Обзор последних изменений в российском законодательстве “О валютном регулировании и валютном контроле”

2 августа 2019 года вступили в силу некоторые поправки в валютное законодательство Российской Федерации. ( Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ )

Большинство изменений коснулись операций, которые осуществляют валютные резиденты Российской Федерации (то есть каждый гражданин Российской Федерации, вне зависимости от продолжительности его пребывания на территории страны; тем не менее, если лицо пробудет за пределами России 183 и более дня за календарный год, то оно будет более не обязанным соблюдать большинство норм валютного законодательства) с использованием своих банковских или иных счетов (то есть счетов в платежных системах, брокерских и т.п.), которые открыты за рубежом.

Также, к наиболее интересным моментам можно отнести поправки применимые к обязательству резидентов репатриировать (т.е. возвращать) денежные средства из-за рубежа.

Изменения призваны либерализировать валютное законодательство и сделать его более ориентированным к небольшому и среднему бизнесу, которому крайне сложно осуществлять валютные транзакции при работе с иностранными контрагентами.

1. С 2020 года валютный резидент сможет не подавать в ФНС отчет о движении средств по иностранному счету, если сумма зачисленных и списанных денежных средств по счету не превышает 600 000 рублей и при этом банк зарегистрирован в стране, которая является членом OECD (Organization of Economic Cooperation and Development) или FATF (Financial Action Task Force).

2. Резиденты вправе принимать деньги на иностранные счета, если:

3. Резиденты обязаны уведомлять и предоставлять отчет о движении средств не только в отношении банковских счетов, но и в отношении иных видов счетов, например, брокерских и в платежных системах.

4. Средства, полученные при прекращении договора доверительного управления (как полученный доход, так и первоначальная сумма инвестирования), могут зачисляться на иностранный счёт, при соблюдении условий изложенных в пункте 1 выше.

5. Разрешается зачисление дохода, полученного от продажи драгоценных металлов, учтённых на счетах резидента в иностранном банке. Выплаты данных платежей осуществляются строго согласно требованиям иностранного государства по месту расположения финансовой организации.

6. С 1 января 2020 года валютный доход, полученный вследствие экспорта не сырьевых товаров не подлежит репатриации в полном объеме, а по сырьевым товарам резиденты будут вправе оставлять сначала 10%, потом с 1 января 2021 30%, с 1 января 2022 50%, с 1 января 2023 70%, а с 1 января 2024 – полностью, в размере 100%.

7. Кроме того, российские вузы или их филиалы за рубежом, а также студенты-россияне, которые пребывают не в России более 183 дней в течении одного года смогут осуществлять взаиморасчеты в любой валюте без использования банковских счетов в российских банках-агентах валютного контроля. На вышеупомянутых лиц также не распространяется обязанность по репатриации (возвращению) денежных средств при оплате образовательных услуг. При этом эта норма имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие с 1 августа 2016.

8. Также, уполномоченные банки и федеральная налоговая служба вправе запросить документы, выданные иностранным государством и подтверждающие право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью по месту пребывания (то есть не в России) не формируя юридическое лицо и/или не регистрируясь как индивидуальный предприниматель или его аналог в той или иной юрисдикции.

Анализируя внесенные изменения, можно прийти к выводу, что расчеты в валюте становятся проще и доступнее для малого и среднего бизнеса. Новые поправки действительно открывают большие перспективы для российских граждан, желающих вести бизнес за пределами РФ.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся либерализацию, мы предполагаем увеличение случаев привлечения граждан к ответственности за нарушения валютного регулирования ввиду сложности валютного законодательства, особенно в условиях набирающего оборота автоматического обмена информацией между государствами.

Так, например, лицо открыло счет в платежной системе в Германии и уведомило об этом налоговую о том, что этот счет у него есть. При этом такое лицо не передало в налоговую службу отчет о движении средств по счету, предполагая, что сумма зачислений и списаний не превысила 600 000 рублей, в то время, как в действительности этот порог был превышен.

В результате работы автоматического обмена, российский уполномоченный орган получает данную информацию и привлекает лицо к ответственности за нарушение валютного законодательства, которое в свою очередь, может выражаться как в штрафе за непредоставление отчета, так и в виде штрафа за незаконные валютные операции, который взимается в размере от 75 % до 100 % от суммы такой незаконной операции.

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

Читайте также:  Особенности регистрации брака без церемонии в ЗАГСе

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Офисы компании

Новое валютное регулирование

ИЗМЕНЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2 августа 2019 года Президент РФ утвердил федеральный закон, направленный на либерализацию репатриации денежных средств и ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием иностранных счетов[1]. В настоящем информационном письме приведён краткий обзор основных изменений валютного законодательства.

Расширен перечень операций по зачислению денежных средств на иностранные счёта

С 1 января 2020 года на счета резидентов в иностранных банках могут быть зачислены денежные средства в результате следующих операций:

Получатель (владелец счёта)Иностранный банкОперация по зачислению денежных средств
Физическое лицо – резидентОдновременно:
– Расположен на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ
– Данное государство осуществляет обмен информацией с РФ в автоматическом режиме
Денежные средства, получаемые от нерезидентов, – без ограничений
Физическое лицо – резидентНет требованийДоходы от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов в иностранных банках, выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства
Физическое лицо – резидентРасположен на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФВозврат суммы денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту (до 1 января 2020 года можно зачислять только доход, полученный от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг нерезиденту)
Резидент – сторона внешнеторгового договора (контракта)Нет требованийДенежные средства в валюте РФ по внешнеторговым договорам (контрактам) с нерезидентами, в отношении которых были отменены требования о репатриации

В отдельных случаях отменены требования о предоставлении ежегодных отчетов по иностранным счетам

С 1 января 2020 года физическое лицо – резидент вправе не представлять налоговым органам отчет о движении денежных средств по иностранному счету, если одновременно выполняются следующие условия:

Для счетов, открытых в иностранной валюте, пересчет иностранной валюты в валюту РФ будет производиться по курсу ЦБ РФ по состоянию на 31 декабря отчетного года.

«Иная организация финансового рынка» – новое понятие валютного законодательства

С 1 января 2020 года требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новом законе, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Иными словами, в число таких организаций могут войти, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам.

ЦБ РФ должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета резидентов в таких организациях или когда денежные средства могут быть списаны с таких счетов. По общему правилу юридические и физические лица смогут без ограничений осуществлять валютные операции с денежными средствами, зачисленными на такие счета в соответствии с требованиями валютного законодательства, за исключением запрещенных валютных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в целом регулирование операций по счетам в иностранных организациях финансового рынка будет иметь сходство с регулированием операций по счетам в иностранных банках.

Отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам[2]

Во-первых, вводится поэтапная отмена требования о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта большей части сырьевых товаров (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

Во-вторых, с 1 января 2020 года полностью отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте РФ в отношении экспорта всех иных товаров, за исключением товаров некоторых категорий (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Требования о репатриации будут отменены исключительно в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ.

Расчеты с российскими гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в других странах

С 1 января 2020 года физические лица – резиденты смогут переводить иностранную валюту без каких-либо ограничений по суммам со своих счетов в российских банках на иностранные счета физических лиц – резидентов в оплату переданных товаров, информации и результатов интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг.

Возможность осуществления такого перевода будут определять характеристики его получателя – срок пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и наличие статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства пребывания.

Расчеты с российскими образовательными организациями

Со 2 августа 2019 года перечень разрешенных валютных операций между резидентами пополнился операциями, совершаемыми за пределами территории РФ по договорам об образовании между физическими лицами – резидентами со сроком пребывания за пределами территории РФ в совокупности более 183 дней в течение календарного года и российскими государственными образовательными организациями высшего образования (их зарубежными филиалами).

При оказании образовательных услуг за пределами территории РФ указанные организации (их зарубежные филиалы) смогут осуществлять расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с такими физическими лицами, а также с физическими лицами – нерезидентами без обязательного использования банковских счетов в российских банках.

Любопытно, что действие данных положений валютного законодательства распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

1 Федеральный закон № 265-ФЗ от 02 августа 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

2 Положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, поэтому в каждом отдельном случае необходим тщательный анализ внешнеторгового договора (контракта) на предмет наименования экспортируемого товара

© 1996–2021
Консультационная группа Прайм Эдвайс

Новые изменения валютного законодательства

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 11 августа 2020 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Поправками предусмотрено расширение возможностей использования зарубежных счетов иностранных филиалов и представительств российских организаций, вводится обязанность представления отчетов о движении финансовых активов по зарубежным счетам, а также вносятся различные уточнения[1].

Читайте также:  Как зарегистрировать договор долевого участия

1. Изменения, касающиеся зарубежных филиалов и представительств

В ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) добавлены новые основания зачислений на зарубежные счета иностранных представительств или филиалов организаций-резидентов:

В правоприменительной практике появилось много дел, когда налоговые органы выявляют получение зарубежными подразделениями российских организаций денежных средств на счета в банках в стране нахождения подразделения и налагают конфискационный штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (75-100% от сумм операций). Принятые изменения позволяют признать правомерной малую часть таких зачислений, но основная проблема (получение выручки от деятельности в стране, где открыто подразделение) ими не решается.

Более того, двукратное упоминание в законе, что поступления таким подразделениям от внешнеторговой деятельности не допускаются, даёт основания полагать, что инициаторы законопроекта считают нормальной ситуацию, когда выручка от деятельности в другой стране (например, от оказания услуг) должна зачисляться на российские банковские счета. Поправки к законопроекту, предлагавшие допустить любые операции иностранных подразделений, связанные с их деятельностью, отклонены при подготовке ко второму чтению.


2. Уточнения в перечень исключений из обязанности репатриации

2.1. В новой редакции излагается исключение, относящееся к оплате заказчиками-нерезидентами местных расходов резидентов на период строительства объектов на территориях иностранных государств (п. 2 ч. 2 ст. 19 Закона).

Уточнено, что речь может идти не только об оплате, но и о возмещении расходов, не только о сооружении, но и о реконструкции и модернизации объектов, а также что денежные средства могут быть получены и от третьих лиц-нерезидентов. При этом предусмотрено, что расходы резидентов должны быть понесены по договорам с нерезидентами, тогда как ранее в норме не содержалось указания на договоры.

2.2. Для транспортных организаций возможность зачета встречных требований (п. 4 ч. 2 ст. 19 Закона) дополнена случаем, когда расчеты осуществляются в соответствии с правилами, принятыми международными организациями в области международных перевозок.

3. Отчеты о движении финансовых активов

Во всех случаях, когда в ст. 12 Закона упоминаются отчеты о движении средств по зарубежным счетам, теперь будет говориться об «отчетах о движении денежных средств и иных финансовых активов».

Это означает, что предполагается подача отчетов не только в отношении денежных средств на счетах, но и в отношении, в частности, ценных бумаг. Сейчас в формах отчетов, утверждаемых Правительством РФ, предусматривается указание только денежных средств, поэтому следует ожидать внесения в них изменений.

Обязанности представления резидентами отчетов по счетам (вкладам) в иных, чем банки, организациях финансового рынка применяются с 1 января 2021 г.

4. Зачисления по кредитам и займам на зарубежный счет

В часть 5.1 ст. 12 Закона вносятся поправки, позволяющие зачислять на зарубежные счета не только суммы кредитов и займов в иностранной валюте, а вообще денежные средства, полученные по кредитным договорам и договорам займа (при соблюдении прежних условий о перечне государств и сроке договоров).

При буквальном толковании данной нормы это могло бы означать возможность зачисления на зарубежные счета сумм процентов и возврата основного долга по таким договорам. Однако такие действия противоречили бы обязанности репатриации, в соответствии с которой подобные суммы должны быть зачислены на счет в уполномоченном банке (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона). Поэтому о такой возможности можно было бы говорить только в отношении тех договоров, к которым обязанность репатриации не применяется в силу переходных положений, установленных при ее введении (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 64-ФЗ).


О чем подумать, что сделать

При применении ответственности закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении штрафа не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Этот подход применим и при смягчении правил, нарушение которых влечёт ответственность (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 2017-О, Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2018 № 306-КГ17-22270, Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 34).

Поэтому вступление рассматриваемого закона в силу может позволить резидентам ссылаться на обратную силу в их ситуациях, если штрафы еще не взысканы.

Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» имеют успешный опыт представления интересов организаций и их сотрудников в органах валютного контроля и судах, готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку по вопросам, связанным с применением новых норм валютного законодательства.

[1] Федеральный закон от 31.07.2020 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. N 9-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 27 января 2021 года

Одобрен Советом Федерации 10 февраля 2021 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3480; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, 7351; 2013, N 27, ст. 3447; N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50; N 27, ст. 4218; 2017, N 30, ст. 4456; N 47, ст. 6851; 2018, N 1, ст. 11; N 11, ст. 1579; N 15, ст. 2035; N 22, ст. 3041; N 31, ст. 4835, 4836, 4837; N 49, ст. 7524; N 52, ст. 8103; 2019, N 30, ст. 4148; N 31, ст. 4424; N 42, ст. 5806; N 49, ст. 6957; N 52, ст. 7775; 2020, N 15, ст. 2241; N 31, ст. 5050; N 52, ст. 8592) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 9 дополнить пунктами 32 и 33 следующего содержания:

“32) операций по уплате резидентами страховым организациям – резидентам, за исключением страховых организаций – резидентов, включенных в перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

33) операций по выплате резидентам страховыми организациями – резидентами, за исключением страховых организаций – резидентов, включенных в перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, страховых возмещений (страховых выплат) по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.”;

2) статью 19 дополнить частями 4 4 – 4 8 следующего содержания:

“4 4 . Наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение от страховой организации – резидента, не включенной в перечень страховых организаций – резидентов, указанный в абзаце втором настоящей части, страхового возмещения (страховой выплаты) в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с этим нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного таким договором страхования, при условии, что определенное таким договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному указанным в части 4 настоящей статьи порядком значению или превышает его.

Центральный банк Российской Федерации формирует перечень страховых организаций – резидентов, которые в целях исполнения обязанности резидента, предусмотренной пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному резидентом с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

4 5 . Основанием для включения Центральным банком Российской Федерации страховой организации – резидента в перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи, является:

1) применение к страховой организации – резиденту мер, предусмотренных пунктом 4 статьи 32 5-1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”;

2) наличие двух и более нарушений страховой организацией – резидентом в течение одного года актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, за которые к такой страховой организации – резиденту применены меры ответственности;

3) осуществление страховой организацией – резидентом страховой деятельности менее одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

4 6 . Страховая организация – резидент, включенная в указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи перечень по основанию, указанному в пункте 1 или 2 части 4 5 настоящей статьи, исключается из этого перечня по истечении одного года со дня возникновения данного основания при отсутствии иного основания, предусмотренного пунктом 1 или 2 части 4 5 настоящей статьи.

Страховая организация – резидент, включенная в указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи перечень по основанию, указанному в пункте 3 части 4 5 настоящей статьи, исключается из этого перечня по истечении одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования при отсутствии основания, предусмотренного пунктом 1 или 2 части 4 5 настоящей статьи.

4 7 . Перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

4 8 . Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту в пользу резидента в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных заключенным между резидентом и нерезидентом внешнеторговым договором (контрактом), условиями которого предусмотрены передача нерезиденту товаров, выполнение для него работ, оказание ему услуг, передача ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в сумме и сроки, которые предусмотрены таким внешнеторговым договором (контрактом).”;

3) в части 4 статьи 23:

а) пункт 9 после слов “акты государственных органов;” дополнить словами “документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке; документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров; документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке;”;

б) в пункте 19 слова “части 4” заменить словами “частях 4 и 4 4 “.

Президент Российской Федерации В. Путин

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

Читайте также:  ПФР Пензенская область, городской округ Пенза

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Валютный контроль в РФ: что изменилось в 2020 году

В текущем году в России начинают действовать изменения в регулировании валютного рынка. Они коснутся россиян, у которых есть средства в банках за рубежом.

Как оформить иностранный счёт по новым правилам

Новые правила касаются резидентов — физлиц и юрлиц, имеющих счета за границей. Изменения коснулись порядка открытия и ведения таких счетов.

Правила открытия и ведения зарубежных счетов регулирует 173 ФЗ о валютном регулировании. После принятия в 2003 году его дополнили и расширили. В 2019 году были приняты изменения, которые и начинают действовать в 2020 году. Основные законодательные новации валютного контроля:

  1. Граждане России, которые являются валютными резидентами, должны предоставлять налоговые отчеты. По закону «О валютном регулировании» это граждане РФ или граждане, имеющие ВНЖ в России, и находятся на территории нашей страны более полугода (183 дня). Второе гражданство не освобождает от отчетных обязательств.
  2. П. 2 ст. 12 обязывает сообщать в налоговую службу об открывающихся или закрывающихся счетах в банках и иных финансовых организациях, изменениях их реквизитов. Подробный перечень небанковских организаций представлен в ст. 142.1 Налогового кодекса РФ.
  3. При общей сумме поступивших за год на счет средств менее 600 тыс. руб., отчеты не требуются. Это существенный шаг к либерализации требований 173 ФЗ «О валютном регулировании».
  4. Нововведения закона о валютном регулировании запрещают переводы на зарубежные счета россиян из стран, не присоединившихся к системе CRS, т.е. не поддерживающих информационный обмен с налоговой службой РФ.

Список разрешенных валютных операций для резидентов стал шире

В рамках валютного контроля в 2020 году появились нововведения:

  1. Уточнены условия получения от плательщика-нерезидента рублевых поступлений на иностранные счета.
  2. Физлица, имеющие статус резидента, могут отправлять валюту за товары и услуги со своих российских счетов на иностранные счета физлиц-резидентов, если те находятся за границами России более 183 дней в году и занимаются за границей предпринимательством без оформления юрлица. Но по требованиям ч. 4 ст. 23 закона о валютном регулировании продавец должен предоставить свидетельство, разрешающее предпринимательство без образования юрлица (аналогично свидетельству ИП в России).
  3. Дополнения в 173 ФЗ о валютном регулировании разрешают физлицам в статусе резидентов получать от нерезидентов перечисления в любой валюте на свои зарубежные счета. Но они должны быть открыты в странах-членах ОЭСР или ФАТФ, или с этой страной налажен автоматический информационный обмен для налоговой службы.

Особенности валютного контроля экспортно-импортных операций

Валютный контроль в 2020 году способствует упрощению экспортных сделок:

  1. Если договор и платежи основаны на рублевых взаиморасчетах, то нет необходимости в репатриации рублевой выручки.
  2. Не требуется репатриация при экспорте несырьевых или неэнергетических товаров.
  3. При экспорте сырья не требуется репатриация 10% от стоимости сделки.

Таким образом регулирование валютного рынка стимулируют рублевые расчеты.

Как накажут за невыполнение требований законодательства

За нарушения требований валютного законодательства нормами КоАП РФ и УК РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административные наказания следуют за следующие нарушения (ст. 15):

  1. Операции, проведенные не через уполномоченные банки или кредитные организации. Штраф составит 75-100% от суммы незаконной сделки.
  2. Непредоставление налоговым органам информации об открытом или закрытом валютном счете, смене его реквизитов в течение 30 календарных дней. Штрафы — от 1,5 тыс. руб. для физлиц до 1 млн руб. для юрлиц.
  3. Непредоставление годового отчета налоговому органу.
  4. Нарушения сроков поступления выручки на счет.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 186 Уголовного Кодекса России. Она применяется к изготовителям и распространителям поддельной валюты и ценных бумаг. Фальшивомонетчик или распространитель, пользователь фальшивых денег наказывается штрафом 1 млн. руб. и лишением свободы до 12 лет.

Регулирование валютного рынка несет, в основном, либерализацию контроля. Но при этом оно ужесточает ответственность за сомнительные валютные операции.

Рекомендуем

В ходе семинара будут рассмотрены изменения, вступившие в силу в 2020 году и вступающие в силу в 2021 году. Слушатели узнают об изменениях порядка открытия и ведения зарубежных счетов резидентов – физических и юридических лиц, об изменениях перечня разрешенных валютных операций между резидентами, о возможностях зачисления валютной выручки на счета в зарубежных банках, об особенностях осуществления валютного контроля внешнеторговых операций, о специфики процедур репатриации валютной выручки, о видах ответственности за нарушения требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с нормами КоАП РФ и УК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *