С 1 марта дачников ждут новые законы: как изменится загородная жизнь в этом сезоне

Фото © ТАСС / Валерий Матыцин

” src=”https://static.life.ru/publications/2021/1/15/220491382572.41336.jpg” loading=”lazy” style=”width:100%;height:100%;object-fit:cover”/>

Предстоящий сезон готовит дачникам немало сюрпризов. Как изменятся правила оформления документов, кто получит право на новые льготы и за что теперь можно получить штраф?

Какие льготы и бонусы получат владельцы дачных участков

Одно из новшеств этого сезона касается дачной амнистии. Её продлили с 1 марта 2021 года до 1 марта 2026-го. Дачной амнистией называют упрощённый порядок оформления прав собственников на земельные участки, жилые и садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки. При этом не требуются разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

— Владельцы участков и домов, которые начали строить до 4 августа 2018 года, могут беспрепятственно зарегистрировать эти постройки. Правда, если они не выше трёх этажей и 20 метров. При этом специальные разрешения на строительство от местного самоуправления или муниципальной администрации не нужны. Достаточно проинформировать о старте и окончании строительства, — рассказал эксперт рынка недвижимости “Академии управления финансами и инвестициями” Алексей Кричевский.

Оформить дом на земельном участке для ИЖС, ЛПХ или садоводства без уведомления о строительстве теперь можно до 1 марта 2026 года. Дачная амнистия распространяется, в частности, на земельные участки, которые предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Под неё попадает также недвижимость, для строительства и реконструкции которой не требуется получения разрешений. Это, например, объекты ИЖС (жилые дома), гаражи для личного автомобиля, а также дома, хозяйственные постройки (например, бани, сараи, теплицы, колодцы и другие сооружения), расположенные на садовых земельных участках.

— Сейчас о возведении жилых и садовых домов необходимо уведомлять орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство. При этом до 1 марта 2026 года без уведомления допускаются кадастровый учёт и регистрация прав на садовые и жилые дома, расположенные на садовых участках, а также земельных участках для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта. До 1 марта 2021 года такая возможность была только для земель под садоводство (дачное строительство), — объяснила ведущий юрист Европейской юридической службы Србуи Иващенко.

Ужесточается контроль за наличными: как теперь отслеживают серые зарплаты и проверяют доходы сотрудников

По её словам, владелец может зарегистрировать в упрощённом порядке право собственности на земельный участок, предоставленный ему до 30 октября 2001 года. Однако следует учитывать, что до 1 марта 2026 года кадастровый учёт и регистрация прав на жилой или садовый дом, построенный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального проживания или ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.

— Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. При этом сооружение должно соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства. Но если вы строите дом или реконструируете его с использованием средств материнского капитала, то следует направлять уведомление о начале строительства или реконструкции, — пояснила Србуи Иващенко.

Алексей Кричевский обратил внимание ещё на одно новшество. Теперь при покупке садового участка можно получить налоговый вычет, если дом на этом участке был оформлен в собственность после 2019 года. Собственники могут вернуть до 260 тысяч рублей. Это стало возможным после разъяснений Минфина от 7 сентября 2020 года.

Как изменится жизнь в СНТ

Другие правки в законодательстве, касающиеся дачников, затрагивают в основном членов СНТ. Во-первых, пояснил Алексей Кричевский, теперь не нужно уведомлять о предстоящем общем собрании. Достаточно просто предусмотреть в его уставе определённую дату этого мероприятия. Во-вторых, председатели товарищества должны обеспечить проезд пожарной техники к водоёмам и гидрантам, а также автоматическое открывание ворот и шлагбаумов для пожарных машин. Раньше в летний период хозяева участков были обязаны иметь огнетушитель или бочку с водой.

Начинается установка новых счётчиков: с какими проблемами могут столкнуться жильцы

Как пояснила Србуи Иващенко, устав СНТ может определять конкретный день, время, место проведения и повестку ежегодного общего собрания, а также порядок ознакомления с проектами документов и материалов, которые планируется рассмотреть. Это касается вопросов, которые предусмотрены в уставе товарищества.

— Если планируется обсудить другие проблемы, которые можно решить только на общем собрании, то собственников в обычном порядке должны проинформировать о перечне вопросов, включённых в повестку, — отметила Србуи Иващенко.

Большой переполох среди дачников вызвало ещё одно новшество. С 1 января вступили в силу новые правила противопожарного режима. Они запрещают, в частности, жечь костры на загородных участках. Многие стали опасаться, что под запрет попадают и традиционные шашлыки. На самом деле никаких серьёзных ограничений не появилось. Шашлыки по-прежнему делать можно. Запрещено лишь сжигать мусор и разводить костры во дворах частных домов на расстоянии ближе пяти метров от построек. Те же ограничения действуют и для мангалов. Если установить его подальше от дома, то никаких проблем не возникнет.

«Дачная амнистия» 2021 – 2026: новые возможности, изменения в упрощённом порядке регистрации недвижимости

Содержание

Продление «дачной амнистии»

В конце 2020 года вступил в действие федеральный закон о продлении на 5 лет упрощённого порядка регистрации прав на недвижимость (№ 404-ФЗ от 08.12.2020). В соответствии с ним внесены изменения и поправки:

  1. в ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 12 статьи 70)
  2. в ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 16 № 340-ФЗ)

Речь идёт об оформлении по «дачной амнистии» прав граждан на индивидуальные жилые и садовые дома, срок которой должен был завершиться 1 марта 2021 года. Упрощенный порядок оформления домов, в соответствии с законом № 404-ФЗ, будет действовать до 1 марта 2026 года.

Установлена обязанность органов власти по информированию граждан об изменениях в правилах строительства домов на дачных и садовых участках – индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определённым Градостроительным кодексом (пункт 39 статьи 1).

Изменившиеся возможности «дачной амнистии»

Законом не только продлён срок применения упрощённого порядка, но расширены возможности самой «амнистии». По этой причине она стала более чем «дачной» и приобрела некоторую универсальность.

Сфера действия продлённой «дачной амнистии»

Под действие нового упрощённого порядка регистрации попали индивидуальные жилые дома, построенные не только на садовых участках. Его действие распространилось на дома, расположенные на ЗУ, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) в границах населённого пункта.

Состав участков и объектов недвижимости

1. Участки

2. Объекты

Кроме индивидуальных жилых домов, по «дачной амнистии» на садовых, дачных ЗУ, участках для ИЖС и ЛПХ можно зарегистрировать:

Исключение РНС и уведомлений о строительстве в период действия продлённой «дачной амнистии»

Для легализации возведённых жилых домов, то есть для постановки их на кадастровый учёт и регистрации прав на них до 1 марта 2026 года, а также для новых строений, которые появятся в этот же период, не потребуется:

Если застройщик не воспользуется нормами нового упрощённого порядка регистрации своего строения, то по истечении установленного срока (01.03.2026) ему придётся действовать «по старинке»:

Легализация самовольно возводимых домов с акцентом на дату начала строительства

Федеральным законом №404-ФЗ продлён срок для направления уведомлений о строительстве индивидуальных жилых домов, строящихся без получения разрешения, возведение которых было начато до 4 августа 2018 года (до введения уведомительного порядка).

Уведомление можно направить в течение предстоящих 5 лет (до 01.03.2026) в администрацию или напрямую в Росреестр.

После постройки жилого дома нужно подготовить технический план. Далее, вместе с уведомлением о завершении строительства, направить его в администрацию – для получения подтверждения (уведомления) о соответствии параметров построенного дома установленным требованиям.

Не будь возможности, предоставленной продлённой «дачной амнистией», отстаивать своё право на жилой дом застройщику пришлось бы через суд.

Снос ОКС

В случае, когда работы по сносу ОКС были начаты до вступления в силу федерального закона №404-ФЗ, а сам снос не связан с реконструкцией или строительством ОКС на месте снесённого объекта, не требуется:

Условия для регистрации дома по новому упрощённому порядку

Жилые дома могут быть зарегистрированы в Росреестре в упрощённом порядке при следующих условиях:

  1. соответствие дома параметрам объекта ИЖС (пункт 39 статьи 1 ГрК РФ):
    • отдельно стоящее здание:
      • состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, используемых для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием граждан в таком здании
      • предназначено для проживания одной семьи
      • не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
    • количество надземных этажей – не более чем 3
    • высота – не более 20 м
  2. наличие у застройщика участка документов, подтверждающих право собственности на землю, зарегистрированное в Росреестре:
    • договор дарения
    • договор купли/продажи
    • свидетельство о наследстве
    • акт органа власти
    • решение суда
  3. наличие технического плана завершённого строительством жилого дома, подготовленного кадастровым инженером
  4. наличие декларации

Изменения в порядке регистрации прав на недвижимость

Для регистрации права собственности на недвижимость необходимы:

  1. технический план на дом/гараж/баню/хозяйственные постройки
  2. декларация
  3. документ, подтверждающий право на ЗУ, зарегистрированное в Росреестре

Подготовку к оформлению права на недвижимость по продлённой «дачной амнистии» предстоит провести в следующей последовательности:

  1. заполнить декларацию
  2. пригласить на участок кадастрового инженера:
    • для выполнения геодезических замеров всех объектов, подлежащих регистрации
    • для составления технического плана
    • для внесения данных технического плана на электронный диск
  3. подать заявление в МФЦ о кадастровом учёте и регистрации прав на дом и другие строения с приложением электронного диска:
    • если ранее право на землю не было зарегистрировано, нужно дополнительно представить имеющиеся правоустанавливающие документы

За государственную регистрацию права собственности платится пошлина в размере 350 руб.

В отношении цен на кадастровые работы для подготовки технического плана законом установлена бессрочная норма, по которой регионы имеют право:

  1. контролировать цены от завышения
  2. устанавливать их максимальный предел

Это касается работ по межеванию ЗУ, предназначенных для ведения гражданами:

и расположенных на них объектов недвижимости.

Лайфхаки – ГПЗУ, налоговый вычет за дачу, «пионерские костры» и шашлыки на участках

1. ГПЗУ – главный помощник

При всём том, что изменившийся порядок упрощённой регистрации недвижимости позволяет оформить дом, который, по тем или иным причинам, был возведён с нарушением правил, например, без соблюдения минимальных отступов, на безмятежное будущее рассчитывать будет сложно. Существование соседей никто не отменял. Если будут нарушены права собственности владельцев смежных участков, они вправе начать гражданские споры и обратиться в суд. Придётся искать компромиссы, получать согласие, заверять его у нотариуса и т.д.

«Спасательным кругом», защищающим от водоворота проблем, может быть только выполнение требований градрегламента. А первым шагом при подготовке к строительству на участках ИЖС и ЛПХ – получение ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка). В этом документе в полном объёме:

После строительства дома в соответствии с требованиями ГПЗУ ждать справедливых наездов от соседей не придётся.

При застройке садового участка необходимо соблюсти расстояния не только между постройками, но и до соседних участков и забора. Незнание столь щепетильных правил может привести к бесконечным распрям и судебным разборкам.

2. Имущественный налоговый вычет по НДФЛ при строительстве дома на садовом участке

Начиная с 1 января 2019 года, участки с видами разрешенного использования:

считаются равнозначными. На них разрешено строить жилые дома (статья 3 федерального закона №217-ФЗ от 29.07.2017, другие ФЗ и нормативные правовые акты).

В случае строительства жилого дома на приобретенном в собственность садовом ЗУ налогоплательщик вправе учесть расходы по его приобретению в составе имущественного налогового вычета по НДФЛ после госрегистрации права собственности на построенный жилой дом (подпункт 3 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса РФ).

Ранее НДФЛ можно было вернуть только на покупку жилья, так как дачные дома жильём не считались. Ситуация изменилась с 1 января 2019 года:

  1. садовые дома могут быть жилыми
  2. на строительство таких домов действуют одинаковые процедуры согласований
  3. НДФЛ за жилой дом на садовом участке можно вернуть
Читайте также:  Назначили двойной штраф – нужно ли платить основной?

Такой подарок сделал Минфин России, опубликовавший разъяснение в своём Письме № 03-04-07/78389 от 07.09.2020.

3. «Пионерские костры» и шашлыки на участках – советы и в шутку, и всерьёз

Есть ещё один серьёзный момент, на который могут обратить внимание как соседи, так и пожарная инспекция. Это игнорирование правил пожарной безопасности.

С 2020 года в России действуют новые правила противопожарного режима, установленные Постановлением Правительства РФ (№ 1479). Любимые развлечения на участках, в соответствии с ними, осложнились больше, чем обычно:

При столь суровых требованиях пожарной безопасности жечь мусор, разводить огонь на участке (в том числе для шашлыка) разрешено только тогда, когда ветер на дворе будет так себе – не сильнее 5 м/с.

Иными словами, придётся искусно изощриться с определением мест для мангала или костра, да ещё каждый раз под выходные молиться о полном штиле.

Устраивать фронду пожарной инспекции, сжигая мусор, свалив его под яблоню, чтобы потом раскидать золу как удобрение, или жаря шашлык в метре от крыльца, несколько чревато. За такие «подвиги» полагается штраф от 2 до 3 тысяч рублей. Если столь «отважные» деяния совершить в период действия противопожарного режима, штраф увеличится до 4 тысяч рублей.

Самый худший исход развлечений с огнём на участке – пожар, в котором пострадают люди или чужое имущество. Штраф возрастёт масштабно. Ну, а если случится что-то чрезвычайно серьёзное, то за беспечный шашлычок можно отправиться и за решётку.

Полезно знать

Что ждет садоводов и дачников в 2021 году: главные изменения

Дачный сезон 2020-го года давно завершен, и, пока у садоводов есть свободное время в ожидании следующего лета, предлагаю разобрать главные законодательные новшества, которые коснутся их в 2021 году.

1. Дачная амнистия продлевается

Госдума и Совет Федерации приняли законопроект (№ 994421-7), который продлевает срок действия программы «дачная амнистия» с 1 марта 2021 года еще на 5 лет — т. е. до 1 марта 2026 года.

Это значит, что будет еще достаточно времени, чтобы оформить права на свой садовый или жилой дом, если строительство началось до 4 августа 2018 г.

Дело в том, что с этой даты действует уведомительный порядок получения разрешения на строительство частного дома: о начале и завершении строительства граждане должны подавать уведомление в муниципальную администрацию.

Если администрация установит несоответствие объекта градостроительным нормам, она отказывает в согласовании строительства и придется исправлять недостатки.

В частности, запрещается строительство домов выше 20-ти метров и более 3-х этажей. Но правила «дачной амнистии» предполагают упрощенный порядок оформления построек:

Эти правила до 2026 года будут действовать и для владельцев домов, которые располагаются на участках категории «для ИЖС» или «для ведения ЛПХ».

Напомню, что для земельных участков, которые предоставлялись гражданам до 30 октября 2001 г., действует «бессрочная амнистия»: их можно оформить в собственность в любое время, на основании документа о выделении участка (ст. 49 Закона № 218-ФЗ от 13.07.2020).

2. Новые правила проведения общих собраний

Закон теперь позволяет не уведомлять каждый раз всех членов СНТ о предстоящем собрании.

В уставе товарищества можно прописать, в какой день будет проводиться ежегодное общее собрание членов СНТ (например: каждое второе воскресенье августа, в 12 часов, по такому-то адресу).

Тогда решения собрания будут законными и без предварительного уведомления всех участников, если все вопросы в повестке — те, что указаны в уставе. Но если на собрание выставляются другие вопросы, не предусмотренные уставом, то уведомлять о нем членов СНТ все же придется (Закон № 369-ФЗ от 09.11.2020).

3. Новые требования к пожарной безопасности

С 2021 года вступает в действие новая редакция Правил противопожарного режима в РФ (ПП РФ от 16.09.2020 № 1479).

С дачников теперь снимается обязанность иметь на своем участке огнетушитель или бочку с водой к началу теплого сезона, после схода снега (раньше это требовалось).

СНТ должно обеспечить надлежащее содержание дорог и подъездов к водоемам и пожарным гидрантам, а также автоматическое открывание ворот и шлагбаумов для проезда пожарной техники (либо установить круглосуточное дежурство для открывания ворот).

На председателя СНТ возлагается обязанность составлять паспорт территории садоводства, если оно находится в непосредственной близости к лесу и подвержено угрозе пожара.

4. За покупку дачи теперь можно получить налоговый вычет

Раньше ФНС категорически отказывала всем, кто пытался вернуть НДФЛ в связи с покупкой дачи: дома на садовых участках не признавались жилыми строениями — а значит, не подходили под условия имущественного вычета за приобретение жилья.

Но теперь ситуация изменилась. 7 сентября 2020 года Минфин опубликовал новые разъяснения, согласно которым владелец садового участка может сделать налоговый вычет, если дом на этой земле был оформлен в его собственность в 2019 году или позже (№ 03-04-07/78389).

С этого времени садовый участок признается пригодным для строительства жилых домов.

Таким образом, если по документам на участке числится здание с назначением «жилое» или «жилое строение», оно приравнивается к жилому дому, и его собственник может воспользоваться вычетом и вернуть себе налог в сумме до 260 000 рублей (если у него еще есть право на этот вычет, т. к. его можно сделать только один раз в жизни).

Что принес 2021 год домовладельцам

Новое в законах для тех, кто живет или хочет жить в загородном доме

Традиционно, новый год несет с собой не только детские утренники и рост коммунальных тарифов, но и новые правила и законы, которые начинают работать уже с 1 января. Есть и интересные перспективы, которые ожидаются к принятию в течение наступившего года. В «Реальном времени» — краткий обзор важнейших изменений, которые наступают в 2021 году.

Продление дачной амнистии с некоторыми изменениями

С 1 марта 2021 года еще на 5 лет продлевается дачная амнистия — в упрощенном порядке регистрировать дома можно будет до 1 марта 2026 года. При этом в новом законе действие дачной амнистии расширяется.

Теперь ее сложно называть только дачной: новая редакция закона действует и на дома, которые построены не только на садовых участках, но и на участках для ИЖС и ЛПХ.

Чтобы оформить права собственности по дачной амнистии, нужно будет иметь на руках документы, подтверждающие право собственности на участок земли, техплан и декларацию владельца недвижимости. А еще в новом законе отдельно оговаривается, что дом должен соответствовать необходимым параметрам объекта ИЖС, который определен в Градостроительном кодексе (дом может иметь до трех надземных этажей включительно, его высота не должна быть больше 20 метров, он должен быть предназначен для проживания одной семьи и т. д.).

Фото: Ирина Плотникова

На 5 лет продлевается возможность направления уведомлений о строительстве жилых домов, строительство которых началось до 4 августа 2018 года. Таким образом, если вы относитесь к той редкой категории граждан, у которых в запасе имеется недостроенный дом, не бойтесь и спокойно доводите его до ума, подав уведомление о строительстве.

Кадастровые работы станут дешевле

В конце ноября Госдума приняла очень важный закон №445-ФЗ для любого собственника неразмежеванной земли. Если до сих пор заказать комплексные кадастровые работы на определенной территории можно было только за счет бюджетных средств, то с 24 марта 2021 года это будет можно сделать и за счет физических и юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ.

Объясняем на пальцах, что это означает. Комплексные кадастровые работы (ККР) выполняются одновременно для всех объектов недвижимости в границах определенной территории. При этом все границы уточняются сразу же, одновременно. А это снижает вероятность возникновения реестровых ошибок. Кроме уточнения границ участков, определяется и точное местоположение зданий, расположенных на этих участках. Важно, что ККР гораздо дешевле, чем индивидуальные кадастровые работы.

А теперь представьте, насколько удобным будет заказать ККР для, например, вашего СНТ или ДНТ. Во-первых, исключена будет возможности «наезда» границ соседних участков друг на друга. Во-вторых, в случае коллективного заказа цена межевания и кадастровых работ на участке снизится, по оценкам некоторых специалистов, до 10 раз. В-третьих, свои «плюшки» от этого получит и Росреестр, на карте которого исчезнут застарелые «белые пятна». В общем, сплошные преференции.

Источник: kadastr.tatarstan.ru

За дачу теперь можно получить налоговый вычет

Налоговые вычеты за дачные домики не выплачивались в нашей стране до сих пор никогда. Дело в том, что НДФЛ до сих пор можно было вернуть только на покупку жилья, а дачные дома жильем не считались. Теперь история совсем другая: поскольку садовые дома с 1 января 2019 года могут быть жилыми и на их строительство действуют одинаковые процедуры согласований, теперь НДФЛ за жилой дом на садовом участке вернуть можно.

А благодарить за такой подарок нужно Минфин, который под самый Новый год опубликовал разъяснение об этом.

Итак, чтобы получить налоговый вычет (максимум 260 тысяч рублей) за дачу, нужно, чтобы она была куплена начиная с 1 января позапрошлого года и чтобы вы никогда доселе не получали еще налогового вычета за жилье. И еще: дом должен быть оформлен как жилой, а не как садовый.

Конец «пионерским кострам» на участках

На ближайшие 5 лет в стране будут действовать новые противопожарные правила. В соответствии с новой редакцией правил противопожарного режима, шашлыки и весенняя уборка на участках осложняются еще больше, чем обычно.

Итак, о шашлыках. Теперь их можно жарить исключительно в специально отведенных для этого местах (подойдет, например, мангал). Грустные новости для владельцев примангальных беседок: шашлык теперь изгоняется на расстояние не менее 5 метров от любой надворной постройки. То есть, в идеале, вам нужно уйти в центр участка, куда-нибудь в середину картофельного поля, там торжественно вкопать мангал и жарить там мясо на углях, сколько вам вздумается. А еще позаботьтесь о том, чтоб в радиусе 2 метров от вашего мангала не было ничего горючего (то есть под деревом располагаться тоже не рекомендуется.

А пока вы горестно инспектируете свой участок и, уподобляясь Эвклиду, рассчитываете, где же развернуть «огневую точку» для мангала, добавим вам забот и расскажем, по каким правилам теперь можно жечь костры на участках. Для этого нужно вырыть яму глубиной не менее 30 см и шириной не более метра. До любой постройки должно быть не меньше 50 метров (шах и мат, жалкий мангал, робко жмущийся в пяти метрах от стены!).

А сухие кусты малины и погибшие за зиму яблоневые ветки на участке сжечь вам все еще разрешают. Но только в железной бочке объемом не больше кубометра. Вокруг бочки не должно быть ничего горючего, а до ближайшего объекта от нее должно быть не меньше 25 метров. От хвойных деревьев ее надо отнести за 50 метров, от лиственных — за 15. Вишенка на торте, то есть крышечка на бочке — железный лист, который должен закрыть ее.

Фото: zakustom.com

При этом разводить огонь (в том числе для шашлыка) и жечь мусор даже при этих суровых требованиях разрешено только если ветер на дворе — не сильнее 5 м/с. Иными словами, вам надо не только хитроумно продумать геометрию расположения, но еще и каждый раз под выходные весной молиться о полном штиле.

Можно, конечно, сообщить, что пожарная инспекция вам не указ, продолжать наслаждаться шашлыком в метре от крыльца и жечь мусор, свалив его грудой на грядке под яблонькой (потом очень удобно на этой же грядке раскидать золу как удобрение).

Но штраф за такое деяние полагается от 2 до 3 тысяч рублей. В случае, если все происходит в период действия противопожарного режима (в случае Татарстана это почти всегда) — штраф возрастает до 4 тысяч рублей. Если ваша фронда приведет к пожару, в котором пострадают люди или имущество — штраф еще возрастет. А если случится что-то совсем серьезное — за свой беспечный шашлык вы можете отправиться и за решетку.

Читайте также:  Какие документы нужны для продажи пая

Материнский капитал можно тратить на сельскую ипотеку

Начнем с того, что в 2021 году материнский капитал вырос на 3,7%. Выплата на первого ребенка составит 483 882 рубля, на второго 155 550 рублей (но если на первого выплата не получалась, то семья получит на второго 639 432 рубля).

И главное — с 1 января правительство разрешает вносить маткапитал в качестве взноса за сельскую ипотеку.

Напомним: прежде чем бежать покупать участок под дом в одном из многочисленных поселков под Казанью в надежде воспользоваться сельской ипотекой, сначала уточните, распространяются ли ее правила на эту местность. Потому что в городах с частным сектором купить дом по этой программе не получится.

Фото: Ирина Плотникова

Чего ждать в течение года: СП на деревянные дома и обход Росавиации

Если верить планам Росреестра, то ведомство готовит законопроект, по которому станет проще регистрировать дома на приаэродромных территориях. Алексей Бутовецкий, замруководителя Росреестра, сообщил: нужно будет внести только две поправки в законодательство о приаэродромных территориях. Такие территории — зоны с особыми условиями использования территорий, и сейчас все такие проекты должны согласовываться с Росавиацией. По новому законопроекту, больше этого делать не нужно будет. Росавиация, по словам Бутовецкого, угрозы для безопасности полетов от частных домов и огородов не видит. Проблема эта не такая редкая, как кажется: например, московские аэропорты окружены деревнями, которые там исторически располагались. Что касается Татарстана, то оба международных аэропорта республики — Казань и Бегишево — не имеют в своих подзонах жилых домов.

Вполне возможно, что в 2021 году наконец появится свод правил строительства деревянных домов. Минстрой России наконец взялся за нормативное регулирование деревянного домостроения. В 2019 году был принят СП 452.1325800.2019 на многоквартирные жилые здания с применением деревянных конструкций, но в части индивидуальных домов таких норм пока не разработано. Все, чем располагает нормативная база — это СП на каркасные дома. В конце сентября 2020 года Минстрой принял заявку на разработку трех новых сводов правил. Сейчас деревянный индивидуальный дом можно построить как угодно — максимум, что грозит владельцу, — дом не зарегистрируют как жилой. Но большая часть домов регистрируется, хотя строится, что называется, как бог на душу положит.

Фото: silo-z.ru

Разработкой новых СП, которые охватят все аспекты деревянного домостроения и все современные технологии (от клееного бруса до каркасных домов) будут заниматься эксперты СПбГАСУ, Ассоциации деревянного домостроения и ЦНИИСК им. Кучеренко.

Точное приземление

Правительство предлагает важные изменения в земельном праве

В прямом смысле революционные изменения озвучила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.

По ее словам, от привычного деления всех земель на категории надо отказаться и заменить на зоны. Об этом предложении Виктория Валериевна говорила на совещании президента РФ с членами правительства.

– Так, несмотря на то, что сельскохозяйственные земли сами являются донорами для любого развития и строительства, построить на этих землях, например, ферму, склад для готовой продукции, дом фермера или организовать ярмарку для реализации произведенной на этой земле продукции невозможно, – сказала корреспонденту “РГ” Виктория Абрамченко.

“Российской газете” удалось узнать главные детали этих предложений.

В нашей стране сельскохозяйственные земли, как отдельная категория, занимают второе место по площади после земель лесного фонда. Их площадь почти в 20 раз больше площади всех населенных пунктов.

А главная особенность этих земель в том, что они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают нашу продовольственную безопасность.

Кроме того, сельскохозяйственные земли считаются по праву донором для развития населенных пунктов.

А еще на этих землях ведется деятельность, не связанная с сельским хозяйством, – строятся дороги, добываются полезные ископаемые.

По словам Абрамченко, при подготовке Земельного кодекса в 2001 году принцип деления земель на категории рассматривался как основа земельного законодательства и гарантия защиты земель.

Но последующие годы наглядно показали – этот принцип не сработал. Виктория Валериевна говорит, что произошло это прежде всего потому, что одной декларации об отнесении земель на бумаге к какой-либо категории, без определения их границ оказалось недостаточно.

Так получилось с землями лесного фонда, с сельскохозяйственными землями и с землями особо охраняемых территорий и объектов. То есть со всеми землями, которые нужно бережно использовать и охранять.

Сейчас по поручению президента устанавливаются границы лесничеств и лесопарков, границы национальных парков и заповедников. По мнению вице-премьера, такая же работа должна быть выполнена и на землях сельскохозяйственного назначения. Абрамченко подчеркивает – это непростой процесс и начать его нужно с подготовки новой редакции Закона “О землеустройстве” – главного нормативного акта по планированию использования сельскохозяйственных земель.

– Считаю, что отказаться от деления земель на категории и перейти на систему зонирования территорий без потерь можно будет только тогда, когда будут определены границы трех ключевых категорий земель: лесных, сельскохозяйственных и особо охраняемых. При этом уже сейчас необходимо решить главную проблему, которая напрямую связана с категориями земель и тормозит реализацию отдельных национальных проектов. Я говорю о процедуре перевода земель из одной категории в другую. Эта процедура непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, – утверждает Абрамченко.

Вице-премьер подчеркивает – речь идет не об угодьях или об особо ценных землях в составе сельскохозяйственных земель, а о прочих землях, которые не представляют интереса для растениеводства.

– Считаю, что при установлении жестких ограничений по параметрам такого строительства законодательное решение о возможности размещения на прочих землях объектов, необходимых для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, позволит привлечь в АПК новых инвесторов. А вместе с мерами, предусмотренными в Государственной программе “Комплексное развитие сельских территорий”, поможет в достижении еще семи национальных целей, – объяснила Виктория Абрамченко.

Необходимый уровень защиты угодий и особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе от застройки, требует внесения изменений в Земельный кодекс и Закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Что же кардинального надо изменить в этих законах?

Требуется, во-первых, дать новое определение особо ценных земель. Во-вторых, установить единый порядок их описания для всех регионов.

В-третьих, нужно изменить диспозитивный характер норм (то есть возможность по соглашению сторон применить другое право, чем было заложено в норме). Надо обязать субъекты Российской Федерации установить границы особо ценных земель. В-четвертых, сведения об этих землях должны включаться, как это сегодня уже происходит с особо охраняемыми территориями, – в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще важным моментом в выступлении Абрамченко были предложения по так называемым “земельным паям”. Для тех, кто не знает, что это такое, уточним. Когда закончились советские колхозы, их работники получили паи – земельные участки из состава общих полей, пастбищ и пустошей. Кто-то паями воспользовался: стал их обрабатывать, продал или сдал в аренду. Но Виктория Валериевна озвучила цифру, которую большинство граждан не знает, – это количество долей, у которых до сих пор, по прошествии четверти века, так и не появился хозяин.

По утверждению вице-премьера – а она бывший глава Росреестра и вопрос знает как никто другой, – проблема невостребованных долей не решается на протяжении 25 лет. И в России таковых осталось около 17 млн гектаров. Это земли, у которых есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своей долей. В Росреестре таких собственников называют “молчаливыми дольщиками”.

Абрамченко предлагает вовлекать эти земли в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям. По ее мнению, до 1 января 2025 года надо дать возможность такому “молчаливому дольщику” или его наследникам зарегистрировать свои права. В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

Вице-премьер считает, что реализация этих мер позволит достичь быстрых, реальных результатов. В правительстве понимают и трудности таких предложений. Так вовлечение в оборот неиспользуемых сегодня сельскохозяйственных земель потребует развития и поддержки мелиорации земель. Культуртехнических работ, работ по агролесомелиорации, осушению и орошению, известкованию кислых почв. Такие работы без поддержки со стороны государства будут непосильны для аграриев.

Подобные работы должны выполняться на системной, постоянной основе и найти отражение в Государственной программе.

Президент страны Владимир Путин заявил о безусловной поддержке озвученных Абрамченко инициатив, связанных с изменениями земельного законодательства. Он потребовал без промедления остановить перевод с так называемой заинтересованностью земель из одной категории в другую.

“Полностью согласен с вами в том, что перевод земель из одной категории в другую является непрозрачным и там присутствует большая коррупционная составляющая. Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки, как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений, для строительства. Цена вырастает не на проценты, а в десятки раз, за одну подпись только, в десятки раз. Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться. Все, что вы сказали, нужно делать и нужно делать как можно быстрее”, – прокомментировал предложения вице-премьера Владимир Путин.

Не откладывая в долгий ящик, он призвал разобраться с землями “молчаливых дольщиков” и довести это до логического конца. А также как можно быстрее исполнить его поручение и представить проект Государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.

Изменения в земельном законодательстве с 2021 года

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2429 “О проведении в 2021 году эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости”

В целях обеспечения качества и интеграции данных о земле и объектах недвижимости, содержащихся в государственных информационных ресурсах, а также повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Провести c 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (далее – эксперимент).

Основными целями эксперимента являются сбор, сопоставление сведений о земле и недвижимости, содержащихся в различных государственных информационных ресурсах, а также выработка правовых, методологических и технологических основ объединения таких сведений в Едином информационном ресурсе о земле и недвижимости для целей повышения эффективности использования земельных участков и объектов недвижимости в Российской Федерации, оптимизации процессов управления такими объектами (в том числе основанных на существующих государственных информационных системах) и создание условий для появления новых возможностей и инструментов для граждан и организаций по поиску и предоставлению им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, получения интересующей их информации о других земельных участках, а также для анализа путей повышения эффективности расходования бюджетных средств на создание и эксплуатацию государственных информационных ресурсов.

2. Создание Единого информационного ресурса о земле и недвижимости направлено на решение следующих задач:

а) повышение достоверности, качества и полноты сведений об объектах недвижимости и территориях, содержащихся в государственных информационных ресурсах;

б) создание дополнительных инструментов для наполнения Единого государственного реестра недвижимости отсутствующими сведениями о границах пространственных объектов и правообладателях объектов недвижимости;

в) вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости;

г) исключение необходимости ввода одних и тех же данных в различные информационные системы за счет распределенной ответственности за формирование сведений и использование информационных сервисов при обмене данными;

д) упрощение процедуры поиска и предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости гражданам и организациям;

е) обеспечение эффективного предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, связанных с развитием территорий и объектов на них;

ж) повышение доходной части консолидированных бюджетов от имущественных налогов и сборов;

з) внедрение современных технологий интеллектуального анализа пространственных и семантических данных для автоматизации работ, услуг и сервисов;

и) создание цифровой платформы для сбора, ведения и межведомственного информационного взаимодействия, в том числе при сопровождении инвестиционных и социальных проектов;

к) обеспечение возможности дополнения ведомственных информационных ресурсов новой достоверной информацией об объектах управления.

3. Утвердить прилагаемый перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости.

4. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

5. Участниками эксперимента являются:

а) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”;

Читайте также:  Как привлечь к ответственности командира за мат

б) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные перечнем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, утвержденным настоящим постановлением.

6. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента (далее – межведомственная рабочая группа), в которой предусмотреть участие представителей участников эксперимента в должности не ниже заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций.

Межведомственная рабочая группа определяет требования к составу элементов Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, порядку его наполнения, функционирования, архитектуре и модели данных и осуществляет координацию проведения мероприятий, необходимых для реализации эксперимента.

7. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии разработать и утвердить положение о межведомственной рабочей группе, предусматривающее в числе прочего порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, указанными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, и Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” для достижения целей эксперимента.

8. Установить, что базовыми (эталонными) данными для создания Единого информационного ресурса о земле и недвижимости являются сведения единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, Единого государственного реестра недвижимости, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.

9. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определить подведомственное учреждение, наделяемое функциями оператора федеральной государственной информационной системы Единый информационный ресурс о земле и недвижимости.

10. Участникам эксперимента совместно с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, обеспечивается интеграция ведомственных информационных систем с федеральной государственной информационной системой Единый информационный ресурс о земле и недвижимости и предоставление сведений из перечня источников согласно приложению в установленном порядке и (или) в соответствии с соглашением (соглашениями), заключенным между участниками эксперимента и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с привлечением при необходимости Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в качестве стороны соглашения (соглашений).

11. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

обеспечить методологическую, аналитическую и техническую поддержку проведения эксперимента;

обеспечить проведение не позднее 30 дней со дня завершения эксперимента оценки его результатов и представить в Правительство Российской Федерации доклад, содержащий в том числе предложения о развитии и доработке Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, возможности предоставления доступа к данному информационному ресурсу участникам эксперимента и иным лицам и внесении необходимых изменений в нормативные правовые акты.

12. Установить, что проведение эксперимента осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации”.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2429

Перечень
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости

1. Республика Татарстан (Атнинский, Зеленодольский и Пестречинский муниципальные районы).

2. Краснодарский край (город Армавир, Кореновский муниципальный район).

3. Пермский край (Добрянский городской округ, Пермский городской округ, Пермский муниципальный район).

4. Иркутская область (Иркутский муниципальный район, Ольхонский муниципальный район, Слюдянский муниципальный район).

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2429

Перечень
источников сведений, направляемых участниками эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости

Участник экспериментаИнформационный ресурс, в котором содержатся направляемые сведения
1.Министерство экономического развития Российской ФедерацииФедеральная государственная информационная система территориального планирования
2.Министерство природных ресурсов и экологии Российской ФедерацииГосударственный кадастр особо охраняемых природных территорий
3.Министерство сельского хозяйства Российской ФедерацииЕдиная федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий
4.Министерство культуры Российской ФедерацииЕдиный государственный реестр объектов культурного наследия
5.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографииЕдиный государственный реестр недвижимости, Единая электронная картографическая основа, Федеральный фонд пространственных данных, Фонд данных государственной кадастровой оценки
6.Федеральная налоговая службаГосударственный адресный реестр
7.Федеральное агентство по управлению государственным имуществомРеестр федерального имущества
8.Федеральное агентство лесного хозяйстваГосударственный лесной реестр (в части границ лесничеств), результаты государственной инвентаризации лесов
9.Федеральное агентство по недропользованиюФедеральная государственная информационная система “Автоматизированная система лицензирования недропользования”
10.Федеральное агентство водных ресурсовГосударственный водный реестр
11.Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”Федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса
12.Субъекты Российской ФедерацииГосударственный лесной реестр (за исключением границ лесничеств), информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, Региональный фонд пространственных данных, иные информационные системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащие в том числе пространственные данные

Обзор документа

В 2021 г. проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Основная цель – сбор и сопоставление данных об объектах, которые содержатся в различных государственных информресурсах. Создание единого ресурса позволит вовлечь в оборот неиспользуемые объекты, повысить достоверность сведений об имуществе, исключит дублирование данных.

Эксперимент проводят Росреестр и Минцифры в отдельных районах Республики Татарстан, Краснодарского края, Иркутской области и Пермского края. Определены участники.

Базовыми данными для создания единого ресурса являются сведения из ЕГРН, единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.

Изменения в законодательстве о недвижимости, вступающие в силу в 2021 году

В 2021 году вступает в силу ряд норм в сфере недвижимости. В основном это статьи из ранее принятых и уже действующих законов. Нельзя сказать, что новеллы радикально изменят правоотношения в области недвижимости. Тем не менее об этих поправках следует иметь хотя бы самое общее представление.

Новеллы в законе о долевом участии в строительстве

С 28.06.2021 года вступает в силу пункт 6.1 статьи 15.4 Закона об участии в долевом строительстве. Эта норма требует, чтобы застройщик разместил в ЕИСЖС проектную декларацию до заключения первого ДДУ. Кроме того, с этой же даты ужесточаются и требования к девелоперам, привлекающим деньги только с помощью эскроу и желающим получить заключение о соответствии (своем и проектной декларации) требованиям закона. В отношении этих застройщиков также станет применяться статья 3.2 закона № 214-ФЗ, устанавливающая жесткие требования к органам управления и руководителям девелопера.

Поправка в Градостроительный rодекс

С 1 января 2021 года при получении разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома застройщик обязан будет предоставить документы, подтверждающие передачу энергетикам приборов учета электроэнергии (в просторечии — счетчиков) в квартирах и МКД. Без этих бумаг чиновники уже не выдадут разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Земельный кодекс — возвращение «старой» нормы

Пандемия коронавируса привела и к временным изменениям законодательства. Классический пример — часть 6 статьи 19 закона № 98-ФЗ. Эта норма разрешила арендаторам государственной и муниципальной земли (при условиях, указанных в законе № 98-ФЗ) потребовать увеличения срока аренды, если граждане (или компании) заключили договор до введения в субъекте РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Эта же статья временно прекратила действие пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ о сроках аренды государственных и муниципальных участков. Однако с 01.03.2021 г. «чрезвычайная» норма отменяется, и положение о сроках аренды снова вступает в силу. Хотя если к марту будущего года ситуация с коронавирусом не изменится, то государство продлит действие этой статьи.

Изменения в ЖК РФ

В 2021 году вступят в силу поправки в ЖК РФ. Так, с июля 2021 г. можно будет проводить общее собрание собственников в МКД с помощью ГИС ЖКХ. По крайне мере до 01.07.2021 г. ответственные службы обязаны обеспечить такую возможность (ст. 4 закона № 156-ФЗ). Кроме того, законодатель наконец-то уточнил категории граждан, которым власти откажутся выплатить субсидии и компенсации на оплату услуг ЖКХ. Сейчас статьи 159 и 160 отказывает в предоставлении выплат субъектам, имеющим задолженность. Однако это расплывчатое и некорректное определение. Поэтому с 01.01.2021 года вступит в силу уточненная редакция статьи, определяющая, что субсидии и компенсации не получат граждане, в отношении которых вступило в силу судебное решение о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКХ, возникшей в течение последних трех лет.

Поправки в закон о кадастровой оценке

С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2021 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.

Ну и наконец, законодатель упростил рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, сделанных при определении кадастровой стоимости (ст. 21 закона № 237-ФЗ). Новая норма вводит пятилетний срок на подачу обращений, дает возможность направить заявление об исправлении ошибки всем юридическим и физическим лицам, а не только тем, чьи интересы нарушены неточностью, сокращает с 60 до 45 дней срок исправления ошибки по заявлению и т.д.

Постановление правительства о правилах противопожарного режима

Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.

Законопроекты, которые рассматривает Госдума

По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.

Выводы

В начале декабря еще нельзя сказать, какие именно законы в области недвижимости начнут действовать в будущем году. С достаточной долей вероятности можно говорить лишь о вступлении в силу так называемых «хвостов». Под «хвостами» юристы понимают отдельные нормы ранее принятых и действующих законов, вступление в силу которых государство (по каким-либо причинам) отложило до будущих времен. В то же время не стоит забывать о том, что власти могут принять закон и в конце декабря. Например, Госдума внесла в ГК РФ норму, признающую приобретателя недвижимости априори добросовестным субъектом правоотношений до тех пор, пока суд не докажет обратное, в середине декабря прошлого года (закон № 430-ФЗ от 16.12.2019 г). И этот нормативный акт вступил в силу уже в 2020 году. Кроме того, опыт показывает, что законы о недвижимости вносятся на рассмотрение, принимаются и вступают в силу в марте — августе текущего года. Поэтому возможно, что в тиши правительственных и думских кабинетов готовятся очередные законопроекты, которые увидят свет весной — осенью 2021 года. Ну, и наконец, не исключаются и форс-мажорные обстоятельства. В ноябре — декабре 2019 года никто не предполагал, что уже в апреле под давлением коронавируса примут закон № 98-ФЗ, который на полгода запретит взыскивать неустойку с застройщика, нарушившего условия ДДУ. Поэтому о всех законах в области недвижимости, вступивших в силу в 2021 г., население узнает только в конце декабря будущего года.

Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.

Статья написана специально для портала www.irn.ru аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU».

Автор – адвокат, руководитель Юридического центра адвоката Олега Сухова, президент «Гильдии Юристов Рынка Недвижимости».

Точка зрения автора статьи не обязательно совпадает с позицией редакции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *