Каких госслужащих будут сокращать в 2021 году

Правительство уже определилось, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году в рамках реформы по оптимизации системы государственного управления. Как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами, уже нет возможности откладывать проведение запланированных мероприятий.

Ранее правительство РФ неоднократно переносило сроки реализации административной реформы (в том числе по причине карантина, вызванного коронавирусной инфекцией). Но, по словам премьер-министра, пришло время качественно отрегулировать и наладить работу государственной системы управления. Предполагается, что сокращение госслужащих в 2021 году поможет существенно сэкономить средства бюджета. Однако из последних новостей стало известно, что правительство не планирует их использовать для увеличения заработных плат.

Порядок проведения

За последнее время правительство неоднократно предпринимало попытки сократить штат государственных работников. Но планируемые значения по количеству сотрудников ни разу не были достигнуты. На данный момент около 20% рабочих мест в госведомствах и различных министерствах по-прежнему остаются вакантными. Это можно объяснить сравнительно низким уровнем зарплат и высокой нагрузкой.

Чтобы определить оптимальное количество сотрудников для каждого конкретного ведомства, предварительно была проанализирована их работа с учетом специфики деятельности. По итогу были подготовлены решения по оптимизации органов исполнительной власти и подведомственных организаций, которые будут реализованы в рамках стартовавшей реформы.

Анонсированное сокращение госслужащих в 2021 году начинается с 1 января. На оптимизацию системы управления отведено три месяца. К 1 апреля реформа должна быть полностью завершена, а 1 мая будут озвучены ее предварительные итоги. Для проведения оптимизации правительство планирует создать специальную рабочую группу. В то же время руководителям федеральных ведомств и министерств была предоставлена возможность выступить со встречными предложениями об оптимизации, которые они должны были направить в Минфин и Аппарат правительства до 20 ноября 2020 года.

На сколько сократится штат

В постановлениях №1829 и №1830 (от 16 ноября 2020 года) нет точной информации, каких госслужащих будут сокращать в 2021 году. Документы только определяют перечень единых требований к государственной структуре управления и устанавливают численность сотрудников для различных ведомств и министерств. Предполагается, что в ходе оптимизации будут в первую очередь уволены заместители – специалисты, которые замещают иные должности в федеральных агентствах и подведомственных службах. По мнению законодателей, это в целом не отразится на работе государственных структур, а только поспособствует повышению продуктивности их деятельности.

Сокращение госслужащих в 2021 году будет проводиться за счет вакантных позиций, на что указывают последние новости: по словам премьер-министра Мишустина, речь идет максимум о 10%. К примеру, в центральных аппаратах, где традиционно открыто около 20% вакантных должностей, сокращение составит 5%. В территориальных подразделениях штаты будут урезаны на 10%, но это при наличии 18% открытых вакансий.

В правительстве подчеркивают, что все высвобожденные за счет оптимизации количества работников финансовые ресурсы останутся в ведомствах. А их специалисты будут получать тот же объем материального стимулирования с премиями и доплатами.

В соответствии с новыми нормативами, к 1 апреля 2021 года штаты министерств и департаментов будут состоять минимум из 40 единиц. Агентств и федеральных служб – минимум из 25 единиц. В отделах управлений и департаментов должно работать не менее 5, а в самостоятельных отделах ведомств – не менее 10 специалистов.

Еще одно нововведение касается численности гражданских служащих, которые трудоустроены в типовых подразделениях ЦА федерального органа исполнительной власти. По штату их должно быть не более 30% от общего количества специалистов. При этом у замруководителей органов исполнительной власти трудовая нагрузка существенно вырастет. Они будут обязаны контролировать работу не менее двух управлений и подведомственных департаментов.

Несмотря на то, что сокращение госслужащих в 2021 году в России — неизбежный процесс для ведомств всех вертикалей исполнительной власти, в особых случаях допускается отклонение от установленных норм. Но подобное решение будет приниматься не руководителем подразделения, а специальной комиссией, курирующей вопросы оптимизации госструктуры и численности сотрудников.

Цели и задачи

Основная цель реформы госслужбы в 2021 году — повышение эффективности работы органов исполнительной власти. Судя по последним новостям, граждане все чаще недовольны качеством их услуг, жалуются на нарушения сроков и невыполнение должностных обязательств. По словам Мишустина, ведомствам нужен не раздутый, а рационально сформированный штат квалифицированных специалистов. Только при таком условии можно добиться повышения эффективности деятельности государственных служащих.

В рамках реформы будет налажен эффективный механизм обратной связи, чтобы каждый гражданин, который нуждается в помощи, мог напрямую обратиться к уполномоченному должностному лицу или в соответствующее учреждение. С этой целью правительство намерено расширить возможности Единого портала госуслуг. В первую очередь будут запущены платформы Ведомств, за помощью в которые чаще всего обращаются граждане.

Оптимизация призвана сократить расход бюджетных средств, что актуально на фоне ухудшения состояния экономики страны. Ведомства не будут содержать раздутые штаты сотрудников и тратить колоссальные ресурсы на выплату заработных плат.

В 2020 и 2021 году госслужащих ждёт массовое сокращение. Кого оно коснётся и к чему может привести

По сообщению, поступившему из Минфина, требуется оптимизация государственной службы.

👩‍💼 Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации

Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.

К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:

Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:

  1. Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
  2. В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
  3. Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
  4. При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.

Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.

Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.

⚡ Масштабы предполагаемых сокращений

Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:

На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт.

Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.

Некоторые технические сотрудники будут лаконично и безболезненно заменены автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Основным стержнем оптимизации структуры Министерства финансов будет перевод ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство.

Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

Сокращение госслужащих в 2021 году

В 2021 году – в трехмесячный срок с 1 января по 1 апреля – планируется провести очередной этап сокращения госслужащих в рамках реформы системы госуправления и оптимизации кадров.

Заниматься этим будет группа специалистов на основе анализа работы всех федеральных органов исполнительной власти.

С 1 января планируются сокращения:

В органах госслужб количество сотрудников должно быть следующим:

Заместители руководителей федеральных исполнительных органов будут обязаны координировать работу как минимум двух департаментов или управлений.

Вышеуказанные нормы могут быть подкорректированы. Этим займется комиссия по оптимизации структуры и численности сотрудников, которая сможет изменить параметры при наличии на то оснований.

Изменение заработных плат сотрудников

Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:

Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.

Результатом реформы станет то, что фиксированная часть заработка составит 60% всех полученных им денег. И только 40% будут иметь непостоянную основу. Это не только даст старт повышению заработных плат чиновников, но и стабильность их получения, ориентацию на оклад, а не на премиальный фонд.

Увольнение госслужащего в 2021 году: пошаговая инструкция

Как и любых работников, государственных служащих могут уволить при наличии соответствующих оснований. В данном случае необходимо руководствоваться не только нормами ТК РФ, но и специальным нормативно-правовым актом – ФЗ «О госслужбе».

  1. Увольнение с госслужбы: основания
  2. Законодательство
  3. Как уволиться госслужащему по своему желанию?
  4. Увольнение госслужащего по сокращению штата
  5. Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя
  6. Увольнение с госслужбы при достижении предельного возраста
  7. Выплаты при увольнении с госслужбы
  8. Можно ли восстановиться на госслужбе?
  9. Наиболее распространенные ошибки
  10. Часто задаваемые вопросы
  11. Заключение

Увольнение с госслужбы: основания

Под государственной службой следует понимать профессиональную деятельность в аппарате госуправления и соответствующих подразделениях. Кто относится к госслужащим:

ВидОписание
Федеральная госслужбаПрофессиональная деятельность по обеспечению полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих госдолжности РФ
Государственная гражданская службаВключает в себя ГГС, ФГГС и госслужбу субъектов РФ.

При трудоустройстве госслужащего с ним заключается не трудовой договор, а служебный контракт, который расторгается по основаниям, указанным в ст. 33 ФЗ «О госслужбе РФ»:

Также причиной для разрыва контракта может стать нарушение запретов, указанных в ст. 17 данного закона:

Читайте также:  Срок давности по ДТП без пострадавших

Здесь основания сопоставимы с нормами ст. 81 ТК РФ, но в отношении госслужащих действуют федеральные законы.

Законодательство

Особенности расторжения контрактов с госслужащими регулируются ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Только на основаниях, указанных в нем, служащие могут быть уволены из госорганов.

СтатьяПояснение
ст. 33Общие основания расторжения контракта
ст. 34Контракт может быть прекращен в любой момент по соглашению сторон
ст. 35Как производится расторжение срочного контракта
ст. 36Нюансы увольнение служащего по собственной инициативе
ст. 37Когда инициатором увольнения госслужащего может стать наниматель
ст. 39О прекращении контракта по независящим от сторон обстоятельствам

Как уволиться госслужащему по своему желанию?

Если служащий решил уволиться по своей инициативе, он должен предоставить заявление за 2 недели до предполагаемой даты расторжения контракта. Как выглядит процедура:

  1. Отдел кадров получает заявление в свободной форме, наниматель или его представитель решает вопрос о необходимости двухнедельной отработки.
  2. Наниматель оформляет приказ по форме Т-8 с указанием причин и знакомит работника с ним под роспись.
  3. В последний день трудовой деятельности производятся все выплаты, заполняется трудовая книжка.(О том, как правильно написать заявление об увольнении смотрите здесь⇒ Образец заявления на увольнение фгс).

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Согласно ст. 38 закона, при прекращении контракта по сокращению за два месяца до предстоящего события представитель нанимателя обязан проинформировать об этом профсоюзный орган и служащих, чьи должности планируется сократить. Как все делается:

  1. Представитель нанимателя знакомит каждого сотрудника с уведомлением о сокращении под роспись за 2 месяца до расторжения контракта. В документе указываются должности, на которые можно перейти.
  2. Берутся письменные отказы от тех, кто не захотел перейти на свободные вакансии и решил уволиться.
  3. На каждого сотрудника оставляются приказы о прекращении контрактов в связи с сокращением.
  4. Работников знакомят с приказами под роспись.

В течение двух месяцев после увольнения госслужащим выплачивается компенсация в размере среднемесячного заработка.

Увольнение госслужащего по ходатайству представителя нанимателя

Если инициатором расторжения контракта является не служащий, а представитель нанимателя, необходимо руководствоваться основаниями, указанными в ст. 37 ФЗ №79-ФЗ. Здесь все зависит от конкретной ситуации:

«Законодательно понятие «уважительная причина» нигде не установлено, поэтому при прогуле здесь подразумевается отсутствие на рабочем месте в связи с болезнью близкого человека, коммунальными проблемами и т.д., когда уволить за отсутствие на рабочем месте не получится» – говорит Кирилин А.В., почетный профессор РАЕН и кандидат исторических наук.

Если увольнение производится по причине несоответствия занимаемой должности или недостаточной квалификации, потребуется заключение аттестационной комиссии, подтверждающее данный факт.

Читайте также статью ⇒

Увольнение с госслужбы при достижении предельного возраста

11.05.2016 года Госдумой был принят ФЗ №146-ФЗ, в соответствии с которым пенсионный возраст госслужащих должен повышаться по такой схеме:

Если увольнение производится в связи с достижением служащим пенсионного возраста, готовится соответствующий приказ с указанием данной причины. Сотруднику перечисляются все выплаты и компенсации в размере нескольких должностных окладов.

Выплаты при увольнении с госслужбы

Если контракт разрывается по инициативе служащего, ему полагается выплата заработной платы за отработанное время, компенсация за неиспользованный ранее отпуск, а также дополнительные выплаты, установленные условиями соглашения ( Читайте также статью⇒ Алименты при увольнении сотрудника).

При увольнении по сокращению выплачивается компенсация в размере четырехкратного ежемесячного содержания. Выходное пособие не перечисляется.

Нарушение работников условий контракта влечет за собой его расторжение без перечисления компенсационных выплат. Работнику переводятся только деньги за отработанный месяц и компенсация за неотгулянный отпуск.

Какие еще дополнительные компенсации существуют:

Можно ли восстановиться на госслужбе?

Если служащий увольняется по собственному желанию, у него есть 2 недели, чтобы забрать заявление. Когда расторжение контракта уже произошло по истечении двухнедельного срока, вернуться на службу невозможно. В этом случае следует обратиться к представителю нанимателя и узнать, свободна ли интересующая должность. При положительном ответе можно снова трудоустроиться.

Если же прекращение контракта произошло по инициативе нанимателя и служащий считает это незаконным, ему необходимо обратиться в суд и исковым заявлением, где будет указаны законные основания, по которым увольнение должно быть признано неправомерным, а также все обстоятельства дела.

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка №1. При увольнении сотрудника по сокращению штата необязательно брать с него роспись, достаточно устного уведомления.

Нет, обязательно должно быть составлено письменное уведомление на каждого работника, в противном случае действия работодателя будут признаны незаконными. Пример:

Артемьева О.И. замещала должность начальника методического отдела Департамента спорта. Приказом нанимателя она была уволена по п. 6 ст. 33 ФЗ «О госслужбе», уведомления о сокращении численности штата она не получала. Впоследствии она обжаловала действия руководителя в суде, и суд принял решение о восстановлении работницы по двум основаниям:

Ошибка №2. Сотрудника можно уволить за однократный прогул.

Если служащий допустил прогул только один раз и объяснил причину, теоретически его можно уволить, но на практике в большинстве случаев при обращении в суд нарушителям удается восстановиться на работе. Разумнее применить другое дисциплинарное взыскание – замечание или выговор.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Кому отдавать медицинское заключение, если госслужащий собирается увольняться по состоянию здоровья?

Все документы предоставляются только в отдел кадров.

Вопрос №2. Можно ли как-то подтвердить прогул по уважительной причине, чтобы избежать увольнения?

Да, можно. Все зависит от ситуации: при попадании в ДТП при следовании к месту работы понадобится справка из ГИБДД. Если заболел родственник и потребовалась экстренная госпитализация, желательно предоставить справку из медучреждения.

Заключение

Увольнение государственных служащих регламентируется специальными законодательными актами, основанными на нормах ТК РФ, но с некоторыми нюансами. Чтобы выполнить процедуру расторжения контракта правильно, нужно знать все особенности и требования ФЗ «О госслужбе в РФ».

Сокращение госслужащих-2021: неожиданно и неизбежно. Инициатива правительства сократить чиновников оставляет вопросы

В 2021 году правительство решило в очередной раз уменьшить численность госслужащих в России. Но действительно ли это пойдет на пользу стране? И насколько много в России чиновников?

Когда их слишком много

О том, что в современной России чиновников больше, чем было во всём СССР, не рассуждали разве что лишь сами чиновники. Обосновано – другой вопрос, обосноваННо ли – это стремлением руководства государства сохранить стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации в новых (сравнительно с тем же СССР) условиях: в РФ существует официальная оппозиция действующей власти.

Совершенно неинтересно в данном контексте точка зрения и цели, а также самочувствие самой оппозиции: она всегда деконструктивна, как и её цели. Само существование оппозиции означает лишь то, что власть не справляется со своими обязанностями, и общество это чувствует. Впрочем, полностью справляющейся со своими обязанностями власти не существовало, не существует и никогда не будет. Поэтому в нормальном обществе была, есть и будет оппозиция. А значит, в любом государстве рост оппозиционных настроений конгруэнтен росту легиона чиновников, призванных если не решать проблемы, на которые эта оппозиция указывает, то прятать их, или не позволить увидеть новые.

Но вот в этом-то стремлении государства и таится закавыка: чем больше чиновников, тем более громоздка государственная машина. А громоздкость – один из главных тормозов прогресса. В том числе в сфере, единственно интересной большинству государств: в сфере принятия нужных решений и их воплощения в жизнь.

Проще говоря, наступает момент, когда содержать растущее количество дармоедов-чиновников самой их матери-государству становится не просто «перед людьми неудобно», или не по средствам, когда чиновники начинают обходиться государству всё дороже.

Наступает момент, когда чрезмерно расплодившийся чиновник, как любой паразит, становится причиной умирания хозяина, то есть самого государства.

В сравнении

По данным Минфина, на 1 июля 2019 года в России около 2,4 миллиона человек работало в государственных и муниципальных органах. На их содержание до последнего времени уходило 1,4 процента ВВП. К слову, СССР до такого количества чиновников дошёл лишь к середине восьмидесятых, ко времени своего «заката». Вот данные об изменениях в чиновничьем стане, происходивших в России. Таблица показывает ситуацию до 2010 года – однако, общая тенденция по задумке инициаторов реформы изменится лишь в 2021 году.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в интервью изданию «Свободная пресса» так описал вечный процесс чиновничьей борьбы самих с собой:

«Сокращение госаппарата – любимая игра любого госаппарата. Это связано с тем, что он растёт не только количественно. Под каждую задачу создается или выделяется некий институт – министерство, департамент, управление, назначается какое-то количество ответственных чиновников. Потом задача исчезает, а институт остаётся, поэтому постоянно необходимо сокращение. Так было всегда: в русском царстве начинали с 12 приказов, заканчивали 500, потом всех разогнали, сделали 12, а через 200 лет опять стало 500. У Ленина есть в 1918 году записка – “мы 2 раза сокращали аппарат, он у нас в 2 раза вырос”. Потому что на следующий день после сокращения опять начинается ревизия задач. И каждый прибегает с криком, что него новая задача и ему нужен новый аппарат под неё. При этом никто не закрывает подразделения, которые были сделаны под другую задачу, чиновники продолжают ходить на работу».

Да, много в России чиновников. Правда, в соседних странах, к Западу от нас, их подчас в разы больше, даже при том, что в кое-где к таковым причисляют, например, медицинских работников.

А вот чем восточнее – тем чиновничья рать реже (здесь вопрос: считать ли США страной на востоке от России, или на Западе – географически, разумеется):

И, наконец, таблица, представляющая по времени немного устаревшие, но, возможно, наименее подверженные изменениям показатели:

Подытожить можно одним предложением. В России чиновников не слишком мало – но и не так уж чтобы очень много, и доверия к ним не слишком много – но не совсем уж так, чтобы мало.

Как будут сокращать

Начало процесса – январь 2021 года. Изначально будет уволена (процесс уже пошёл) часть сотрудников федеральных структур и муниципальных органов власти.

В 2021 году на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 и в начале 2021 годов, будет планироваться завершающий этап. Некоторых технических сотрудников заменят автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Оптимизировать структуру Минфина, например, будут переводом ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в казначейство.

На эти изменения в Минфине реформаторы возлагают особые надежды. Предполагается, что результатом будет не только экономия средств на содержание аппарата госслужащих, но и создание централизованного управления финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

Насколько сократят

Точнее, насколько сократят к тому, что уже сократили – ведь фактическое упразднение «Почты России» и «Россвязи» началось парой месяцев ранее. В рамках реформы с 1 января в министерствах и их территориальных подразделениях планируется сократить, как известно, соответственно 5 и 10 процентов должностей чиновников. Сократить в основном за счёт вакансий. Как говаривал герой Киану Ривза в одном отличном фильме, «всегда есть подвох». Сокращение как бы произойдёт, но чиновников меньше как бы и не станет…

Читайте также:  Минимальный размер пенсии в Санкт-Петербурге

Сократить количество госслужащих в России только за последнее десятилетие пытались несколько раз. За 2011-2013 годы планировалось урезать их численность сразу на 20 процентов. В 2016 году к вопросу снова вернулись, постановив сократить штат на 10 процентов. Однако из данных Росстата всякий раз следовало, что установленные показатели не достигались. Так, в 2013 году количество федеральных госслужащих стало меньше всего на восемь процентов по отношению к началу 2010 года. А в 2016 году Счётная палата объявила о снижении чиновничьего количества только на 5,6 процента. Причём, ведомство отметило: это происходит за счёт сотрудников низшего звена при увеличении количества начальников.

Впрочем, переподчинение, например, «Почты России» в ведомство Минцифры хотя бы даёт надежду на то, что руководство упразднённой всё менее востребованной по последним временам чиновничьей структуры не сможет более насчитывать себе стомиллионные премии. Как это произошло в 2018 году. Ну да, надежду-то даст…

Кого сократят

Прежде всего, и этого не скрывают сами инициаторы реформы, сократят имеющиеся вакансии. То есть те должности, что пока не заняты. Только вот, например, на 10 процентов, подлежащих сокращению в регионах, незанятых вакансий не наберётся. Придётся чиновникам, скрепя сердца, «резать по живому».

Дмитрий Журавлёв полагает, что «всё будет зависеть не от того, сколько уволят, а от того насколько точно определят реально работающие институты и не работающие. Причём не только сами ведомства, а именно подразделения внутри них. Если будет сокращено то, что уже выполнило свою задачу, будет хорошо. Количество чиновников реально уменьшится, а их эффективность возрастёт – согласований будет меньше… [] Но если, как это часто бывает во всех странах, а не только у нас, мы выгоним тех, кто работает, а оставим тех, кто не работает, то эффект будет противоположный.

Вопрос в том, будут ли увольнять по принципу «нравится рожа или нет» или реально проведут функциональный анализ и выяснят – нужна или нет та или иная структура? Если спустят вниз, особенно в регионы, что надо сократить 30 процентов, то все органы власти будут состоять из родственников».

Чтоб не радели «родным человечкам»

Почему подавляюще большинство экспертов без энтузиазма смотрят на перспективы сокращения госаппарата в регионах? А уж если речь заходит о сокращениях в южных субъектах, девять из десяти экспертов просто улыбаются.

Потому что, доверь региональному начальнику исключительное право проводить совершенно узаконенные, да ещё и основанные на требованиях федерального правительства сокращения в своём ведомстве, полетят головы мало-мальски «косо посмотревших» на такого начальника, даже если такой взгляд он поймал лет десять назад. Опять же, как уволить сына тёти Патимат? Где мальчик – ныне, например, замминистра республики – себе такую работу ещё найдёт?

Полноценного описания того, каким образом будут проходить сокращения и одновременно увеличена эффективность работы чиновников, пока не представлено, считают эксперты.

Дмитрий Журавлёв предполагает, что «скорее всего, произойдет некоторое сокращение расходов бюджета в чисто “бухгалтерском” выражении. Оптимизацию должны сопровождать перемены в системах подготовки и переподготовки, рекрутирования и ротации кадров, оплаты труда и т. д. Также необходимо каким-то образом “сломать о колено” токсичную корпоративную культуру в системе госуправления. [Если этого не произойдёт], …в ходе сокращений первыми будут уволены, скорее всего, сотрудники, не связанные с руководством посредством личных связей либо в целом не демонстрирующие высокого уровня лояльности. Также наверняка охотно пожертвуют людьми, потенциально не способными активно сопротивляться увольнению».

Пожертвуют, например, теми же техническими работниками.

Вот в госдепартаменте США сейчас жалуются: с очередным сокращением аппарата посольства США в России его оставшиеся сотрудники вынуждены убирать снег собственноручно…

Посему, если увидите на пороге республиканского министерства или администрации региона местного главу, работающего лопатой для уборки снега, будьте уверены: вместо бездельника-племянника он сократил дворника.

Административная реформа: куда уволенному чиновнику податься

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Всего в 2021 году будут сокращены 32 тысячи госслужащих, такой план уже подписан премьер-министром Мишустиным.

К российской государственной машине много претензий, ее неэффективность налицо. Штаты раздуты, замминистров – пруд пруди, во многих министерствах и ведомствах мертвые структурные подразделения, функции дублируются сплошь и рядом. В разных министерствах работают отделы, выполняющие одинаковые задачи, поэтому толку от них никакого, говорит экономист, директор департамента информации РСПП Никита Масленников:

– Скажем, агрохимию отдают в Минсельхоз, Минпром, Минпромторг и одновременно в Минэнерго. Та же история по нефтегазохимии. Есть огромное количество пересечений, которые, кроме как дублирования функций и размывания ответственности, никому ничего не приносит.

Кроме количества вакансий в органах госуправления федерального и регионального уровней – их 20 тысяч – и количества сокращаемых мест по всей стране – 32 тысячи – о планах правительства известно очень немного. Расчистить поляну нужно к 1 апреля, однако и после объявленного начала реформ о конкретных планах известно немного. В самих министерствах и ведомствах процесс только запускается, а вот в аппарате правительства уже проведена перестройка. Бюрократический монстр, департамент 1-1, который объединял энергетику, транспорт, промышленность, разделен теперь на три департамента. С одной стороны, это правильно. С другой стороны, вместо одного начальника департамента и его заместителей, появилось несколько. Наконец-то создано сводное аналитическое управление, на котором много лет настаивало экспертное сообщество, потому что в аппарате правительства должно расти количество аналитических функций, прогноза и программного видения. Но это прибавляет персонал, а не сокращает его.

Директор Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина считает:

– Я думаю, что сокращения будут даже не на уровне замминистров и начальников департаментов, а на уровне начальников отделов и специалистов. Это, конечно, рабочий состав. Но, как мы знаем, для того чтобы сократить начальника департамента, надо ликвидировать департамент. По-другому не получается. А вот ликвидация департаментов, их объединение – я не видела, чтобы это было запланировано. Никто не заявлял об этом публично.

Скорее всего, убирать сотрудников будут на низовых должностях. При нынешнем уровне коммуникационных технологий их легко заменить. С точки зрения заработной платы, любое программное решение дешевле, чем содержать чиновников. Однако и денег от сокращений больше не станет. Согласно правительственному плану, заплаты сотрудникам госорганов только повысятся, правда, за счет снижения премий и бонусов.

Уволенные могут пойти в частные компании, но надеяться на то, что им раскатают красную дорожку, не приходится. Чиновники – это люди, работающие только с документами, с бумагами. Современные компании работают сейчас гораздо оперативнее, люди на ответственных должностях гораздо быстрее госаппаратчиков принимают решения. В компаниях, которые связаны с реальной экономикой, с технологическими процессами, им придется туго. Одного опыта чиновничьей работы не хватит, потому что такие сотрудники не работали с реальными бизнес-процессами. Сейчас на рынке труда спрос на управленцев очень высокого класса, узких специалистов с точными компетенциями.

– Если мы говорим про управленческую деятельность, то это те, кто умеет работать с Big Data, с большими данными, с цифровыми технологиями. Наши чиновники такой высокой квалификацией в этой области не отличаются. Весь госаппарат во многом работает по старинке, – замечает Татьяна Абанкина.

Вариантов для чиновников адаптироваться к «постчиновничьей» жизни немного. Часть из них окажется на улице, других переведут из министерств в подведомственные учреждения: в ГУПы и ФБГУ, где зарплаты меньше, и государственных пенсий нет, считает политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков . Но это как раз те люди, которые работают с населением. В конечном итоге государственная машина на низовом уровне только ослабнет. Есть опасения, что правительство проводит расчистку из абсолютно других соображений:

– Скорее всего, это просто технология, с её помощью Мишустин сможет увеличить свое влияние внутри правительства, а также ослабить своих конкурентов. Любая экономия связанная с сокращением госаппарата всегда приводила к обратному – его разрастанию.

Попыток уменьшить госаппарат предпринималось за последние десятилетия множество. Заканчивались они всегда одинаково – чиновников становилось только больше. Никита Масленников говорит:

– При работе правительства Медведева проектные принципы декларировались, но не исполнялись. Была старая система, которая чуть-чуть подкрашивалась, припудривалась, штукатурилась, фасады обновлялись, но по сути ничего не менялось.

В новом правительстве есть надежда, что премьер, который изменил работу всей налоговой системы, может использовать ту же технологическую основу в рамках управления всем народным хозяйством. Успех налогового ведомства очевиден: системой налогового мониторинга пользуются компании, на которые приходится треть ВВП.

С другой стороны, документооборот только растет. Как только мы говорим о переходе к правовому государству, увеличивается количество регулирующих документов. Соответственно, увеличивается аппарат, который будет проверять, чтобы все работали в соответствие с этими документами. Сейчас принято решение провести «регуляторную гильотину», чтобы попытаться отменить устаревшие документы по всем отраслям.

– «Регуляторная гильотина» идёт достаточно медленно и не радикально. Существуют МФЦ, личные кабинеты, но везде требуются документы на бумажных носителях, – поясняет Татьяна Абанкина.

Хедхантеры рады притоку новых сил на трудовом рынке. Любое появление свежей крови повышает конкуренцию. Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter, знает, как трудно сейчас найти хорошего управленца. В кризис и посткризисный период компаниям нужно возвращаться на прежние рельсы, и знающие люди будут нужны:

– Чиновник – он кто? Учитывая, что многие перебираются из бизнеса в органы власти, в принципе возможно и обратное движение.

Чего необходимо избежать, так это того, чтобы благое дело не превратилось в чистки. Когда раньше какой-то сотрудник не нравился своему начальнику, ему доставалось меньше премий и бонусов. Сейчас ситуация более суровая, недовольные и неугодные легко могут лишиться своей работы на волне популизма и борьбы с пухнущей бюрократией.

Илья Гращенков выступает против огульного отрицания чиновничества как класса:

– Конечно, госслужба должна исключать такие чистки. Всё-таки люди отдают жизнь государству и должны иметь определённые гарантии. У нас в народе как-то сформировалось ненависть к чиновникам, мы считаем их трутнями. Но это далеко не так, среди них много опытных и по-настоящему важных сотрудников.

Пока мечта правительства о цифровизации как панацеи от пороков системы воплощается в жизнь мелкими шажками. Все только начинается. Посмотрим, куда это приведет.

Кого уволят: сокращение госслужащих в 2021 году — кому грозит увольнение

Не так давно премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин на очередном заседании с чиновниками заявил о том, что в ближайшем будущем будут ожидаться сокращения сотрудников различных ведомств и министерств. Эта информация была подтверждена пресс-службой правительства Российской Федерации.

С первого января следующего года будет проходить пятипроцентное сокращение в центральных аппаратах государственных органов. Ожидается, что примерно на 10% уменьшается численность сотрудников в территориальных органах.

  1. Волна сокращений коснется пожилых сотрудников
  2. Что известно об административной реформе в РФ?
  3. Сокращение госслужащих в РФ
  4. История административной реформы в России
  5. Кого именно коснутся сокращения?
  6. Какие выплаты положены по закону при сокращении в 2020 году?

Волна сокращений коснется пожилых сотрудников

Из слов Михаила Мишустина становится понятно, что штаты министерств и ведомств будут сокращать в 2021 году за счёт вакантных позиций. По словам экспертов сокращения коснутся также и пожилых работников.

Михаил Мишустин отметил, что необходимо создать рационально сформированный штат из специалистов, а также определить сферу ответственности для каждого исполнительного органа государственной власти. Премьер-министр также отметил, что будет сохранён объем финансовых ресурсов, который уже был наработан до текущей оптимизации.

Что известно об административной реформе в РФ?

По различным причинам ранее всё время переносили сроки введения административной реформы в Российской Федерации. По словам Михаила Мишустина больше откладывать эту реформу не будут. Уже с 1 января следующего года глава правительства предлагает приступить к оптимизации административного аппарата и системы управления. Планируется завершить весь процесс уже до 1 апреля следующего года.

Читайте также:  Как написать Заявление на материальную помощь

Сокращение госслужащих в РФ

Осенью 2020 года в СМИ появилась информация о том, что планируются масштабные сокращения государственных служащих. Татьяна Нестеренко, являющаяся первым замминистра финансов, заявила о том, что начало реформы по оптимизации государственного управления будет запланировано на 2020 год. Сотрудники, которые останутся, могут рассчитывать на повышение зарплат.

По словам чиновницы целью реформы будет не экономия, а повышение стоимости труда государственных служащих за счёт освобождающихся мест.

По оценкам Татьяны Нестеренко на текущий момент на каждые 10 тысяч граждан России приходится порядка 160 муниципальных и государственных служащих. От 10 до 15% российских чиновников рискует следующем году остаться без своего рабочего места.

История административной реформы в России

Провести административную реформу пытались уже несколько раз, но до сих пор дело не доходило до конца. Первые попытки реформирования совершались в период с 2011 по 2013 год. Тогда выдвигалась инициатива о сокращении штата сотрудников почти на 20%. По итогу удалось сократить штат только на восемь процентов.

Вторая попытка реформирования была в 2016 году, но тогда штат сотрудников сократили только на пять процентов. Однако, в тот раз сокращение больше коснулось именно сотрудников нижнего звена, а не высшего. Третья попытка запланирована на 2020 год.

Проведение административной реформы необходимо с целью ликвидации не пропорционального соотношения подчинённых и начальников, поскольку вторых гораздо больше, чем первых. Существующая многоуровневая управленческая вертикаль не позволяет добиться высокой эффективности работы, ведет к серьезным финансовым издержкам, а также влияет на быстрое и качественное принятие решений.

Кого именно коснутся сокращения?

Согласно административной реформе под сокращение будут попадать следующие категории граждан:

Согласно новым требованиям необходимо соблюдение следующих условий:

Также может измениться и оклад сотрудников государственных структур. Всё будет зависеть от того, какое решение примет кабинет министров. Данный подход к зарплате государственных служащих будет считаться наиболее полным и справедливым. Это значит, что у некоторых государственных служащих могут вырасти зарплаты, но каждый будет получать только то, на что он наработал.

Сокращения в 2021 году: кто из госслужащих подпадет под увольнение

Какие выплаты положены по закону при сокращении в 2020 году?

Расторжение трудового договора с сотрудником не может произойти без окончательного расчета с ним. В последний рабочий день работнику необходимо перечислить все полагающиеся ему финансы. В случае сокращения к обязательным выплатам будут относиться следующие:

Чиновник под лупой: за какие грехи могут уволить госслужащего

Об этом и о том, куда жаловаться на коррупционеров, рассказала главный “антикоррупционер” Светлана Юзвак

Государственные гражданские служащие находятся под пристальным вниманием – они обязаны ежегодно отчитываться о доходах, имуществе, обязательствах и могут быть уволены в связи с утратой доверия даже за не внесенный в декларацию автоприцеп. За всем тщательно следит управление профилактики коррупционных и иных правонарушений аппарата губернатора и правительства Иркутской области.

Жители региона могли задать свои вопросы о коррупции руководителю управления Светлане Юзвак.

Кто следит за чиновниками?

Управление профилактики коррупционных и иных правонарушений было создано по указу президента РФ Владимира Путина. С начала 2020 года управление подчиняется непосредственно губернатору Иркутской области, который решает все вопросы, связанные с деятельностью подразделения.
В поле зрения управления находятся государственные гражданские служащие Иркутской области, а также депутаты и главы муниципалитетов, министры и заместители председателя правительства Иркутской области и заместители губернатора. Этим служащим не только нужно отчитываться о доходах, но также приходится и просить разрешения устроиться в коммерческую структуру при увольнении с госслужбы (если предлагаемая зарплата будет более 100 тысяч рублей).

– Полиция и прокуратура также борются с коррупцией. Зачем нужно ваше управление?

Светлана Юзвак. Фото: irkutskmedia.ru

– Полиция и прокуратура – правоохранительные органы, которые занимаются выявлением фактов коррупции и расследованием коррупционных дел. Мы же в основном занимаемся профилактикой среди госслужащих. Полиция и прокуратура могут выявлять факты коррупции среди правоохранительных структур, судебных приставов, медицинских работников. Управление следит только за государственными гражданскими служащими.

– Если, например, мне известны факты коррупции в отношении одного из чиновников, куда обратиться?

– Вы можете обратиться непосредственно к губернатору Иркутской области или в управление профилактики коррупционных и иных правонарушений. Это зависит от того, какого уровня чиновник. Напишите нам на электронную почту, и мы поможем вам найти решение вопроса.

Доходы: много или мало?

– Где можно увидеть сведения о доходах чиновников или госслужащих?

– Все государственные гражданские служащие должны каждый год отчитываться о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера. Данные, за исключением персональных, публикуются на официальных сайтах органов власти, в которых служат чиновники. Обычно в декларации о доходах публикуется информация о доходах и имуществе, и тут возникает проблема: граждане видят сумму дохода и сразу начинают думать, что госслужащие получают огромные зарплаты. Это не так. В сумму дохода могут входить авторские гонорары, наследство, доход от продажи имущества и т. д. В декларации также указывается недвижимость с указанием страны нахождения (без адреса) и источник средств при приобретении недвижимости за отчетный период.

– Почему у наших депутатов такие большие зарплаты?

– Это очень частый вопрос. Люди видят депутатские декларации и поражаются, что они, оказывается, очень много получают, а сами… При этом забывают о том, что депутаты могут работать в думе или ином парламенте (Заксобрании) на освобожденной или неосвобожденной основе. И депутат на неосвобожденной основе имеет право заниматься бизнесом и иметь иные источники дохода, он указывает в декларациях сумму общего дохода за год.

– Недавно вступил в силу закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, которые стали считаться имуществом. Изменились ли обязанности госслужащих в связи с этим законом?

– Да, цифровая валюта и цифровые финансовые активы стали имуществом, и теперь их наличие нужно указывать в декларациях о доходах, но тех, что будут подаваться в 2022 году. Однако государственным гражданским служащим запрещено иметь цифровую валюту и цифровые финансовые активы. До 1 июля 2021 года госслужащие должны от таких активов избавиться.

– Что будет, если госслужащий неправильно заполнит декларацию?

– Нужно различать техническую ошибку или сокрытие доходов и имущества. Так, технической ошибкой может считаться округление площади недвижимости или остатков средств на счетах. А вот сокрытие – это когда человек не указал какое-либо принадлежащее ему на праве собственности имущество – например, как бывает довольно часто, прицеп для автомобиля. Для того, чтобы чиновники могли «вспомнить», после подачи декларации у них есть месяц для уточнения поданных сведений и предоставления уточненной справки. Если уточненных данных не поступило, а потом обнаруживается неточность сведений – это уже повод для привлечения к ответственности. А ответственность – увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия. Такой чиновник вносится в единый реестр уволенных в связи с утратой доверия, который ведет правительство Российской Федерации. Данные сохраняются в реестре пять лет, и для чиновника это «волчий билет». При этом для закона нет разницы, забыл чиновник включить в декларацию прицеп за 10 тысяч рублей или транспортное средство за миллион.

– Могут ли служащие мэрии заниматься предпринимательской деятельностью? К примеру, руководитель МКУ «Центр поддержки молодежных инициатив» в Черемхово является индивидуальным предпринимателем…

– Нужно разграничивать чиновников мэрии, сотрудников администрации муниципалитета и руководителей казенных учреждений. Работники мэрии не могут заниматься бизнесом. А вот руководитель казенного учреждения не является муниципальным служащим.

Назовите их по именам…

– Почему вы не указываете данных чиновников после проведения проверок, когда информация уходит в общественное поле?

– Некоторые данные относятся к персональным и не могут быть разглашены. Все данные проверок мы передаем губернатору, который принимает решение по каждому случаю.

– Какой срок ответа на заявление определяет закон? Я послал заявление в прокуратуру в декабре 2020 года, ответа до сих пор нет.

– Сроки ответа на заявление гражданина официальными структурами определяются законом 59-ФЗ. В нем указано, что он не может превышать 30 дней. Прокуратура обычно в срок отвечает на обращения. Возможно, в задержке ответа виновна почта.

– В больнице заставляют сдавать платные анализы. Я считаю, что это вымогательство. Куда я могу обратиться?

– Больницы подведомственны министерству здравоохранения Иркутской области. К тому же в каждой больнице есть специалист, который отвечает за профилактику коррупционных правонарушений. Обращайтесь к главному врачу, выясняйте необходимость обследования – может, вам действительно необходимы отдельные анализы, которые не делают в вашей поликлинике.

– На телеканале «Новости 360» вышел сюжет о том, что при доставке трамваев из Москвы в Ангарск и Усолье стоимость этой доставки различается достаточно сильно, причем для Усолья доставка дешевле. Учитывая бедственное положение МУП «Ангарский трамвай», прошу разъяснить, нет ли в этом коррупционной составляющей. Могут ли тендеры для компаний, которые занимаются доставкой, быть написаны для определенной компании, чтобы другие фирмы не могли принимать участие и снижать цену?

– Ваш вопрос – это готовое обращение в антимонопольную службу, пишите заявление, они будут разбираться. Коррупционную составляющую, если она есть, в данных договорах тоже будет оценивать антимонопольная служба.

А что в результате?

– Расскажите о результатах работы управления за 2020 год. Можете привести примеры наказания за коррупционные нарушения?

– 2020 год был достаточно сложным из-за пандемии. Так, мы впервые не могли полноценно участвовать в заседаниях комиссии, которая занимается конфликтом интересов, и присутствовали только в формате видеосвязи. Да и большинство заседаний были в онлайн-формате, пришлось перестраиваться. Однако мы успели в начале года провести обучение по правилам заполнения сведений о доходах. А в качестве примера могу привести следующий факт: мы проводили проверку кандидата на замещение государственной должности и обнаружили у него иностранные финансовые инструменты. Это был первый такой опыт.

– Какие направления в скором времени могут оказаться под вашим пристальным вниманием?

– Мы провели большую работу по оценке коррупционных рисков в аппарате губернатора и планируем продолжить ее с министерствами и службами. Работа заключается в том, что управление оценивает функции, которые осуществляет государственный гражданский служащий, и выявляет взяткоемкость конкретной должности. Если есть определенные риски получения взяток или вознаграждения за исполнение той или иной функции, мы обязательно указываем это в рекомендациях, составляя единый список должностей, связанных с коррупционными рисками. Те, кто занимает должность, входящую в этот перечень, будут обязаны предоставлять декларации о доходах, расходах и имущественных обязательствах. За их декларациями будут следить особенно тщательно, сверяя показатели с предыдущими периодами.

– В 2019-2020 годах были случаи увольнения в связи с утратой доверия?

– Да, это был один из министров правительства и один руководитель Службы.
Коррупция – это довольно серьезная проблема. Управление профилактики коррупционных и иных правонарушений регулярно проводит социальные исследования отношения граждан к коррупции. И результаты неутешительны – очень большой процент граждан при решении той или иной проблемы готов использовать подарки или взятки. Мы не истребим коррупцию, пока не изменим менталитет и отношение граждан, – резюмировала Светлана Юзвак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *