В каких случаях ребёнок может быть передан на воспитание родственникам?
Ребенок может быть передан на воспитание родственникам в случае отсутствия (утраты) родительского попечения.
Ребенок также может быть передан родственникам на попечение при необходимости присмотра за ним и оказания помощи.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. При этом они имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 63 СК РФ).
В частности, родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае спора защита родительских прав осуществляется в суде (п. 1 ст. 68 СК РФ).
Ребенок имеет право на общение с родственниками (дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и др.) (п. 1 ст. 55, ст. 67 СК РФ).
Если в отношении ребенка органами опеки и попечительства установлен факт отсутствия (утраты) родительского попечения, ребенок может быть передан на воспитание родственникам в случае его усыновления (удочерения) или при назначении родственников опекунами или попечителями (п. 1 ст. 123 СК РФ; Обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011).
По общему правилу к обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии (утрате) родительского попечения над несовершеннолетними детьми, в частности, относятся: смерть родителей, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей (п. 1 ст. 121 СК РФ).
При выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, органы опеки и попечительства в первую очередь выясняют, имеются ли у него родственники и могут ли они взять ребенка на воспитание.
В целях защиты прав и интересов детей законодательством установлен ряд преимуществ устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью родственников перед иными лицами.
Так, бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего ребенка имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Близким родственникам ребенка не требуется проходить подготовку к опекунству или попечительству, а также подготовку в качестве усыновителя (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127, п. 1 ст. 146 СК РФ).
Однако в целом устройство ребенка на воспитание родственникам производится в общем порядке.
Например, чтобы стать опекуном или попечителем либо усыновить (удочерить) ребенка, родственник ребенка должен, в частности, соответствовать установленным требованиям, а также подать необходимые документы в уполномоченные органы (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1 ст. 127, п. п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117; Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).
Обратите внимание! В случае невозможности выполнения родителями своих обязанностей длительное время в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией органы опеки и попечительства в зависимости от обстоятельств могут, в частности, передать ребенка (детей) под предварительную опеку (попечительство) родственников, назначить временными опекунами (попечителями) действующих опекунов (попечителей) или временно поместить ребенка (детей) в специализированные учреждения для несовершеннолетних (Письмо Минпросвещения России от 27.04.2020 № СК-310/07 «Об организации деятельности по опеке и попечительству»).
Ребенок, оставшийся без присмотра и помощи, также может быть передан на попечение близких родственников, родственников, если его родитель является подозреваемым, обвиняемым (задержан или заключен под стражу), осужденным к лишению свободы (п. 2 ст. 100, п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 313 УПК РФ; ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Как взять ребенка из детского дома на каникулы
1. Что значит «взять ребенка на каникулы»?
С ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечениях родителей, можно провести время вне организации, в которой он находится, при этом не усыновляя его и не устанавливая опеку над ним. Юридически это называется временной передачей ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью. Формой устройства ребенка в семью это не считается.
Например, вы можете взять ребенка на выходные или на каникулы. В целом непрерывно вне организации вы можете провести с ребенком не более 3 месяцев, если будут документально подтвержденные исключительные обстоятельства — максимум 6 месяцев. Но точные сроки пребывания ребенка в вашей семье определяет организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Какого ребенка можно взять?
Возраст ребенка, которого можно временно взять в семью из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется руководством организации.
Обязательное условие: ребенок должен быть согласен. Дети, которые умеют писать, свое согласие выражают в письменной форме. Если ребенок не умеет писать, его согласие должен получить воспитатель, социальный педагог или психолог, работающий в организации, в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Но если пожелание ребенка противоречит его интересам, его пожелание сотрудники организации могут не учитывать.
Если у ребенка, которого вы хотите взять, есть братья или сестры, вы можете взять их только вместе, за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или в связи с желанием самих детей это невозможно.
3. Кто может взять ребенка в семью?
Временно взять в семью ребенка, находящегося в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, может любой человек, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, кроме:
- признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лишенного по суду родительских прав или ограниченного в родительских правах;
- бывшего усыновителя (если усыновление отменено судом по его вине);
- отстраненного от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом;
- имеющего или имевшего судимость, подвергающегося или подвергавшегося уголовному преследованию (за исключением лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющего неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- имеющего инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больного наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.
При этом нужно обязательно получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью. Заключение о возможности быть усыновителем или заключение о возможности быть опекуном или попечителем тоже подойдет, если оно действительно (то есть выдано менее 2 лет назад и не реализовано).
4. Где можно провести время с ребенком?
Вы можете проводить время с ребенком:
- вне жилого помещения в дневное время (например, сходить с ним на прогулку, в цирк, кино, театр и тому подобное);
- в жилом помещении по месту постоянной или временной регистрации или другом жилом помещении (например, на даче);
- в санатории или детском лагере.
Покидать пределы Российской Федерации запрещено.
Вы не вправе оставлять ребенка под надзором третьих лиц (ни физических, ни юридических), за исключением тех случаев, когда ребенку нужна срочная медицинская помощь. В экстренных ситуациях ребенок может остаться под надзором сотрудников органов внутренних дел.
5. Как получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью?
Чтобы получить заключение о возможности временной передачи ребенка в семью, вам понадобятся:
- заявление (заполняется на личном приеме);
- документ, удостоверяющий личность, с отметкой о постоянной регистрации (предоставляется оригинал и копия документа);
- медицинское заключение медицинской организации (форма № 164/у-96);
- документы, свидетельствующие о наличии необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании и (или) о квалификации, справка с места работы о занимаемой должности, копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (если имеются);
- дополнительные документы .
По общему правилу документы нужно подать в орган опеки и попечительства по своему месту жительства. Но если вы планируете провести время с ребенком по месту своей временной регистрации, вам лучше обратиться в орган опеки и попечительства по месту временной регистрации .
Если вы планируете только гулять с ребенком в дневное время или вывезти его в лагерь или санаторий, то заключение вам выдадут после проверки документов. Если ребенок будет находиться у вас дома (по месту постоянной или временной регистрации) или на даче — после проверки документов и обследования условий вашей жизни .
6. Как оформить временную передачу ребенка в семью?
Чтобы оформить временную передачу ребенка в семью, обратитесь в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находится ребенок, и представьте:
- заявление о временной передаче ребенка (детей) в семью (пишется в свободной форме);
- оригинал и копию документа, удостоверяющего личность;
- заключение органа опеки о возможности взять ребенка в семью;
- письменное согласие всех проживающих с вами членов семьи старше 10 лет на временную передачу ребенка (детей) (если вы берете ребенка домой);
- туристическую путевку в санаторий или лагерь (если вы едете с ребенком в санаторий или лагерь).
Окончательное решение о том, позволить ли вам временно взять ребенка в семью, принимает руководство организации на основании представленных вами документов, а также учитывая следующие обстоятельства:
- наличие между вами или членами вашей семьи и ребенком родственных отношений (сможет ли ребенок увидеть родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, имеют ли родители право на общение с ребенком);
- сложившиеся взаимоотношения между вами, членами вашей семьи и ребенком (детьми);
- ваш предыдущий опыт общения с ребенком (детьми) либо опыт временного пребывания в вашей семье других детей;
- этническое происхождение ребенка (детей), принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык.
Решение о временной передаче ребенка в семью или об отказе в такой передаче оформляется в форме приказа руководителя организации. Факт ознакомления с документом вы должны подтвердить своей подписью.
7. Какие документы ребенка выдаются на руки?
Когда вы получите разрешение провести время с ребенком, на руки вам выдадут:
- копию приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенную руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- копию свидетельства о рождении ребенка, заверенную в установленном законом порядке, либо копию паспорта ребенка, достигшего 14 лет;
- копию полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);
- копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания в семье.
Оригиналы документов (кроме приказа о временной передаче ребенка в семью) могут быть выданы вам по заявлению, в котором будет обоснована ваша потребность в них.
8. Какие обязанности у человека, взявшего ребенка?
Человек, в семью которого временно передан ребенок (дети), обязан:
- нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей) в период его временного пребывания в семье;
- получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка (детей);
- предоставить ребенку (детям) возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения этой организации (либо по месту временного пребывания в семье гражданина);
- по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка (детей) в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или соответствующие подразделения органов внутренних дел о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка (детей), а также о заболевании ребенка (детей), получении им травмы, о помещении ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи.
Ребенок, временно переданный в семью гражданина, может быть возвращен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истечения разрешенного срока пребывания в семье.
В Госдуму внесли законопроект, сокращающий перечень оснований для изъятия детей из семьи
МОСКВА, 14 июля. /ТАСС/. Группа сенаторов внесла в Госдуму пакет законопроектов, сокращающий перечень оснований для изъятия детей из семьи и предусматривающий такую возможность только на основании решения суда о лишении или ограничении родительских прав. Об этом ТАСС сообщила во вторник один из авторов инициатив, глава временной комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию положений Семейного кодекса Елена Мизулина.
- Сенаторы предложили запретить сменившим пол лицам заключать браки и усыновлять детей
- В Госдуме заявили, что рассмотрят все предложения, направленные на защиту семьи
“Законопроект предусматривает, что отобрание ребенка (принудительное разлучение ребенка с родителями) будет осуществляться только при виновном поведении родителей на основании вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо об их ограничении судебным приставом-исполнителем с участием органа опеки и лица, которому передается ребенок”, – сказал Мизулина.
По ее словам, законопроект также устанавливает исчерпывающий перечень из 11 оснований для признания ребенка оставшимся без попечения родителей, а также точный перечень документов, подтверждающих эти основания.
Законопроект определяет, что лишение родительских прав является крайней мерой семейно-правовой ответственности родителей. Она допускается только по двум основаниям – вступление в законную силу обвинительного приговора суда, акта суда или постановления следователя (дознавателя) о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям в отношении родителя, совершившего умышленное преступление против жизни или здоровья либо против половой неприкосновенности и половой свободы своих детей, второго родителя, супруга, против жизни или здоровья иного члена семьи и истечение установленного судом срока ограничения родительских прав, если до истечения указанного срока суд не примет решение об отмене ограничения родительских прав и возвращении ребенка родителю либо о продлении срока ограничения родительских прав.
Кроме того, устанавливается, что ограничение родительских прав не будет распространяться на родителей в случае отсутствия с их стороны вины, например при болезни. “Указанная мера связана с отобранием ребенка, но при этом сохраняется возможность контактов родителя с ребенком, если суд прямо не запретит это общение в своем решении. Объем ограничения родительских прав устанавливается судом. В случае ограничения родительских прав в связи с хроническим алкоголизмом, подтвержденным медицинским документом, суд может обязать родителя пройти курс лечения от алкоголизма, при соблюдении соответствующей обязанности родитель сможет восстановить родительские права”, – пояснила сенатор.
Работа органов опеки
Поправки также прямо запрещают вхождение органов опеки в жилье без согласия жильцов.
“Законопроект прямо запрещает вхождение органам опеки в жилье для проверки бытовых условий проживания ребенка, факта отсутствия у него попечения родителей без согласия жильцов”, – сказала Мизулина.
По ее словам, в пакет вошли три законопроекта. Основной законопроект – о поправках в Семейный кодекс – содержит 112 поправок в 69 из 170 статей кодекса, дополняет его двумя новыми главами и 27 новыми статьями.
Пакет законопроектов также содержит поправки в 10 законов. Например, он уточняет положения закона об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях сокращения случаев вмешательства в семьи, в частности, ограничивая перечень и уточняя основания для признания детей находящимися в социально-опасном положении. “Законопроект позволит оградить семьи от неоправданного вторжения чиновников и гарантировать конституционное право родителей на воспитание своих детей”, – подчеркнула сенатор.
Усыновление родственниками
Пакет законопроектов также запрещает опеке отказывать в усыновлении ребенка родственниками из-за низкого уровня доходов или неподходящих бытовых условий.
“Законопроект запрещает органам опеки отказывать в передаче ребенка на попечение его родственникам по мотивам: отсутствия у них достаточного уровня дохода; несоответствия занимаемого ими жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам; наличия у них на иждивении недееспособных лиц, если совместное проживание с ними не представляет опасности для жизни и здоровья ребенка”, – добавила Мизулина.
По ее словам, законопроект последовательно обеспечивает право ребенка во всех случаях, когда он остается без родителей, на устройство в семьи родственников и сохранение семейной атмосферы.
Кроме того, законопроект обеспечивает терминологическое единство и вводит в Семейный кодекс понятия “родная семья” и “родители”. “По законопроекту, родители – это только кровные отец и мать. Таким образом, законопроект возрождает традиционную ценность кровнородственных отношений”, – подчеркнула Мизулина.
Устройство братьев и сестер
Пакет законопроектов также гарантирует совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей.
“Законопроектом жестко вводится и гарантируется совместное устройство братьев и сестер, оставшихся без попечения родителей. Передача братьев и сестер под опеку (попечительство) разным лицам не допускается. Орган опеки и попечительства может отступить от этого положения только, если дети не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья и устройство ребенка под опеку (попечительство) отдельно от братьев и сестер отвечает его интересам”, – сказала Мизулина.
Она пояснила, что при вынесении такого решения орган опеки и попечительства обязан учитывать заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе осведомлены ли дети о своем родстве, проживают совместно или нет, находятся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей или проживают в семье (семьях).
“При этом дети имеют право знать о месте жительства своих братьев и сестер и общаться с ними”, – добавила сенатор.
Привлечение родственников к воспитанию
Поправки гарантируют право родителей привлекать для воспитания детей родственников без оформления их полномочий.
“Законопроект гарантирует право родителей привлекать для воспитания детей родственников без специального документального оформления их полномочий. Нельзя будет отобрать ребенка у бабушки, у которой нет доверенности от родителей”, – сказала Мизулина.
Кроме того, законопроект обеспечивает возможность оформления опеки и попечительства по заявлению родителей в случаях, когда они по уважительным причинам не могут осуществлять свои родительские права, например, из-за длительной командировки или болезни, связанной с необходимостью пребывания в стационаре.
“Орган опеки не вправе отказать в назначении того лица, которого определят родители”, – пояснила Мизулина.
Временные меры защиты
В Семейный кодекс также предлагается включить новую главу о временных мерах защиты ребенка, когда родители не могут осуществлять свои обязанности.
“Законопроектом вместо принудительного, жестокого по отношению к ребенку механизма отобрания у родителей в случаях широко толкуемой на практике “непосредственной угрозы жизни или здоровью” в Семейный кодекс включается новая глава о временных мерах защиты ребенка в ситуациях, когда родители временно не могут осуществлять свои обязанности, например, при задержании родителя либо при экстренной госпитализации родителя, который находится без сознания”, – сказала Мизулина.
По ее словам, перечень случаев, в которых применяются временные меры, является исчерпывающим. “В таких ситуациях ребенок передается родственникам, иным близким ребенку лицам на период отсутствия родителей. И только при отсутствии такой возможности – в специализированное учреждение, которое обязано незамедлительно вернуть ребенка родителям по первому их требованию. При этом на полицию возложена обязанность содействовать возвращению ребенка родителям”, – пояснила сенатор.
Она добавила, что реализовывать временные меры защиты будут те уполномоченные лица, которые работают в соответствующей ситуации. Например, медики, обеспечивающие эвакуацию родителя, который находится без сознания, должны будут передать ребенка родственникам. Если ребенку исполнилось 10 лет, обязательно будет учитываться его мнение.
“Кроме того, впервые предусматривается возможность совместного устройства в организацию социального обслуживания ребенка вместе с лицом, обеспечивающим временную защиту, исключительно по желанию указанного лица”, – отметила Мизулина.
Опекунство над ребенком
Оформление опеки и попечительства над ребенком
Опека и попечительство – форма устройства несовершеннолетних детей в семью, если их биологические родители умерли, либо лишены или ограничены в своих правах, до достижения ребенком совершеннолетия, либо до истечения срока, указанного в договоре опеки или попечительства. Опека оформляется на малолетних детей, которые на момент устройства не достигли 14 лет, при достижении 14-летнего возраста оформляется попечительство.
Требования к потенциальному опекуну
Кандидаты в опекуны обязаны пройти специальное обучение, соответствовать требованиям государства и иметь физическую возможность заниматься воспитанием несовершеннолетних детей. Общие требования к будущим опекунам гораздо ниже, чем к потенциальным усыновителям, так как усыновители приобретают исключительные права и обязанности в отношении несовершеннолетнего ребенка, сопоставимые с биологическим родством.
Условия, при которых допустимо установление опекунства или попечительства, подразделяются на две больших группы:
- Законодательно установленные требования, несоответствие которым полностью лишает кандидата права на оформление попечительства. Требования, не установленные законодательно, но предъявляемые служащими органов опеки к потенциальному кандидату для соблюдения адекватного уровня жизни несовершеннолетнего в семье.
Кандидат на установление опекунства в момент обращения должен быть право- и дееспособным, старше 18 лет. Эмансипированный ребенок, которому не исполнилось 18-ти лет, не может стать опекуном другого ребенка, независимо от факта получения полной дееспособности.
Не допускается оформления опекунства на ребенка, если кандидат:
- Когда-либо был лишен или ограничен в родительских правах на своих биологических детей; По собственной вине принудительно отстранен от опекунства или попечительства над другими несовершеннолетними детьми в прошлом; Был усыновителем с последующей отменой усыновления по собственной вине; Имеет неснятую или непогашенную судимость за ряд серьезных преступлений (например, кража или проникновение со взломом); Имеет судимость, в том числе снятую и погашенную, за любые преступления против личности – причинение вреда здоровью и жизни, изнасилование, покушение на общественную безопасность и другое. Имеет какое-либо заболевание, препятствующее опеке – алкоголизм, наркомания, раковые заболевания последних стадий, туберкулез, психические расстройства определенного спектра и другие; Замужем или женат на лице одного с ним пола, если брак зарегистрирован в государстве, где допускается заключение однополых браков, либо кандидат является гражданином такого государства, не состоящим в гетеросексуальном браке; Отказался от прохождения подготовки к опекунству, либо показал низкие результаты готовности к новому типу ответственности.
От необходимости проходить подготовку освобождаются близкие родственники, готовые взять ребенка. Также при выборе опекуна между родственником и не родственником обычно предпочтение отдается родным, но при этом может учитываться мнение ребенка, а также соответствие родственников требованиям к опекунам.
Помимо законодательно установленных требований, органы опеки и попечительства устанавливают ряд необходимых качеств для кандидата, к которым относятся:
- Наличие достаточного уровня доходов семьи опекуна. Минимальные требования устанавливаются по прожиточному минимуму региона на каждого члена семьи, включая опекаемого ребенка. В редких случаях допускается снижение требований к доходам, если оформлением занимается ближайший родственник – брат или сестра, мачеха или бывшая мачеха, а также бабушка или дедушка. Возраст на момент подачи заявления. Хотя законодательно возраст установлен с 18 лет и более без исключений, органы опеки чаще позволяют оформлять опекунство людям старше 20 и младше 50. Собственного жилья или жилья по договору найма жилого помещения, которое соответствует минимальным требованиям на человека – 18 кв. м., если жилье кандидата всего 30 кв. м., но в нем одновременно проживает пять человек, то в опекунстве с большей вероятностью откажут. У ребенка должно быть не только спальное, но и рабочее место, а также место для игр. Соответствие жилья минимальным требованиям комфорта, если в жилом помещении отсутствуют коммуникации или оно в непригодном для проживания состоянии, то в оформлении ребенка в семью будет отказано. Добросовестность и дружелюбность по отношению к опекаемому, включая дружелюбное отношение не только кандидата, но и членов семьи – супруга и биологических (усыновленных) детей.
В каждом конкретном случае установления опеки государственные служащие принимают индивидуальное решение. Иногда они могут пренебречь дополнительными требованиями, если ребенку действительно будет лучше проживать внутри семьи опекуна.
Документы для оформления опекунства над ребенком
Перечень документов, необходимых для подачи заявления на оформление опеки или попечительства, всегда указывается на сайте органов опеки или на информационном стенде внутри учреждения. Подать документы можно лично, либо через государственный портал Госуслуги (в некоторых регионах допускается подача документов через региональные порталы) с последующим предоставлением оригиналов для ознакомления служащими.
К необходимым документам для оформления опеки на несовершеннолетних детей относятся:
- Копия паспорта или любого другого документа, относящегося к удостоверениям личности, если предоставление паспорта является временно невозможным; Автобиография, в которой обычно отражается образование, семейные связи, научные труды, работа и увлечения при наличии; Справка с последнего места работы с указанием занимаемой должности и зарплаты за последний год (в случае исполнения работы менее одного года справка предоставляется за отработанные месяцы), в случае самозанятости предоставляется выписка из налоговой об оплате налогов, а при отсутствии трудовой деятельности не предоставляется ничего; Копия лицевого счета квартиры для подтверждения отсутствия задолженности по счетам за оказание услуг ЖКХ; Выписка из домовой книги для удостоверения количества проживающих в квартире лиц, в случае если некоторые члены семьи проживают отдельно, дополнительно предоставляется копия временной регистрации по месту пребывания отдельных членов семьи; Свидетельство о праве собственности или приватизации на жилое помещение, если оно является собственностью, а в случае найма жилого помещения – договор социального найма или договор найма жилого помещения с владельцем недвижимости; Справка об отсутствии судимости или о наличии погашенных или снятых судимостей; Медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в опекуны, которое действительно в течение трех месяцев со дня его выдачи; Копия свидетельства о заключении брака при его наличии; Согласие всех совершеннолетних родственников на принятие ребенка в семью, проживающих совместно с кандидатом, выраженное в письменном виде (с обязательным указанием мнения детей, достигших возраста 10 лет); Справки о соответствии жилого помещения сантехническим нормам из БТИ и СЭС.
Если кандидат не является биологическим родственником или, например, мачехой (отчимом), то дополнительно потребуется предоставить документ о прохождении подготовки гражданина к роли фактического опекуна.
Порядок оформления опекунства над ребёнком
Оформление опеки над несовершеннолетними проводится в рамках четко установленных процедур, за исключением случаев экстренной опеки ребенка родственниками в случае смерти родителя или родителей. При возникновении случаев экстренной опеки чаще всего ребенок не изымается из семьи, а остается на попечении ближайших родственников – сестер, братьев, бабушек или дедушек. Документы оформляются позже – часто после похорон и психологической помощи ребенку.
Процедура оформления опекунства включает в себя следующие этапы:
- Подготовка и сбор необходимых документов. Оформление заявления через портал Госуслуги или лично в отделении органов опеки и попечительства по месту постоянного или временного проживания заявителя. Рассмотрение заявления. Опрос ребенка для подтверждения его согласия на переход в семью, если ему исполнилось 10 лет. Вынесение решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления. Срок рассмотрения обращения не может превышать 10 дней с момента подачи документов кандидатом в опекуны. Оформление договора опеки (попечительства) в отношении конкретного ребенка или детей.
В случае отказа в удовлетворении заявления органы опеки и попечительства дают полное объяснение о причинах отказа. Если отказ вызван мнением ребенка, то в дальнейшем заявитель может подать документы в отношении другого несовершеннолетнего. Если же причиной отказа послужили неблагоприятные жилищные условия, отсутствие заработка или неблагонадежность кандидата, то потребуется полное устранение всех причин отказа. После этого документы можно подать снова.
Сколько платят за опекунство над ребенком
Опекунам и попечителям законодательно полагаются пособия и льготы за осуществление ухода и воспитание несовершеннолетнего ребенка. Выплаты подразделяются на периодические – выплачиваемые систематически до достижения ребенком определенного возраста, и на единоразовые – выплачиваемые на основании какого-либо события.
К единоразовым выплатам относят:
- Единоразовую выплату опекуну при оформлении договора опеки. Сумма выплат с учетом коэффициента повышения составляет 18 004 рубля на одного ребенка до семи лет без каких-либо отклонений в развитии и инвалидности. Единоразовую выплату в размере 137 566 рублей на ребенка-инвалида, на ребенка старше семи лет, а также при установлении опекунства в отношении родных братьев и сестер (выплаты осуществляются на каждого такого ребенка).
Особняком стоят временные выплаты, которые были введены для поддержки населения в период самоизоляции. С апреля по июнь 2020 выплачивались 5000 рублей ежемесячно на детей до трех лет, в октябре 2020 опекунам выплачивались 10 000 рублей на детей с 3 до 16, в Новый год – 5000 рублей на детей до семи лет. Последнюю выплату можно получить до апреля 2021 года.
Периодические выплаты подразделяются на:
- Ежемесячное пособие на ребенка до полутора лет. Размер пособия варьируется от 6752 до 27 984 рублей в зависимости от наличия или отсутствия трудоустройства, наличия отчислений в ФСС за опекуна в течение срока опеки и другое. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего-призывника до трех лет, если мать ребенка умерла, находится на принудительном психиатрическом лечении, недееспособна или лишена родительских прав. Опекун получает в таком случае 12 219 рублей. Ежемесячные выплаты опекуну, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом без трудоустройства – 10 000 рублей. Ежемесячные выплаты на детей, проживающих в зонах, пострадавших от взрыва на ЧАС – 3481 рубль на ребенка до полутора лет, 6963 рубля на ребенка до трех лет. Ежемесячное пособие на ребенка от полутора до семи лет. Сумма выплат варьируется в зависимости от региона проживания опекуна, в больших городах сумма будет выше, в небольших населенных пунктах в разы ниже. В среднем по России сумма варьируется от 12 до 15 000 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка старше семи и до 18 лет. Варьируется в зависимости от региона и может составлять, в среднем от 12 до 18 000 рублей.
Получить информацию о точной сумме вознаграждения за опеку над несовершеннолетним ребенком можно на официальных сайтах муниципального образования, где проживает опекун. Сумма выплат зависит от различных надбавок и повышающих коэффициентов.
Проверки от органов опеки и попечительства
Проверка жилищных условий осуществляется до непосредственного оформления договора об опеке, однако органы опеки вправе в соответствующие сроки осуществлять проверку не только жилища, но и состояние здоровья ребенка, его успеваемость, обучаемость, навыки и соблюдение потребностей.
Проверки осуществляются в следующем режиме:
- После переезда ребенка в семью – один раз в течение месяца с момента передачи несовершеннолетнего под опеку; В следующий год – каждые 4 месяца (всего три раза за год); В последующие годы – 1 раз каждые 6 месяцев.
Допускаются внеплановые проверки условий жизни и здоровья ребенка, если в органы опеки поступают жалобы на опекунов за несоблюдение адекватных условий жизни ребенка. Поводом для внеплановой проверки могут послужить – ночные вечеринки в доме с опекаемым ребенком, неподобающее поведение опекуна или членов его семьи, жалобы ребенка на недостаточное питание, побои, излишнюю строгость, лишение питания или гигиенических средств, включая средства женской интимной гигиены для девочек, или иное неадекватное отношение к ребенку.
Опекуны обязаны ежегодно предоставлять отчет о расходах на ребенка, поэтому требуется сохранять если не все чеки с расходами, то большинство из них. В противном случае опекуна могут обвинить в неправомерном расходовании средств на ребенка, что грозит неприятными последствиями вплоть до обязанности вернуть полученные средства и лишения права на опеку.
Временное опекунство по заявлению родителей
В соответствии со ст. 13 ФЗ No 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года, родители или единственный родитель имеют право на определение своего биологического ребенка под опеку конкретного лица на определенный срок по уважительным причинам. В случае отсутствия уважительных причин возможно инициирование процедуры ограничения в родительских правах на ребенка с последующим лишением родительских прав, если причина принятия такого решения не будет устранена.
К уважительным основаниям для определения опеки ребенка при наличии родителей относятся:
- Длительные служебные командировки без возможности нормально осуществлять заботу и уход за несовершеннолетним; Проживают отдельно от детей до 14 лет, что запрещено законодательно, хотя имеют финансовую и иную возможность проживать совместно; Находятся на длительном лечении, либо по иным причинам не могут быть с детьми.
При оформлении опеки по заявлению родителей никаких выплат опекунам со стороны государства не выплачивается, все расходы берут на себя биологические родители. Также в договоре об опеке в обязательном порядке указывается конечный срок опекунства в отношении несовершеннолетнего, в противном случае такой договор не будет иметь юридической силы.
Особенности оформления опекунства над ребенком из детского дома
Опекунство оформляется только в отношении детей до 14 лет, на детей старшего возраста оформляется попечительство. В детских домах находятся дети с трех лет и до их совершеннолетия, поэтому если возникает желание взять под опеку более младшего ребенка, необходимо обращаться с заявлением в дом малютки. Однако и в этом случае приоритетным будет усыновление, поэтому при выборе между опекуном и усыновителем выбор всегда будет в пользу последних.
При получении удостоверения опекуна гражданин может обратиться непосредственно в детский дом с соответствующим заявлением или найти ребенка в онлайн базах на усыновление и опеку. Независимо от способа обращения пакет документов и требования к опекуну предъявляются одинаковые, без серьезных послаблений.
Опека над ребенком из детского дома – куда более ответственна, чем опека над ребенком-родственником, так как часто дети из детских домов отказники или принудительно изъяты из семьи. Такие дети имеют психологические травмы, которые требуют обязательной проработки с психологом или внутри семьи. Часто такие дети неуправляемы и жестоки, потому что к ним так относились внутри их биологических семей. Задача опекуна показать ребенку хорошую жизнь и установить доверительные с ним отношения. В противном случае счастливой семьи не получится.
Частые вопросы при оформлении опеки на ребенка:
Может ли одинокий человек без семьи подать документы на опеку ребенка?
Опека всегда оформляется только на одного гражданина, независимо от того есть ли у него семья или нет, но при наличии семьи необходимо предоставление их письменного согласия на проведение процедуры. Любой гражданин, соответствующий требованиям кандидата, имеет право подать документы на оформление опекунства в отношении несовершеннолетнего.
При этом важно учесть тот факт, что при одновременной подачи документов в отношении конкретного ребенка со стороны одинокого человека и со стороны человека в семейных отношениях преимущество будет у семьи. Такие же преимущества возникают при подаче заявления женщиной и мужчиной, предпочтение будет отдано женщине.
Если одинокий человек подает документы на установление опеки или попечительства, то необходимо быть готовым ответить на множество личных вопросов, включая причины отсутствия собственных детей, причины отсутствия брака или обстоятельства развода, обстоятельства, побудившие взять ребенка и другие.
Как оформить опеку на ребенка из другого региона?
Заявитель должен собрать все необходимые документы, обратиться в местное отделение органов опеки и получить удостоверение опекуна и после этого обратиться в региональный банк данных детей. Просмотреть анкеты детей можно на сайтах региональных и федеральных банков данных и обратиться с вопросом по указанным в анкетах реквизитам в отделение органов опеки региона, где проживает несовершеннолетний.
Нарушение прав близких родственников в угоду рынка «платного родительства»
Данная статья раскрывает механизмы реализации интереса — обеспечения рынка детей в угоду «платного родительства», через лазейки в законах, а порой прямого нарушения закона при передаче, а вернее сказать при учинении препятствий оформления родственной опеки в РФ.
Напомню, в Конвенции ООН о правах ребенка, прямо указывается о праве ребенка на семейные связи и не допустимости противозаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
В российском законодательстве в случаях, когда дети по тем или иным причинам остаются без попечения родителей, законом закреплено преимущественное право опеки за близкими родственниками, а именно:
п. 5 ст. 10 ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве» (ред. от 28.11.2015):
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
п. 1 ст. 123 СК. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья настоящего Кодекса).
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
п. 2 ст. 146 СК. Опекуны (попечители) детей:
2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
Также российским законом закреплено право предоставления предварительной родственной опеки на срок 6 месяцев.
Ст. 12 ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве». Предварительные опека и попечительство:
- В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве).
- Опекуном или попечителем в случаях, предусмотренныхчастью 1настоящей статьи, может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни…
Изучая случаи отказа близким родственникам в опеке, выявлены типичные нарушения со стороны органов опеки, п. 5 ст. 10 ФЗ 48.
Официальные причины отказа в родственной опеке:
В практике нередко встречаются случаи отказа близким родственникам в опеке, в частности бабушкам из-за наличия в их истории жизни судимостей за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности, по таким статьям как ст. 116 — побои, ч. 1 ст. 318 — применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия; 213 — хулиганство.
Пример из жизни — женщина получает судимость по ст. 116 за то, что заступилась за свою несовершеннолетнюю дочь, которой разбил губу до крови одноклассник, занимающийся в секции дзю-до. Мать в порыве прибегает к мальчику и ударяет его по лицу, в итоге у мальчика синяк, а у нее судимость, из-за которой в будущем ей отказывают в опеке над внучкой.
А вместе с тем с января 2014 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 № 1-П Конституционный Суд сформулировал правовую позицию относительно допустимых пределов ограничения права на усыновление лицами, имеющими или имевшими судимость за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности, а позже в мае 2014 Определением Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. № 997-О указал, что данная правовая позиция применима и к регулированию ст. 146 СК РФ для кандидатов в опекуны. Таким образом, органы опеки применяют избыточные меры, отказывая в опеке близким родственникам в отношении родных несовершеннолетних, что также противоречит здравому смыслу и человеческим принципам.
Отсюда вытекает еще одно противоречие здравому смыслу: при отказе родным бабушкам в опеке, нарушаются права несовершеннолетних родителей (п. 1 ст. 62 СК РФ), когда таковые имеются.
СК РФ, Статья 62. Права несовершеннолетних родителей
1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
Новая редакция: 2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 457-ФЗ)
Прежняя редакция: До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
Если рассуждать в прежней редакции ст. 62, когда ребенку может быть назначен опекун, то бабушке не нужно оформлять опеку на малыша, т. к. она — бабушка, — является законным представителем своей несовершеннолетней дочери, которая родила ребенка.
Новая редакция ст. 62 СК с одной стороны позволяет малолетней матери жить с младенцем и участвовать в его воспитании (ст. 62 ч. 1), а с другой стороны требует назначить младенцу опекуна (ст. 62 ч. 2). Последнее требование оказывается практически не исполнимым (ведь опекун должен жить и с младенцем, и с его мамой), и излишним, так как подросток и так не живет без законных представителей. По своей правовой сути это требование отстраняет законного представителя несовершеннолетнего родителя (например, бабушку малолетнего ребенка) от его прав и обязанностей по представлению интересов несовершеннолетнего, в данном случае по осуществлению родительских прав несовершеннолетнего.
В нашем случае бабушке отказывают в опекунстве из-за мелких уже погашенных судимостей. Семью разрушают, ребенка кидают в приют, маму с бабушкой — «за борт». На основании чего? На основании того, что при визите опеки в квартиру, мама была в школе, а с ребенком находилась родная бабушка — это классифицируется, как «остался без попечения родителей», ребенок изымается. Тут волей неволей задумываешься, что кому-то это надо? И для чего это надо? И что было бы, если бы не вмешалась общественность? Куда бы делся ребенок? Может он уже ушел бы в приемную семью? И еще главное, кто-то думает про маленького ребенка, что происходит с ним, он виноват лишь в том, что он родился у несовершеннолетней матери?
Следующее типичное препятствие — это отказ в приеме заявления на опекунство из-за состояния здоровья или возраста потенциального опекуна.
Вот ситуация — семья, несовершеннолетний находится под опекой дедушки, проживают также совместно с бабушкой. В семье случается несчастье, умирает дедушка. Бабушка является инвалидом III группы, что не может быть поводом для отказа в опеке. Однако, заявление от бабушки в оформлении опекунства местная опека не принимает, ссылаясь на то, что все равно бабушка опеку над ребенком не получит и инициирует процесс изъятия ребенка из семьи. Вмешивается общественность, СМИ, адвокаты, ребенка удается оставить в семье, а бабушке предоставить опеку.
Или, мать становится инвалидом I группы, судом по состоянию здоровья ее ограничивают в родительских правах. У бабушки не принимают заявление, аргументируя тем, что ей 70 лет и опеку ей не дадут. В итоге пятилетний ребенок за 2 года сменил 3 приемные семьи. Поражает настойчивость органов опеки в желании непременно передать ребенка в приемную семью, нежели пойти на встречу, посодействовать родной семье и оформить опеку на родную бабушку. Может здесь скрывается чей-то интерес? А ситуации в свою очередь, как было уже отмечено — типичные.
Вот еще одно типичное нарушение — временная утрата трудоспособности близкого родственника, кандидата в опекуны. По этой причине близкий родственник не успевает собрать весь пакет документов для оформления опеки над внуками.
Пример. В семье оба родителя, отца и мать по очереди лишают родительских прав, внучка проживала до лишения матери родительских прав вместе с мамой и бабушкой, и фактически бабушка уже давно занималась воспитанием внучки (8 лет). На момент лишения матери родительских прав бабушка (54 года) временно теряет трудоспособность из-за перелома ноги, в связи с этим не успевает в срок собрать все необходимые документы, также на этот момент бабушка не успевает получить на руки решение суда по выписке из квартиры, лишенной родительских прав матери. И опека, применяя формальный подход, отказывает бабушке в опеке. И очень быстро буквально в три дня передает ребенка в чужую семью.
В таких случаях, помимо вышеуказанных нарушений норм ст. 146 СК и Постановления № 117, п. 5 ст. 10 ФЗ 48 «Об опеке и попечительстве», не была оказана помощь в сборе необходимых документов (в частности самостоятельный запрос документов), предусмотренная п. 5 ПРАВИЛ ПОДБОРА, УЧЕТА И ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ВЫРАЗИВШИХ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ ОПЕКУНАМИ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ, принятых Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Еще подобный пример. Бабушка 4 раза обращалась с заявлением об оформлении опеки над внуком, препятствием была регистрация матери ребенка в квартире бабушки, вопрос выписки матери из квартиры решался в судебном порядке. Орган опеки, зная о намерениях бабушки, не дожидаясь решения суда о выписке матери из жилплощади, противореча интересам ребенка, спешно передает малыша в приемную семью. Когда знакомишься с материалами подобных дел, волосы встают на голове дыбом от того беспредела, который порой чинят некоторые сотрудники системы опеки и попечительства. Здесь явно усматривается интерес передачи именно в приемную семью, под возмездную (платную) опеку.
Следующий повод отказа близким родственникам в опеке — это стесненные или плохие условия жилья.
Вот пример, бабушке отказывают в опеке над двумя внучками, потому что в доме временно нет отопления, причем не по вине бабушки, и в доме пользуются электрообогревателем. Также у бабушки не будет хватать средств на обеспечение детей, т.к. она вынуждена будет оставить свою работу и жить только на пенсию (дети маленькие 3,5 и 2 года). А почему опека не учитывает возможность получения ежемесячных пособий на каждого ребенка, гарантированные п. 3 ст. 148 СК. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) — Дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Кстати, в Московской области, где проживает данная семья, на детей в таких случаях предусмотрены пособия в зависимости от возраста в 11,5 и 9,5 тыс. рублей, а в среднем по стране 8–9 тысяч рублей в месяц. И все равно принимается решение отказать родной бабушке в опеке, в пользу чужих людей, которые будут получать зарплату за воспитание детей.
Среди типичных нарушений при передаче детей под опеку близким родственникам выявлен фактор передачи детей на иностранное усыновление.
Еще пример, две сестры 5 и 7 лет, мать лишили родительских прав, родной дядя написал заявление о желании взять под опеку своих племянниц, но опека ему отказала, мотивировав тем, что у него недостаточно хорошие бытовые условия: он живет в однокомнатной квартире с женой и ребенком. Совершенно непонятно, почему опека решила, что наличие лишних квадратных метров для сирот важнее, чем связь с единственным родным человеком в их жизни? Позже выяснилось, что детей готовят на иностранное усыновление в Италию. В связи с этим опека отказала в усыновлении этих девочек еще одной российской семье. Только после вмешательства общественников и СМИ, дети смогли остаться в России, позже их приняла к себе семья из Москвы. Вот опять прослеживается недвусмысленный мотив со стороны органов опеки.
Выводы:
Как уже было сказано ранее в 75% случаев нарушаются права родственников при передаче детей под родственную опеку, и происходят это с нарушениями прав близких родственников, самих детей (ст. 54, 55 СК), т.е это те ситуации, когда дети должны были остаться в родной семье под опекой своих родственников. Происходит это в обход законодательства, прямого нарушения закона, противореча здравому смыслу и человеческим принципам.
Пути решения:
Стратегические: Сложившуюся порочную практику игнорирования родственной опеки, равно как и других практик, позволяющих существовать рынку детей, можно менять только через смену вектора семейной политики, исключив материальный, финансовый интерес, подогревающий рынок детей. Основным приоритетом должно стать действительное сохранение родной семьи, поддержка родной семьи, обеспечение опорных точек развития и укрепления российской семьи.
1. Следует законодательно обеспечить приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, их родственникам. На текущий момент закон не обязывает органы опеки обратиться к родственникам и предложить им принять на себя опеку, если родственники сами не узнали о ситуации и не подали заявление. Закон дает право, но не обязывает органы опеки назначить над ребёнком предварительную опеку при наличии такой возможности. Нужно исправить указанные недостатки, направив закон на укрепление приоритета родственного устройства детей, необходимость назначения предварительной опеки после утраты ребенком попечения, прописывая приоритет и порядок обращения к родственникам, позволяющий во многих случаях избежать травмирующей психику ребенка фактической передачи детей в организацию или чужим людям.
2. Нужно уточнить положение малолетних родителей (поправки в ст. 62 СК), предотвратив разлуку малолетней матери с младенцем, чтобы заботу о младенце принимали вместе с малолетней мамой ее законные представители (как правило, родители), а не чужие люди. Следует устранить внутреннее противоречие с уже содержащимся в статье 62 СК принципом, что родительские права (как и гражданские права при неполной дееспособности в силу возраста — ст. 26 Гражданского кодекса РФ), осуществляются родившей мамой не самостоятельно, но при помощи ее законного представителя — родителя или организации.
3. Внести поправки в ст. 146 СК с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П и Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. № 997-О о допустимых пределах ограничения права на установление опеки и попечительства лицами, имеющими или имевшими судимость за преступления, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, а также к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности независимо от степени тяжести.
Передача ребенка в семью под опеку
Читайте также
Приемный ребенок в семье. Что дальше?
Усыновление или опека? Как выбрать форму семейного устройства
Обучение в школе приемных родителей
Как взять ребенка из детского дома в гости на выходные или каникулы
Документы о доходах
Читайте также
Как взять ребенка из детского дома в гости на выходные или каникулы
Основанием для передачи ребенка в семью под опеку является акт органов опеки и попечительства (распоряжение, постановление или приказ) о назначении кандидата опекуном.
После принятия решения стать опекуном кандидат обращается в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка с заявлением — с просьбой назначить его опекуном ребенка (или его попечителем – если ребенок старше 14 лет).
В течение 10 дней после получения письменного заявления (подписание согласия на направлении таковым не считается, нужно отдельное заявление) орган опеки и попечительства обязан принять решение о назначении кандидата опекуном/попечителем либо дать письменный мотивированный отказ.
В акте о назначении опекуна указывается срок действия его полномочий, но если он не определен, то опека считается установленной до совершеннолетия ребенка.
Вместе с актом о назначении опекуна (или отказом) заявителю возвращаются все представленные оригиналы документов и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта.
Акт о назначении опекуна вступает в силу немедленно, он дает опекунам (приемным родителям) право сразу забрать ребенка из детского учреждения. Это актуально, если ребенок находится в другом регионе. Усыновить ребенка, взятого под опеку, родители смогут и по месту своего жительства (в случае если правовое положение ребенка позволяет его усыновить).
Согласно п. 10 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, в течение трех дней со дня принятия решения о назначении опекуна орган опеки или организация для детей-сирот передают опекунам лично под роспись следующие документы (при их наличии) из личного дела каждого подопечного:
1. свидетельство о рождении, а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного, паспорт (для подопечных старше 14 лет);
2. документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими несовершеннолетних, например:
— решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
— свидетельство о смерти родителей (единственного родителя);
— документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный ОВД или органом опеки;
— заявление родителей (единственного родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
— справка об отбывании родителями наказания в исправительных учреждениях, либо о нахождении родителей в местах содержания под стражей;
— копия решения суда о назначении родителям наказания в виде лишения свободы;
— медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного, а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья (согласно п. 3.4 Приказа Минздрава от 25.12.1995 № 369, Минобразования РФ № 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного выдается в той же форме, что и на усыновляемого ребенка — т.е. по форме № 160-у. Срок действия этого документа формально не установлен, поэтому кандидат в усыновители (и действующий опекун) вправе представить в суд по усыновлению медзаключение, полученное изначально при передаче ребенка под опеку)
3. справка о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи подопечного из родильного дома, родильного отделения медицинской организации);
4. документы об образовании (для подопечных школьного возраста);
5. правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры социального найма жилого помещения, ордера);
6. договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих подопечному на праве собственности;
7. опись имущества подопечного и документы, содержащие сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
8. договоры об открытии на имя подопечного счетов в кредитных организациях;
9. документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;
10. полис обязательного медицинского страхования;
11. решение суда о взыскании алиментов, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, пенсионная книжка подопечного, получающего пенсию, удостоверение об инвалидности;
12. справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, индивидуальная программа его реабилитации;
13. предварительное разрешение органа опеки и попечительства о распоряжении доходами подопечного;
14. свидетельство о праве на наследство;
15. справка с места работы (учебы) подопечного;
16. иные документы.
При прекращении опеки или попечительства опекун возвращает указанные документы в орган опеки.
Если опека назначена возмездно, то договор о приемной семье заключается по месту жительства опекунов. Необходимо помнить, что отсутствие полисов ОМС, ИНН у ребенка и тому подобное, равно как и отсутствие регистрации по месту жительства, не могут служить основанием для отказа в заключении договора о приемной семье.
Узнать подробнее о том, как принять ребенка в семью вы можете в нашей инструкции.
Оформление документов для временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи
Органы опеки и попечительства Санкт-Петербурга
Общее описание
Организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.
Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.
Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев. При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории РФ, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.
Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются организацией для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином, с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей).
Возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).
При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка. Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка. Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично. Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.
Обеспечение продуктами питания (или денежной компенсацией на их приобретение) при временной передаче в семьи граждан:
- в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ — для детей, находящихся в организациях для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме федеральных государственных образовательных учреждений для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 №659 — для детей, находящихся в федеральных государственных образовательных учреждениях для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Передача ребенка (детей) в семью гражданина не допускается, если:
- это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;
- выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок (дети), родителей этого ребенка (детей), лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством РФ).
В случае если ребенок (дети) временно передан(ы) гражданину без пребывания в жилом помещении по месту жительства гражданина, гражданин может:
- брать ребенка (детей) в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выехать с ребенком (детьми) на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно‑курортного лечения и отдыха, лечебно‑оздоровительного, физкультурно‑спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- пребывать с ребенком (детьми) в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.
Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина принимается руководителем организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом следующих обстоятельств:
- наличие между гражданином, членами семьи гражданина и ребенком родственных отношений (проживают вместе или раздельно родственники и родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, имеют ли родители (родитель) право на общение с ребенком);
- сложившиеся взаимоотношения между ребенком (детьми) и гражданином (членами его семьи);
- предыдущий опыт общения гражданина с ребенком (детьми) либо опыт временного помещения в семью гражданина других детей;
- этническое происхождение ребенка (детей), принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечить ребенку преемственность в воспитании и образовании.
Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), не вправе:
- осуществлять вывоз ребенка (детей) за пределы территории РФ;
- оставлять ребенка (детей) под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.
Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), обязан:
- нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей) в период его временного пребывания в семье;
- получить письменное согласие организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка (детей);
- предоставить ребенку (детям) возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;
- по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка (детей) в организацию для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в течение 1 дня информировать организацию для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка (детей), а также о заболевании ребенка (детей), получении им травмы, о помещении ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.
Ребенок (дети), временно переданный в семью гражданина, может быть возвращен в организацию для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истечения срока пребывания в данной семье по желанию ребенка (детей) или гражданина.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка (детей) организация для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или орган опеки и попечительства по месту временного пребывания ребенка (детей) принимают меры по незамедлительному изъятию ребенка (детей) из семьи гражданина и возвращают его в организацию для детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Повторное обращение гражданина по вопросу выдачи заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина допускается после устранения им причин, явившихся основанием для отказа в выдаче заключения.
Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.