Энциклопедия решений. Обжалование полицейского административного задержания

Обжалование полицейского административного задержания

Обжалование административного задержания возможно как в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.7, глава 30 КоАП РФ), в связи с которым произошло задержание, так и позже:

– если таковое дело прекращено или вовсе не возбуждалось, то законность административного задержания можно обжаловать в порядке административного судопроизводства согласно нормам гл. 22 КАС РФ (ранее – в порядке главы 25 ГПК РФ), путем подачи в районный суд административного искового заявления об оспаривании решений и действий сотрудников полиции по проведению административного задержания (ч. 1 ст. 218 КАС РФ; абз. 6 п. 7 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2*(1), решение Бийского городского суда Алтайского края от 22.04.2014 по делу N 2-1641/2014). Заявление подается в течение трех месяцев со дня задержания (ч. 1 ст. 219 КАС РФ);

– независимо от дела об административном правонарушении – в обычном исковом производстве, подачей иска о взыскании вреда (в том числе морального), причиненного незаконным задержанием (ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5). Вред, причиненный незаконным административным задержанием, возмещается по правилам ч. 1 ст. 1070 ГК РФ, то есть независимо от вины полиции и ее должностных лиц, осуществивших незаконное задержание, хотя само административное задержание и не указано в ч. 1 ст. 1070 ГК РФ. Однако именно такое толкование дал ст. 1070 Конституционный Суд РФ в постановлении от 16.06.2009 N 9-П (п. 2 резолютивной части). Судебная практика по данной категории дел довольно многочисленна (апелляционные определения СК по административным делам Курского областного суда от 04.02.2015 по делу N 33-112/2015, СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 19.02.2015 по делу N 33-1463/2015, решения Фрунзенского районного суда г. Саратова Саратовской области от 02.04.2015 по делу N 2-78/2015, Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 25.09.2014 по делу N 2-444/2014, Борского городского суда Нижегородской области от 06.06.2014 по делу N 2-1075/2014, Октябрьского районного суда г. Белгорода от 06.07.2012 по делу N 2-2808/2012, Ленинского районного суда г. Пензы Пензенской области от 20.05.2014 по делу N 2-1855/14 и др.).

Исковое заявление подается в пределах срока исковой давности, с учетом того, что на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ исковая давность на распространяется (ст. 208 ГК РФ, см. также п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”, решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 05.12.2014 по делу N 2-5667/14, Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 09.12.2013 по делу N 2-1512/13, апелляционные определения СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 14.10.2014 по делу N 33-3874/2014, СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 29.08.2012 по делу N 33-6987/12; однако в некоторых случаях суды приходят к выводу, что требования о компенсации морального вреда являются производными от требования о признании незаконными действий должностных лиц полиции, для защиты которого установлен трехмесячный срок обжалования, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 22.05.2015 по делу N 33-2046/2015, СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 07.04.2014 по делу N 33-1569/2014).

*(1) Это Постановление Пленума ВС РФ утратило силу (п. 87 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 2016 N 36), однако взамен никаких разъяснений по данной проблеме выпущено не было. Поэтому представляется логичным, что на практике, при разрешении аналогичных дел, суды будут придерживаться описываемого подхода, тем более что на это указывает определение Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 107-О.

Полицейский остановил на улице – что нужно знать?

Краткое содержание:

Правовая инструкция 9111.ru расскажет, как в соответствии с законом сотрудник полиции должен проводить проверку документов и административное задержание гражданина и как обжаловать его неправомерные действия.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?

Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен. Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер. Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция). Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении. Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.

По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении. Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным. Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания. Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Как обжаловать действия полицейского?

В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность. Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ). Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

Обязательно вступайте в наши сообщества в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, FACEBOOK, ОДНОКЛАССНИКИ.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к Ст. 27.3 КоАП РФ

1. Под задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, не связанное с применением наказания и выражающееся в содержании его в специально отведенном для этого помещении в течение времени, установленного законом.

Помимо административного, еще одним основным видом задержания является уголовно-процессуальное задержание, которое применяется на основаниях и в порядке, которые закреплены нормами УПК РФ, в отношении лиц, совершивших преступления.

2. Основанием применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение физическим лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения, установление всех признаков состава правонарушения при этом не требуется.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что само по себе то обстоятельство, что задержанное лицо не было впоследствии привлечено к административной ответственности и не предстало перед судом, не обязательно означает, что задержание было незаконным и нарушало требования Конституции РФ и международного законодательства. Факты и сведения, которые дают основания для применения задержания как предварительной меры принуждения с целью обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут оказаться впоследствии недостаточными для принятия решения об административной ответственности. Требования, обусловливающие правомерность задержания, не предполагают, что компетентное должностное лицо уже в момент задержания должно иметь доказательства, достаточные для разрешения дела по существу. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, с тем, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда (см. п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова»).

Читайте также:  Справка об алиментах на ребенка в Российской Федерации

Вместе с тем административное задержание может быть применено только в исключительных случаях, т.к. затрагивает честь и достоинство лица, ограничивает его свободу. Исключительность предполагает, что без использования этой принудительной меры невозможно установить обстоятельства совершенного деяния, личность лица, его совершившего, обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела, исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Так, административное задержание применяется, если лицо, совершившее правонарушение, не имеет документов, удостоверяющих личность, и отказывается сообщить сведения о себе, игнорирует законное требование уполномоченного должностного лица о прекращении правонарушения, совершило правонарушение, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста, и есть достаточные основания полагать, что оно будет уклоняться от его исполнения.

Административное задержание не допускается, если существует возможность пресечения правонарушения другими способами (нарушитель позитивно реагирует на требование должностного лица о прекращении правонарушения и другие его распоряжения), установления на месте личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении, а также в случаях назначения административного наказания без составления протокола.

3. Началом срока административного задержания следует считать составление уполномоченным должностным лицом протокола об административном задержании и помещение лица в специальное охраняемое помещение. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (в том числе и протокола об административном задержании) дело об административном правонарушении считается возбужденным. В связи с этим задержанное лицо приобретает права (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать в установленном порядке действия должностных лиц, просить уведомить о месте своего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы) и обязанности (соблюдать установленные правила содержания в комнатах для задержанных). При этом следует отметить, что КоАП РФ не содержит нормы, определяющей обязанности лиц, подвергнутых административному задержанию.

4. В отличие от ранее действовавших норм КоАП РФ предоставляет административно задержанному лицу право требовать от соответствующих должностных лиц уведомления об административном задержании не только родственников и администрации по месту учебы (работы), но и защитника. Невыполнение просьбы задержанного о предоставлении защитника является нарушением его конституционного права на защиту, в результате которого дальнейшее производство по делу приобретает незаконный характер.

В качестве защитника допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. ч. 2, 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу в качестве защитника не допускается лицо, если оно является сотрудником государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если оно ранее выступало в качестве иного участника производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

5. Особый порядок административного задержания предусмотрен для несовершеннолетних: об их задержании в обязательном порядке уведомляются родители или иные законные представители; задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых лиц.

Законодатель установил также обязанность должностных лиц, осуществивших административное задержание специальных субъектов (лиц, в силу статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности — военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и др. (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) и членов общественных наблюдательных комиссий, незамедлительно уведомить о факте их задержания соответствующих лиц (орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу и секретаря Общественной палаты РФ и общественную наблюдательную комиссию соответственно).

6. Перечень органов, должностные лица которых уполномочены осуществлять административное задержание, является исчерпывающим (часть 1 комментируемой статьи). Только в помещениях этих органов могут быть оборудованы комнаты для административных задержанных.

7. Перечень категорий должностных лиц и объем их полномочий на производство административного задержания устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Так, компетенция сотрудников органов внутренних дел (полиции) по административному задержанию определена Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию», полномочия должностных лиц таможенных органов — Приказом ФТС РФ от 01.03.2012 N 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

8. Законодательством РФ установлен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию:

— Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий (ст. 3 Федерального закона от 12.02.2001 N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»);

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ);

— депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (ст. 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ);

— судьи (ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ) и др.

В случае доставления таких лиц, если их личность не могла быть установлена до доставления, они подлежат немедленному освобождению.

9. Административное задержание как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от административного ареста — меры административного наказания, которая назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15, а в исключительных случаях — до 30 суток (статья 3.9 КоАП РФ).

Помимо административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях законодательством предусмотрены иные меры административно-правового принуждения, содержание и порядок применения которых сходны с административным задержанием. В отличие от указанной меры они носят предупредительный характер, могут применяться и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц. К их числу относится, например, задержание граждан, нарушивших режим комендантского часа в условиях чрезвычайного положения. Указанные лица задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на 3 суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда этот срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ).

Административное задержание ГИБДД в вопросах и ответах

Законодательством РФ предусмотрены не только наказания, но и особые меры пресечения. Одной из самых жёстких таких мер является административное задержание лица. Но на практике 2021 года применяется оно далеко не всегда законно. В этой статье мы узнаем, каковы правила и порядок этой процедуры, имеют ли право задерживать сотрудники ГИБДД, на какое время могут забрать человека и что делать в случае незаконных действий и причинения вреда здоровью. Но давайте обо всём по порядку!

Закон о задержании 2021 года

Итак, административное задержание лица – это краткосрочная процедура ограничения свободы передвижения водителя или любого другого гражданского, а в ряде случаев и должностного лица в определённых целях.

Обратите внимание, это не наказание само по себе, как штраф или арест. Это именно мера пресечения, но задержать вас могут, чтобы в дальнейшем, к примеру, назначить меру ответственности (уже ареста, например).

Эту процедуру регламентируют несколько нормативных актов (в случае, когда это делает сотрудник ГИБДД). Давайте перечислим их в порядке приоритетности их значения.

  1. КоАП РФ регулирует основные принципы административного задержания лица: цель, общие правила составления протокола, сроки, и общий порядок.
  2. Федеральный закон О полиции устанавливает, по каким основаниям и в каких случаях можно задержать человека, основания для избрания процедуры и также общие правила.
  3. Административный регламент, введённый в действие Приказом №664 МВД, предписывает сотруднику полиции порядок действий при этом.

Есть ещё Уголовно-процессуальный кодекс, здесь говорится о задержании при совершении преступлений или подозрении гражданина в преступном деянии.

Кто имеет на это право?

Задерживать гражданина уполномочены следующие органы и ведомства:

Какие основания для задержания?

Здесь следует отдельно выяснить про процессуальные формальные и практические причины временного ограничения свободы.

Первые перечислены в ФЗ О полиции, и к ним относятся нижеследующие.

А вот на практике с задержанием водителям часто приходится сталкиваться в следующих случаях.

За просроченный штраф

Вы не оплатили вовремя и просрочили штраф, и вас задерживают до суда для назначения наказания по статье 20.25 КоАП – это почти во всех случаях незаконно, если только вы прямо не укажете на то, что будете уклоняться от явки в суд.

Если с собой нет документов

Обратите внимание, что, согласно пункту 84.14 Административного регламента, инспектор вправе требовать у вас паспорт как удостоверение личности. Водительские права таким документом не являются.

С другой стороны, обязанности возить с собой паспорт (кроме случаев режима повышенной готовности – как это было при пандемии коронавируса, к примеру) у вас нет. И задержать вас за это никто не имеет права – это незаконно. Однако, доставить в отделение полиции до выяснения личности сотрудники ГИБДД имеют полное право (пункт 6.8 того же регламента).

За тонировку

Здесь ситуация схожа с просрочкой оплаты штрафа ГИБДД. Аналогично водителя отвозят в отделение до суда, но уже в случае невыполнения законного требования сотрудника полиции.

Ранее мы уже выясняли законность самого такого требования в случае с тонировкой. Отметим также, что и задержание тут незаконно, потому как это не исключительный случай и, если инспектор ДПС вас отпустит, это никак не помешает своевременному рассмотрению дела, если только вы не будете настаивать на том, что собираетесь скрываться от судебного заседания.

По подозрению на опьянение

Такое уже бывает реже, но в практике 2021 года всё же, к сожалению, встречается. Не совсем понятны принципы и причины для задержания. Ведь при наличии достаточных оснований полагать, что водитель пьян, инспектор обязан проверить его на алкогольное опьянение, и только по результату предложенной “продувки” на месте может направить его на медицинское освидетельствование.

Тем не менее, при отсутствии алкотестера инспектор вправе доставить вас в то место (пост, отделение ГИБДД), где такой прибор есть. Но задержание – это немного другое.

На какое время могут ограничить свободу?

В общих случаях максимальный срок задержания составляет 3 часа. Но в исключительных случаях, когда административное дело, которое открыто в вашем отношении, влечёт в качестве одной из мер наказания арест, он может быть продлён. И во всех случаях в помещении вы можете находиться по закону не более 2 суток.

Начало течения этого срока начинает течь с времени доставления – то есть с того момента, как фактически ограничили ваше право на передвижение, на месте, где вас остановили.

Какие правила составления протокола?

Протокол об административном задержании должен составляться в обязательном порядке. Однако, в отличие от других процедур, здесь в законодательстве прямо не указано, что этот документ пишется непосредственно перед временным ограничением свободы.

В протоколе обязательно должны быть указаны:

Далее протокол вручается вам на подпись. Вы можете отказаться от подписи. Вы также можете в нём писать разъяснения. Кроме того, по вашей просьбе вам обязаны выдать копию этой бумаги.

Какие правила задержания?

На самом деле, их мало. Все они перечислены в Кодексе и Федеральном законе, а также Административном регламенте:

Какие правила поведения при процедуре?

В первую очередь, даже если вы считаете, что задержание незаконно, не следует сопротивляться и в целях собственной защиты применять физическую силу. Увы, но в реалиях практики российского законодательства это может закончиться не в вашу пользу.

Самое главное, что необходимо делать при задержании – это вести видеосъёмку общения с ГИБДД, начиная с момента остановки автомобиля и заканчивая непосредственно перемещением в помещение.

Это поможет в дальнейшем выявить все нарушения полицейских и привлечь тех к ответственности.

Читайте также:  Основания для перерасчета пенсии – помощь юриста

Как обжаловать?

По правилам подачи жалобы никто не обязан доказывать и указывать на нарушения должностных лиц. По заявлению с жалобой от гражданина соответствующие органы обязаны провести расследование и самостоятельно выявить такие нарушения, либо остановить дело, если таковых не будет найдено.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, то обжаловать действия сотрудников нужно обязательно. Чаще всего такое приходится делать при привлечении к задержанию до суда по причине просроченного штрафа (привлечение по 20.25 КоАП РФ).

В любом случае жалоба на сотрудников полиции может быть подана сразу в несколько ведомств:

Мы рекомендуем обратиться одновременно в первые 3 ведомства. Общего бланка и образца заявления для этого не существует. Вам достаточно просто написать, к кому и от кого подаётся жалоба, суть обращения, описание процедуры задержания, приложить копию протокола при наличии, а также загрузить в сеть Youtube видеозапись процедуры и указать ссылку в обращении.

Но самый эффективный способ, дающий результат – это, как правило, прокуратура. Подать жалобу сюда можно в том числе через Госуслуги или, найдя в сети сайт приёмной онлайн-обращений вашего региона. Вот, к примеру, приёмная для жителей Москвы.

Какие наказания для сотрудников?

Незаконное задержание власть имущим сотрудником – это уголовное деяние, наказываемое соответствующим образом. В данном случае статья 301 УК РФ предусматривает до лишения свободы до 3 лет за заведомое такое преступление.

Но привлекают полицейских по этой статье далеко не всегда. Дело в том, что незаконность задержания констатируется основаниями – если человек ограничен в свободе без причин, то тогда задержание становится заведомо незаконным. Но даже если были какие-либо нарушения в процессуальных действиях и нарушены правила, то от этого само задержание незаконным не становится. И это вполне логично, ведь, к примеру, отсутствие указания должности в протоколе никуда не девает цель административной процедуры, и общественную опасность, если её не провести, по мнению законодательства.

Но есть и косвенное наказание для инспектора – в случае, если его действия будут признаны незаконными, вы можете взыскать моральный вред. И деньги оттуда идут из казны или Министерства финансов РФ. И уже эти далее они могут быть взысканы в порядке регресса с этого сотрудника. Ниже мы дадим ссылку на судебную практику по таким делам.

Что дальше?

Итак, вы подали жалобу. Теперь следует ожидать ответа. Вероятнее всего, вас вызовут в соответствующие учреждения для дачи показаний. Лучше не отказываться и явиться, так как без показаний дело наиболее вероятно могут спустить и закрыть за отсутствием или недоказанностью нарушений сотрудниками.

Если прокуратура примет меры, то это даёт для вас основания взыскать причинённый вам вред незаконным задержанием. И вред этот чаще всего бывает только моральный. Но здесь суды нередко удовлетворяют достаточные суммы – по меньшей мере существенно больше, если сравнивать часы, проведённые в помещении для задержанных с почасовой оплатой работы большинства россиян.

Для взыскания морального вреда нужно будет отдельно подавать в гражданский суд по месту совершения правонарушения.

Судебная практика

Есть в практике судов по незаконным задержаниям и дошедшие аж до Европейского суда по правам человека дела. Вот одно из постановлений Президиума Верховного суда России по возобновлению рассмотрения дела о том, когда задержанный утверждал о том, что ему причинили вред при задержании и били. Однако, дело на сегодняшний день ещё не завершено, поэтому что будет дальше, остаётся только гадать.

В Санкт-Петербурге районный суд в 2020 году удовлетворил иск гражданина о незаконном временном ограничении свободы частично. В результате требования возмещения морального вреда, причинённого при задержании, в размере 70 тысяч рублей, удовлетворено 50 000. Возмещать будет казна, а затем, вероятно, взыщет с инспектора.

Административное задержание – что это? Разъяснение адвоката.

Что такое административное задержание?

Согласно статье 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица.

Административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо:

  1. для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении;
  2. исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Например, исключительными случаями можно признать следующие:

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник (адвокат).

Задержанному лицу должны быть разъяснены его права и обязанности, в том числе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами защитника (адвоката).

Об административном задержании составляется протокол , в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Когда защитник (адвокат) имеет право участвовать в деле?

Защитник (адвокат) имеет право оказывать юридическую помощь лицу с момента возбуждения дела об административном правонарушении:

Какой срок административного задержания?

По общему правилу срок административного задержания не должен превышать три часа.

В случаях, специально оговоренных в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также, если за совершенное правонарушение предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Например, за нарушения таможенных правил, порядка пребывания на территории РФ, в случае необходимости установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения лицо может быть задержано в административном порядке на срок не более 48 часов.

Можно ли обжаловать административное задержание?

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит порядок обжалования незаконного задержания.

Если же проанализировать действующее законодательство, то можно сделать вывод, что незаконное административное задержание можно обжаловать в вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу) или в суд, изложив доводы об этом в жалобе на окончательное решение по делу. Например, в случае вынесения по делу постановления о назначении административного наказания в жалобе на данное решение наряду с доводами о невиновности можно изложить доводы о незаконном задержании.

В случае, если производство по административному делу прекращено или дело об административном правонарушении не возбуждалось, то незаконное административное задержание можно обжаловать в суд в порядке гражданского судопроизводства (глава 25 ГПК РФ).

При перепечатке ссылка на сайт и автора обязательна.

(с) 2015 г. Адвокат Евгений Абраменко

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Вам вменили «арестную» статью: что делать?

Инструкция для задержанных 12 июня и не только

Благодарим за помощь в подготовке инструкции юриста Правозащитного центра «Мемориал» Татьяну Глушкову

Что такое «арестная» статья?

Это статья, которая в качестве наказания предусматривает в том числе арест.

Задержанным на митингах чаще всего вменяют такие арестные статьи:

Если полицейские вменяют вам такую статью, то могут задержать в отделе на срок до 48 часов. Однако есть исключения:

Кого не могут оставить на ночь или арестовать

По статье 3.9 КоАП, не могут назначить в качестве наказания административный арест (а значит, и задерживать дольше 3-х часов в отделе полиции) следующим категориям лиц:

Согласно постановлению Правительства РФ от 12 декабря 2014 года N 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста», нельзя также назначать арест лицам, страдающим:

Кроме того, нельзя арестовать отца ребенка до 14 лет, если он докажет, что кроме него ухаживать за детьми некому (Определение КС РФ № 2375-О от 15 октября 2020 г.). Доказать можно, например: справкой с места работы матери о полном рабочем дне, штампом в паспорте о расторжении брака (или свидетельством о расторжении), фото паспорта ребенка с регистрацией по месту жительства отца, решением суда, свидетельством о смерти супруги, свидетельскими показаниями.

Если в вашем случае есть любые вышеперечисленные обстоятельства — обязательно сообщайте об этом в отделе полиции и в суде и представляйте подтверждающие документы (если нет с собой, можно просить родственников прислать фото).

Если вопреки всему арест назначат, его надо срочно обжаловать в апелляции. Если к моменту апелляции вы уже отбудете часть ареста, заменить наказание на штраф суд не вправе, вас просто освободят — на этот счет есть судебная практика (см. например, тут и тут).

Если вышеуказанные обстоятельства (например, болезнь) возникнут впоследствии, во время нахождения под арестом, вы в любой момент можете потребовать прекратить отбывание наказания, подав в свободной форме письменное заявление начальнику спецприемника.

Что будет после задержания

Как правило, есть два сценария по арестной статье:

Что делать в каждом из этих случаев, расскажем ниже.

Если везут в суд из отдела полиции

В первую очередь, необходимо связаться с нами через правовой бот или горячую линию 8 800 707-05-28 — мы постараемся обеспечить защитника.

К сожалению, в периоды массовых задержаний защитников может на всех не хватить. Поэтому если вы не уверены, что защитник будет, рекомендуем сделать следующее.

Пока вы в отделе полиции или пока вас везут в суд, напишите три документа:

  1. Ходатайство об отложении:

Для реализации права на защиту (ст. 25.1 КоАП), прошу отложить заседание для формирования правовой позиции и поиска защитника.

  1. Ходатайство об ознакомлении:

Прошу предоставить возможность ознакомится с материалами настоящего дела с применением фотосъемки и объявить перерыв в заседании на 1 час.

  1. Краткую апелляционную жалобу примерно такого содержания.

На заседании обязательно включите диктофон. Заявите два вышеуказанных ходатайства (передайте их судье). Скорее всего, заседание не отложат, но с документами ознакомиться дадут. Для этого судья объявит перерыв. Вам дадут дело прямо в руки или скажут идти в канцелярию — идите туда и ждите, пока вынесут дело. После ознакомления возвращайтесь к залу заседания. При ознакомлении надо:

На найденные противоречия следует указать суду (под диктофон!).

О том, какой позиции придерживаться в суде (участвовал/не участвовал в акции): мы рекомендуем говорить правду. Особой разницы в наказаниях мы не проследили. Про нюансы обеих позиций читайте подробнее тут.

Если вас признают виновным (ой) и назначат арест, необходимо сразу подать краткую апелляционную жалобу — после суда попросите проводить вас в канцелярию суда. Если не успели в суде, подайте жалобу через начальника спецприемника, как только вас туда доставят. При первой возможности заполните вот эту анкету — чтобы мы на основе ваших ответов подготовили вам уже полную апелляционную жалобу, необходимую для ЕСПЧ. Подробнее про обжалование и ваши права при аресте смотрите в нашей специальной инструкции «Меня или моего друга арестовали: что делать?».

NB: Есть еще один вариант: в суд не повезут, а предложат участвовать в заседании прямо из отдела полиции. Например, участникам зимних акций в поддержку Алексея Навального предлагали подключаться к судебному заседанию по Skype и Zoom (!). От такого можно смело отказываться — законных оснований для подобных процедур нет. Нормы КоАП о заседании по видеоконференцсвязи не предусматривают возможность ВКС из отделов полиции (в отличие от, например, СИЗО).

Если все-таки заставят, вынесенное по итогам такого онлайн-заседания решение можно и нужно обжаловать. В шаблоне нашей апелляционной жалобы есть специальный абзац на такой случай.

Если отпустили домой

О дате суда вас должны уведомить надлежащей повесткой. Помните, что «Обязательство о явке в суд», подписанное в отделе полиции, не имеет юридической силы — потому что повестка в суд должна исходить от суда, а не полиции (ст. 29.4, ст. 25.15 КоАП).

Суды не могут назначить административный арест в отсутствие привлекаемого лица — то есть вас. Соответственно, если на заседании не появляться, арест вынести не смогут. Правда, если судья все равно захочет назначить вам арест, вас могут доставить в суд приводом. Но такое бывает редко.

В суде второй инстанции появляться можно и даже нужно — статья 30.7 КоАП запрещает усиливать наказание при пересмотре дела.

Читайте также:  Пример жалобы на нарушение прав потребителя - бланк 2021

Помните, что определенным категориям лиц административный арест не может быть назначен ни при каких обстоятельствах (см. выше). Поэтому, если вы относитесь к одной из этих категорий и у вас есть все подтверждающие документы (например, штамп в паспорте или свидетельство о рождении ребенка, справка об инвалидности и т. п.), можете спокойно приходить на суд первой инстанции. Воспользуйтесь нашей обычной инструкцией по самостоятельной защите в суде. О том, что вы относитесь к одной из упомянутых выше категорий, следует заявлять в начале судебного заседания. Просите приобщить копии подтверждающих документов, при этом оригиналы данных документов захватите с собой (на случай если суд захочет проверить подлинность копий).

Если я не пойду в суд, как я смогу защищать себя?

  1. С помощью защитника
  2. Дистанционно

Мы постараемся вам помочь с защитником — оставьте заявку на помощь в суде.

Вы также можете найти себе защитника сами — среди родственников и друзей. Юридическое образование защитникам по делам об административных правонарушениях не требуется (ст. 25.5 КоАП РФ).

Поскольку вы не пойдете в суд, вам необходимо оформить у нотариуса доверенность на защитника. Это стоит обычно около тысячи рублей. Нотариусу нужно предоставить ваши паспортные данные, паспортные данные защитника и сказать, что вы хотите оформить полную судебную доверенность на этого человека.

Если защитника найти не получится, вы можете защитить себя дистанционно. Для этого нужно заранее — то есть до дня рассмотрения дела — подать в приемную суда свои объяснения и ходатайства по делу (это называется «подать в экспедицию»). Можно направить их по почте — но учтите время на отправку. О том, какие это документы, читайте в нашей обычной инструкции по самостоятельной защите в суде (программа-максимум и программа-минимум).

Получение копии постановления по делу

После того как ваше дело рассмотрят, нужно получить копию постановления. Если в заседании участвовал защитник, возможно, копию выдадут ему на руки сразу же по окончании рассмотрения дела. Возможно, ему сообщат, что постановление будет изготовлено позднее. По закону у суда есть три дня на изготовление полного текста постановления, однако на практике этот срок нередко затягивается.

Если за постановлением никто не пришел, то по закону его обязаны в течение трех дней после изготовления отправить вам заказным письмом. Впрочем, этот срок тоже часто не соблюдается.

Обратите внимание, что постановление направят по адресу вашей регистрации — постоянной, указанной в паспорте, или временной — если вы сообщали о ней полиции или суду.

Судебные письма являются заказными — это значит, что получить на почте их можете только вы лично (с паспортом) или человек, у которого есть доверенность от вашего имени.

Судебные письма хранятся на почте всего 7 дней. Если в течение этого срока за письмом никто не приходит, оно возвращается в суд. После его возвращения начинает течь срок на обжалование постановления, который составляет всего 10 дней. Если вы пришли за письмом, то срок отсчитывается от момента его получения. Если постановление вручили вам или вашему защитнику в суде, то срок на обжалование отсчитывается с этого момента.

Шаги по апелляции подробно расписаны тут. Помните, что наказание в апелляции усилиться не может — поэтому обязательно воспользуйтесь этим шансом.

После апелляции можно подавать жалобу в ЕСПЧ и мы готовы с этим помочь. Подача жалобы в ЕСПЧ — это шанс добиться справедливости, а также получить компенсацию за причиненный моральный вред (по митинговым делам она составляет примерно 5000–7500 евро).

Статья 27.3. КоАП РФ. Административное задержание

Ст 27.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2019 года

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарий к статье 27.3. КоАП РФ:

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание – неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ “О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ – депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *