Основные понятия административного права

Административное право – это отрасль права , которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio – управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки органов государственного управления:

  1. наличие управленческого аппарата;
  2. исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;
  3. используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

Предмет административного права составляют отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права , как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы в Российской Федерации” определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение , выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь , стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон – участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права , но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

Источники административного права

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях, согласно законодательству об административных правонарушениях, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение. Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Характеристика административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип “власть – подчинения” не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Неравенство сторон. Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая властными полномочиями по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

Правоведение

Понятие административного права

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Сущность каждой отрасли права определяется тем, какие общественные отношения они регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли права: метод регулирования, система отрасли и другие.

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-распорядительными органами своих полномочий по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т. д.).

В общественных отношениях, регулируемых административным правом, соответственно:

Такие общественные отношения называются управленческими. Они и составляют предмет административного права. При этом не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. п.) тоже характеризуются как управленческие.

Однако назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов государства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организации собственных дел). Поэтому предметом административного права следует считать государственно-управленческие отношения.

Существует несколько оснований классификации государственно-управленческих отношений. В зависимости от целей административно-правового регулирования (это наиболее распространенная классификация) выделяются две группы таких отношений: вертикальные отношения, или отношения организационного подчинения. Это внутриорганизационные отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.

Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица; горизонтальные, или внешние отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

С учетом государственного устройства России можно выделить следующие основные управленческие отношения между:

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников.

Это – метод правового регулирования общественных отношений. Как правило, выделяются два основных метода правового регулирования – диспозитивный (дозволяющий) и императивный (обязывающий). Для административного права характерен императивный метод, который в юридической науке часто называется административно-правовым методом регулирования. Его основными признаками являются следующие обстоятельства.

Во-первых, для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, то есть предписания (включая запреты).

Во-вторых, как следствие первого, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения.

В-третьих, для управленческих отношений, регулируемых административным правом, характерна следующая взаимосвязь управляющих с управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона, либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой, то есть налицо юридическое неравенство субъектов этих правоотношений.

В-четвертых, определенная ограниченность воли субъектов отношений. Им предоставляется возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора.

В-пятых, властность и односторонность не исключают использования в необходимых случаях дозволительных средств, допуска в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Понятие административного права и его место в правовой системе Российской Федерации

Понятие административного права и его место в правовой системе Российской Федерации

Административное право России является одной из самостоятельных отраслей публичного права.

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, аппаратах ЦИК РФ, и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления.

Читайте также:  Какие документы нужны для переселения в дом престарелых?

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Предмет административного права — общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

– определяют административно-правовой статус граждан;

– регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами и т.д.;

– определяют административно-правовой статус государственных служащих;

– устанавливают формы и методы государственного управления;

– регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;

– устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права.

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

конституционным правом. Административное право детализирует нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

гражданским правом. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности;

финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности;

земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом.

Понятие административного права и его место в правовой системе Российской Федерации

Административное право России является одной из самостоятельных отраслей публичного права.

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, аппаратах ЦИК РФ, и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления.

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Предмет административного права — общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

– определяют административно-правовой статус граждан;

– регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами и т.д.;

– определяют административно-правовой статус государственных служащих;

– устанавливают формы и методы государственного управления;

– регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;

– устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права.

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

конституционным правом. Административное право детализирует нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

гражданским правом. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности;

финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности;

земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом.

Административное право

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В дореволюционной России данная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления» [1] .

Содержание

Понятие административного права

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения) [2] .

Классификация административно-правовых отношений

Методы административного права

  1. Предписание: установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это – «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это – «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Функции административного права

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: – общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); – законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); – международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом [3] . На федеральном уровне:

  1. Конституция РФ
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
  3. Постановления Конституционного Суда РФ
  4. Федеральные конституционные законы
  5. Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ
  6. Нормативные указы Президента РФ
  7. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
  8. Нормативные постановления Правительства РФ
  9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения) [4]
  10. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

  1. Конституции (уставы) субъектов РФ
  2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  3. Законы субъектов РФ
  4. Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ
  5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
  6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

  1. Уставы муниципальных образований
  2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования
  3. Нормативные акты главы муниципального образования
  4. Нормативные акты местной администрации

Система административного права

Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

  1. Общая часть
    1. Основные начала административного законодательства
    2. Государственная служба
    3. Государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти; федеральные, региональные, местные)
    4. Исполнительно распорядительная деятельность (административное регулирование, административный акт, административный договор, административный надзор, право обращения в государственные и муниципальные органы)
    5. Специальные административно-правовые режимы (чрезвычайного положения, военного положения, особого положения)
  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность в отдельных отраслях государственного управления
    1. Оборона
    2. Государственная безопасность
    3. Внутренние дела
    4. Иностранные дела
    5. Юстиция
    6. Экономика
    7. Финансы
    8. Здравоохранение
    9. Транспорт
    10. Связь и информация
    11. Культура, спорт, туризм
    12. Социальная сфера
    13. Контрольно-надзорные функции
    14. Исполнительно-распорядительная деятельность вследствие причинения вреда (административные правонарушения)
  3. Специальная часть. Право индивидуальных субъектов
    1. Граждане РФ
    2. Иностранные граждане
    3. Лица с двойным гражданством
    4. Беженцы
    5. Вынужденные переселенцы
    6. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности
    7. Вынужденные мигранты
    8. Общественные объединения
    9. Религиозные объединения
    10. Политические лица (внутригосударственные и международные организации).

Однако, по мнению доцента кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ М.Н. Кудилинского, воплощение этой идеи представляется достаточно сложным ввиду “мобильности” самого предмета административного права, разнородности (неуниверсальности) управленческих процедур, а также в силу федеративной природы Российской Федерации (административное право согласно Конституции РФ является предметом совместного ведения субъектов РФ и федерации; следовательно, обеспечить единое кодифицированное регулирование не представляется возможным).

Административное право
Группа авторов, 2010

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Административное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

Из серии: Конспект лекций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Система административного права, понятие и предмет

Административное право — это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных государством для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, исполнительной власти, административно-правового статуса гражданина и общественных организаций, способов контроля и ответственности в процессе осуществления данной власти. Функционирование данных норм обеспечивается государством.

Таким образом, административное право — это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Система административного права состоит из административного права внутреннего (деятельность госорганов) и внешнего (отношения между органами госвласти и гражданами); это целостная система тесно связанных между собой отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права. Их объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на одни и те же определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и специальных. В целом отрасль создает специфический — административно-правовой — режим регулирования, строящийся на обязывании как способе правового регулирования.

Система административного права как отрасли права включает в себя:

— общую часть — нормы, охватывающие управление в целом: предмет; формы и методы; субъекты административного права; ответственность по административному праву; административный процесс;

— особенную часть — состоящую из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти: экономическая сфера; социально-культурная сфера; административно-политическая сфера.

В общую часть входят пять групп подотраслей — регулирующих:

1) административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

2) основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) законность деятельности исполнительной власти;

5) принуждение по административному праву.

Особенная часть административного права включает четыре подотрасли, объединяющие нормы — регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

Читайте также:  Жалоба на водоканал в администрацию образец

3) ее социально-культурную деятельность;

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Административное право — одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений; это самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг административного права группируются финансовое, земельное, экологическое право, то есть оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

Предмет и метод административного права

Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать) вплоть до его смерти (снова необходимо зарегистрировать).

Административное право является публичным.

Предмет административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти; данная отрасль права регулирует управленческие отношения.

Предметом административного права являются три группы отношений: 1) организационные управленческие в сфере реализации исполнительной власти (государственное управление); 2) внутриорганизационные на всех ступенях публичного управления (сфера государственной деятельности); 3) общегосударственные контрольно-организационные.

Признаки управленческих отношений:

1) управление рассматривается как функция всех систем, в том числе социальных;

2) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе;

3) существуют два элемента — субъект и объект управления;

4) управление может быть внутрисистемным и внешнесистемным;

5) властные полномочия субъекта управления;

6) существует специальный субъект — орган государства, осуществляющий управленческую деятельность.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Главные признаки метода административного права:

— юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной стороны другой; оно может быть линейным («начальник — подчиненный») или функциональным («инспектор — контролируемый»);

— юридические факты: отношения в административном праве чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями;

— права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормы точно определяют права и обязанности сторон;

— защита прав и интересов субъектов правоотношений: главным образом, права участников, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти; права и интересы могут также защищаться в судебном порядке.

Нормы административного права:

— устанавливают формы и методы государственного управления;

— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами;

— определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления;

— регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Особенности административного права

1. Как любая другая отрасль права, административное право является системой норм (а не их совокупностью).

2. Нормы административного права устанавливаются государством (правомочными органами).

3. Административное право регулирует лишь отношения, складывающиеся в сфере госуправления, осуществления исполнительной власти.

4. Нормы административного права обеспечиваются государством посредством двух способов обеспечения норм — убеждения и принуждения, основной из которых — убеждение (он включает много различных процессов и мероприятий). Принуждение — вспомогательный способ (в виде соответствующей юридической ответственности).

5. Объективно административное право — самая крупная отрасль права.

6. Административное право — наиболее динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку управление направлено вперед. Это сильно затрудняет процесс кодификации; в административном праве невозможно создать единый кодекс.

7. Административное право — это составная часть системы российского права.

Задачи административного права как отрасли права:

— создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

— обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

— защита граждан и общества от административного произвола.

6.1 Понятие административного права

6.1 Понятие административного права

Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России. Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. В самом общем виде можно сказать, что административное право – это управленческое право. Оно регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, обслуживает сферу государственного управления. Административно-правовое регулирование производится путем:

– упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;

– конструирования новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества, положениям Консти туции РФ;

– охраны урегулированных нормами административного и других отраслей права общественных отношений;

– вытеснения из сферы деятельности исполнительной власти общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Следовательно, административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при организации аппарата исполнительной власти, в процессе его административной деятельности, а также административной деятельности ряда подчиненных ему организаций, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных органов, в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями.

При функционировании исполнительной власти она вступает в отношения с гражданами, предприятиями, общественными организациями. Административное право регулирует деятельность обеих сторон: управляющих и управляемых.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование – уголовно-п р оцессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, – финансовое право. Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

Предмет административного права условно можно поделить:

1. Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив регулируемых нормами административного права и являющихся его предметом общественных организационных отношений. Они возникают в процессе и в результате реализации субъектом исполнительной власти и осуществления им в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Своим служебным предназначением и последствиями эти отношения выходят за пределы аппарата органа исполнительной власти, направлены во вне, к объектам управления и административно-правового регулирования, поэтому их иногда совершенно обоснованно именуют внешнеуправленческими (в отличие от внутриаппаратных) организационными отношениями. Внешнеуправленческие организационные административно-правовые отношения складываются главным образом между различными звеньями государственного аппарата в процессе и по поводу реализации многочисленных и разнообразных функций управления органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также между ними и физическими и юридическими лицами.

2. Внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности Внутриорганизационные отношения опосредуют внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности, поэтому их нередко именуют внутриаппаратными административно-правовыми отношениями, в отличие от внешнеуправленческих отношений. Внутриаппаратная внутриорганизационная деятельность является обязательным атрибутом осуществления любого вида государственной деятельности, будь то собственно управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, или законодательная, судебная, прокурорская, или другого вида. Содержание внутриорганизационной деятельности в аппарате того или иного органа всех ветвей власти и видов государственной деятельности включает в себя следующие элементы: внутреннее распределение компетенции органа и обязанностей по руководству между руководителем, его заместителями, помощниками, а также различными структурными подразделениями аппарата органа; внутриаппаратные перемещения служащих, утверждение и изменение штатных расписаний; установление внутреннего трудового распорядка и поддержание необходимого уровня организованности и дисциплины; применение мер поощрения и ответственности к служащим; установление и изменение порядка и правил внутреннего документооборота и режима работы со служебными документами; информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение и обслуживание служебной деятельности работников данного органа и т. д.

3. Общегосударственные контрольно-организационные отношения. Общегосударственные контрольно-организационные отношения возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т. е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля, являющегося всеобщей управленческой функцией, отличается рядом особенностей: он осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам. Общегосударственная контрольная деятельность по определенным вопросам в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента РФ, Счетной палатой Федерального собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и некоторыми другими органами.

4. Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения. Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действии судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления Админнстративно-юстиционная деятельность государства, осуществляемая посредством применения судами и судьями различных мер административно-принудительного характера, обеспечивает охрану, восстановление и защиту правопорядка во всех трех рассмотренных в выше организационных областях, являющихся предметом административно-правового регулирования. Контроль, проверка законности решений и действий (бездействия) администрации – это прерогатива судебного контроля как особой специфической части административно-юстиционной деятельности государства в области общественных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.[46]

Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремится устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода правового регулирования выявляются при ответе на вопросы: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений как определяются права и обязанности субъектов правоотноше ний и как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

Административное право – это юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство, асимметрию субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник – подчиненный») или функциональным (связи типа «инспектор – контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, не одинаковы права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела.

Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа. Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Поэтому методами административного права являются – методы убеждения, принуждения, стимулирования и др.

Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

Административное право – целостная система правовых норм и институтов. Эта система подразделяется на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная ча с ть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).

Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов. В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):

– регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);

– регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

– регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций;

– обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;

– регулирующих принуждение по административному праву.

В особенной части административного права четыре подотрасли, объединяющие нормы:

– регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

– регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

– регулирующие ее социально-культурную деятельность;

– регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.

Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы. Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или

4.1.1. Понятие административного правонарушения

4.1.1. Понятие административного правонарушения Под административным правонарушением понимается такое правонарушение (проступок), которое имеет все следующие признаки: является противоправным, виновным действием или бездействием физического или юридического лица, за

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления

1. Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды управления Административное право как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е.

Читайте также:  Расчет среднего заработка при повышении оклада

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины 1. Основания и виды систематизации норм административного права Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

1. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью

1. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка имеет ряд характерных отличительных

Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста

Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста 1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы

Статья 32.3. Исполнение постановления о наложении административного штрафа на месте совершения административного правонарушения

Статья 32.3. Исполнение постановления о наложении административного штрафа на месте совершения административного правонарушения 1. В случае, если административный штраф налагается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, такому лицу

Система административного права, понятие и предмет

Система административного права, понятие и предмет Административное право – это отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти; это система правил поведения (норм), установленных

Особенности административного права

Особенности административного права 1. Как любая другая отрасль права, административное право является системой норм (а не их совокупностью).2. Нормы административного права устанавливаются государством (правомочными органами).3. Административное право регулирует лишь

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Взаимодействие административного права с другими отраслями права Административное право тесно связано со смежными отраслями права.Разграничение норм конституционного и административного права проводят по их субъектам: первые регулируют организацию и деятельность

Функции административного права

Функции административного права Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных

Методы административного права

Методы административного права Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приемов регулирующего воздействия на управленческие отношения. В самом общем виде методы правового регулирования общественных отношений – это совокупность

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права Права граждан в сфере государственного управления делятся на:в зависимости от механизмов реализации: абсолютные права (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их

1.1. Понятие и структура административного процесса

1.1. Понятие и структура административного процесса В настоящее время в Украине расширяется сфера и совершенствуется процессуальная регламентация всех видов государственной деятельности. Очевидно, что многие материальные нормы права в сфере государственного

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение»,

Понятие и источники административного права

Урок 35. Право 11 класс. Базовый и углублённый уровень

Конспект урока “Понятие и источники административного права”

Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушённому в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение», «административный проступок», «административное наказание», «административный арест», «арест на пятнадцать суток».

Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и так далее.

Административное право занимает своё особое место в правовой системе и взаимодействует с целым рядом отраслей права, таких как конституционное, гражданское, уголовное, трудовое и другими отраслями права.

Нормы административного права регулируют порядок организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка.

С помощью административного права осуществляется защита личности, прав и свобод человека и гражданина. Оно охраняет здоровье граждан, защищает общественный порядок и безопасность, окружающую среду, собственность.
То есть мы можем с вами говорить о том, что административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления, так называемые административные правоотношения.

Также мы можем говорить о том, что административное право – это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В предмет регулирования административного права входят: с одной стороны, отношения между гражданами и государством; с другой — отношения, связанные с реализацией государственной власти. Попросту предметом административного права является управленческие отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти. Но на самом деле все не так просто.

К предмету административного права также необходимо относить правила жизни в обществе. На самом деле с того момента, когда вы выходите из дома и до вашего возвращения, вы находитесь в поле административного права. Ведь правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, правила выгула собак — все эти отношения завязаны на административном праве.

Но и это ещё не всё. В предмет административного права также входят отношения по реализации других отраслей. К примеру: вы хотите реализовать ваши субъективные права. К примеру, хотите купить квартиру. Покупка недвижимости подлежит регистрации в Росреестре. Так вот, процедуру регистрации недвижимости тоже регулирует административное право. Или подаёте ли вы иск в суд, заявление в полицию, обращаетесь в любые государственные органы власти? Все эти процедуры входят в предмет административного права.

Существуют следующие признаки административного права:

· является одной из основополагающих отраслей публичного права;

· представляет собой совокупность юридических норм;

· имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

· имеет свой метод правового регулирования;

· обладает внутренней согласованностью, состоит из определённых элементов;

· имеет внешнее выражение, то есть закрепляется в определённых формах-источниках.

Административное право выполняет следующие функции:

· устанавливает порядок образования, реорганизации и ликвидации органов государственного управления, объединений, предприятий, учреждений, их компетенцию и структуру;

· определяет взаимоотношения органов управления с другими государственными органами, предприятиями и учреждениями, общественными объединениями и гражданами;

· определяет правовое положение общественных объединений и отдельных граждан;

· правила поведения граждан, организаций и должностных лиц (например, правила торговли, противопожарные, санитарные и т. д.);

· устанавливает формы и методы государственного управления и порядок его осуществления;

· определяет правовой статус государственных служащих, регулирует порядок прохождения государственной службы;

· устанавливает основания и порядок привлечения к административной и дисциплинарной ответственности;

· закрепляет способы и меры обеспечения законности в государственном управлении, реализации прав и защите интересов граждан.

Задачами административного права являются:

· охрана прав и свобод человека и гражданина,

· охрана здоровья граждан, охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения,

· охрана окружающей среды,

· охрана порядка осуществления государственной власти, охрана общественного порядка и общественной безопасности, охрана собственности,

· защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства,

· предупреждение административных правонарушений.

Административные правоотношения возникают в следующих случаях:

· в связи с реализацией гражданами их законных прав или в связи с исполнением гражданских обязанностей. Например, прав на получения образования или обязанности платить установленные налоги и сборы;

· в связи с нарушением должностными лицами или органами исполнительной власти прав и законных интересов граждан. Например, права проводить митинги, пикеты или демонстрации;

· в связи с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей. Это также называется ответственностью за административные правонарушения.

Одна из особенностей административно-правовых отношений в том, что в них непременно участвует какой-либо исполнительный орган государственной власти (правительство, министерство и другие) или должностное лицо. Другая особенность – это исключение юридического равенства сторон. Иными словами, нормы административного права на одного из участников возлагают юридические обязанности (например, на водителя автотранспорта – соблюдать положенную скорость), а другому предоставляют права (инспектору ГИБДД – наблюдать за движением транспорта).

Субъектами административных правоотношений, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например, федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения.

Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств.

Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным.
Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика.

Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: граждане не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов.

Например, любой гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

Источники административного права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, то есть имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Можно выделить три уровня источников административного права:

· Федеральный уровень. Источники этого уровня принимаются федеральными государственными органами и действуют на территории всей нашей страны.

· Региональный уровень. Данные источники принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действуют на территории этого субъекта.

· Муниципальных (или местный) уровень. Источники данного уровня принимаются и действуют на территории ограниченной, например муниципального образования.

К числу федеральных правовых источников административного права относятся:

· Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

· Конституция Российской Федерации.

· Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

· Законы Российской Федерации о поправке к Конституции.

· Федеральные конституционные законы.

· Федеральные законы и кодексы.

· Нормативные указы Президента.

· Нормативные правовые акты палат Федерального Собрания.

· Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения).

· Нормативные правовые акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, указания Центрального банка, приказы Генеральной прокуратуры и так далее).

На региональном уровне источниками административного права являются:

· Конституции (уставы) субъектов федерации.

· Постановления конституционных (уставных) судов субъектов федерации.

· Законы субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты высших должностных лиц (глав) субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федераций.

· Нормативные правовые акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

· Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов федерации отраслевой и функциональной компетенции.

На муниципальном (местном) уровне к источникам административного права можно отнести:

· Уставы муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты глав муниципальных образований.

· Нормативные правовые акты местных администраций.

· Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления отраслевой и функциональной компетенции.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Между какими субъектами управления регулируются отношения нормами административного права?

4. Каковы источники административного права?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *