Может ли сотрудник ГИБДД остановить без причины

Многие водители помнят старое правило о том, что для проверки документов инспекторы могут останавливать автомобили только на стационарных постах. Во время действия Приказа МВД №185 это действительно было так, однако на данный момент Приказ №185 утратил юридическую силу: вместо него действует аналогичный, но измененный Приказ №664. В каких случаях сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей – читайте в этой статье.

Причины остановки

Итак, перечень причин остановки в новом Приказе немного изменили. В оригинальном виде его можно увидеть в пункте 84 Приказа №664. Но язык законодателей запутан и наполнен канцеляризмами, поэтому в этой статье будет только краткая выжимка полезной информации.

У инспектора есть следующие основания для остановки автомобиля:

В общем-то, весь этот перечень знать и не обязательно, так как его последний пункт – проверка документов – фактически означает, что инспектор при желании может остановить любой автомобиль.

Зачем обновили регламент?

Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.

Как производится остановка?

Чтобы остановить автомобиль, сотрудник ГИБДД должен выделить его из потока жестом руки или жезла и указать место остановки. Игнорировать это требование запрещено, даже если инспектор указывает на место, где стоянка и остановка запрещены.

В обязанности инспектора входит:

Инспектор имеет право потребовать предоставить водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО. У водителей, обязанных иметь путевой лист или документы на перевозимый груз, могут проверить и их. Также инспектор может проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки – эти предметы должен иметь в автомобиле каждый водитель.

В некоторых случаях сотрудник ГИБДД может потребовать водителя выйти из автомобиля:

Если же инспектор остановил авто, чтобы воспользоваться им, что бывает очень редко, то он должен будет выдать соответствующую справку со следующими сведеньями:

Если инспектор не может выдать данную справку на месте, то ее должны заполнить в его подразделении ГИБДД.

Обязан ли инспектор показывать ориентировку или подтверждение проведения спец.мероприятия?

Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от другого наряда ДПС.

Юридически перечень оснований для остановки инспектором транспортного средства четко регламентирован и закреплен в Приказе МВД №664. Однако последний его пункт – проверка документов – фактически разрешает сотруднику ГИБДД остановить любой автомобиль даже вне стационарного поста ДПС, как это было до 2017 года.

Как себя вести, если остановила ДПС ГИБДД: какими правами и обязанностями наделен водитель

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с остановкой его сотрудниками ДПС. Многие просто не знают, как правильно вести себя с инспектором, на что обращать внимание и впадают в панику, даже если за ними нет никакой вины. Чтобы не поддаваться панике при беседе с сотрудниками дорожно-патрульной службы, стоит предварительно изучить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.

Права водителя при остановке машины инспектором ДПС

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора. Остановке предшествует взмах жезла сотрудника. При этом водителю следует внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, точно ли жест указывает на водителя.

Инспектор не может остановить авто без каких-либо оснований. Это будет считаться нарушением законодательства. Стоит обратить внимание, что ранее действующий Приказ МВД №185 утратил свою юридическую силу в 2017 году, и вместо него теперь действует Приказ МВД №664 от 2017 года. Существенных изменений в 2020 году не произошло.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП. На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места. Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Что делать после того, как машину остановила ДПС

После того как сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он (сотрудник) должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После чего по нормам регламента он сообщает причину остановки автомобиля.

Сотрудник должен предъявить удостоверение в развернутом виде. На нем должны быть видны ФИО, срок действия документа. У многих инспекторов есть нагрудный знак, его номер также следует зафиксировать.

Водитель может уточнить номер дежурной части и позвонить туда для проверки: точно ли этот человек служит там, а также уточнить прочие обстоятельства произошедшего (например, правда ли, что на машину есть ориентировка). Необходимость узнать подразделение ДПС может быть вызвана и тем, чтобы заранее знать, куда жаловаться на возможные противоправные действия сотрудников полиции.

Право водителя на аудио- и видеофиксацию

Водитель может вести запись на диктофон или на видеокамеру. В дальнейшем это может стать уликой в суде в пользу водителя. Видеосъемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов: например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.

Запрет на видеосъемку допустим только в исключительных обстоятельствах, например, при проведении оперативных мероприятий или мероприятий, связанных с гостайной. Без веских оснований инспекторы не могут запретить снимать.

Сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, но должен уведомить об этом факте водителя.

Водитель не обязан передавать водительские права инспектору и лучше этого не делать, достаточно только показать права. Если инспектор требует передать ему права, техпаспорт и полис лично в руки, то водитель может не исполнять его требования со ссылкой на Приказ МВД №664 (п. 219-222).

Когда водитель должен покинуть машину

При общении с сотрудниками ГИБДД водителю не следует выходить из машины: это не входит в его обязанности. Исчерпывающий перечень случаев, когда инспектор может попросить выйти из машины, приведен в Административном регламенте Приказа МВД №664 (п. 93.1). Водитель может остаться в машине и выслушать инспектора. Последний подходит со стороны водителя.

Водитель должен исполнить требование инспектора и выйти из авто в следующих случаях:

  1. В целях устранения неисправности машины.
  2. Если сотрудник ГИБДД уверен, что водитель в состоянии опьянения.
  3. Для сверки номеров агрегатов с имеющимися записями в техпаспорте.
  4. Для проведения досмотра машины.
  5. Если водитель подозревается в совершении преступного деяния.
  6. Если нужно участие водителя в оформлении документов или оказании помощи иным лицам.
  7. Если поведение водителя стало угрозой сотруднику полиции.

Выше приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда инспектор может потребовать покинуть машину.

Порядок осмотра и досмотра

Если в ходе осмотра инспектор попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых.

Даже если водитель совершил нарушение, то он может предоставить объяснение содеянному. Указанная причина может стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа и вносится в протокол. Но водитель может так же ничего не объяснять: нормы Конституции позволяют не свидетельствовать против себя и родственников. Таким образом, водитель не обязан отвечать на все вопросы, которые ему задает инспектор. Такое право за ним закрепляет ст. 51 Конституции РФ.

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину. Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе. Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании п. 134, 151, 168, 211 Административного регламента Приказа МВД №664 в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании 28.2 КоАП.

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Прочие права

Важно учесть, что водитель вправе не оплачивать выписанный штраф на месте. Он не уплачивает штраф напрямую инспектору, более того, это считается нарушением закона и приравнивается к даче взятки по ст. 290, 291 УК. Если инспектор вымогает деньги у водителя, то водитель вправе отказаться или написать жалобу на действия сотрудника.

Когда у инспектора есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии, такому водителю могут предложить пройти проверку на алкоголь. Но водитель имеет право отказаться от нее в пользу прохождения процедуры проверки в медицинском учреждении: в этом случае ему предстоит пройти медицинское освидетельствование. Право на прохождение освидетельствования может пригодиться при наличии сомнений в точности алкотестера, так как оно дает более точные результаты. Но отказ от прохождения освидетельствования приравнивается по нормам КоАП к нахождению в состоянии опьянения и грозит водителю крупным штрафом и лишением прав.

Читайте также:  Названивают коллекторы по чужому долгу, что делать

Водителю не следует забывать еще об одном праве: о праве на жалобу, защиту своих прав и получение компенсации убытков. Если инспектор нарушает права водителя, и был причинен ущерб, то водитель может обжаловать принятое решение.

Запоминаем

Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:

  1. Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
  2. Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
  3. Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
  4. Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
  5. Открывают багажник по первой просьбе.
  6. Хамят или заискивают с инспектором.
  7. Отвечают на все вопросы инспектора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Штрафы ГИБДД

Полная информация о сроках и размерах наказания за нарушения ПДД

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать без причины?

Некоторые водители ошибочно предполагают, что инспекторы могут останавливать их только на стационарных постах. На самом деле так и было раньше согласно старому Приказу . С 2017 года этот документ отменен, и вместо него действует Приказ МВД России от 23.08.2017 №664 , утверждающий новый Административный регламент, которым должны руководствоваться сотрудники ГИБДД. По большей части многое осталось прежним, но есть некоторые правила, которые все же были изменены.

Разберемся, когда и по каким причинам могут остановить, как все происходит на месте, какие у водителя есть права, зачем обновили регламент, и обязаны ли инспекторы предоставлять ориентировки или распорядительные документы во время остановки.

По каким причинам могут остановить?

Причины остановки регламентируются п. 84 Приказа №664 .

Согласно ему, водителя на законных основаниях могут остановить в нескольких случаях:

  1. Нарушение ПДД. Даже за мелкое нарушение инспектор вправе остановить автовладельца. Для этого достаточно визуальной фиксации проступка, но могут использоваться и технические средства. На месте оформляется протокол сразу с реквизитами для оплаты штрафа, либо выносится предупреждение.
  2. Если есть ориентировка, указывающая на возможную причастность водителя или сидящих в салоне граждан к правонарушению или преступлению. Ее могут дать инспектору в письменном виде (они обычно выдаются на «разводе»), сообщить по телефону или рации. Устную информацию о розыске определенного автомобиля передает дежурный.
  3. Если небезосновательно предполагается, что машина используется противоправно: угнана, водитель нетрезв, автомобиль находится в розыске. Сведения могут поступать в виде письменной или устной ориентировки, информации от граждан, других нарядов, ОВД).
  4. Опрос граждан в качестве очевидцев ДТП, иного нарушения или преступления, если они являются очевидцами.
  5. Если требуется помощь понятых.
  6. Если нужно использовать автомобиль в соответствии с п.37 ч.1 ст. 13 ФЗ «О полиции» : для поимки преступника, доставки другого человека в больницу для оказания экстренной медицинской помощи, проезда к месту преступления или правонарушения. Это происходит в исключительных случаях. Весь причиненный водителю ущерб и понесенные расходы по его требованию возмещаются ведомством.
  7. Если движение временно запрещено или ограничено. Такое часто происходит при перекрытии дороги из-за крупного ДТП, ремонтных работ.
  8. Если нужно организовать беспрепятственный проезд спецтранспорта.
  9. Если требуется содействие автовладельца в оказании помощи другим людям, инспекторам.
  10. Проведение спецрейдов по выявлению правонарушений на основании распоряжений руководителей территориальных подразделений.
  11. Неправильная установка или неисправность техсредств организации движения, нарушение правил проведения ремонтных работ на проезжей части; аварии, пожары и другие чрезвычайные обстоятельства, представляющие угрозу для жизни и здоровья граждан.
  12. Проверка паспортов автовладельцев и всех сидящих в салоне, если есть основания предполагать, что они стали участниками преступления.
  13. Проверка водительского удостоверения, документов на перевозимый груз или сам автомобиль.

Останавливать для проверки документов могут, и дополнительные основания не нужны. Такое право указано в п. 84.13 Приказа №664 . Инспектор может указать водителю на место остановки и попросить водительское удостоверение, ОСАГО или СТС. Если же речь идет о проверке паспортов, нужны основания (ориентировка, подозрение в сокрытии с места ДТП или преступления). Об этом сказано в п. 84.14 Приказа №664 .

Зачем обновили регламент

Причиной обновления стала неактуальность старого Приказа, утверждающего регламент. Он был принят в 2009 году, а обновлен в 2014-м. Новый Приказ вступил в силу в 2017-м. За 8 лет на дорогах многое поменялось: увеличилось количество автомобилей, появились новые средства фиксации нарушения ПДД, и другие технологии.

Сейчас инспекторы должны руководствоваться Приказом №664, утверждающим обновленный регламент. Старый утратил силу.

Помимо Приказа №664, сотрудники ГИБДД должны знать и соблюдать ряд других законов:

  1. ФЗ “О полиции” от 07.02.2011 N 3-ФЗ . Регламентирует деятельность, права и обязанности сотрудников МВД.
  2. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 о правилах медосвидетельствования водителей.
  3. Правила дорожного движения.
  4. ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ об ОСАГО.

Важно хорошо ориентироваться в гл. 12 КоАП РФ . Она регламентирует виды правонарушений в области дорожного движения, устанавливает санкции за нарушение ПДД.

Особенности остановки инспектором ДПС

Сотрудники ГИБДД должны останавливать водителей с помощью жестов руками, чаще всего используется жезл. Допускается применение диска со световозвращающими элементами. Главное, чтобы сигнал был направлен на автовладельца и понятен ему.

Может использоваться громкоговорящее устройство: например, если инспектор заметил нарушение в ходе движения и просит прижаться к правой стороне дороги. Называется марка, модель и госномер автомобиля, водитель которого должен выполнить требование.

Есть еще ряд особенностей, которые должны знать все сотрудники ГИБДД. Информация о них будет полезна и водителям:

  1. Нельзя останавливать автомобили на определенных участках дорог, где это запрещено ПДД. Исключение – пресечение правонарушения, уголовного преступления, предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан: в этих случаях присутствие стоящих машин на таких участках допускается, при этом инспекторы должны обеспечивать безопасность для других участников движения.
  2. Остановив автомобиль, сотрудник должен подойти к водителю, представиться и кратко рассказать о причине остановки. При представлении обязательно называется фамилия, звание, должность. По требованию водителя предъявляется удостоверение – его можно посмотреть только в руках инспектора.
  3. Если машина нужна для использования в экстренных служебных целях, сотрудник объясняет это водителю, рассказывает о маршруте движения. Исключение – погоня за преступником: в этом случае маршрут не сообщается. Собственнику транспортного средства по итогам выдается справка с указанием даты, продолжительности поездки, собственными данными инспектора и названием подразделения ГИБДД.

Если причиной стало нарушение ПДД водителем, сотрудник должен объяснить это ему. Выходить из машины необязательно: достаточно предоставить документы через открытое окно.

Инспектор не вправе требовать покинуть салон автомобиля, за исключением нескольких случаев:

Теперь рассмотрим несколько важных прав водителей при взаимодействии с инспекторами:

Право

Основание

Узнать о причине ограничения движения или остановки транспорта

Объяснять свои действия. Раскаяние в содеянном, совершение правонарушения в состоянии аффекта или из-за тяжелых семейных обстоятельств – это основания для смягчения ответственности ( ст. 4.2 КоАП РФ ). Обстоятельства должны учитываться инспектором

Снимать сотрудника ГИБДД на камеру. Деятельность ведомства считается публичной, и запрещать видеосъемку инспекторы не вправе. В дальнейшем видеозапись можно использовать как доказательство в суде, если в отношении водителя совершены противоправные действия

Обязан ли сотрудник ДПС предоставить ориентировку или распорядительный документ, подтверждающий спецмероприятие?

Ответа на этот вопрос в регламенте нет: в нем говорится, что инспектор должен кратко сообщить о причине обстановке, а не подтверждать ее документами. Но есть ст. 12 ФЗ «О полиции» , согласно которой сотрудники должны представлять материалы дела лицу, чьи права и интересы они затрагивают.

Обязательное предоставление ориентировок или распорядительных документов законодательством не предусмотрено. При желании можно попросить такие документы у сотрудника ГИБДД, но есть вероятность, что он откажет в просьбе, сославшись на служебную информацию.

Сотрудники ГИБДД не могут останавливать водителей без причины, однако даже простая проверка документов может стать ею. Особые распоряжения руководителей ведомства или ориентировки не нужны: по закону наличие таких документов считается отдельным основанием.

При остановке сотрудники ДПС должны соблюдать ряд законов, но и автовладельцам нужно знать свои права и обязанности. Предъявление особых распорядительных документов или ориентировок водителям по закону не предусмотрено, но в некоторых случаях они могут понадобиться в ходе рассмотрения дела по КоАП РФ.

Сотрудник гибдд остановил без причины

Бесплатная консультация автоюриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

  • Бесплатная консультация автоюриста
    Москва и МО : +7 499 938-93-12
    СПб и область: +7 812 467-39-73
    Фед. номер: 8 800 350-73-54

    ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345

    Причины остановки ТС инспектором ДПС – исчерпывающий перечень

    Как показывает практика, абсолютное большинство водителей совершенно не знают, как защищать свои права и законные интересы в общении с сотрудниками ГИБДД.

    Сегодня мы расскажем, какие причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС имеются в соответствии с законом, а также вы узнаете, имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать водителей без причины.

    Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

    На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2017 года.

    Это очень важный документ, знание которого может сильно помочь водителю в защите своих прав и законных интересов от произвола со стороны отдельных сотрудников.

    В качестве возможных причин остановки ТС, Приказ № 664 называет следующие (раздел 84 Приказа):

    • Установленные нарушения ПДД;
    • Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
    • Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
    • Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
    • Привлечение водителя в качестве понятого;
    • Для использования ТС в экстренных целях;
    • Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
    • Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
    • Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
    • В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
    • При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
    • Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
    • Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);

    Несмотря на то, что указанный перечень является исчерпывающим, по факту, он предоставляет инспектору почти неограниченные возможности по остановке абсолютно любого ТС на свое усмотрение.

    Можно ли останавливать ТС для проверки документов?

    Представившись водителю, первое, что делает практически любой инспектор ДПС – просит предъявить документы: водительское удостоверение и «пластик». Зачастую, проверив эти документы, сотрудник полиции возвращает их водителю, желает счастливого пути и продолжает свою работу.

    Законны ли такие действия? Имеет ли право инспектор ГИБДД останавливать машину только лишь для проверки документов? Попробуем разобраться.

    Для ответа на этот вопрос нам придется вновь обратиться к Приказу МВД № 664. В одном из его пунктов черным по белому написано, что инспектор вправе остановить ТС для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством.

    Казалось бы, здесь все понятно и закон разрешает сотруднику ГИБДД останавливать автомобиль только лишь для проверки документов.

    Однако, в приказе № 664 имеется пункт 106, в котором перечисляются конкретные основания остановки с целью проверки документов. К ним относятся:

    • Наличие признаков нарушения ПДД;
    • Наличие ориентировок на причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления, нахождение его в розыске и т.п.
    • Проведение специальных мероприятий по предупреждению ДТП, например, часто проводимая операция « пьяный водитель » (должно подтверждаться документально)

    Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.

    Это важно! Независимо от того, по какой причине было остановлено ТС, инспектор имеет право попросить водителя предъявить документы

    Обязан ли инспектор ДПС объяснять причину остановки?

    Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!

    В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.

    Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру .

    Читайте также:  Выездная налоговая проверка при ликвидации ООО

    Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!

    Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов?

    Нередко водителям приходится останавливаться по требованию инспектора ГИБДД.

    Но имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Каким законом регулируется остановка?

    Рассмотрим подробно, где сотрудники ДПС могут останавливать машину для проверки документов и в каких обстоятельствах.

    Причины остановки

    На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.

    Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.

    Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.

    Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

    1. Если водитель нарушил ПДД (совершил обгон в недопустимых местах и прочее). Сотрудник ГИБДД мог установить нарушение визуально или зафиксировать его с помощью специальных технических средств.
    2. Если водитель или пассажиры причастны к аварии, преступлению или административному правонарушению. У сотрудника обычно есть такие сведения в виде ориентировки или информация дежурного.
    3. Если автотранспортное средство находится в розыске или угнано. Обычно у инспектора есть данные, доказывающие факт угона или розыска.
    4. Чтобы водитель дал показания, если является очевидцем или свидетелем ДТП, совершенного преступления.
    5. Для привлечения водителя в качестве понятого.
    6. Необходимость использования ТС сотрудником ГИБДД.
    7. Для временного ограничения или запрещения движения ТС.
    8. Для предоставления водителем своей машины врачам или сотрудникам ГИБДД.
    9. Чтобы оказать помощь пострадавшим, сотрудникам полиции.
    10. Для проведения мероприятий, которые необходимо исполнять на основании распорядительных актов. В рамках плановой проверки. Автомобиль проверяют на перевозку запрещенных грузов или лиц, находящихся в розыске. Тогда будет проходить проверка каждого автомобиля на выделенном участке.
    11. На дорогах ремонт, произошло стихийное бедствие, техногенная авария, пожар, другие ЧС, создающие угрозу безопасности движения ТС.
    12. Для проверки документов на право пользования и управления автомобилем, документации на ТС и перевозимых грузов.
    13. Проверка документов водителя или его пассажиров, если у инспектора есть подозрение, что лица совершили преступления или находятся в розыске.

    Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Да, имеет. И это обоснованная причина остановки транспортного средства сотрудниками ДПС РФ в 2021 году.

    Ранее остановка автомобиля вне стационарного поста запрещалась. Теперь сотрудники могут останавливать машину вне постов.

    Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.

    Зачем обновили регламент?

    Документ объясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД в различных ситуациях. Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.

    Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.

    Но инспекторы должны действовать не только по этому регламенту. Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.

    Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению. Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.

    Узнаем, что делать и как себя вести в случае остановки.

    Остановка инспектором ДПС

    Нельзя игнорировать требование инспектора ДПС об остановке. У него есть право произвести задержание. Сотрудник ДПС специальным жестом останавливает автомобиль.

    Требование остановиться он подает через громкоговорящее устройство или жестом руки, может использовать жезл или диск с красным сигналом, который направляется на автотранспортное средство. Инспектор должен указать при этом на место остановки автомобиля.

    В темное время суток или при ограниченной видимости инспектор подает сигнал об остановке ТС с применением специальных световых сигналов (если есть такая возможность).

    Нельзя останавливать ТС на участках, где остановка запрещена по ПДД. Исключение: остановка связана со стремлением пресечения преступления и других противоправных действий.

    Далее сотрудник ДПС обязательно:

    • без промедления подходит к водителю;
    • здоровается, представляется, называет ФИО, должность, звание;
    • при обращении к водителю прикладывает правую руку к головному убору;
    • объясняет причину остановки;
    • если водитель потребует, предоставляет служебное удостоверение (рекомендуется пользоваться этим правом и даже записывать данные сотрудника полиции);
    • излагает требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или излагает права и обязанностей водителя, если необходимо привлечь его в качестве понятного;
    • инспектор не должен требовать от автомобилиста выйти из автомобиля для разговора (исключения: работник ГИБДД находится рядом с ТС, которое создает угрозу его личной безопасности, или в случае, если требуется устранить нарушение или техническую неисправность);
    • остановка должна производиться на короткий срок (если сотрудник Вас остановил, но долго к Вам не подходит, можете продолжать движение);
    • если водитель совершил административное нарушение, сотрудник разъясняет ему, в чем оно заключается.

    Нельзя останавливать авто для проверки на темных улицах без освещения, на машинах без специальной окраски. Исключение: есть необходимость пресечения преступления, административного правонарушения, проведения распорядительно-регулировочных действий, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу участников ДД.

    Если у Вас есть все основания полагать, что перед Вами не сотрудник полиции, сообщите об этом на ближайший пост ГИБДД или в отдел полиции.

    Сотрудник ГИБДД может предъявить требование открыть багажник, чтобы проверить состояние газового оборудования. Если такового нет, осмотр должен быть прекращен. Инспектор не имеет право перекладывать вещи, открывать сумки для проверки технического состояния автомобиля.

    Осмотр водителя и пассажиров автомобиля, досмотр их вещей, багажа проводится только тогда, когда автомобилиста или его пассажиров подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.

    Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

    • если находится в состоянии алкогольного опьянения;
    • нужно устранить техническую неисправность или нарушения правил перевозки грузов;
    • инспектору необходимо осмотреть автомобиль, груз;
    • нужно произвести процессуальные действия (заполнить документы);
    • нужно сверить номера агрегатов ТС;
    • поведение автомобилиста создает угрозу безопасности сотрудника.

    Водитель должен переместить автомобиль в указанное инспектором место, если:

    • авто создает помеху для других участников ДД;
    • создает угрозу безопасности сотрудника.

    Водитель может сесть в патрульную машину, если его участие необходимо, чтобы оформить процессуальные документы.

    Если сотруднику ГИБДД нужно воспользоваться автотранспортным средством, он должен выдать справку или сделать запись в путевом листе, указав продолжительность поездки, пройденное расстояние, свои ФИО, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения.

    Остановка за управление ТС в нетрезвом виде

    Инспектор ДПС имеет полное право остановить автомобиль, если у него есть подозрения, что водитель, который находится за рулем, пьян. Затем сотрудник потребует пройти освидетельствование.

    Но требовать этого он в праве только тогда, когда есть веские основания полагать, что автомобилист сел за руль в нетрезвом состоянии. На это обычно указывают следующие признаки:

    • запах алкоголя;
    • автомобилист пошатывается на ногах;
    • его речь нарушена, он путает слова;
    • пальцы рук дрожат;
    • цвет лица изменен;
    • неадекватно себя ведет.

    При обнаружении подобных признаков сотрудник ДПС должен провести медицинское освидетельствование, применив соответствующую технику.

    Если в выдыхаемом воздухе обнаруживается алкоголь, водителя направляют в медицинское учреждение, где проведут тесты и возьмут анализы.

    От обоснованного требования пройти освидетельствование водитель не может отказаться, иначе получит штраф, или его лишат водительских прав.

    Но прохождение процедуры в определенном порядке обязательно (статья 25.7 КоАП):

    • привлекаются двое понятых, которые должны подписать протокол и наблюдать за действиями инспектора при проверке;
    • фиксация процесса на видео;
    • понятые должны подтвердить отказ водителя от освидетельствования.

    Водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД, если они имеют законную силу.

    Наказание за отказ от медицинского освидетельствования (статья 12.26 КоАП РФ):

    • штраф 30 000 рублей, лишение прав на 1,5-2 года;
    • административный арест на 10-15 суток или штраф 30 000 рублей (если у водителя нет прав управлять автомобилем).

    Предоставление сотрудником необходимых контактов и документов

    Инспектор не должен препятствовать ознакомлению автомобилиста со спецмероприятиями или ориентировками.

    Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.

    Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения. Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения.

    Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному. Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации.

    Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.

    Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.

    Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.

    Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.

    Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.

    Будьте спокойны и вежливы во время общения с инспектором ДПС. Не позволяйте ему запугивать Вас. Отстаивайте свою правоту, пользуйтесь своими правами.

    Спорьте до последнего, позвольте себе оперировать понятиями из ПДД, даже если Вы не помните все формулировки наизусть (некоторые инспекторы их тоже наизусть не помнят).

    Защищайте свои права, но не перегибайте палку и, разумеется, не нарушайте ПДД.

    Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать автомобиль без причины?

    1. Основания к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД
    2. НАРУШЕНИЕ ПДД ИЛИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
    3. ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИЦО (ЛИЦ)
    4. ОРИЕНТИРОВКА НА АВТОМОБИЛЬ
    5. ОПРОС ВОДИТЕЛЯ
    6. ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ПОНЯТОГО
    7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ
    8. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ
    9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕЗДА ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    10. ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ПРОЕЗЖУ СПЕЦТРАНСПОРТА
    11. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ
    12. СПЕЦ МЕРОПРИЯТИЯ
    13. УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
    14. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ
    15. ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ
    16. Необходимые условия для остановки автомобиля
    17. Время суток
    18. Остановка в светлое время суток
    19. Остановка в темное время суток
    20. Место остановки
    21. Остановка на стационарном посту ДПС
    22. Остановка вне зоны стационарного поста ДПС
    23. Остановка под запрещающим знаком
    24. Часто задаваемые вопросы водителей
    25. Как водителю определить законно ли требование сотрудника ГИБДД остановить автомобиль?
    26. Что грозит за игнорирование требования инспектора об остановке?
    27. Какие меры воздействия могут быть применены к автомобилисту, проигнорировавшему требование об остановке?
    28. Предусмотрена ли ответственность сотрудника ГИБДД за остановку ТС без причины?

    Нередко автомобилистов останавливают сотрудники ГИБДД, требуют предъявить документы на автомобиль и при этом не называют причину остановки. Остановить автомобиль без причины сотрудник ГИБДД не имеет права. Остановка транспортного средства ограничена 14-ю основаниями.

    Основания к остановке транспортного средства перечислены в пункте 84 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (далее – Административный регламент).

    Основания к остановке автомобиля сотрудником ГИБДД

    Всего имеются 14 оснований для остановки ТС:

    НАРУШЕНИЕ ПДД ИЛИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    Во-первых, остановка автомобиля будет являться правомерной не зависимо от способа фиксации нарушения. Как правило, визуально фиксируются такие нарушения, как не пристёгнутый ремень, отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, движение без регистрационных знаков и другие нарушения, которые техническим способом зафиксировать невозможно (но это дело времени и технического прогресса). С помощью средств фото-видео фиксации в основном регистрируется превышение скорости. Однако имеются такие нарушения правил дорожного движения, которые фиксируются и с помощью средств фото-видео фиксации и визуально, например, выезд на встречную полосу.

    Во-вторых, почему законодатель привел такое широкое основание как нарушение требований безопасности дорожного движения, а не просто нарушение ПДД?

    Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

    Данная деятельность включает в себя не только принятие норм, регламентирующих и устанавливающих правила дорожного движения, но и других требований для обеспечения безопасности.

    К обеспечению безопасности дорожного движения, помимо правил дорожного движения (ПДД), относятся:

    • требования по охране труда и требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Данные требования в основном касаются водителей специального транспорта (экскаваторы, погрузчики, тракторы)
    • требования к техническому состоянию автомобилей (ст. 16 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Рассмотрим данное требование подробнее.

    Несоответствие технического состояния автомобиля стандартам, правилам и руководству по их эксплуатации будет являться нарушением требований безопасности дорожного движения. Например, отсутствие опознавательных знаков (автопоезд, шипы, перевозка детей, глухой водитель и другие), неисправность внешних световых приборов, наличие шин различных размеров на одной оси и другие.

    Полный список неисправностей содержится в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

    Поэтому сотрудник ГИБДД вправе остановить автомобиль не только за нарушение ПДД, но и при явных признаках неисправности транспортного средства.

    Читайте также:  Инн физического лица как выглядит документ фото

    Также стоит отметить тот факт, что инспектор может остановить автомобиль не только при явных нарушениях, но и их признаков. Признаком является достаточное условие для принадлежности события или действия к тому или иному виду нарушения. Например, степень тонировки невозможно определить при движении автомобиля, поэтому после остановки производятся замеры светопропускной способности стекла специальным прибором.

    ОРИЕНТИРОВКА НА ЛИЦО (ЛИЦ)

    Ориентировка представляет собой документ, в котором имеется описание лица или группы лиц (возраст, рост, внешность, одежда и прочее).

    Шутка

    Обязан ли инспектор предъявить водителю ориентировку?

    Согласно п. 89 Административного регламента после остановки автомобиля инспектор должен подойти к водителю, представиться и сообщить причину остановки. Обязанности по предъявлению ориентировки не установлено, также, как и водителю не запрещено требовать предъявить ориентировку. Данный вопрос законодательством не урегулирован. Однако ч. 7 ст. 5 ФЗ «О полиции» установлено, что гражданин должен быть ознакомлен с документами, непосредственно затрагивающие его права и свободы. Но остановку автомобиля приравнять к ограничению прав и свобод достаточно сложно. Поэтому отказ в предоставлении ориентировки на столько же правомерен на сколько правомерно требование ее предъявить.

    Остальные источники данных (информация дежурного, нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства) носят исключительно устный характер и не могут быть проверены документально.

    ОРИЕНТИРОВКА НА АВТОМОБИЛЬ

    Данное основание отличается от предыдущего объектом розыска. В первом случае это физические лица, во втором – транспортные средства. Ориентировка на автомобиль содержит имеющуюся информацию о нем (марка, модель, гос номер). В требовании предъявить ориентировку сотрудником ГИБДД может быть также отказано.

    ОПРОС ВОДИТЕЛЯ

    В данном случае водитель будет выступать в качестве свидетеля (очевидца) ДТП, административного правонарушения или уголовного преступления.

    Может ли водитель или пассажиры отказаться от опроса? Нет, не могут. Обязанность дачи показаний предусмотрена ч. 6 ст. 25.6 КоАП и ч. 6 ст. 56 УПК, а ответственность за отказ от дачи показаний – ст. 17.7 КоАП, ст. 308 УК. Как видно, обязанность и ответственность предусмотрена административным и уголовным законодательством и зависит от случившегося события.

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ПОНЯТОГО

    Понятой – это любое лицо, достигшее возраста 18 лет и не заинтересованное в исходе дела. Функция понятого заключается в визуальной фиксации совершения процессуальных действий должностными лицами. Однако, водитель вправе отказаться выступить в роли понятого. Ответственность за отказ участвовать в качестве понятого не предусмотрена ни административным, ни уголовным законодательством.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ

    К экстренным случаям относится:

    • предотвращение и пресечение преступлений или административных правонарушений
    • преследование и задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления
    • проезд к мету совершения преступления
    • доставка граждан в мед учреждения для оказания неотложной медицинской помощи
    • отбуксировка с места ДТП поврежденных транспортных средств

    В экстренных случаях остановка может быть осуществлена независимо от места и времени суток (п. 6.14 Административного регламента, пп. З п. З ст. 28 Ф3 «О полиции»). За отказ в предоставлении транспортного средства на водителя может быть наложен административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 12.25 КоАП РФ.

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

    Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств. В таком случае инспектор выступает в роли регулировщика.

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕЗДА ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

    Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

    ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ПРОЕЗЖУ СПЕЦТРАНСПОРТА

    Организация беспрепятственного проезда к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

    ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ

    Данное основание является расплывчатым по своему содержанию и, по нашему мнению, дублирует такие основания остановки как использование автомобиля в экстренных случаях, привлечение в качестве понятого, остановки для опроса водителя о каких-либо фактах. Затруднительно представить ситуацию, когда инспектор останавливает автомобиль и просит водителя помочь поменять колесо на служебной машине. Основания для остановки формально есть – помощь сотрудникам полиции, однако обязанность водителя оказывать помощь в данном случае законодательством не предусмотрена.

    СПЕЦ МЕРОПРИЯТИЯ

    Так называемые рейды – осуществление автоинспекцией запланированных мероприятий в целях устранения массовых правонарушений. Например, сплошная проверка водителей на состояние алкогольного опьянения, проверка наличий лицензий на осуществление таксомоторной деятельности (операция «Таксист»).

    Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки. Как и в случае с ориентировкой закон не предусматривает обязанности инспектора предъявлять данную карточку водителю. О проведении спецмероприятия обычно свидетельствуют явные признаки: перекрытие проезжей части, обилие полицейских в бронежилетах, «кордоны» и патрули ОМОНа.

    УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    Ремонтные работы, стихийные бедствия, производственные (техногенные) аварии, пожары и другими чрезвычайные обстоятельства, утечка опасных веществ.

    ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ

    Данное основание применяется для осуществления проверки документов на транспортное средство и право управления им, проверка документов на перевозимый груз.

    Для проверки документов законодатель отдельно выделил 4 основания (пункт 106 Административного регламента), однако они из числа рассматриваемых 14.

    Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении (пункты 2.1.1 и 2.2 Правил дорожного движения), являются:

    1. выявление признаков нарушения правил дорожного движения
    2. наличие ориентировок (иных данных) на водителя
    3. наличие ориентировок (иных данных) на транспортное средство
    4. проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий (спец. мероприятия)

    Помимо этого, пунктами 107, 108, 109, 110, 111 Административного регламента предусмотрены и иные основания для проверки документов, удостоверяющих личность граждан, различных разрешений и лицензий (некоторые виды перевозок подлежат лицензированию), сверки маркировочных обозначений (WIN), проверки государственных регистрационных знаков (номеров), проверки технического состояния автомобиля.

    ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ ВОДИТЕЛЯ И ПАССАЖИРОВ

    В случае, если водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления или находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются другие основания для их задержания.

    Ответить на вопрос «Имеет ли сотрудник ГИБДД останавливать транспортное средство без причины?» прямо «да» или «нет» не совсем корректно, потому что:

    • для остановки автомобиля имеются только 14 оснований
    • неподчинение ЗАКОННОМУ требованию инспектора влечет наложение административного штрафа

    Если руководствоваться нормами закона, то остановка автомобиля без причины незаконна. Однако нужно понимать, что оснований к остановке уж очень много и инспектору остается лишь выбрать подходящее.

    Необходимые условия для остановки автомобиля

    Помимо указанных оснований, сотрудник ГИБДД при остановке автомобиля должен обеспечить определенные условия. Другими словами, останавливать автомобиль где попало инспектору запрещается. Разберемся.

    Время суток

    Остановка в светлое время суток

    Днем остановка ТС может быть осуществлена по всем основаниям.

    Остановка в темное время суток

    В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник должен иметь светящийся жезл (жезл с световозвращающими элементами) и световозвращающее снаряжение (п. 65 Административного регламента). Требования об освещенности участка остановки отсутствует.

    Место остановки

    Остановка на стационарном посту ДПС

    Что является стационарным постом ДПС?

    Стационарный пост ДПС (СПДПС) – место, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями (п. 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка»)

    На посту остановка может производиться по любым основаниям, а также в любое время суток.

    Стоит отметить, что припаркованный автомобиль ДПС не может являться стационарным постом, потому что как минимум автомобиль не является специальным служебным помещением.

    Остановка вне зоны стационарного поста ДПС

    Остановка не на стационарном посту возможна по всем основаниям. Однако в таком случае у инспектора на груди должен быть видеорегистратор, позволяющий фиксировать его действия и действия водителя. Тем не менее, отсутствие регистратора не является основанием не подчиняться требованию сотрудника ГИБДД.

    Остановка под запрещающим знаком

    Остановка на запрещенных для остановки участках дороги (не путать со стоянкой) возможна только при осуществлении регулирования движения и при необходимости использования автомобиля в экстренных случаях. Остановка по иным причинам запрещается.

    Особенностей остановки автомобиля в черте города или вне населенного пункта не предусмотрено.

    Сопоставим основания для остановки с условиями остановки

    Часто задаваемые вопросы водителей

    Как водителю определить законно ли требование сотрудника ГИБДД остановить автомобиль?

    Практически невозможно. Инспектор может аргументировать факт остановки автомобиля банальной проверкой документов. Какой нормальный инспектор признается: «Да у вас такая крутая тачка, просто хотел салон посмотреть… вот и остановил». Остановка ТС по любым основаниям запрещена на неосвещенных участках дороги, а также под знаком «остановка запрещена» (за исключением осуществления регулирования движения или необходимости использования ТС в экстренных случаях). В этих случаях остановка будет явно незаконной.

    Что грозит за игнорирование требования инспектора об остановке?

    Водитель может быть привлечен к административной ответственности (ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

    Какие меры воздействия могут быть применены к автомобилисту, проигнорировавшему требование об остановке?

    При игнорировании требования об остановке инспектор может применить меры принудительной остановки (преследование, использование спец средств). Водитель не может наверняка знать причину остановки, поэтому во избежание недоразумений ему следует выполнить требования сотрудника ГИБДД и узнать причину остановки.

    Предусмотрена ли ответственность сотрудника ГИБДД за остановку ТС без причины?

    Если инспектор ГИБДД остановил транспортное средство без основания или в неположенном месте, он совершил административное правонарушение, за которое для должностных лиц предусмотрен штраф до 20 000 рублей (ст. 12.35 КоАП). Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует – практически невозможно.

    Может ли ДПС остановить просто для проверки документов в 2020 г.? Причина остановки ДПС

    До 2017 года действовал приказ МВД России № 185, где в пункте 65 было указано, что основанием к остановке транспортного средства сотрудником ДПС являлась проверка документов на право управления автомобилем и в скобочка пояснялось, что на этом основании можно останавливать только на стационарных постах ДПС.

    В 2017 году, данный приказ был отменен в связи с принятием МВД нового приказа за номером 664.

    После прочтения данного приказа многие автолюбители и юристы пришли к выводу, что сотрудники ДПС не имеют больше права просто так останавливать автомобиль для проверки документов.

    Сейчас поясню из чего они исходят.

    Перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства предусмотрен п. 84 Административного регламента.

    Там содержится целых 14 оснований для остановки транспортного средства.

    Согласно подпункту 84.13 Административного регламента основанием для предъявления сотрудником ДПС требования об остановке водителем автомобиля являются – Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

    Но, в этом же регламенте, есть пункт 106, в котором перечислены основания для проверки документов, их четыре, это:

    • выявление признаков нарушения ПДД;
    • наличие ориентировок, либо данных о причастности водителя к совершению ДТП, преступления, или подозрение что автомобиль находится в розыске;
    • проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
    • и последний самый главный пункт – остановка транспортного средства по основаниям, предусмотренным подпунктами 84.1, 84.2, 84.3, 84.11 пункта Административного регламента.

    Как вы видите, в последнем пункте нет упоминания пункта 84.13.

    Следовательно, многие делали вывод, что сотрудник ДПС не имеет право проста так останавливать машину для проверки документов.

    Но, судебная практика пошла по другому пути и суды в рамках разбирательств признавали остановку транспортного средства на основании п 84.13 законным.

    Точку в этом споре поставил Верховный Суд.

    В конце 2017 года герой нашего времени, некий Рудаков Константин Павлович обратился в Верховный суд с требованием признать не действующим подпункт 84.13 Административного регламента в части установления возможности остановки транспортного средства в целях проверки документов вне стационарных постов, ссылаясь на его противоречие части 1 статьи 56 Конституции Российской Федерации, статье 27.3 КоАп, и что самое главное пункту 106 Административного регламента.

    К огромному сожалению все доводы Рудакова Константина были отклонены судом и суд он проиграл.

    В отношении противоречия пункта 84.13 и пункта 106 Административного регламента судом было сказано, что довод Рудакова о противоречии данных пунктов не имеет правового значения ввиду того, что оба положения являются различными частями одного и того же нормативного правового акта и имеют равную юридическую силу.

    Данное решение Верховного суда стало маяком, на который ориентируются теперь все суды России, не смотря на явную путаницу внутри Административного регламента. Ссылка на данное решение суда есть в описании к этому видео.

    Таким образом, можно сделать вывод, что Административный регламент, утвержденный приказом МВД № 664 позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку транспортного средства вне стационарного поста для проверки документов. В связи с чем, сотрудники полиции имеют право останавливать машину для проверки документов в любом месте.

    Если вы этого не знали, обязательно отправьте друзьям это видео, пусть посмотрят, т.к. 99 % всех статей и видео на ютуб говорят о том, что ДПС не имеют право останавливать транспортные средства для проверки документов и тем самым они обманывают людей, а это может привести к очень плохим результатам, ведь у судов другая позиция.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *