Все о компенсациях за детский сад в 2021 году: как вернуть от 20 до 70% родительской платы?

Всем родителям, которые водят детей в детский сад, предоставляется компенсация части родительской платы. Такое право возникает независимо от категории семьи: многодетная, малообеспеченная или обычная. Мы разобрались в этом вопросе и составили пошаговую инструкцию, как родителю получить компенсацию за оплату детского сада.

Что это вообще за компенсация?

В соответствии с российским законодательством родителям, оплачивающим плату за детский сад, положена компенсация части родительской платы. Она начисляется в процентном соотношении в зависимости от количества детей и дней, в течение которых ребенок находился в саду.

Размер компенсации утверждается региональными нормативными актами, но федеральным законодательством установлены минимальные значения, о которых мы расскажем позднее. Кроме этого, регионы имеют право устанавливать свои льготы для отдельных категорий семей.

Кому положена компенсация

Компенсацию может оформить один из родителей или опекун ребенка. Ближайший родственник оформить на себя компенсацию уже не сможет.

То, как часто нужно будет переоформлять заявление, определяет администрация детского сада. Некоторые сады просят переоформлять заявление 1 раз в год, другие – раз в квартал. А есть детские сады, которые вообще не требуют переоформлять заявление. Правда, в этом случае администрация детского сада предупреждает родителей о том, что нужно своевременного уведомлять о каких-либо изменениях – например, о рождении ребенка.

Если ребенок не посещает детский сад, то никакая компенсация начисляться не будет, даже если родитель напишет заявление. Основание здесь простое: раз не начисляется родительская плата, то нет и компенсации.

Размер компенсации

Размер компенсации родительской платы устанавливается региональными нормативными правовыми актами. Однако кое-что определяется на федеральном уровне – например, минимальный размер компенсации прописан в пункте 5 статьи 65 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно закону, размер компенсации родительской платы за детский сад не должен быть менее:

То есть размер компенсации напрямую зависит от количества детей и количества дней посещения детского сада. Причем, при определении, какой ребенок по счету, учитываются только несовершеннолетние дети или до 23 лет при условии, что ребенок еще учится в образовательном учреждении по очной форме.

Пример №1: У женщины трое детей 21, 19 и 6 лет. Причем старший ребенок учится в университете по очной форме обучения, а 19-летний – на заочном обучении. Какой размер компенсации родительской платы за детский сад будет начисляться матери. как компенсация (часть уплаченной суммы приходит обратно);

  • как льгота (родительская плата изначально начисляется в меньшем размере).
  • Как получить компенсацию

    Получить компенсацию можно только по заявлению. Чаще всего при оформлении ребенка в сад, заведующая одновременно дает несколько бланков договоров и заявлений (договор дошкольного образования, заявление на компенсацию родительской платы, письмо со списком родственников, которые имеют право забирать ребенка из сада и другие).

    Кроме заявления, для получения компенсации необходимо еще собрать определенный пакет документов.

    Шаг 1. Собрать пакет документов

    Первое, что надо сделать одному из родителей – это заполнить заявление. Форму заявления лучше взять в детском саду, так как она может немного отличаться от стандартной.

    В заявлении обязательно указывается:

    Вместе с заявлением необходимо предоставить пакет документов, который чаще всего состоит из:

    Но этот список не закрытый, в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные документы, которые необходимо приложить к заявлению. Например, в одном из садиков в городе Брянске родители должны принести следующие документы, указанные на фото ниже.

    Стоит отметить, что справка о составе семьи для садика действует только в том месяце, в котором она была выдана. То есть, если справка была выдана 30 ноября, то 1 декабря ее уже не примут в детском саду.

    Шаг 2. Передача документы в детский сад

    Заявление вместе с пакетом документов, нужно отдать заведующей детского сада. Это можно сделать самостоятельно в приемные часы или по предварительной записи или же через воспитателя ребенка.

    Заявление и ксерокопии документов остаются в детском саду. Если родитель будет переводить ребенка в другой сад, то ксерокопии документов ему не вернут.

    После того, как документы будут заверены детским садом, они направляются в Департамент образования и науки города, Департамент здравоохранения и другие ведомства, список которых утверждается властями региона.

    Когда все документы собраны и направлены куда следует, родителю начнет перечисляться компенсация родительской платы. Деньги придут на банковский счет, указанный в заявлении.

    Способы получения компенсации за детский сад

    Родитель не имеет право выбрать способ перечисления компенсации за детский сад, так как законодатель указал, что компенсация перечислятся на банковский счет. То есть, например, получать компенсацию почтовым переводом или в наличной форме нельзя.

    Компенсация перечисляется в следующем месяце, после месяца оплаты за посещение детского сада.

    Например, ребенок ходил в сад в сентябре. Родительская плата за сентябрь рассчитывается в первых числах ноября, и родитель должен внести деньги до 15-20 ноября (в каждом детском саду устанавливаются свои даты проведения оплаты). Компенсация родительской платы за сад поступить на банковский счет заявителя только в декабре (обычно это 10-15 декабря).

    Хотелось бы отметить, что компенсация родительской платы не является доходом – то есть, данная сумма не учитывается при подсчете среднедушевого дохода семьи и с компенсации не уплачивается НДФЛ согласно статье 217 Налогового кодекса РФ.

    Могут ли отказать в оформлении компенсации

    Детский сад имеет право отказать в оформлении компенсации, но только по 3 основаниям:

    1. представлены не все документы;
    2. отсутствие лицензии у детского сада;
    3. оформление компенсации происходит не на родителя.

    Первая причина отказа в компенсации – если заявитель предоставил не все документы или неправильно заполнил заявление. То есть, например, не представил справку о составе семьи или свидетельство о заключении брака, или же неверно заполнил банковские реквизиты.

    Вторая причина отказа – у детского сада отсутствует лицензия. Например, в Москве многодетная семья может открыть семейный детский сад. Если в семье все 2 ребенка дошкольного возраста, то этот семейный сад могут посещать и другие дети, например, соседские. Такой семейный детский сад не обязан оформлять лицензию. То есть семейные детские сады, которые работают без лицензии, не предоставляют компенсацию родительской платы за посещение детьми дошкольного учреждения.

    Третья и последняя причина, по которой могут не предоставить компенсацию – это если заявление оформлено не от имени родителя. Например, если заявление на компенсацию напишет бабушка, то ей откажут в предоставлении компенсации (исключение: бабушка оформлена официальным опекуном).

    Нюансы и спорные вопросы

    Компенсация – это государственная льгота и поэтому, как и с любой выплатой, возникает множество спорных вопросов. На некоторых из них мы решили отдельно остановиться.

    Первое, что интересует многих россиян: можно ли получить компенсацию за частный детский сад. Ответ напрямую зависит от того, есть ли у частного сада лицензия на дошкольное образование. Если да, то родитель имеет право подать заявление и пакет документов для оформления компенсации родительской платы за посещение ребенком детского сада. Если лицензии нет, то получить компенсацию не получится.

    Следующий вопрос, который интересует многих: можно ли получить компенсацию родительской платы за детский сад при условии, что деньги вносил не родитель-заявитель. Здесь можно ответить по-разному. Если при внесении денежных средств за детский сад были заполнены паспортные данные бабушки или другого родственника, то получить компенсацию не получится. А вот если за сад оплатил папа, а заявление оформляла мама, то получить компенсацию можно, только если отец подаст заявление от своего имени.

    Еще один интересующий вопрос, который касается детей от первого брака: какой по счету будет общий ребенок, если есть ребенок от первого брака. Например, семья состоит из матери, отца и ребенка. Но у отца от первого брака есть один ребенок, а у матери общий ребенок – первый. Какой по счету будет являться общий ребенок.

    Нюанс тут заключается в том, живет ли ребенок от первого брака в семье или нет. То есть для матери общего ребенка он и будет считаться первым, а для отца – если ребенок по решению суда живет с отцом, то общий ребенок будет вторым, а если ребенок от первого брака живет с матерью, то общий ребенок будет также первым.

    Последний вопрос, на который бы мы хотели обратить внимание, касается родителей, у которых по решению ФССП арестован счет. Чаще всего, арест карт производится из-за неоплаченных штрафов, налогов или по исполнительным производствам. Может ли банк списывать компенсацию родительской платы в счет погашения задолженности? Ответ: да. Компенсация родительской платы не входит в перечень доходов, которые нельзя списывать в счет погашения по задолженности.

    Родительская плата и ее компенсация

    Информация о родительской плате

    Родительская плата за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях устанавливается на основании Постановления Администрации Городского округа Балашиха Московской области

    Родительская плата за присмотр и уход за детьми в МБДОУ детский сад № 16 с 01.09.2020 составляет 178,00 руб. за каждый день посещения

    на основании Постановления Администрации Городского округа Балашиха от 02.06.2020 № 353-ПА “Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Городского округа Балашиха, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования”

    Родительская плата за присмотр и уход за детьми в МБДОУ детский сад № 16 с 01.09.2018 по 31.08.2020 составляла 172,00 руб. за каждый день посещения

    на основании Постановления Администрации Городского округа Балашиха от 15.08.2018 № 712-ПА “Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Городского округа Балашиха, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования”

    Постановление Администрации Городского округа Балашиха от 28.09.2016 № 862/8-ПА “О внесении изменений в постановление Администрации Городского округа Балашиха от 12.11.2015 № 626/8-ПА “О Порядке взимания и методике расчета размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях городского округа Балашиха”

    Постановление Администрации Городского округа Балашиха МО от 12.11.2015 N 626/8-ПА
    “О Порядке взимания и методике расчета размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях городского округа Балашиха”

    Информация о компенсации части родительской платы

    Документы, регламентирующие получение компенсации:

    С 20 декабря 2018 года реализована возможность самостоятельной подачи родителями заявления на выплату компенсации родительской платы в электронном виде посредством государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области» (РПГУ, https://uslugi.mosreg.ru/).

    В соответствии с А дминистративным регламентом предоставления органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственной услуги «Выдача решения о выплате (отказе в выплате) компенсации платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях Московской области, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденным Распоряжением Инистерства образования Московской области от 04.03.2019 № 8 к заявлению, заполняемому на РПГУ в интерактивной форме, прилагаются электронные образы оригиналов документов:

    1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (скан-образ всех заполненных страниц);
    2. Свидетельство о рождении ребенка (свидетельства о рождении всех детей, входящих в состав семьи);
    3. Банковские реквизиты для перечисления компенсации родительской платы.

    Размер компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях рассчитывается из среднего размера родительской платы в Московской области с 01.01.2018 г. – 2 162 рубля (Постановление Правительства Московской области от 05.12.2017 № 1014/43).

    Размер максимальной компенсации (при ежедневном посещении ребенком детского сада в течение месяца):

    Размер родительской платы за детский сад

    Федеральным законом об образовании разделены функции:

    по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и

    по осуществлению присмотра и ухода за детьми

    в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, в том числе в детских садах.

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Федеральным законом об образовании отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

    обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах),

    а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах).

    пункты 3 и 6 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций (детских садов) позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в детских садах в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

    Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в детских садах, отнесено к полномочиям учредителей детских садов (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих детских садов.

    пункт 5 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» и пункт 3 части 1 Статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Присмотр и уход за детьми в детских садах

    Присмотр и уход за детьми в детских садах по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.

    Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

    Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в детских садах. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

    Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П

    С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель детского сада, вправе:

    устанавливать плату, взимаемую с родителей, и

    если иное не установлено Федеральным законом об образовании.

    часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Под присмотром и уходом за детьми в детом саду в Федеральном законе об образовании понимается:

    комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

    обеспечению соблюдения ими личной гигиены и

    пункт 34 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Присмотр и уход за детьми осуществляется детским садом на основании:

    Размер родительской платы за детский сад

    При установлении детским садом размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение:

    расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

    расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных детских садов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

    часть 4 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Это связано с тем, что:

    обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе и в детских садах,

    посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),

    в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,

    отнесено к полномочиям субъектов РФ.

    пункт 3 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду необходимо учитывать, что:

    в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и

    это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

    Читайте также:  Что такое шантаж – статья 163 УК РФ с комментариями

    Меры социальной поддержки при оплате детского сада

    В части оплаты детского сада такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

    часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    часть 3 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детский сад, реализующий образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,

    но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,

    не менее 50% размера родительской платы на второго ребенка,

    не менее 70% размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.

    часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) “Об образовании в Российской Федерации”

    Для реализации указанных в Законе об образовании мер поддержки семей с детьми по оплате детского сада органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредители детских садов:

    должны принять правовые акты, определяющие категории родителей, для которых размер родительской платы за детский сад будет снижен

    либо которые будут освобождены полностью от родительской платы за детский сад.

    Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано:

    установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также

    утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы за детский сад и порядок ее выплаты.

    При этом учредителям государственных и муниципальных детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо:

    Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки:

    как для семей, имеющих детей,

    так и для детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

    статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”;
    статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и
    статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”

    Размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах, в 2018 году

    В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства об образовании в каждом регионе свой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.

    Но в среднем по всей стране на начало 2018 года статистика (Росстат) дает следующие цифры по родительской плате за детский сад:

    Условия оплаты детского садаРодительская плата за детский сад,
    рублей/день
    Пребывание одного или 2-х детей до 3-х лет в группе с 8-10 часовым пребыванием88,14
    Пребывание в детском саду с 10-12 часовым рабочим днём114,7
    Для детей от 3 до 7 лет пребывание в группе с 8-10 часовым рабочим днём105,65
    Группа с 10-12 часовым днём137,49
    Круглосуточный детский сад144,73
    Многодетная семья с 3-мя и более детьми
    За ребёнка до 3-х лет с 10 часовым днём61,70
    За ребёнка до 3-х лет за пребывание в течение 10-12 часов80,29
    Круглосуточные группы84,52
    За детей от 3 до 7 лет 10 часовое пребывание73,96
    За детей от 3 до 7 лет за пребывание в течение 10-12 часов96,24
    За детей от 3 до 7 лет круглосуточное пребывание101,31

    Для иллюстрации усредненный размер родительской платы в детских садах в региональном разрезе приведен в следующей таблице (данные Росстата на начало 2018 года):

    РегионРодительская плата за детский сад,
    рублей/месяц
    Дальневосточный округ
    Амурская область3 251
    Камчатский край3 325
    Магаданская область4 032
    Приморский край1 684
    Сахалинская область3 097
    Чукотский автономный округ3 000
    Хабаровский край3 087
    Приволжский федеральный округ
    Кировская область1 114
    Нижегородская область1 705
    Пензенская область1 225
    Пермский край1 479
    Башкортостан1 265
    Республика Марий Эл1 758
    Республика Мордовия1 316
    Республика Татарстан1 474
    Самарская область1 354
    Ульяновская область1 401
    Саратовская область1 284
    Северо-западный федеральный округ
    Архангельская область2 286
    Вологодская область1 754
    Калининградская область1 625
    Ленинградская область1 817
    Мурманская область2 219
    Новгородская область1 428
    Псковская область1 695
    Республика Карелия2 645
    Республика Коми2 481
    Чувашская республика1 749
    Удмуртия1 164
    Санкт-Петербург839
    Центральный федеральный округ
    Белгородская область1 500
    Брянская область930
    Владимирская область2 141
    Воронежская область1 214
    Ивановская область1 265
    Калужская область946
    Костромская область1 493
    Курская область1 676
    Липецкая область1 024
    Москва2 018
    Московская область2 541
    Орловская область864
    Рязанская область1 171
    Смоленская область1 687
    Тамбовская область1 217
    Тверская область1 425
    Крымский федеральный округ
    Республика Крым706
    Севастополь1 795

    Родительская плата за детский сад в регионах во многом определяется их финансовыми возможностями.

    За более подробной информацией об оплате детского сада (за реальным размером родительской платы за детский сад) необходимо обращаться в свой региональный орган власти в сфере образования:

    обычно это территориальные подразделения соответствующих министерств образования,

    но в разных регионах РФ название ведомства может отличаться.

    Учет родительской платы в детских садах

    Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей, и ее размер. В данной публикации рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета родительской платы в указанном учреждении.

    Как следует из п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. При этом деятельность по присмотру и уходу за детьми является одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных организаций (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ).

    Размер родительской платы

    Как уже было отмечено, учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При установлении родительской платы учредитель должен учитывать положения ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ. Как следует из норм данной статьи, не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

    К сведению! Методика расчета нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях приведена в Письме Минобрнауки РФ от 31.07.2014 № 08-1002 «О направлении Методических рекомендаций».

    Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это предполагает установление государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

    В контексте Закона № 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семьи, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

    предусмотрено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ);

    при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

    Кроме того, установлено, что не взимается родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

    Все перечисленные нормы реализованы в нормативных актах, касающихся взимания родительской платы за посещение ребенком муниципального детского сада.

    Так, в соответствии с Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 03.02.2017 № 341 размер платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода, реализующих программу дошкольного образования, установлен в зависимости от возраста ребенка (в расчете за один день посещения):

    дети до 3 лет – 118,38 руб.;

    дети от 3 до 7 лет – 130,90 руб.

    Аналогичный подход применяется в отношении установления родительской платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2018 № 976). Так, в группах полного дня размер ежемесячной платы составляет:

    для детей в возрасте от 1 года до 3 лет –1 232 руб.;

    для детей в возрасте от 3 лет до 8 лет – 1 161,10 руб.

    Постановлением главы Щелковского муниципального района МО от 06.05.2008 № 1255 установлен размер ежемесячной родительской платы за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования:

    в обычных детских садах – 950 руб.;

    в центрах развития ребенка и детских садах, имеющих коррекционные группы, – 1 500 руб.;

    в детских садах с бассейном – 1 100 руб.

    Порядок установления родительской платы в ведомственных детских садах также регламентируется с учетом положений Закона № 273-ФЗ. Так, в соответствии с Приказом ФСБ РФ от 25.09.2017 № 531 установлены следующие размеры родительской платы за посещение ребенком детского сада:

    1) в функционирующих в режиме сокращенного дня (8 – 10,5-часового) группах пребывания детей:

    а) в возрасте до 3 лет – 70 руб. в день;

    б) в возрасте старше 3 лет – 80 руб. в день;

    2) в функционирующих в режиме полного дня (12-часового) группах пребывания детей:

    а) в возрасте до 3 лет – 90 руб. в день;

    б) в возрасте старше 3 лет – 100 руб. в день.

    Плата, взимаемая с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях ФСБ и иных организациях ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, снижается на 50 % для родителей в случае, если они, например, являются инвалидами I или II группы или имеют трех и более несовершеннолетних детей.

    Решение о снижении размера (невзимании) родительской платы принимается администрациями дошкольных образовательных организаций ФСБ и соответствующих структурных подразделений иных организаций ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в трехдневный срок со дня поступления заявления, о чем информируются родители (законные представители) ребенка.

    Отметим, что аналогичный размер платы установлен в ведомственных детских садах Минобороны. Также ведомство предоставляет льготы отдельным категориям плательщиков, рассмотренным нами выше (см. Приказ Министра обороны РФ от 24.11.2014 № 862).

    Бухгалтерский учет родительской платы

    Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к доходам образовательного учреждения, полученным от приносящей доход деятельности.

    К сведению: плата за детский сад начисляется на основании табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

    Табель заполняется ответственным лицом, назначенным руководителем образовательного учреждения. Данный документ является первичным учетным документом и служит для учета посещаемости детей в учреждениях. Табель заполняется на каждую группу отдельно. Дни посещения ребенком учреждения в табеле не отмечаются, дни непосещения отмечаются в соответствующей графе буквой «Н», выходные дни – буквой «В». Табель подписывается воспитателем детского сада и руководителем учреждения.

    Доходы от оказания платных услуг отражаются (п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.1 Порядка № 209н):

    по аналитическому коду подвида доходов бюджета (АКДБ) 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов;

    по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

    В соответствии с п. 48, 53 ФСБУ «Доходы» данные доходы относятся к доходам от реализации и признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода на дату возникновения права на их получение в сумме, равной величине ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, которые заключены в активе.

    Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями ведется на счете 0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» (п. 77 Инструкции № 162н, п. 92 Инструкции № 174н, п. 95, Инструкции № 183н).

    Начисление доходов от реализации платных услуг населению в учете бюджетного и автономного учреждений отражается по дебету счета 2 205 31 567 и кредиту счета 2 401 10 131 (п. 93, 150 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н). Казенные учреждения отразят данную операцию по дебету счета 1 205 31 567 и кредиту счета 1 401 10 131 (п. 78 Инструкции № 162н).

    Оплата услуг, как правило, осуществляется в безналичной форме – путем перечисления денежных средств через кредитную организацию в соответствии с банковскими реквизитами учреждения, предоставляющего услуги по присмотру и уходу за детьми.

    Отражение расчетов при поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения оформляется по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 205 31 667 (п. 72 инструкций № 174н, 183н). Отметим, что данные доходы таких учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение.

    Пример 1.

    Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) работает пять дней в неделю. В декабре 2019 года 22 рабочих дня. В средней группе 20 детей. За присмотр и уход за детьми в данном образовательном учреждении установлена родительская плата в размере 100 руб. за день посещения. В соответствии с табелем (ф. 0504608) в названном месяце детский сад посещали 15 детей, сумма начисленной платы – 33 000 руб. (15 чел. x 100 руб. x 22 дн.).

    Денежные средства внесены через отделения Сбербанка посредством безналичной оплаты.

    В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

    Начисление родительской платы в соответствии со Стандартами «Доходы» и «Долгосрочные договоры»

    С 01.01.2019 при ведении учета доходов следует руководствоваться федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н), а с 01.01.2020 еще и Стандартом «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н). Изменился ли учет родительской платы за содержание и дополнительное образование детей в детских учреждениях и как отражать родительскую плату в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» – об этом в статье экспертов 1С.

    Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по присмотру и уходу за ребёнком на бесплатной основе на весь срок пребывания в дошкольном образовательном учреждении. «Родительская» плата взимается только за питание. Она устанавливается приказом управления образования (учредителем) и составляет 90 рублей в день.

    Плата вносится авансом до наступления месяца оказания услуги. За дни болезни ребёнка плата не взимается. Поэтому ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. Расчет производится автоматически в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» с применением специального блока программы. В результате формируется бухгалтерская проводка:

    Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

    Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по проведению занятий в определенном кружке на платной основе сроком на один год. На каждый кружок отдельный договор. Плата вносится ежемесячно, иногда родители производят оплату авансом. За дни болезни ребёнка плата не взимается. Поэтому ежемесячно осуществляется расчет платы в зависимости от количества дней посещения. В результате формируется бухгалтерская проводка:

    Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

    Нужно ли применять в 2019 году СГС «Доходы» и в 2020 году СГС «Долгосрочные договоры», то есть, нужно ли использовать счет учета доходов будущих периодов?

    Читайте также:  Рефинансирование микрозаймов с просрочками

    Муниципальная музыкальная школа (бюджетное учреждение) заключает договоры с родителями на оказание услуг по дополнительному образованию детей сроком на один год. «Родительская» плата устанавливается приказом управления культуры (учредителем) и составляет 250 рублей в месяц независимо от посещения занятий учащимся. Расчет платы производится ежемесячно автоматически в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» с применением специального блока программы. В результате формируется бухгалтерская проводка:

    Д-т 2 205 31 567, К-т 2 401 10 131

    Нужно ли применять в 2019 году СГС «Доходы» и в 2020 году СГС «Долгосрочные договоры», то есть, нужно ли использовать счет учета доходов будущих периодов?

    Родительская плата: нормативное регулирование

    Согласно Закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон № 273-ФЗ), дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Дошкольные образовательные организации вправе также осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

    Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (п. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ).

    Согласно пункту 3 статьи 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

    Примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг по основным и дополнительным общеобразовательным программам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, содержат срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), размер платы за предоставляемые воспитаннику дополнительные образовательные услуги, а также платы за присмотр и уход за воспитанником.

    Срок обучения (нахождения в учреждении) может составлять до года и более и, как правило, является переходящим – начинается в одном году, продолжается (заканчивается) в следующем.

    Согласно договору начисление родительской платы может производиться из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу (дополнительному образованию), соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, а может и не зависеть от фактического посещения занятий.

    С 01.01.2019 при учете доходов от предоставления услуг следует руководствоваться федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – Стандарт «Доходы»).

    Согласно пункту 7 Стандарта «Доходы» доходы, которые получены (начислены) в отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов. При этом:

    «Доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) (далее в целях настоящего Стандарта – операции (события)) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена».

    Если стоимость услуги зависит от количества календарных дней, в течение которых оказывалась услуга, то родительская плата начисляется по итогам расчетного месяца в соответствии с Табелем учета посещаемости детей (ф. 0504608), далее – Табель (ф. 0504608). Форма 0504608 и Методические указания по ее применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

    Согласно Методическим указаниям по применению и заполнению форм первичных учетных документов (часть 2 Приложения № 5 к Приказу № 52н) Табель (ф. 0504608) служит для учета посещаемости детей в учреждениях, в том числе в целях последующего начисления сумм, которые причитаются к уплате родителями за содержание детей в этих учреждениях.

    Таким образом, доходы от оказания услуг, стоимость которых определяется на основании Табеля (ф. 0504608), не могут быть признаны доходами будущих периодов.

    С 01.01.2020 применяется федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н, далее – Стандарт «Долгосрочные договоры», СГС «Долгосрочные договоры»). Стандарт «Долгосрочные договоры» применяется при отражении в бухгалтерском учете доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых превышает один год (далее – долгосрочные договоры) и выполнения субъектом учета работ (услуг) по долгосрочным договорам (п. 3 Стандарта «Долгосрочные договоры»).

    При этом следует учитывать положения подпункта «б» пункта 4 Стандарта «Долгосрочные договоры», в соответствии с которыми:

    «4. Стандарт не применяется при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров:

    б) цена которых определяется для отдельного отчетного периода исходя из фиксированной стоимости единицы работы (услуги), при условии, что общий объем работ (услуг) по таким договорам не определен.»

    Таким образом, несмотря на то, что с родителями заключается долгосрочный договор на оказание услуг за содержание (питание, присмотр и уход), дополнительное образование детей, если доход зависит от посещения занятий ребенком и определяется по Табелю ((ф. 0504608) по итогам месяца, следовательно, его размер не может быть надежно определен в момент заключения договора и не может быть признан доходами будущих периодов.

    Если величина дохода не зависит от посещения занятий ребенком и не определяется на основании Табеля (ф. 0504608), значит, такой доход можно надежно оценить при заключении договора и признать доходами будущих периодов в соответствии со Стандартом «Долгосрочные договоры».

    При этом следует учитывать положения пункта 5 Стандарта «Долгосрочные договоры»:

    «5. Отражение в бухгалтерском учете доходов, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения субъектом учета договоров подряда, возмездного оказания услуг, срок действия которых не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения которых приходятся на разные отчетные периоды, осуществляется в соответствии с положениями Стандарта в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета

    Таким образом, если срок действия договора не превышает 1 год, но даты начала и окончания исполнения договора приходятся на разные отчетные периоды (как в договорах о предоставлении образовательных услуг), признавать доходы в момент заключения такого договора доходами будущих периодов – это право, а не обязанность учреждения и зависит от его учетной политики.

    При применении в данном случае Стандарта «Долгосрочные договоры» документами учетной политики должны быть установлены методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета в соответствии с СГС «Долгосрочные договоры» (письмо Минфина России от 28.10.2019 № 02-06-07/84752 «О Методических рекомендациях по применению СГС “Долгосрочные договоры”»).

    Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

    В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т.п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), применяются документы подсистемы Учет родительской платы.

    Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т.п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), следует применять документы подсистемы Расчеты со студентами.

    Поддержка требований Стандарта «Долгосрочные договоры» к учету долгосрочных договоров платного обучения реализована, начиная с версии 1.0.60.3 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

    Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов. Документ можно оформить на группу учащихся с указанием для каждого параметров списания доходов будущих периодов. При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

    Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

    Этот же документ применяется для корректировки доходов будущих периодов в случае изменения условий или досрочного прекращения долгосрочных договоров с учащимися (операции Корректировка доходов будущих периодов, Досрочное прекращение договоров).

    Документом Начисление (корректировка) ДБП (образование) с операцией Начисление доходов будущих периодов с датой 31.12.2019 и флагом Ввод остатков при первом применении стандарта можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 в корреспонденции со счетом 401.30 при первом применении стандарта.

    Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документом Начисление за услуги студентам с операцией Начисление по долгосрочным договорам (СГС 2020). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

    Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

    Следует отметить, что в отличие от подсистемы Учет родительской платы, в которой для ведения аналитического учета по счету 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» применяется справочник Дети, в подсистеме Расчеты со студентами применяется справочник Студенты.

    О формировании бухгалтерских записей при первом применении Стандарта “Долгосрочные договоры” в редакции 1 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» подробно в статье “Платное обучение – первое применение Стандарта “Долгосрочные договоры” , публикуемой в разделе методической поддержки БГУ в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

    Родительская плата в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» ред.2

    В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т. п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), применяются документы подсистемы Родительская плата (раздел Платное обучение).

    Для расчетов по длительным договорам за услуги дополнительного образования и т. п., величина доходов от которых не зависит от посещения детей (не определяется согласно Табелю (ф. 0504608)), можно применять документы подсистемы Образовательные услуги (раздел Платное обучение).

    Об отражении расчетов с родителями за услуги по содержанию и дополнительному образованию детей в детских дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и т. п., величина доходов от которых определяется ежемесячно согласно Табелю (ф. 0504608), в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» – в статье «Учет родительской платы» , публикуемой в разделе методической поддержки БГУ2 в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

    Поддержка требований Стандарта «Долгосрочные договоры» к учету долгосрочных договоров платного обучения реализована, начиная с версии 2.0.67 редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

    Начисление доходов будущих периодов при подписании долгосрочного договора отражается новым документом Начисление доходов будущих периодов (образование). Документ Начисление доходов будущих периодов (образование), как и документ Начисление за услуги образования, можно оформить на группу учащихся по конкретным договорам. В документе можно установить единый порядок учета доходов и порядок оплаты для всех учащихся (договоров), также можно установить особый порядок оплаты для некоторых учащихся (льготы, скидки и пр.). При проведении документа формируются бухгалтерские записи:

    Дебет 2 205 31 567, Кредит 2 401 40 131

    Документом Начисление доходов будущих периодов (образование) с датой 31.12.2019 и типовой операцией Ввод входящих остатков в межотчетном периоде (401.30) можно ввести остатки по счетам 205 31 и 401 40 131 при первом применении стандарта в корреспонденции со счетом 401.30.

    Признание доходов текущего периода, равномерно или неравномерно согласно графику, отражается документами Начисление за услуги образования, Начисления учащимся за прочие услуги (вид начисления По долгосрочным договорам). При проведении документов формируются бухгалтерские записи:

    Дебет 2 401 40 131, Кредит 2 401 10 131

    Для изменения данных, учтенных на счетах 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» и 401 40 «Доходы будущих периодов», в случае расторжения или изменения условий договора, применяется новый документ Корректировка доходов будущих периодов (образование) с видом операции Досрочное прекращение договора, Корректировка доходов будущих периодов соответственно.

    Отметим, что в отличие от подсистемы Родительская плата, в которой для ведения аналитического учета по счету 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» применяется справочник Дети, в подсистеме Образовательные услуги применяется справочник Учащиеся.

    О формировании бухгалтерских записей при первом применении Стандарта “Долгосрочные договоры” в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» подробно в статье “Платное обучение – первое применение Стандарта “Долгосрочные договоры” , публикуемой в разделе методической поддержки БГУ2 в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.

    Размер родительской платы за детский сад

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Приказ Управления делами Президента РФ от 27 мая 2020 г. № 162 “О плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в подведомственных управлению делами Президента Российской Федерации образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования”

    В соответствии с частью 2 статьи 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 30, ст. 4134), Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. № 1370 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 38, ст. 4277; 2018, № 51, ст. 7982), приказываю:

    1. Установить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации образовательных организациях, осуществляющих в соответствии с государственными заданиями образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (приложение № 1 к настоящему приказу).

    2. Определить случаи снижения платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации образовательных организациях, осуществляющих в соответствии с государственными заданиями реализацию образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, случаи не взимания данной платы с отдельной категории родителей (законных представителей) и порядок ее снижения (невзимания) (приложение № 2 к настоящему приказу).

    Управляющий деламиА.С. Колпаков

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2020 г.

    Приложение N 1
    к приказу Управления делами
    Президента Российской Федерации
    от 27 мая 2020 г. N 162

    Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей)
    за присмотр и уход за детьми в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

    Наименование подведомственной образовательной организацииРазмер платы, взимаемой за присмотр и уход за детьми, принятыми в рамках установленного государственного задания (рублей в месяц, без НДС)
    1. Подведомственные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования (группы, функционирующими в режиме полного дня (12-часового) пребывания детей), расположенные в г. Москве
    1.1. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 2”3 900
    1.2. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 3”3 900
    1.3. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 43”3 900
    1.4. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 97”3 900
    1.5. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 1007”3 900
    1.6. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 1387”3 900
    1.7. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 1599”3 900
    2. Подведомственные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования (группы, функционирующие в режиме полного дня (12-часового) пребывания детей), расположенные в г. Москве
    2.1. ФГБОУ “Школа – детский сад N 1”3 900
    2.2. ФГБОУ “Средняя общеобразовательная школа N 1699”5 700
    3. Подведомственные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (группы, функционирующие в режиме полного дня (12-часового) пребывания детей), расположенные в Московской области
    3.1. ФГБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 1475”3 300
    3.2. ФГБ ДОУ “Центр развития ребенка – детский сад “Сосны”3 300
    3.3. ФГБ ДОУ “Центр развития ребенка – детский сад “Центр реабилитации”3 300
    3.4. ФГБ ДОУ “Детский сад “Загорские дали”3 200
    4. Подведомственная образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (группы, функционирующие в режиме круглосуточного пребывания детей), расположенная в Московской области
    4.1. ФГБ ДОУ “Центр развития ребенка – детский сад N 138 “Теремок”3 600
    5. Подведомственная образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего образования (группы, функционирующие в режиме круглосуточного пребывания детей), расположенная в Московской области
    5.1. ФГБОУ “Прогимназия “Снегири”3 300
    6. Подведомственная образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (группы, функционирующие в режиме полного дня (12-часового) пребывания детей), расположенная в Самарской области
    6.1. ФГБ ДОУ “Детский сад “Волжский утес”2 000
    7. Подведомственная образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (группы, функционирующие в режиме полного дня (12-часового) пребывания детей), расположенная в Краснодарском крае
    7.1. ФГБ ДОУ “Детский сад “Сочи”2 195
    8. Подведомственные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования (группы, функционирующие в режиме полного дня (12-часового) пребывания детей), расположенные в Ставропольском крае
    8.1. ФГБ ДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Красные камни”1 500
    8.2. ФГБ ДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Москва”1 450
    Читайте также:  Ритуал на деньги – как поправить ваше благосостояние

    Приложение N 2
    к приказу Управления делами
    Президента Российской Федерации
    от 27 мая 2020 г. N 162

    Случаи снижения платы, взимаемой с родителей
    (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации образовательных организациях, осуществляемых в соответствии с государственными заданиями образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего, случаи невзимания данной платы с отдельных категорий родителей (законных представителей) и порядок ее снижения (невзимания)

    1. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми (далее – родительская плата) в подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации образовательных организациях, осуществляющих в соответствии с государственными заданиями реализацию образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках установленного государственного задания снижается на 50 процентов от установленного размера родителям (законным представителям) в случае, когда они:

    инвалидами I или II группы – при предоставлении копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности;

    участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – при предоставлении копии удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    работниками данного образовательного учреждения;

    б) имеют трех или более несовершеннолетних детей – при предоставлении копии свидетельства о рождении каждого ребенка.

    2. Родительская плата не взимается с родителей (законных представителей):

    а) в случаях, указанных в статье 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, – при предоставлении копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности (для детей-инвалидов), копии решения органа опеки и попечительства о назначении опекуном (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и копии медицинской справки профильного врача-специалиста (для детей с туберкулезной интоксикацией) соответственно;

    б) в случае, когда среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, – при предоставлении справки о постановке на учет в органах социальной защиты населения в качестве малоимущих граждан.

    3. В случаях, предусмотренных пунктом 1 и пунктом 2 настоящего приложения, родительская плата снижается (не взимается) со дня обращения родителей (законных представителей) с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими основания для снижения (невзимания) родительской платы.

    Родительская плата снижается (не взимается) на период действия соответствующих оснований. Решение о снижении (невзимании) или об отказе в снижении (невзимании) родительской платы принимается руководителем образовательной организации в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления и подтверждающих документов. Решение об отказе в снижении (невзимании) родительской платы доводится в письменной форме до родителей (законных представителей) ребенка.

    Родители (законные представители) представляют в образовательную организацию документы, подтверждающие основания для невзимания родительской платы или снижения ее размера, при приеме ребенка в образовательную организацию, а также при возникновении оснований для невзимания родительской платы или снижения ее размера.

    При наступлении обстоятельств, влекущих отмену невзимания родительской платы или снижения ее размера, родители (законные представители) уведомляют об этом образовательную организацию.

    Родителям (законным представителям), имеющим право на снижение родительской платы по нескольким основаниям, родительская плата подлежит снижению только по одному из оснований, указанному в их заявлении.

    Обзор документа

    Установлены размеры платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в подведомственных Управлению делами Президента РФ образовательных организациях, реализующих программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

    Определены случаи и порядок снижения платы.

    Охрана труда и техника безопасности в школе

    Положение
    о порядке взимания платы с родителей
    (законных представителей) за присмотр и уход за детьми

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение о порядке взимания родительской платы в ДОУ разработано в соответствии со статьей 65 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 8 декабря 2020 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», соответствующими муниципальными правовыми актами и постановлением администрации, Уставом и локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.
    1.2. Данное Положение о родительской плате в ДОУ определяет порядок установления размера и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, порядок предоставления льгот и порядок действий при наличии задолженности по родительской плате, а также регулирует вопрос расходования родительской платы дошкольным образовательным учреждением.
    1.3. Действие настоящего Положения распространяется на дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ), реализующее образовательную программу дошкольного образования и осуществляющее образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
    1.4. В настоящем Положении о порядке взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в ДОУ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания воспитанников детского сада, по обеспечению соблюдения детьми личной гигиены и режима дня во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

    2. Порядок установления размера родительской платы

    2.1. Размер родительской платы в ДОУ устанавливается постановлением администрации района (города) на основании предоставленного Управлением образования расчета размера родительской платы и пересматривается в случаях изменения цен на товары и услуги, а также в случаях изменения законодательства, регулирующего вопросы установления размера родительской платы, но не чаще одного раза в полугодие.
    2.2. Размер родительской платы устанавливается в месяц на одного ребенка в зависимости от времени пребывания ребенка в ДОУ в соответствии с методикой расчета нормативов затрат, определяющих размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.

    3. Определение размера родительской платы

    3.1. В перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы, входит увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для присмотра и ухода за воспитанником (продукты питания, средства личной гигиены, чистящие и моющие средства, мягкий и хозяйственный инвентарь, оборудование для прачечной, столовая посуда, оборудование для кухни, детская игровая мебель и другое оборудование, используемое в деятельности без организации образовательной деятельности).
    3.2. Размер родительской платы не зависит от количества рабочих дней в разные месяцы.
    3.3. В случае непосещения воспитанником дошкольного образовательного учреждения производится перерасчет родительской платы.
    3.4. Перерасчет родительской платы производится по окончании текущего месяца на основании табеля посещаемости детей. Табель посещаемости подписывается заведующим дошкольным образовательным учреждением и сдается в бухгалтерию.
    3.5. Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в дошкольном образовательном учреждении, не взимается.
    3.6. Отдельные категории родителей (законных представителей) воспитанников имеют право на дополнительные льготы по родительской плате за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении.
    3.7. Родители (законные представители) воспитанников, имеющие льготу по оплате за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении, 1 раз в год (в срок до 1 января) и при поступлении ребенка в ДОУ предоставляют документы, подтверждающие право на льготу.
    3.8. Льготы по родительской плате предоставляются с момента подачи заявления и документов, подтверждающих право на получение льгот.
    3.9. В случае непредставления документов, подтверждающих право пользования льготой по оплате за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении, плата за присмотр и уход взимается в полном объеме.

    4. Порядок взимания родительской платы в ДОУ

    4.1. Родительская плата вносится в порядке и сроки, предусмотренные договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования, заключенным между родителями (законными представителями) воспитанника и ДОУ, но не позднее 10-го числа текущего месяца, за который вносится плата.
    4.2. Начисление родительской платы в дошкольном образовательном учреждении производится бухгалтерией детского сада до 7-го числа месяца, следующего за отчетным, согласно календарному графику работы ДОУ и табелю учета посещаемости воспитанников за предыдущий месяц.
    4.3. Бухгалтерией выдаются квитанции, в которых указывается общая сумма родительской платы с учетом дней посещения ребенка в месяц.
    4.4. Родительская плата вносится родителями (законными представителями) воспитанника на расчетный счет ДОУ самостоятельно, по квитанции через банковские учреждения и почтовые отделения в порядке и на условиях, установленных банковским учреждением и почтовым отделением, в том числе в части уплаты комиссионного вознаграждения (сбора), в соответствии с договорами об образовании по образовательным программам дошкольного образования, заключенным между родителями (законными представителями) воспитанников и дошкольным образовательным учреждением.
    4.5.

    4.6. За дни, которые ребенок не посещал ДОУ по основаниям, указанным в пункте 4.5. настоящего Положения о родительской плате производится перерасчет платы родителей (законных представителей), на основании табеля учета посещаемости детей, за прошедший месяц.
    4.7. Сумма, подлежащая перерасчету, учитывается при определении размера родительской платы в дошкольном образовательном учреждении следующего периода.
    4.8. При наличии задолженности по родительской плате, образовавшейся по вине родителей (законных представителей) воспитанника более чем за один календарный месяц, после письменного уведомления родителей (законных представителей), в течение десяти рабочих дней, ДОУ имеет право расторгнуть договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования с родителями (законными представителями) в одностороннем порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, предварительно предложив родителям (законным представителям) вариативные формы получения дошкольного образования (режим кратковременного пребывания детей, группы кратковременного пребывания детей) с оплатой в меньшем размере, чем оплата за полный день пребывания ребенка в детском саду.
    4.9. Задолженность по родительской плате может быть взыскана с родителей (законных представителей) в судебном порядке.
    4.10. В случае отчисления ребенка из дошкольного образовательного учреждения внесенная родительская плата подлежит возврату родителям (законным представителям) на основании их личного заявления в течение 30 календарных дней.
    4.11. Решение спорных вопросов по родительской плате в дошкольном образовательном учреждении входит в полномочия Управления образования.

    5. Порядок предоставления льгот по родительской плате

    5.2. Для подтверждения права пользования льготами по оплате за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении родители (законные представители) воспитанников представляют заявление с приложением следующих документов:
    5.2.1.

    5.2.5. Копии документов должны быть заверены, за исключением случаев, когда документы представляются с подлинниками соответствующих документов.
    5.3. Льготы по оплате за присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении предоставляются с момента подачи документов, необходимых для подтверждения права пользования данной льготой.

    6. Расходование родительской платы

    6.1. Денежные средства в виде родительской платы в полном объёме учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности ДОУ на текущий календарный год.
    6.2. Денежные средства родительской платы не идут на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования и содержание недвижимого имущества.
    6.3. Расход поступающих денежных средств родительской платы осуществляется на оплату организации питания детей и приобретение материалов хозяйственно-бытового назначения.
    6.4. Учёт денежных средств родительской платы ведётся в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта.

    7. Порядок действий при наличии задолженности по родительской плате

    7.1. Родители (законные представители) воспитанников обязаны своевременно вносить родительскую плату на лицевой счёт ДОУ, бухгалтерия ежемесячно по состоянию на 1 и 20 число представляет заведующему дошкольным образовательным учреждением информацию о задолженности по родительской плате.
    7.2.

    7.3. При несвоевременном внесении родительской платы заведующий ДОУ вправе начать претензионную работу в отношении родителей (законных представителей) воспитанника дошкольного образовательного учреждения.
    7.4. Претензия о взыскании родительской платы составляется, если это предусмотрено договором между ДОУ и родителем (законным представителем) воспитанника. Адресатом претензии должен быть родитель (законный представитель), заключивший договор (если в качестве адресата указать второго родителя – досудебный порядок будет не соблюдён).
    7.5. В претензию необходимо внести требование о добровольном погашении долга; установить период, в течение которого долг должен быть погашен; учесть время доставки претензии (если она будет направлена почтой). К претензии прилагается квитанция на оплату. В тексте претензии перечисляются прилагаемые документы.
    7.6. Претензия подписываться заведующим детским садом, подпись удостоверяется печатью, регистрируется в порядке, предусмотренном инструкцией по делопроизводству. Претензия вручается родителю (законному представителю) воспитанника лично (на экземпляре ДОУ родитель ставит отметку о получении, личную подпись, расшифровку подписи) или отправляется по почте с уведомлением о вручении.
    7.7. При наличии задолженности по родительской плате после проведённой претензионной работы заведующий ДОУ обращается в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности с родителей (законных представителей) воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Исковое заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства родителя (законного представителя) воспитанника, имеющего задолженность по родительской плате.
    7.8. В суд представляется оригинал искового заявления со всеми приложениями, копия искового заявления (обязательно) и копия расчёта исковых требований для родителя (законного представителя) воспитанника, имеющего задолженность по родительской плате. К исковому заявлению прилагается копия претензии и уведомление о её получении, квитанция об уплате госпошлины, документ, подтверждающий полномочия представителя ДОУ, копия договора между учреждением и родителем (законным представителем), копии табелей учёта посещаемости детей. Дошкольное образовательное учреждение вправе потребовать уплаты процентов на сумму долга.
    7.9. В случае если родитель (законный представитель) воспитанника не выполнил решение суда в течение месяца, заведующий проводит процедуру принудительного взыскания долга. Заведующий детским садом обращается в службу судебных приставов по месту жительства родителя (законного представителя) с заявлением и исполнительным листом.
    7.10. Общий срок исковой давности по задолженности родительской платы составляет 3 года. Если долг не будет возвращён, дошкольное образовательное учреждение получит решение суда и постановление пристава. Эти документы подтверждают, что ДОУ приняты все меры для возврата задолженности. В этом случае задолженность признаётся нереальной к взысканию, и списывается, т.к. предпринятые действия не дали результата, и родитель (законный представитель) не погасил долг.

    8. Заключительные положения

    8.1. Настоящее Положение о родительской плате и порядке ее взимания за присмотр и уход за воспитанниками является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
    8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
    8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1. настоящего Положения.
    8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

    Согласовано с Родительским комитетом

    Протокол от ___.____. 20____ г. № _____

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *