Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В таблице ниже приведены лишь некоторые позиции из полного списка, для примера. Полная таблица — в Excel файле.

Название загрязняющих веществ/отходовСтавка платы в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ/отходов в 2021 году
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Азота диоксид149,9
Аммиак149,9
Бенз(а)пирен5910806,2
Взвешенные частицы РМ10101,0
Взвешенные частицы РМ2,5197,0
Марганец и его соединения5911,4
Метан116,6
Сероводород741,1
Серы диоксид49,0
Фенол1969,5
За выбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Алюминий20653,7
Аммиак16524,2
Ацетон (диметилкетон, пропанон)16524,2
Борная кислота48597,9
Вольфрам835436,5
Железо6683,9
Медь826152,1
Нефтепродукты (нефть)16524,2
Ртуть и ее соединения82615182,2
Хлорфенолы8261517,9
За размещение отходов производства и потребления по классу их опасности
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)5215,8
Отходы II класса опасности (высокоопасные)2235,4
Отходы III класса опасности (умеренно опасные)1490,5
Отходы IV класса опасности, за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (умеренно опасные)744,9
Отходы IV класса опасности, твердые коммунальные отходы IV класса опасности (умеренно опасные)95,0
Отходы V класса опасности (практически неопасные), от добывающей промышленности1,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные), от перерабатывающей промышленности45,0
Отходы V класса опасности (практически неопасные), прочие19,4

Законы и изменения по годам

Прежде напомним, что коэффициент экологической значимости региона, закреплённый в Постановлении № 344 Правительства РФ от 12.06.2003 и Постановлении № 1219 Правительства РФ от 19.11.2014 – это устаревшее наименование учета обязательных экологических платежей, определяемых конкретизировано в зависимости от того или иного вида природной среды, испытывающей негативное воздействие от предпринимательской деятельности. С 22.09.2016 он отменён.

Вопрос: Должна ли организация вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате ее деятельности образуются твердые коммунальные отходы?
Посмотреть ответ

В настоящее время платежи за ущерб экологии определяются, в соответствии с Постановлением № 913 Правительства РФ от 13 сентября 2016 года, в фиксированных суммах. Помимо фиксированных ставок, в некоторых случаях применяется также и дополнительный коэффициент к самой фиксированной ставке.

Вопрос: Должен ли банк уплачивать сбор за негативное воздействие на окружающую среду, предоставлять соответствующую декларацию и отчетность по форме 2-ТП (отходы)?
Посмотреть ответ

В данном Постановлении были указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ на 2016–2018 года.

Для 2019 года, согласно Постановлению № 758 Правительства РФ от 29.06.2018 используются ставки, установленные на 2018 год, но с коэффициентом 1,04.

Для 2020 года, согласно Постановлению № 39 Правительства РФ от 24.01.2020 используются ставки, установленные на 2018 год, но с коэффициентом 1,08.

Для 2021 года, согласно Постановлению № 1393 Правительства РФ от 11.09.2020 используются ставки, установленные на 2018 год, с коэффициентом 1,08.

Какие бывают ставки и коэффициенты

Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:

Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.

Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.

Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.

Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: алгоритм расчета в 2021 году

эксперт-практик в области охраны труда и производственной безопасности, аудитор систем управления охраной труда, начальник лаборатории в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Расскажем об изменении ставок на 2021 год и КБК для перечисления платы за НВОС

Какой документ устанавливает правила

Основные положения, регулирующие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2020 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесли изменения.

Основные моменты — без изменений:

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Какие изменения

Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393

Коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Что учесть, если компания работает на объекте, который находится под особой охраной

Комментирует Наталья Герасименко, юрист, руководитель направления Охраны труда Контур.Школы:

«Если организация ведет деятельность на объекте или территории, которая находится под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяют еще один дополнительный коэффициент — 2 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)».

Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:

Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Таблица: что и когда сдавать при отчетах по НВОС

Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году

Что сдаватьКогда сдаватьКто сдает (категория)
Внесение платы за НВОСДо 01.03.20211, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 годаДо 20.04.20211, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 годаДо 20.07.20211, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 годаДо 20.10.20211, 2, 3 и без категории

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Чтобы рассчитать платеж за НВОС, нужно обратиться к ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ:

В качестве руководства по расчету платы за НВОС используйте Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Там найдете необходимые формулы и правила исчисления платы за НВОС.

Алгоритм расчета платы за НВОС

Данные по количеству, объемах и массе загрязняющих веществ в тоннах, выброшенных в окружающую среду, можно получить на основании данных экологического контроля предприятия.

Что еще учесть: КБК

КБК для организаций, перечисляющих в бюджет РФ платежи за вред экологии, устанавливает Минфин России.

Коды бюджетной классификации на 2021 год утверждены Приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н.

Помните, что КБК требуют актуальной конкретизации, которую приводит в регулярно публикуемых ведомственных правовых актах Росприроднадзор.

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляют в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П и приложениями 1 и 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н.

Точные реквизиты для заполнения платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора по месту оказания негативного воздействия.

Будьте внимательны: несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пени (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Декларация о плате за НВОС за 2020 год в ЛК

Рубрика: Плата за НВОС
Ответов: 427

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Коллеги, добрый день!
Прошу помочь мне разобраться. Как рассчитать плату за НВОС если разрешения в 2020 году перестало действовать. Без разрешения в 2020 году работы 14 дней. Как правильно рассчитать плату за эти 14 дней? Объект 3 категории НВОС

Добрый день! При заполнении раздела 1 не обнаружили вещество 0403 ГЕКСАН. Почему его нет в справочнике? Подскажите, пожалуйста.

Добрый день! Подскажите пож.по Разделу 3. Все отходы мы передаем другим организациям и рег.оператору. Значит раздел не заполнять, т.к. нет объекта размещения отходов?

Всем привет) а если для 3 категории лимитом является отчет ПЭК то за какой год? и отчет по объектам 4 категогии тоже подается если есть объекты 1 и 2 категории? тогда какой там ПЭК? у меня не пробивается раздел 3.1, не считаются ТКО

отчет ПЭК за 2020, за ТКО платит рег. оператор

Так все таки нормоустанавливающим документом для предприятия с 3 категорией будет отчет по ПЭК? а если прошлогодний отчет без номера, то что ставить?

Коллеги, добрый день!
Прошу помочь мне разобраться. Как рассчитать плату за НВОС если разрешения в 2020 году перестало действовать. Без разрешения в 2020 году работы 14 дней. Как правильно рассчитать плату за эти 14 дней? Объект 3 категории НВОС

Если поставите сроки разрешения, то всехлимит система сама посчитает.
Но зачем платить, если для 3 категории ПЭК всё равно делается – укажите в нормативном документе ПЭК за весь год, вводите массу выбросов по разрешению, ставьте их в пределах НДВ и всё.

Коллеги, добрый день!
Прошу помочь мне разобраться. Как рассчитать плату за НВОС если разрешения в 2020 году перестало действовать. Без разрешения в 2020 году работы 14 дней. Как правильно рассчитать плату за эти 14 дней? Объект 3 категории НВОС

Если поставите сроки разрешения, то всехлимит система сама посчитает.
Но зачем платить, если для 3 категории ПЭК всё равно делается – укажите в нормативном документе ПЭК за весь год, вводите массу выбросов по разрешению, ставьте их в пределах НДВ и всё.

Сроки поставлены разрешения в лк поставлены, но сверхлимит не считает. А ведь в ПЭК не все вещества отображаются, а только те, которые более 0,1 ПДК. И тогда получается, что мы заплатим не за все ЗВ, которые выбросили в атмосферу?

Коллеги, добрый день!
Прошу помочь мне разобраться. Как рассчитать плату за НВОС если разрешения в 2020 году перестало действовать. Без разрешения в 2020 году работы 14 дней. Как правильно рассчитать плату за эти 14 дней? Объект 3 категории НВОС

Если поставите сроки разрешения, то всехлимит система сама посчитает.
Но зачем платить, если для 3 категории ПЭК всё равно делается – укажите в нормативном документе ПЭК за весь год, вводите массу выбросов по разрешению, ставьте их в пределах НДВ и всё.

Сроки поставлены разрешения в лк поставлены, но сверхлимит не считает. А ведь в ПЭК не все вещества отображаются, а только те, которые более 0,1 ПДК. И тогда получается, что мы заплатим не за все ЗВ, которые выбросили в атмосферу?

Вы все вещества забиваете, ставите выброс в пределах НДВ. А если хотите сверлимит, то сами должны просчитать выбросы за 14 дней и поставить это количество в сверхлимит.

Коллеги, добрый день!
Прошу помочь мне разобраться. Как рассчитать плату за НВОС если разрешения в 2020 году перестало действовать. Без разрешения в 2020 году работы 14 дней. Как правильно рассчитать плату за эти 14 дней? Объект 3 категории НВОС

Если поставите сроки разрешения, то всехлимит система сама посчитает.
Но зачем платить, если для 3 категории ПЭК всё равно делается – укажите в нормативном документе ПЭК за весь год, вводите массу выбросов по разрешению, ставьте их в пределах НДВ и всё.

Сроки поставлены разрешения в лк поставлены, но сверхлимит не считает. А ведь в ПЭК не все вещества отображаются, а только те, которые более 0,1 ПДК. И тогда получается, что мы заплатим не за все ЗВ, которые выбросили в атмосферу?

Вы все вещества забиваете, ставите выброс в пределах НДВ. А если хотите сверлимит, то сами должны просчитать выбросы за 14 дней и поставить это количество в сверхлимит.

То есть допустим выброс из разрешения на одно ЗВ у меня составляет 1 тонна. Так как разрешение заканчивается в середине декабря, и 14 дней мы работали без него, то я считаю: 1 тонн/366 дней * 14 дней = 0,038т выброс сверхлимит (без разрешения)? И тогда я ставлю в графе “Выброс по нормативу”: 1 тонн/366 дней *352 д = 0,961748 т. Правильно ли я рассуждаю?

Коллеги, добрый день!
Прошу помочь мне разобраться. Как рассчитать плату за НВОС если разрешения в 2020 году перестало действовать. Без разрешения в 2020 году работы 14 дней. Как правильно рассчитать плату за эти 14 дней? Объект 3 категории НВОС

Если поставите сроки разрешения, то всехлимит система сама посчитает.
Но зачем платить, если для 3 категории ПЭК всё равно делается – укажите в нормативном документе ПЭК за весь год, вводите массу выбросов по разрешению, ставьте их в пределах НДВ и всё.

Сроки поставлены разрешения в лк поставлены, но сверхлимит не считает. А ведь в ПЭК не все вещества отображаются, а только те, которые более 0,1 ПДК. И тогда получается, что мы заплатим не за все ЗВ, которые выбросили в атмосферу?

Вы все вещества забиваете, ставите выброс в пределах НДВ. А если хотите сверлимит, то сами должны просчитать выбросы за 14 дней и поставить это количество в сверхлимит.

То есть допустим выброс из разрешения на одно ЗВ у меня составляет 1 тонна. Так как разрешение заканчивается в середине декабря, и 14 дней мы работали без него, то я считаю: 1 тонн/366 дней * 14 дней = 0,038т выброс сверхлимит (без разрешения)? И тогда я ставлю в графе “Выброс по нормативу”: 1 тонн/366 дней *352 д = 0,961748 т. Правильно ли я рассуждаю?

Да, правильно. Проверяете себя общая масса выброса должна быть равна нормативу из разрешения.

Заканчивается срок оплаты за НВОС

Министерство природы в письме от 18 февраля напоминает, что срок перечисления в бюджет сбора за «грязь» истекает 1 марта.

Информация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчётный год

Минприроды России напоминает, что 1 марта 2021 года истекает срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 отчётный год. 10 марта 2021 года истекает срок подачи декларации о плате.

Контроль за правильностью исчисления платы, проверка деклараций о плате, осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами.

Уплата платежей производится по реквизитам территориальных органов Росприроднадзора, на территории которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, плательщика.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
– сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
– хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Платёжной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчётного периода является объём или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объём или масса размещённых в отчётном периоде отходов производства и потребления. Платёжная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

При определении платёжной базы учитываются объём и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешённых выбросов (лимитов на выбросы), временно разрешённых сбросов (лимитов на сбросы), превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Также при расчёте платы необходимо использовать сведения разрешительной документации хозяйствующего субъекта:
– по объектам I категории – из комплексного экологического разрешения;
– по объектам II категории – из декларации о воздействии на окружающую среду;
– по объектам III категории – из отчёта о результатах производственного экологического контроля.

Необходимо обращать внимание, что если по объекту I категории не получено комплексное экологическое разрешение или по объекту II категории не сдана декларация о воздействии на окружающую среду, то хозяйствующий субъект вправе руководствоваться действующими нормативами и лимитами из разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Старые разрешения и документы, полученные до 01.01.2019, можно применять пока не истекут сроки их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду. Для объектов I категории также возможно получить новые или переоформить старые разрешения и документы. Таким разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения. Данные нормы установлены статьёй 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также следует учитывать, что сроки действия разрешений и лимитов на выброс или сброс загрязняющих веществ в отношении объектов I категории, истекающие с 15.03.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 31.12.2021 продлены на 12 месяцев (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440).

Размер платы, подлежащей внесению в бюджет, определяется в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 1624 в Правила внесены изменения, касающиеся разграничения расходов на реализацию мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа и расходов на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1250 внесены изменения в пункт 34 Правил, определяющие формулы для исчисления авансовых платежей.

Ставки платы на 2020 год утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.01.2020 № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» и от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Следует обращать внимание, что за отчётный период 2020 года к ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов (за исключением ставки платы за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 на 2018 год, применяется дополнительный коэффициент 1,08.

Коэффициенты, применяемые при исчислении платы за 2020 отчётный год, указаны в пунктах 3, 5, 6 и 6.1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Исключение составляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, имеющие соответствующее свидетельство о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве объекта IV категории.

Таким образом, исходя из указанной нормы Закона № 7-ФЗ лицам, осуществляющим деятельность одновременно на объектах I и (или) II и (или) III и IV категории, необходимо вносить плату по всем эксплуатируемым объектам, включая объекты IV категории. При определении платёжной базы в таком случае целесообразно пользоваться разъяснениями по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 отчётный год, размещёнными на официальном сайте Минприроды России в сети «Интернет» http://www.mnr.gov.ru, а также разъяснениями Минприроды России от 03.02.2020 № 19-47/2482.

Разъяснениями по вопросам исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 отчётный год также целесообразно руководствоваться в случае определения платёжной базы по объектам, не подлежащим постановке на учёт в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отношении отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам.

За размещение отходов в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и пунктами 4, 5 статьи 23 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» платят:
– в отношении отходов производства – юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением твёрдых коммунальных отходов);
– в отношении отходов твёрдых коммунальных отходов – региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

С 15.01.2021 плательщики подают декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду по порядку и по форме, установленным приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью и сформированного путем использования электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя»). При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, представление ее на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии, сформированной путем использования электронных сервисов через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя»).

Особенности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148.

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду и непредставление декларации о плате предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьями 8.41 и 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечёт за собой уплату пеней».

Ставки платы за НВОС в 2021 году

stavki_platy_za_nvos_v_2021_godu.jpg

Похожие публикации

Правительство утвердило свежие нормативы по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), применяемые в 2021 году. Ознакомимся с ними и с примером расчета платежа.

Действующие ставки платы за НВОС 2021

В 2020 и 2021 годах применяются ставки платы за НВОС, утвержденные Постановлением Правительства России от 13.09.2016 № 913 на 2018 год. При этом на 2021 год продлено использование дополнительного коэффициента 1,08, который использовался в 2020-м году (Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393).

По выбросам в атмосферу пыли каменного угля стационарными источниками размер ставки платы за НВОС Постановлением № 1393 оставлен прежним – 61 рубль за тонну.

Рассмотрим пример расчета платежа за НВОС за 2021 год с учетом приведенных выше особенностей.

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Процесс расчета платежа за НВОС регламентируется положениями сразу нескольких нормативных актов – ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Постановления Правительства России от 03.03.2017 № 255 (ред. от 17.08.2020).

Сначала определяется, какой вид негативного воздействия на окружающую среду оказывает предприятие:

Это необходимо для выбора правильного раздела Постановления № 913, в каждом из которых отражены ставки, применительно к определенному виду негативного воздействия.

Для расчета платежа все указанные показатели умножаются друг на друга.

Полный перечень коэффициентов, применяемых при расчете платы за НВОС, установлен положениями ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ и Постановлением № 255. Так, размер коэффициентов, призванных стимулировать к проведению мероприятий, снижающих вредное воздействие на окружающую среду, варьируется от 0 до 100. Например, при наличии сверхнормативных выбросов в пределах временно разрешенных показателей, а также выбросов сверх нормативов по объектам III категории, плата за НВОС рассчитывается с коэффициентом 25, а при превышении показателей, установленных для объектов I категории, либо если будут выявлены показатели, превышающие значения, отраженные в декларации плательщика НВОС для объектов II категории, плата рассчитывается с коэффициентом 100. Отдельный коэффициент в размере 2 применяется к объектам и территориям, расположенным в особо охраняемой зоне.

Нормативы по выбросам исчисляются в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона № 7-ФЗ. В общем случае такой расчет осуществляет само предприятие (ИП, юрлицо), ведущее деятельность на объектах II категории, задействуя соответствующие методики, которые устанавливаются компетентным органом власти (например, нормативы для радиоактивных веществ могут исчисляться по методике, утвержденной приказом Ростехнадзора от 07.11.2012 № 639).

Временно разрешенные выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов в порядке, определенном ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ. Предполагается получение специального разрешения на основании положений Постановления Правительства России от 23.07.2007 № 469 либо ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ (комплексное экологическое разрешение).

Таким образом, одной из стадий расчета платежа, при котором применяются ставки платы за НВОС, может быть также определение категории объекта негативного воздействия. Классификация таких объектов по четырем категориям приведена в ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ.

Пример

Предприятие в 2021 году осуществляет выброс хлора в атмосферу. Для расчета платы за НВОС надо обратиться к разделу I Постановления № 913, где приведены ставки по веществам, выбрасываемым в атмосферный воздух.

Находим там хлор и видим, что ставка по нему на 2018 год – 181,6 рублей за тонну. Допустим, предприятие за год выбросило в атмосферу 10 тонн данного вещества, но при этом не превысило нормативов по выбросам.

Следовательно, для расчета платежа за 2021 год применяется формула с единственным коэффициентом 1,08, используемым в 2020-2021 годах:

НВОС = 181,6 х 10 т х 1,08 = 1961,28 рублей.

В свою очередь, предприятие может и превысить нормативы по выбросам. В этом случае плата за НВОС по объему соответствующего превышения считается не отдельно от платы за «нормативный» объем загрязняющего вещества, а вся сумма платежа увеличивается за счет применения повышающего коэффициента. Коэффициент зависит, в свою очередь, от категории объекта загрязнения и критериев определения объема превышений.

Например, если у нас объект III категории (то есть, оказывается умеренное негативное воздействие), при превышении нормативов мы будем применять ко всей массе выбросов коэффициент 25. В этом случае годовая плата за НВОС составит:

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2021 — 2021 годах

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Сроки для платежей за загрязнение

Оплату авансов юрлица, обязанные делать такие платежи, производят 3 раза в год. Завершаются расчеты по году еще 1 платежом — оплатой итоговой суммы, полученной в разделе декларации, отведенном сводным данным, в результате арифметических действий, совершенных над исчисленной в специальных разделах суммой.

Таким образом, видов сроков для уплаты существует два.

ВАЖНО! Если срок оплаты за НВОС совпадает с выходным, перечислить платеж надо накануне, поскольку переноса сроков на следующий рабочий день (как в НК РФ) закон № 7-ФЗ не предусматривает.

Что будет, если не перечислить плату за НВОС в срок, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все последствия.

Те организации, которые не обязаны уплачивать авансы, перечисляют платежи на НВОС один раз (по итогам года), т. е. срок для них существует только один (1 марта).

Переплату по НВОС можно зачесть или вернуть. С 07.09.2019 порядок зачета/возврата закреплен нормативно.

Общим для всех юрлиц вне зависимости от масштабов их бизнеса является срок, установленный для представления декларации по НВОС, истекающий 10 марта года, наступающего вслед за отчетным.

О возможных способах представления декларации по НВОС читайте в материале «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».

Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в текущем отчетном году в виде авансовых платежей? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Новшество 1. Новая (почти) форма декларации

Если помните, в отчётности за 2021 год были накладки. За два дня до конца отчётной кампании изменили форму декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

БылоСтало
Предельно допустимые выбросы (ПДВ)Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ)Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС)Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС)Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Столбцы переименовали, потому что изменились нормы для объектов НВОС разных категорий. Раньше у всех объектов независимо от категории должны были быть разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов. Теперь нормы зависят от категории объектов:

Отправить декларацию НВОС через Экстерн

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Поменялось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.

Ставки за размещение отходов

1.Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные)4643,72.Отходы II класса опасности (высокоопасные)1990,23.Отходы III класса опасности (умеренно опасные)13274.Отходы IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)663,25.Отходы V класса опасности (практически неопасные):добывающей промышленности1,1перерабатывающей промышленности40,1прочие17,3

Также см. «Перечень новых штрафов Росприроднадзора».

Новшество 2. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2021 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2021 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2021 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2021 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В каких случаях организация должна рассчитывать и уплачивать экологический сбор

Взимание платы осуществляется за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867 утвержден Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п.2 этого Порядка, объект негативного воздействия — это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).

Ставки платы за НВОС в 2021 году

stavki_platy_za_nvos_v_2021_godu.jpg

Похожие публикации

Правительство утвердило свежие нормативы по плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), применяемые в 2021 году. Ознакомимся с ними и с примером расчета платежа.

Действующие ставки платы за НВОС 2021

В 2020 и 2021 годах применяются ставки платы за НВОС, утвержденные Постановлением Правительства России от 13.09.2016 № 913 на 2018 год. При этом на 2021 год продлено использование дополнительного коэффициента 1,08, который использовался в 2020-м году (Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393).

По выбросам в атмосферу пыли каменного угля стационарными источниками размер ставки платы за НВОС Постановлением № 1393 оставлен прежним – 61 рубль за тонну.

Рассмотрим пример расчета платежа за НВОС за 2021 год с учетом приведенных выше особенностей.

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Процесс расчета платежа за НВОС регламентируется положениями сразу нескольких нормативных актов – ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Постановления Правительства России от 03.03.2017 № 255 (ред. от 17.08.2020).

Сначала определяется, какой вид негативного воздействия на окружающую среду оказывает предприятие:

Это необходимо для выбора правильного раздела Постановления № 913, в каждом из которых отражены ставки, применительно к определенному виду негативного воздействия.

Для расчета платежа все указанные показатели умножаются друг на друга.

Полный перечень коэффициентов, применяемых при расчете платы за НВОС, установлен положениями ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ и Постановлением № 255. Так, размер коэффициентов, призванных стимулировать к проведению мероприятий, снижающих вредное воздействие на окружающую среду, варьируется от 0 до 100. Например, при наличии сверхнормативных выбросов в пределах временно разрешенных показателей, а также выбросов сверх нормативов по объектам III категории, плата за НВОС рассчитывается с коэффициентом 25, а при превышении показателей, установленных для объектов I категории, либо если будут выявлены показатели, превышающие значения, отраженные в декларации плательщика НВОС для объектов II категории, плата рассчитывается с коэффициентом 100. Отдельный коэффициент в размере 2 применяется к объектам и территориям, расположенным в особо охраняемой зоне.

Нормативы по выбросам исчисляются в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона № 7-ФЗ. В общем случае такой расчет осуществляет само предприятие (ИП, юрлицо), ведущее деятельность на объектах II категории, задействуя соответствующие методики, которые устанавливаются компетентным органом власти (например, нормативы для радиоактивных веществ могут исчисляться по методике, утвержденной приказом Ростехнадзора от 07.11.2012 № 639).

Временно разрешенные выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов в порядке, определенном ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ. Предполагается получение специального разрешения на основании положений Постановления Правительства России от 23.07.2007 № 469 либо ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ (комплексное экологическое разрешение).

Таким образом, одной из стадий расчета платежа, при котором применяются ставки платы за НВОС, может быть также определение категории объекта негативного воздействия. Классификация таких объектов по четырем категориям приведена в ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ.

Пример

Предприятие в 2021 году осуществляет выброс хлора в атмосферу. Для расчета платы за НВОС надо обратиться к разделу I Постановления № 913, где приведены ставки по веществам, выбрасываемым в атмосферный воздух.

Находим там хлор и видим, что ставка по нему на 2018 год – 181,6 рублей за тонну. Допустим, предприятие за год выбросило в атмосферу 10 тонн данного вещества, но при этом не превысило нормативов по выбросам.

Следовательно, для расчета платежа за 2021 год применяется формула с единственным коэффициентом 1,08, используемым в 2020-2021 годах:

НВОС = 181,6 х 10 т х 1,08 = 1961,28 рублей.

В свою очередь, предприятие может и превысить нормативы по выбросам. В этом случае плата за НВОС по объему соответствующего превышения считается не отдельно от платы за «нормативный» объем загрязняющего вещества, а вся сумма платежа увеличивается за счет применения повышающего коэффициента. Коэффициент зависит, в свою очередь, от категории объекта загрязнения и критериев определения объема превышений.

Например, если у нас объект III категории (то есть, оказывается умеренное негативное воздействие), при превышении нормативов мы будем применять ко всей массе выбросов коэффициент 25. В этом случае годовая плата за НВОС составит:

Читайте также:  Замена водительских прав не по месту прописки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *