Аналитик ФНС оценил возможные потери бюджета из-за отмены НДФЛ для бедных

Основные поступления от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) государству приносят граждане с невысокими доходами. При этом уровень доходов большинства россиян «очень низкий», а отмена НДФЛ для граждан с зарплатами на уровне минимального размера оплаты труда приведет к потере для бюджетной системы свыше 1 трлн руб., сообщил начальник аналитического управления Федеральной налоговой службы Валерий Засько на круглом столе в ВШЭ, передал корреспондент РБК.

Потери превысят выгоду

Большинство (93%) работающих россиян в 2018 году получали зарплату на уровне не более 1 млн руб. в год, следует из презентации ФНС, представленной на круглом столе. Почти 65% населения зарабатывали от 114 тыс. до 1 млн руб. в год, следует из данных налоговой службы. Официальная зарплата 28,2% граждан не превышала 10 тыс. руб. в месяц, или около 114 тыс. руб. в год, и лишь 6,9% получали зарплату свыше 1 млн руб. в год.

«Если рассуждать оторванно от реальности, то было бы справедливо, если бы богатые облагались более высокими налогами. Но если мы окунемся в действительность и расчеты, то это не совсем так», — сказал Засько.

«Если мы введем некий необлагаемый минимум, то автоматом получим огромные выпадающие доходы, которые будут исчисляться триллионами рублей», — отметил Засько. Из-за отмены НДФЛ для граждан с зарплатой на уровне МРОТ бюджетная система недополучит порядка 1,2 трлн руб., оценил он.

С 1 мая 2018 года минимальная зарплата в России была приравнена к величине прожиточного минимума и составила 11 163 руб. в месяц, в 2019 году МРОТ увеличился до 11 280 руб. С 1 января 2020 года минимальная ежемесячная зарплата в России равна 12 130 руб.

«Увеличить ставку для богатых как пиар-ход было бы правильно. Но дополнительные доходы бюджета будут исчисляться максимум десятками миллиардов рублей — это копейки, что не решит никаких вопросов социальной справедливости», — подчеркнул Засько.

Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%. В Дании — 55,8%, в Германии — 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, в США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела только Армения, максимальная ставка — 36%. В Белоруссии ставка, как и в России, 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.

Общество не созрело

Преимущество единой ставки — низкая административная нагрузка на граждан, отметил начальник аналитического управления ФНС. За официально трудоустроенных россиян НДФЛ исчисляет и уплачивает в бюджет работодатель, поэтому «большинство даже не обращают на это внимания», пояснил он. При дифференцированной ставке граждане будут вынуждены самостоятельно считать налоги и заполнять декларации. Слабая налоговая дисциплина приведет к массовым доначислениям и штрафам — «ничего хорошего и приятного в этом нет», подчеркнул представитель ФНС.

«Должна расти в целом экономика, зарплаты, доходы, и мы должны побороть теневую экономику, и тогда можно говорить про дифференцированную ставку. Сейчас это неконструктивно», — резюмировал представитель ФНС.

Министр финансов Антон Силуанов в недавнем интервью РБК говорил, что сейчас установление прогрессивной шкалы НДФЛ не рассматривается. Правительство может вернуться к обсуждению прогрессивной шкалы подоходного налога только после 2024 года, сказал он.

Президент России Владимир Путин полагает, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». «Как только он [прогрессивный НДФЛ] вводится, часть граждан, у которых высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются зарплаты дополнительные в конвертах и так далее», — говорил глава государства в июне 2018 года.

Нагрузка на труд

Вместе с НДФЛ и страховыми взносами нагрузка на труд достигает 43%. Это означает, что с каждого рубля выплаченной зарплаты организация должна перечислить в бюджет 43 коп., или 430 руб. с каждой тысячи, продолжил Засько.

«Снижать страховые взносы на 1–2 п.п. смысла нет, кардинально это картину не поменяет. Должно быть минимум на 8–10 п.п. Тогда мы получим огромную сумму выпадающих доходов. Как это компенсировать? — рассуждает Засько. — Возможно, точечно: в каких-то отраслях снизить, а в каких-то высокодоходных, рентабельных отраслях, наоборот, повысить».

Налоговые поступления последние 20 лет опережают рост экономики. В частности, поступления по НДФЛ выросли на 8,3% за 2019 год. Доходы бюджета от страховых взносов опередили рост зарплат, превысив 7 трлн руб. (рост на 9,7%, или 622 млрд руб.).

Страховые взносы, которые платят работодатели за каждого сотрудника, в России чрезмерно высоки, но вопрос их снижения следует тщательно проработать, чтобы компенсировать ущерб внебюджетным фондам и не нарушить баланс федерального бюджета, говорил РБК глава Минфина. На 1% ставки страховых взносов приходится чуть более 200 млрд руб. поступлений, оценивал Силуанов. Если снизить ставки страховых взносов, например, до 20%, в фонды не поступит порядка 2 трлн руб. «Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем», — подчеркивал он.

Сейчас работодатель в России платит за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от зарплаты. 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. (нарастающим итогом с начала года), то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате свыше 990 тыс. руб. в год накопленным итогом. За счет взносов, уплачиваемых с работающего населения, формируется доходная часть внебюджетных фондов и реализуется модель обязательного социального страхования.

Налоги 2020: от НДФЛ освободят некоторые категории граждан

Теперь рассказываем об основных моментах для физлиц

С 1 января 2020 года вступит в силу ряд изменений, которые касаются как работодателей, так и работников при расчете и уплате НДФЛ. О переменах для работодателей мы уже рассказали в одном из прошлых материалов. Теперь же мы собрали все поправки в законодательстве, которые необходимо знать каждому россиянину.

Напомним, основной закон, который реализовал все изменения в отношении НДФЛ, функции регулятора и ответственного за налоговую политику в государстве, — это 325 федеральный закон от 29 сентября 2019 года.

Изменения для физических лиц

От НДФЛ теперь освобождены:

Выплаты сельским учителям в связи с их переездом в иное место работы. Сумма не должна превышать 1 млн руб., а обеспечение осуществляться в соответствии с государственной программой до 2022 года;

Доходы в денежной и натуральной форме в связи с получением увечья при ЧС, а также доходы наследников лиц, погибших в результате ЧС на производстве. Изменение внесено 323 федеральным законом от 29.09.2019г.;

Материальная помощь студентам, аспирантам, ординаторам, стажерам и другим категориям лиц, размер которой не превышает 4000 руб. в год. Изменение вносится 327-ФЗ от 29.09.2019г.;

Доход в виде суммы задолженности перед кредитором, признанной безнадежной к взысканию, при условии, что заёмщик не является взаимозависимым лицом с кредитором, не состоит в труд отношения и т.д.) Теперь все прощенные безнадежные суммы задолженности не влекут за собой возникновения дохода физического лица с вышеуказанными исключениями (п. 62.1. ст. 217 НК РФ);

Государственная поддержка многодетных семей для погашения ипотеки в размере до 450 тыс. руб. (п. 65.1. ст. 217 НК РФ);

С 1 августа доход от ипотечных каникул (п.п.1 п. 1 ст. 212 НК РФ).

Статья 217 НК РФ также установила новые позиции, которые не будут облагаться фискальным сбором со следующего года:

компенсации за земельный участок;

помощь лицам, подвергшимся радиации;

помощь в связи с рождением ребенка;

доходы детей-инвалидов и инвалидов в рамках закона;

оплата дополнительных выходных для тех, кто ухаживает за ребенком-инвалидом;

доходы отдельных категорий граждан в рамках социальной поддержки;

выплаты почетным донорам.

Оптимизация процедуры налоговых вычетов для физических лиц

Вычет на лечение теперь получить проще. Ранее законодатель требовал соответствия приобретенных лекарств установленному перечню, теперь перечня нет. Перечень не успевал за изменением количества и наименований лекарственных средств, поэтому его решили упразднить. Изменение начало действовать с 1 января текущего года (147-ФЗ от 17.06.2019г. и ст. 219 НК РФ).

Расширены основания получения имущественных вычетов в сумме расходов на погашение процентов по ипотечному кредиту по программам помощи отдельным категориям граждан (п.п. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).

С 01.01.2021 года заявление на возврат будет подаваться в составе налог декларации 3-НДФЛ, а не отдельным документом (ст. 229 НК РФ).

Снижение налогового бремени физических лиц

Когда лицо продает единственное жилье, то на него распространяется минимальный 3-летний срок для владения, по истечении которого НДФЛ не уплачивается. Течение срока считается с момента регистрации права на недвижимость в ЕГРН, с даты вступления в силу судебного решения или с даты открытия наследства. (210-ФЗ от 26.07.2019 и ст. 217.1 НК РФ).

Кроме того, если новая квартира приобретена за 90 дней до продажи единственного жилья, новая норма будет действовать также. В таком случае приобретение второго жилья не считается инвестицией.

Устранено двойное налогообложение при получении жилья в дар не от близкого родственника. Ранее налог необходимо было платить со всей стоимости объекта, а при продаже вновь уплачивать установленную сумму. Единственное, что можно было применить – вычет в размере 1 млн руб. Теперь же в случае продажи имущества, полученного в дар, можно зачесть налоговую базу, с которой налог был уплачен в момент получения этого объекта (ст. 220 НК РФ).

Согласно 18 абзацу п.п. 2 п.2 той же статьи, в случае получения квартиры по наследству можно учитывать расходы, которые понес наследодатель или даритель, при продаже в последующем этой квартиры. Иными словами, отсутствует необходимость уплачивать налог с полной суммы.

Исключена необходимость физических лиц декларировать доходы от продажи ценных бумаг, если они продаются организации (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Совершенствование эффективности администрирования в отношении физических лиц

С 2021 года у ФНС появится право не бегать за каждым налогоплательщиком, а самостоятельно исчислить налог за таких беглецов по сделкам с недвижимостью по следующей формуле: (0,7*КС-1 млн руб.) * 13%. В отсутствии налоговой декларации будет проведена камеральная проверка. Налогоплательщик может согласиться с результатом или предложить ФНС учесть его расходы по сделке (на стадии проверки, рассмотрения ее материалов после вручения акта или на стадии апелляционной жалобы).

Устранён пробел по определению налоговой базы при продаже жилого актива, который был поставлен на учет в течение года. Раньше кадастровую стоимость брали по состоянию на 1 января периода, когда произошла сделка по отчуждению. С 2020 за основу будут брать дату внесения записи в ЕГРН.

Для любителей казино налоги на выигрыш теперь будут осуществляться по кассе, по кешу. В течение года казино будут предоставлять сведения в фискальный орган по каждому гражданину: кто, сколько внес в кассу и кто, сколько получил в виде выигрыша. Налоговая выведет сальдированный результат, и направит уведомление б уплате налога тем, у кого доход возник. До 1 декабря такой сбор должен быть уплачен. При этом с граждан снимается обязанность предоставлять декларацию в части таких доходов.

Упрощена процедура постановки на учет иностранцев без места жительства и имущества на территории нашей страны. Теперь такие лица могут быть поставлены на учет на основании справок 2-НДФЛ, которые предоставляются в ФНС налоговыми агентами. В ответ ФНС возвращает уведомление о присвоении ИНН, а задача налогового агента – оповестить иностранное физическое лицо.

Изменение форм отчетности

Отчетность 2-НДФЛ, работодатель сдает по машиноориентированной форма. Справка, которую все привыкли видеть, остается лишь для взаимодействия работодателей и работников, а также для предоставления по месту требования.

В 2020 году будет упразднена форма 4-НДФЛ, а в 2021 году 2-НДФЛ и 6-НДФЛ объединятся, также как и 3-НДФЛ с заявлением на возврат налога.

Изменения по страховым взносам

Также будет увеличена предельная величина взносов:

до 1 292 000 руб. на пенсионное страхование;

до 91 2000 на страхование в связи с материнством или на случай временной нетрудоспособности.

Для того, чтобы ОП, филиал или представительство имело возможность самостоятельно начислять выплаты и сдавать расчеты по страховым взносам, у него должен быть открыт расчетный счет. Если расчетного счета нет, необходимо предоставить сведения о лишении права на выполнение указанных функций.

Право на применение пониженных тарифов утрачивают со следующего года хозяйственные общества, партнерства и другие лица, обозначенные в п.п.1 п. 1 ст. 427 НК РФ, приобретают те, кто получил статус специального административного района (о. Русский, о. Октябрьский).

Кроме того, вступает в силу с 1 января новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 18.09.2019г. № ММВ-7-11470@). Отчетность по 2019 году сдается по старой форме, 1 квартал 2020 — по новой.

Все упомянутые в статье изменения вступают в силу с 1 января 2020 года, если не указано иное.

НДФЛ-2021 по новым правилам: налог для богатых 15%

Новость о новом порядке расчета НДФЛ озвучил Президент РФ в телеобращении к гражданам России 23 июня 2020 года. Вскоре соответствующие поправки появятся и в Налоговом кодексе. В народе новый порядок окрестили «налогом на богатых». Для чего его ввели, как он будет рассчитываться и затронет ли обычных граждан и ИП, расскажем в нашем материале.

Почему НДФЛ решили повысить

Разговоры о введении прогрессивной ставки НДФЛ ведутся давно. В свете коронавирусных потрясений эти разговоры зазвучали активнее. Параллельно обсуждался вопрос и об отмене НДФЛ для граждан с низким уровнем дохода.

В итоге законодатели не стали кардинально менять систему расчета НДФЛ, а лишь повысили на два процентных пункта действующую ставку налога с существенной оговоркой —облагаться повышенной ставкой будут не все получаемые гражданами доходы, а только превышающие законодательно установленный лимит.

Гадать о том, почему был выбран именно такой вариант корректировки ставки НДФЛ, мы не будем. Остановимся на том, что по прогнозам государства эта мера позволит бюджету получать ежегодную прибавку 60 млрд руб. Направлены эти деньги будут на конкретные цели ? лечение детей с редкими тяжелыми заболеваниями, закупку дорогостоящих лекарств, средств реабилитации, а также проведение высокотехнологичных операций.

Что меняется в расчете НДФЛ

С 2001 года по сегодняшний день мы применяли в расчетах НДФЛ 13% ? по этой фиксированной ставке в настоящее время ведутся расчеты налогов с доходов большинства граждан нашей страны. С 2021 года эта система видоизменится и будет выглядеть так:

Читайте также:  Знак остановка и стоянка запрещена

Кого затронет новый порядок расчета НДФЛ

Путем нехитрых вычислений с учетом базовых знаний гл. 23 НК РФ можно сделать такие выводы ? уплата НДФЛ по повышенной ставке затронет тех налогоплательщиков, чей заработок в среднем ежемесячно в течение года составляет более 416 667 руб. (5 000 000 руб./12 мес.).

Граждан с такими доходами по предварительным оценкам экспертов менее 1%. Проживают они в основном в столичных агломерациях (Москве, Санкт-Петербурге, Казани), а также в нефтяных регионах (ЯНАО, ХМАО).

Попадут ли ИП под налог на богатых

Президент ничего сказал по поводу применения ставки НДФЛ 15% в отношении доходов индивидуальных предпринимателей.

Скорее всего, новый порядок расчета НДФЛ затронет ИП на ОСНО, которые по действующим правилам уплачивают с полученных доходов НДФЛ 13%. Зарабатывающим более 5 млн руб. в год предпринимателям с такой системой налогообложения придется отдавать в казну НДФЛ в повышенном размере.

В целях экономии такие бизнесмены могут принять решение о смене традиционной системы налогообложения на один из спецрежимов (УСН или ПСН).

Какие доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 15 процентов

Пока не появился закон с изменениями в НК РФ, преждевременно говорить о том, какой перечень доходов попадет под новую налоговую шкалу. Напомним, что в настоящее время действуют следующие ставки НДФЛ в зависимости от вида получаемого дохода:

Вид дохода

Ставка НДФЛ

Нормативная ссылка

Заработная плата и другие доходы резидентов, кроме облагаемых по ставке 35%

п. 1 ст. 224, п. 2 ст. 214 НК РФ

Заработная плата нерезидентов-ииностранцев с патентом, граждан ЕАЭС, высококвалифицированных специалистов, беженцев и получивших в РФ временное убежище

п. 3 ст. 224 НК РФ письма Минфина от 27.02.2019 № 03-04-06/12764, от 24.01.2018 № 03-04-05/3543

п. 3 ст. 224 НК РФ

Другие доходы нерезидентов

п. 3 ст. 224 НК РФ

Выигрыши, призы и материальная выгода резидентов

п. 2 ст. 224 НК РФ

В таблице указаны только основные ставки НДФЛ. Кроме них действуют и другие. К примеру, по ставке 9% облагаются доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием (п. 5 ст. 224 НК РФ).

Пока неясно, будет ли применяться повышенная ставка НДФЛ 15% в отношении доходов, полученных гражданами от реализации дорогостоящего имущества. Сейчас такие доходы облагаются по ставке 13%, если срок владения им менее законодательно установленного предела (п. 17.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1, подп. 2 п. 1 ст. 228, п. 1 и п. 4 ст. 229 НК РФ). И как при этом будут применяться вычеты. По действующим правилам они уменьшают только тот доход, который облагается НДФЛ 13%. Дождемся официальных разъяснений по этому вопросу.

Пример расчета НДФЛ 15%

Пока новый порядок не прописали в НК РФ, мы можем только предположить, как будет исчисляться налог на богатых с 2021 года.

Приведем пример расчета НДФЛ по новым правилам исходя из того, что по ставке 15% будут облагаться только те доходы, которые в 2020 году облагаются по ставке 13% (зарплата большинства граждан-резидентов, доходы резидентов по договорам подряда и т. д.).

Пример

Заработная плата руководителя одного из подразделений нефтегазовой компании составляет ежемесячно 337 000 руб. В июне ему выплачена премия по итогам работы за предыдущий год в размере 2 000 000 руб. Условимся, что права на вычеты по НДФЛ у этого лица нет.

Распределение полученных доходов смотрите в таблице. Для наглядности расчет НДФЛ представлен по прежним и новым правилам:

После введения новых правил расчета НДФЛ налогоплательщик из рассмотренного примера заплатит в бюджет налог на доходы в большем размере. Разница составит 20 880 руб. (806 600 ? 785 720).

Поправки по НДФЛ и страховым взносам: как в 2020 году изменятся правила уплаты и сдача отчетности

Многочисленные поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.09.19 № 325-ФЗ (далее — Закон № 325-ФЗ), затронули НДФЛ и страховые взносы. Так, годовую отчетность по НДФЛ за 2019 год налоговым агентам придется сдать на месяц раньше. А с 2021 года справки 2-НДФЛ и вовсе отменят. Законодатель также изменил порядок представления расчета по страховым взносам (РСВ). Большинство поправок начнут действовать c 1 января 2020 года, однако некоторые новшества уже вступили в силу.

НДФЛ: новшества для налоговых агентов по уплате налога и сдаче отчетов

В части НДФЛ наиболее важными для налоговых агентов являются новшества, которые меняют правила перечисления в бюджет удержанного налога и представления соответствующей отчетности. Но прежде рассмотрим поправку, актуальную для ситуации, когда налоговый агент не удержал НДФЛ.

Уплата налога за счет средств организации

В пункт 9 статьи 226 НК РФ внесено новшество, допускающее с начала 2020 года уплату НДФЛ за физическое лицо из средств налогового агента. Но это будет возможно только в одном случае: если при налоговой проверке установлены факты неудержания или неполного удержания НДФЛ при выплате доходов. В такой ситуации организация может принять решение о том, что она не станет проводить перерасчет и доудерживать НДФЛ у сотрудника, а оплатит недоимку за счет собственных средств.

При этом перечисленный НДФЛ не будет признаваться доходом физлица-налогоплательщика, у которого налоговый агент вовремя не удержал налог (новая редакция п. 5 ст. 208 НК РФ). Поэтому начислять НДФЛ на НДФЛ, уплаченный за счет средств организации, не надо.

Бесплатно рассчитать зарплату и НДФЛ со стандартными вычетами в веб‑сервисе

Перечисление НДФЛ за обособленные подразделения

С 1 января 2020 года будет официально разрешено перечислять НДФЛ единой платежкой за все обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования (т.е. в рамках одного ОКТМО). Для этого налоговый агент должен выбрать филиал, через который намерен платить налог. Принцип «одной платежки» может применять и головная организация при уплате НДФЛ за себя и за все обособленные подразделения, которые вместе с ней находятся в одном муниципальном образовании. Такие изменения внесены в пункт 7 статьи 226 НК РФ.

Заметим, что многие организации практиковали указанный способ уплаты налога и до появления комментируемых поправок. Хотя формально подобные действия были вне закона, негативных последствий они не влекли. Объясним почему.

В действующей редакции пункта 7 статьи 226 НК РФ сказано, что налог надо перечислять по месту нахождения каждого обособленного подразделения. А значит, если на территории муниципального образования располагается несколько налоговых инспекций, то каждая «обособка» должна уплачивать НДФЛ в «свою» налоговую. В то же время никакой ответственности за нарушение данного правила не установлено, а перечисленный по единому платежному поручению НДФЛ и сегодня признается уплаченным (п. 4 и 8 ст. 45 НК РФ).

Формировать платежки на уплату НДФЛ с актуальными реквизитами

Представление 2-НДФЛ и 6-НДФЛ по обособленным подразделениям

Одновременно законодатели ввели принцип «одного ОКТМО» в отношении отчетности по НДФЛ. С января 2020 года будет действовать следующее правило: если обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования, то расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по этим подразделениям можно сдавать по месту нахождения одного из них. То же самое касается головной организации, которая сможет сдавать в «свою» налоговую инспекцию отчетность по НДФЛ как за себя, так и за все обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном образовании.

Заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

О выборе налогового органа, в который будет подаваться отчетность, нужно официально уведомить все ИФНС, где организация состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений. Сделать это необходимо не позднее 1 числа налогового периода, то есть календарного года (ст. 216 НК РФ).

Поскольку 1 января 2020 года является выходным днем, то, с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ, указанное уведомление нужно подать 9 января. После этого в выбранную ИФНС можно будет сдавать отчетность по НДФЛ по всем «обособкам», находящимся в одном муниципальном образовании.

Выбор налогового органа фиксируется на год и поменять его в течение года нельзя. Исключение составляют ситуации, когда происходит изменение количества подразделений на территории муниципального образования — в таком случае в ИФНС нужно представить другие уведомления (новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ). Законодатели не прописали срок и правила представления уведомлений в таких случаях. Устранять этот пробел, видимо, придется чиновникам при разработке форм и порядка направления уведомлений.

Подать через интернет сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам Подать бесплатно

Новые сроки сдачи форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Также значительные изменения произойдут в части срока сдачи отчетности налоговых агентов. Начиная с 2020 года, справки 2-НДФЛ (с признаком 1), а также «годовой» расчет 6-НДФЛ надо будет представлять в налоговые инспекции на месяц раньше — до 1 марта следующего года, а не до 1 апреля, как это предусмотрено действующей редакцией пункта 2 статьи 230 НК РФ.

А начиная с 2021 года, справка 2-НДФЛ как отдельный документ, содержащий сведения о доходах и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного налога, и вовсе перестанет существовать. По задумке законодателей, эта информация должна войти в состав расчета 6-НДФЛ (новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ).

Заметим, что комментируемый закон не затронул другие документы о доходах физлица. Речь идет о справке, которая выдается по запросу физлица, а также о сообщении о невозможности удержать НДФЛ (справка 2-НДФЛ с признаком 2). Однако не исключено, что в ближайшее время формы этих документов изменятся.

В 2020 году 1 марта выпадает на воскресенье, следовательно, с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ, справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ за 2019 год надо сдать не позднее 2 марта.

Заполнить и сдать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Способ сдачи отчетности по НДФЛ

С 2020 года право сдавать отчетность по НДФЛ на бумажном носите сохранится только у тех налоговых агентов, которые за год выплатили доходы максимум 10 физлицам. Как только количество получателей дохода составит 11 или более человек, отчетность нужно будет представлять в электронном виде по ТКС. Такой вывод можно сделать из новой редакции пункта 2 статьи 230 НК РФ. Изменения нужно будет применять в отношении отчетности, представляемой с 1 января 2020 года, в том числе расчета 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ за 2019 год.

Вести учет НДФЛ в веб‑сервисе, формировать и сдавать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Отметим, что комментируемая поправка сформулирована не очень удачно. В новой норме сказано, что сдавать отчетность на бумаге может налоговый агент, от которого доходы в налоговом периоде получали «до 10 человек». Возникает вопрос — если в организации ровно 10 получателей дохода, она может сдавать формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ на бумаге или обязана отчитываться через интернет?

Прямого ответа на данный вопрос в НК РФ нет, поэтому приходится ориентироваться на судебную практику по схожим ситуациям. Суды исходят из того, что формулировка «до» охватывает и тот параметр (число), который стоит после этого предлога (определения Верховного суда РФ от 11.09.19 № 301-ЭС19-14440 и от 16.10.18 № 304-КГ18-7786, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.02.19 № Ф09-9241/18).

Забегая вперед, скажем, что в аналогичной, по сути, норме, посвященной способу сдачи расчета по страховым взносам, законодатель применил более четкую формулировку. В новой редакции пункта 10 статьи 431 НК РФ установлено, что РСВ нужно представлять в электронном виде, если численность физлиц, в пользу которых начислены выплаты, «превышает 10 человек». Если же эта численность «составляет 10 человек и менее» допускается сдавать расчеты по взносам в бумажном виде. Исходя из принципа универсальности воли законодателя, можно сделать вывод, что и для сдачи отчетности по НДФЛ организация, в которой доходы получают ровно 10 человек, вправе использовать бумажные носители.

Отметим, что некоторые эксперты придерживаются другой трактовки комментируемой нормы пункта 2 статьи 230 НК РФ. Они полагают, что те, кто выплатил доходы 10 и более физлицам, смогут сдавать формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ только в электронном виде через интернет. Возможно, что на этот счет появятся официальные разъяснения Минфина и ФНС.

Обратите внимание: если вы раньше не сдавали отчетность через интернет, вам стоит заблаговременно заключить договор с оператором ЭДО — электронного документооборота (согласно Налоговому кодексу, именно через него сдается описанная выше отчетность) и подключиться к системе для отправки отчетности.

Заключить договор и сдать 6‑НДФЛ, 2‑НДФЛ и РСВ через оператора ЭДО Сдать бесплатно

Страховые взносы: уточнения по порядку уплаты взносов и сдачи РСВ

Нормы Налогового кодекса, касающиеся страховых взносов, с 1 января 2020 года изменятся следующим образом.

Во-первых, будет сужен круг ситуаций, когда организация, имеющая обособленные подразделения, должна направлять РСВ и уплачивать взносы по месту нахождения каждой уполномоченной «обособки». Со следующего года эти обязанности нужно будет выполнять, если соблюдены два условия: подразделение начисляет выплаты в пользу физлиц и имеет самостоятельный счет в банке (новые редакции п. 7 и 11 ст. 431 НК РФ). Таким образом, нормы НК РФ будут соответствовать положениям законов об обязательном социальном страховании, где изначально предусматривалась постановка на учет только тех подразделений страхователя, у которых есть банковские счета (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ и подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).

Во-вторых, как было сказано выше, с 1 января 2020 снижается порог численности работников, при котором страхователь должен представлять РСВ в электронном виде по ТКС. Такая обязанность появится у тех плательщиков, которые в течение расчетного или отчетного периода начислили выплаты и вознаграждения по трудовым договорам или договорам подряда (оказания услуг) как минимум 11 физическим лицам (новая редакция п. 10 ст. 431 НК РФ). Новый критерий численности необходимо учитывать при сдаче РСВ за 2019 год и более поздние периоды.

Напомним также, что начиная с расчета за первый квартал 2020 года, нужно использовать новую форму РСВ (утв. приказом ФНС от 18.09.19 № ММВ-7-11/470@). Подробнее о новой форме РСВ см. «Как в 2020 году изменится форма расчета по страховым взносам».

Бесплатно заполнить и сдать актуальную на сегодня форму РСВ через интернет

Другие изменения по НДФЛ и страховым взносам, внесенные Законом № 325-ФЗ

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

НДФЛ

Правила о налогообложении процентов по вкладам применяются также к процентам, которые начисляются на остатки по счетам (т.е. по договору банковского счета).

Читайте также:  Новые правила сдачи экзамена на права в ГИБДД

Новая редакция ст. 214.2 НК РФ

1 января 2020 года

НДФЛ с выигрышей в казино и игровых автоматах исчисляется с разницы между доходом и расходом участника азартных игр. Налоговая инспекция рассчитает налог на основании данных, полученных с онлайн-кассы организатора азартных игр, и направит получателю выигрыша соответствующее уведомление. Срок уплаты налога — 1 декабря года, следующего за тем, в котором был получен доход.

Новый п. 3 ст. 214.7 НК РФ

Систематизированы правила определения величины дохода при продаже недвижимости. В частности, прописано, как установить доход, если объект продан по цене меньшей, чем его кадастровая стоимость.

П. 2 ст. 214.10 НК РФ

При получении недвижимости в дар доход определяется по ее кадастровой стоимости на 1 января года, в котором зарегистрирован договор дарения. Сумму уплаченного налога можно будет учесть в составе имущественного вычета при продаже объекта недвижимости.

П. 6 ст. 214.10 НК РФ и новая редакция подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ

Если одаряемый или продавец недвижимости не представит декларацию по полученному доходу, ИФНС сама рассчитает налог на основании данных ЕГРН. При этом налоговики должны применить соответствующие вычеты.

П. 3 — 6 ст. 214.10 НК РФ

Единовременные выплаты педагогическим работникам, полученные в рамках госпрограммы, освобождены от НДФЛ. Необлагаемая сумма составит 1 млн руб. Льгота будет применяться к тем выплатам, право на которые возникнет в 2020 — 2022 годах.

Новая редакция п. 37.2 ст. 217 НК РФ

При рефинансировании ипотеки разрешено включать в состав имущественного вычета проценты, перечисленные не только банкам, но и другим организациям, работающим по утвержденной Правительством РФ программе помощи «ипотечникам».

Новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ

Наследники и одаряемые (в случаях, когда дарение не облагается НДФЛ) могут уменьшить доходы от продажи соответствующих объектов на документально подтвержденные расходы по их приобретению, произведенные наследодателем или дарителем. Это правило применяется, если наследодатель или даритель ранее не учел такие расходы в составе вычетов.

Новая редакция подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ

29 сентября 2019 года (применяются в отношении доходов, полученных, начиная с налогового периода 2019 года).

Сумма НДФЛ, уплаченного при получении имущества безвозмездно (или с частичной оплатой), может уменьшать доход от продажи этого имущества.

Определен порядок уменьшения дохода от продажи доли в недвижимости, приобретенной с использованием материнского капитала.

29 сентября 2019 года (распространяются на доходы, полученные, начиная с налогового периода 2017 года).

Организации и ИП, выплачивающие доходы по договорам купли-продажи или мены ценных бумаг, являются налоговыми агентами по НДФЛ. При исчислении налога они обязаны уменьшить выплаченные физлицу доходы на сумму документально подтвержденных расходов по приобретению и хранению ценных бумаг (если имеется соответствующее заявление физлица). Документы о таких расходах налоговый агент должен хранить 5 лет.

Новая редакция п. 1 ст. 226 НК РФ

1 января 2020 года

Состоящие на учете в налоговых органах РФ иностранцы (лица без гражданства), с доходов которых не был удержан НДФЛ, должны представлять декларации по доходам. Это нужно сделать и в том случае, если налоговый агент сообщил в ИФНС о невозможности удержать налог.

Новый подп. 9 п. 1 ст. 228 НК РФ и новая редакция п. 6 ст. 228 НК РФ

Заявление о возврате (зачете) НДФЛ можно включить в состав декларации по доходам.

Новая редакция п. 4 ст. 229 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговые агенты при осуществлении операций с ценными бумагами представляют cправки 2-НДФЛ в общеустановленном порядке.

Вести учет НДФЛ в веб‑сервисе, формировать и сдавать 6‑НДФЛ и 2‑НДФЛ через интернет

Утратил силу п. 4 ст. 230 НК РФ

1 января 2020 года

Страховые взносы

Для получения освобождения от уплаты страховых взносов на период приостановления статуса адвоката, достаточно представить заявление в ИФНС по месту учета.

Новая редакция п. 7 ст. 430 НК РФ

1 января 2020 года

Если ИП, адвокат, нотариус или другой «частник» получил освобождение от уплаты страховых взносов в течение месяца, то величина взносов определяется пропорционально количеству дней месяца до дня получения освобождения.

Что изменится в начислении НДФЛ в 2020 году?

В 2020 году произойдут некоторые изменения в части налога на доходы физических лиц. Они касаются не только работодателей, которые оплачивают НДФЛ за сотрудников и сдают отчеты по нему, но и физических лиц: студентов, собственников имущества, должников и пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

НДФЛ: суть налога, плательщики и льготы

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц за счет принадлежащих им денежных средств.

Плательщиками НДФЛ являются налоговые резиденты РФ, а также те лица, которые не являются налоговыми резидентами, но получают доходы от источников на территории РФ:

Основная ставка налога составляет 13%, причем с 2020 года она будет действовать не только для резидентов, но и для нерезидентов. До конца 2019 года доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%.

Также для нерезидентов планируют упростить условия перехода в статус налогового резидента, сократив срок пребывания на территории РФ со 183 дней до 90. Так правительство планирует вернуть старых и привлечь новых иностранных инвесторов.

Для некоторых видов дохода действуют иные ставки: 35, 9, 15 процентов. Это касается налогообложения дивидендов (9% для резидентов и 15% – для нерезидентов), а также налога с выигрышей, конкурсов и других доходов, если их сумма составила более 4 000 рублей (35%) и т.д.

Хотя плательщиками являются физические лица, сам налог в основном оплачивает за них работодатель. Физическое лицо самостоятельно оплачивает НДФЛ от следующих доходов:

Работодатель является налоговым агентом и перечисляет НДФЛ при выплате заработной платы сотруднику (отпускных, компенсаций при увольнении и т. д.). Также он обязан сдавать ежеквартальные и годовые отчеты по НДФЛ.

Кроме обязанности оплачивать НДФЛ с доходов, физическое лицо имеет право на льготы и возмещение по этому налогу. Так, льготами по НДФЛ являются:

Льготы подразумевают, что налогом будет облагаться только часть дохода (налоговая база уменьшится на сумму вычета), либо налог вовсе не придется платить (если подарок стоит менее 4 000 рублей).

Возместить налог (то есть, получить вычет) имеет право физическое лицо, с доходов которого за расчетный период был уплачивался НДФЛ. Можно воспользоваться следующими вычетами:

Изменения по НДФЛ в 2020 году для физических лиц

В 2020 году в налоговом законодательстве произойдут некоторые изменения касательно обложения физических лиц НДФЛ. В частности, это такие изменения:

  1. Материальная помощь студентам не будет облагаться НДФЛ. На данный момент не облагаются НДФЛ стипендии студентов, аспирантов, ординаторов и ассистентов – стажеров. С 1 января в этот список льгот по НДФЛ войдет и материальная помощь, оказываемая организациями студентам (курсантам), аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, адъюнктам (Федеральный закон от 29.09.2019 № 327-ФЗ).
  2. Расширится список льгот для пострадавших от чрезвычайных ситуаций. С 1 января, согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 327-ФЗ, от НДФЛ будут освобождены все доходы, полученными пострадавшими, в том числе прощение долгов и доходы в натуральной форме. Также от НДФЛ освобождаются граждане, предоставляющие пострадавшим жилые помещения. Если для пострадавших арендуется жилое помещение, то налогом не облагаются платежи в пределах сумм, полученных пострадавшими на эти цели из бюджета.
  3. Снизится минимальный срок владения жильем в целях освобождения от НДФЛ. С 1 января 2020 года минимальным сроков владения недвижимым имуществом для целей освобождения от НДФЛ будет составлять 3 года.

Освобождение от НДФЛ распространяется на продажу единственного жилья, совместная собственность супругов, также на земельный участок, на котором располагается продаваемое жилое помещение (Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

  • Освободятся от НДФЛ безнадежные долги работников организаций и ИП. При этом задолженность (частично или полностью) должна быть признана безнадежной к взысканию, физлицо не должно состоять в трудовых отношениях с кредитором и не должно быть от него зависимым. Льгота начнет действовать с 1 января 2020 года (Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).
  • Будет введена возможность оплатить НДФЛ единым налоговым платежом. Так, согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 1 января 2020 года средства единого налогового платежа можно будет направлять в счет уплаты НДФЛ. Это действует в тех случаях, если налоговый агент (работодатель, арендатор и т.д.) не удержал НДФЛ, и налогоплательщик должен уплатить налог по налоговому уведомлению, полученного из ФНС.
  • Изменения по НДФЛ в 2020 году для юридических лиц

    Для юридических лиц (которые удерживают НДФЛ с зарплат работников как налоговые агенты) в 2020 году изменения будут касаться не только начислений и выплат, но и отчетности. Это:

    1. Изменение крайних сроков сдачи отчетности . Согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ с 1 января 2020 года организации и ИП с работниками будут сдавать годовые 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ до 1 марта года, следующим за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок сдачи отчетов уменьшился на 1 месяц.
    2. Сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в электронной форме будут все работодатели с численностью сотрудников более 10 человек. Несоблюдение этих правил повлечет штраф в размере 200 рублей за каждый отчет.

    Ранее отчеты в электронной форме были обязаны сдавать работодатели с работниками от 25 человек.

  • С 1 января 2020 года организации с обособленными подразделениями на территории одного муниципального образования смогут сдавать отчетность и платить налог по месту нахождения одного из своих подразделений. Для этого необходимо выбрать инспекцию и уведомить ее не позднее 1 января. До 1 января 2020 года отчеты 6-НДФЛ и 2-НДФЛ и платежи по НДФЛ производятся в налоговые органы по месту учета подразделений.
  • С 2020 года будет разрешено взыскивать неудержанный НДФЛ с работодателей по факту налоговой проверки (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
  • Таким образом, изменения в 2020 году по НДФЛ несут достаточно обширный характер. Также уже известно, что с 2021 года будут отменены справки по форме 2-НДФЛ, а точнее, ее объединят с 6-НДФЛ. Это, по сути, единственное послабление для работодателей, так как с 2020 года для ООО и ИП сдача отчетов и удержание НДФЛ будет происходить по более строгим правилам, за исключением организаций с обособленными подразделениями.

    В то же время для физических лиц правительство вводит ряд послаблений, доступных для различных категорий граждан.

    ФНС оценила возможные потери бюджета в случае отмены НДФЛ для бедных

    Отмена НДФЛ для россиян с зарплатой на уровне МРОТ отнимет у бюджета свыше 1 трлн руб., оценил глава управления ФНС Валерий Засько. Повышение ставки налога для богатых принесет «копейки» и не решит вопрос социальной справедливости.

    Основные поступления от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) государству приносят граждане с невысокими доходами. При этом уровень доходов большинства россиян «очень низкий», а отмена НДФЛ для граждан с зарплатами на уровне минимального размера оплаты труда приведет к потере бюджетной системы свыше 1 трлн руб., сообщил начальник аналитического управления Федеральной налоговой службы Валерий Засько на круглом столе во ВШЭ, передал корреспондент РБК.

    Большинство (93%) работающих россиян в 2018 году получали зарплату на уровне не более 1 млн руб. в год, следует из презентации ФНС, представленной на круглом столе. Почти 65% населения зарабатывали от 114 тыс. до 1 млн руб. в год., следует из данных налоговой службы. Официальная зарплата 28,2% граждан не превышала 10 тыс. руб. в месяц или около 114 тыс. руб. в год, и лишь 6,9% получали зарплату свыше 1 млн руб. в год.

    «Если рассуждать оторвано от реальности, то было бы справедливо, если бы богатые облагались более высокими налогами. Но если мы окунемся в действительность и расчеты, то это не совсем так», — сказал Засько.

    «Если мы введем некий необлагаемый минимум, то автоматом получим огромные выпадающие доходы, которые будут исчисляться триллионами рублей», — отметил Засько. Из-за отмены НДФЛ для граждан с зарплатой на уровне МРОТ бюджетная система недополучит порядка 1,2 трлн руб., оценил он.

    С 1 мая 2018 года минимальная зарплата в России была приравнена к величине прожиточного минимума и составила 11 163 руб. в месяц, в 2019 году МРОТ увеличился до 11 280 руб. С 1 января 2020 года минимальная ежемесячная зарплата в России равна 12 130 руб.

    «Увеличить ставку для богатых как пиар-ход было бы правильно. Но дополнительные доходы бюджета будут исчисляться максимум десятками миллиардов рублей — это копейки, что не решит никаких вопросов социальной справедливости», — подчеркнул Засько.

    Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%. В Дании — 55,8%, Германии — 47,5%, Китае, Великобритании, Испании, Франции, ЮАР — 45%, США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела только Армения, максимальная ставка — 36%. В Белорусии ставка как в России — 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.

    Преимущество единой ставки — низкая административная нагрузка на граждан, отметил начальник аналитического управления ФНС Валерий Засько. За большинство россиян НДФЛ исчисляет и уплачивает в бюджет работодатель, поэтому «большинство даже не обращают на это внимание», пояснил он. При дифференцированной ставке граждане будут вынуждены самостоятельно считать налоги и заполнять декларации. Слабая налоговая дисциплина приведет к массовым доначислениям и штрафам — «ничего хорошего и приятного в этом нет», подчеркнул представитель ФНС.

    «Должна расти в целом экономика, зарплаты, доходы и мы должны побороть теневую экономику, и тогда можно говорить про дифференцированную ставку. Сейчас это неконструктивно», — резюмировал представитель ФНС.

    Читайте также:  Телефон горячей линии Пенсионного Фонда г. Вологда

    Правительство может вернуться к обсуждению введения прогрессивной шкалы подоходного налога после 2024 года, сообщил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, отметив, что в обществе «давно назрел запрос на социальную справедливость». Повышение налогов для богатых, по его словам, может стать одним из источников восполнения выпадающих доходов бюджета в случае снижения ставок страховых взносов.

    Президент России Владимир Путин полагает, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». «Как только он [прогрессивный НДФЛ] вводится, часть граждан, у которых высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются зарплаты дополнительные в конвертах и так далее», — говорил глава государства в июне 2018 года.

    Нагрузка на труд

    Вместе с НДФЛ и страховыми взносами нагрузка на труд достигает 43%. Это означает, что с каждого рубля выплаченной зарплаты организация должна перечислить в бюджет 43 копейки или 430 руб. с каждой тысячи, продолжил Засько.

    «Снижать страховые взносы на 1-2 п.п. смысла нет, кардинально это картину не поменяет. Должно быть минимум на 8-10 п.п. Тогда мы получим огромную сумму выпадающих доходов. Как это компенсировать?», — рассуждает Засько.

    «Возможно точечно — в каких отраслях снизить, а в каких-то высокодоходных, рентабельных отраслях, наоборот, повысить», — высказал мнение представитель ФНС.

    Налоговые поступления последние 20 лет опережают рост экономики. В частности, поступления по НДФЛ выросли на 8,3% за 2019 год. Доходы бюджета от страховых взносов опередили рост зарплат, превысив 7 трлн руб. (рост на 9,7%, или 622 млрд руб.)

    Страховые взносы, которые платят работодатели за каждого сотрудника, в России чрезмерно высоки, но вопрос их снижения следует тщательно проработать, чтобы компенсировать ущерб внебюджетным фондам и не нарушить баланс федерального бюджета, говорил РБК глава Минфина. На 1% ставки страховых взносов приходится чуть более 200 млрд руб. поступлений, оценивал Силуанов. Если снизить ставки страховых взносов, например, до 20%, в фонды не поступит порядка 2 трлн руб. «Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем», — подчеркивал он.

    Сейчас работодатель в России платит за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от зарплаты. 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. (нарастающим итогом с начала года), то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате свыше 990 тыс. руб. в год накопленным итогом. За счет взносов, уплачиваемых с работающего населения, формируются доходная часть внебюджетных фондов и реализуются модель обязательного социального страхования.

    19 млн человек в России платят налоги государству вместо помощи от него

    Георгий Бовт о том, почему нужно отменить НДФЛ для бедных

    «Отсутствие в России освобождения самых бедных от подоходного налога — одна из характерных черт взаимоотношений нашего государства с гражданами: не оно для них, а они для него. При этом бюджет страны пухнет от доходов, а реальные доходы населения падают уже шестой год подряд», — отмечает политолог Георгий Бовт. «Реальное время» публикует его колонку в Газете.Ру без сокращений.

    Должны ли бедные платить налоги? Периодически очередной высокопоставленный человек заводит речь о том, что, мол, их можно бы и освободить. Смилостивиться. Но коллеги по элите, как правило, мягко одергивают товарища: мол, не время сейчас, дело, понимаешь, ответственное, государство наше может сильно обеднеть.

    Особенно тревожатся люди из Минфина: «Мы на это пойтить никак не можем». И разговор снова затухает. И так уже не первый год. Три года назад об этом говорила нынешний вице-премьер Татьяна Голикова, на днях один известный банкир снова предложил отменить НДФЛ для самых бедных. И это тот самый случай, когда с банкиром трудно не согласиться.

    Требование введения необлагаемого минимального дохода не начертано на знаменах какой-либо думской партии. Оно не фигурировало как тема для обсуждения на прошлогодних президентских выборах. А несистемной оппозиции даже в голову не приходит попытаться расширить свою политическую базу за счет такого «социалистического» требования.

    Фото Максима Платонова

    Три года назад об этом говорила нынешний вице-премьер Татьяна Голикова, на днях один известный банкир снова предложил отменить НДФЛ для самых бедных. И это тот самый случай, когда с банкиром трудно не согласиться

    Между тем отсутствие в нашей стране освобождения от налога самых бедных является одной из характерных черт взаимоотношений государства с гражданами. Не оно для них, а они для него, где негласный лозунг «содрать последнюю шкуру» маскируется пропагандистскими заклинаниями на тему «заботы о нуждах населения». «Заботятся» и обеспечивают «идеологическое прикрытие» те, кто может легко перекусить (даже не плотно пообедать) на сумму официального прожиточного минимума. Им не понять людей, для которых «плюс-минус штука» — это принципиально важные деньги.

    Необлагаемый минимальный доход как принцип налогообложения существует во многих странах. При этом наличие или отсутствие плоской или прогрессивной шкалы налогообложения (вторая существует в подавляющем большинстве стран, но есть и примерно полтора десятка государств, где НДФЛ нет вообще) в данном случае не является принципиальным.

    В США речь идет о сумме примерно в 12 тыс. долларов в год для одиноких граждан и в два раза большей сумме для семейной пары. Необлагаемый уровень доходов от дивидендов и депозитов гораздо ниже — около 1 тыс. долларов в год. Наличие детей повышает вычет. Если говорить о европейских странах (как благополучных, так и не очень), сумма необлагаемого дохода во Франции, Великобритании, Финляндии, Германии, Латвии, Испании и других государствах для одиноких и семейных начинается от примерно 5 тыс. евро в год и может достигать 20 тысяч и даже выше. Как правило, расчет привязан к величине прожиточного минимума. Для семей с детьми уровень необлагаемых доходов считается суммарно, исходя из величины, позволяющей обеспечить минимально достойный уровень жизни для каждого из членов семьи.

    То, что в России семью или домохозяйство государство отказывается рассматривать как единый объект налогообложения (и предоставления налоговых льгот, соответственно) более наглядно показывает истинное отношение правящей бюрократии к семье как «скрепе» общества, чем то, что провозглашают на сей счет с высоких трибун.

    Мало что еще так сплачивает людей, как деньги. Помимо секса и любви, разумеется. Но последняя, говорят, теперь без денег тоже долго не живет.

    То, что в России семью или домохозяйство государство отказывается рассматривать как единый объект налогообложения (и предоставления налоговых льгот, соответственно) более наглядно показывает истинное отношение правящей бюрократии к семье как «скрепе» общества, чем то, что провозглашают на сей счет с высоких трибун

    У нас бедных, по данным Росстата — около 19 млн человек. Как ни смешно (на самом деле грустно), эти люди платят налоги государству вместо помощи от него. Помимо отчисляемых работодателем из фонда оплаты труда, это еще и 13% от начисленной зарплаты. Прожиточный минимум сейчас составляет 12 130 рублей для трудоспособного населения, для пенсионеров — 9 236 руб. и для детей — 11 004 рубля. Теоретически, речь может идти об освобождении от НДФЛ людей с зарплатой около 13 тысяч в месяц. Кстати, такой размер необлагаемого дохода в соотношении к средней зарплате был бы аналогичен применяемому в странах Организации экономического сотрудничества и развития (величина налогового вычета составляет примерно четверть от средней зарплаты).

    В СССР не облагалась налогом зарплата в 70 рублей в месяц. По разным оценкам, советский рубль «весит» от 100 до 220 нынешних. То есть необлагаемый доход «по советским меркам» должен составить до 15 тыс. рублей в месяц.

    Налоговый вычет должны получать не все, а лишь бедные, чей общий доход ниже прожиточного минимума. По итогам года им, учитывая нынешнюю систему взимания НДФЛ, когда налоговым агентом выступает тот, кто выплачивает зарплату или доход, должна автоматически возвращаться сумма НДФЛ за год. При нынешней технической оснащенности ФНС, которая видит все ваши «белые» доходы (каждый может убедиться, посетив личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой), сделать это будет нетрудно и никаких дополнительных страшных усилий от налоговиков не потребует.

    Остается вопрос о «теневых доходах», с которых все равно не поступает никаких налогов (так что с этих сумм и возвращать нечего). Он решается контролем за соответствием расходов официальным доходам. Технических препятствий для осуществления такого контроля уже сегодня тоже нет никаких. Достаточно ограничить предельные суммы наличных платежей, а также запретить сделки за наличные при покупке недвижимости, автомобилей и драгоценностей. На мой взгляд, основное препятствие на пути такого контроля — это не вопрос лишних трудозатрат ФНС и ее компьютерного оснащения (оно на высоте). Основное препятствие — сугубо политическое, поскольку такой контроль ударит, в первую очередь, по высшей бюрократии и чиновничеству. Это ведь у них «не сойдется» в первую очередь. Но именно они и являются одной из главных социальных опор нынешней власти.

    Не более 13—14 тыс. рублей в месяц в России в прошлом году получали примерно 15% работающих (более 11 млн человек). Самым простым решением кажется прекращение взимания с них НДФЛ по месту работы. Вряд ли это будет правильно, поскольку может подтолкнуть работодателя к применению разных хитрых схем, в том числе к изъятию этих 13% в пользу собственной прибыли, оставив работника с теми же номинальными выплатами. Будет правильнее, если деньги «годовым бонусом», учитывая все годовые доходы, будет возвращать работнику само государство. Автоматически, если уровень доходов не дотягивает до годовой суммы прожиточных минимумов за 12 месяцев.

    Фото Олега Тихонова

    В СССР не облагалась налогом зарплата в 70 рублей в месяц. По разным оценкам, советский рубль «весит» от 100 до 220 нынешних. То есть необлагаемый доход «по советским меркам» должен составить до 15 тыс. рублей в месяц

    В прошлом году люди с минимальными доходами заплатили 150 млрд рублей НДФЛ. В общем объеме поступлений в бюджет от НДФЛ в 3,7 трлн рублей это, прямо скажем, немного. По другим оценкам, если применить адресную оценку нуждаемости на уровне домохозяйств и с учетом детей, освобождение от налогов коснется большего числа людей, а в бюджет поступит на 250—300 млрд рублей меньше от НДФЛ. Тоже не запредельная величина, если учитывать, что в прошлом году федеральный бюджет был сведен с профицитом 2,7 трлн рублей, а в нынешнем ожидается примерно такой же.

    У нас складывается странная ситуация: бюджет страны пухнет от доходов на фоне стагнирующей экономики, а реальные доходы населения падают уже шестой год подряд. Если применить аналогию с бедными пенсионерами, которые с нищей пенсии откладывают себе на похороны, то не хотелось бы думать, что наше государство копит деньги именно на такое «последнее ура».

    А если еще взять и подсчитать, сколько всевозможных «льгот», порой объяснимых разве что «особыми» отношениями бенефициаров с властью, наше щедрое государство предоставляет крупнейшим корпорациям, в том числе государственным, в том числе нефтегазовым — и это на фоне относительно неплохих цен на нефть. Там не миллиарды, там триллионы. Налоговые льготы есть даже на уровне ИП. Но не на уровне отдельного гражданина, даже самого бедного. Наш налогоплательщик в этом плане ничтожен в своих правах перед государством-Левиафанушкой.

    На днях Дума приняла в первом чтении поправки в закон «О таможенном тарифе» о налоговых льготах для двух крупнейших нефтяных компаний. Бремя для нефтяников облегчится на 1,5—2 млрд рублей в месяц, до 24 млрд в год. Одновременно в правительстве прорабатывается возможность компенсировать уже 600 млрд рублей потерь бюджета (то есть на них пошли в свое время сознательно) из-за налоговых вычетов для тех же двух компаний, повысив налоги для всей отрасли на добычу нефти и попутного газа. По отношению к «особо приближенным» компаниям и госкорпорациям широко применяются такие формы, как налоговые льготы, внутренние офшоры, обратные акцизы, возврат НДС при экспорте сырья, льготные долгосрочные кредиты, прямая поддержка из бюджета, рефинансирование и списание долгов и т. д. Для таких компаний деньги у государства есть, им не говорят — «вы там держитесь».

    Если же налоги вернутся бедным в виде живых денег, то это может оказать положительный эффект для стагнирующей экономики — «подогреть» потребительский спрос, в первую очередь за счет относительно менее дорогих товаров отечественного производства.

    Фото Антона Журавлева

    Если налоги вернутся бедным в виде живых денег, то это может оказать положительный эффект для стагнирующей экономики — «подогреть» потребительский спрос, в первую очередь за счет относительно менее дорогих товаров отечественного производства

    Да, пострадают и без того небогатые региональные бюджеты, куда поступает НДФЛ. Но это, в конечном счете, вопрос межбюджетных отношений внутри федерации, кои давно напрашиваются на реформу с тем, чтобы больше денег (налоговых источников) оставлять в регионах. Нынешняя система не приводит к решению такой проблемы, как нищета большей части региональных бюджетов.

    У нас потребительский спрос практически не рассматривается как потенциально мощный двигатель для раскрутки экономики. В качестве такового видятся национальные проекты. Однако пока они никакого положительного эффекта на рост ВВП не оказали, и на ближайшие годы прогнозы на сей счет более чем скромные. Особенно учитывая космические суммы предполагаемых затрат в 28 или сколько там триллионов рублей. Возможно, если отдать хотя бы часть этих денег населению и бизнесу (освободив его от административного, судебного и, главное, «правоохранительного» произвола) в виде социальных и налоговых льгот, то проку будет больше. Притом намного.

    Правда, тогда многомиллионная бюрократия останется вне «освоения средств». Поэтому такой вариант тоже многим наверху покажется «политически токсичным». К тому же, вступая в прямые отношения с государством — хотя бы по поводу «положенных по закону» налоговых вычетов и возвратов — даже самые бедные налогоплательщики могут «слишком много начать о себе понимать». А вот это уже точно будет подрыв устоев.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *