Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием – это стандартная процедура, предусмотренная ст. 284 ГК РФ. Но на это должны быть серьезные основания. Требуется подтверждение, что собственник не использует участок или осваивает его не по назначению.

Что важно знать?

Чтобы возникло основание для изъятия, должны одновременно действовать следующие условия:

Особенности процедуры

Участок могут изъять двумя способами – по соглашению сторон или в принудительном порядке. При этом между муниципалитетом и правообладателем заключается договор о выкупе. Его размер формируется на основе следующих параметров:

  1. рыночная стоимость земли;
  2. оценочная стоимость объектов капитального строения, если они расположены на участке;
  3. убытки собственника при переезде и упущенная выгода.

Зачастую основным спорным моментом является определение стоимости самого участка. Государственные органы руководствуются показателями проведенной оценки, которая не всегда объективна. Часто она получается заниженной. У собственника есть возможность заказать независимую экспертизу и установить свою цену.

Правообладателя обязаны известить о запуске процедуры изъятия в течение 7 дней со дня принятия соответствующего решения. Ему направляют письменное извещение и проект соглашения о выкупе, в котором указываются существенные условия и цена. На изучение предложения дается срок 3 месяца.

Если правообладатель не идет на контакт или не соглашается с условиями сделки, сумма выкупа определяется в судебном порядке. При этом муниципалитет может подать иск в суд по завершении 3 месяцев после получения подтверждения о доставке уведомления собственнику.

Если на участке имеются постройки, на которых не оформлено право собственности, выкуп не выплачивается. Подобные объекты считаются незаконными. Также не оплачиваются строения, не соответствующие виду разрешенного использования участка.

Признаки неиспользования земли

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.2012 № 369, определяется перечень таких признаков. Основными являются следующие:

Когда могут изъять землю за неиспользование?

При покупке земли важно понимать, что она предоставляется не для того, чтобы человек делал с ней, что захочет. Каждый участок имеет свою категорию назначения и разрешенного использования. Во многом от этого зависит рыночная и кадастровая стоимость. Предполагается, что собственник будет распоряжаться землей добросовестно, поддерживать ее в порядке и своевременно обрабатывать.

Если участок предназначен под ИЖС, на нем необходимо возводить капитальную жилую постройку. Если в собственности находится сельскохозяйственный участок, его следует обрабатывать. Возводить на такой земле капитальные жилые постройки не допускается.

При этом нельзя просто построить дом или другое капитальное строение. На это требуется разрешение от местных органов власти. Готовую постройку или объект незавершенного строительства необходимо регистрировать в Росреестре.

Такое серьезное отношение связано с тем, что земля является массивом, а не отдельным участком. Все соседние территории связаны. И незаконные действия на одной из них могут повредить другим территориям или их собственникам.

Земля может вообще не использоваться. В этом случае ее признают бесхозной и изымают у правообладателя.

Порядок изъятия

Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:

  1. Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
  2. По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.
  3. По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
  4. Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
  5. В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
  6. Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.

Если точная кадастровая стоимость участка неизвестна, гражданин оплачивает штраф в размере 10-20 тысяч рублей. Если она известна, физические лица оплачивают 0,5-1 % от нее. Для юридических лиц устанавливается штраф 1,5-2 % от кадастровой стоимости, но не меньше 100 тысяч рублей.

В результате, у собственника могут изъять участок, если он его не использует или использует не по назначению. Чтобы предотвратить изъятие, необходимо оплачивать штрафы и исправлять ситуацию. Важно не довести дело до суда.

Оказываю реальную юридическую помощь в решении вопросов: – семейные споры (алименты, порядок общения с ребенком, раздел имущества супругов); – наследство (как оформление, так и дальнейший раздел между наследниками); – земельные споры (споры по границам, самовольные постройки), – оформление земли, домов, садовых участков; – назначение пенсий; – банкротство физических лиц; – взыскание долгов.

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием

Часто люди покупают земельные участки, планируя что-то на них строить или же использовать землю для посадок. В некоторых случаях эти планы претворяются в жизнь. В других – участок становится бесхозным. В связи с этим законодательством введено такое понятие как изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием. Такая процедура проводится на законных основаниях, поэтому собственникам земли важно знать ее предпосылки.

Случаи изъятия участков земли

Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ , люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.

В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.

Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.

Реквизиция и изъятие для нужд государства

Согласно 242 статье Гражданского кодекса и 51 статье Земельного кодекса, государство вправе реквизировать участок земли у владельца, если имеет место чрезвычайная ситуация, авария, эпидемия, стихийное бедствие и тому подобное. В таких случаях часто используют участки, находящиеся в снт.

Возврат земли осуществляется после устранения причин и ликвидации последствий возникшей ситуации.

Если осуществить возврат невозможно по объективным причинам, гражданину выплачивается компенсация за причиненный ущерб или предоставляется равноценный реквизированному участок земли безвозмездно.

Изъятие земли для нужд муниципального или государственного уровней производится на основании 279 статьи Гражданского кодекса и статей 49 и 56.2 Земельного кодекса. Земля изымается в исключительном случае на основании принятого исполнительным органом решения на федеральном, местном или региональном уровнях.

Изъятие участка сопровождается выплатой собственнику денежной суммы, равной стоимости земли, в качестве компенсации понесенного владельцем ущерба. Кроме этого, возмещению подлежит и упущенная выгода, если она имеет место.

Конфискация и изъятие из-за неиспользования земли

Конфисковать участок государство вправе на основании 243 статьи Гражданского кодекса и 50 статьи Земельного кодекса. Конфискация является санкционной мерой за правонарушения, совершенные собственником. Изъятия такого типа не предполагают выплату компенсации владельцу земли.

Изъятие участка земли из-за его неиспользования или использования не по назначению производится на основании статей 284 – 286 Гражданского кодекса. Государство вправе изъять землю, если собственник не пользуется ей в течение трех лет без перерыва.

Другим основание изъятия такого типа является нарушение правил его эксплуатации (например, нецелевое использование, проведение работ на земле, которые провоцируют снижение уровня экологического климата на местном уровне и так далее).

В трехлетний период не входит срок освоения участка земли, а также промежутки времени, в течение которых невозможность использования земельного участка связана со стихийными бедствиями, авариями и другими обстоятельствами, которые препятствуют нормальному использованию собственником своего имущества.

Признаки неиспользования земельного участка

Постановление Правительства от 23.04.2012 года № 369 содержит признаки неиспользования участка земли. Основными причинами являются три:

Порядок проведения изъятия

Изъятие проводится в четыре этапа:

  1. Орган, осуществляющий земельный контроль, проверяет наделы, которые находятся в собственности частных лиц, и земли, отданные гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения сельского хозяйства и т.п.
  2. При установлении в процессе проверки нарушений использования земли собственнику вручают предписание с указанием сроков об устранении выявленных недостатков в пользовании землей и уплате штрафа.
  3. После окончания установленного срока проверка проводится повторно. Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.
  4. Если суд выносит решение в пользу заявителя, земля изымается у собственника и продается на торгах. После продажи земли из полученной суммы вычитаются расходы на проведение аукциона, а оставшаяся часть передается собственнику.

Изъятие неиспользуемого участка происходит в несколько этапов, поэтому если собственник не желает потерять землю, он должен выполнить условия предписания и начать трудиться на своей земле.

Чем грозит неиспользование земельного участка

Краткое содержание:

Надзор за землей ужесточился

Счастливых обладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения все чаще стали беспокоить проверки государственного земельного надзора.

Связано это с тем, что, получив землю в собственность в лихие перестроечные годы, бывшие колхозники, а ныне собственники паев и долей в общем земельном участке в основном рассчитывали на арендаторов при использовании своих паев. Ввиду того что земли у колхозов было много, при ее раздаче получались достаточно большие по площади паи или доли земли. Такие наделы сдавались собственниками в аренду, без выдела доли в натуре, а то и просто простаивали.

В результате с течением времени земельный участок приходил в состояние, непригодное для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнических мероприятий, которые никто не проводил.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно закону, собственник земли должен не допускать загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Собственник должен обеспечить рациональное использование земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

В последнее время, с упадком сельского хозяйства, сорное растение борщевик активно заполоняет плодородные земли, агрессивно вытесняя другие растения с ареала обитания, оставляя при контакте сильные незаживающие ожоги, при этом истребить его очень трудно. На неиспользуемых землях участились случаи пожаров, а ведь при этом, помимо угрозы безопасности населению, происходит заметное ухудшение плодородного слоя почвы. Как утверждают специалисты, при посеве культур на выгоревшую почву урожайность снижается на 20–30%.

Признаки неиспользования земельного участка с/х назначения

Регулировать отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, был призван федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В результате длящегося недобросовестного использования земель сельхозназначения постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 369 был установлен Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а именно:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции осуществляет Россельхознадзор, проводя его в виде выездных плановых и внеплановых проверок.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет за дачный дом?

Учащаются случаи внеплановых проверок Россельхознадзора по заявлению граждан и организаций о неиспользовании земельного участка собственниками.

В результате выявленных нарушений должностными лицами Россельхознадзора собственникам и арендатором земли выдается предписание по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения выявленных нарушений в области земельных отношений.

Что грозит нерадивому собственнику

В соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в том числе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Неисполнение предписаний Россельхознадзора также является наказуемым и влечет наложение штрафа.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, земли с/х назначения на условиях принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, а также изъятия таких земельных участков у собственника в судебном порядке будут выставлены на продажу с публичных торгов, либо приобретены в государственную или муниципальную собственность.

При этом действие ФЗ № 101 не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Рациональное использование земли

2018 год стал для российского агросектора переломным. Президент Владимир Путин поставил перед сельскохозяйственной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт аграрной продукции более чем в 2 раза, до 45 млрд долларов в 2024 году. Государство обеспечило основные меры поддержки экспортеров – аграриев, это льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.

Для выполнения задачи, поставленной перед аграриями, и наращивания количества производимых зерновых культур возникла необходимость в большем количестве пригодных для этих целей земель. Учитывая поставленные руководством страны цели и задачи, органы исполнительной власти активизировали свою работу по выявлению и пресечению случаев нерационального использования земли.

Судебная практика, сложившаяся к 2019 году, подтверждает необходимость собственникам земель сельскохозяйственного назначения более ответственно отнестись к своим обязанностям по содержанию и освоению земли.

В связи чем необходимо провести ревизию арендных отношений и не допускать появления признаков неиспользования земельного участка, чтоб избегнуть наложения штрафных санкций и ситуации по принудительному изъятию земли.

За что могут изъять земельный участок у собственника и как получить компенсацию

Что такое изъятие земельного участка

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд — это прекращение права собственности, либо права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также досрочное прекращение договора аренды или договора безвозмездного пользования земельного участка по инициативе государства.

На основании чего государство изымает земли

Кроме плановых и внеплановых проверок, на основании № 234-ФЗ от 02.07.2014 в рамках земельного контроля создана форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений. В отличии от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Как указано в законе — административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации.

Другими словами, инспектор вправе начать административное обследование вашего земельного участка в любой момент и частота проведения таких обследований не ограничена.

При этом, административное обследование не должно мешать хозяйственной деятельности собственника. При исследовании состояния земельного участка используют аэрокосмическую съемку, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследования и другие методы.

В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении владельца полноценной внеплановой проверки с возможным последующим изъятием земельного участка.

Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором

В ходе административного обследования инспектор может обнаружить такие земельные правонарушения, как:

  1. использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его категории земель и видом разрешенного использования;
  2. неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется № 101-ФЗ от 24.07.2002, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности;
  3. неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях аренды.

Какой штраф за нецелевое использование земельного участка

Пунктом 2 ст. №7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территорий. К примеру, если собственник земельного участка построит жилой дом, не изменив при этом разрешенное использование на ИЖС, то у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа. Для юридических лиц штраф составляет 1,5-2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. Для физлиц в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка.

Причины изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения

Согласностатьи №6 ЗК РФ «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» для изъятия земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено два основания.

Ухудшение полезных свойств земельного участка

Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев:

Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:

Земельный участок не используется более 3-х лет

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.

Причины изъятия земельного участка для строительства

  1. На основании статьи 284 ГК РФ неиспользование земельного участка для строительства в течение 3-х лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды.
  2. Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить этот факт при выезде на местность.

Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но и влечет серьезные риски утраты права на земельный участок.

Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд

  1. Согласно статьи 54 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.
  2. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
  3. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.

Как могут изъять земельный участок под недостроем

В соответствии с № 171-ФЗ от 23.06.2014 для собственников объектов незавершенного строительства существуют риски утраты права собственности на данные объекты.

Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства. Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.

В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

Средства, вырученные от продажи недостроя, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Вкладывать свободные деньги в земли сельскохозяйственного назначения, если вы не планируете осваивать приобретённый в собственность участок, вряд ли разумно. Ведь его могут в любой момент изъять из-за ненадлежащего использования. Учитывайте, что существует ответственность за нецелевое использование земельного участка.

Можно ли утратить право собственности при неиспользовании земельного участка?

Собственники земли, как известно, имеют не только права, но и обязанности. Устанавливаются они Земельным кодексом Федерации.

В соответствии со статьёй 42 ЗК РФ, граждане, владеющие земельными участками, принадлежащими к той или иной целевой категории, обязаны использовать их, учитывая определённое законом назначение.

В случае игнорирования положений федерального земельного законодательства местная администрация имеет право изъять землю. Причём лишиться своей недвижимости может не только пользователь, но и собственник участка.

Когда власти могут изъять землю?

В зависимости от того, при каких обстоятельствах изымается участок, инициаторами процесса могут быть как федеральные органы, так и представители местного самоуправления. В некоторых ситуациях возможно изъятие по ускоренной процедуре, без предварительного судебного разбирательства.

Читайте также:  Основные отличия между кадастровым и условным номером

Изъятие для государственных нужд

Земельные участки изымаются для государственных (муниципальных) нужд в исключительных случаях. Решение при этом принимают исполнительные органы власти федерального, регионального или районного значения. Порядок и условия изъятия регламентируются ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 ЗК РФ.

В качестве возмещения ущерба правообладателю назначается соразмерная стоимости участка финансовая компенсация.

Также правительством будет возмещена упущенная бывшим владельцем выгода.

Пример

У гражданина П. был изъят земельный надел вместе с расположенными на нём складскими помещениями из-за строительства рядом федеральной трассы. В качестве компенсации из федерального бюджета ему будет выделена сумма, равная полной рыночной стоимости всего изъятого имущества. Также П. может рассчитывать на возвращение упущенной им коммерческой выгоды.

Реквизиция

Земля может быть реквизирована у правообладателя во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, аварий и т. д. (ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ). При этом изъятие носит временный характер. После устранения причин и последствий ЧС участок будет возвращён. Если сделать это невозможно, собственник вправе рассчитывать на компенсацию ущерба или предоставление ему на безвозмездной основе равноценного земельного надела.

Пример

У гражданки С. реквизировали землю из-за выхода из строя местной гидроэлектростанции. После устранения последствий аварии участок будет возвращён ей администрацией региона.

Конфискация

Землю могут конфисковать у владельца в качестве санкции за совершённое последним правонарушение (ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ). Компенсация бывшему собственнику в этом случае не выплачивается.

Пример

Гражданин Н., имеющий участок площадью 2 га, был признан виновным в совершении уголовного преступления. В качестве наказания, наряду с тюремным заключением, суд избрал конфискацию имущества. Земля, ранее принадлежавшая Н., перейдёт в федеральную собственность и/или будет продана во время аукциона.

Изъятие в связи с неиспользованием или использованием с нарушениями

Земельный участок может быть изъят, если владелец не использует его в течение 3-х лет подряд (статьи 284 – 286 ГК РФ). Или же использует с грубыми нарушениями (нецелевая эксплуатация, совершение действий, провоцирующих значительное ухудшение экологической ситуации в регионе, и т. д.).

При этом в указанный период не входит время, необходимое для освоения земельного надела. И, конечно же, срок, в течение которого использовать участок невозможно из-за аварий, стихийных бедствий и иных обстоятельств, препятствующих полноценной эксплуатации имущества.

Пример

Гражданка Л. не использовала надел, принадлежащий ей, в течение длительного периода времени (более 5 лет). Местные органы земельного надзора зарегистрировали факт совершения административного правонарушения и потребовали выплатить штраф. После его уплаты гражданка Л. так и не начала пользоваться землёй. В результате судебного разбирательства участок был изъят и выставлен на торги.

Признаки неиспользования земли

Признаки, которые указывают на ненадлежащее использование земельного участка, определены в соответствующем Перечне, утверждённом постановлением Правительства РФ №369 (от 23 апреля 2012 г.). В их число входят:

Порядок изъятия

  1. Уполномоченный орган по осуществлению государственного земельного контроля проводит проверку наделов, находящихся в частной собственности или переданных гражданам для ведения сельскохозяйственной деятельности, индивидуального строительства и т. д.
  2. По результатам проверки правообладатель, не использующий предоставленный ему земельный участок в полной мере, получает предписание с требованием устранить нарушения и уплатить установленный законодательством штраф.
  3. По истечении срока, указанного в предписании, проводится повторная проверка. Если владелец проигнорировал предыдущее обращение властей, органы местного самоуправления составляют исковое заявление.
  4. В случае положительного решения суда земельный участок изымается у правообладателя и реализуется посредством проведения публичных торгов.

Вырученная сумма, за исключением расходов на подготовку аукциона, передаётся бывшему владельцу.

Где взять жилье для переселенцев и беженцев? Ознакомьтесь с подробным описанием решения проблемы.

Все нюансы договора аренды жилья – читайте в нашей статье.

Что делать собственнику?

Разумнее всего просто не доводить дело до судебного разбирательства. Вовремя погашать административные штрафы, если они были наложены на вас по требованию органов земельного надзора, стараться использовать землю в соответствии с её категорией и т. д. Этому стоит уделить особое внимание, если вас наделили правом безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Если же избежать иска от лица местной администрации не удалось, вы можете обратиться в арбитражный суд с требованием признать незаконным вынесенное ранее решение об изъятии земли. Возможно, вам удастся отстоять свои права и добиться отмены постановления.

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Комментарий к Ст. 284 ГК РФ

1. В связи с ограничительным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.

В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.

Не меньшую проблему для общества представляет вопрос, связанный с неэффективным использованием земельных участков под жилищное строительство. Жилые помещения, так же как и земля, представляют собой особо значимые объекты собственности для общества. Население страны испытывает острую нужду в жилье. К примеру, в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. N 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок по распоряжению земельными участками в целях, не связанных прежде всего с жилищным строительством. Поэтому на собственника земельного участка законом возложены определенные обязанности, связанные с его особым использованием.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 14. Ст. 1424.

В силу ст. 42 ЗК РФ как собственники земельных участков, так и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При этом в указанную статью непосредственно была включена дополнительная обязанность для собственников земельных участков — своевременно приступать к использованию земельных участков.

2. Земельный кодекс РФ различает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования для собственников (ст. 44) и для лиц, владеющих участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45).

При этом в соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается в том числе в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно Гражданскому кодексу РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка: неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением либо грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. также комментарий к ст. 285 ГК).

В частности, в соответствии с комментируемой статьей земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

В данном случае необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции; осуществление жилищного или иного строительства, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока. При этом в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Аналогичная норма в части использования земель сельскохозяйственного назначения включена в Федеральный закон от 24 июля 2004 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно п. 3 ст. 6 которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

3. Согласно ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. При этом разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.

Кроме того, ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В данном случае положения Градостроительного кодекса РФ фактически предусматривают возможность применения более длительных сроков освоения земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Одновременно следует отметить, что законодательно не определено, когда должно начинаться использование земельного участка по целевому назначению: с даты предоставления земельного участка или с даты получения разрешения на строительство; не установлено, когда в данном случае обязанность использования по целевому назначению считается исполненной: с даты начала строительных работ, даты введения объекта в эксплуатацию или с даты регистрации права на объект недвижимости. Представляется, что данный вопрос до его разрешения законодателем должен решаться на основании исследования всех обстоятельств, связанных с бездействием соответствующего собственника по реализации им прав в части использования принадлежащего ему земельного участка.

4. Одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, которые должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством.

Кроме того, в п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, устанавливающем основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Абзацем 1 п. 1 ст. 6 названного Федерального закона предусмотрено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.

Читайте также:  Знак остановка и стоянка запрещена

Таким образом, использование земельного участка по целевому назначению означает использование земельного участка в соответствии с заранее заданными целями: в данном случае исключительно для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Использование собственником земельного участка под иные цели, в том числе обеспечивающие в той или иной степени эффективное пользование участком, не исключает применение установленных комментируемой статьей оснований для принятия решения об изъятии данного участка.

5. Следует признать, что указанные в комментируемой статье случаи принудительного изъятия у собственников земельных участков в связи с их неиспользованием представляют собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника в общественных интересах, как и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В то же время в случае изъятия недвижимости для государственных или муниципальных нужд необходимость изъятия обосновывается непосредственно общественными интересами (необходимость использования изымаемого земельного участка в общественных интересах).

Изъятие же на основании ненадлежащего использования — это фактически санкция за нарушение установленного в общественных интересах порядка использования земельных участков.

При этом данное основание принудительного изъятия земельных участков следует также отличать от специальных случаев принудительного изъятия недвижимого имущества, предусмотренного гражданским законодательством, — реквизиции, конфискации, национализации. Это исключительные случаи, цель проведения такого изъятия — также общественные интересы. Вместе с тем следует достаточно четко отграничивать правовые режимы особенностей такого изъятия.

Реквизиция отличается тем, что она имеет в виду указанные в п. 1 ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель реквизиции не в пресечении противоправного поведения собственника, а в обеспечении безопасности граждан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии.

Конфискация имущества, согласно ст. 243 ГК РФ, представляет собой принудительное безвозмездное изъятие государством всего имущества (или его части), являющегося собственностью лица, совершившего прежде всего уголовно наказуемое деяние (преступление).

Под национализацией в соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ понимается обращение исключительно в собственность государства имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

6. За неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определенного федеральным законом, ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан — в размере от 500 до 1 тыс. рублей, для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей и для юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

При этом в соответствии с ч. 2 статьи 54 ЗК РФ условие о неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа является одним из существенных оснований для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Комментируемая статья не содержит подобной нормы.

Вместе с тем представляется, что привлечение собственника земельного участка к административной ответственности должно являться обязательным условием для реализации процедуры принудительного прекращения его права по установленным комментируемой статьей основаниям, поскольку наличие факта привлечения к данной ответственности и последующее несоблюдение собственником требований по своевременному использованию земельного участка должны служить одними из основных доказательств неисполнения им возложенных на него обязанностей. В ином случае собственники оказываются в дискриминационных условиях по сравнению с лицами, владеющими участками на иных, ограниченных правах.

7. Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям определен ст. 286 ГК РФ, которая содержит ряд норм отсылочного характера к земельному законодательству в части определения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков, порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях, а также устанавливает требование о продаже соответствующих земельных участков с публичных торгов и об исключительно судебном порядке разрешения возникающих в связи с такой продажей разногласий с собственниками этих участков (см. также комментарий к указанной статье).

Изъятие земли за неиспользование

Земельная собственность допускает использования исключительно соответственно с установленным законодательством нормативным регламентом.

Нарушение режима применения земельного участка (ЗУ) приводит к штрафным и иным санкциям со стороны хозяйствующего субъекта.

Когда могут отобрать участок за неиспользование

Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

Если ЗУ предназначен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – следует возводить капитальное строение. На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), напротив, не допускается возведение таковых.

Произвольные застройки рассматриваются как самострой, с вытекающими юридическими последствиями, вплоть до назначения штрафных санкций и резолюции на принудительный снос (см. Признание права собственности на самовольную постройку). Иногда такие нарушения предусматривают изъятие ЗУ хозяйствующим субъектом.

Причина в том, что массивы земель предусматривают контекстное применение, что не допускает выделение из контекста одного участка. Любое нерегламентированное действие может привести к порче земель или нарушению экологического природного баланса, которое отразится на смежных, прилегающих к участку землях.

Государство регулирует оперативное управление землями путём введения их в оборот и изъятия из оборота. Для массивов участвующих в обороте применяются требования к их обработке.

Штрафные санкции

Административная ответственность – предупреждение за нарушение, которое допускает землепользователь. Рассматривается административной комиссией или специализированной уполномоченной инспекцией по охране земель и природопользованию.

Кодекс об Административных правонарушениях определяет следующие размеры штрафов:

Такой расчёт устанавливают, если точная кадастровая оценка не доступна.

В иных случаях штраф начисляется исходя из кадастровой стоимости ЗУ (см Оспаривание кадастровой стоимости). В этом случае расчёт производят следующим образом:

При неиспользовании участков из земель сельскохозяйственного назначения, процентная ставка меняется следующим образом:

Когда не используют земли населённых пунктов, предназначенные для капитальных строений под жильё, промышленные здания и иное, санкции следующие:

Когда КС не определена, административные штрафы составляют:

Изъятие участка у арендатора за неиспользование

Арендуемые наделы допускается использовать только в соответствии с теми положениями, которые внесены в договор аренды.

Любое нерегламентированное действие не допускается без разрешения собственника, что непротиворечиво содержится в положениях любого правоспособного договора. На том же основании определяют рамки распоряжения участком, обозначенные для арендатора.

Пункт о расторжении договора содержит указания на то, что при не соблюдении установленных требований одной из сторон, договор может расторгаться. В сторону арендатора это несёт такие юридические последствия, как прекращение права использования участка.

Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

Факт изъятия допускается только после того, как договора аренды был расторгнут на основании:

Изъятие участка у собственника за неиспользование

Государство рассматривает земельную собственность как вид повышения благосостояния общества.

Владение землёй даёт преимущества, допускающие привнесение в семейный и личный бюджет граждан дополнительных средств. Поэтому федеральное и региональное законодательство не допускает инвестирования средств в наделы для сохранения финансовой стабильности предприимчивых граждан и наращивания капитала за счёт повышения цены на землю.

То же происходит, когда после приобретения или приватизации ЗУ владелец утрачивает возможность распоряжаться наделом по-хозяйски, запускает обработку почвы или наносит ей порчу в результате пожара или отравления ядохимикатами.

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Администрация, на основании полученных сведений о неиспользовании участка или его использовании не по назначению, создаёт комиссию. Комиссия обследует территорию собственника и составляет акт.

На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

Иногда граждане, получив подобное предписание, приходят в администрацию для составления соглашения о передаче прав хозяйствующему субъекту или с объяснением причин допущенных нарушений. На данном этапе допустим поиск компромисса.

Основания изъятия при нецелевом использовании участка

В таких случаях, администрация старается сделать акцент на самовольном несанкционированном распоряжении земельным фондом.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

Это предусматривает уничтожение на участке объектов, не подлежащих возведению.

Если выданные под ИЖС земли не застраиваются, а используются иначе, государство рассматривает данный прецедент не только как нарушение регламента землепользования, но и нарушение жилищной политики, предусматривающей выдел ЗУ для повышения благополучия жизнеобеспечения граждан, предоставляя им шанс обрести полноценное жильё.

Основания изъятия при не использовании земли

Гражданское законодательство предусматривает более чёткие юридические положения процедуры аннулирования прав на землю на условиях использования не по назначению.

Иногда к этому прецеденту прибегают в тех случаях, когда территория даже визуально определяется как не использующаяся. Процедура отчуждения надела затрудняется, если собственник выплачивает земельный налог.

При не использовании надела целесообразно делать акцент на её бесхозности, добиваясь признания этого статуса. После чего процедура упрощается.

Орган власти вмешивается, если на протяжении трёх лет:

Алгоритм действий опирается на вид права, на основании которого недобросовестный гражданин владеет наделом.

Для этого следует представить суду:

От администрации требуется подтверждение досудебной процедуры. Она заключается в представлении документации о принятых мерах, в отношении недобросовестного землевладельца.

Законы о изъятии земли за неиспользование

К нормам законодательства, регламентирующим обозначенную процедуру, относятся:

А так же Закон об обороте земель сельхоз назначения, принятый 24.07.04 г, № 101 (ст.6).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *