Как написать жалобу уполномоченному по правам человека

Граждане не одиноки в борьбе с произволом, который может себе позволить часть представителей власти. Государство предусмотрело специальное должностное лицо, призванное защищать права рядовых граждан. Жалоба уполномоченному по правам человека — непосредственное обращение за помощью к омбудсмену.

Законодательство РФ

Центральный акт, устанавливающий круг компетенции уполномоченного по правам человека, — ФКЗ № 1 от 1997 года.

В ст. 15 закона указано: омбудсмен рассматривает жалобы граждан РФ. Его деятельность не замещает компетенцию других структур, а дополняет решения основного надзора и помогает в ситуациях, когда государственный аппарат не способен компенсировать пробел.

ВАЖНО! Уполномоченный рассматривает обращения граждан РФ независимо от их места пребывания. Более того, предусмотрена защита иностранцев и беженцев.

На что можно пожаловаться уполномоченному по правам человека

Предназначение омбудсмена — защищать людей от государственного произвола. В качестве целей деятельности также продекларированы совершенствование законодательства и правовое просвещение жителей Российской Федерации.

Граждане могут пожаловаться на любые действия либо бездействие, повлекшее нарушение прав и свобод. Допустимо жаловаться на следующих субъектов (ст. 16 ФКЗ № 1):

Право на обращение к уполномоченному имеют все лица при наличии конкретных условий:

Незаконное уголовное преследование, распри по трудовым контрактам (госслужба) и ряд похожих конфликтов — все это допустимо разрешить не только с помощью административных инстанций. Написание обращения — одна из альтернатив.

ВАЖНО! Заключенные могут адресовать жалобу напрямую, без предварительного рассмотрения конфликта в суде или прокуратуре.

Омбудсмен не зависит от других государственных субъектов (ст. 2 ФКЗ № 1). Он руководствуется нормами закона. В компетенцию входит защита интересов и свобод человека. Полномочия не ограничены другими инстанциями, предусмотрена возможность беспрепятственного разбирательства.

Куда жаловаться

Омбудсмен не единственный вариант, куда можно обращаться для обжалования произвола представителей государства. Российская Федерация участвует в Конвенции, регулирующей деятельность Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Это означает, что можно обращаться как к уполномоченному в России, так и в ЕСПЧ.

Оба способа не лишены нюансов. Первый — нагрузка. При прочих равных условиях омбудсмен примет решение быстрее, чем ЕСПЧ, так как Европейский суд чрезвычайно нагружен сотнями гражданских дел. Вердикта приходится ждать не 1 месяц, а целые годы.

Ситуация осложнена тем, что РФ частично отгородилась от ЕСПЧ и не признает его акты выше своих конституционных принципов. Обращаться в Европейский суд имеет смысл, когда обращающийся не доверяет ни надзорным государственным органам, ни деятельности омбудсмена.

Как написать жалобу в организацию

Предусмотрены строгие правила. Они касаются как формы, так и содержания жалобы в организацию. Образец должен донести следующую информацию:

Из текста должно ясно исходить, что не устраивает гражданина. Приложениями к акту выступают копии решений, вынесенные в суде. Требование о наличии приложений подтверждает обязательность предварительного рассмотрения дела в других надзорных органах.

Знайте! Жалоба не облагается налогами и пошлинами. Документ можно написать и направить на безвозмездной основе.

Обращение подается по конкретному адресу нахождения аппарата. Если речь идет про омбудсмена РФ, это: г. Москва, улица Мясницкая, 47. Документация вручается лично, достаточно записаться на прием и принести акты в аппарат. Запись производится по телефону, указанном на ресурсе.

Помимо личной подачи или доставки по почте возможно обращение через официальный сайт должностного лица. Необходимо зайти и заполнить форму на портале.

Предусмотрены определенные ограничения и требования к самому тексту:

Перечисленные ограничения связаны с нагрузкой рабочего аппарата. Сотрудники регулярно рассматривают сотни актов, важно отнестись к составлению документацию внимательно.

Ответ

Есть ровно 1 год для адресации жалобы с момента нарушения прав и свобод. Если документация была принята аппаратом, то лицо обязано уведомить о результатах в течение 10 дней. Речь идет о принятии/отказе заявления, но не о рассмотрении акта.

Законом не установлены сроки разбирательства — они могут растянуться на месяцы. В 2016 году из 43 тысяч обращений было рассмотрено лишь около 3000.

Тем не менее аппарат обязан уведомить обращающегося о принятии акта к рассмотрению. Сроки в ЕСПЧ вообще никак не регламентированы, орган чрезвычайно загружен. Заявитель может прождать год, пять и даже десять лет.

Если ответ пришел, но заявитель не удовлетворен результатом, не стоит опускать руки — есть иные способы борьбы за справедливость. Это касается как судебной системы РФ, так и других надзорных органов.

Наши дальнейшие действия

Если вынесено положительное решение, запускается механизм разбирательства. От заявителя больше ничего не требуется, все сделает уполномоченный.

В ст. 22 указана возможность привлечь к разбирательству других государственных органов, что запускает цепную реакцию. Проверка регулируется ст. 23 ФКЗ № 1 — у уполномоченного появляется возможность разрешить дело без каких-либо препятствий со стороны органов власти.

Сначала омбудсмен уведомляет нарушителя о факте злоупотреблений и направляет рекомендации к устранению преград для прав и свобод граждан. Если указания не возымели эффекта, то должностное лицо через суд или прокуратуру инициирует разбирательство. Если первичное обращение гражданина не возымело эффекта, то участие уполномоченного перевернет чашу весов в пользу заявителя.

Всё об уголовных делах

Жалоба уполномоченному по правам человека

Закон N 1-ФКЗ от 26.02.1997г. об уполномоченном о правах человека

Федеральный уполномоченный

Федеральный уполномоченный по правам человека в РФ, его возможности

Право на прямое обращение в кассацию

Право на прямое обращение в кассацию только у федерального уполномоченного

Одновременная подача

Одновременная подача на оба уровня: федеральному и региональному уполномоченному

Возможности уполномоченного

Реальные возможности уполномоченного по правам человека

Кассационная логика

Логика жалобы уполномоченному полностью аналогична логике кассационной жалобы

Региональный уполномоченный

Региональный уполномоченный по правам человека в субъекте РФ, его отличия от федерального

Способы выхода за пределы

Способы выхода за пределы, очерченные Уголовно-процессуальным кодексом

Федеральный уполномоченный по правам человека в РФ

– это должностное лицо федерального уровня, его полномочия выше чем, полномочия регионального уполномоченного по правам человека – в субъекте РФ.

– и самое важное отличие: у него имеется право обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда ( п.3 ч.1 ст.29 ). То есть, он может обратиться в суд с кассационной жалобой.

Прямое обращение в кассацию

– в статье 401.2 УПК указан исчерпывающий перечень лиц, имеющих право подачи кассационной жалобы.

– но п. 1 Пленума № 19 добавляет к этому перечню еще одно лицо, которое может обращаться с кассационной жалобой: уполномоченного по правам человека в РФ.

– обратите внимание: речь идет о именно о прямом обращении в суд (не через прокуратуру, а непосредственно в суд). То есть, “федеральный” уполномоченный может обратиться в суд с кассационной жалобой.

Нет права прямого обращения в суд (у регионального уполномоченного)

– в п.3 ч.1 ст.29 N 1-ФКЗ заключается критически важное отличие “федерального” уполномоченного по правам человека от его “региональных” коллег, которые не имеют права прямого обращения в суд.

Одновременная подача

– можно ли подать жалобу одновременно на оба уровня федеральному и региональному уполномоченному ?

– норма ч.3 ст.16 N 1-ФКЗ предусматривает такую возможность.

– федеральная и региональная структуры не связаны друг с другом отношениями власти-подчинения.

– имеется только координационное взаимодействие ( ч.2 ст.36.2 N 1-ФКЗ).

– поэтому можно подавать жалобы в эти две структуры в любой последовательности, и даже одновременно в обе.

Реальные возможности уполномоченного

I). Досудебная стадия

– часто граждане требуют в жалобе, чтобы уполномоченный провел проверку нарушения на досудебной стадии.

– то есть, фактически просят – провести свое собственное расследование.

ч.1 ст.23 N 1-ФКЗ права уполномоченного – в ходе проверки по жалобе

– отдельные проверочные действия он действительно вправе осуществить , но эти действия в основном сводятся к запросу и изучению документов.

– произвести же реальное расследование он не может, так как не имеет таких полномочий (и такого аппарата работников в своем распоряжении).

II). Судебная стадия

– уполномоченный не имеет права требовать объяснения от судьи ( п.3 ч.1 ст.23 ).

– он может направить сотрудника ознакомиться с материалами уголовного дела ( п.6 ч.1 ст.23 ).

– то есть реальный объем полномочий не отличается от простого участника уголовного процесса.

Жалоба уполномоченному по тем же правилам что кассационная

ст.17 N 1-ФКЗ требования к форме и содержанию жалобы

формальные требования к жалобе довольно мягкие, гораздо более простые чем требования к кассационной жалобе ( 401.4 УПК ).

– просто написать о всех нарушениях в деле, не сортируя их и не разделяя на важные и второстепенные.

– положится на сотрудников аппарата уполномоченного (“они как-нибудь разберутся”).

– результатом положительного итога Вашей жалобы должно явится – обращение уполномоченного в кассационный суд.

– следовательно, Ваше обращение к уполномоченному должно быть составлено по тем же правилам, что и кассационная жалоба.

Рекомендуемые материалы

– то есть, при составлении жалобы полностью применимы материалы о кассации. Поэтому рекомендуем использовать следующие материалы:

Кассация – общая карта всех материалов о III -й (кассационной) стадии

Как написать кассационную жалобу, рекомендации по тактике.

ч.1 ст.20 N 1-ФКЗ отказ в принятии жалобы

– как выглядит отказ по жалобе от уполномоченного.

– Вам поступит письмо из аппарата Уполномоченного об отказе по жалобе с примерно такой формулировкой “уполномоченный вправе обратится в суд с ходатайством о проверки вступившего в законную силу решения органа правосудия только в тех случаях, если для этого имеются основания , основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, то есть указанные заявителем в его жалобе нарушения, являются существенными нарушениями или имело место неправильное применение судом норм материального и (или) процессуального права”.

– обратите внимание – в этой типовой формулировке и заключена вся “соль” этого правового механизма (жалобы уполномоченному). Она вот в чем – на этот механизм полностью распространяются те же правила (хорошо, пусть не правила, но общий “подход”), что применяется в стадии кассации.

– то есть, на жалобу уполномоченному распространяется вся “логика”, что и при составлении кассационной жалобы.

Электронная приемная

Письменное обращение необходимо направлять непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Уполномоченный по правам человека в городе Москве не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в городе Москве дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный по правам человека в городе Москве (далее – Уполномоченный) рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также:  Иск о взыскании коммунальных платежей

Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства, находящимся на территории города Москвы (далее – заявитель), полагающим, что решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.

Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы

– на действия (бездействие), решения федеральных правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, и т.д.);

– на нарушение прав, свобод и законных интересов в иных субъектах Российской Федерации, кроме города Москвы.

– на действия (бездействие) граждан, организаций, не находящиеся в ведомственном подчинении органов исполнительной власти города Москвы (в том числе, коммерческие банки, коммерческие организации, предоставляющие платные юридические услуги, страховые компании и т.д.).

Уполномоченный не вправе разрешать споры между гражданами, хозяйствующими субъектами.

Уполномоченный не вправе оценивать принятое судом решение на предмет его законности и обоснованности, а также не вправе рассматривать жалобы на судебные акты, как вступившие, так и не вступившие в законную силу (судебные акты обжалуются в сроки и в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в вышестоящие судебные инстанции, наделенные соответствующими полномочиями).

Уполномоченный не может являться участником уголовного судопроизводства.

Уполномоченный и его аппарат не вправе по собственной инициативе вступать в гражданское дело, которое рассматривается судом первой инстанции, в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях дачи заключения по делу в рамках своих полномочий, а лишь в случае привлечения его судом к участию в деле. Если Уполномоченный и его аппарат не были привлечены к участию в деле судом первой инстанции, вступить в процесс на стадии апелляционного, либо кассационного обжалования судебного акта они не вправе.

Уполномоченный не наделен правом обращения в суд с иском в защиту интересов конкретных граждан, либо неопределенного круга лиц. Уполномоченный и специалисты аппарата не представляют интересы физических и юридических лиц в суде по доверенности.

Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.

Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя (полномочия законного представителя должны быть подтверждены соответствующими документами) или уполномоченного представителя (полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены надлежаще оформленной доверенностью).

Жалобы в интересах третьих лиц без надлежащего удостоверения полномочий действовать в их интересах к рассмотрению не принимаются.

Жалоба может быть подана следующими способами:

– через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ» на официальном сайте Уполномоченного;

– через приемную аппарата Уполномоченного (в дни и часы приема, указанные в разделе «КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» на официальном сайте Уполномоченного);

– через почтовое отделение.

Жалоба может быть индивидуальной или коллективной, должна быть написана на русском языке и содержать:

– наименование государственного органа, в который она направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

– фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя;

– почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации (в случае подачи жалобы в электронном виде через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ», в жалобе указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме);

– изложение существа решений или действий (бездействие), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы (в случае, если решения или действия (бездействие) обжаловались в судебном или административном порядке, к жалобе должны быть приложены копии соответствующих решений);

– личную подпись заявителя и дату.

Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента ее поступления.

Права Уполномоченного при получении жалобы:

– принять жалобу к рассмотрению;

– разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

– передать жалобу в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

– отказать в принятии жалобы к рассмотрению, мотивировав свою позицию (отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит).

К сведению заявителей:

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное постановление, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение оставляется без ответа по существу поставленных в нем вопросов и гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Москве организован личный прием граждан руководящими сотрудниками по следующему графику:

Название структурного подразделения

ФИО, должность

Время приема

Управление по защите прав и законных интересов несовершеннолетних

Ярославская О.В.

Начальник Управления – Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве

2 (второй) четверг

Управление по защите прав и законных интересов несовершеннолетних

Гринь А.В.

Заместитель начальника управления

2 (второй) понедельник

Отдел управления делами Уполномоченного

Калиниченко И.Н.

Бодрова А.М.

Заместитель начальника отдела

Отдел по содействию защите прав и свобод граждан

Кочетова Т.Н.

1 (первый) вторник

Ганиева Д.Р.

Заместитель начальника отдела

Штыков А.Ю.

Заместитель начальника отдела

3 (третий) вторник

Отдел информационно-аналитической работы и документооборота

Левин С.В.

4 (четвертый) четверг каждого месяца

Личный прием граждан начальниками и заместителями начальников структурных подразделений аппарата Уполномоченного по правам человека в городе Москве проводится ТОЛЬКО по предварительной записи по телефону +7 (495) 957-05-85.

Как и на что следует жаловаться уполномоченному по правам человека в РФ

По закону об Уполномоченном он “независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам”, однако надо понимать, что в сегодняшней России это фактически еще один чиновник, встроенный в структуру власти и отнюдь не заинтересованный в серьезном противостоянии с ней. Вместе с тем, нет ничего зазорного в том, чтобы испробовать и этот инструмент в борьбе за свои права, тем более что жалоба Уполномоченному не лишает права обращаться потом с аналогичными жалобами в любые другие инстанции.

По закону жалоба должна быть подана не позднее, чем через год после нарушения прав заявителя “или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении”. Таким образом, если со времени нарушения прошло больше года, следует объяснить и доказать, что вам стало известно об этом позже, либо найти более позднее по срокам нарушение и изначально обжаловать именно его, одновременно рассказав всю предысторию вопроса.

Кроме того, жаловаться Уполномоченному следует только после того, как вы уже пытались жаловаться в другие инстанции, но остались недовольны ответом. В случае уголовного преследования – после вступления приговора в законную силу, то есть на стадии кассации или после нее.

Имейте в виду, что жалоба по закону может быть подана только однократно, и отказ в принятии ее к рассмотрению обжалованию не подлежит, То хотите попробовать еще раз после отказа, нужно понимать, что следующая жалоба не может повторять неудавшуюся, а должна содержать какую-то новую информацию о нарушении права и новый поворот.

Если вы пишете Уполномоченному из мест лишения свободы, то по закону ваше обращение не подлежит просмотру администрацией учреждения и должно в течение 24 часов направляться адресату.
Уполномоченный может поступить с вашей жалобой по своему усмотрению: закон (ст 19.1 ФКЗ) дает право в десятидневный срок либо принять жалобу к рассмотрению, проинформировав об этом также человека или орган, на который они поступила; либо отказать (как вариант “вежливого отказа” — “разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод”), либо передать жалобу органам, “к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу”. Прямой отказ должен быть мотивирован.

Если жалоба принята к рассмотрению, то Уполномоченный может сам обратиться в ходатайством о проверке вступившего в силу судебного решения или о возбуждении дисциплинарного производства, административного или уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права гражданина, а может обратиться в надзирающие органы, например в прокуратуру, с просьбой проверить информацию о нарушениях прав граждан и принять меры. Практика показывает, что нынешний уполномоченный предпочитает дать шанс госорганам и должностным лицам самим исправить ситуацию, и потому скорее пошлет запрос в Генпрокуратуру, чем обратиться с ходатайством в суд от себя.

Бывают, впрочем, и исключения. Проанализировав информацию с сайта Уполномоченного можно сделать вывод, что она вмешивается в дела с очевидными недопустимыми уголовно-процессуальными нарушениями, такими, как осуждение несовершеннолетнего на основании явки с повинной, написанной без присутствия защитника и законного представителя, или осуждение человека без участия в процессе его адвоката, либо в дела с очевидными вопиющими нарушениями прав гуманитарного характера — такими как содержание пожилого тяжелобольного заключенного в СИЗО . Поэтому в случаях вопиющего нарушения права гражданина на жизнь и здоровье имеет прямой смысл привлечь внимание Уполномоченного и есть все шансы заставить ее вмешаться.

Поступившую Уполномоченному жалобу сначала будут рассматривать в аппарате, где она будет одной из десятков, приходящих в день со всех уголков страны. От того, сможете ли вы привлечь с первых слов внимание чиновника из аппарата и убедить его в вашей правоте, зависит судьба обращения. Следует избегать штампов и канцеляризмов, вроде “произошло существенное нарушение норм материального и процессуального права” равно как и излишне эмоциональных высказываний вроде “На вас одна надежда, такого беспредела никогда не было, помогите, умоляю”(особенно заглавными буквами).

Нужно также понимать, что сотрудники аппарата не будут изучать все тома уголовного дела, пытаясь найти в них подтверждение ваших утверждений. Поэтому с самых первых слов обращения надо указать, в чем заключается наиболее вопиющее нарушение вашего права, подкрепив каждый тезис цитатой из находящегося в деле документа с указанием на какой странице какого тома его искать.

Читайте также:  Договор купли продажи между родственниками, налог

Порядок обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации

Порядок обращения к Уполномоченному регламентирован Федеральным конституционным законом
от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”.
(Принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года. Одобрен Советом Федерации 12 февраля 1997 года.)

1. В каких целях назначается Уполномоченный по правам человека в РФ?

– Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1).

2. Каковы задачи Уполномоченного?

а) восстановлению нарушенных прав;

б) совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

в) развитию международного сотрудничества в области прав человека;

г) правовому просвещению по вопросам прав и. свобод человека, форм и методов их защиты (ст. 1).

Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации” от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

3. Вы обратились к Уполномоченному. Лишает ли это Вас права обращаться в другие государственные органы, где Ваши права могут быть защищены ?

– Нет, так как деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Кто имеет право обратиться к Уполномоченному?

– Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15).

5. Жалобы на чьи решения, действия или бездействие рассматривает Уполномоченный?

– Государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п.2 ст. 16).

6. Можно ли одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации?

– Да, так как обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным (п.З ст. 16).

7. Существуют ли сроки давности при подаче жалобы на имя Уполномоченного?

– Да, жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17).

8. Какие сведения должна содержать жалоба Уполномоченному?

– Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п.2 ст. 17).

9. Облагается ли жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной?

– Нет, не облагается (п.З ст. 17).

10. Могут ли направляться Уполномоченному жалобы от тех, кто содержится в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях?

– Да, могут. Их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часовнаправляются Уполномоченному (ст. 19).

11. Какие действия вправе предпринять Уполномоченный, получив жалобу ?

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п.1 ст.20).

12. В какой срок Уполномоченный информирует заявителя о принятом решения?

– В десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20).

13. Обязан ли Уполномоченный мотивировать отказ в рассмотрении жалобы?

– Да, обязан (п.З ст.20).

14. Можно ли обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению?

– Нет, такой отказ обжалованию не подлежит (п.З ст.20).

15. Может ли Уполномоченный предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе?

– Да, при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (ст. 21).

16. Может ли Уполномоченный, приступив к рассмотрению жалобы, обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению ?

-Да, он вправе это сделать (п.1 ст.22).

17. Может ли Уполномоченный поручить проверку государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются ?

– Нет, не может (п.2 ст.22).

18. Какими правами располагает Уполномоченный при проверке жалобы? Уполномоченный имеет право:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;

7) безотлагательно приниматься руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания ( ст. 23).

19. Может ли Уполномоченный получать информацию, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну?

– Да, может (п.1 ст.24), если это в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Поступила жалоба на действие органа или должностного лица. Ставит ли Уполномоченный этот орган или должностное лицо в известность о поступившей жалобе и ее характере?

– При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решение или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом (ст. 25).

21. Обязан ли о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный известить заявителя?

-Да, обязан (п.1 ст.26).

22. Что обязан сделать Уполномоченный в случае установления факта нарушения прав заявителя?

– Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26-37).

23. Может ли Уполномоченный выразить свою позицию по жалобе до принятия им окончательного решения?

– Нет, до вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п.1 ст.28).

24. Может ли Уполномоченный разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия?

– Нет, не может (п.2 ст.28).

25. Какие действия по результатам рассмотрения жалобы вправе предпринять Уполномоченный?

1. Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке.

2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи.

4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.

5. Обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод гражданзаконом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25).

26. Может ли Уполномоченный опубликовать принятое им заключение?

– Да, таким правом он обладает (п.1 ст.30).

27. Обязано ли периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, публиковать заключения и иные документы Уполномоченного?

– Да, обязано (п.2 ст.30).

28. Установив в результате изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб, что имели место нарушения прав человека, какие действия Уполномоченный вправе предпринять?

1. Направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения об щего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур.

2. Обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации (ст. 31).

29. Какие действия Уполномоченный вправе предпринять в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан?

– В таких случаях Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях (ст. 32).

30. В течение какого времени должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий?

– Не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34).

Читайте также:  Особенности авторского договора

31. В течение какого времени государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному?

– В месячный срок (ст. 35).

Адрес: 107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47. Телефон приемной 207-39-69. Проезд: М. “Красные ворота”.

Уполномоченному по правам человека
в Российской Федерации
Т.Н. Москальковой
от________________________________,
проживающего______________________
__________________________________,
тел._______________________________

Моему сыну Иванову И.И. 1980 года рождения в связи с обвинением в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 158 УК Российской Федерации, следственным отделом внутренних дел г. Н-ска с санкции прокурора города 1 марта 2001 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В порядке 220-1 УПК РСФСР сын обжаловал в суд постановление о применении данной меры пресечения, однако судьей 5 марта 2001 года вынесено постановление об оставлении его жалобы без удовлетворения.

Избрание моему сыну меры пресечения в виде заключения под стражу произведено с нарушением его права на свободу и личную неприкосновенность, предусмотренного статьей 22 Конституции Российской Федерации, и статьей 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Основанием для его ареста, как указывается в постановлении об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, послужила общественная опасность и тяжесть преступления, в котором он подозревается.

Вместе с тем, согласно статье 5 упомянутой Конвенции законное заключение лица под стражу допускается, в частности, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им нового правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

В материалах уголовного дела имеются доказательства о том, что мой сын впервые привлекается к уголовной ответственности, раньше никаких правонарушений не совершал, учится на дневном отделении высшего учебного заведения, имеет постоянное место жительства в квартире родителей.

Таким образом, оснований полагать, что он скроется от следствия и суда либо совершит новое правонарушение, не имеется.

С учетом изложенного, прошу защитить конституционное право моего сына на свободу и личную неприкосновенность изменением ему меры пресечения и освобождения из-под стражи.

Приложение: копия постановления следователя отдела внутренних дел г. Н-ска и судьи Н-ского городского суда.

Дата. Подпись.

107084, г. Москва
ул. Мясницкая, 47

Жалоба на Аппарат уполномоченного по правам человека РФ

 Жалоба в Аппарат уполномоченного по правам человека РФ – официальный документ, устанавливающий требования обратившегося гражданина и описывающий причину возникновения таких требований.

Согласно статье 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Реагирование на письменную жалобу является обязательным.

Кроме того, рассмотрение жалобы должно проходить в полном соответствии с процедурами и сроками, установленными вышеназванным федеральным законом, и завершаться направлением письменного мотивированного ответа обратившемуся с жалобой гражданину или устранением причины жалобы.

  1. телефон организации: 8 (495) 607-19-22, 8 (495) 607-34-67, 8 (495) 607-18-54, 8 (495) 607-70-48, 8 (495) 607-09-30, 8 (495) 608-86-36, 8 (495) 607-57-40, 8 (495) 607-76-30, 8 (495) 607-72-65]
  2. адрес: Московская область Москва Мясницкая ул., 47
  3. факс: информация отсутствует
  4. email: info@ombudsmanrf.ru, a.zlovedov@rightsrf.ru, press@ombudsmanrf.ru, anatolii_osokin@mail.ru, semen-shefer@rambler.ru, ombudsman@gsrb.ru, priem_upch@govrb.ru, dag.ombudsman@mail.ru, upch_ing@mail.ru, bashchy07@mail.ru
  5. официальный сайт: http://ombudsmanrf.org/
  6. график работы: пн-пт 9:00–18:00
  7. координаты на карте: 55.76899 37.644785

Предлагаем наш образец жалобы, в котором мы постарались учесть все типовые ситуации. Вы можете исправлять и дополнять указанный образец — жалоба не имеет обязательной установленной формы.

Прием жалоб и бесплатная юридическая консультация сегодня! Звоните:

  • Москва +7 499 703-51-46
  • Санкт-Петербург +7 812 309-05-48
  • Горячая линия по РФ 8 800 511-75-69 (бесплатно)

Решите проблему сейчас – индивидуально составленная жалоба это ключ к успеху!

Перед написанием и подачей жалобы в рекомендуем Вам:

И главное, помните, написать жалобу – это не потратить время в пустую, а воспользоваться правом и отстоять свои права или права своих близких на качественную жизнь, гарантированную Вам Конституцией.

Аппарат уполномоченного по правам человека РФ

Каждая ситуация индивидуальна – не стесняйтесь задавать вопросы:

  1. в комментариях;
  2. в окне онлайн консультанта внизу страницы ↘️
  3. в форме внизу страницы.

Московская область Москва Мясницкая ул., 47

от Фамилия Имя Отчество (при наличии)
(адрес)

Аппарат уполномоченного по правам человека РФ

Я, Иванов Иван Иванович (укажите Ваши фамилию, имя и отчество — последнее при наличии, если событие произошло с вами, или фамилию, имя и отчество, того, с кем это случилось, в чьих интересах вы подаете жалобу), 25 марта 2020 года (укажите точную дату события) столкнулся со следующей проблемой, а именно (укажите конкретные факты) и обратился в Аппарат уполномоченного по правам человека РФ, далее указываем причину нашего обращения (это может быть получение услуги, какого-либо документа, справки, разрешения и т.п.), так как именно данный орган (учреждение, должностное лицо), по моему мнению, может мне помочь в сложившейся ситуации.

Вместе с тем, в указанном органе (учреждении) со стороны сотрудников (персонала, начальника и т.д.) были предприняты следующие неправомерные действия (бездействие) в отношении меня (моего ребенка, иного близкого мне человека), а именно (выберите нужное, кроме того добавьте в свою жалобу подробное описание ситуации и приложите любые доступные вам доказательства в виде документов, фотографий, аудио-, видеозаписей):

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

На основании вышеизложенного прошу (выберите нужное):

Прием жалоб и бесплатная юридическая консультация сегодня! Звоните:

  • Москва +7 499 703-51-46
  • Санкт-Петербург +7 812 309-05-48
  • Горячая линия по РФ 8 800 511-75-69 (бесплатно)

Решите проблему сейчас – индивидуально составленная жалоба это ключ к успеху!

Дата, личная подпись лица, подающего жалобу.

Здесь (при необходимости и наличии) перечислите все прилагаемые к жалобе доказательства в виде документов, фотографий, аудио-, видеозаписей

Каждая ситуация индивидуальна – не стесняйтесь задавать вопросы:

  1. в комментариях;
  2. в окне онлайн консультанта внизу страницы ↘️
  3. в форме внизу страницы.

ЖАЛОБА УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Уполномоченному по правам человека РФ

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 7

Петровой Натальи Анатольевны

г.Москва, ул.

Я, Петрова Наталья Анатольевна, являюсь матерью несовершеннолетней Петровой Надежды Рафаэловны.

Я проживаю по адресу: г.Москва, ул, вместе со мной также проживают:

Петров Анатолий Александрович,

Петров Надежда Рафаэловна

После смерти матери, Петровой Марины Никифоровны, в 2004г. я постоянно стала подвергаться побоям и избиениям моей сестры, Ивановой Елены Анатольевны, проживающей по адресу: г.Москва, ул.Пушкина, д.2, кв.13.

Петрова Елена Анатольевна избивает меня на глазах моего ребенка, грозится необоснованно лишить меня родительских прав, признать меня недееспособной, а ребенка отправить в детский дом.

Так, 20.09.09г. около 20 часов я была избита Петровой Еленой Анатольевной при следующих обстоятельствах: Петровой Еленой Анатольевной за то, что я не плачу за коммунальные платежи за квартиру нанесла мне удары кулаками по лицу. Побои подтверждаются справкой из травмпункта. В результате побоев мне были причинены гематомы, подозрение на сотрясение мозга и перелом носа.

24.09.09г. я подала заявление в милицию, участковому Спицину Григорий Алексеевич , который забрал заявление и справку из травмпункта, однако мне не выдал квитанцию о принятии заявления и никаких действий сотрудниками правоохранительных органов предпринято не было.

Указанные бездействия сотрудников Милиции объясняются тем фактом, что Петрова Елена Анатольевна является майором Милиции, несет службу в МВД .

Такие действия сотрудников правоохранительных органов нарушают мои конституционные права.

Считаю, что своими действиями Петрова Елена Анатольевна совершила противоправное деяние, подпадающее под признаки состава преступления, предусмотренное ст. 115 Уголовного кодекса РФ, то есть умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Согласно ст. 1 Семейного Кодекса РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

В силу закона родители имеют преимущественное перед другими лицами право на воспитание своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ)

В соответствии со ст. 16 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Согласно статье 2 Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 указанного Закона).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2 Федерального Закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

ПРОШУ:

  1. Проверить доводы, изложенные в настоящей жалобе.
  2. Оказать содействие в защите моих родительских прав и прав ребенка Деминой Надежды Рафаэловны, г.р.
  3. Привлечь Петрову Елену Анатольевну к ответственности за нарушение прав ребенка, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

«___» __________ 2015 г. __________ Иванова А.Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *