О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: “Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.”

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым “Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.”. Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

– разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

– оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Календарная выслуга 26 лет, увольняюсь по окончанию контракта, жильем не обеспечена признана нуждающейся в получении субсидии.

Могут ли уволить без предоставления жилья, субсидии?

Согласно ст 15 федерального закона О статусе военнослужащих при вашей выслуге 25 лет вас при увольнении должны обеспечить жильем либо выдать жилищный сертификат Увольнение же без обеспечения жилья будет незаконным Вам тогда на основании ст 10 ФЗ О прокуратуре РФ нужно жаловаться в военную прокуратуру.

Увольнение по окончанию контракта не является льготным основанием, которое запрещает увольнение до обеспечения жильем (субсидией), предусмотренное статьей 23 ФЗ О статусе военнослужащих. Даже при увольнении по предельному возрасту если Вы будете обеспечены жилым помещением по установленным нормам по месту военной службы при желании получить постоянное жилое помещение по избранному месту жительства, Вас смогут уволить а потом обеспечивать жилищной субсидией в порядке очередности. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих» Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство 1. Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Исходя из закона могут уволить а потом обеспечивать жилищной субсидией в порядке очередности. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О статусе военнослужащих

— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, смотря от обстоятельств и от того что вы считаете необеспеченностью жильём. При наличии ранее предоставленного вам жилья, как служебного, так и по договору соцнайма, его нужно сдать, и в этом случае, получите право на субсидию. А если его не получали никакого, являетесь военнослужащей, и стоите в очереди на жильё и признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий,-требуйте сертификат на жильё, на основании Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 N 76-ФЗ (последняя редакция).

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Светлана, уволить Вас могут, законодательство это не запрещает, при этом, вы будете ждать получение субсидии в соответствии с очередностью.

Если на момент увольнения вы обеспечены служебным жильем, то, учитывая вашу выслугу, договор найма служебного помещения с вами расторгнуть не могут, это предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 “Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба”, до выплаты субсидии или обеспечения вас постоянным жильем.

Уволить могут, но не предоставить жильё нет. За Вами сохраняется право на получение жилья. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих» Консультант Плюс: примечание. По вопросу, касающемуся предоставления жилья во внеочередном порядке членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), Статья 15. Право на жилище 13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

поскольку Вы увольняетесь с военной службы не по одному из льготных оснований, то командование воинской части вправе Вас уволить с военной службы с оставлением в списках нуждающихся и без выплаты жилищной субсидии, которой Вы будете обеспечены за рамками военной службы.

Также, Вам полезно будет ознакомиться с выводами ВС РФ, изложенными в решении от 14 сентября 2016 г. № В КОПИ 16-44, апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № АПЛ 16-513, который приходят к следующему:

Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1046-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Е. на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы” и в ряде других определений (от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и других).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.

Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.

Читайте также:  Справка об алиментах на ребенка в Российской Федерации

Такое толкование закона согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, высказанной в постановлении по делу “Сладков против России” от 18 декабря 2008 г. (жалоба N 13979/03), который констатировал, что данная норма защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья. Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.

Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.

При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона “О статусе военнослужащих” указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в пункте 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.

Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений – в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.

Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.

Такое толкование закона основано на указании в абзаце первом пункта 14 статьи 15 названного закона на то, что обеспечение жильем в данном порядке осуществляется “при перемене места жительства”. В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абзацу восьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (в редакции от 2 июня 2016 г.) местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.

Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации – запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 “О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей” (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.

Увольнение военнослужащих без обеспечения жилищной субсидией.

Очень часто военнослужащие нас спрашивают могут ли их исключить из списков части без обеспечения субсидией. Это актуально, так как жилищный вопрос один из самых главных, а ближе к окончанию службы вообще выходит на первый план. И в ходе увольнения у многих военнослужащих возникает естественный вопрос не придется ли ждать субсидию на гражданке, либо все-таки военного не могут исключить из списков части пока он не обеспечен жильем. Поэтому сегодня мы решили посвятить выпуск именно этой теме.

Итак, давайте разбираться могут ли уволить военнослужащего без обеспечения субсидией, поговорим о нюансах этой темы и конечно обратимся к практике. При этом рассмотрим один случай, если военный признается нуждающимся по месту службы, и второй случай, когда военнослужащий избирает ПМЖ, отличное от места службы.

Начнем по традиции с законодательных основ.

Сразу оговорюсь, правовая выкладка по данной теме достаточно сложна, поэтому информация фактически будет выжимкой, сутью в целях лучшего понимания.

Согласно ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”: военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства.

Кроме того, пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Мы видим, что закон говорит о том, что если военнослужащий признанный нуждающимся при общей продолжительности службы 20 лет и более, а также при выслуге 10 лет и более при увольнении по льготным основаниям, не может без его согласия быть уволен и это, акцентируем ваше внимание, в случае если он будет обеспечиваться именно по месту службы. Ну и коротко закон упоминает, что военный может быть обеспечен жильем и по избранному месту, но не раскрывает подробностей.

А теперь идем далее и смотрим, что нам говорит Пленум Верховного Суда, к слову сказать, обязательный к применению судами.

Пленум гласит, что «военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

При разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения и другие заслуживающие внимание обстоятельства».

Вроде бы все тоже понятно. И когда военный задает вопрос о правомерности увольнения, то он, как и любой гражданин, начинает воспринимать нормы права буквально, а не во взаимосвязи. В этом-то и заключается вся ошибка. Задача этого блога показать, что защита прав в суде — это очень кропотливая и трудоемкая работа в части правоприменения и оценки обстоятельств по совокупности и не все однозначно как кажется.

Другими словами, именно эта фраза из Пленума о договоре найма и «иных обстоятельствах» как раз и позволяет суду делать субъективную оценку при разрешении спора. Поэтому то, как мы уже не раз говорили, в подобных жилищный делах необходим опыт для положительного решения вопросов.

Далее, чтобы было более понятно, давайте обратимся к практике и посмотрим на решения судов.

Начнем с примера, кассационный военный суд в своем определении указывает: Исходя из содержания правовых норм следует, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявившие желание получить жилье для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспечения жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Здесь в целом все понятно и достаточно просто – признался нуждающимся по месту службы, не имеешь служебку, значит, уволить не могут. Если есть служебка, то тебя увольняют и далее уже ждешь обеспечение жильем на гражданке.

А теперь перейдем ко 2 варианту в случае признания нуждающимся по ИПМЖ, отличному от места службы. Здесь в судебной оценке все намного сложнее. Поэтому для наглядности приведем несколько примеров.

Первый случай. Военнослужащий решил оспорить свое увольнение до обеспечения субсидией.

В судебном заседании он пояснил, что в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья он состоит на учете нуждающихся, временно проживает по договору найма, рапорт о предоставлении служебного жилого помещения не писал. В судебном заседании было установлено, что он был согласен с досрочным увольнением с военной службы по состоянию здоровья, но просил не исключать его из списков личного состава воинской части до получения жилья по избранному месту жительства.

По совокупности обстоятельств суд пришел к выводу цитируем: Из приведенных правовых норм следует, что законодатель связывает невозможность увольнения указанных военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, только при их желании получить жилые помещения по месту дислокации воинской части.

Апелляционная инстанция указала и дополнила: Указанные правовые нормы не содержат запрета на увольнение без обеспечения жильем по избранному месту жительства, не совпадающему с местом службы военнослужащих, подлежащих увольнению, которые отказались от обеспечения служебным жильем.

Из вышесказанного видно, что первая инстанция в целом высказалась, что при избрании ИПМЖ права нет, а апелляция уточнила в этом деле, что раз рапорт на служебку военнослужащий не писал, то увольнение законно.

Таким образом, вы видите насколько сложен механизм подхода при решении вопроса, любой маленький нюанс может обернуться для военного отказным решением.

Идем далее и смотрим на вторую ситуацию. Военнослужащий после достижения предельного возраста пребывания на военной службе принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства путем обеспечения жилищной субсидией. При этом он отказался от распределенного служебного жилого помещения, поскольку данное служебное жилое помещение не устраивало, а также служебного жилого помещения большой площади, которое распределялось с подселением.

Читайте также:  Жалоба на Сбербанк в г. Обнинске

Суд оценил ситуацию и сделал следующий вывод: «Принимая во внимание, что военный не обеспечен жильем для постоянного проживания по месту прохождения военной службы или жилищной субсидией для приобретения жилья по избранному месту жительства, и своего четко выраженного согласия на увольнение с военной службы без жилья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения не давал, оспариваемый приказ командира войсковой части об увольнении с военной службы является незаконным и подлежит отмене для восстановления административного истца на военной службе до обеспечения жильем».

Смотрим подробности в 80-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Вы видите, что на первый взгляд вроде бы и похожие ситуации, но из-за маленьких нюансов решения совершенно противоположные.

Поэтому в случае, если вы избрали ИПМЖ, отличное от места службы, то при обжаловании вашего увольнения без предоставления жилья, суд будет учитывать обстоятельства — признавались ли вы нуждающимся в служебном жилье, писали ли рапорт на постановку на служебное жилье, что конкретно и когда предлагалось, отказывались ли вы от него и тому подобное.

Довольно сложная конструкция и тут безусловно без подготовки и не будучи в курсе судебной практики разобраться не просто.

Поэтому в таком важном деле, как жилье, постоянно советуем и рекомендуем, уважаемые военнослужащие, прежде чем судиться и обжаловать увольнение нужно оценить все обстоятельства по совокупности. И сделать это лучше с юристами, у которых есть опыт по данному направлению.

Надеюсь нам удалось расставить все по полочкам в сегодняшней теме, ну а на сегодня все, повышайте правовую грамотность с Начфин.инфо!

Увольнение без жилья военнослужащего в 2021 году

До апреля 2015 года увольнение военнослужащего было возможно после предоставления ему жилья. После внесения корректировок в ФЗ «О статусе военнослужащих» все кардинально изменилось, и расторжение контракта теперь производится без обеспечения увольняющихся военных квартирами, что вызвало широкий общественный резонанс.

Какие нормы содержались в предыдущей версии закона:

ЖильеОтказ от жильяВозможность расторжение контракта
Увольнение производилось только после выделения военному соответствующей жилплощадиПредоставлялась возможность отказаться от квартирыБез выделения жилья невозможно было уволить сотрудника ВС РФ

До внесения изменений военнослужащие могли отказаться от предложенной недвижимости, что делало невозможным их увольнение. Этим пользовались офицеры, достигшие пенсионного возраста или лица, не подходящие для службы по квалификационным требованиям, чтобы получать ежемесячное денежное довольствие и иметь право на социальные льготы.

«Несправедливо увольнять военных, прослуживших более 10 лет, без предоставления жилья. Я в ближайшее время издам указ, чтобы исключить этот недостаток. Даже если офицер увольняется по достижении максимально допустимого возраста нахождения на службе или по состоянию здоровья, ему необходимо в обязательном порядке предоставить квартиру» – сказал на одном из заседаний Президент РФ В.В. Путин.

01.02.2016 года был опубликован Указ Президента, согласно которому все же должны делаться исключения:

  1. Увольнение без обеспечения недвижимостью по собственному желанию
  2. Примеры из судебной практики
  3. Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя
  4. Наиболее распространенные ошибки
  5. Часто задаваемые вопросы
  6. Заключение

Увольнение без обеспечения недвижимостью по собственному желанию

Согласно действующему законодательству, военнослужащий может инициировать расторжение контракта по собственному желанию. Для этого необходимо выполнить следующее:

  1. Составить рапорт, указав в нем причину (желательно). Это может быть переезд в другой город, необходимость в постоянном уходе за близким родственником, и т.д.
  2. Предоставить рапорт начальнику для рассмотрения за месяц до предполагаемой даты увольнения.
  3. Дождаться окончательного решения начальника, который после получения рапорта отдает его на рассмотрение комиссии, состоящей из сотрудника отдела кадров, юриста и командиров подразделений.
  4. Когда решение будет принято, об этом оповещают увольняющегося посредством ознакомления с приказом. На нем должны быть подписи уполномоченного руководителя и самого военнослужащего.
  5. С него берут письменный отказ от жилплощади, если он прослужил более трех лет и имеет право на нее.
Причина расторжения контрактаНеобходимость отказа
Наступление предельного возраста службыПисьменный отказ не нужен
Организационно-штатные мероприятия
Плохое состояние здоровья

Как видно из вышеперечисленного, при наличии любой из вышеперечисленных причин при увольнении может и не браться отказ от квартиры в письменной форме, но лишь в том случае, если ранее жилье предлагалось неоднократно, но по каким-либо мотивам сотрудник от него отказывался:

Указ Президента также делает ряд исключений, которые были упущением в прошлой редакции ФЗ:

Примеры из судебной практики

Чтобы разобраться в теме более детально, достаточно изучить пример, когда расторжение контракта без предоставления жилья было признано незаконным:

Капитан Савельев В.В. прослужил 12 лет в ВС РФ, нуждается в повышении уровня жилищных условий в связи с рождением третьего ребенка. Контракт с ним расторгли на основании проводящихся ОШМ, его согласие не принималось. Ранее жилье ему предлагалось только один раз, но он давал письменный отказ в связи с несоответствием жилища общепринятым стандартам.

Суд удовлетворил иск Савельева В.В. и постановил:

Основанием для такого решения послужила нужда Савельева В.В. в улучшении жилищных условий и то, что отказ от квартиры с него брался только один раз, другие варианты не предлагались.

Увольнение без обеспечения квартирой по инициативе работодателя

Согласно ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности…», прекращение действия контракта вне воли военнослужащего возможно в следующих случаях:

Для увольнения здесь письменное заявление от сотрудника не требуется. Достаточно доказательств виновных действий, проведения служебного расследования, заключения комиссии и издания приказа. В качестве основания в нем и в трудовой книжке будет указана ст. 51 ФЗ №53-ФЗ.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. Даже если от военнослужащего есть 3 отказа, его можно уволить.

Нет, нельзя. При обращении им в суд будут выясняться причины отказа от квартиры, и, если судья найдет их обоснованными, это засчитается за нарушение права на обеспечение жильем.

Ошибка №2. Если сотрудник несколько раз безосновательно отвергал предлагаемую жилплощадь, но нуждается в улучшении жилищных условий, его нельзя уволить.

Если военнослужащим были грубо нарушены условия контракта, после расследования или заседаний в гарнизонном суде он может быть уволен без предоставления жилья.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Где оспаривается увольнение, если военнослужащему незаконно было отказано в выдаче квартиры?

Для подачи иска необходимо обращаться в военный суд по месту нахождения воинской части.

Вопрос №2. Может ли военнослужащий быть уволен по состоянию здоровья без жилья, если в штате есть подходящая должность?

Если здоровье военнослужащего соответствует требованиям, предъявляемым к другой должности, его необходимо перевести на нее до момента предоставления квартиры.

Заключение

Возможность увольнения военнослужащего без обеспечения жильем в настоящий момент предусмотрена законодательством, однако для этого необходимо соблюсти ряд требований, в противном случае он сможет обжаловать нарушение своих прав через суд.

О запрете на увольнение военнослужащих нуждающихся в жилье

Жилье военным гражданам является большой проблемой и довольно актуальной по сегодняшний день. Государством были приняты ряд актов, которые оговаривают возможность приобретения крова по истечению службы на благо Родины.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Особенно исходя из ряда последних событий.

Очень много споров и разговоров возникло после того, как Президент РФ Путин В.В. в начале 2016 г. выдвинул Указ, согласно которому стало вполне законным увольнять военнослужащих без права обеспечения жильем.

Указ Президента, о котором в этой статье пойдет речь, стал для многих военнослужащих существенной угрозой – быть уволенным со службы и остаться без жилья.

Это их законное право, получить жилье (из ряда условий), но многолетняя практика в который раз подтвердила уже, что большая часть воинского состава – ненужные кадры, злоупотребляющие своим положением и правами.

Злоупотребление проявляется в том, что когда служивцу, которому уже пора уходить со службы или он попал под увольнение, предлагают жилплощадь (согласно жилищно-санитарных норм пригодное для проживания, со всеми удобствами и т.д.), обычно в том районе, где он и проходил службу, но поступал отказ (неоднократно).

Указ Президента имеет прямое отношение к тем гражданам воинской службы, которые отслужили 10 лет и больше, а также действительно нуждаются в жилплощади.

Также их нельзя уволить, если далее проводить службу не позволяет состояние здоровья или преклонный возраст, сокращение штата, при этом остаться без жилья.

Чинный Указ ясно и однозначно распределяет правила, применяемые к военнослужащим, в отношении их увольнения, при этом, исключая вероятность неверной трактовки законодательства.

Одновременно, принятые поправки к закону и действующий Указ, являются гарантией соцзащиты военнослужащих отдельно взятых категорий, а также ограничивают злоупотребление с другой стороны.

Права органов военного управления

До 20 июня 2007 г. в РФ все военнослужащие были твердо уверены в своей неприкосновенности в отношении увольнения со службы, и при этом не получить или не встать на учет в очередь за жильем. К сожалению, эта практика подошла к концу.

До указанной даты ранее, строго было запрещено увольнять служивца без его личного согласия и без предоставления жилплощади.

Данное правило применимо к служебным квартирам, которые выдавались военным на время службы, особенно в краях отдаленных в стране и сложных по условиям (крайний север и т.д.), квартиры за договором найма и т.д.

Военная коллегия ВС РФ приняла определение ВКПИ07-30, которое гласит, что ст.34 п.17 никак не противоречит ст.23-ФЗ. Это определение было принято на основании предварительного судебного рассмотрения, которое выдвинула группа граждан, утверждающее противоречие статей.

В них говорилось, что если военнослужащий был обеспечен жильем на время прохождения службы по месту, но при увольнении он отказался от этого и жилья, обосновывая отказ тем, что хочет получить жилье в другом месте, то военная коллегия вправе уволить без его согласия.

Такое положение дел вызывало много споров.

В январе 2016 г. Президент РФ подтвердил правомерность такого положения, тем самым на законном уровне разрешив увольнение военных из штата без предоставления жилплощади, издав соответствующий Указ.

Указ Президента РФ очерчивает круг тех лиц армии, которых можно уволить без согласия и обеспечения, при этом право оставаться на очереди на жилплощадь у уволенных по-прежнему сохраняется.

Любой военнослужащий, согласно действующему законодательству РФ, должен получить жилплощадь, обеспеченную государственным бюджетом в собственность для себя и своей семьи, в соответствии с этим законодательством и со всеми вытекающими.

Запрет увольнения военнослужащих без наличия жилья

По сегодняшний день продолжаются дискуссии вокруг Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., с недавними его поправками за Указом резидента РФ. Еще в начале января 2016 г. вступил в силу Указ №2 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы…».

Стоит задуматься о правомерности применения такого документа по отношению к военнослужащим. Для этого нужно обратиться к прежней трактовке закона. Изменения были внесены в апреле 2015 г. В чем суть изменений?

Стало возможным уволить военнослужащего без обеспечения жильем, также без его согласия, при его злоупотреблении в неоднократном отказе от предоставляемой жилплощади от государства.

Как делится ипотека при разводе, взятая в браке с детьми? Перейти по ссылке.

За прежним законом о статусе военнослужащего было недопустимо увольнение без имения жилплощади. В связи с этим, многие армейцы сознательно использовали эту «дырку» в законе, чтобы продолжать служить в армии, нарабатывая себе стаж по выслуге лет и т.д.

Они прекрасно понимали, что их уволить никто не посмеет.

Увольнение с армии может происходить по трем основным причинам:

Это правило применимо ко всем без исключения военным, но в отношении тех лиц, у которых за плечами насчитывается 10 и более лет службы, увольнение без наличия жилплощади не допустимо.

На основании этого многочисленно поступали отказы от военных в предоставлении им жилья. Таким образом, запрет увольнения военнослужащего без жилья оставлял право получения разного вида льгот и пособий, что отрицательно влияло на общую экономику страны.

По последним данным, на соцобеспечения военнослужащим было выделено до 60 млрд. рублей.
Условия предоставления

На каких условиях вообще военнослужащие получают жилплощадь от государства? В данном вопросе стоит руководствоваться положениями ст.15-ФЗ ОСВС.

Уже в самих федерального законодательства актах излагаются детально поэтапность процесса оформления и получения жилья.

Федеральный закон ст.34 п.17 устанавливает круг лиц с военным статусом, которых запрещается увольнять с армии до обеспечения их жильем. Только после выдачи им законной площади разрешается издать приказ на исключение с должности и штата.

Читайте также:  Статья 958 гк рф как вернуть страховку

Каким образом происходит предоставление жилплощади армейцу:

Стандартно военному полагается 18 кв.м жилой площади на одного члена семьи. Допускается превышение общей площади жилплощади до 18 кв.м. свыше нормы. Что это означает?

К примеру, семья состоит из трех человек, значит на каждого полагается за законом 54 кв.м жилья, но по факту приобретают они 60 кв.м. Если за распределительным жильем иных вариантов нет, то семья вполне спокойно может приобрести квартиру или дом с таким метражом.

Отдельное рассмотрение занимает процесс получения жилплощади, если уже после подачи заявления на метры, у военного произошло «расширение» семьи (бракосочетание или деторождение).

Таким образом, он может претендовать на дополнительные метры, но только если он своевременно подаст заявление, чтобы в учетном реестре смогли внести поправку.

Видео: Что положено

Куда обращаться

Как получить долгожданное жилье? Как только военный со своей семьей поступают в часть на службу или отведенный район, ему положено выделить служебное жилье в течение трех месяцев.

Но в данной жилплощади он имеет право только проживать до окончания срока службы за контрактом и т.д.

Если же служивец хочет получить свое собственное жилье, то вариантов несколько:

Если вы столкнулись с тем, что вас хотят уволить со службы , при этом ваш стаж насчитывает 10 лет и больше, не по состоянию здоровья или пенсионного возраста, без вашего согласия, оставив без крова над головой, то смело обращайтесь за помощью к военному юристу, либо иному специалисту, который грамотно разбирается в сфере судебной военной юрисдикции.

Нужен образец искового заявления о разделе имущества после развода 2020 года. Смотрите тут.

Можно ли вернуть девичью фамилию после развода? Нажимайте перейти.

Военнослужащий, который прослужил менее трех месяцев за местом службы, может быть уволенным из штата без права на обеспечения жильем вполне законно. Те служивые, которые проходят службу в районах или областях, где они не имеют собственного жилья, в обязательном порядке на протяжении трех месяцев, должны получить служебную квартиру или иную другую жилплощадь для себя или своей семьи.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Увольнение военнослужащего без предоставления жилья

Здравствуйте! Я офицер ВС РФ, увольняюсь по окончании контракта. Календарная выслуга белее 20 лет. Семейное положение – холост, детей нет. С 2016 г. признан нуждающимся в получении жилья, состою в списке очередников на получение жилищной субсидии для приобретения жилья. Жильём вообще не обеспечен (ни служебным, ни каким- либо ещё). Прописан при части. Согласие на увольнение до получения субсидии не давал. Уволили без предоставления субсидии. Просто выкинули на улицу, жить негде. Законно ли такое увольнение? Помимо всего этого: меня не ознакомили с расчетом выслуги лет, не проводили аттестацию, и командир части не проводил беседу (т. е. лист беседы я не подписывал). Заранее спасибо!

Дата: 30.06.2017 10:25

В консультации принимали участие

Ответы экспертов

Согласно ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих”

1. Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”.

Военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 17 ст. 37 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, Вам обязаны либо предоставить жилье, либо субсидию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ “О статусе военнослужащих” государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

Могут ли уволить военнослужащего без предоставления жилья или субсидии? Как быть в этом случае?

До апреля 2015 года увольнение военнослужащих могло производиться только после предоставления работнику жилья. В связи с внесёнными поправками в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в апреле 2015 года появилась возможность освободить от службы человека, не обеспеченного жильем.

Могут ли произвести увольнение из армии военного, не обеспеченного жильем?

Право военнослужащих на получение жилья по окончанию срока службы устанавливается Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ. В статье 15 части 1 говорится о гарантированном предоставлении следующих видов льгот для служащих:

В прежней версии закона были совершены некоторые упущения. Так, согласно закону нельзя было расторгнуть контракт с военным, не обеспечив его жильем. Но при этом служащим давалось право многократно оказываться от предлагаемых им квадратным метров, вследствие чего увольнение становилось невозможным. Поэтому граждан нельзя было уволить и приходилось выплачивать денежное содержание, хотя служить они уже не могли.

В целях пресечения подобных ситуаций с апреля 2015 года было разрешено увольнять военнослужащих, прослуживших более 10 лет, без их согласия, если они отказались от предложенной им жилой площади (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Также военного можно освободить от службы без обеспечения жильем, если он в течение месяца не предоставил документы, чтобы получить квартиру или финансовую субсидию на ее приобретение. Срок считается с момента, когда командование уведомило военного о том, что готово предоставить ему жилье или субсидию.

Такие ограничения действуют только для «льготных» оснований увольнения: по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста или по ОШМ. При этом гражданин должен прослужить больше 10 лет и стоять на жилищном учете в том органе, в котором служит.

Увольнение в связи с истечением срока контракта не мешает уволить военного, не обеспеченного жильем. В таком случае служащий увольняется по окончанию срока договора и отправляется ждать квартиру «на гражданке».

Законно ли увольнение человека по предельному возрасту или ОШМ без обеспечения его квартирой или финансовой субсидией?

Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.

В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.

При увольнении военные имеют право на единовременные выплаты: при выслуге меньше 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Военным, которые получили государственную награду, дополнительно выплачивают еще один оклад.

Служащие, имеющие выслугу более 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

Величина военной пенсии за выслугу лет регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ст. 14.

Что можно сделать, если при сокращении с военной службы эти льготы не предоставили?

Если служащего уволили без его согласия, не обеспечив квартирой или финансовой субсидией на покупку квартиры или строительство жилья, такие действия командования признаются неправомерными. Приказ о незаконном увольнении можно и даже нужно обжаловать в вышестоящие инстанции.

Можно выбрать суд по месту своего жительства или по месту нахождения воинской части. Здесь важно не упустить сроки, заявление должно быть подано не позднее 3-х месяцев с момента доведения приказа до сведения военнослужащего.

Порядок подачи заявления военнослужащего:

  1. Заявление военнослужащего, который оспаривает решение, действие командира (начальника) военной части, подается в военный суд (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 218). Гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня его извещения о незаконных действиях командования (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 219).
  2. Иск рассматривается в течение 10 дней с участием обеих сторон. Неявка на судебное заседании одного из лиц не является причиной для перенесения рассмотрения дела (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 221)

Граждане, уволенные необоснованно, имеют право на восстановление в равной должности или выше и на выплату всех довольствий. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *