Как подать жалобу в надзорную инстанцию? Порядок пересмотра судебных постановлений в гражданских процессах

Завершающей стадией любого судебного процесса может быть рассмотрение конкретного дела в порядке надзорного производства. В этой связи возникает много вопросов – что это за процесс? Какие основания нужны для его возбуждения? Как протекает разбирательство такого формата?

  1. Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора
  2. Производственная процедура по пересмотру дел (включая уголовные) и инстанция по надзору: что это такое?
  3. Каковыми являются полномочия суда?
  4. Порядок возбуждения дела в гражданском процессе
  5. Что должна содержать жалоба?
  6. Срок подачи согласно ГПК РФ
  7. Как изучается ходатайство?
  8. Сроки рассматривания поданных жалоб, представлений
  9. Результаты рассматривания
  10. Пересмотр постановлений
  11. Инстанция в арбитражном процессе

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

В ст.391.9 ГПК РФ четко определены три фактора, которые могут являться основаниями для отмены или внесения изменений в судебное постановление (в порядке надзора). Речь идет о решении суда, в результате принятия которого были нарушены:

Таким образом при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований судебное решение может быть отменено или изменено в порядке надзорного производства.

Производственная процедура по пересмотру дел (включая уголовные) и инстанция по надзору: что это такое?

Под надзорным производством подразумевается самостоятельная стадия гражданского (арбитражного, административного, уголовного) процесса, в ходе которой вступившие в силу судебные постановления пересматриваются на основании жалобы, поданной участниками разбирательства или же иными лицами, имеющими к этому прямое отношение. Также данная процедура может быть инициирована представлением прокурора.

Рассмотрением дел в таком формате занимается орган надзорной инстанции. В России данная функция возложена на Верховный суд. Основная задача, которую он выполняет, заключается в проверке законности принятых судебных решений.

Каковыми являются полномочия суда?

В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:

В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.

Порядок возбуждения дела в гражданском процессе

Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:

  1. Подготовка жалобы и сопутствующих материалов в соответствии с правилами, прописанными в ст.391.2—391.3 ГПК РФ.
  2. Изучение представленного заявления на предмет возможности дальнейшей работы с ним.
  3. Вынесение определения об отказе или приеме поданной жалобы.
  4. Рассмотрение заявление на судебном заседании Президиума ВС РФ.
  5. Вынесение окончательного постановления и вступление его в законную силу.

Что должна содержать жалоба?

В законе четко прописаны требования, которым должна соответствовать надзорная жалоба. Структура этого документа представлена следующими пунктами:

  1. название судебного органа, в который направляется ходатайство о пересмотре дела;
  2. информация о заявителе (Ф.И.О., адрес и статус в конкретном разбирательстве);
  3. имена и адреса иных участников;
  4. сведения о судебных органах, которые ранее рассматривали конкретное дело, и принятых ими решениях (речь идет о суде первой, апелляционной и кассационной инстанции);
  5. реквизиты дела, которые были присвоены судом первой инстанции;
  6. описание оснований пересмотра вынесенного решения с приведением конкретных доводов и доказательств;
  7. просьба, которую выражает заявитель в рамках своей жалобы.

При этом к нему следует приложить:

Срок подачи согласно ГПК РФ

В соответствии с п.2 ст.391.2 ГПК РФ надзорная жалоба (представление) подаются в ВС РФ в течение 3 месяцев с момента вступления в силу судебного решения, которое подлежит обжалованию. При наличии уважительных причин пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен.

Как изучается ходатайство?

После поступления жалобы ее начинает изучать судья ВС РФ в соответствии с порядком, прописанным в ст.391.5 ГПК РФ. В рамках данного этапа:

  1. рассматриваются и изучаются материалы, приложенные к заявлению;
  2. анализируются основания, по которым подана жалоба;
  3. выносится определение об отказе или дальнейшем рассмотрении дела.
Сроки рассматривания поданных жалоб, представлений

Ходатайство о пересмотре дела может рассматриваться в течение следующих промежутков времени (ст.391.6 ГПК РФ):

Кроме того, в последнем случае может быть принято решение о продлении срока рассмотрения представленного ходатайства. Обычно это происходит при поступлении сложного дела.

Результаты рассматривания

По итогу рассмотрения ходатайства лицами, недовольными принятым судебным постановлением, может быть принято одно из следующих решений:

  1. О возврате документа заявителю – случаи, когда это может произойти описаны в ст.391.4 ГПК РФ. Причинами отказа могут быть:
    • несоответствие содержания и формы жалобы требованиям, описанным в законе;
    • заявителем является лицо, не имеющее право инициировать надзорное производство;
    • ходатайство представлено несвоевременно и при этом отсутствуют уважительные причины для восстановления срока обжалования;
    • заявитель пожелал забрать свою жалобу;
    • в документе речь идет о пересмотре судебных решений, которые не входят в перечень, приведённый в ч.2 ст.391.1 ГПК РФ.

Пересмотр постановлений

Порядок пересмотра судебных постановлений регламентируется положениями ст.391.10—391.11 ГПК РФ. Так, Председатель ВС РФ (или заместитель) может передать дело в Президиум данного органа государственной власти. Причем основная цель такого действия заключается в устранении нарушений, допущенных нижестоящими судами при проведении разбирательства.

Общий срок рассмотрения жалобы Президиумом ВС РФ не должен превышать 2 месяцев. Этот период исчисляется с момента поступления соответствующего определения судьи. По итогам данного этапа Президиум выносит окончательное постановление по делу, содержание которого доводится до сведения всех участников разбирательства. Данный документ начинает действовать с его момента принятия. При этом обжаловать такое решение не получится.

Инстанция в арбитражном процессе

Следует отметить, что инициирование надзорного производства допускается не только в гражданском, но и в арбитражном процессе. В этом случае порядок его организации регламентируется положениями гл.36.1 АПК РФ.

В целом, данная процедура ничем не отличается от надзорного производства в гражданском процессе. Причем государственным органом, уполномоченным рассматривать дела в таком порядке, также является ВС РФ.

Таким образом, если участники судебного разбирательства твердо уверены, что вынесенное судьей постановление содержит ошибку, они вправе возбудить надзорное производство. Основанием для этого будет выступать официальная жалоба. Однако для того чтобы ее приняли следует соблюдать все требования, прописанные в законе.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:
  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Тема 25. Производство в суде надзорной инстанции

Производство в порядке надзора – это самостоятельная и исключительная стадия гражданского процесса. Пересмотр в порядке надзора решений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами.

Надзорное производствоэто исключительный способ проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Правом на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Общий срок на обжалование в порядке надзора – три месяца. На подачу

жалобы на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).

В отличие от кассационных и апелляционных жалоб, надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с требованиями закона, изучаются судьей Верховного Суда РФ.

Надзорные жалобы, представления изучаются по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит одно из следующих определений:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Следует отметить, что Председатель ВС РФ, либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.

Следуем учитывать, что Председатель ВС либо его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Основаниемдля отмены судебных актов в порядке надзора может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ по правилам, предусмотренным гл. 10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, явившиеся в заседание Президиума, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Необходимо отметить, что Председатель ВС РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Необходимо помнить, что при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания Президиума Верховного Суда РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Что такое надзорное производство

Дорогие читатели! В наших материалах мы рассказываем о типовых способах решения юридических вопросов, но каждая ситуация уникальна.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-92-70. Это быстро и бесплатно !

Содержание материала:

Надзорное производство является одной из стадий в процессе уголовного делопроизводства. Она подразумевает рассмотрение криминальных дел в соответствии с жалобами на те приговоры, которые уже имеют законную силу, либо согласно претензиям против постановлений или определений судов.

Надзорное производство является факультативной частью криминального процесса. Его цель – обеспечение правильного применения законодательства, а также искоренение судебных ошибок. А это значит, что надзорное производство еще и блюдет человеческие права, восстанавливая справедливость криминального делопроизводства.

Цель надзорного производства

Эта стадия применяется с целью:

Основное правило надзорного производства

В данном процессе существует правило: когда решение судебной инстанции пересматривается в надзорном порядке, недопустим вердикт, ухудшающий положение того, кто ходатайствовал о данном производстве.

Это значит, что не может пересматриваться приговор оправдания или судебное определение о том, чтобы криминальное дело было прекращено. Данное правило касается всех видов судебных решений, которые, согласно надзорному производству, можно опротестовать в пользу осужденного.

Основания заведения надзорного производства в прокуратуре

Для любой проверки, а также опротестования должны быть основания. В случае с подобным производством судебный вердикт может быть проверен уполномоченной инстанцией только в том случае, когда заявитель предоставил для этого основания. Ведь просто так законность и основания приговора судебной инстанции проверять никто не вправе. Согласно закону, это можно сделать только на основании:

Разница между данными документами в том, что первый подается прокурором, второй же – заинтересованным в процессе лицом либо его представителем.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

Этапы надзорного производства

Согласно закону, надзорная жалоба или представление сначала рассматриваются уполномоченной инстанцией. В процессе рассмотрения дело истребуется, изучается и заинтересованному лицу направляется ответ, который определяет либо отказывает в опротестовании конкретного вердикта. При положительном ответе приносится протест и рассматривается в органе надзора. Затем следует принятие решения.

Но не следует путать надзорное и кассационное производство. Кассация возможна лишь тогда, когда вердикт еще не вступил в законную силу, и подается данная жалоба лишь единожды.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе

Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.

  1. Понятие и значение производства в надзорной инстанции
  2. Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений
  3. Порядок производства в суде надзорной инстанции
  4. Пределы прав надзорной инстанции
  5. Советы юриста

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

  1. Эта стадия призвана осуществлять контроль соблюдения закона и обоснованности вступивших и уже исполняемых приговоров (постановлений) нижестоящих инстанций.
  2. Помимо самого обжалуемого приговора, наравне с ним проверку проходят все последующие акты, полученные в результате апелляционного и кассационного пересмотра.
  3. Протест вправе подать только специально обозначенное должностное лицо, которое регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса.
  4. Подача протеста не гарантирует пересмотр дела, он возможен только после предварительно принятого решения о допуске, выносимого на усмотрение судьи, который первоначально знакомится с материалами.
  5. Если жалоба подана с целью улучшения положения осуждённого, не действуют никакие процессуальные сроки. Когда бы ни был постановлен несоответствующий закону, ущемляющий права, признанного виновным человека, вердикт, он подлежит отмене или внесению в его текст изменений.
  6. Слушание дела на этапе «надзор» в уголовном процессе не является обязательным этапом. До этой стадии доходит нечасто, только в ситуациях, когда, по мнению осуждённого, он не добился правды в очередной раз.

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:

  1. Выявление нарушений закона в деятельности нижестоящих инстанций (результатах их работы).
  2. Самостоятельное исправление обнаруженных ошибок путём изменения либо возврат дела вследствие отмены решения с разъяснением нижестоящему органу допущенных нарушений.
  3. Установление проблем правоприменения в ситуациях, когда отсутствуют прямые нормы, официальные разъяснения, обобщение и проработка.

Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалованиеОбжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ.Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции.Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд.Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения.Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представленииНеограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:

  1. Подача жалобы. На этом этапе лицо, имеющее законное право обратиться, составляет документ с учётом всех обязательных требований, содержащихся в кодексе. Представление направляется и подписывается главным лицом в прокурорской иерархии.
  2. Если направленное ходатайство имеет нарекания к содержанию, в нём отсутствуют обязательные для написания пункты, а именно:указание адресата, которому направлено обращение (Верховный Суд РФ),сведения о самом заявителе (Ф.И.О., адрес, при заключении под стражу – места отбывания наказания, данных о том, какое положение занимает в процессе), подробная информация обо всех имеющихся решениях по рассматриваемому делу, с указанием реквизитов, содержания, принимавшие их органы,аргументация обращения, законодательно установленные причины для пересмотра, указание на нарушаемые принятыми актами права и свободы лиц, ранее не участвовавшие в процессе,просительная часть, где излагается желание заявителя;роспись подающего лица,то в течение десятидневного срока поданные документы возвращаются назад. А также причиной возврата будет считаться отсутствие документов, с печатью и подписью государственного органа, подлежащих отмене или изменению, по мнению жалобщика.
  3. Приложенные документы и само обращение сначала тщательнопросматривается одним судьёй ВС РФ, материалы дела остаются в месте первоначального рассмотрения и только при необходимости судья истребует их.
  4. После изучения судья решает вопрос о направлении в Президиум ВС либо об отказе в передаче с обязательным обоснованием своей позиции, которая при желании оспаривается заявителем. Председатель ВС РФ или его заместитель, сочтя постановление не обоснованным, отменяет его и передаёт жалобу на рассмотрение. Лицо, отменившее постановление лишается возможности принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  5. Заседание Президиума. Период, отведённый для установления отсутствия/наличия нарушений, составляет от 1 месяца – только по приложенным отправителем копиям, до 2 месяцев в случае запроса материалов дела там, где оно находится (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.

Любой из вопросов выносится на голосование, большинство голосов является решающим фактором. Именно большинство, равенство количества проголосовавших за пересмотр даёт прямо противоположный отрицательный результат.По окончании заседания принимается постановление, не подлежащее оспариванию, действующее с момента провозглашения.

Важно понимать, что отмена обвинительного вердикта для осуждённого не даёт оснований полагать появление оправдательного вердикта при новом разбирательстве.

Пределы прав надзорной инстанции

Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.

Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:

При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.

Какие нарушения можно считать существенными, указано в нескольких примерах:

  1. Имело место изготовление протокола секретарём в заседании по частям, каждая из которых отдельно не была заверена, только в конце стояла подпись председательствующего и секретаря, а между тем ведение протокола осуществлялось двумя лицами.
  2. Отказ в допросе свидетеля, о вызове которого настаивала сторона обвинения, по причине того, что его слова «не относятся к существу предъявленного обвинения», является препятствием к представлению доказательств. Сторона обвинения была лишена возможности подтвердить обвинение.
  3. Описательно – мотивировочная часть не содержит описания умысла, не расписано, почему сделаны такие выводы, если исследованные доказательства не в полной мере подтверждают эту позицию.
  4. Признание виновным за совершение нескольких преступлений, когда состав одного охватывает состав другого и назначение наказания в большем размере.
  5. Непредставление переводчика на любом этапе следствия и судебного заседания.

Несущественным нарушением можно посчитать, к примеру, отказ в допросе свидетеля, характеризующего личность подсудимого.

Какие действия входят в круг полномочий Верховного Суда РФ, это:

Следует понимать, что отмена может коснуться не всех представленных актов, а только вынесенных в определённой инстанции – кассации или апелляции, соответственно новое рассмотрение продолжится именно с указанного момента.

При отмене или внесении изменений в определения, постановления, акцентируется внимание на разъяснение причин. В новом процессе важно не повторять аналогичных ошибок.

Советы юриста

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

  1. Признавать факт нарушения прав человека.
  2. Присуждать компенсацию жертвам.
  3. Давать заключения, носящие консультативный характер с предписанием государству об устранении несоблюдения прав человека с изложением необходимых мер.

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Из этого числа контрольный орган:

Как видно из представленных цифр, процент обращений крайне низок. Это можно объяснить тем, что первоначальная проверка фильтрует жалобы на предмет аргументации, нарушение закона необходимо подтвердить, и оно обязательно должно быть существенным. Написать просто о несогласии с постановленным приговором недостаточно, в целях экономии времени высококвалифицированных судей, подобные обращения отсеиваются на стадии принятия.

Вывод можно сделать следующий: либо это третья ступень проверки и два предыдущих этапа – апелляционный и кассационный лишь в редких ситуациях не справляются с выявлением несоблюдения закона, либо в силу юридической неграмотности не все обращения доходят до адресата, даже при наличии веских оснований.

Надзорное производство

Надзорное производство — это порядок пересмотра приговоров, постановлений, определений и решений органов суда первой инстанции, вступивших в силу, кассационных определений, которыми судебные постановления были изменены, оставлены без изменения или отменены.

Производство по пересмотру определений, решений, постановлений, вынесенных судом и вступивших в силу в порядке надзора, выступает самостоятельной стадией гражданского судопроизводства.

Производство в порядке надзора рассматривается, как:

С 01.01.2012 пересмотр постановлений и решений суда по гражданским делам (надзорное производство) осуществляется Президиумом ВС РФ — высшим органом в судах общей юрисдикции. Постановления Президиума обжалованию не подлежат. Необходимость надзорного производства обусловлена тем, что суды первой, кассационной и апелляционной инстанций не всегда могут обеспечить правильное разрешение дел и, как следствие, — защиту законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных субъектов спорных правоотношений. Поэтому необходимы дополнительные процессуальные гарантии исправления допущенных нарушений, защиты законных интересов, прав и свобод указанных лиц. Данные гарантии обеспечивает Президиум ВС РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Положения о суде надзорной инстанции прописаны в Гражданско-процессуальном кодексе (гл. 41.1). Понятия «суд надзорной инстанции», «надзорное производство» и т.д. имеют конституционную основу (Конституция, ст. 126), в силу которой Верховный Суд — это высший судебный орган по делам, являющимся подсудными судам общей юрисдикции, а также осуществляет за их деятельностью судебный надзор.

Пересмотр вступивших в силу постановлений и решений суда является дополнительной гарантией защиты законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных заинтересованных лиц. Это завершающая, последняя стадия процедуры обжалования решений и постановлений суда. В последующем обжаловать судебные постановления невозможно, их пересмотр допускается только в пределах производства по новым или открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК).

Производство по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора преследует цель — обеспечение единообразного применения закона судами (единство судебной практики). Судебные постановления и решения подлежат изменению или отмене в порядке надзора, если нарушают единообразие в применении и толковании судами норм права (п. 3 ст. 391.9 ГПК).

Президиум Верховного суда, рассматривая конкретные дела в порядке надзора, решает вопросы, которые имеют большое значение для развития права в целом, для формирования единообразного и правильного применения судами общей юрисдикции норм права на всей территории РФ.

Постановления Президиума ВС могут оказывать влияние:

Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений является исключительной стадией гражданского процесса, так как значительно отличается от «обыденного» производства по проверке постановлений суда — в апелляционном суде (по порядку рассмотрения жалобы, по объекту обжалования, основаниям для изменения и отмены судебных постановлений, по полномочиям суда и т.д.), в кассационной инстанции (по основаниям для изменения и отмены обжалуемых постановлений суда).

Функции надзорного производства в гражданском процессе

Основной задачей гражданского судопроизводства законодатель называет своевременное и правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел. К дополнительным задачам относятся: предупреждение правонарушений, укрепление правопорядка и законности, формирование уважительного отношения к суду и закону. Решение задач гражданского судопроизводства осуществляется благодаря реализации функций гражданского судопроизводства.

Функция гражданского судопроизводства — это деятельность суда и субъектов судебного процесса, которая обусловлена объективно значимыми целями и задачами гражданского судопроизводства. Их разрешение урегулировано нормами гражданского процессуального права. Надзорное производство — это компонент одной из процессуальных функций гражданского судопроизводства (функции пересмотра постановлений, определений, решений).

Функции надзорного производства:

Выделение в гражданском процессе функций надзорного производства, правильное толкование содержания каждой его функции, позволяет детально рассматривать вопрос о сущности и роли надзорного производства в достижении целей и задач гражданского судопроизводства и правосудия.

Надзорное производство. Понятие и порядок возбуждения

К основной стадии процесса относится слушание (разбирательство) по гражданским делам.

Именно в ходе таких слушаний выражаются основные принципы.

Организация правосудия направлена на выявление в решении спорного вопроса участника, действия которого регламентированы законодательством.

Складываются и такие ситуации, когда приходится давать разъяснения в правах того или иного гражданина для устранения появившейся правовой неясности.

По ходу процесса оцениваются доказательства, предъявленные каждой из сторон, определяются их права для вынесения конечного вердикта.

Разбирательство по иску происходит в открытом заседании с неизменным составом судей. Если на каком-то этапе будет произведена замена судьи, тогда разбирательство начинается с самого начала.

Надзор за работой судебных органов направлен на пересмотр вынесенных нижестоящими судами решений/ постановлений, успевших вступить в законную силу.

А также урегулирование процессуальных отношений, формирование которых наблюдается в судах надзорной инстанции ввиду проведения проверок законности, вынесенных решений/ постановлений или определений, успевших приобрести свою законность.

Судопроизводство

Отечественное судопроизводство имеет характерную особенность в том, что при вынесении принятого решения становится доступной возможность его пересмотра в процессе не только кассационного, но и надзорного производства.

Полномочия надзора

Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.

Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.

Право на исправление

Значимость апелляционного/кассационного производства

Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.

Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

В задачи такого контроля входят:

  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Задачи, ставшие основанием для возбуждения надзорного производства

Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.

Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.

Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.

Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.

Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.

Задачи надзорной инстанции

Опираясь на закон, проверку можно сделать по следующим основаниям:

Между написанными выше основаниями лежит разница, которая указывает, что для первого пункта действует прокурорское представление. Для второго – представитель заинтересованного или непосредственно само лицо.

Повод для возбуждения надзорного производства

Надзор в гражданском деле имеет небольшое отличие от уголовного. Здесь, основная роль отдается составу правонарушений. Потому и процедура надзора не отличается одна от другой.

Поводом, чтобы возбудить процесс по надзору может стать информация, свидетельствующая о несоблюдении законности судом в ходе вынесения вердикта, который выражается в отсутствии доказательных оснований.

Надо отметить, что для подачи жалоб в инстанцию по надзору не действуют ограничения в сроках.

Не менее важен, становится тот пункт, что подобных инстанций для обращений несколько, что позволяет неоднократно проводить пересмотр дела.

Законные требования

Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.

Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.

В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.

Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.

Составление жалобы

Предметом жалобы становится необоснованность принятого решения, выраженная несправедливость или незаконность.

Составляя жалобу, стоит обозначить реквизиты составляемого документа подобного типа. Указывается адрес инстанции, в полномочиях которой доступен оспариваемый документ к пересмотру.

Действие соответствующего закона направляет заявителя к соблюдению необходимой последовательности.

То есть, жалоба на вынесенное постановление райсуда не должно направляться в коллегию ВС, в обход региональной инстанции президиума.

При получении отказа в принятии необходимого решения по жалобе в инстанции, стоящей ниже рангом, всегда есть возможность для обращения с таким же основанием в вышестоящую.

При этом, есть возможность обжалования приговора/определения.

Дополнительная документация к жалобе

С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:

  1. Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
  2. Определение кассации/ апелляции.
  3. Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.

Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.

Нельзя ухудшить положение

В статье ГПК № 448 утверждены основания, направленные на отмену вынесенных постановлений в ходе надзора, по причине их необоснованности или выявленных нарушений.

Вынесенные постановления будут признаны необоснованными в случае, не полного разбирательства фактов, ставших не учтенными доказательствами и фактов, без подтверждения и доказательств, но ставших в основании для вынесения решения.

Причины для отмены/изменений постановлений

Читайте также:  Как отказаться от ипотечного кредита?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *