Кто такой правообладатель в авторском праве

В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с понятиями «Авторское право» и «Автор». Сегодня мы постараемся подробно рассмотреть данный вопрос и узнаем права правообладателя, кто является собственником объекта интеллектуальной деятельности, как им стать и прочее.

Кто такой правообладатель в авторском праве

Если у человека есть авторские права, он является правообладателем в авторском праве, а не владельцем или собственником, как думают некоторые. Разница в том, что владельцем может быть сам автор, тот кто его нанял или любое другое лицо, которому были переданы определенные полномочия на основе заключенного договора.

С тем, кто такой собственник понятно, но что подразумевается под понятием «Авторские права»? Если говорить простым языком, это специальный термин в юриспруденции, при помощи которого описываются права автора на его творение, например, литературное или художественное произведение, книгу, музыку, скульптуру, фильм, программу и так далее. Законом охраняются уникальные произведения.

Собственник и автор могут быть разными людьми. Допустим один человек написал картину и является ее создателем, но затем он передал полномочия на нее другому человеку, который будет ее собственником.

Какие права имеет владелец по закону

Собственник получает возможность использовать результат интеллектуальной деятельности на свое усмотрение, но не нарушая закон. Он может давать согласие или запрещать иным лицам пользоваться его продуктом.

Никто другой, кроме собственника не может использовать результат деятельности интеллектуального характера или средство индивидуализации без его согласия, в противном случае это будет признано незаконным и повлечет за собой ответственность согласно Кодексу и иным законам. Исключением являются случаи, предусмотренные действующим Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Если это сократить, получается, что правообладатель является владельцем своей или чужой интеллектуальной деятельности. Он обладает возможностью делать с ней все, что посчитает нужным в рамках закона, конечно.

Важно! Никому не разрешается использовать и распространять какой-либо продукт, созданный кем-то другим без разрешения на это его собственника.

Как стать собственником

В данном вопросе все зависит от того, кто хочет стать обладателем прав на что-либо. Если создатель, ему достаточно сотворить произведение, свой шедевр, а если кто-то желает стать собственником чего-то продукта, придется пройти определенные процедуры.

Что нужно чтобы стать владельцем? Все просто: если кто-то хочет стать творцом произведения или продукта, который будет охраняться законом, нужны лишь способности, в остальных случаях:

  1. Нужно получить согласие создателя или другого владельца объекта на передачу прав основателя.
  2. Лицензионный договор.
  3. Акт о приеме-передаче.
  4. Нужны деньги, чтобы оплатить владельцу передачу всех полномочий на творение, исключением являются случаи, когда передача происходит на безвозмездной основе.

Теперь давайте по порядку рассмотрим процесс получения прав на свое или чужое творение. Для разных случаев он отличается:

  1. Если вы что-то создали, например, клип, картину, книгу и так далее, никаких дополнительных действий, чтобы стать владельцем предпринимать не нужно. Вы автоматически становитесь владельцем.
  2. Другой случай – когда вы работаете над чем-то не один, то есть, вместе с кем-то пишите книгу или картину. В таком случае создателей по факту может быть 2 и больше, но по закону он может быть только один, поэтому кто-то из участников данной деятельности должен стать основателем, а второй будет считаться соавтором.
  3. Может случиться так, что вам понадобятся исключительные права на чужое произведение. Допустим вы наняли писателя, чтобы он создал книгу по вашим материалам, в таком случае нужно будет заключить с ним авторский лицензионный договор. Вы можете дополнить его нужными пунктами, указать какие права передаются и на какой срок, в нем указывается абсолютно все, что касается произведения, например, в какой срок будет выполнена работа и способ передачи денег.
  4. Факт того, что объект авторского права был передан его владельцем иному лицу подтверждается при помощи акта приема-передачи. Там же указывается число, формат объекта, объём, серийный номер (если есть). Не будет лишним указать, что обе стороны не имеют претензий друг к другу.
  5. Затем обе стороны расписываются в акте, и права на объект переходят новому владельцу, который официально становится владельцем.

Защита прав правообладателя

Авторское право подкреплено определенной законодательной базой:

  1. Гражданским кодексом РФ, ст. 1259.
  2. Конституцией РФ.
  3. Федеральным законом РФ «Об авторском праве и смежных правах», статья 6.
  4. Законодательными актами регионального уровня.

Рассмотрим защиту прав правообладателя на примере написанной автором книги. Чтобы его владение ею не было впоследствии оспорено, следует соблюдать некоторые условия:

  1. Сначала нужно убедиться, что автор сам не нарушил чьи-то авторские права.
  2. Если все в порядке, то как вариант, можно распечатать книгу и отправить самому себе по почте. Но ни в коем случае не нужно вскрывать конверт.
  3. Если произведение издано, то исключительные права защищены договором с издательством.
  4. Еще можно обратиться к нотариусу, произведение будет перенесено на любой подходящий носитель (бумага, флешка, диск) и заверено, однако это не бесплатно.

Чтобы оповестить других, что продукт защищен от плагиата, используется специальный значок в виде буквы «C» в кружочке.

Важно! Всем изданным книгам присваивается международный ISBN код, по которому их можно идентифицировать.

Заключение

Теперь вы знаете, кто может называться собственником продукта или какого-либо произведения, какие полномочия у него имеются и как, вообще, можно получить авторские права.

Автор и правообладатель

В информационном пространстве регулярно появляются новости про злых правообладателей, которые опять подали к кому-то иск, снова с кого-то требуют баснословные суммы и всё всем запрещают. В это же время в той же инфоплоскости существует образ угнетённых и бесправных авторов, которые со своего творческого труда ничего не имеют, ибо на всём “навариваются” жадные правообладатели. Возникают вопросы: кто все эти лица, и насколько приведённые впечатления и тезисы соответствуют истине?

Содержание:

  1. Автор
    • Схема
    • Примечание
  2. Правообладатель
    • Распоряжение исключительным правом
    • Защита исключительного права
  3. Автор против правообладателя
  4. Выводы

Прежде всего, следует начать с исследования нормативной базы для того, чтобы называть вещи своими именами.

Автор

Согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ,

«Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат».

При этом к результатам интеллектуальной деятельности (РИД) согласно ст. 1225 ГК РФ относятся, в том числе: произведения литературы, науки и искусства (среди которых и программы для ЭВМ, охраняемые как литературные произведения), фонограммы, исполнения, изобретения и т. д.

В том же пункте указывается, что не являются авторами результата интеллектуальной деятельности лица, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата: материальные спонсоры, начальники, менеджеры и разного рода помощники.

Стоит акцентировать внимание на то, что автором указан именно гражданин. Автором в современном законодательстве РФ признаётся только физическое лицо. А поскольку право авторства неотчуждаемо и непередаваемо в силу п. 1 ст. 1265 ГК РФ, и отказ от него ничтожен, то юридическое лицо автором быть не может в принципе.

В силу п. 3 той же статьи:

«Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом».

Это значит, что автор и есть первоначальный правообладатель. В силу факта создания РИД автор приобретает комплекс авторских прав на него (исключительное право, личные неимущественные и иные права). При этом автор может передать право как после создания произведения (по договору отчуждения исключительного права), так и заключить договор до его фактического создания, по которому автор обязуется и создать произведение, и передать права на него (например, по договору авторского заказа).

В случае, если автор самостоятельно создаёт произведение, то в момент его создания и до отчуждения исключительного права (если такое произойдёт) получается, что автор и правообладатель являются одним и тем же лицом. Впоследствии автор может по своему усмотрению передать «титул правообладателя» другому лицу, например, по договору отчуждения исключительного права.

Схематично это можно изобразить следующим образом:

Обратите внимание на то, что блок “автор” самый большой по размеру, потому что во всей этой схеме главный именно автор. Без него ничего этого не было бы: не был бы создан результат интеллектуальной деятельности, и не возник бы комплекс прав, включая исключительное право.

Автор, являясь первоначальным правообладателем, с точки зрения закона (не рассматривая иные факторы) свободен в своей воле распоряжаться исключительным правом как угодно.

Примечание:

Существует мнение, что в случае создания служебного произведения, исключительное право возникает у работодателя.

С этим сложно согласиться, поскольку в актуальной на момент написания данных строк редакции п. 2 ст. 1295 ГК РФ, посвящённой служебным произведениям, указано следующее:

«Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное».

Следует напомнить, что, п. 3 ст. 1228 указывает, что исключительное право первоначально возникает у автора.

Совершенно очевидно, что термины «возникает» и «принадлежит» имеют совершенно разный смысл. Слово «возникает» определённо относится к появлению, возникновению права, в то время как термин «принадлежит» соответственно указывает лишь на обладание правом определённым лицом и никоим образом не содержит смысловой нагрузки относительно возникновения права.

Потому тезис о том, что исключительное право на служебное произведение возникает у работодателя представляется крайне спорным.

Правообладатель

Определение термина «правообладатель» даётся в п. 1 ст. 1229 ГК РФ:

«Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное».

Как следует из буквального толкования указанной статьи, правообладатель:

При этом правообладателей может быть несколько, в таком случае исключительное право будет им принадлежать совместно. Да, авторов тоже может быть несколько (соавторство), но с авторами ситуация иная — со временем у уже созданного законченного произведения авторов прибавиться не может, поскольку в таком случае речь будет идти о переработке, создании производного произведения на основе уже имеющегося. И это объяснимо, поскольку право признаваться автором имеет своим критерием творческий вклад в процессе создания произведения.

А в случае с исключительным правом, которое в силу прямого указания ст. 1226 ГК РФ, является имущественным, правообладателей может быть сколько угодно, о чём говорит п. 2 ст. 1229 ГК РФ. При этом даже не затрагивая дискуссионного вопроса относительно долей в исключительном праве, правообладатели могут заключить соглашение о том, как использовать или распоряжаться исключительным правом, фактически установив удобный порядок управления.

Распоряжение исключительным правом

Как следует из п. 1 ст. 1233 ГК РФ, правообладатель вправе распорядиться исключительным правом любым не противоречащим закону способом, в том числе путём отчуждения или путём предоставления права.

При этом согласно п. 1 ст. 1234 ГК РФ:

«По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю)».

А в силу п. 1 ст. 1235 ГК РФ:

«По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах».

Как видим, законодатель однозначно дифференцирует передачу и предоставление права. При передаче право целиком и полностью без ограничений переходит от одного правообладателя к другому лицу, а при предоставлении права — просто даётся возможность другому лицу использовать объект ИС в строго ограниченных пределах.

Таким образом, передача (отчуждение) и предоставление — принципиально разные способы распоряжения исключительным правом.

Стоит отметить, что исключительное право может переходить по наследству. Кроме того, оно может быть передано в доверительное управление.

Защита исключительного права

Исключительное право является абсолютным — все остальные субъекты обязаны воздерживаться от действий, его нарушающих, в противном случае к нарушителю могут быть предъявлены соответствующие меры ответственности. Обладатель исключительного права может защищать своё право, в том числе, путём предъявления исков к нарушителям. Например, самая распространённая мера ответственности за нарушение исключительных авторских прав — так называемая «карательная» компенсация (она же специальная компенсация в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей).

При этом пока автор является правообладателем, он может защищать нарушенное исключительное право, а также вправе делать это и после отчуждения права – в случае нарушений в течении периода, когда он был обладателем исключительного права.

И это подтверждается позицией ВС РФ. Согласно п. 70 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»,

«При предоставлении третьему лицу права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору о его отчуждении право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения».

При этом в п. 59 Постановления явно указано:

«Автор результата интеллектуальной деятельности, не являющийся обладателем исключительного права на момент его нарушения, не вправе требовать взыскания компенсации за нарушение этого исключительного права».

Что согласуется с позицией из п. 70 Постановления и является очевидным: право на обращение в суд есть только у того, чьи права нарушены; а если право на момент нарушения было у кого-то другого, а не у автора, то и иск автор предъявлять не вправе.

Читайте также:  Штраф за езду по тротуару в 2021 году

Автор против правообладателя

Поскольку личные неимущественные и иные права неотчуждаемы, то даже после передачи исключительного права, они остаются у автора, что даёт ему ряд соответствующих полномочий и рычагов воздействия.

Например, автор вправе требовать указания авторства своего произведения, в том числе творческого псевдонима (право авторства, ст. 1265 ГК РФ). Кроме того, существует предусмотренное ст. 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения: запрещается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Или, например, автор вправе отозвать обнародование ещё необнародованного произведения даже тогда, когда право уже отчуждено другому лицу, разумеется, при условии возмещения соответствующих расходов новому правообладателю (право отзыва, ст. 1269 ГК РФ).

Но не стоит забывать о том, что часто автор лишён возможности творить или существенно в ней ограничен по сугубо экономическим причинам, а потому, являясь слабой стороной, вынужден соглашаться на невыгодные условия договоров.

Например, начинающая или не очень известная музыкальная группа зачастую не может без сторонней материальной поддержки записать, свести, обработать, выпустить и распространить альбом в силу объективно существующих финансовых ограничений. Да, какие-то демо-записи можно сделать в домашних условиях, но серьёзное качество требует серьёзной дорогостоящей аппаратуры и привлечения профессионалов, что не просто дорого, а зачастую очень дорого. А потому приходится заключать договор с более сильной экономически стороной на откровенно кабальных условиях, часто жертвуя титулом правообладателя, как единственным имеющимся экономическим активом.

Аналогичные ситуации возникают не только в музыке, но и везде, где невозможно или затруднительно воплотить свои творческие идеи без крупных вложений. И это не только в РФ такая ситуация, потому что построен «неправильный капитализм» или народ какой-то особо жадный, или особо бедные творцы, вовсе нет. Такие ситуации случаются везде и сопровождали даже всемирно известных творческих деятелей в самые «сытые» годы, о чём написано немало историй.

Причина проста — то, что для одних творчество и самореализация, для других — только бизнес, предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли со всеми вытекающими последствиями.

Таким образом, автор, являясь юридически монополистом своего творческого труда и первоначальным обладателем исключительного права, “невидимой рукой рынка имени Адама Смита” часто ставится в крайне неудобное и зависимое положение. А потому правовыми методами эту ситуцию исправить вряд ли возможно, да и закон без возможности принудительного применения его положений в отношении не желающих их соблюдать – не стоит и бумаги, на которой напечатан.

Вспоминается фраза, написанная коллегой-юристом по поводу отсутствия его книги в электронном виде, выглядевшая примерно вот так: “Увы, такова политика издательства. С этим ничего не поделать, я, к сожалению, всего лишь автор”. Всего лишь автор. Пожалуй, квинтэссенция статуса автора в одной фразе.

Выводы

Из всего вышеизложенного следует, что:

  1. автор и правообладатель нередко представляют собой одно лицо, но в таком случае это лицо всегда физическое, а юридическое лицо автором быть не может;
  2. исключительное право всегда возникает у автора;
  3. автор может передать исключительное право другому лицу, и тогда автор не будет больше правообладателем;
  4. передать исключительное право (“титул правообладателя”) можно, а передать авторство нельзя;
  5. правообладатель может быть юридическим лицом, кроме того обладателями исключительного права могут быть несколько лиц;
  6. правообладатель может распоряжаться правом и осуществлять действия по его защите в случае нарушений;
  7. автор действительно часто вынужден соглашаться с невыгодными условиями, потому что выбор невелик: или такие условия, или никакой возможности творить и доносить свои труды до широкой аудитории вообще.

Кто такой правообладатель: правовой статус и отличие от автора

Авторские права защищаются государством, что гарантирует создателям предметов интеллектуальной собственности абсолютную безопасность. Закон выделяет две стороны отношений – автора и правообладателя. Если автор – создатель произведения, то кто же такой правообладатель в авторском праве? Этот вопрос и будет изучен в статье.

Под авторским правом в объективном его значении понимается институт гражданского права, посредством которого происходит регулирование правоотношений, связанных с формированием и практическим применением изобретений. К последним относятся продукты науки, искусства, литературы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и т. д.

Автор и правообладатель

Возникновение авторских прав начинается с момента создания произведения. Они включают в себя следующие элементы:

В качестве автора может выступать исключительно физическое лицо, создавшее то или иное произведение. Это может быть конкретный человек или группа лиц. В роли правообладателя может быть не только сам автор, наделенный авторскими правами, но и организация, получившая полномочия на распоряжение произведением по соглашению (договору).

Основные объекты и субъекты авторского права

Субъектом авторского права признается создатель продукта и его пользователь.

Рассмотрим практический пример.

Писатель издал книгу в жанре «детектив», а затем подписал с кинематографической организацией договор. В нем сказано, что фирма создаст экранизацию книги, соответственно, обретет право на ее использование в своей деятельности. Вопрос: кто есть кто, и кому какие права положены по закону?

В итоге получится, что обе стороны – и писатель, и режиссер – станут субъектами этого права. В данном случае писатель будет называться творцом, а кинокомпания – правообладателем (как, собственно, и любое другое лицо, заинтересованное в извлечении из собственности автора выгоды).

В рассматриваемой нами ситуации это полномочие на использование книжного сюжета в кинокартине.

Главным образом к объектам авторского права относятся следующие продукты:

К субъектам АП не принято относить официальные бумаги, символы, фольклор, уведомления о фактах.

Чем грозит незаконное применение авторского права

Наряду с этим в качестве наказания используются обязательные работы сроком до 480 ч, исправительные труды до 2-х лет, принудительные работы или лишение свободы на тот же срок. Регламент – ст. 146 УК РФ.

Кто такой правообладатель

Правообладателем является физическое лицо (обычный гражданин) или юридическое лицо (организация), которому было передано право на пользование объектом интеллектуальной собственности. Например, писатели очень нуждаются во взаимодействии с правообладателями, в лице которых выступают издательства. Ведь написанная книга – это лишь полдела. Ее необходимо отредактировать, опубликовать, продать, в конце концов. Для этого писатель обращается в издательство и предлагает рукопись к публикации.

В рассмотренном примере на плечи правообладателя ложится работа, которую непосредственно сам автор выполнить не может. В итоге обладатель права становится посредником и получает прибыль от распространения чтива.

Какими привилегиями наделяется правообладатель

На практике быть правообладателем крайне выгодно, и тому есть несколько причин:

Как можно стать правообладателем

Есть несколько вариантов стать обладателем прав на тот или иной объект интеллектуальной собственности.

  1. Стать автором, то есть создать продукт своими силами. Поскольку автор выступает в качестве первичного правообладателя, этот способ является основным. Но для реализации идеи придется вооружиться свежими мыслями и некоторыми навыками, что не всегда осуществимо.
  2. Подписать соглашение авторского подряда с непосредственным создателем произведения. В итоге получится, что вы наймете автора на выгодных вам условиях, чтобы тот создал что-то новое. Затем он останется в тени, а его партнер (то есть вы) получит итог интеллектуальной работы в пользование и распоряжение. Соответственно, ему же достанутся и все гонорары.
  3. Осуществить выкуп авторских прав у создателя произведения. Эта процедура носит название отчуждения исключительного права и подразумевает подписание одноименного договора с указанием суммы авторского гонорара. Вследствие этого факт авторства сохранится за изобретателем, однако распоряжаться продуктом будет правообладатель.
  4. Приобрести определенную долю прав на произведение. Правообладатель получит права, смежные с авторским. Это не позволит распоряжаться объектом интеллектуальной собственности в полной мере и вынудит вас считаться с его создателем на основе лицензионного соглашения. Оно может носить исключительный характер, и тогда правообладатель лишится возможности заключения прочих договоров. Есть и неисключительные договоры, при которых количество оформляемых лицензий ничем не ограничивается. Эти способы взаимоотношений между сторонами распространены на практике. Лицензиат обретает право на пользование интеллектуальной собственностью лишь в рамках тех прав, сроков и способов, которые предусмотрены в составленном соглашении.

Таким образом, быть правообладателем – выгодно и престижно. Поэтому многие компании стремятся обзавестись этим статусом.

Правообладатель — доминирующий хищник в мире авторских прав

История авторского права началась ещё в давние времена вместе с появлением авторства. В Средние века монархи жаловали авторов привилегиями, иметь которую значило обладать правом на свою работу. Сейчас быть автором сложно и просто одновременно: с одной стороны, новые технологии облегчили жизнь специалистам всех профессий, но с другой — юридических тонкостей и правил стало больше. Поэтому авторы часто не знают, как правильно представить публике своё творение и как получить от этого выгоду. Слово «правопреемник» хоть и появилось позже, но уже имеет огромное значение. Правопреемники тесно связаны с авторами, работают в той же области, однако быть правопреемником (правообладателем) даже выгоднее, чем автором. В чём же заключаются положительные стороны этого статуса?

Что такое авторское право

Авторское право — это законодательно защищённое право лица (физического или юридического, но только в статусе правообладателя) на использование и создание произведений искусства, научных трудов и литературы. Оно является одним из видов интеллектуальной собственности. Авторское право материально, то есть не действует на вербальные конструкции, изречения, предположения, способы и тому подобное, а охраняет только произведения — всё, что когда-либо было создано автором (книги, музыкальные композиции, произведения науки и т. д.).

Профессия программиста сейчас настолько популярна, что для защиты прав специалистов этой сферы деятельности было выделено авторское право на электронное обеспечение для ЭВМ (прошивки, игры, другие программы).

Авторские права включают в себя следующие виды прав:

Автор может не регистрировать свою работу и не отображать авторский знак, но это не лишает его произведение авторской защиты

Необходимо понимать, что утратить авторское право невозможно, его можно только передать.

Понятие смежных прав

Авторские и смежные права не принято отделять друг от друга. Смежные права регулируют вопросы не совсем авторской деятельности, но всё же творческой и уникальной. К объектам смежных прав относятся, например, переводы текстов с иностранных языков, фонограммы, кавер-версии песен. И, например, при продаже переведённой книги гонорары получает и переводчик, и автор, и издательство.

Читайте также:  Как сделать возврат денег за возвращаемый товар?

Использовать авторскую композицию можно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения

Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic

http://givememusic.ru/kaver-versija-s-tochki-zreniya-avtorskogo-prava

Объекты и субъекты авторского права

Допустим, писатель написал роман и подписал с кинематографической компанией договор, разрешающий использование в новом фильме сюжета этой книги. Тогда обе стороны (писатель и создатели кино) будут субъектами права интеллектуальной собственности. Писатель (автор, исполнитель, изобретатель) называется творцом. Кинокомпания и другие лица, заинтересованные в извлечении выгоды из собственности автора и заключившие с ним договор, называются правообладателями. Объектом авторских правоотношений является право на произведение (картину, статью, фильм и т. д.). В рассмотренном случае это будет право на заимствование сюжета книги.

Объекты авторского права

К объектам авторского права главным образом относятся:

Стоит учитывать, что объектами авторского права не являются официальные документы, официальные символы (внесённые в так называемые перечни стандартных символов ANSI и ASCII), фольклор и сообщения о фактах.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершённые в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ст. 146 Уголовного кодекса РФ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/b683408102681707f2702cff05f0a3025daab7ab/

Субъекты авторского права

Авторы являются главными субъектами авторских прав. То есть любое физическое лицо, трудом которого было создано произведение. Автор получает права на своё произведение сразу после того, как оно становится материальным (настолько, чтобы его смогли воспринимать другие лица).

Если в создании произведения участвовало несколько физических лиц, то такое произведение создано в соавторстве и принадлежит одновременно всем соавторам. Причём неважно, создавались все составляющие произведения коллективно, или же каждая часть обязана своим существованием какому-то конкретному лицу. Условием для возникновения соавторства является договорённость о сотрудничестве между всеми авторами, принимающими участие в проекте.

Соглашение между авторами — обязательный элемент соавторства

Кто является правообладателем

Правообладатель — это физическое или юридическое лицо, которому вы передали право на использование своего произведения, условно согласившись на его распространение. Писателям, например, жизненно необходима работа с правообладателем, которым в этом случае является издательство. Посудите сами, писателю нужно опубликовать книгу, но навыков в её оформлении, наборе, работе с печатниками у него нет. Для этого он идёт в издательство и предлагает свою рукопись для опубликования. То есть правообладатель проводит ту работу над произведением, которую сам автор сделать не в состоянии, и получает прибыль от его распространения.

Быть правообладателем выгодно по многим причинам. Во-первых, маленькое произведение одного автора, выкупленное правообладателем, может стать частью чего-то большего. Например, некая крупная компания заметила, что малоизвестный программист написал важную программу, которая могла бы стать очень ценной и принести этой компании крупный доход. Так как программист малоизвестен, и программу у него вряд ли кто-то купит, компания предлагает ему небольшую сумму за его код. И он соглашается. Вскоре программисту становится известно о росте и успехах компании благодаря его программе, и все забыли о том, что именно ему эта организация обязана своими достижениями.

Бывают ситуации, когда правообладатель становится известнее автора

Во-вторых, приобретённая интеллектуальная собственность может составить большую часть активов вашей компании, сделать её более ценной и инвестиционно привлекательной. В-третьих, становясь правообладателем, вы получаете государственную защиту от нелегального использования объекта авторских прав (попросту — «пиратства»).

Пиратство — это, наверное, самая большая проблема правообладателя. Нелегальное копирование и распространение наносит большой ущерб как кошельку, так и репутации. Однако в каждой тёмной комнате найдётся лучик света — законодательством РФ предусмотрены штрафы и возмещение нанесённого вреда. К примеру, компенсация за каждый случай нарушения авторских прав может составлять от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Уголовное преследование пиратов является наиболее эффективным средством борьбы с нарушением авторских прав

Пиратство является довольно неоднозначным явлением в современной культуре. Безусловно, такая деятельность является незаконной. Однако случаются и необычные истории о пиратстве. Например, многомиллионная компания Microsoft учитывает тот факт, что люди любят получать всё бесплатно. Поэтому, принимая во внимание неизбежность кражи их продукции, корпорация придерживается рискованной политики и утверждает:«Если собираетесь воровать ПО — воруйте у нас!»

Как стать правообладателем

Как говорится, все дороги ведут в Рим. Так и в этом случае — для того чтобы стать правообладателем, существует несколько способов:

Заключение лицензионных договоров на использование объекта права интеллектуальной собственности является очень популярной практикой

Лицензиат может пользоваться результатом интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав, сроков и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Видео: как стать правообладателем

Что такое ТРОИС и для чего он нужен

Таможенные органы РФ считают своей основной задачей прекратить незаконный ввоз и вывоз товаров через границу. Для этого был создан Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), который защищает права правообладателя, если тот думает, что при перевозке интеллектуальной собственности через границу могут нарушаться его права. Такой правопреемник может подать в Государственный таможенный комитет РФ заявление о добавлении товаров в группу «риска» ТРОИС (процедура включения в реестр бесплатна). В заявлении должны быть указаны следующие данные:

Заявление сопровождается распиской, в которой правообладатель обязуется возместить ущерб, связанный с приостановкой производства товара (не меньше 300 тыс. рублей). А также прилагается документ, подтверждающий права правообладателя на интеллектуальную собственность.

При добавлении в реестр этот товар перестаёт выпускаться в течение двух лет со дня добавления (этот срок может быть продлён по заявлению правообладателя). Если на таможне обнаруживаются товары, выпуск которых нарушает права правообладателя, их производство приостанавливается на 10 рабочих дней.

В современном мире, где, казалось бы, всё уже придумано, можно создать что-то новое, но для этого потребуется много фантазии и сил. Такую трудоёмкую работу выполняют авторы. Малоизвестным творцам, даже если они вкладывают всю душу в дело, сложно добиться справедливой оценки и оплаты результатов труда. Поэтому многие продают права на собственные произведения. Иногда среди таких «малоизвестных авторов» мелькают непризнанные гении, чьи идеи имеют большую ценность. Находить этих счастливчиков и покупать у них концепции — задача правопреемника, который доводит до ума задумки автора и получает чистый бриллиант из невзрачного алмаза. И в следующий раз, когда вам попадётся надпись «заблокировано по просьбе правообладателя» на каком-либо сайте, не стоит отождествлять правообладателей с исчадиями Ада: эти ребята просто делают свою работу.

Правообладатель понятие

Что за понятие Правообладатель? Каковы его гражданские права.

ГК РФ Статья 17. Правоспособность гражданина

1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Правообладатель – это собственник. Его права КРАТКО – владеть, пользоваться, распоряжаться

Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Это общее понятие. Это физическое или юридическое лицо, обладающее какими-либо определенными правами. Какие права-зависит от правовых отношений, в которых он участвует. Правами обладает и истец, и ответчик.

Правообладатель – Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом. “

Правообладатель — Физическое или юридическое лицо, обладающее авторским правом. [http://www.morepc.ru/dict/] правообладатель Физические лица, а также коммерческие или некоммерческие организации, получившие лицензию на использование знаков, обозначений и/или… … Справочник технического переводчика

Правообладатель — физическое или юридическое лицо, обладающее какими либо определенными правами. Словарь бизнес терминов. Академик. Ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Правообладатель — см., напр., Договор коммерческой концессии … Энциклопедия права

ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ — автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительным правом на программу для ЭВМ или базу данных, охраняемую топологию в силу закона или договора … Юридическая энциклопедия

Правообладатель — 1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым… … Официальная терминология

правообладатель — 4.45 правообладатель (stakeholder): Лицо или организация, имеющие право, долю, требование или интерес в системе или в обладании ее характеристиками, удовлетворяющими ее потребности и ожидания. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ — лицо, которому принадлежат права на объект интеллектуальной собственности по закону либо договору (статья 8 ТмК Республики Беларусь). Правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, имеющие основания полагать, что при перемещении… … Таможенное дело. Толковый словарь.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

Читайте также:  Образец соглашения о взаимозачете между организациями

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

В творческой среде часто используется принцип художественного заимствования — известный манифест дизайнера и писателя Остина Клеона «Кради как художник». Не всегда получается придумать что-то уникальное, но иногда чужая мысль вдохновляет на творчество — в результате получается новое произведение.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Нап ример:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

В 2018 году Российское Авторское Общество передало полномочия по депонированию любого объекта интеллектуальной собственности двум официальным партнёрам: АО «Национальный реестр интеллектуальной собственности» (n’RIS) и ООО «Айрег» (национальный регистратор авторских прав IREG).

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Sum IP

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Авторские права: основные положения

В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права .

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

3. Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. Регистрация программы для ЭВМ удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

4. Виды авторских прав.

Виды авторских прав наглядно представлены на схеме.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права, к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

6. Авторские права: срок действия.

Срок действия авторских прав зависит от их вида:

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

7. Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Полезные ссылки по теме “Авторские права”:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *