Как внести обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Сколько процентов обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ для СМП — 0 по решению заказчика, если нет авансирования. Это правило действует до 31.12.2020 по ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. Для остальных закупок этот размер составляет от 0,5 до 30% на основании ч. 6 ст. 96 44-ФЗ, но не меньше аванса.

Скачать законопроект об изменении правил обеспечения исполнения контракта
Скачать законопроект об освобождении членов СРО от внесения обеспечения исполнения контракта

Последние изменения

28.09.2020 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал законопроект, который предполагает изменение градостроительного кодекса. Планируют снизить финансовую нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, которая связана с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

В числе нововведений предлагают изменить ст. 96 44-ФЗ. Ведомство предлагает, чтобы заказчики не устанавливали требование обеспечения исполнения госконтракта, который заключается конкурентным способом, для лиц, которые состоят в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Подрядчики из СРО не будут обеспечивать контракт на выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если его цена не превышает 25 млн рублей. А для контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства верхняя планка для освобождения от обеспечения установлена на уровне 60 млн рублей.

Что изменилось с 01.07.2020

Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2020 года снизился с 5 до 0,5%.

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Возможные изменения

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения госконтракта.

Собрали в таблицу нововведения.

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.

Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.

Размер обеспечения отдельного этапа исполнения госконтракта определяется ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.

А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44-ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510

Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.

Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.

Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период

Контракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются

Для чего меняют

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн рублей.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 Закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Размер обеспечения

В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ указано, что размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ в 2020 году — от 0,5 до 30% от начальной цены госконтракта. Конечную величину устанавливает сам заказчик в извещении, документации и проекте договора по 44-ФЗ.

Если контракт заключается по итогам закупки в рамках ст. 30 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения контракта на электронном аукционе для СМП по 44-ФЗ в 2020 году (в т.ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывают исходя из цены, по которой заключается госконтракт. В этом случае обеспечение не должно быть меньше аванса.

Если в аукционе или конкурсе участник предложил цену госконтракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, он предоставляет обеспечение с учетом антидемпинговых мер. Например, при НМЦК 15 млн рублей участник закупки выбирает:

Если применяют антидемпинговые меры, то при выполнении госконтракта аванс не выплатят. Это указано в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Пример, как описать платежные реквизиты для перечисления контракта:

«Поставщик предоставляет заказчику обеспечение исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или внесения денежных средств.

При выборе способа обеспечения в виде внесения денежных средств поставщик перечисляет их на расчетный счет заказчика:

В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету. В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом. А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.

Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.

Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на один месяц (в т.ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).

Кто не обеспечивает

В ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст. 30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта на электронном аукционе по 44-ФЗ для СМП в 2020 году, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за три года до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней). Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Минфин в Письме №24-03-07/69332 от 09.09.2019 разъяснил, что допустимо предоставить информацию, которая определяет реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство отметило, что, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в т.ч. расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

Дайджест для поставщиков: что изменится в госзакупках в 2021 году

Традиционно в начале года вступает в силу целый список изменений. Расскажем, какие поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ уже действуют, а какие ждут своей очереди.

В закупках по 44-ФЗ

С 1 января 2021 года…

… заказчики проверяют поставщика на привлечение к административной ответственности

Раньше это было правом заказчика, а сейчас стало обязанностью. Комиссия будет отслеживать, осуждали ли поставщика за незаконное обогащение от имени юрлица по ст. 19.28 КоАП РФ. В ЕИС эта информация будет попадать из реестра Генпрокуратуры.

… действуют квоты на товары из Евразийского союза

Правительство будет контролировать, сколько товаров из России и других стран союза закупают заказчики. В правительственный перечень из постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 вошло 107 товаров. Для каждого определили свою долю: от 50% до 90% от годового объема закупок. Например, для лифтов размер такой доли — 90%.

Пока никаких санкций за несоблюдение квоты нет, административную ответственность установят с 2022 года.

… станет проще следить за поправками

Изменения в правилах планирования, проведения, контроля, мониторинга или аудита закупок будут вступать в силу одновременно: с 1 января следующего года. Но если новый закон примут после октября, изменения вступят в силу через один год.

Читайте также:  Изъятие земельного участка по причине неиспользования

… нужно использовать новый типовой контракт на авторский надзор

Его нужно будет применять при строительстве:

С 1 апреля 2021 года…

… новый порядок проведения запроса котировок

Напомним основные изменения:

… электронные малые закупки станут не такими уж и малыми

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика по 4 и 5 п. 93 ст. 44-ФЗ на бумаге, она не должна быть дороже 600 тыс. ₽. А вот в электронных малых закупках лимит — 3 млн ₽. Запрашивать нужные товары можно на электронных площадках. Операторы подбирают до 5 подходящих предложений от поставщиков, а заказчик выбирает выгодное и заключает контракт.

С 1 июля 2021…

… новый порядок включения в РНП

Если доля акционера или учредителя организации меньше 25%, его не внесут в реестр. Однако в него по-прежнему попадут все члены правления. Если полномочия одного из членов передадут другому человеку, его тоже включат в РНП.

Планируют…

… штрафовать поставщиков за недостоверные документы и информацию

Предлагают штрафовать за предоставление недостоверных документов и информации при проведении закупки, а также при заключении или исполнении контракта. Например, за недостоверные сведения о товаре при подаче заявки должностных лиц и ИП оштрафуют на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., юрлиц — от 50 тыс. до 200 тыс. руб.

… ввести новые правила обжалования закупок

Например, отправить жалобу на этапе подачи заявок вправе только те участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации».

Мы уже подробно разбирали новые правила. Новых вводных пока нет, в том числе нет планов сделать жалобы платными.

В закупках по 223-ФЗ

С 1 января…

… также действует квота на товары из стран ЕАЭС

Действие постановления правительства от 03.12.2020 № 2013 распространяется на 251 товар — например, бумагу и картон, инструменты, вычислительную технику, разные виды медицинского оборудования, автомобильную промышленность, лифты, мебель и многое другое. Средний размер доли российского товара — 50-60%.

… за просрочку оплаты заказчиков оштрафуют

Федеральный закон № 453-ФЗ от 22.12.2020 установил штрафы за просрочку оплаты по договорам среди малого и среднего предпринимательства (МСП) по 223-ФЗ. Должностные лица получат штраф 30 до 50 тыс. рублей, юридические лица — от 50 до 100 тыс. рублей.

… под действие закона попали региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

Стало больше заказчиков по 223-ФЗ. Свои положения о закупках они должны актуализировать, утвердить и разместить в ЕИС не позже 90 дней со дня вступления в силу поправок.

С 1 апреля 2021 года ограничат перечень документов, которые может требовать заказчик от МСП

Среди информации, которую имеет право требовать заказчик:

Больше не будет избыточных требований к содержанию, оформлению заявки, наличию в ее составе справок, сертификатов, выписок, срок получения которых в уполномоченных органах сопоставим со сроком подачи заявок.

Планируют обязать заказчиков обосновывать НМЦ

Согласно проекту закона № 1046332-7 в положение о закупке потребуется включить порядок обоснования начальной договора, единицы товара, порядок определения, формулы цены для расчета сумм, которые заказчик заплатит поставщику при исполнении договора. Когда поправки вступят в силу, у заказчиков будет 90 дней, чтобы актуализировать положения о закупке.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора. Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК. Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался. Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП. Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона. Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:
НМЦК 499 998,50 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 24 999,93 рублей – 5 % от НМЦК.
Победитель относится к СМП, но в закупка проводится “для всех”, поэтому обеспечение будет рассчитываться от НМЦК.

  1. Аукцион на поставку рентгеновского аппарата

Условия:
НМЦК 99 360 000,00 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 15 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Победитель – СМП, снизился до 81 475 200 рублей (на 18 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 12 221 280 рублей – 15 % от цены контракта.
Закупка проводится среди СМП и СОНКО, поэтому обеспечение контракта будет рассчитываться от цены, по которой заключается контракт.

  1. Аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега.

Условия:
НМЦК 592 699,84 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.
Закупка для СМП и СОНКО.
Участник – СМП, снизился до 334 717,57 рублей (на 43,5 % от НМКЦ).

Расчет:
Обеспечение контракта составит 25 103,82 рублей – 5 % от цены договора и увеличено в 1,5 раза, так как снижение больше 25 %.

Будьте внимательны при расчете. Заказчик может не принять ОИК, если вы неправильно округлили сумму и заплатили на 1 копейку меньше. И не забывайте умножать ОИК на 1,5, если снизились на 25 % и больше. Предоставите обеспечение меньше чем надо – попадете в РНП.

Компания ООО «Балт Медикал-Урал» победила в аукционе №0306200011417000283 на поставку ксеноновой лампы в картридже с начальной ценой 180 966,67 рублей, снизив свою цену до 114 217,89 рублей, а это 36,88 % от начальной. Компания не учла антидемпинговые меры и предоставила банковскую гарантию на сумму 18 096, 67 рублей. Именно такой размер ОИК был установлен в тендере. Заказчик не принял гарантию, а компания попала в РНП.

Иногда госзаказчик сам рассчитывает размер обеспечения и включает информацию о нем в проект контракта перед тем, как отправить его на подписание победителю тендера, как например, в этой закупке. Но госзаказчик может и не указывать сумму обеспечения, как в этой закупке, тогда вам придется ее рассчитывать.

Возврат обеспечения по контракту

Заказчик полностью вернет ОИК:

Заказчик обязан прописать в контракте условие о сроках возврата ОИК если поставщик добросовестно исполнит договор:

Читайте также:  Дисциплинарное взыскание за прогул

Госпредприятие не вернет ОИК в случае расторжения договора по своей инициативе, если поставщик не исполнил его или нарушил обязательства. Но об этом должно быть написано в контракте.

Изменения в госзакупках с 1 января 2021 года

Вот, наконец, и заканчивается 2020 год. Високосный год, год металлической крысы. Год коронавирусной пандемии, ограничений и локаутов. Но все когда-нибудь проходит, пройдет и это. Всего через 10 дней наступят новогодние праздники и новый 2021 год. А вместе с ним – новые надежды и новые планы.

Для всех, кто имеет отношение к госзакупкам, новый год всегда означает еще и очередные изменения в закупочном законодательстве. Ничего не поделаешь, таковы наши традиции. А значит – самое время узнать, что поменяется в закупках государства и госкомпаний с 1 января 2021 года.

Начнем с изменений в порядке закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ). Рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

1. Порядок внесения изменений в закупочное законодательство

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в часть 5 статьи 2 закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Теперь изменения в положения закона 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков, контроля в сфере закупок, мониторинга или аудита могут вступить в силу с 1 января очередного календарного года только в том случае, если они были приняты до 1 октября предыдущего года. Если же изменения были приняты после этой даты (т.е. в конце года), то они вступят в силу с 1 января года, следующего за очередным календарным годом (т.е. будут отложены на 1 год).

(Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

2. Проверка участников закупок комиссией по проведению закупок

С 1 января 2021 года вступают в силу дополнения к части 7.1 статьи 31 закона «О контрактной системе». С этого момента проверка участника закупки комиссией по осуществлению закупок на соответствие требованию о не привлечении участника закупки юридического лица к административной ответственности ст. 19.28 КоАП РФ становится не правом, а обязанностью комиссии.

Комиссия должна отслеживать, не привлекалось ли за предыдущие два года юридическое лицо, участвующее в закупке, к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения. Также члены комиссии проверят, принадлежит ли участник к числу офшорных компаний и имеются ли сведения о компании-участнике в РНП.

(Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ)

3. Изменение механизма проверки поставщиков

С 1 января 2021 года изменяется порядок проверки участников закупки в соответствии с требованиями пункта 7.1 части 1 статьи 31 закона «О контрактной системе» (привлечение к административной ответственности за передачу незаконного вознаграждения).

С этой даты заказчик будет получать информацию о соответствии участника требованиям законодательства от оператора электронной площадки. В свою очередь, оператор ЭП будет получать информацию о штрафах по ст. 19.28 КоАП из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). В ЕИС сведения о штрафах загрузит Федеральное Казначейство на основании данных, полученных из Генеральной прокуратуры.

(Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 № 917 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 №1906)

4. Установление обязательной минимальной доли закупок российских товаров

С 1 января 2021 года вступает в силу постановление правительства от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения. Квоты по этому постановлению распространяются на 107 видов товаров. Кроме перечня товаров, данное постановление устанавливает следующие правила закупок:

Среди товаров, на которые распространяется действие постановления: клейкие перевязочные МИ, ноутбуки, ЭВМ, телефоны, сигнализация, электронная бытовая техника, медицинская техника, шприцы, носители памяти, электроника, осветительное оборудование, лифты, спортинвентарь и другое. Размер доли российских товаров при закупках по различным видам составляет от 50 до 90 процентов.

Уполномоченным органом, отвечающим за проведение оценки достижения заказчиком минимально установленной доли закупок отечественных товаров, определен Минпромторг РФ.

(Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»)

5. Отмена закупок у единственного поставщика для общероссийского голосования

С 1 января 2021 года утрачивают силу все изменения, ранее внесенные в закон «О контрактной системе» в связи с проведением общероссийского голосования. Из закона удаляются пункты 6, 7, 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93, позволявшие избирательным комиссиям закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика для проведения в 2020 году общероссийского голосования.

(Федеральный закон от 27.02.2020 № 27-ФЗ)

6. Изменения в порядке оформления планов-графиков закупок

С 1 января 2021 года начали действовать изменения в «Правила
осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5 1 статьи 99 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вносящие коррективы в порядок оформления планов-графиков закупок.

(Постановление Правительства РФ от 6 августа 2020 г. N 1193 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5 1 статьи 99 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Банковские гарантии, тендерные займы, кредиты и страхование

для участников госзакупок

В следующей статье мы расскажем о том, что изменится в закупках госкомпаний (федеральный закон 223-ФЗ) с 1 января 2021 года. Не пропустите!

Больше новостей из мира закупок в группе «Кредитно-Страховое агентство «Аркада плюс финансы» в социальной сети «ВКонтакте». Присоединяйтесь, будьте всегда в курсе событий!

Обращайтесь к нам, мы всегда будем рады Вам помочь!

По всей России звонок бесплатный !

Наш адрес: 603000, Н. Новгород, ул. Пискунова, 21/2, пом. 40, каб. 310Полный список контактов

Понравилась информация – поделись с друзьями!

Изменения в планировании и реестре контрактов в 2021 году

В статье будут рассмотрены изменения в подзаконные акты, внесённые Постановлением Правительства № 1799 от 07.11.2020 года, касающиеся правил планирования закупок и ведения реестра контрактов при работе по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 г., в том числе при проведении закупок работ в сфере строительства, проведении закупок за счёт субсидий при реализации национальных и федеральных проектов, процедуре «малых электронных торгов» при закупках у СОНО и МСП. Также в Постановлении 1799 затронуты вопросы технических изменений функционала ЕИС.

Когда изменения вступают в силу

Основная часть изменений вступила в силу с 13.11.2020 г. Позднее вступят в силу следующие изменения:

Изменение в правилах указания единиц измерения и количества закупаемых товаров

В Плане формирования закупки необходимо указывать единицы измерения закупаемых товаров и коды по ОКЕИ, сведения о количестве закупаемых товаров. С 01.01.2021 г. данные сведения необходимы не только для поставки товаров, но при передаче товаров при закупке работ или услуг (пп. 5 п. 1 Постановления Правительства РФ №932 от 17.09.2012 г.). При этом сильных изменений сама форма Плана в данной части не претерпела.

Изменения, связанные с закупкой работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства

В данном случае в плане закупки не нужно указывать информацию о количестве закупаемых товаров, если эти товары не передаются на баланс заказчика.

В план-график (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 №1279) следует включить информацию об общем объёме финансового обеспечения по таким закупкам по каждому коду объекта капитального строительства или объекта недвижимости.

Код формируется для госзаказчиков в системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», что даёт в дальнейшем возможность проверки финансового обеспечения.

При проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ в сфере строительства не требуется указывать в реестре контрактов страну происхождения товара. При этом вся необходимая информация по такой закупке должна содержаться в утверждённой в соответствии с градостроительными нормами проектной документации, включённой в документацию о закупке (п.8 ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ).

Таким образом, общая тенденция изменений в сфере закупок строительных работ согласуется с позицией ФАС России (письмо от 25.06.2020 г. ИА/53616/20) – не следует устанавливать конкретные показатели для товаров, если те не будут передаваться заказчику на баланс. Т.е. если в результате выполнения работ была уложена паркетная доска, которая не передаётся заказчику отдельно от результата, то все требования к ней указываются именно в проектной документации.

Все вопросы, связанные с производством работ, закупкой и использованием инструментов, материалов в ходе строительных работ должны быть урегулированы специальными нормами.

Основной упор сделан на контроль финансирования госзакупок, причём информацию о расходовании средств стремятся максимально детализировать. Также совершенствуются нормативные акты и в отношении внедрения и регулирование работы электронных систем.

Изменение информации о закупках за счёт субсидии, предоставляемой для реализации федеральных и нацпроектов или комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

В плане закупки указывается информация об объёме финансирования за счёт субсидии, каждый код целевой статьи расходов и код видов расходов. В самой форме плана закупки также появилась соответствующая графа для данной информации.

Правила функционирования ЕИС (утв. Постановлением Правительства от 23.12.2015 г. № 1414)

Теперь ЕИС обеспечивает контроль в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления закупок. Кроме того, внесены некоторые технические поправки относительно возможностей ЕИС по формированию информации и документов, хранению и проверке электронно-цифровой подписи.

В соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства № 1193 от 06.08.2020 г., контролировать объёмы финансирования будут не только по национальным и федеральным проектам, но и в отношении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Правила ведения реестра (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 №1279)

Информация, которая указана в реестре контрактов, не должна вступать в противоречие с содержанием извещения или плана-графика.

Формулировку п. б(1) п. 13 Правил ведения реестра контрактов уточнили – теперь соответствие идентификационного кода закупки и непревышение объёма финансового обеспечения для осуществления такой закупки необходимо как в целях реализации национальных и федеральных проектов, так и при закупках в целях реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Указанные изменения призваны обеспечить прозрачность закупочной процедуры и возможность контроля финансирования, целевое использование бюджетных средств.

Изменение правил закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций

Изменения обусловлены введением так называемых «малых электронных торгов» при закупках у единственного поставщика.

Статья 93 Закона 44-ФЗ будет дополнена частью 12 (введена Федеральным законом №449-ФЗ от 27.12.2019). С 01.04.2021 г. проведение закупок у единственного поставщика на сумму до 3 млн. рублей можно будет осуществлять по специальной процедуре через электронную площадку.

Статьей 30 Закона 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика отчитаться о проведении определённого процента закупок у МСП и СОНО. Теперь при составлении отчёта о закупках у СМП и социально ориентированных организаций заказчик отдельно будет указывать сведения о заключении контрактов с единственным поставщиком на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Другие изменения

Реестр контрактов, содержащих сведения о гостайне (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279)

Теперь в реестр таких контрактов будут включаться также следующие сведения:

Читайте также:  Как обжаловать протокол ГИБДД?

Для контрактов в сфере строительства данная информация включается в реестр, если товар был принят заказчиком к бухучёту как объект основных средств. Т.е. не нужно отчитываться о том, где произведены товары, которые поставлялись для исполнения контракта, но были использованы в ходе выполнения работ и заказчику не передавались.

Правила функционирования ЕИС (Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 (ред. от 27.12.2019))

Согласно последним изменениям в пп.б п.2 Правил ЕИС обеспечивает прежде всего контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения. Формулировка п.п.б изменена в связи с тем, что были приняты новые Правила для осуществления такого контроля (Постановление Правительства №1193 от 06.08.2020 г.)

В Правила функционирования ЕИС внесены также изменения, касающиеся её технических возможностей. С 01.01.2021 г. внесены технические изменения в правила регистрации участников в ЕИС:

Информация будет поступать в ЕИС из ФНС РФ в автоматическом режиме.

Внесены некоторые изменения в Постановление Правительства от 27 ноября 2017 г. №1428, касающееся предоставления сведений о банковских гарантиях при закупках для оборонных нужд.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Что меняется в работе государственных заказчиков и поставщиков с января 2021

Квотирование и обязательная доля отечественных закупок
На закупку отечественной продукции введены квоты. Это значит, что теперь государственный заказчик должен покрывать часть СГОЗ российским товаром, а еще ежегодно отчитываться о таких закупках. С 1 января 2021 г. действует минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. В первый перечень включили 107 наименований товаров, во второй — 251 товар. Именно этими товарами нужно будет покрывать квоту. Обязательная доля отечественных закупок установлена в процентном отношении ко всему объему закупок за год. Подтверждение происхождения российского товара является реестровая запись, т.е. товар должен быть внесен в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, который ведется Минпромторгом России. Отчет будет полностью формироваться в ЕИС, поэтому в конце года в него автоматически подтянутся все закупки отечественных товаров из реестра контрактов. Первый отчет государственные заказчики будут сдавать уже в 2022 г. Проверять отчет по работе с квотами на отечественную продукцию будет Минпромторг России.
Рекомендуем изучить Постановление Правительства от 03.12.2020 №2013 и Постановление Правительства от 03.12.2020 № 2014.

Электронные закупки «с полки»
Закупки «с полки» — это новая возможность заказчика заключить прямой контракт по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в электронной форме. Цена контракта может доходить до 3 млн руб. Закупки «с полки» станут доступны заказчикам только с 1 апреля 2021 года. Лимит по СГОЗ при этом не меняется: он остается в пределах 10%. Закупки «с полки» можно будет проводить в электронной форме на ЭТП, если НМЦК превышает 600 тыс. руб. и не достигает 3 млн руб.
Рекомендуем изучить Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ.

Электронный запрос котировок в новой форме
Электронный запрос котировок с 1 апреля станет удобнее. Во-первых, поменяют НМЦК закупки — можно будет проводить электронный запрос котировок до 3 млн руб. При этом СГОЗ останется в пределах 10%, но уйдет максимальный предел ограничения в 50 млн руб.. Необычным будет и то, что отменить закупку заказчик сможет за 1 час до срока подачи. Второе отличие — поставщик должен будет предоставлять комплект документов как на аукцион. По итогам нового запроса котировок придется оформлять протокол подведения итогов.
Рекомендуем изучить Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ.

«Особые закупки» в плане-графике дополнят еще тремя позициями
Список «особых закупок», которые указывают в плане-графике отдельной строкой, дополнили закрытыми закупками и закупками по кредитам. Кроме того, с 1 апреля по малым электронным закупкам до 3 млн руб. в план-график также придется вносить отдельную строчку. Так необходимо конкретизировать сумму финансовых средств, которые закладываются на все малые электронные закупки, и сформируется общий ИКЗ. Далее именно из этой общей позиции необходимо будет создавать извещения о каждой малой электронной закупке «с полки», ЕИС автоматически будет присваивать уникальный ИКЗ последовательно по каждой из них. Система придумана так, чтобы один раз вносить в план-график общую сумму малых электронных закупок, а потом из нее создавать столько извещений, на сколько будет хватать заложенных средств.
Рекомендуем изучить Постановление Правительства от 06.08.2020 №1193.

Поправки в Закон № 44-ФЗ будут вступать в силу в особом порядке
Поменяли порядок, в котором вступают в силу поправки в планирование закупок, определение поставщиков и новых способов их выбора, контроля, мониторинга и аудита. Теперь они будут начинать действовать с 1 января календарного года, следующего за тем, в котором были приняты. А если поправки приняты после 1 октября, то изменения вступят в силу больше, чем через год. Например, если закон с поправками принят в январе 2021 года, он начнет действовать с 1 января 2022 года. А если поправки примут 2 октября 2021 года, действовать они будут только с 1 января 2023 года (см. Федеральный закон от 24.04.2020 №124-ФЗ).

Комиссиям по закупкам добавили новую обязанность
С 1 января комиссии обяжут проверять соответствие участников на привлечение к административной ответственности по статье 19.28 КоАП в течение 2 лет до участия в закупке (п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ). Проверка станет не правом, а обязанностью комиссии. Сейчас комиссия по закупкам обязана проверять соответствуют ли участники единым требованиям закона к поставщикам, подрядчикам и исполнителям. Также члены комиссии проверяют принадлежит ли участник к числу офшорных компаний и есть ли сведения о его компании в РНП.
Рекомендуем изучить Федеральный закон от 24.04.2020 №124-ФЗ

Электронная приемка товара
Приемка товара в электронной форме в течение 2021 года станет обязательной для заказчиков и для поставщиков. Все документы формируются в электронной форме при приеме товара, и сведения в реестр контрактов переносятся автоматически, остается только их разместить в ЕИС. Кроме того, контроль сведений происходит автоматически, и проблем с возвратом информации на доработку контролерами быть не может. Однако заказчик должен провести электронное актирование в тот же день, когда отгружен товар. Все члены приемочной комиссии должны быть зарегистрированы в ЕИС и использовать персональную КЭП. Документ о приемке также подписывают представители заказчика, не включенные в состав приемочной комиссии. Решение приемочной комиссии на бумажном носителе сканируется и прикладывается к электронным документам о приемке и является неотъемлемой частью процесса электронной приемки товара (письмо Федерального казначейства и ФНС от 18.12.2019 №14-00-06/27476, АС-4-15/26126).

Справочная таблица всех изменений, которые вступают поэтапно в течение 2021 года

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ в 2021 году

Банковские гарантии являются одним из способов обеспечения заявок на участие в конкурентных процедурах, проводимых в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В данном обзоре мы расскажем об основных требованиях, предъявляемых к банковским гарантиям в 2021 году, а также о нюансах, на которые заказчику необходимо обратить внимание при рассмотрении предоставленной банковской гарантии.

1. Банковская гарантия в качестве обеспечения заявки

В настоящее время при проведении конкурсов и аукционов по 44-ФЗ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млн. рублей заказчики обязаны установить требование к обеспечению заявок.
В какой форме предоставлять данное обеспечение, участник закупки вправе решить самостоятельно.
Перечень банков, имеющих право выдавать банковские гарантии, размещен на сайте Минфина России.
Банковская гарантия, если участник выбрал данный способ обеспечения своей заявки, должна соответствовать требованиям статьи 45 закона 44-ФЗ, а именно быть безотзывной, содержать сумму гарантии, обязательства принципала, обеспечиваемые гарантией, обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку 0,1% за каждый день в случае просрочки выплаты, условие об исполнении гарантом своего обязательства с момента поступления денежных средств на счет заказчика, срок действия (должен составлять не менее 2 месяцев с даты окончания срока подачи заявок), а также предоставляемый заказчиком вместе с требованием об уплате перечень документов.
Также заказчикам нужно не забывать включать в документацию и проект контракта условие о своем праве на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если им в срок не более 5 рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока ее действия, поскольку данное условие включается в банковскую гарантию в случае, если это было предусмотрено документацией и проектом контракта.
Банковская гарантия включается в реестр банковских гарантий выдавшим ее банком в течение 1 рабочего дня со дня выдачи.
Участники при подаче заявки должны указывать на электронной площадке уникальный номер реестровой записи гарантии. Заказчику данная информация направляется оператором вместе со вторыми частями заявок.
Заказчик рассматривает банковскую гарантию в течение 3 рабочих дней со дня поступления (то есть с момента получения от оператора площадки) и принимает решение об отказе в ее принятии в следующих случаях:
– отсутствие информации о гарантии в реестре;
– несоответствие банковской гарантии установленным в законе требованиям;
– несоответствие гарантии требованиям, установленным в документации и проекте контракта.
Информация об отказе в принятии гарантии должна быть направлена в указанный трехдневный срок соответствующему участнику (в составе протокола, а также в реестре гарантий посредством размещения соответствующего уведомления через личный кабинет в ЕИС).
На основании отклонения банковской гарантии заказчик имеет право отказать участнику в допуске к участию в закупке.
Предоставление банковских гарантий в качестве обеспечения заявок на участие в закупках по 223-ФЗ осуществляется в 2021 году в порядке, предусмотренном Положением о закупке конкретного заказчика и закупочной документацией / извещением. При этом установление обеспечения заявок возможно только для процедур с начальной (максимальной) ценой договора более 5 млн. рублей.

2. Банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта / договора

Заказчики при проведении закупочных процедур по 44-ФЗ в 2021 году обязаны по общему правилу устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. Также в определенных в законе случаях заказчики вправе установить такое требование.
Кроме того, заказчики могут установить требование обеспечения гарантийных обязательств в размере не более 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Исполнение контракта и гарантийных обязательств могут обеспечиваться участником, с которым заключается контракт, в том числе банковской гарантией, также соответствующей требованиям статьи 45 закона 44-ФЗ.
Срок действия банковской гарантии определяется участником самостоятельно и должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на 1 месяц.
Заказчик рассматривает предоставленную банковскую гарантию в сроки и порядке, указанные выше, и принимает соответствующее решение о принятии гарантии или об отказе в ее принятии.
В случае непредоставления обеспечения исполнения контракта в срок, установленный законом, а также предоставления обеспечения, не соответствующего требованиям закона, участник считается уклонившимся от заключения контракта.
При проведении закупок в соответствии с законом 223-ФЗ обеспечение исполнения договора предоставляется в случаях, форме и порядке, определенных Положением о закупке конкретного заказчика и закупочной документацией / извещением. Если указанными документами предусмотрена соответствующая возможность, обеспечение может предоставляться в виде банковской гарантии. Требования к гарантии также устанавливаются конкретным заказчиком непосредственно в документации.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что получение качественной и оформленной по всем правилам банковской гарантии является залогом допуска к участию в закупке, а также беспроблемного заключения контракта и невключения участника в РНП.

По всем вопросам, касающимся проведения закупок и участия в тендерных процедурах, вы можете обратиться к специалистам компании «Корпорация Закупок», которые будут рады оказать необходимое консультационное сопровождение.

Если вам необходимо быстро и правильно оформить банковскую гарантию, вы можете направить заявку

© Все права защищены.
“Международный консалтинг в сфере закупок”, 2014 – 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *