Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ
“О приватизации государственного и муниципального имущества”

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января, 17 апреля, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 10 мая, 24 июля, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 22, 23, 24 июля 2008 г., 7 мая 2009 г., 31 мая, 22 ноября 2010 г., 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 2 ноября 2013 г., 27 мая, 28 июня, 21 июля, 22 октября, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 июля, 31 декабря 2017 г., 31 мая, 29 июня 2018 г., 6 марта, 1 апреля, 2 августа 2019 г., 31 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

21 декабря 2001 г.

Устанавливается правовая основа для регулирования отношений, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанных с ними отношений по управлению этим имуществом.

Для определения способа приватизации вводятся две категории имущества. К первой категории относятся имущественные комплексы унитарных предприятий и акции открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также отвечающие иным критериям, устанавливаемые Правительством РФ. Иное имущество отнесено ко второй категории.

Приватизация имущества, отнесенного к первой категории, осуществляется исключительно путем преобразования унитарного предприятия в ОАО, на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ за пределами РФ, либо посредством внесения федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Имущество, отнесенное ко второй категории, помимо вышеуказанных способов может быть приватизировано на конкурсе, путем продажи на бирже, путем публичного предложения, путем продажи имущества по результатам доверительного управления и другими способами. Использование названных способов допускается только в случаях признания несостоявшимися аукционов (специализированных аукционов).

Закон предоставляет возможность участия в процессе приватизации частным лицам, гражданам, не имеющим большого “начального капитала”, представителям малого и среднего бизнеса.

Предусматривается возможность одновременной приватизации земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным унитарным предприятиям в составе их имущественных комплексов.

В связи с наличием в российском законодательстве большого количества устаревших, во многом разрозненных и противоречивых актов, регламентирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, законом предусматриваются развернутые переходные положения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 26 января 2002 г. N 16, в “Парламентской газете” от 26 января 2002 г. N 19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 4 ст. 251

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 4 статьи 30, вступающих в силу со 2 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 33, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ

Действие пунктов 1 и 2 статьи 33 настоящего Федерального закона в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Действие пунктов 1 и 2 статьи 33 настоящего Федерального закона в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Предпринимательское право России

Законодательство о приватизации

Законодательство о приватизации является комплексным (частно-публичным), хотя во многом носит ярко выраженный административно-правовой характер.

Практически значимым является вопрос о соотношении гражданского законодательства и законодательства о приватизации. Общее правило о таком соотношении сформулировано в ст. 3 ГК, в которой говорится о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, иных правовых актах, должны соответствовать Кодексу. Вместе с тем особенности гражданско-правового регулирования тех или иных вопросов устанавливаются законодательством о приватизации, если в Гражданском кодексе имеется на этот счет соответствующая ссылка.

Например, в п. 3 ст. 96 ГК прямо указывается на то, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации. Аналогичное правило содержится в п. 5 ст. 1 Закона об акционерных обществах.

Более того, в данном Законе предусмотрено, что указанные особенности действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций в этом акционерном обществе, но не позднее окончания установленного планом приватизации данного предприятия срока приватизации. Одним словом, названный Закон отвечает на принципиально важный вопрос: когда действие законодательства о приватизации прекращается?

В связи с этим надо согласиться с С. А. Хохловой в том, что существование в России двух систем собственности (одна система собственности создана на основе приватизированного законодательства, другая — на основе общего гражданского законодательства) — ненормальное явление. Эту большую проблему нужно решать путем издания специальных актов, определяющих пределы действия законодательства о приватизации.

Другой пример. Положения Гражданского кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются в процессе приватизации, если иное не предусмотрено законами о приватизации (ст. 217 ГК). Так, при совершении сделок в ходе приватизации государственного и муниципального имущества нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям Кодекса.

Законодательство о приватизации представляет собой раздел хозяйственного законодательства, в состав которого входят акты Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (ст. 4 Закона о приватизации) В этой области действует многоуровневое правовое регулирование. Основные нормативные акты — это акты федерального уровня, т. е. законодательство о приватизации состоит из Закона о приватизации и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Причем нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Закону о приватизации.

Вопросы приватизации — сфера совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Закон о приватизации (ст. 4) не включает в состав законодательства о приватизации правовые акты муниципальных образований. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона).

Законодательство о приватизации формируется и по другим критериям (по отраслям экономики, группам предприятий, регионам, конкретным объектам). Например, региональные особенности приватизации государственного имущества в Москве и Московской области получили закрепление в указах и распоряжениях Президента РФ.

Приватизация в России осуществлялась и осуществляется до сих ио следующей схеме: сначала предприятия приватизируются, а затем ввиду отсутствия инвесторов и соответственно инвестиций попадают в список неплатежеспособных. На стадии приватизации санация и реструктурирование промышленных предприятий, как правило, не применяются. Средства, полученные от приватизации объектов, поступают в бюджет и не направляются конкретно на развитие приватизированных предприятий.

На наш взгляд, вопросы санации и реструктурирования предприятий (включая и те, которые уже приватизированы) должны получить закрепление в специальном законе. Санация — это не только судебная процедура, применяемая к несостоятельному должнику в соответствии с Законом о несостоятельности. Она представляет собой и государственную финансовую поддержку предприятий, которые нуждаются в санации.

В рассматриваемой сфере необходимо принятие законов об управлении государственной собственностью (включая государственные пакеты акций приватизированных предприятий) и о национализации. Не надо бояться слова «национализация». Всем участникам экономического оборота важно знать общие правила поведения, в том числе по вопросам национализации.

Читайте также:  Военная ипотека НИС — госпрограмма в 2021 году

Деприватизация возможна не только путем национализации. Она (деприватизация) может быть реализована посредством продажи объекта государству или муниципальному образованию, безвозмездной передачи имущества в государственную либо муниципальную собственность.

И, наконец, в сфере приватизации и управления государственной собственностью надо провести систематизацию действующего законодательства. Нормативный массив, состоящий из большого количества правовых актов различной юридической силы, содержит зачастую противоречивые нормы, а также многочисленные отсылки к подзаконным актам.

В существенной доработке нуждается и Закон о приватизации.

Федеральный закон о приватизации

Закон о приватизации жилья устанавливает порядок, сроки, стоимость и характерные нюансы для перевода квартир в собственность физических лиц. Согласно действующим положениям, подача заявки доступна в электронной форме, что особенно удобно в российских реалиях.

Жилья

Приватизация жилья – это процедура перевода государственных и муниципальных объектов в частные руки. Правоотношения регулируются сразу несколькими законодательными актами.

Почему нужно обязательно приватизировать жилье в России?

  1. Проведенная легитимно сделка выступает гарантией принадлежности имущества конкретному субъекту – утверждение права собственности на жилье отражается в правоустанавливающих документах.
  2. Успешное завершение позволяет продолжить использование жилья, но уже не в качестве арендного, а на полноценной основе по праву собственности.
  3. Отсутствие такого статуса приводит к тому, что жилец будет выселен из квартиры. Право собственности исключает такие ситуации.

Недавно депутатами был принят новый законопроект, который продлил срок перевода жилья в частную собственность до 1 марта 2017 года. Таким образом, подобная инициатива депутатов действует уже на протяжении нескольких лет подряд. По окончанию текущего срока, время оформления продлевается ровно на год, давая гражданам шанс на подачу заявок в жилищные органы.

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Земельных участков

В случае с оформлением в собственность земельных участков в дело вступает сразу несколько нормативно-правовых актов, создающих единый закон о переоформлении земельных наделов:

  1. Поправки к закону от 01.01.2016 года: изменения коснулись льгот для полноправных участников садоводческих кооперативов. Если они не успели перевести полученную в СССР землю в частные руки, то имеют право такого перевода в период продолжения бесплатного оформления земли.
  2. ФЗ «О дачной амнистии» от 2006 года: перевод дачных объектов в личную собственность граждан не позднее, чем до 1 марта 2017 года.
  3. ФЗ «О льготной приватизации» за 2001 год: перевод наследуемого (бессрочного) земельного участка в частные руки. Основным критерием считается получение такого участка до момента вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Помимо бесплатного варианта переоформления земли существует также платный перевод участков в частные владения. Закон о приватизации земельных участков устанавливает, что отношения оформляются по договору о купле-продажи земли, например, после арендной эксплуатации территории. Стоимость земли оценивается согласно ее кадастровым показателям. Оценкой занимается комиссия по недвижимости.

Жилищного фонда

Жилищный фонд – это отдельный предмет для рассмотрения. Принципы такого подхода заключаются в следующих нюансах:

  1. Переоформление объектов жилищного фонда доступно лишь гражданам РФ и резидентам нашей страны. Закон запрещает иностранцам претендовать на жилье, будь то жилой объект или хозяйственная постройка в пределах границ Российской Федерации.
  2. Процесс затрагивает жилье федерального и муниципального фонда. Недвижимость иных фондов частному переводу не подлежит.
  3. Оформление сопроводительных бумаг тесно связано с договором социального найма.
  4. Перевод недвижимости в частное владение происходит на добровольной основе, а в случае отказа приватизация невозможна.
  5. Порядок осуществляется согласно действующим законам на бесплатной основе.
  6. Гражданин имеет право на оформление лишь один раз в своей жизни. Повторная процедура, но уже с другим жильем из фонда, не допускается.

Ст. 16 ЖК РФ гласит о том, что в случае перевода объектов недвижимости из капитального ремонта, наймодатель обязан закончить работы в установленные договором сроки.

Квартиры

Оформление квартиры предполагает подготовку и подачу документов на приватизацию жилья. Перечень представлен:

  1. Удостоверяющими документами:
  1. Выпиской из домовой книги.
  2. Правоустанавливающими документами на квартиру (техпаспорт, договор найма жилья, распоряжение государственного органа и др.).
  3. Справкой из БТИ (не позднее, чем за 6 месяцев).
  4. Письменным отказом на приватизацию жилья от других собственников.
  5. Накладными, квитанциями и чеками об оплате коммунальных услуг (не позднее, чем за 3 месяца до начала процедуры).
  6. Свидетельствами о проведении перепланировки (в случае ремонтных работ, согласованных с жилищной инспекцией).

Несмотря на то, что закон о приватизации квартиры не устанавливает чётких рамок на сбор документов, желательно не оттягивать этот процесс, а оформлять сделку до конца года.

Имущества

Современное законодательство предлагает гражданам абсолютно бесплатный перевод собственности в частные руки, и он продлевается с каждым годом. Но в то же время неприватизированными остаются около 20% от доли всей недвижимости в стране. На самом деле, это серьезный показатель, свидетельствующий о том, что положения нового закона не подталкивают граждан к оформлению имущества.

Не следует забывать, что не все имущество может быть переоформлено в частные руки. По ФЗ 178, из общей процедуры выпадают:

  1. Вспомогательные жилищные фонды (служебные квартиры или армейская недвижимость).
  2. Аварийное жилье.
  3. Объекты культурно-исторического назначения.

По мнению ряда экспертов, 178 Закон РФ «О приватизации» в будущем может включить пункты о проведении платных сделок с недвижимостью. Во многом это связывается с экономическими показателями в России – государству требуются дополнительные источники дохода. Учитывая, что жилье входит в список наиболее прибыльных объектов, не исключено, что закон о приватизации имущества в 2017 и последующих годах будет дополнен рядом статей о возмездном переводе имущества.

Оставшиеся без приватизированного жилья граждане не смогут включать имущество в наследство, дарить его своим родственникам или продавать по договору о купле-продаже. Более того, опоздавшие собственники могут и вовсе потерять данное имущество, например, единственное место жительства.

Жилых помещений

Процедура оформления недвижимости в собственность доступна всем гражданам нашей страны и только один раз в жизни на бесплатной основе. Повторно процедура не допускается, но если она платная – то возможны некоторые варианты завершения новой сделки.

Этапы перевода квартиры в частную собственность по закону представлены:

  1. Обсуждением всеми членами семьи вопроса о необходимости приватизации жилья. Наравне с правами, новые собственники получат и ряд обязанностей: участие в капитальном ремонте многоквартирного дома, внесение обязательных платежей, включая налог на квартиру. Но зато члены семьи смогут распоряжаться недвижимостью лигитимно: продавать, сдавать в найм, наследовать, включать в залог или дарить другим физическим лицам.
  2. Подготовкой документации: свидетельств, выписок из домовых книг, справок из БТИ, кадастровых актов и т.д.
  3. Составлением заявления на приватизацию жилого помещения с указанием всех участников процесса. Вместе с заявлением граждане подают перечень документов любым удобным способом: личное посещение жилищной инспекции или путем онлайн загрузки копий на сайте.
  4. Оценкой поданных документов. Процедура поручена штатным сотрудникам жилищного отдела. В случае соответствия всей документации заявленным стандартам, работники выносят положительный вердикт.
  5. Оформлением договора. Закон о приватизации жилых помещений требует подписей двух ответственных сторон: представителя жилищного комитета и будущего собственника квартиры.

После получения нового свидетельства на жилье, члены семьи вступают в распоряжение недвижимостью по закону.

Полезная информация по жилищным делам

ЮРКОНСУЛЬТ юридическая компания

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия

Что такое приватизация квартиры. Кто может воспользоваться правом на приватизацию в 2021 году

Процесс приватизации позволяет оформить жилье из государственной собственности в частную собственность. Пик приватизации недвижимости пришелся на 90-е годы, но остается доступным и сегодня. В 2021 году эта процедура остается доступной россиянам, которые проживают в жилье, предоставленном им по договору социального найма. Каковы плюсы и минусы приватизации недвижимости и стоит ли переоформлять квартиру в свою собственность? Можно ли в дальнейшем расприватизировать квартиру?

Что такое приватизация квартиры, для чего она нужна

Приватизация представляет собой процедуру передачи государственного имущества в частную собственность. Данная процедура распространяется не только на квартиры, но и на земельные участки, а также нежилые помещения. Приватизация носит бессрочный характер. Она опирается на нормы Гражданского кодекса, Жилищного кодекса и Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.

Неприватизированное имущество не позволяет совершить такие сделки: в такой квартире можно проживать, а распоряжаться как своей собственностью – недопустимо (на основании ст. 209 Гражданского кодекса, ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). Связано это с тем, что квартиры, переданные по договорам социального найма, фактически находятся в собственности муниципалитета или государства.

Для возникновения правовых оснований для прохождения процесса приватизации требуется соблюдение только одного условия: нужно иметь законное право пользования жильем по договору социального найма (по ст. 2 Закона о приватизации). При СССР такой договор подписывали с гражданином после получения ордера на квартиру, сейчас – после признания лица малоимущим и постановки его на учет, как нуждающегося в жилом помещении (на основании ст. 49 Жилищного кодекса).

На какую недвижимость распространяется

На основании ст. 2 Закона о приватизации приватизировать можно любое жилье, которое сдается по договору социального найма и расположено в обычном жилом доме. При этом квартира передается в собственность проживающих там людей. Обычно приватизируются квартиры полностью, но допускается и приватизация комнаты в коммунальной квартире или часть либо доля в приватизированной квартире.

Необходимо помнить, что бесплатная приватизация распространяет свое действие на недвижимость, по которой оформлены договоры социального найма до 2005 года. Все договоры, подписанные после указанного срока, под процедуру не подпадают.

Кто вправе приватизировать квартиру

Собственниками квартиры, оформленной в собственность, могут стать все граждане, проживающие в квартире по договору социального найма, и несовершеннолетние. Если ребенок проживает в квартире и зарегистрирован в ней, то он в обязательном порядке становится участником приватизации. Дети до 18 лет могут быть исключены из числа собственников исключительно на основании решения органов опеки и попечительства (по п. 2 ст. 37 Гражданского кодекса и ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Право на участие в приватизации распространяется и на людей, которые временно отсутствовали по уважительной причине. Это, например, лица, проходившие службу или отбывавшие наказание в местах лишения свободы.

Если ребенок проживает отдельно от своих родителей, то он сохраняет право пользования квартирой, которая была приватизирована (по ст. 7 Закона о приватизации). Это, например, случаи, когда ребенок зарегистрирован у отца, а проживает с матерью.

Но есть и определенное исключение: если человек участвовал в приватизации еще до 18 лет, то он может приватизировать жилье после совершеннолетия (по абз. 2 ст. 11 Закона о приватизации).

Сроки проведения

Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» был принят в 1991 году и продолжает действовать и сегодня. Таким образом, все желающие вправе пройти эту процедуру и в 2021 году. К 2000 году в частную собственность перешло до 47% недвижимости, 2010 году – 75%, 2016 году – уже около 80%. Данные показатели варьируются в зависимости от региона: например, в Москве доля приватизированного жилья превышает 85%.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество приватизации – возможность бесплатно оформить права собственности на недвижимость и распоряжаться ею по своему усмотрению. Так, собственники квартиры наделены правом:

  1. Передавать квартиру по наследству. Приватизированная квартира может быть передана по наследству и включена в завещание. Для того чтобы вступить в наследство, наследникам не нужно будет доказывать наличие родственных связей с наследодателем и факт совместного проживания с ним в одной квартире. Что касается неприватизированной квартиры, то она не передается по наследству. Но это не означает, что родственники ответственного нанимателя будут выселены из квартиры: они продолжат проживать в квартире, а один из родственников может переоформить договор социального найма на себя. Проживать в квартире смогут только те родственники, которые были зарегистрированы в ней на дату смерти нанимателя. Неприватизированная квартира может передаваться по наследству в случае, если гражданин собрал все документы, подал заявление на приватизацию и умер перед оформлением договора. Если никто из жильцов не проживал в квартире на момент смерти квартиросъемщика, то она перейдет к государству (на основании ч. 5 ст. 83 Жилищного кодекса). Поэтому так важно, чтобы кто-то из жильцов был прописан в квартире.
  2. Прописать в квартире новых жильцов. В квартире в собственности можно зарегистрировать кого угодно по усмотрению собственников. В неприватизированной квартире на регистрацию супругов, родителей, совершеннолетних детей нужно получать согласие других членов семьи. На регистрацию других граждан можно получить согласие от проживающих и муниципалитета. Муниципалитет проверит при этом соблюдение учетной нормы площади на 1 человека: например, в Краснодаре – это 10 кв. м, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м и пр. Исключение составляют только несовершеннолетние дети: их можно зарегистрировать без каких-либо дополнительных разрешений.
  3. Продать, подарить, передать в залог или обменять, сдать в аренду. Неприватизированной квартирой нельзя распоряжаться по своему усмотрению, а ее передача в аренду может стать формальным поводом для отказа в продлении договора социального найма.
  4. Сделать в квартире перепланировку, перевести ее в нежилое помещение. Так, собственник вправе проводить перепланировку в тот момент, когда он сам пожелает. В отношении муниципального жилья предварительно нужно получить согласие от фактического собственника (государства или муниципалитета). А перевод квартиры в нежилое помещение фактически невозможен.

Можно выделить и недостатки приватизации недвижимости, в числе которых:

  1. Расходы на содержание несут собственники недвижимости. Если собственник не оплачивает их самостоятельно, то его могут заставить оплачивать их в судебном порядке (на основании ст. 210 Гражданского кодекса или ст. 158 Жилищного кодекса). Наниматели квартир по договорам социального найма могут не нести дополнительные траты: все расходы берет на себя собственник в лице муниципального образования.
  2. На квартиру в собственности могут наложить взыскание, а на муниципальное жилье – нет (по ст. 32, 87.2 Жилищного кодекса). Неприватизированная квартира не может быть изъята в рамках исполнительного производства или в процессе банкротства, так как она фактически не принадлежит человеку.
  3. В случае если на месте дома планируется строительство социального объекта, то приватизированную квартиру могут изъять у собственника. Изъятие недвижимости власти компенсируют разными способами: они могут предоставить взамен другую недвижимость или выплатить денежную компенсацию. Конечно, неприватизированную квартиру в данной ситуации также изымут, но обмен будет более выгодным с учетом нормы жилплощади на человека.
  4. Необходимость ежегодной оплаты налог на имущества (согласно ст. 400 Налогового кодекса).
  5. Необходимость оплаты взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома. На основании ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса можно сделать вывод, что наниматели квартиры такие взносы не платят, а собственники – обязаны.
  6. Лишение права на бесплатную приватизацию в перспективе.
Читайте также:  Отмывание денег через ИП: последствия

Порядок приватизации квартиры в 2021 году

Для того чтобы приватизировать квартиру, нужно придерживаться установленного порядка действий.

Документы

Первое, что необходимо сделать для старта процедуры приватизации квартиры, это подготовить определенный комплект документов. На федеральном уровне данные документы не прописаны, но они содержатся в региональных регламентах. Перед тем как готовить документы, стоит найти административный регламент оказания услуги по переоформлению недвижимости в частную собственность.

Например, в Москве для приватизации недвижимости необходимо предъявить:

  1. Заявление на оказание государственной услуги. В заявлении на приватизацию квартиры должны содержаться такие пункты, как: ФИО, паспортные данные, адрес проживания, просьба о передаче объекта в частную собственность, дата и подпись. Далее в подтверждение своего согласия на приватизацию расписываются все зарегистрированные в квартире лица.
  2. Паспорта заявителей и членов его семьи, а также всех зарегистрированных в приватизированной квартире лиц, могущих пользоваться помещением на условии социального найма.
  3. Свидетельства о рождении на несовершеннолетних и документ, подтверждающий их гражданство (если родители – граждане РФ, то он не нужен).
  4. Договор социального найма.
  5. Ордер, по которому выдавалась квартира, либо выписка из решения органа исполнительной власти. Если ордер был утерян, то требуется получить архивную копию распоряжения органа исполнительной власти (ее можно заказать в МФЦ).
  6. Выписка из домовой книги или прочие аналогичные документы за период с 1991 года до регистрации в приватизированном жилье.
  7. При смене адреса проживания – документ, подтверждающий, что право на участие в приватизации не использовалось.
  8. Письменное согласие на приватизацию или отказ от нее. Эти документы подлежит оформить по утвержденной форме и заверить нотариально.
  9. Технический паспорт на квартиру, поэтажный план.
  10. Выписка с лицевого счета, справка об отсутствии задолженности.
  11. Нотариальная доверенность на представителя.
  12. Справка из личного дела военнослужащего.
  13. Документ, подтверждающий отбывание наказание.
  14. Решение органов опеки (если документы передает опекун).

Определение способа

Перед приватизацией квартиры необходимо определиться с порядком ее раздела между проживающими лицами.

В случае оформления квартиры в единоличную собственность этот этап можно пропустить.

Получение согласия от других собственников

Для приватизации недвижимости придется заручиться согласием всех жильцов на прохождение процедуры. Либо они могут предоставить официальный отказ от приватизации с сохранением права проживания. Согласие на приватизацию от будущих собственников составляется в письменном виде и подлежит нотариальному заверению.

Если определенное лицо противится приватизации, то ситуация существенно осложнится. Так, в первую очередь следует понять, вправе ли оно оказывать влияние на процедуру. Не всем лицам доступна возможность блокирования приватизации. В их числе:

  1. Лица, которые на основании судебного решения утратили регистрацию.
  2. Лица, которые проживают в квартире, но не зарегистрированы здесь.
  3. Лица, которые ранее проходили процедуру приватизации и утратили на нее право.
  4. Временно зарегистрированные граждане.
  5. Лица, которые отозвали отказ от проведения приватизации у нотариуса.

Несовершеннолетние участвуют в приватизации без согласия со стороны родственников.

Для приватизации квартиры без согласия всех собственников предстоит обратиться в суд. Суд рассмотрит все обстоятельства дела и примет решение. Например, если жилец зарегистрирован в квартире, но уже длительный период времени он не проживает в ней, то получить согласие на приватизацию от такого лица бывает сложно, а иногда невыполнимо (если родственникам ничего неизвестно о его местонахождении). Тогда суд может признать его безвестно отсутствующим и вынесет постановление о принудительном выселении.

Нанимателю можно также попробовать детально разъяснить всем сомневающимся о выгодах приватизации для них: о том, что это позволит вступить в права собственности, продавать или завещать квартиру внукам и пр.

При рассмотрении дела о принудительном выселении в иных случаях суд будет учитывать комплекс обстоятельств: материальное положение трудоспособного ответчика, наличие у него альтернативной недвижимости и технической возможности выделить долю. Недопустимо выселение без предоставления альтернативного жилья инвалидов, пенсионеров, членов семей военнослужащих или сотрудников МВД, детей и иждивенцев.

Пошаговый алгоритм

Процедура приватизации квартиры предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Передать заявление на передачу квартиры в собственности и приложить комплект документов для уполномоченного органа. Это, например, департамент имущественных отношений или комитет по управлению городским имуществом. Документы допускается передать лично либо через представителя в МФЦ. В некоторых регионах организован прием документов в электронном виде.
  2. Дождаться, когда проверка документов будет завершена. Заявление рассматривают в сроки до 60 дней.
  3. По результатам заявителям могут отказать в подписании договора при наличии веских оснований или дадут им на подпись договор об оформлении квартиры в собственность. В договоре указывается, кто передает квартиру, к кому переходит право собственности, тип объекта и его адрес, характеристики жилого помещения. В договоре необходимо обозначить размер долей, если он был определен по согласию между собственниками. Договор должен быть заверен главой администрации и подписями новых владельцев.
  4. Совершеннолетние участники подпишут его самостоятельно или передают эти полномочия доверенному лицу.
  5. Оформить квартиру в собственность в Росреестре. Подписание договора приватизации еще не означает, что квартира переходит в собственность лица – этот факт нужно зарегистрировать в Росреестре. Договор с муниципальными властями о приватизации квартиры станет основанием для оформления ее в собственность.
  6. Сроки регистрации права собственности составят 7 рабочих дней при передаче документов через Росреестр и 9 дней – если документы передаются через МФЦ.
  7. По результатам регистрации собственник получит выписку из ЕГРН.

Стоимость процедуры

Процедура приватизации недвижимости является бесплатной. Но нанимателю предстоит подготовиться к определенным расходам, которые сопровождаю данную процедуру на практике. В числе основных затрат на приватизацию:

  1. Государственная пошлина за регистрацию права собственности на недвижимость. Она составляет 2000 р. с каждого человека, кто регистрирует свое право собственности. Оплачивается до подачи заявления о регистрации права собственности на квартиру (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
  2. Плата за техпаспорт и поэтажный план: стоимость будет зависеть от региона проживания (обычный вариант – от 1200-3000 р., плата за срочность – до 10 000 р.).
  3. Кадастровая выписка из ЕГРН – за оформление предстоит заплатить 350 р. в электронном виде или 870 р. в бумажном.
  4. Выписка из домовой книги, справка о составе семьи не предполагают взимания платы.
  5. Оформление нотариального договора на передачу недвижимости составляет не более 1000 р.

Порядок распределения расходов собственники определяют самостоятельно.

Признание приватизации недействительной

Приватизация может быть признана недействительной в принудительном порядке. Такое допускается, если при приватизации будут нарушены законодательные нормы. Например:

  1. Договор приватизации составили в обход законодательных нормативов, и он не содержит существенных условий.
  2. Приватизация являлась фиктивной (то есть она не преследовала формирование обязательных прав и обязанностей сторон).
  3. Приватизация выступала для прикрытия другой сделки.
  4. В приватизации приняли участие лица, которые не обладали на это правом (например, недееспособное лицо подписывало документы без согласия органов опеки).

Также решение о передаче приватизированного жилья муниципалитету может принять сам собственник и отказаться от приватизации добровольно.

Подводим итоги

Подводя итоги, выделим то, что россиянам необходимо знать о процедуре приватизации:

  1. Квартиру, которая сейчас используется по договору социального найма, можно приватизировать в 2021 году.
  2. Процедура приватизации квартиры представляет собой процесс переоформления недвижимости из собственности муниципалитета в частную собственность.
  3. Российское законодательство предоставляет возможность всем гражданам единожды пройти процедуру приватизации безвозмездно.
  4. Эта процедура распространяется на квартиры, которые были оформлены по договорам социального найма до 2005 года. Нельзя приватизировать квартиру, которая не пригодна для постоянного проживания.
  5. Для регистрации права собственности на квартиру необходимо вначале собрать комплект подтверждающих документов, передать их на проверку текущему собственнику-муниципалитету и подписать договор приватизации квартиры.
  6. Предварительно следует получить согласие на приватизацию от всех зарегистрированных лиц либо официальный отказ от них. При отказе кого-либо пройти процедуру приватизации придется попытаться убедить их в том, что эта процедура принесет им выгоды, или обратиться в суд.
  7. Процедура окончательного оформления квартиры в собственность проводится в Росреестре. Основанием для этого является договор приватизации, подписанный с муниципальным образованием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Законодательство о приватизации

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” в действующей редакции с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 20.12.2017 N 399-ФЗ), вступившими в силу с 20.12.2017 года (ред. 15).

Обращаем внимание : Бесплатная приватизация жилых помещений является теперь бессрочной. Ограничение срока бесплатной приватизации отменено Федеральным законом от 22.02.2017 N 14-ФЗ.

См. также: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 “О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

4 июля 1991 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена. – Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ
ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статья 12. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 13. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 14. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Читайте также:  Как найти КБК для уплаты НДС, начисленных пени и штрафов

Статья 15. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статья 19. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 20. Утратила силу. – Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Утратил силу. – Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР
4 июля 1991 года
N 1541-1

Федеральный закон о приватизации

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №-178 от 21.12.2001г. – в чем его особенность, какова сфера действия и как он влияет на общественные отношения в сфере приватизации жилых объектов? Также здесь Вы можете бесплатно скачать закон о приватизации в последней редакции.

В соответствии с нормами Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией следует понимать возмездное отчуждение имущества, которое находится в собственности государства, в том числе муниципальных образований и субъектов РФ, в собственность организаций и частных лиц. Закон также устанавливает принципы приватизации, сферу действия, определение цен, порядок организации, условия, информационное обеспечение и другие важные аспекты в данной сфере.

Закон РФ о приватизации: общие положения

Структура обсуждаемого закона предусматривает 8 глав, которые подразделены на 46 статей, каждая из них регулирует отдельные вопросы, возникающие в области проведения приватизации. Например, статья 2 закона устанавливает принципы осуществления приватизации:

Сфера действия закона о приватизации достаточно широка, в статье 3 документа указаны отношения, возникающие при отчуждении, на которые действия закона не распространяются, это:

  1. жилые помещения;
  2. природные ресурсы;
  3. государственные резервы;
  4. имущество РФ, находящееся за пределами территории страны;
  5. земли, за исключением участков, на которых расположены объекты недвижимости;
  6. имущество, в отношении которого принято судебное решение
  7. имущество, в отношении которого предусмотрены международные договора и т.д.

Указанные отчуждения государственного имущества и отношения, возникающие в ходе отчуждения, регулируются иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Кроме того, глава 1 закона о приватизации статьей 5 устанавливает покупателей муниципального и государственного имущества – это физические лица и организации, за исключением государственных унитарных предприятий. Закон также устанавливает некоторые ограничения для покупателей в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и интересов, а также здоровья граждан, что является обязательным аспектом при приватизации государственного имущества. В статье 6 закона перечислены компетенция Правительства РФ и органов местного самоуправления в области осуществления приватизационной деятельности.

Планирование приватизации

Планирование приватизации государственного имущества является обязательной частью осуществления деятельности в данной сфере. Статьи 7-10 Федерального закона о приватизации регламентируют порядок составления прогнозного плана приватизации федерального имущества, разработки этого плана и создания отчета о выполнении этого плана. В соответствии с нормами документа прогнозный план приватизации утверждается Правительством РФ ежегодно, он должен содержать перечень государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности и другого имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Обязательно указывается характеристика каждого объекта и предполагаемые сроки его приватизации. Разработка прогнозного плана приватизации осуществляется в соответствии с направлением внутренней политики РФ. План направляется на утверждение в Правительство РФ органами исполнительной власти не позднее, чем за 8 месяцев до начала очередного финансового года. После утверждения прогнозный план приватизации направляется в Госдуму РФ, одновременно с ним направляется проект Федерального закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, прилагаются соответствующие материалы и документы. Отчет о выполнении прогнозного плана за прошедший год предоставляется в Государственную думу РФ не позднее 01 мая текущего года. В отчете указывается перечень приватизированных имущественных комплексов, акций ОАО и другого имущества с указанием способа приватизации, срока и цены сделки.

Порядок и способы приватизации государственного имущества

Статьи 11-17 главы 3 и 18-26 главы 14 закона устанавливают порядок осуществления государственной приватизации и способы ее выполнения. Порядок приватизации состоит из нескольких этапов:

  1. определяется состав подлежащего приватизации имущества;
  2. определяется цена имущества, подлежащего приватизации;
  3. выбирается способ приватизации.

Более подробно каждый из способов описан в статьях 18-26 Федерального закона о приватизации. Особенности приватизации отдельных видов имущества прописаны в статьях 28-32 закона. При этом одна из статей устанавливает правила оформления сделок купли-продажи государственного имущества. Так, сделка должна быть оформлена договором, в котором указывается: сведения о сторонах договора; полное наименование реализованного имущества, его состав и цена; количество акций, их стоимость и категория; порядок и срок передачи государственного имущества покупателю; условия, на основании которых имущество было приобретено. Кроме того, Федеральный закон о приватизации статьями главы 6 устанавливает оплату и формы распределения денежных средств от продажи государственного имущества; глава 7 закона фиксирует особенности создания ОАО и ООО, акции и доли которых находятся в государственной собственности

Закон РФ № 1541-I от 04.07.1991 О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I

“О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”

(в редакции, актуальной с 20 декабря 2017 г.,

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,

согласно Закону РФ от 23.12.1992 г. № 4199-1,

Федеральным законам: от 11.08.1994 г. № 26-ФЗ, от 28.03.1998 г. № 50-ФЗ,

от 01.05.1999 г. № 88-ФЗ, от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ, от 20.05.2002 г. № 55-ФЗ,

от 26.11.2002 г. № 153-ФЗ, от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ,

от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, от 11.06.2008 г. № 84-ФЗ, от 16.10.2012 г. № 170-ФЗ,

от 20.12.2017 г. № 399-ФЗ)

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещеними государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Статья 3 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Статья 5 исключена согласно Федеральному закону от 20 мая 2002 г. № 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Статья 9 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Статья 10 утратила силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Раздел II. Основные принципы и условия приватизации жилых помещений

Статья 11. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статья 12. Статья 12 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 13. Статья 13 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 14. Статья 14 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 15. Статья 15 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 16. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Статья 18. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Статья 19. Статья 19 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Статья 20. Статья 20 утратила силу согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4199-1.

Раздел III. Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений

Раздел III утратил силу с 1 марта 2005 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *