Порядок выкупа земельного участка собственником здания

Как выкупить земельные участки в собственность

Выкуп земельных участков − эта процедура, требующая грамотного подхода и подготовки по причине наличия определенных нюансов, о которых должно быть известно их будущим владельцам.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Как выкупить земельный участок в Москве

Оформить право собственности на земельный участок в Москве, на котором расположено здание или сооружение можно в порядке, предусмотренном в Постановлении Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг департаментом городского имущества города Москвы». Указанное Постановление содержит административные регламенты с учетом последних изменений Земельного кодекса РФ, согласно которым статья 36 ЗК РФ утратила силу, и вместо нее применяется статья 39.20 ЗК РФ.

С официальным текстом регламента можно ознакомиться в отрытых источниках. Нам же хотелось обратить внимание на некоторые нюансы, с которыми собственнику здания, сооружения придется столкнуться при прохождении процедуры выкупа земельного участка в собственность.

В первую очередь из текста ЗК РФ о выкупе земельных участков было исключено указание на то, что собственник строения вправе обратиться с заявлением о выкупе земельного участка под ним. Это связано с тем, что закон больше не относит строения к объектам недвижимости. Аналогичная позиция содержится в московском регламенте.

С 01 августа 2015 года в Москве вся процедура оформления права собственности на земельный участок происходит путем подачи запросов документов только в электронной форме с использованием портала госуслуг.

С заявлением о выкупе земельного участка может обратиться физическое лицо, ИП, юридическое лицо, которое либо является собственником здания, сооружения, либо является собственником помещений, частей зданий, сооружений. При этом такие объекты недвижимости должны быть расположены на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена.

С заявлением о выкупе земельного участка могут обратиться юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Стоит обратить внимание на то, что лица, которые смогли оформить право собственности на земельный участок ранее, могут обратиться с заявлением о выкупе смежного земельного участка, который находится в собственности города Москвы или государственная собственность на который не разграничена, и который не предоставлен иным лицам. Указанное возможно, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование смежного земельного участка предусматривается для эксплуатации здания, сооружения собственником такого здания, сооружения.

Московский административный регламент предусматривает три этапа, через которые проходит поданный собственником комплект документов. На каждом этапе возможны свои основания для отказа или приостановления, а именно:

• уполномоченный орган может вообще не принять документы на рассмотрение (отказ в приеме документов);
• уполномоченный орган может приостановить рассмотрение документов собственника;
• уполномоченный орган, завершая процедуру рассмотрения поданных документов, может отказать в оформлении договора купли-продажи земельного участка.

Рассмотрим более подробно.

Отказ в приеме документов для оформления права собственности на земельный участок может быть мотивирован в том числе:
• несоответствием представленного запроса и документов требованиям, установленным правовыми актами РФ, правовыми актами города Москвы;
• утратой силы представленных документов;
• отсутствием полного комплекта документов;
• наличием в представленных документах недостоверных и (или) противоречивых сведений;
• наличием противоречий в документах или сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

Решение об отказе в приеме документов выдается (направляется) заявителю с указанием причин отказа не позднее 10 рабочих дней с даты регистрации запроса.

В регламенте названы также основания для приостановления оформления права собственности на земельный участок, к ним, в частности, относится такое специфическое основание приостановления, как получение информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

Другим основанием приостановления является внесение изменений в сведения ГКН в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка (если установленный вид разрешенного использования не соответствует его фактическому использованию) и (или) изменение адреса земельного участка, а также в случае, если издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка и (или) адреса земельного участка, но измененные сведения не внесены в ГКН, а также в случае необходимости устранения кадастровой ошибки, выявленной при оказании государственной услуги.

В случае если основание для приостановления не будет устранено в срок, такое приостановление в последующем послужит основанием для отказа в выдаче итогового документа.

Основания для отказа в выкупе земельного участка указаны в нашей следующей статье и также заслуживают внимания.

Хотя перечни оснований для отказа, оснований для приостановления являются исчерпывающими, нередко, на практике случается так, что отказ/приостановление является необоснованным. В указанном случае процедура выкупа земельного участка может занять очень продолжительный период и закончиться в результате ничем. За это время органы государственной власти успеют пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка или принять закон отменяющий, к примеру, льготу при выкупе земельного участка, если она была ранее предусмотрена для вашего случая.

С учетом изложенного процедура выкупа земельного участка в собственность только с первого взгляда выглядит достаточно просто. В действительности, чтобы выполнить эту работу с наименьшими временными и денежными затратами имеет смысл в первую очередь провести правовой аудит земельного участка, определить наличие и актуальность имеющихся документов, как на земельный участок, так и на объекты недвижимости, во-вторых, оценить вероятность отказа в выкупе земельного участка, заранее устранить возможные основания для отказа, в-третьих, изучить налоговое и земельное законодательство на предмет наличия возможной льготы при выкупе земельного участка.

Другие статьи по теме:

ООО «Дикес Консалтинг» оказывает весь комплекс юридических услуг по земельным вопросам, в том числе имеет большой опыт в юридическом сопровождении выкупа в собственность земельных участков, переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, оказывает юридические услуги по оспариванию кадастровой стоимости зданий и земельных участков, готово представлять ваши интересы в арбитражном суде и суде общей юрисдикции.

Хотя перечни оснований для отказа, оснований для приостановления являются исчерпывающими, нередко, на практике случается так, что отказ/приостановление является необоснованным. В указанном случае процедура выкупа земельного участка может занять очень продолжительный период и закончиться в результате ничем. За это время органы государственной власти успеют пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка или принять закон отменяющий, к примеру, льготу при выкупе земельного участка, если она была ранее предусмотрена для вашего случая.

1 Шаг. Сбор и подготовка документов

Осуществляется сбор документов, приведённых в подразделе «Какие требуются документы?» настоящей статьи.

Особое внимание следует обратить на официальное определение границ арендуемого участка земли, который планируется выкупить у администрации.

Отсутствие официально закреплённых координат участка на местности является законной причиной отказа в его приобретении.

Закрепление границ осуществляется с помощью межевания, заключающегося в согласовании границ участка с соседям и официальном определении координат участка с последующим письменным оформлением.

Межевание осуществляется подготовленным специалистом (кадастровым инженером). Услуга платная (от 5 до 10 тыс. руб.) и выполняется по просьбе арендатора.

Не менее важную роль играет кадастровый учёт.

Выкупу не подлежат следующие территории (даже, если участки на них используются долгое время):

По какой цене собственник объекта недвижимости может выкупить земельный участок?

Выкупная цена регламентируется правовыми актами правительства РФ, органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления. Однако в любом случае выкупная цена земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость.

На территории Кемеровской области действует областной закон №10-ОЗ от 07.02.2013 г., в соответствии с которым физические и юридические лица – собственники зданий и сооружений могут выкупить земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта РФ, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по цене 100 % от кадастровой стоимости участка.

Но также существуют возможности приобретения земли по более низкой ставке. Этим правом могут воспользоваться, например, граждане – в отношении индивидуальных жилых домов, дачных и садовых домов, гаражей, а кроме того, и юридические лица, если ранее участок предоставлялся им на праве бессрочного пользования, а до 1 июля 2012 года они переоформили его на право аренды.

Но также существуют возможности приобретения земли по более низкой ставке. Этим правом могут воспользоваться, например, граждане – в отношении индивидуальных жилых домов, дачных и садовых домов, гаражей, а кроме того, и юридические лица, если ранее участок предоставлялся им на праве бессрочного пользования, а до 1 июля 2012 года они переоформили его на право аренды.

Москва разрешила выкупать участки за 40% от стоимости. Что это значит

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон, позволяющий собственникам объектов капитального строительства выкупать участки под ними за сумму, равную 40% от кадастровой стоимости. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте столичной мэрии.

Согласно новому закону, льготная цена при выкупе земельного участка в размере 40% от кадастровой стоимости устанавливается при наличии на участке объектов капитального строительства, находящихся в собственности горожан. Видом разрешенного использования участка должно быть индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства.

Читайте также:  Неуважение к суду (ст. 297 УК РФ)

По информации Департамента городского имущества (ДГИ), в Москве на сегодняшний день 273,63 га земельных участков предоставлено горожанам для индивидуального строительства жилья и ведения личного подсобного хозяйства. При этом сейчас все участки приобретаются в собственность по цене, равной 100% кадастровой стоимости. Новый закон позволит не только существенно снизить объем вложений в выкуп участков под ИЖС, но и «оптимизировать процесс оформлении земельно-правовых отношений, повысит доступность и востребованность городской земли для жителей столицы», отмечал на этапе подготовки законопроекта министр правительства Москвы, руководитель ДГИ Владимир Ефимов.

Юристы и аналитики разъяснили, зачем принят закон, а также кто и за сколько сможет выкупать земельные участки.

«Нововведение коснется только тех граждан, у которых есть объект капитального строительства»

Александр Катков, партнер юридической группы Novator, адвокат:

— Ранее кадастровая стоимость была значительно ниже рыночной. После проведения реформы она стала равной рыночной стоимости, а в некоторых случаях даже превышает ее. При этом все физические лица и компании, которые приобретают земельные участки у государства, вынуждены выкупать их по кадастровой стоимости.

Новый закон предусматривает для граждан возможность выкупить земельный участок со скидкой 40% от кадастровой стоимости. Однако нововведение коснется только тех граждан, у которых есть объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с видом разрешенного использования (индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства и садоводства). Данный закон нацелен на то, чтобы стимулировать граждан оформлять в собственность земельные участки, расположенные под их строениями.

«Благодаря этой мере правительство Москвы получает возможность пополнить бюджет»

Сергей Колосницын, директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty:

— Важно понимать, что речь идет о землях, которые пригодны, скажем, для строительства частного, но не многоэтажного жилья, которое уже и так находится в аренде (ИЖС — это земли для индивидуального строительства, максимум сюда может быть отнесена земля сельхозназначения). Например, в Серебряном Бору у многих есть собственности дома, построенные на арендованной земле. Есть такая земля и в поселке художников или в Новой Москве. Логично предположить, что собственники домов, стоящих на государственной земле, воспользуются предложением купить участок по такой привлекательной цене, получив в собственность весь комплект — и землю, и дом. Это может стать дополнительным преимуществом при продаже, это радужная перспектива для их наследников, это, в сущности, приятно и правильно, когда есть возможность выкупить землю, на которой построен твой дом.

Благодаря такой мере правительство Москвы получает возможность пополнить бюджет за счет налогов на имущество. Если это предложение сейчас найдет отклик, то, возможно, для властей появится дополнительная возможность выравнять ситуацию, построить больницы, как-то помочь гражданам. Одним словом, я вижу в этом попытку получить дополнительные средства в бюджет, логично, что решение принято именно сейчас. Но ничего революционного для рынка в этой связи не произойдет. Разумеется, массово никто не побежит сейчас выкупать эту землю, особенно на фоне карантина. На рыночные цены или спрос это никак не повлияет.

«Для того чтобы выкупить землю, достаточно будет подать соответствующее заявление в местную администрацию»

Алексей Гавришев, управляющий партнер AVG Legal:

— Большое количество земель с назначением под ИЖС, в основном расположенных на территории Новой Москвы, находятся в долгосрочной аренде на 49 лет у физических лиц, которые на этой земле возводят объекты капитального строительства. Для указанных лиц оплата аренды за землю куда более выгодна, чем приобретение этой земли по цене, составляющей 100% от кадастровой стоимости, в связи с чем правительство Москвы внесло предложение о продаже этих земель по льготной цене (40% от кадастровой стоимости).

Соответственно, теперь любой из собственников объекта капитального строительства может приобрести арендуемый участок по льготной цене. Для того чтобы выкупить землю, достаточно будет подать соответствующее заявление в местную администрацию. Выглядит данная инициатива, безусловно, здраво, однако назвать данное предложение выгодным нельзя, так как цена на землю все равно остается довольно высокой, в то время как новая редакция Земельного кодекса предусматривает выкуп участков под объектами строительства из аренды в собственность за 1,5–3% от кадастровой стоимости для муниципальных земель и 15–20% — для городских земель.

Сергей Колосницын, директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty:

Регистрация прав собственности

Регистрация прав собственности на определенный земельный участок начинается с подготовки определенного пакета документов:

  • заявление;
  • гражданский паспорт потенциального собственника;
  • кадастровый паспорт, оформленный на указанный участок;
  • документ, подтверждающий наличие прав на указанную территорию;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Полный перечень документов передается уполномоченным специалистам регистрационного центра, в связи с чем в преимущественном большинстве случаев на протяжении месяца новый собственник может получить свидетельство на свой участок.


Полный перечень документов передается уполномоченным специалистам регистрационного центра, в связи с чем в преимущественном большинстве случаев на протяжении месяца новый собственник может получить свидетельство на свой участок.

Заявление

В заявлении, где указывается просьба о выкупе определённого участка земли, должна быть прописана следующая информация:

  • данные о потенциальном собственнике участка земли;
  • бумаги, утверждающие право на построенную недвижимость;
  • данные самого земельного участка;
  • приложение (копии, оригиналы документов).

Образец договора купли-продажи земельного участка здесь,

Выкуп земельного участка в Москве. Порядок, условия и некоторые особенности.

В городе Москве принят ряд нормативных правовых актов, приводящих московское законодательство о землепользовании в соответствие с федеральным законодательством.

В частности, Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в г. Москве» гарантирует права собственников объектов зданий, строений и сооружений на переоформление в собственность земельных участков, на которых данные объекты недвижимости расположены и подтверждает установленный федеральным законодательством льготный порядок определения цены выкупа.

Общие правила выкупа земельных участков при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ») и при выкупе земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями установлены ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 5 указанной статьи заинтересованное в приобретении прав на земельный участок лицо должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 № 370.

Полномочные на распоряжение земельными участками органы власти не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с поправками, внесенными в п. 6 ст. 36 ЗК РФ полномочный на распоряжение земельным участком орган власти в месячный срок со дня поступления указанного выше заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или аренды и осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

База нашей работы – это углубленная правовая и техническая оценка бизнеса и целей каждого проекта.

Перевод земли в собственность под частью дома

Бывает, что в одном частном доме имеются два хозяина. У этих хозяев появилось желание получить в собственность арендованную землю, на которой и располагается дом. Первым делом придется внести изменения в сведения по недвижимости. Для этого придется подать заявление в кадастровую палату. В своем заявлении необходимо изъявить желание на перевод недвижимости в статус индивидуального частного дома (ИДЧ).

Следующим шагом станет межевание и разграничение. Для собственной безопасности и защиты интересов лучше всего сразу определить границы влияния в доме для всех соседей. После таких действий собственность будет признана обще-совместной или обще-долевой.

Указанный способ поможет обойти некоторые препятствия, установленные муниципалитетом при передаче земли в аренду.

Выкуп земельного участка под зданием или сооружением. Вопросы приватизации земельных участков.

Кто имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположено здание или сооружение? При каких условиях можно обязать публичное образования заключить договор купли-продажи земельного участка под зданием и сооружениям? Когда отказ в предоставлении земельного участка может быть законным?

Данные вопросы волнуют собственников зданий и сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В предлагаемом обзоре рассматриваются некоторые проблемы, связанные с приватизацией (выкупом) таких земельных участков.

Нормативным основанием возможности выкупа земельного участка, принадлежащего государству или муниципалитету, является ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ). Ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ предусматривает, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, никто иной, кроме собственника зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках не имеет права требовать их выкупа у публичного образования. Кроме того, исключения из общего правила могут быть установлены только ст. 39.20 ЗК РФ, а также федеральным законом, т.е. ни субъекты федерации, ни Правительство РФ или министерства и ведомства не могут ограничить исключительное право на приобретение земельных участков.

Читайте также:  Разъяснения по вопросам применения ККТ

Первый вопрос.

Когда исключительное право на приобретение земельного участка отсутствует?

Суды исходят из того, что при ограничениях оборотоспособности земельных участков, они не могут быть выкуплены собственниками, расположенных на них зданий и сооружений.

Обратимся к правовым позициям судов.

Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2017 по делу N 307-КГ17-5121.

Правовая позиция

Статьей 27 Земельного кодекса установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В данном деле ВС РФ пришел к выводу, что существует принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Администрация при рассмотрении дела указывала на то, что спорный земельный участок согласно генеральному плану города Твери, утвержденному решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394), относится к зоне зеленых насаждений, а также предназначен для формирования улично – дорожной сети и отнесен к землям общего пользования.

ВС РФ отменил состоявшиеся по делу судебные акты, так как суды не исследовали генеральный план. Если окажется, что земельный участок истца согласно генеральному плану относится к землям общего пользования, то истец не имеет права на его приватизацию. Иначе говоря, даже если у Вас имеется в собственности здание или сооружение, но земельный участок расположен на землях, оборот которых ограничен, то суды могут признать, что Вы не имеете права на его выкуп (приватизацию)

Определение Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N 25-КГ17-18

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Вместе с тем статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в том числе в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5).

Федеральный закон, предусматривающий случаи предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в первом, втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.

Второй вопрос.

Может ли заявителю быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность, если его размер больше, требуемого для эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на нем?

Предположим, что площадь здания, находящегося на земельном участке 1 000 кв.м., а для его эксплуатации необходим земельный участок площадью 1 500 кв.м. Если собственник здания, расположенного на земельном участке площадью 3 000 кв.м. обратиться с заявлением о предоставлении ему в собственность такого участка, то ему могут отказать.

Обратимся к правовым позициям судов.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2017 N Ф07-2216/2017 по делу N А56-34470/2016 (суд руководствовался вышеназванной правовой позицией):

Суды обоснованно исходили из того, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка более чем в 10 раз превышает площадь находящегося в собственности Общества расположенного на земельном участке объекта недвижимости. При этом площадь переданного в аренду земельного участка равная 7 929 кв. м была определена на основании проекта планировки с проектом межевания территории, исходя из размещения на данном участке объекта розничной торговли площадью 7 540 кв. м, нормативного озеленения, минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта и для хранения грузового автотранспорта для целей обслуживания объекта розничной торговли площадью 7 540 кв. м, а не объекта площадью 743 кв. м. Суды обоснованно сослались на то, что Общество при обращении в Комитет с заявлением о выкупе земельного участка не представило доказательств возведения на участке объекта, для размещения и эксплуатации которого необходим весь участок, и не представило доказательств того, что для обслуживания принадлежащего ему объекта розничной торговли площадью 743 кв. м необходим испрашиваемый земельный участок площадью 7 949 кв. м.

Правовая позиция ВАС РФ, которая была изложена выше, содержится и в определении ВС РФ от 26.04.2016 N 64-КГ16-2, в котором говорится, что бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.

Как же доказать обоснованность размера земельного участка. Суды принимают в качестве доказательств заключения специалистов. Кроме того, в рамках рассмотрения дела можно ходатайствовать о назначении судебной экспертизы

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2017 N Ф07-12755/2017 по делу N А56-21490/2017

Судами установлено, что в качестве доказательства, подтверждающего обоснованность испрашиваемой площади, Общество представило Заключение, согласно которому такая площадь является нормативно необходимой для эксплуатации расположенных на участке зданий спортивного комплекса с крытой хоккейной площадкой, поскольку с учетом назначения данных объектов и особенностей их использования для их обслуживания требуются вспомогательные объекты: место для организационных сборов спортсменов, парковка для легковых автомобилей и автобусов (машино-места), контейнерная площадка для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, пожарные въезды, проезды, тротуары – с одновременным сохранением допустимого уровня озеленения территорий, что отражено в схеме (приложении к Заключению).

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2017 N Ф07-13264/2017 по делу N А56-42604/2016

Суд первой инстанции с целью определения возможности раздела спорного земельного участка и формирования участка под зданиями, принадлежащими Обществу, определением от 20.01.2017 назначил экспертизу, проведение которой поручил экспертам общества с ограниченной ответственностью “Партнерство Экспертов Северо-Запада” – эксперту-строителю Степанову Николаю Николаевичу и кадастровому инженеру Галееву Марату Рахимовичу.

Согласно экспертному заключению от 02.03.2017 N 17 существующая планировка земельного участка с кадастровым номером 47:07:0120001:0014 отвечает целям обслуживания производственной базы с расположенными на участке зданиями пилорамы, стройцеха; существующие размеры участка отвечают требованиям строительных норм и правил, правил противопожарной безопасности; взаимное расположение объектов, их целевая взаимосвязь не позволяют сформировать в границах существующего участка один или несколько самостоятельных участков, не связанных друг с другом, отвечающих всем требованиям законодательства к самостоятельным участкам, а также не препятствующих функционированию предприятия.

Третий вопрос.

Имеет ли право лицо, которое намерено выкупить земельный участок оспорить его стоимость?

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка имеет значение для определения цены его выкупа, что соответственно влечет наличие права заинтересованного лица оспорить кадастровую стоимость земельного участка.

Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2015 N 16-АПГ15-33

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Козлов А.А. не вправе оспаривать кадастровую стоимость, основана на неверном толковании норм материального права, поскольку, как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”, лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. При этом наличие у заявителя задолженности по арендной плате не исключает его права на обращение в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости.

На самом деле, конечно же, в практике возникает множество вопросов, связанных с приватизацией земельных участков под зданиями и сооружениями. Здесь я привел лишь некоторые из проблем, требующих участия квалифицированного адвоката или юриста, для их успешного решения.

ВС РФ отменил состоявшиеся по делу судебные акты, так как суды не исследовали генеральный план. Если окажется, что земельный участок истца согласно генеральному плану относится к землям общего пользования, то истец не имеет права на его приватизацию. Иначе говоря, даже если у Вас имеется в собственности здание или сооружение, но земельный участок расположен на землях, оборот которых ограничен, то суды могут признать, что Вы не имеете права на его выкуп (приватизацию)

Читайте также:  Заполнение 6-НДФЛ при задержке заработной платы

Президиум ВАС: возникновение права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием, предоставляющим исключительное право на выкуп земельного участка

Общество с ограниченной ответственностью (далее – Общество) на основании договора купли-продажи приобрело в собственность объект незавершенного строительства, готовый на 52 процента. На обращение Общества с заявлением о продаже ему участка, на котором расположен объект, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ, мэрия ему отказала.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения мэрии об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка и об обязании мэрии в двухнедельный срок направить Обществу три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка, подписанных уполномоченным лицом.

Решения судов разных инстанций

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, так как сделал вывод о том, что возникновение права собственности Общества на объект, главные конструктивные элементы которого возведены, является основанием для приватизации Обществом спорного участка. При этом суд указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ данный объект незавершенного строительства является объектом недвижимости, перемещение которого, в силу прочной связи с землей, без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. По мнению суда, объектом незавершенного строительства может быть как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию суда первой инстанции.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора мэрия просила их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что заявление мэрии подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения. Президиум ВАС РФ отметил, что, хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в Законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”. К настоящему делу данные случаи не относятся.

При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

Президиум ВАС РФ указал, что правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды. Так, статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 этого Кодекса основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.

При этом в силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.

Материалами дела такие обстоятельства не подтверждаются. Договором аренды земельного участка, дополнительным соглашением к нему и письмом мэрии подтверждалось, что Общество обладало правом аренды спорного участка на неопределенный срок. Целью использования земельного участка в соответствии с договором аренды являлось завершение строительства объекта.

Доказательств того, что цель, в соответствии с которой Обществу был предоставлен в аренду земельный участок, достигнута, материалы дела не содержали.

С учетом изложенного Президиум ВАС РФ отменил решение суда первой инстанции, а также постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, требования Общества оставил без удовлетворения.

Решения судов разных инстанций

Платные и бесплатные услуги

Платные услугиБесплатные услуги
подключение водонагревателя, стиральной или посудомоечной машиныобслуживание стоков, водопроводов
замена радиаторовустановка, замена, проверка счетчика на исправность
замена чугунных стояков по инициативе жильцаобслуживание отопительных систем
установка и ремонт системы центрального отопления
установка и замена сантехнических приборов

На бесплатной основе осуществляется обслуживание всего общедомового имущества: квартир, кровли, подвала, чердака, лестничных пролетов, вспомогательных помещений.

На платной основе осуществляется установка и починка личных приборов жильцов. Перечень и стоимость услуг указан в договоре обслуживания многоквартирного дома, с которым можно ознакомиться в управляющей компании.

Если жильцу потребовалась платная услуга, то он должен подать заявку в ЖЭК и вызвать сантехника, выбрав наиболее подходящее время. Оплата производится безналичным способом, сотрудник обслуживающей компании должен предоставить жильцу чек или квитанцию для оплаты.

В обязательном порядке требуется сохранять чек в течение 30 дней. Если вызванный специалист выполнил работу не качественно, то жилец многоквартирного дома имеет право запросить возврат денежных средств.

Перечень платных и бесплатных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ № 290. Представители компании имеют права вносить в этот список изменения.

Стоит быть бдительным. Не всегда сантехники качественно выполняют свои работу. Встречаются случаи, когда по их вине затапливало квартиру.

Стоит ли вызывать частного мастера

Вызов платного сантехника позволяет сократить время ожидания.

Мастера из ЖКХ часто не имеют нужного оборудования, а их коллеги из коммерческих фирм оснащены по последнему слову техники. Услуга оказывается быстро и на высоком уровне.

«Подводный камень» обращения к частным сантехникам – случаи мошенничества. Коммерческие фирмы называют одну цену, а на практике выясняется, что приходится платить в 2-3 раза больше. Второй недостаток – распыление ответственности. Если компания, проводившая ремонт, через месяц закроется, а трубы лопнут, квартировладелец не сможет предъявить претензии и возместить ущерб.

Чтобы вызвать частного мастера на дом и не нажить проблем, важно заранее читать отзывы, ориентироваться на рекомендации от друзей и знакомых.

Стоимость оказания других услуг жилищно-эксплуатационной компании включается в квитанцию, которая ежемесячно оплачивается собственником. Графа остается в платежке вне зависимости от того, пользуется он услугами сантехников или нет.

Какие документы выдаются собственнику жилья

Если сантехник ЖКХ оказывает услуги жильцу многоквартирного дома, он обязан выдать подтверждающие документы. К числу таковых относится:

  1. Договор на оказание услуг (например, на замену радиаторов, труб, установку счетчиков). Обозначает права, обязанности, взаимную ответственность сторон.
  2. Акт выполненных работ – подтверждает факт оказания услуги.
  3. Запись в гарантийном талоне на используемое оборудование. Например, если сантехник привлекался для установки радиаторов, делается пометка «Монтаж произведен по договору №… от nn.nn.nnnn».

Если впоследствии установленные радиаторы потребуют гарантийного ремонта, испортятся, вода зальет соседей, у собственника останется доказательство, что монтаж проводился представителями управляющей компании. Он будет вправе составить претензию и получить возмещение нанесенных убытков.

Если сантехник посещает квартиру гражданина в связи с необходимостью проверить состояние счетчиков или инженерных коммуникаций дома, он обязан предъявить квартировладельцу удостоверение личности и документацию, подтверждающую полномочия на проникновение в жилье.

Если сантехник ЖКХ оказывает услуги жильцу многоквартирного дома, он обязан выдать подтверждающие документы. К числу таковых относится:

Единая диспетчерская ЖКХ Москвы

Всем жителям многоквартирных домов следует знать номер телефона управления ЖКХ, закрепленного по их адресу, а также то, в каких ситуациях туда обращаться. Для этого нужно зайти на сайт «Дома Москвы» и найти Диспетчерскую ЖКХ по адресу дома в г. Москве. Так же достаточно успешно зарекомендовала себя единая горячая линия , созданная для москвичей.

Позвонив туда, гражданин может объяснить проблему (отсутствие воды или тепла в квартире), затем его направят к специалистам нужного профиля.

Добавить комментарий