Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ
“О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г., 1 октября 2019 г., 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р

См. план подготовки проектов постановлений Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом

О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

17 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Размер базовой части трудовой пенсии дифференцируется в зависимости от категории пенсионера. При этом учитывается необходимость обеспечения более высокого уровня пенсий инвалидам I группы и престарелым гражданам, а также неработающим лицам, на иждивении которых находятся неработающие члены семьи.

Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.

Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2002 года. С этой даты утрачивают силу Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в “Российской газете” от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (Часть I) ст. 4920

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2015 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 29-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями позволяет не включать в страховой стаж гражданина, необоснованно привлеченного к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированного, период, в течение которого он был временно отстранен от должности (работы) в связи с решением органа, осуществляющего уголовное преследование, о применении к нему данной меры процессуального принуждения, и тем самым препятствует восстановлению его пенсионных прав

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и пункта 7 статьи 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса и, по крайней мере, не хуже предусмотренных для членов семей лиц, осуществлявших трудовую или иную общественно полезную деятельность и в связи с этим подлежавших обязательному пенсионному страхованию

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ, в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения позволяют не включать определенные периоды в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона признаны частично недействующими

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в статьи 18, 19, подпункт 2 пункта 3 статьи 22, вступающих в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений пунктов 17, 18 и 19 статьи 14 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Действие положений пункта 23 статьи 14 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) в части применения при определении размера накопительной части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) количества месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений подпункта 2 пункта 3 статьи 5, пунктов 2 – 3.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ были предусмотрены изменения в настоящий Федеральный закон, вступающие в силу с 1 декабря 2009 г. Названные изменения исключены Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ со дня его официального опубликования

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ статья 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ исключена

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 4 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 10 названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2007 г.

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Подробно о 173 ФЗ про трудовые пенсии

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.

По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Читайте также:  Образец решения о реорганизации зао в ооо

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.

Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

Изменения в законе о трудовых пенсиях

Если Вы сомневаетесь в том, правильно ли рассчитан размер Вашей пенсии — напишите заявление в Пенсионный Фонд России. Это позволит в дальнейшем проверить законность их действий и увеличить размер пенсии.

Как считать пенсию при минимальной зарплате: п.4 ст.30 173-ФЗ .

Как увеличить размер пенсии, если нет данных о заработке до 31.12.2001 года либо заработная плата была минимальной? Одним из вариантов является применение другого варианта преобразования пенсионных прав до 31.12.2001 года – по п.4 ст.30 федерального закона №173-ФЗ.

Содержание статьи:

При каких условиях выгоднее применять п.4 ст.30 173-ФЗ

В настоящее время при расчете размера пенсии мы руководствуемся положениями ст. 15 федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 36 указанного закона со дня его вступления в силу (с 01.01.2015 года) Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Если говорить более простыми словами, то применение ранее действовавшего пенсионного законодательства на сегодняшний день закреплено законодателем путем преобразования пенсионных прав граждан до 31.12.2001 года либо по правилам ч.3, либо по правилам ч.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ.

При этом, исходя из практики применения данных норм, применение п.4 ст.30 указанного закона выгодно в том случае, если у гражданина нет возможно предоставить сведения о заработке за 60 месяцев трудовой деятельности до 31.12.2001 года или за 24 месяца с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г. Либо, предоставленные им справки подтверждают низкий заработок, при котором коэффициент соотношения заработных плат (КСЗП) ниже 0,7.

КСЗП = ЗР / ЗП

ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ оценка пенсионных прав граждан должна осуществляться с учетом, в том числе, действовавшего на момент осуществления трудовой деятельности пенсионного законодательства. Речь идет о нормах Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях в СССР» и Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Данный вывод следует из содержания основополагающих решений: определения от 05.11.2002 г. № 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан.

Законодатель реализовал указанные выше рекомендации Конституционного Суда РФ путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон № 173-ФЗ, вступивших в силу с 01.01.2010 г., в части изменения порядка исчисления размера пенсии по двум разным формулам:

1) новой, п.3 ст. 30 173-ФЗ;

2) старой, идентичной правилам Закона от 20.11.1990 г. № 340-1, — п.4 ст.30 173-ФЗ.

По мнению Конституционного Суда РФ, действующее положение с двумя формулами по конвертации (преобразованию) пенсионных прав граждан до 31.12.2001 г. полностью соответствует Конституции РФ и не нарушает пенсионных прав граждан — Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 г. № 2625-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Свиридова Валерия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В большинстве случаев возможность увеличения пенсии при указанных условиях в рамках применения п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ связана с увеличением общего трудового стажа за счет:

Расчет пенсии по п.4 ст.30 173-ФЗ: пошаговая инструкция

В настоящее время размер страховой пенсии по старости рассчитывается на основании ст. 15 федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, при конвертации пенсионных прав граждан до 31.12.2014 года применяются нормы федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий и подлежащей применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.

В соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пункта 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности), о которых будет сказано ниже.

1. На первом этапе необходимо рассчитать среднемесячный заработок (ЗР).

ЗР – осовремененный (увеличенный на все повышающие коэффициенты и индексы, которые были предусмотрены законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г.) заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 г.

Документом, подтверждающим заработок гражданина, является справка о заработке. Для оценки пенсионных прав справка должна соответствовать по форме и правилам, утвержденным указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 20.08.1992 г. № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии». В частности, справка должна содержать обязательные реквизиты: угловой штамп, дату выдачи справки, номер справки, основание выдачи справки, а также должна быть подписана должностными лицами организации (главным бухгалтером и руководителем).

Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей, и расчетно-платежных ведомостей (т. е. первичных бухгалтерских документов) организацией, в которой работал гражданин. В случае ликвидации работодателя или прекращения деятельности по иным причинам, справки выдаются правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, в зависимости от того, где находятся первичные бухгалтерские документы.

Однако процесс осовременивания заработка закрыт для простых граждан и размер осовремененного заработка рассчитывается в автоматическом режиме, а узнать его можно путем направления соответствующего запроса в Ваш территориальный отдел ПФ России

Для нашего примера размер осовремененного заработка не важен, поскольку гражданин либо не имеет данных о своем заработке, либо его заработок минимальный. Согласно данным ПФ среднемесячный заработок гражданина – 399,06 руб.

2. На втором этапе вычисляем стажевый коэффициент (ст. 30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В нашем случае применяется правило п.4 ст.30 Закон: числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При подсчете стаже периоды трудовой деятельности до 31.12.2001 года считаются в календарном порядке (в том числе, период обучения), за исключением следующих случаев:

Еще раз, обратите внимание, что при данном варианте расчета включается период обучения, а также применяются правила льготного исчисления трудового стажа.

В нашем случае трудовой стаж до 31.12.2001 г. с учетом положений п.4 ст.30 федерального закона № 173-ФЗ, превышает установленный законом минимум (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) на 5 лет. Это означает, что стажевый коэффициент в нашем случае равен 0,60.

3. На третьем этапе рассчитываем расчетный размер трудовой пенсии (РП).

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) для зависит от стажевого коэффициента (СК) и осовремененного среднемесячного заработка (ЗР).

РП = ЗР х СК = 399 х 0,60 = 239,4

! но, расчетный размер трудовой пенсии (РП) с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей – п. 7 ст. 30 Закона.

4. На четвертом этапе устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002

В соответствии со ст.30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 осуществлялась путем преобразования их в расчетный пенсионный капитал (ПК). ПК рассчитывается как произведение разницы между расчетным размером трудовой пенсии РП и размером базовой части трудовой пенсии БЧ и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии Т.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости (БЧ) на 1 января 2002 года установлен законодательством Российской Федерации в размере 450 руб.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости установлен законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» федерального закона № 173-ФЗ). В 2018 году Т = 252 мес.

Поскольку, согласно ч. 2 ст. 32 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Таким образом, расчет ожидаемого периода выплаты пенсии произведен путем увеличения на 2 года за 2013, 2014 гг. ожидаемого периода выплаты, установленного ч. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ.

19 лет + 1 год (2013г.) + 1 год (2014г.) = 21 год = 252 месяца.

Однако в расчетах ПФ достаточно часто ошибочно применяется 228 – но эта ошибка в Вашу пользу и настаивать на ее исправлении не нужно. Мы же в своих расчетах будем применять период 252 мес., как установлено законом.

ПК = (РП – БЧ) х Т = (660 – 450) х 252 = 210 х 252 = 52 920 руб.

5. На пятом этапе учитывается советский стаж или, другими словами, валоризация.

Размер валоризации устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 301 Федерального закона № 173-ФЗ. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Читайте также:  Что такое социальный контракт и как его получить

Соответственно, поскольку в нашем примере стаж до 1991 года составляет 20 полных лет (включая период учебы и льготное исчисление стажа), расчетный пенсионный капитал увеличивается на 20% и плюс 10% за стаж до 2002 года. Всего расчетный пенсионный капитал увеличивается на 30 %.

ПК = 52 920 х 1,3 = 68 796 руб.

6. На шестом этапе индексируем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 31.12.2014 г.

Необходимо учитывать, что с 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.

ПК = 68 796 х 5,6148166 = 386 276,92 руб.

7. На седьмом этапе преобразуются пенсионные права, приобретенные в период с 01.01.2002 по 31.12.2014 годы.

В указанный период размер пенсии формировался и зависел только от страховых взносов в ПФ России. Другими словами, стаж не оказывает влияния на размер пенсии.

Сведения о страховых взносах формируются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и предоставляются по Вашему запросу ПФ России с учетом установленных законом индексаций по состоянию на 31.12.2014 года.

В нашем примере, согласно ответу УПФ России размер страховых взносов с учетом их индексации составил 534 178,25 руб.

Следовательно, величину расчетного пенсионного капитала увеличилась и составила:

ПК = 386276,92 + 534 178,25 = 920 455,17 руб.

8. На восьмом этапе расчетов необходимо рассчитать страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – 252 месяца (либо при наличии ошибки со стороны Вашего территориального отдела ПФ России – 228).

СЧ = ПК / Т = 920 455,17 / 252 = 3 652,60 руб.

9. Наконец-то, на девятом этапе мы можем рассчитать пенсионные баллы, заработанные до 01.01.2015 г. (ПБ).

Пенсионные баллы (ПБ) рассчитываются как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ). Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 года (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 3 652,59/ 64,1 = 56,983 балла

10. На десятом этапе учитываются пенсионные баллы, заработанные после 01.01.2015 г.

С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы.

В нашем примере гражданин после 01.01.2015г. заработал еще 5 пенсионных баллов. Итого: 61,983 балла

11. На этом этапе считаем размер страховой пенсии гражданина.

При выходе на пенсию для расчета ее размера применяется следующая формула. Накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2021 цена пенсионного балла составляет 98,86 рублей – Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ) и прибавляется фиксированная выплата (на 01.01.2021 г. – 6 044,48 руб.).

Следовательно, с 01.01.2021 года имеем следующий размер пенсии.

П = Б х СБ + ФВ = 61,983 х 98,86 + 6 044,48 =
= 6 127,64 + 6 044,48 = 12 172,12 руб.

Обращаю Ваше внимание, что данная статья носит общий характер и должна помочь Вам самостоятельно разобраться и понять, что представляет собой пенсия в 2020 году. Естественно, что в ней не раскрываются все вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Если Вам нужна помощь адвоката — оформите ЗАЯВКУ и мы с Вами свяжемся.

Закон «О пенсионном обеспечении» в редакции 2021 года

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2020 г., 30 апреля, 1 октября 2020 г.

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Важные для пенсионеров законы, вступающие в силу с 1 января 2020 года

В законе № 350-ФЗ, который вступает в силу с января 2020 г., закреплено определение предпенсионного возраста. Под ним подразумевается период трудовой деятельности продолжительностью 5 лет до момента возникновения права на назначение пенсии. Ранее этот срок составлял 2 года.

Вступая в силу с января 2020 г. закон № 350-ФЗ устанавливает новый пенсионный возраст. Изменится он не одномоментно, а будет увеличиваться поэтапно. На 2020 и 2020 гг. установлен льготный период – ежегодное повышение составит шесть месяцев. Далее, с 2021 по 2023 г., каждый год будет прибавляться по 12 месяцев.

Закон РФ от N 4468-1 (ред

а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными Федеральными законами.

Федеральный закон О страховых пенсиях (400-ФЗ) 2020

Цель настоящего закона – защита прав граждан на страховую пенсию, которая назначается на основании обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой или/и другой общественно-полезной деятельности граждан.

Данный Федеральный закон регламентирует основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии. Федеральный закон «О страховых пенсиях» разработан в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2020 года)

3. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.

При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

среднемесячный заработок — денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;

Новый закон о пенсии с 2020 года (таблица)

к содержанию ↑

Федеральный закон от N 166-ФЗ (ред

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

стаж государственной гражданской службы — суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

Новый закон о пенсиях с января 2020 года: коротко обо всем

Изменения не затронули трудовой стаж преподавателей и медработников. В зависимости от сферы деятельности гражданам этих профессий необходимо отработать, как и прежде, от 25 до 30 лет. Однако возраст выхода на пенсию будет увеличен на 5 лет. Установление нового возрастного ценза пройдет так же с применением переходного периода.

к содержанию ↑

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2020

Так, если пенсионер не прекращает трудовую деятельность, то не утрачивает право на государственную пенсию. При этом, поскольку с его заработков постоянно следуют отчисления, и его пенсионный счет получает деньги, то его пенсия по закону проходит индексацию.

Соответственно, она постоянно увеличивается, если иного не будет предусмотрено действующим законодательством.

  1. накопительная сумма, включающая в себя те средства, которые лицо собрало на специальном счету;
  2. страховая часть – гарантированные государством выплаты вместе со средствами, накопленными на индивидуальном счету.

к содержанию ↑

Закон О Пенсионном Обеспечении В Рф 2020

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Что нужно знать про новый закон о пенсиях

Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2020–2020 гг., предусмотрена особая льгота – выход на полгода раньше нового пенсионного возраста. Так, человек, который должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2020 года.

При этом будет постепенно переноситься срок обращения за пенсией. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 25 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Срок выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и периода отсрочки обращения за ней.

Закон о предпенсионерах – текст закона, комментарии

Осенью 2020 года правительственный проект закона о пенсионном возрасте был внесён в Госдуму, принят нижней палатой парламента и одобрен Советом Федерации. 3 октября 2020 года Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» был подписан Президентом РФ.

3 октября 2020 года Президент России подписал закон о повышении пенсионного возраста (ещё его называют «закон о предпенсионерах»), предусматривающий постепенный подъём пенсионного возраста в России с 55 до 60 для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. После вступления в силу закона россияне стали активно искать в интернете информацию по запросам типа «реформа пенсионного возраста», «предпенсионный и пенсионный возраст мужчин и женщин в России» или «новый пенсионный возраст».

Давайте вместе разберёмся в положениях закона.

Закон о повышении пенсионного возраста

С 1 января 2019 г. вступил в силу ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г. Согласно этому документу, пенсионный текущий возраст увеличили только тем лицам, которые еще не являются пенсионерами.

Ниже разобраны все основные изменения пенсионной реформы, которые подробно прописаны в Федеральном законе № 350-ФЗ.

Основные нововведения

Согласно основным положениям Федерального закона № 350-ФЗ, с 2019 г. введены в действие такие правила:

Согласно последней редакции ФЗ № 1032-11 от 19 апреля 1991 года, теперь граждан относят к лицам предпенсионного возраста на протяжении 5 лет до наступления предельного возраста для выплат. Раньше этот срок был равен 2 годам.

Текст закона — документа

Пенсионный закон № 350 был одобрен Госдумой в 2018 г. и вступил в юридическую силу в январе 2019 г.

Какие изменения произошли в законодательстве РФ

В тексте закона о повышении пенсионного текущего возраста есть несколько поправок, которые касаются таких граждан РФ:

С 2019 г. был введен переходный продолжительный период, на протяжении которого работающим гражданам РФ будут ежегодно прибавлять несколько месяцев (лет) к пенсионному текущему возрасту. Такое правило будет действовать до 2028 г. для рабочих мужского пола и до 2034 г. — для трудящихся женщин.

Понятие трудовой пенсии и при каких условиях она выплачивается

Согласно ст. 2 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 г., трудовой пенсией считают ежемесячное пособие, которое выплачивают после получения группы инвалидности или по достижению конкретного возраста (по старости). В этом законе указано 3 вида трудовых пенсий:

  1. Страховая выплата по старости;
  2. Пособие по состоянию своего здоровья (инвалидам 1,2 или 3 группы);
  3. Выплата при потере кормильца.

Согласно ст. 8 ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года, лицам, которые до 31 декабря 2021 года доработают до 60 лет (работающие мужчины) или до 55 лет (трудящиеся женщины), пенсию назначат на полгода раньше периода, указанного в Федеральном законе № 350 о повышении пенсионного текущего возраста. Такие деньги выплатят тем гражданам РФ, которые проработали как минимум 15 лет.

Основные сроки

С января 2019 г. трудящимся гражданам РФ начали увеличивать пенсионный текущий возраст. Причем это делают поэтапно. Таким образом государство ежегодно повышает трудовой стаж не сразу на 5 лет, а на 1 год — до 2028 или до 2034 г. (для работающих граждан РФ мужского пола и трудящихся женщин соответственно).

Такое решение президента РФ смягчает последствия быстрого перехода на скорректированную пенсионную систему РФ. Ниже в отдельной таблице указаны новые сроки получения положенных от государства денег.

Срок выхода на пенсию по прежним правилам (в возрасте 55/60 лет)Возраст выхода с 01.01.2019Наступление пенсионного возраста по ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г.
МужчиныЖенщины
1 полугодие 201960 + 0,555 + 0,52 полугодие 2019
2 полугодие 201960 + 0,555 + 0,51 полугодие 2021
1 полугодие 202160 + 1,555 + 1,52 полугодие 2021
2 полугодие 202160 + 1,555 + 1,51 полугодие 2022
202160 + 355 + 32024
202260 + 455 + 42026
2023 и следующие года60 + 555 + 52028 и следующие года
Читайте также:  МФЦ - официальный сайт, услуги, адреса, телефоны

Когда по новым правилам назначают пенсию по старости

Пенсию по старости считают ежемесячной распространенной выплатой, которую платят всем работающим гражданам после отработки конкретного страхового стажа. Согласно пенсионному закону № 350, теперь мужчины становятся пенсионерами в 65 лет, а женщины — в 60 лет. До 2019 г. такой предельный возраст выхода был равен 60 и 55 годам соответственно.

Новые сроки назначения и получения социальных выплат

Социальную пенсию считают материальной государственной помощью тем гражданам РФ, которые долгое время или вообще не работали. С 2019 г., по Федеральному закону № 350 о пенсионной реформе, сроки получения такой выплаты существенно увеличены.

До 1 января 2019 г. безработные получали подобные деньги от государства в 65 лет (женщины) и в 70 лет (представители мужского пола). Теперь эти нормативы увеличили — до 70 и 75 лет соответственно. Такие положения ФЗ № 350 заработают в 2021 г.

В 2028 г. безработные мужчины, которым исполнится 70 лет, а также нигде не работающие женщины 65 лет, получат такую выплату.

Льготы для медработников, педагогов и работников культуры

Педагоги, врачи, артисты балета, гимнасты цирка, оперные певцы получают различные льготы. Так, согласно пенсионному закону № 350, для этих граждан России страховой минимальный стаж остался прежним — 25-30 лет.

Что изменилось для северян

Для граждан РФ, которые живут и трудятся на Крайнем Севере, по ФЗ № 350 также изменили пенсионный текущий возраст. С 2019 г. ежегодно этот срок увеличивают на 1 год.

В итоге, в 2028 г. северяне станут пенсионерами на 5 лет позже (работники мужского пола — в 60 лет, а трудящиеся женщины — в 55 лет).

Однако, такая реформа не затронула таких северян, у которых уже есть минимальный трудовой стаж:

Срок получения денег госслужащими

В Федеральном законе о пенсиях № 350-ФЗ есть пункт о том, что до 31 декабря 2021 г. пенсионный текущий возраст для госслужащих повышают на 6 мес. на протяжении 1 года. С 2021 г. такой срок возрастного увеличения будет равен 1 году.

В итоге, работники мужского пола к 2028 г. официально станут пенсионерами в 65 лет. С 2034 г. трудящимся женщинам будут давать пенсию в 60-летнем возрасте.

В 2019 г., согласно Федеральному закону № 350-ФЗ, пенсию госслужащим назначали следующим образом: женщинам — с 56 лет и их коллегам мужского пола — с 61 года. Выплату за выслугу лет с 2019 года назначают при наличии 16,5 лет стажа работы.

Кого не коснулось изменение пенсионного возраста

Новый пенсионный закон не затрагивает всех российских пенсионеров. Эти граждане РФ продолжат получать все положенные им деньги.

Также, по закону о пенсиях № 350, трудовой стаж остается прежним у таких трудящихся:

Определение размера выплат

В начале 2019 года многим пенсионерам уже выплатили ощутимую прибавку. Периодичность такого повышения, как и прежде, равна 1 разу в 1 год.

Согласно положениям Федерального закона № 350 о введении в России пенсионного нового возраста, современным пенсионерам будут повышать пенсии вплоть до 2024 г. На ближайшие несколько лет разработаны такие планы индексации:

При среднем размере трудовой пенсии, равном 14151 руб. (по данным ПФР за 2018 г.), доплата к ней в 2019 г. составила 997,64 руб. Такую прибавку уже дали многим пенсионерам в январе этого года.

Порядок назначения и время выплаты

Согласно ст. 24 ФЗ № 166 от 15 декабря 2001 года, назначение и начисление пенсии производят в Пенсионном фонде России (ПФР), по месту прописки работника, который обратился за такой выплатой. Для получения этих денег граждане составляют и подают заявление и в МФЦ, если между этим органом и местным ПФР заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно положениям Федерального закона № 350, после истечения переходного срока работающие мужчины смогут подать заявку о начислении им пенсии с 65 лет, а трудящиеся женского пола — с 60 лет. В этом документе введен льготный порядок, по которому рабочий становится пенсионером на 6 мес. раньше.

Ничего не изменилось для таких лиц:

Досрочное начисление

Согласно новому пенсионному закону Российской Федерации № 350, с 1 января 2019 года досрочно получают пенсию такие лица:

Заключение

Вступивший в силу ФЗ № 350 от 8 октября 2018 года полностью изменяет пенсионную систему РФ. Однако по мнению профессиональных экспертов, данный документ нужно отправить на доработку. С этим согласно и большинство граждан РФ.

Закон о пенсионерах – изменения в пенсионном законодательстве для работающих

Право на пенсию для работающих пенсионеров. Какие ограничения выплат и индексаций планировали, и какие ввели. Срок действия временных ограничений. Пенсия после завершения трудовой деятельности. Закон не запрещает гражданам, вышедшим на пенсию, продолжать трудиться и получать заработную плату. Если в части оплаты труда такая деятельность попадает под общие правила: продолжает течь рабочий стаж и работодатель платит все необходимые взносы, то в части пенсии есть важные особенности. Начиная с 2016 года, выплаты работающим пенсионерам не попадают под ежегодную индексацию, работающий гражданин также не может рассчитывать на региональные доплаты. Для лиц, получающих социальную пенсию по старости при отсутствии стажа работы, при выходе на работу право на неё теряется.

При достижении пенсионного возраста можно продолжить работу, не выходя на пенсию, и заработать коэффициент, повышающий размер выплат. Повышение вступит в силу после завершения трудовой деятельности.

Федеральное законодательство о выплатах работающим пенсионерам

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется федеральным законодательством. Для большинства пожилых людей актуален закон о трудовых (страховых) пенсиях 400-ФЗ. Однако работать могут и получатели социальных пособий и государственного обеспечения (военнослужащие, полицейские и др.), чей доход после завершения работы регулируется законом о пенсионном обеспечении, 166-ФЗ. Право на получение некоторых социальных выплат будет приостановлено на время работы по найму.

Закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Основным законодательным актом, регулирующим трудовую деятельность пенсионеров, является закон 2013 г. о страховых пенсиях. Базовый размер выплат для всех категорий граждан, имеющих минимальный трудовой стаж, рассчитывают при помощи единой балльной системы. Фактическая сумма получается при умножении количества баллов на стоимость одного балла, установленную Правительством. Больше информации касательно закона о страховых пенсиях смотрите тут.

Размер получаемой суммы зависит от следующих факторов:

Законом предусмотрена индексация выплат для всех категорий, включая работающих граждан. До 2016 года их размер не менялся, если получатель начинал работать. Согласно п.21 статьи 15 закона, описывающей общий подход и нюансы расчёта суммы выплат, ежегодный пересмотр сумм производился с учётом инфляции за прошедший год путём увеличения размера пенсионного коэффициента.

Работодатели делают взносы в пенсионный фонд за каждого работника, трудящиеся пенсионеры не исключение. Каждый август проводится перерасчёт пенсионного коэффициента с учётом доходов, с которых сделаны взносы в ПФ, за прошедший год.

Максимальный размер увеличения ежемесячных выплат составляет 3 балла (около 230 рублей), его можно впервые получить полностью за следующий после оформления пенсии год.

Выплаты гражданам, вышедшим на пенсию, но продолжающим работать, регулируются статьёй 26.1, введённой в 2015 году при внесении изменений в законодательство, касающихся работающих пенсионеров.

Последние изменения в текст закона внесены 07.03.2018 при принятии 56-ФЗ о размещении важной информации по страховым выплатам и стаже работы в Единой информационной системе соцобеспечения. Документ был дополнен статьёй 29.1

Приостановка действия ряда законодательных норм с января 2016 года в законе 385-ФЗ

В 2015 году Государственная Дума приняла, а Президент подписал закон, отменяющий ежегодную корректировку выплат для работающих пенсионеров на период, пока они трудоустроены. Первоначально срок действия закона был установлен до начала 2017 г., позже его действие продлевалось два года подряд.

Исходно закон приостановил действие следующих статей:

  1. Части статьи 25 закона 166-ФЗ, предполагающую ежегодное увеличение социальных выплат.
  2. Частей 20-22 статьи 15 закона о страховых пенсиях, предусматривающую рост пенсионного коэффициента.
  3. Частей 6 и 7 статьи 16 того же закона, об увеличении фиксированных выплат.
  4. Частей 14, 15 ст.17, регулирующей выплаты в сельском хозяйстве
  5. Ст.18, часть 10 – о порядке проведения ежегодной индексации.

Изменение законодательства 2015 года не отменило, а приостановило действие положений об индексации для граждан, продолжающих трудиться.

В тот же период было изменено правило, согласно которому граждане должны были самостоятельно уведомлять ПФР о заработанном дополнительном стаже и соответствующем праве на получение большей пенсии. Сейчас информацию в пенсионный фонд предоставляют работодатели и перерасчёты производятся автоматически. Все изменения в сумме получаемого пособия вступают в силу после прекращения трудовых отношений и окончательного выхода на заслуженный отдых.

Пенсионный фонд совершает перерасчёт размера выплат на основании данных отчётности предприятий по каждому работнику.

Отмена индексации была продлена на 2017 и 2018 гг. В этот период в Госдуму партией ЛДПР вносились законопроекты о возобновлении индексации пенсий для работающих пенсионеров, в 2017 году решение не было принято, проект 2018 года на текущий момент не рассмотрен, действует закон № 420, продлевающий мораторий на увеличение до 1 января 2019 года.

Индексация для лиц, не состоящих в трудовых отношениях после выхода на пенсию, за время действия моратория составила:

Правительство предполагает включить индексацию выплат работающим пенсионерам в бюджет на 2020 год.

Законопроект 2015 года об отмене пенсий

Радикальный подход к обеспечению работающих пенсионеров предложило в 2015 году Министерство труда и соцзащиты. Законопроектом, внесённым в Думу, предусматривалась полная отмена выплат работающим пенсионерам, чей доход за год превышает один миллион рублей.

Целью законопроекта была заявлена экономия средств ПФР, он затронул бы более двухсот тысяч человек. Предполагалось, что в случае принятия закон вступит в силу в начале 2016 года, однако вместо него был принят закон об отмене индексации. Возможно, вам будет интересно ознакомиться с особенностями пенсионной реформы в России 2018.

Видео

Больше полезной информации касательно законодательной базы для работающих пенсионеров смотрите на видео ниже.

Ключевая информация

  1. Совмещать заслуженный отдых и работу разрешается.
  2. В 2018 году у работающих пенсионеров нет права на годовую индексацию пенсии с учётом инфляции.
  3. Выход на работу может привести к потере других доплат и льгот, это нужно учитывать при принятии решения снова работать. Для этого рекомендуем заранее ознакомиться с порядком начисления пенсии работающим пенсионерам.
  4. После окончательного завершения трудовой деятельности выплаты будут проиндексированы в полном объёме.

Методика проведения перерасчета пенсии работающим пенсионерам

Способы оформить перерасчет пенсии для неработающих пенсионеров

Фиксированная выплата – размер к страховой пенсии по старости

Надбавка за выслугу лет государственным гражданским служащим

​Федеральный закон о трудовых пенсиях

Для регулирования начисления социальных пособий предусмотрен Федеральный закон о трудовых пенсиях РФ 2016, за номером 173, который был принят на собрании Государственной Думы в период 23-25.12.2013 года. Последняя редакция данного документа была выдана в 2016 году с некоторыми ключевыми поправками. Ниже будет предложено рассмотреть ключевые особенности ФЗ, специфика его воздействия на конкретную пенсионную программу социального обеспечения, а также показаны основные положения.

Федеральный закон о трудовых пенсиях – общие принципы

Представленный Федеральный закон в соответствии с принятой ранее в РФ Конституцией, устанавливает конкретное основание возникновения, а также последующей реализации права граждан на оформление страхового пособия. Выполняется это в рамках государственной программы социальной защиты. Непосредственной целью закона позиционирует защита прав всех без исключения граждан Российской Федерации на получение страховой пенсии, с учетом непосредственной социальной, общественно-полезной деятельности граждан в рамках правового сектора государства. В результате применения на практике данного закона устанавливается возможность обеспечения материальной основы для последующего пенсионного обеспечения, удовлетворения характерных и наиболее актуальных потребностей каждой категории пенсионеров, ответственности государства перед гражданами за обеспечение, предусмотренных конституционных прав.

Специфика правового регулирования

Устанавливает Федеральный закон 173 ФЗ о трудовых пенсиях и соответствующее правовое регулирование. Формирование и выплата пенсионных пособий осуществляется исключительно в соответствии с действующим ФЗ. Не предусмотрено никаких корректировок, изменений и дополнений без соответствующего внесения правок в действующий документ на государственном уровне. В рамках принятой в стране системы пенсионного обеспечения принято применять установленные общепризнанные нормы и принципы международного права. Когда правовой системой Российской Федерации предусматриваются иные права, чем отображенные в рамках действующего ФЗ, за основу принимается первый вариант.

Специфика правового регулирования в рамках действующего Федерального закона выглядит следующим образом:

–>

Лица, которым назначается страховая пенсия

В рамках принятого ФЗ устанавливается перечень лиц, которые имеют непосредственное право на получение страховой пенсии. В частности, это право предусмотрено для граждан РФ, при условии соблюдения ими правил, предписанных в документе. Для тех категорий граждан, которые признаны нетрудоспособными и прописаны в первой части статьи 4, предусмотрена выплата страхового пенсионного пособия в ситуациях, где имеет место использование статьи 10. Лица, признанные иностранными гражданами, а также не имеющими гражданства, но проживающие при этом на территории государства, имеют право на оформление пенсии в соответствии с действующим ФЗ за редким исключением случаев, прописанных в международном договоре РФ. Регламентируется выплата пенсионного пособия по достижению старости, получения группы инвалидности, а также по непосредственному случаю утраты гражданином кормильца. Определенные виды пенсионного обеспечения прописывает статья 6 данного ФЗ.

Гражданам Российской Федерации предоставляется возможность выбора пенсий, к примеру, если предусмотрено получение одновременно нескольких страховых пособий, они самостоятельно могут выбрать наиболее востребованное. Допускается одновременное получение пенсий и пособий в рамках социального обеспечения, если это не препятствует общим указаниям принятого Федерального закона. Согласно документу, обращение граждан за назначением данной страховой выплаты может осуществляться без ограничения по временным срокам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *