выездную налоговую проверку. Выездная налоговая проверка с учетом используемых приостановок может длиться целый год, а процедура ликвидации фирмы имеет более четкие сроки – средний срок 3-4 месяца. Можно ли ликвидировать организацию до завершения налоговой проверки?

Ответ Эксперта: До марта 2015 года мы бы отвечали – да, можно. И обоснование было такое – налоговый орган должен был соблюсти как кредитор установленный законодательством порядок предъявления требований при ликвидации организации. Но были внесены изменения в закон о регистрации №129-ФЗ. Теперь в регистрирующий орган необходимо сообщить о составлении ликвидационного промежуточного баланса. А его нельзя составить, так как уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки. Таким образом, завершить процедуру ликвидации до завершения выездной налоговой проверки нельзя.

Подробное обоснование:

Ситуация Клиента такова. Единственный учредитель ООО 5.03.19 принял решение о начале процедуры добровольной ликвидации и назначении ликвидатора. В ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии названного решения. Решением от 28 марта 2019 года Инспекцией назначена выездная налоговая проверка ООО.

Однако, общество продолжало ликвидацию и представило в регистрирующий орган:

  1. уведомление о принятии решения о ликвидации общества по форме Р15001;
  2. промежуточный ликвидационный баланс;
  3. решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  4. заявление о ликвидации по форме Р16001;
  5. справку, подтверждающую представление сведений в ПФР;
  6. решение об утверждении ликвидационного баланса;
  7. ликвидационный баланс;
  8. документ об оплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Основание – ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным, поскольку имеется информация о проведении в отношении ООО выездной налоговой проверки. При этом результаты проверки не оформлены соответствующим актом и решением.

Общество восприняло отказ негативно, не согласилось с мнением эксперта, регистрирующего органа и самостоятельно обратилось в арбитражный суд. Суд согласился с регистрирующим органом, мотивируя следующим.

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу. Процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган для ликвидации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким органом для ООО является ИФНС.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 (трех) рабочих дней после даты принятия решения обязаны уведомить в письменной форме:

Согласно редакции статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ (пункт 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действует с 31.03.2015) уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, в том числе, окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

Материалами дела подтверждено, что Общество представило в регистрирующий орган заявление по форме Р16001 о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией. Как следует из материалов дела, промежуточный и ликвидационный баланс утверждены ликвидатором Общества в период проведения выездной налоговой проверки. Акт проверки составлен 20.02.2020, подписан и получен ликвидатором Общества. Решение о привлечении Общества к ответственности к ответственности за совершение налогового правонарушения принято налоговым органом 20.03.2020. Доказательств того, что Общество не знало и не могло знать о проводимой выездной проверке по состоянию на дату представления пакета документов, в том числе ликвидационного баланса, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Довод Общества, что положения пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ ухудшают положение Общества, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанная норма регулирует процедуру ликвидации юридического лица. Условия осуществления процедуры ликвидации не ухудшили положение Общества по выполнению им своих обязательств, касающихся окончания процесса ликвидации.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Общества не имелось оснований претендовать на регистрацию ликвидации до вынесения решения по результатам указанной проверки.

Фирммейкер, июль 2020
Екатерина Морозова
При использовании материала ссылка обязательна

Налоговая проверка при ликвидации

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit

Процедуре ликвидации хозяйствующих субъектов, как правило, сопутствует выездная налоговая проверка.

Рассмотрим особенности налоговой проверки при ликвидации организации

Регистрация и ликвидация хозяйственных субъектов осуществляется регистрирующим органом – налоговой инспекцией. В какой момент налоговая инспекция узнает о предстоящей ликвидации организации? Учредителями (либо органами, принявшими решение о ликвидации) юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации подается в налоговый орган сообщение о начале процесса ликвидации (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон №129-ФЗ)). И на основании поданного сообщения налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таким образом, налоговой инспекции становится известна информация о процессе ликвидации налогоплательщика.

Ликвидатор юридического лица уведомляет налоговые органы о формировании ликвидационной комиссии, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Налоговая проверка при ликвидации – право или обязанность?

Сразу отметим, что обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, налоговым законодательством не установлена (постановление АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014).

Но в том случае, если налоговая инспекция, располагая данными о ликвидации организации (в связи с внесением ею в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации), не воспользовалась своим правом на проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных п.11 ст.89 НК РФ, то она не может заявить никаких требований как кредитор в части задолженности по налогам и сборам (решение АС г. Москвы от 14.10.2015 г. №А40-95304/2015).

Напомним, что ликвидируемая организация должна разместить сообщение о предстоящей ликвидации с указанием адреса и срока для направления требований кредиторами в Вестнике государственной регистрации (ст.63 ГК РФ). Кредиторы (в т.ч. и налоговая инспекция) в течение двух месяцев должны направить организации требование о включении сумм пеней, недоимок в реестр требований кредиторов. Если такое требование в двухмесячный срок не будет направлено, то ликвидационная комиссия вправе завершить ликвидацию без учета требований налогового органа.

Читайте также:  Пенсия для северян с 2021 года (последние новости)

Таким образом, процедура ликвидации налогоплательщика не всегда сопровождается проведением выездной налоговой проверки.

Положения п.11 ст.89 НК РФ устанавливают право налогового органа на осуществление выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Как правило, ликвидируемые организации с «нулевой» отчетностью или организации с несущественными оборотами, не представляют интереса для налоговых органов.

В поле зрения налоговых органов попадают налогоплательщики, имеющие задолженность перед бюджетом, масштабы деятельности и пр.

И при этом не имеет значения, что в отношении данного налогоплательщика уже ранее проводилась проверка. При проведении проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Суды поддерживают право налоговых органов на повторное проведение проверки по одним и тем же налогам (решение АС Камчатского края от 28.12.2015 г. № А24-4330/2015).

Но, налоговые органы, воспользовавшись своим правом на проведение проверки, не могут ликвидировать юридическое лицо до момента ее завершения (постановление АС Московского округа от 18.11.2014 г. №Ф05-11476/2014).

Процедурные моменты

Налоговые органы при проведении налоговой проверки ликвидируемой организации используют те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ). В рамках проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (письмо Минфина РФ от 25.01.2012 г. №07-02-06/10).

Оформление результатов проверки

Проанализируем, какие оплошности налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля могут сыграть на руку налогоплательщика.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1,6 ст.100 НК РФ). А организация, подлежащая ликвидации вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения.

После рассмотрения возражений налоговый орган должен вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Но, в ряде случаев налоговые органы нарушают процедурные моменты и предъявляют требование об уплате налогов ликвидируемой организации на основании одного лишь акта.

Акт проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (определение АС Республики Алтай от 19.02.2016 г. №А02-1081/2015).

Налоговая проверка при ликвидации ООО — что проверяют и как подготовиться

Здравствуйте! В этой статье расскажем о проверках, которые проводятся при ликвидации ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. Обязательна ли проверка при ликвидации ООО.
  2. Что могут проверить в процессе ликвидации.
  3. Когда закрытие ООО допустимо без проведения проверки.

Содержание

Ликвидация: суть понятия

Ликвидацией называют процесс, когда юридическое лицо полностью и окончательно прекращает свою деятельность. При этом права и обязанности никому не передаются.

Перед ликвидацией компания обязана:

Ликвидация может быть произведена в добровольном порядке (если так решили учредители) и в принудительном по решению вынесенному судебными органами.

Но при любом раскладе вся процедура начинается с уведомления об этом ФНС.

Законодательное регулирование

Взаимодействие компании с ФНС по процедуре ликвидации регулируют:

Сразу отметим, что при ликвидации ООО вероятность налоговой проверки практически стопроцентная.

Этапы ликвидации

Как подготовиться к приезду проверяющих

После того как вы уведомили ФНС о ликвидации компании, осуществлять какие-то кардинальные перемены (особенно связанные с документацией) нельзя. Но некоторая подготовка все-таки допустима.

Итак, вы вполне можете:

Вообще, подготовиться к прибытию проверяющих можно эффективнее, если составить план погашения задолженности и тщательно проанализировать всю документацию. Только сделать это лучше до уведомления ФНС о ликвидации компании.

Также к моменту выездной проверки должен быть подготовлен ликвидационный баланс, а в СМИ опубликована информация о ликвидации вашей компании.

Выездная проверка при ликвидации ООО

В данном случае все проверочные мероприятия будут проводиться на вашей территории. Проводится такая проверка прежде всего для того, чтобы выявить, не нарушала ли ваша компания налоговое законодательство во время осуществления своей деятельности.

Проверяющие будут выявлять ошибки в работе бухгалтерии, искать факты неуплаты налогов и так далее.

Но есть ситуации, когда из-за приезда проверяющих нервничать не стоит:

Что касается непосредственно процедуры, то для ее проведения решение выносит руководитель территориального отдела ФНС.

Вы же, со своей стороны, обязаны:

Впрочем, права у вас тоже есть. Например, вы имеете право требовать при проведении осмотра или истребовании документации участия понятых.

Длительность проверки.

Прежде всего уточним, что проверку проведут независимо от того, сколько времени существовала ваша компания. Даже если ваш бизнес уже проверяли недавно, в процессе ликвидации проверку осуществят снова.

Если говорить о конкретных сроках проведения, то обычно он не превышает 60 дней. Он может быть увеличен только в случае непредвиденных обстоятельств.

В том случае, когда у вашей компании есть филиалы, проверка может длиться полгода. Но в то же время ее могут закончить раньше срока, по официальному распоряжению руководства ФНС.

Какой период проверяется.

Проверке подлежат последние 3 года деятельности вашей компании, а также период того года, в котором вы приняли решение о ликвидации.

Какие документы могут истребовать.

Этот список при необходимости может быть дополнен.

Права проверяющих.

В процессе выездной проверки инспекторы имеют право:

Важные нюансы.

Фиксация результатов.

Результаты, которые будут получены в ходе проверочных мероприятий отражаются в протоколе и закрепляются в итоговой справке. В ней же отразят сумму задолженности (если она будет выявлена), все нарушения, если таковые имеют место.

Несогласие с результатами.

Если вы с результатами проверки категорически не согласны, у вас есть право их обжаловать. Для этого свои претензии излагаете в письменном виде и направляете руководителю ФНС. У вас есть на это 15 дней с той даты, когда вы получили результаты проверки.

Камеральная проверка

Ее осуществляют на территории ФНС. Проверять будут налоговые декларации, которые вы подавали, а также промежуточный и ликвидационный балансы.

Чтобы провести камеральную проверку, инспекторам не нужно ждать решения руководства и уведомлять об этом ликвидационную комиссию.

В ходе мероприятий проверяющие будут искать различные ошибки и расхождения в сведениях. Если их выявят, вам будет направлено требование предоставить разъяснения по данным фактам либо внести коррективы в документацию. На это отводится пять дней.

Ликвидация ООО без проверки

Проведение проверки компании, которая ликвидируется – это право, но не обязанность представителей налоговой службы. Поэтому, если у ФНС отсутствуют претензии к вашей фирме, проверки можно избежать.

Есть следующие варианты ликвидации ООО без общения с инспекторами:

Также вам не стоит переживать по поводу проверки, если деятельность ваша компания не вела в течение трех лет.

При этом нужно соблюсти ряд условий:

Ликвидация с нулевым балансом

Для признания баланса нулевым должны быть соблюдены некоторые условия:

При выполнении этих условий налоговая проверка вам не грозит и ликвидация пройдет быстрее.

Продажа компании

Также есть методы ликвидации, которые являются альтернативными. Один из таких – продажа компании. В этом случае фирма функционирует и дальше, но учредители к ней никакого отношения иметь не будут.

Сразу оговоримся, что этот метод противозаконным не является. Его суть состоит в том, что за определенную плату доля в уставном капитале в полном объеме передается другим лицам.

В итоге меняется руководство и фирма переходит к новому собственнику.

Перевод компании в другой регион

В этом случае происходит не только смена юридического адреса, но и фактического расположения компании. А это означает, что ООО снимут с учета в пункте А. и поставят в пункте Б.

Таким образом, ФНС не сможет применить штрафные санкции и провести выездные проверочные мероприятия, так как изменится территориальная подведомственность.

Этим методом могут воспользоваться те, у кого есть задолженность по налоговым платежам либо перед кредиторами.

Заключение

Налоговая проверка в любом случае вызывает волнения и опасения, даже если вы ничего не нарушали. Если вы не уверены, что в вашей компании все идеально, привлеките аудитора и проведите полный анализ деятельности, причем до того, как поставите в известность ФНС о своем желании провести ликвидацию фирмы.

Но если долгов по налогам у вас нет, а вся отчетность предоставлялась вовремя, бояться вам нечего, процедура пройдет без особого ущерба для средств и нервов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *