Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.03.2019 2019-03-28

Статья просмотрена: 2556 раз

Библиографическое описание:

Макушин, Д. С. Некоммерческие организации: история развития, формы НКО и правовое регулирование деятельности / Д. С. Макушин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57550/ (дата обращения: 26.02.2021).

Ключевые слова: некоммерческая организация, НКО, третий сектор, развитие, деятельность.

В современных условиях развития нашей страны и мира в целом возрастает роль и значение некоммерческих организаций, в том числе публичные объединения, которые оказывают сильное действие не только на политику внутри государства, но и на внешнюю.

Современная социология условно делит социальные группы гражданского общества на три сектора: государственный (публичный), коммерческий (частный) и некоммерческий (НКО). Поэтому по отношению к НКО часто применяется такой термин, как «третий сектор».

Появление таких организаций началось ещё много столетий назад. По большей части это были публичные и религиозные организации, общественные движения, союзы, партии и др. НКО занимают наибольшую нишу во всех сферах развития государства, как центр экономических и социальных отношений.

НКО (некоммерческая организация) — это компания, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и не распределяет прибыль между участниками своей организации. Данные организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и других сфер жизнедеятельности.

Также НКО имеет право заниматься предпринимательством, если данная деятельность направлена на достижение поставленной цели организации.

Самые первые некоммерческие организации появились примерно в VI-VII веках и первоначально основывались на внехозяйственном интересе. Происходило это в результате определенного момента развития общества, когда правовое регулирование отношений касалось исключительно отдельных физических лиц. Также уже в V веке были образованы гетерии — тайные сообщества единомышленников — богачей и олигархов, которые были настроены против демократического строя. В это же время в Древнем Риме частные организации были описаны как союзы с религиозными целями и профессиональный союз ремесленников.

Вместе с тем, согласно записям Гая, Законы таблиц (D. 47, 22, 4) даже разрешали союзам с религиозными целями вырабатывать внутри себя устав, не противоречащий действующим законам. Такой порядок свободного образования коллегий, который был позаимствован, со слов Гая, из законодательства Солона, то есть из греческого права, существовал до окончания республики. Согласно законам того времени юридическое лицо прекращало свою деятельность после того, как цель организации была достигнута. Согласно правилам того времени можно сказать, что союзы того времени пока еще невозможно назвать юридическими лицами, в современной интерпретации данных слов, например, юристы из Рима еще не оценивали и не знали такого понятия.

Через определенное время большое количество объединений стало появляться во времена республики. Преимущественно это были компании, которые объединяли служителей при магистрах различных родов и объединялись для взаимопомощи. Из них можно выделить, например, похоронные бюро, которые существовали в основном среди бедного населения.

В развитии НКО в России можно выделить 7 этапов:

1) Древние времена — от X-XVI века. Появлялись НКО на основе традиций племен.

2) XVI в. были приняты попытки для законодательного оформления существования некоммерческих организаций.

3) Во времена правления императрицы Екатерины II (1762–1796). Происходило выделение негосударственного раздела социальных отношений. Главным событием этого времени являлось появление негосударственных организаций, которые не входили в состав института церкви.

4) XVIII век — 1861 г. Развитие социальных объединений институционного характера, появление благотворительности как вида деятельности.

5) 1861–1917 гг. Развитие некоммерческих организаций. В Москве ближе к концу XIX века существовало примерно около пятисот частных и благотворительных организаций, но они были разделены на разные министерства и ведомства.

6) 1917–1980 гг. Этап застоя в развитии НКО в России. После 1917 г. в условиях безоговорочного преобладания государственной собственности, «третьему сектору» не было место в экономике государства.

7) 1980–1995 гг. Восстановление «настоящего» 3-го сектора. Финансовый упадок, сопровождавший развитие рыночной экономики, сделал остродефицитными способы и время, которые жители имели бы возможность отдавать третьему сектору.

8) 1995-2000 гг. Составление российской системы законодательства о некоммерческих организациях. До 1995 г. включительно на всей территории РФ действовал принятый ещё 1990 г. в СССР «Закон об общественных объединениях», вскоре на его основе был создан закон с таким же названием, вступивший в силу в РФ в 1995 г.

9) Последний этап развития включает в себя начало 2000 гг. и по настоящее время.

На сегодняшний день существуют несколько форм некоммерческих организаций:

1) Общественная и религиозная организация — участники не сохраняют свои права на переданное этим организациям собственное имущество, включая и взносы на членство.

2) Фонд — имущество, переданное фонду его учредителями, является только собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью.

3) Учреждения — имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств ответственность несет его собственник.

4) Автономная некоммерческая организация — имущество организации, переданное ей учредителями, является ее собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняя прав на её собственность.

5) Государственная корпорация — особенность в том, что в ней нет членства, создана в РФ на основе денежного или имущественного вклада (взноса), основной целью которой является осуществление управленческих, социальных, а также каких-либо полезных функций для общества.

Деятельность всех НКО находится в особом правовом поле.

Данные организации регулируются несколькими Федеральными законами, правовыми актами и другими нормативными документами, главным из которых является Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статус работы некоммерческих организаций и особенности их налогообложения определяются исходя из следующих правовых документов.

Статья 246 НК РФ: все НКО признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, поступающие некоммерческим организациям на их содержание и ведение деятельности, при определении доходов для целей исчисления налога на прибыль организаций не учитывается согласно статье 251 Налогового Кодекса РФ.

Также в Налоговом Кодексе РФ предусмотрен особый порядок при налогообложении на прибыль, в случае если НКО получает целевое финансирование в виде грантов. НКО также могут применять и УСН.

Все нормативные акты, а также разъяснения Федеральной Налоговой Службы и Министерства финансов России, размещены на сайтах.

Документы, регламентирующие деятельность НКО:

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях»

Статья 78.1 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2014)

Статья 582 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 11-рп

Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. N 243-рп

Нормативно-правовая база, устанавливающая особенности налогообложения для НКО прописана в пункте 2 статьи.

В заключении хотелось бы отметить, что на 1 января 2017 г. был начат ещё один период реформы муниципальных учреждений, которые предусматривают строгую и жесткую ориентацию порядка использования ими средств из бюджета на достижение конечного результата. Как следствие, развитие НКО и всего некоммерческого сектора в РФ проходит под управлением и влиянием национальных особенностей страны. В России существует тенденция быстрого развития и усиление влияния на развитие экономики России.

По состоянию на 1 января 2018 г. по данным Министерства юстиции РФ в нашей стране действует около 220 тысяч НКО. Их количество остается постоянным на протяжении последних нескольких лет. Сколько из них активно работают выяснить сложно, т.к. эти данные не предоставляет ни одно ведомство. Эксперты, однако, полагают, что доля действующих НКО составляет не более 15–20 % от зарегистрированных. Некоммерческий сектор сегодня тем не менее активно развивается. Все больше НКО привлекают частные пожертвования и более активно работают с гражданами.

Растет и неформальная гражданская активность. Но то, над чем точно предстоит еще много работать некоммерческому сектору, — доверие к нему со стороны граждан, потому что ожидать готовности людей работать в НКО в качестве волонтеров и жертвовать свои средства можно только тогда, когда уровень доверия будет высоким. Да, он вырос за последний год. Но нам еще есть, над чем работать. Для этого НКО должны стать более прозрачными и подотчетными. В настоящее время некоторые организации уже делают публичные отчеты, но пока этого недостаточно. НКО должны также лучше взаимодействовать друг с другом, создавать партнерства, создавать саморегулируемые организации, что позволит защитить их от мошенничества и поможет им стать более подотчетными, действовать в соответствии с высокими этическими стандартами.

Минюст России по-прежнему не вывел крупнейшие государственные корпорации из числа НКО. В его реестре в числе НКО указано более 4 тыс. политических партий (включая региональные отделения).

В плане упорядочения статистического учета третьего сектора практически ничего не изменило введение в законодательство с 2010 г. категории социально ориентированных НКО (СО НКО). Статистический учет раздела СО НКО ведет Росстат. По сведениям Росстата количество СО НКО продолжает расти: на конец 2015 г. в РФ было зарегистрировано 140 031 СО НКО, на конец 2016 г. — 143 436. Это в пределах 63 % от совместного количества зарегистрированных НКО. Впрочем, в предоставленном случае речь идет о подъеме сектора, все большее количество НКО формально относятся к категории социально нацеленных организаций — для этого в уставе НКО достаточно хотя бы единственного упоминания направления работ, признанного социально нацеленным. Так, в числе СО НКО — Аналитический центр при Правительстве РФ, Агентство стратегических инициатив, всевозможные правительственные фонды.

По данным Росстата, общий объем доходов СО НКО в 2015 г. составил 686 млрд рублей, в 2016 г. — уже 831 млрд рублей (в частности, доходы от реализации товаров и услуг составили 254 млрд рублей, поступления от российских коммерческих организаций — 174 млрд рублей). Такие астрономические цифры не согласуются с имеющимися сведениями об общем объеме экономики реального некоммерческого сектора (так, поддержка СО НКО из федерального бюджета составила в 2016 г. около 11 млрд рублей). Очевидно, что, в данном случае речь идет в том числе о различных правительственных фондах, спонсируемых из бюджета спортивных клубах и других организациях, которые лишь номинально можно отнести к некоммерческим.

Другие цифры Росстата о секторе СО НКО также вызывают вопросы.

К примеру, по данным ведомства, вся численность сотрудников СО НКО на конец 2015 г. составила 991 тыс. человек, что составляет примерно 1,3 % экономически активного населения страны. Но на конец 2016 г. данный показатель составил уже 672 тыс. человек. Не совсем понятно, каким образом численность сотрудников смогла снизиться за год более чем на 300 тысяч человек. И это на фоне того, что государство увеличивает финансовую поддержку некоммерческого сектора. В то же самое время Росстат на конец 2015 г. насчитал 2,5 млн добровольцев СО НКО, а уже в 2016 г. 3.8 млн человек. Такой стремительный рост на фоне количества постоянных сотрудников объяснить достаточно сложно.

В 2017 г. запущен общественный проект «Открытые НКО», в рамках которого агрегируются данные о грантах, субсидиях и контрактах НКО. Проект позволяет увидеть, какие именно организации стали получателями государственной поддержки.

В секторе НКО слабо развито саморегулирование, мало площадок для объединения и консолидации, сектор разобщен, что приводит к появлению разного рода мошенничества в сфере благотворительности, кроме того, много фиктивных НКО, которые создаются для реализации коммерческих проектов и получения прибыли.

Мировая практика показывает, что основным путем для повышения и увеличения доверия к НКО является его открытость и прозрачность. В идеале любой желающий может найти в открытом доступе подробные публичные отчеты об основных направлениях деятельности организации, реализованных проектах, финансовых потоках. В России пока не укоренилась практика публичной отчетности НКО, подробная отчетность есть только у нескольких десятков организаций. На конкурс отчетов НКО «Точка отсчета», который возобновил свою деятельность в 2017 г., были поданы всего 244 отчета. С одной стороны, не у всех НКО есть время и ресурсы на написание отчетов, а с другой стороны — нет никакой внешней мотивации, а внутренняя мотивация у НКО крайне низкая, даже у благотворительных фондов.

Между тем прозрачность и открытость Некоммерческих организаций нужна не только органам государственной власти, но и всему обществу. Стоит отметить, что в большинстве стран с развитым третьим сектором есть система градации НКО по уровню общественной отчетности. Доступ к программам муниципального и государственного финансирования, налоговым и другим льготам и преференция подразумевают предоставление компанией более конкретных и подробных сведений о своей работе, включая денежные потоки, другими словами, более жесткие требования к прозрачности, вследствие того, что разграничение категорий НКО подразумевает введение более гибкой и простой системы отчетности. Следует подумать о развитии стандартов отчетности для некоммерческих организаций. Данный стандарт может стать основой для коммуникации НКО с внешним миром и другими подобными организациями.

Федеральный закон “О некоммерческих организациях”

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
“О некоммерческих организациях”

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая, 26 июня, 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 22, 23 июля 2008 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5 апреля, 8, 19 мая, 22 июля, 29 декабря 2010 г., 4 июня, 11, 18 июля, 6, 16 ноября 2011 г., 20, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 11 февраля, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 21 февраля, 4 июня, 21 июля, 14 октября, 4, 24 ноября, 22, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 2 мая, 13 июля, 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 31 января, 9, 30 марта, 23 мая, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 7 июня, 29 июля, 14 ноября, 31 декабря 2017 г., 5 февраля, 27 июня, 29 августа 2018 г., 26 ноября, 2 декабря 2019 г., 18 марта, 8 июня, 30 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

12 января 1996 года

Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, формирования и использования имущества таких организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами МСУ. Закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям (за исключением потребительских кооперативов), созданным или создаваемым на территории РФ, постольку, поскольку иное не установлено самим Законом или иными федеральными законами.

Некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Рассмотрен ряд общих вопросов: правовое положение некоммерческой организации, ее наименование, местонахождение, филиалы и представительства.

Закреплены особенности следующих форм некоммерческих организаций: общественных и религиозных организаций (объединений); фондов; некоммерческих партнерств; учреждений; автономных некоммерческих организаций; объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

Самостоятельный раздел закона посвящен вопросам создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций.

Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации, предусмотренным в ее учредительных документах. Определены источники формирования имущества такой организации.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются учредительными документами в соответствии Законом.

Определены формы оказания возможной помощи некоммерческим организациям со стороны органов государственной власти и МСУ: размещение на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов; предоставление льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку; и др.

Бухгалтерский учет и статистическую отчетность некоммерческая организация ведет в порядке, установленном законодательством РФ.

За нарушение организацией положений Закона предусмотрена ответственность.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 24 января 1996 г. N 14, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 145

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 529-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2020 г.

Читайте также:  Что значит назначение платежа при переводе

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 449-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. и применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 440-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 413-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 3.2 статьи 7.1 и в пункт 9 статьи 7.2, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением пункта 10 статьи 6 названного Федерального закона, вступающего в силу с 1 октября 2010 г., и подпункта “а” пункта 19 статьи 6 названного Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2009 г.

Изменения в статью 32 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Задумались об открытии НКО? Расскажем как зарегистрировать, что учесть и как сдавать отчеты

Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации .

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.
Читайте также:  С какими кожными заболеваниями не берут в армию

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО

В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!

Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

Отличительные особенности форм некоммерческих организаций (НКО)

Андрей Ларин рекомендует:

У некоммерческих организаций основной целью своей деятельности не является извлечение прибыли

Статьей 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, некоммерческая организация (далее НКО) это, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Формы НКО:
1. Общественные и религиозные (объединения)
2. Фонды
3. Некоммерческие партнерства
4. Частные учреждения
5. Автономная некоммерческая организация
6. Ассоциации (союзы)

Особенности НКО различных форм

Общественные и религиозные

Общественная — является добровольное объединение физических лиц, учрежденное на основе общности их интересов и преследующее целью удовлетворение нематериальных потребностей членов общества, а также представление и защиту общих интересов.

В общественных орг-ях обязательным условием является то, что их члены не сохраняют имущественное право на взносы, пожертвования и иное переданное в собственность этому лицу имущества. Также стоит отметить, что члены общественной орг-ции не несут ответственности по ее обязательствам, также, как и общественная орг-ция по обязательствам своих членов.

Законодательством предусмотрена территориальная классификация общественных НКО:

Региональные – которые, в соответствии с уставными целями, осуществляют деятельность на территории только одного субъекта Российской Федерации.

Межрегиональные – осуществляющие деятельность на территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и имеющие на их территории свои структурные подразделения.

Общероссийские – осуществляющие уставную деятельность территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющие на их территории структурные подразделения. Важной особенностью является возможность использовать в наименовании таких организаций слов «Россия», «Российская Федерация», их словоформ и образованных на их основе словосочетаний без разрешения специальных государственных органов.

Религиозные — являются объединением постоянно и на законных основаниях проживающих в России физических лиц, которое создается с целью совместного исповедания и распространения веры. Подобное объединение носит название местной религиозной орг-ции, объединение нескольких местных именуется централизованной религиозной организации.

Местная религиозная НКО учреждается не менее, чем 10 физическими лицами, централизованная должна включать не менее 3-х местных организаций. Порядок сохранения имущественных прав на переданное имущество и порядка несения ответственности по обязательствам идентичен порядку, предусмотренному для общественных НКО.

Важной отличительной особенностью является то, что религиозная НКО отвечает по обязательствам не всем своим имуществом: имущество богослужебного назначения не может быть обращено по требованиям кредиторов. Также религиозные НКО не могут быть преобразованы в юр лица других организационно-правовых форм.

Фонды

Фонды – унитарные НКО, не имеющие членства и учрежденные гражданами на основе добровольных имущественных взносов, которые аккумулируются и используются на социально полезные цели (благотворительность, культура, образование и т.д.).

В наименование подобной некоммерческой структуры обязательно должно включаться слово «фонд», фонды ежегодно представляют отчеты об использовании имущества. Имущество данного типа некоммерческой структуры формируется за счет взносов учредителей и его участников. Примерами могут служить Фонд культуры, Фонд Солженицына, инвестиционные фонды и т.д.

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юр. лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.

НП является юр. лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НП создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы такой струтктуры является то, что имущество, переданное НП его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. НП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов НКО относится возможность участвовать в управлении делами НП, получать информацию о деятельности НП согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из НП и другие.

Высшим органом управления НП является общее собрание членов этой структуры. Участник НП может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из НП участник имеет право на получение части имущества этой структуры или стоимости этого имущества.

Частные учреждения

Частные учреждения представляют собой распространенный вид НКО, которые учреждают физические или юр лица и выполняют управленческие, социальные, культурные, образовательные или иные цели. К ним можно отнести разного частные учреждения образования (школы, сады), учреждения, оказывающие помощь уязвимым категориям населения, частные медицинские учреждения и т.д.

В отличие от иных видов НКО частные учреждения не являются собственником имущества – оно принадлежит учредителю и находится в учреждении на праве оперативного управления.

Автономные НКО

Автономные НКО представляют собой структуры, не основанные на членстве, которые учреждены физическими или юр лицами на основе добровольных взносов с целью предоставления образовательных, медицинских, культурных и иных видов услуг.

Данный тип НКО во многом схож с иными их видами, но имеет ряд существенных отличий:

В отличие от ассоциаций (союзов) и НП, автономные НКО не основаны на членстве, хоть и создаются для схожих целей.

В отличие от учреждений автономные НКО обладают правом собственности на имущество, полученное от участников и учредителей. Стоит отметить, что учредители при этом не несут ответственности по обязательствам данного типа организаций.

В отличие от фонда автономные НКО создаются с целью предоставления услуг граждан и юр лицам.

Автономные НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение их основных целей. Учредители имеют право осуществлять надзорную деятельность за этой автономной структурой, порядок которой определяется в уставных документах.

Ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства

Ассоциациями и союзами признаются добровольные объединения юр. и (или) физических лиц, которые учреждены для защиты общих интересов и достижения общих целей. Чаще всего подобные объединения носят профессиональный характер, в частности координацию предпринимательской деятельности отдельных субъектов хозяйствования, входящих в ассоциацию. Примеры: Круглый стол предпринимателей России, территориальные ассоциации предпринимателей, Ассоциация российских банков и т.д.

Одной из форм ассоциаций (союзов) признается НП – НКО, основанная на членстве и учреждаемая физическими и (или) юр. лицами с целью выполнения социальных, управленческих, культурных, образовательных и иных задач, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, защиты прав и интересов физических и юр. лиц, разрешения спорных и конфликтных ситуаций и т.д. Имущество, переданное участниками и учредителями партнерству становится его собственностью, однако возвращается участнику при выходе из партнерства.

Отличительные черты НКО от коммерческих

Первая особенность — цели ее деятельности определяются ее учредителями (участниками), но они не могут быть направлены на извлечение прибыли. Цели должны фиксироваться в учредительном или ином документе, где определяется правовое положение данной структуры.

Второй важной особенностью является возможность осуществлять деятельность без приобретения статуса юр. лица.

В отличие от коммерческих структур, НКО может существовать и функционировать без статуса юр. лица, не обладая правоспособностью и дееспособностью. НКО может приобрести статус юр. лица, правоспособность и дееспособность, если будет создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом, и зарегистрирована в установленном порядке. Она признается юр. лицом с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании

Если это объединение осуществляет деятельность, которая приносит прибыль (доход), то материальные выгоды не должны разделяться между ее учредителями (участниками), а направляются на цели, на которые была создана эта структура.

Но данный критерий применяется не ко всему. Распределение материальных благ между членами НКО может осуществляться в виде заработной платы, премий, финансовой помощи, безвозмездного предоставления права пользования имуществом и др. Например, каждый член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, разграничить коммерческие и некоммерческие организации по признаку наличия или отсутствия распределения между учредителями (участниками) прибыли, полученной некоммерческой организацией, весьма сложно.

В отличие от коммерческих структур не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Комментарии к ст. 50 ГК РФ

1. В комментируемой статье законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Это деление основано на цели деятельности того или иного юридического лица. Для коммерческих юридических лиц такой целью является извлечение прибыли, тогда как некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия “некоммерческая организация” в двух значениях – широком и узком.

В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом, смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.

Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих, является, специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых.

Они обычно создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Читайте также:  Запрещается ли выбирать любые годы для расчета пособий

Как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц установлен исчерпывающий перечень организационно правовых форм, предусмотренный в ГК РФ.

2. В п. 2 комментируемой статьи перечислены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Пункт 2 данной статьи по сравнению с ранее действовавшим законодательством дополнен новой организационно-правовой формой коммерческих организаций – крестьянскими (фермерскими) хозяйствами

3. В отличие от ранее действовавшего законодательства перечень некоммерческих юридических лиц, указанный в п. 3 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Это значит, что могут создаваться только организации, прямо предусмотренные ГК.

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи у некоммерческих организаций есть право заниматься приносящей доход деятельностью, если это предусмотрено их уставами. Однако это возможно лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” было отмечено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ)”.

Однако, следует различать понятие предпринимательской деятельности и деятельности, приносящей доход. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое извлечение прибыли, под которой понимается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Некоммерческие организации не могут извлекать прибыль, а могут получать только доход.

Так, например, основными видами приносящей доход, но не являющейся предпринимательской деятельности в сфере образования являются: оказание платных образовательных услуг, передача в аренду излишних или неиспользованных образовательных площадей и т.д.

5. В соответствии с п. 5 ст. 50 ГК РФ установлено, что некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, и она имеет достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Исключение составляют казенные и частные учреждения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 тыс. руб.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” в отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.

6. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в комментируемую статью введен п. 6, которым установлено, что к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное. Таким образом, приносящая доход деятельность по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, входящая в предмет гражданско-правового регулирования, не является для некоммерческих организаций основной, а служит источником укрепления их материальной базы.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” отмечено следующее.

“Согласно пункту 6 статьи 50 ГК РФ правила этого Кодекса не применяются к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное”.

Статья 50 ГК РФ. Коммерческие и некоммерческие организации

Новая редакция Ст. 50 ГК РФ

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций;

15) нотариальных палат.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 50 ГК РФ

При разрешении споров, связанных с учреждением и регистрацией юридических лиц после 7 декабря 1994 года, необходимо руководствоваться главой 4 первой части Кодекса, имея в виду, что после указанной даты коммерческие организации могли быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных данной главой Кодекса. Создание юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, после официального опубликования части первой Кодекса в иных организационно-правовых формах рассматривается как нарушение установленного законом порядка их образования. Акты о регистрации таких юридических лиц в силу закона должны признаваться недействительными (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28.02.1995 N 2/1).

Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.

В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:

– автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”);

– садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”);

– товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);

– объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);

– нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

– торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”).

Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:

– она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;

– она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.

Другой комментарий к Ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с ГК все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом. В зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Гражданский кодекс (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что она служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствует им. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, а также участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Закон (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) предусматривает необходимость преобразования в хозяйственное товарищество или общество объединения коммерческих организаций (ассоциации или союза) в случае, если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается ведение предпринимательской деятельности.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним закон относит хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Помимо указанных в нем потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций или союзов), законом могут быть предусмотрены и иные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Так, Закон о некоммерческих организациях предусматривает возможность таких юридических лиц, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная некоммерческая корпорация.

Некоммерческое партнерство – это основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях).

Автономной некоммерческой организацией является не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Особенностью государственной корпорации (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях) является то, что она создается специальным федеральным законом, который заменяет ей все учредительные документы, предусмотренные ст. 52 ГК.

Помимо форм, указанных в Законе о некоммерческих организациях, некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций предусмотрены иными законами РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Закона о торгово-промышленных палатах в РФ торгово-промышленная палата представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное ими с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов.

Отдельными видами некоммерческих организаций являются также община малочисленных народов (Федеральный закон от 20 июля 2000 г. “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122; 2004. N 35. Ст. 3607) и объединение работодателей (Федеральный закон от 27 ноября 2000 г. “Об объединениях работодателей” // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4741).

4. В п. 4 ст. 50 разрешается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Подобные объединения в силу ст. 121 ГК являются некоммерческими организациями.

Коммерческие и некоммерческие организации

Понятие, основные признаки и различия коммерческих и некоммерческих организаций.

Основной критерий, по которому происходит классификация юридических лиц в российском законодательстве, установлен в ст. 50 ГК, рассматривающей коммерческие и некоммерческие организации.

Обе группы являются полноценными участниками гражданского оборота. Однако между ними есть значительные различия, обусловливающие особое правовое положение каждой.

Понятие и основные признаки коммерческих организаций

Закон не содержит понятие коммерческой организации, приближенное к научному, но основные ее признаки сформулированы в ст. 48, 49 ГК, а также в ч. 1 и 2 ст. 50 ГК.

Признаки коммерческих организаций:

Понятие коммерческой организации

Характеристика коммерческих организаций по основным признакам позволяет сформулировать понятие данного юридического лица.

Под коммерческой организацией следует понимать юр.лицо, главной целью которого является извлечение прибыли, способное, как правило, осуществлять любую деятельность, не запрещенную правовыми нормами.

Понятие и основные признаки некоммерческих организаций

В указанных выше статьях ГК содержится характеристика коммерческих и некоммерческих организаций. Эта классификация позволяет отличать последние по ряду признаков.

Понятие некоммерческой организации

Положения закона, характеризующие эти правовые субъекты, позволяют вывести наиболее полное понятие.

Под некоммерческими организациями следует понимать зарегистрированные в установленном порядке юридические лица определенных организационно-правовых форм, целями которых является достижение результатов в общественной, гуманитарной, политической и других сферах, не связанных с извлечением прибыли, способные выполнять функции в указанных рамках и не распределяющие полученные финансовые ресурсы между учредителями.

Как отличить коммерческую организацию от некоммерческой?

Такая классификация юридических лиц может быть проведена по их основным признакам.

Особенности коммерческих и некоммерческих организаций дают четкую картину отличий одного от другого.

Отличия удастся найти в тексте учредительного документа. Сравнение их начальных разделов поможет установить цели создания организаций. Разница будет заключаться в наличии или отсутствии извлечения прибыли в качестве основной из них.

Однако не каждому гражданину доступны документы организаций. В этом случае помогут виды организационно-правовых форм. Именно по их наименованию можно отнести организацию к коммерческим или некоммерческим.

Формы коммерческих организаций

Перечень видов коммерческих организаций приведен в ч. 2 ст. 50 ГК. К ним относят:

Формы некоммерческих организаций

Законодательство предусматривает большое количество форм таких юридических лиц (ч. 3 ст. 50 ГК). Поэтому проще действовать методом исключения.

К некоммерческим организациям следует относить все юридические лица, не относящиеся к коммерческим. На практике часто встречаются такие формы, как политические партии, фонды, общественные организации, потребительские кооперативы, ТСЖ, адвокатские палаты и образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *