​Штраф за езду по обочине

Проблемой многих городов на сегодняшний день является наличие пробок, особенно в определенные часы пик. Застрять в длинной очереди из машины несет в себе мало приятного. И часто находятся особенно спешащие водители, которые стремятся объехать создавшуюся колонну. Единственный способ сделать это – выехать на обочину, а потом опять вклиниться в общий ряд. Однако такие действия, согласно действующему законодательству, расцениваются как нарушение: на такого автомобилиста налагается штраф за езду по обочине. Эта мера вполне разумна, так как такое поведение вызывает ряд неудобств для остальных участников дороги, таких как образование мешающих обзору облаков пыли, создание аварийной ситуации на пешеходной зоне, еще большее затруднение движения в тех местах, где транспортное средство пытается вернуться с обочины в ряд движущихся машин. Езда по обочине является нарушением ПДД и влечет за собой административное наказание в виде штрафа. На какую сумму могут оштрафовать, и в каких случаях движение по этой части дороги разрешено?

Что гласит правило?

Обочина – боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Какой штраф за езду по обочине в 2021 году?

Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне).

Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования.

Проезд по обочине слева (обгон).

Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа.

Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года.

Езда по тротуару или газону.

Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр.

К штрафу за выезд на обочину могут добавиться и еще ряд санкций за правонарушения, которые возникли в результате пересечения разметки:

Следует понимать, что движение по правой или по встречной обочине может создавать на дороге опасные ситуации: возрастание риска ДТП, запыленность на дороге, пробки, создание препятствий для пешеходов.

Какое наказание предусмотрено за движение по обочине и по встречной?

Относительно непосредственного движения по данному участку дороги, такое поведение расценивается как административное нарушение, за которое причитается штраф за обочину. Размер выписанного штрафа составляет достаточно небольшую сумму – 1500 рублей.

Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы.

Такое поведение включает в себя несоблюдение сразу двух предписаний: не только движение по обочине, но и езда по встречной полосе.

Следовательно, при обнаружении данного факта штрафные санкции, которые накладываются на водителя, будут намного серьезнее. Здесь вопрос, какой штраф за езду по обочине, может потерять свою актуальность. Ведь за движение по встречной полосе инспектор ГИБДД имеет полномочия лишить гражданина, находящегося за рулем транспортного средства, водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Что касается самого штрафа, его сумма в разы превышает ту, которая подлежит взысканию за обычную езду по краю дороги.

Можно ли выезжать на обочину по причине пробок?

По закону и ПДД объезд препятствия, мешающего передвижению по дороге, разрешен. Зная это правило, многие водители при задержании сотрудниками автоинспекции мотивируют свой проезд по обочине тем, что они объезжали препятствие. Но данное правило не применимо к заторам из машин. Пробка не относится к такому понятию как «препятствие». В этом случае водителю выпишут штраф за движение по обочине.

Штрафы за обочину на МКАД

Обочины на МКАДе обозначены сплошной разметкой, и для проезда они не предназначены. Размер штрафа за проезд транспортных средств по этому отрезку дороги такой же, как и при проезде по обочинах на остальных трассах – 1500 рублей.

Этот участок дороги, как и везде, предназначен для пешеходов, велосипедистов и остановки ТС. Однако заторы на дороге нередко заставляют автолюбителей объезжать машины или ехать по встречной полосе за границами разметки.

В целях фиксации правонарушений на МКАДе было постановлено несколько сотен камер, которые передают снимки правонарушении и данные ТС в ГИБДД. После анализа ситуации сотрудники инспекции направляют уведомление о начислении штрафа.

Кому разрешено движение по обочине?

Автомобилистам не всегда запрещено движение по этому участку дороги. Водитель имеет право проезжать по тротуару или обочине в том случае, если ему нужно что-либо загрузить в машину или выгрузить. Такой выезд за разметку будет считаться вынужденным. Но это допустимо при условии, что другого подъездного пути к месту нет.

Кто еще имеет право передвигаться на этом участке пути:

Помимо этого, использовать участок за разметкой для проезда могут люди, управляющие самокатами, сигвеями и гироскутерами.

Допустимо проезжать по данному участку также в том случае, когда речь идет о чрезвычайной ситуации. Например, если по причине аварии дорога перекрыта, то водитель может объехать образовавшуюся пробку, но только в том случае, если иного варианта передвижения нет.

Следует знать, что объезды за разметкой помимо штрафов могут привести к потере времени. Многие автолюбители думают, что проезд по обочине сократит время пути, однако сэкономленное время часто теряется при попытке вернуться на проезжую часть и встать в ряд.

Какой штраф за движение по обочине в 2021 году?

Обгон по встречной обочине | съезд на попутную обочину | движение по обочине | объезд препятствия по обочине | ст.12.15 КоАП РФ

За езду по обочине наказывают штрафом от 1500 до 5000 рублей. Размер наказания зависит от части ст. 12.15 КоАП РФ. В этом материале разберем нюансы штрафа за езду по обочине в 2021 году.

  • Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

    Проверяем информацию о штрафах,
    пожалуйста, подождите несколько секунд

    Размер штрафа зависит от типа обочины

    Обочина ― зона отделенная от проезжей части. Обычно обочину и дорогу разграничивают небольшим перепадом высоты и типом покрытия. На скоростных трассах обочина может быть отделена от дороги только разметкой и иметь асфальтовое покрытие.

    ПДД выделяют правостороннюю и левостороннюю обочины. Правосторонняя ― попутная обочина. Левосторонняя ― встречаня. От того, на какую из обочин выехал автомобиль зависит тяжесть нарушения и размер наказания.

    Правосторонняя попутная обочина

    Движение по правой стороне ― самое распространенное нарушение, связанное с обочиной. Чаще всего на ней ловят за объезд пробки.

    можно

    нельзя

    спорно

    Спорная ситуация, которая размыто прописана в ПДД ― движение по обочине на сломавшемся автомобиле. Адекватные инспекторы ГИБДД не накажут за это. Но никакой твердой законодательной базы на этот счет нет.

    Левосторонняя встречная обочина

    С движением по левосторонней обочине споров больше.

    Едущему по встречной обочине водителю инспекторы ГИБДД обычно инкриминируют четвертую часть статьи 12.15 КоАП РФ. Она предполагает штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев. При рецидиве по этой статье лишить прав могут на год.

    В то же время, если водитель объезжал по встречной обочине препятствие, то он может требовать переквалифицировать обвинение на более мягкую часть 3 той же статьи 12.15 КоАП. По ней штраф ― до 1500 рублей.

    Но даже если препятствия не было, некоторые водители пытаются подогнать свое нарушение под применение первой части статьи 12.15 КоАП. Их аргумент ― направление движения может существовать только у «проезжей части», а обочина к ней не относится. Если водитель сможет убедить инспектора или суд в состоятельности своей позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 рублей.

    можно

    нельзя


    Объезд препятствия по обочине ― нарушение

    Согласно КоАП, объезд лежащего дерева или бетонного блока тоже является нарушением. Наказание определено статьей 12.15 ч. 3 КоАП РФ, как штраф в 1500 рублей.

    В случаях, если препятствие действительно было, адекватные сотрудники ГИБДД могут закрыть глаза на езду по обочине. Но формально имеют право наказать.

    Если объехать препятствие без выезда на обочину не было физической возможности, обжаловать штраф за обочину можно попробовать через суд. Но это имеет смысл только, если вы запаслись доказательствами ― сделали фото, видео или нашли свидетелей.

    Кому законно можно двигаться по обочине

    1. Пешеходам при отсутствии тротуара или пешеходных дорожек.
    2. Велосипедистам старше 14 лет, если нет специальной части трассы.
    3. Водители мопедов
    4. Гужевым повозкам
    5. Тихоходам, чья скорость конструктивно не может быть выше 30 км/ч.
    6. Коммерческому транспорту для погрузки-разгурзки.
    7. Электрическим ТС (самокаты, моноколеса, гироскутеры, сигвеи и т.п., за исключением электромобилей, гибридных авто): в ПДД не обозначен их класс и не прописаны условия безопасной эксплуатации.
    8. Спецтехнике дорожных служб
    9. Машинам спецслужб


    Почему лучше не выезжать на обочину

    1. Риск возникновения аварийной ситуации
    2. Риск получения штрафа
    3. Риск прокола шины, если обочина из гравия
    4. Ухудшение видимости

    Действие скидки на штраф за обочину

    Скидка 50% на штраф по статье 12.15 КоАП РФ действует вплоть до четвертой части при оплате в первые 20 дней. Это регламентирует п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. Скидка не распространяется на штрафы ГИБДД за тяжелые повторные нарушения и штрафы от администраций населенных пунктов.

    В 2020 году в закон внесли поправки и теперь льготный срок оплаты можно восстановить. Чтобы повторно получить право на скидку нужно подать ходатайство туда же и тому же лицу, которые вынесло постановление. Их данные есть в постановлении.

    Что если не оплатить штраф за обочину

    Неуплата штрафа спровоцирует новую санкцию, предусмотренную ст. 20.25 КоАП РФ. За уклонение от исполнения административного наказания наложат двукратный штраф, арестуют до 15 суток, или исправительные работы до 50 часов.

    Советуем погасить штраф пораньше, учитывая риск утратить скидку и повстречаться с задолженностью.

    Также рекомендуем скачать приложение и подписаться на уведомления о новых штрафах. Осуществить это можно бесплатно при помощи онлайн-услуги «штрафы-гибдд».

    Как вовремя получать оповещения о штрафах

    Чтобы узнавать о новых штрафах как можно быстрее ― скачайте мобильное приложение «штрафы-гибдд», которое сразу уведомляет об их появлении. Это позволит своевременно их гасить, экономя 50% на оплате.

  • Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

    Проверяем информацию о штрафах,
    пожалуйста, подождите несколько секунд

    Читайте также:  Приватизация аварийного жилья

    Обгон справа: когда он разрешен и запрещен, какой штраф, разбираем ПДД

    1. Немного о правилах
    2. Запрещено и разрешено
    3. Об обгоне справа
    4. Актуальные штрафы

    Всем привет! Сегодня хочу поговорить с вами про обгон справа. Каждый автомобилист знает, что ПДД созданы для того, чтобы минимизировать вероятность ДТП, аварий и прочих опасных ситуаций в городе, на трассе и на любых участках дороги, где могут ездить машины, мотоциклы, велосипедисты и ходить пешеходы.

    Обгоном называют одну из разновидностей опережения. Когда водитель совершает его, согласно ПДД, он осуществляет выезд на полосу встречного движения, двигаясь со скоростью, которая превышает скорость впереди идущего ТС, после чего возвращается в свою полосу обратно.

    А опережение, в свою очередь, подразумевает движение, при котором машина не выезжает на иную полосу, но двигается быстрее, чем впереди идущее ТС. Также ПДД гласит, что опережение может осуществляться с выездом на соседнюю полосу, но без дальнейшего возвращения на свою предыдущую.

    Немного о правилах

    Не совсем понятно, разрешен или запрещен такой маневр как опережение. Опираясь на пункт правил в ПДД, можно говорить о 2 вариантах опережения, которые не противоречат закону.

    • Автомобиль движется, не меняя полосу движения. Чтобы опередить другое транспортное средство, авто просто увеличивает скорость;
    • Машина выезжает на соседнюю полосу, предусмотренную разметкой. Такое опережение допускается осуществлять слева и справа. Но при этом не предусматривается выезд на встречку.

    Действующие правила дорожного движения подтверждают, что обгон и опережение не являются тождественными понятиями. Если обгонять можно исключительно с левой стороны, то опережение возможно как слева, так и справа.

    Обгоном не является маневр, который предусматривает опережение ТС без пересечения имеющейся дорожной разметки. Также нельзя считать обгоном ситуацию, где машину опережают по правой стороне, но при этом обгоняющий не выходит на встречку. Это актуально, если маневр совершается на двухполосной дороге, где одна полоса направлена в каждую из сторон. По одной полосе совершить опережение сложно, тут в основном осуществляют обгон. Если полос больше, тогда лучше опережать авто, то есть не оказываться на встречной полосе движения.

    Часто начинающие автомобилисты интересуются, можно ли совершать обгоны с правой стороны или нет. Что будет, если обгонять по обочине или на перекрестке, при повороте налево и пр. Вопросов очень много, потому постараюсь на основные из них ответить.

    Запрещено и разрешено

    Предлагаю рассмотреть ситуации, когда обгон допускается осуществлять, и когда его совершать нельзя. Без привязки к тому, справа он выполняется, или слева.

    ПДД предусматривает запрет на обгон, если:

    • впереди идущее ТС, которое нужно обогнать, включило поворотник и собирается поворачивать влево;
    • машина впереди сама обгоняет иное ТС или обходит препятствия;
    • позади вас авто осуществляет обгон;
    • имеются запрещающие знаки;
    • на дороге наблюдается плохая видимость;
    • дорога четырехполосная;
    • маневр совершается на пешеходном переходе;
    • движение осуществляется по сложному участку дороги.

    При этом осуществлять обгон можно, если перед ТС двухполосная дорога и имеется разметка прерывистого типа. Либо это дорога с 3 полосами и такой же разметкой. Тут можно двигаться по полосе разгона. В выезде на встречную полосу нет необходимости.

    Обгоны следует совершать максимально быстро, поскольку любой выезд на встречку сопряжен с определенными рисками.

    Об обгоне справа

    Как в 2017, так и в 2018 году положения в ПДД про обгон или опережение не поменялись. Согласно пункту 10.4, если авто находится за пределами населенных пунктов, ему следует осуществлять движение по крайней правой от него полосе. Левая предназначена только для осуществления обгона.

    Если движение происходит в населенном пункте, тогда передвигаться можно в любой из полос. Изменения происходят при необходимости повернуть, развернуться, обогнать или остановиться. Но при наличии на дороге больше 2 полос, движение по ним допускается исключительно при сильной загруженности транспортными средства.

    Обгонять справа нельзя, а опережать можно. Это основа, которую знает каждый водитель. И он должен понимать, что за нарушение этого правила обязательно последует штраф. Хотя в ПДД про эту основу ничего не говорится. Есть некоторые нормы, которые касаются опережения по правой стороне. При этом допускается совершать такой маневр, если требуется перестроиться в правую крайнюю полосу.

    Как наглядно показывает практика, по правой стороне обгоны обычно осуществляются при помощи тротуаров и обочин. А все нюансы езды по тротуару мы с вами обсуждали в предыдущей статье. В Пункте 9.9 действующих правил четко указано, что такие маневры запрещены. Нарушая правила, водителя могут наказать сразу за два правонарушения. Прежде всего, это заезд на тротуар, а также сам обгон по правой стороне.

    Есть несколько моментов, которые вам следует знать относительно обгонов справа. А именно:

    • Проезжать по обочинам и тротуарам допускается мопедистами и велосипедистам возрастом более 14 лет в случае отсутствия отведенных для них дорожек;
    • Если машина движется по средней полосе и нужно совершить обгон впереди идущего ТС, допускается перестроение в правую полосу и опережение;
    • Если машина притормаживает на перекрестке, подавая сигнал левым поворотником, тогда ее допускается объезжать по правой стороне;
    • При аналогичной ситуации, но в случае сильной загруженности, нужно оставаться в своей полосе, и только после поворота ТС впереди можно двигаться дальше;
    • Если есть возможность объехать ТС по правой стороне, лучше этого не делать при ограниченной видимости.

    Есть ряд наглядных видео, как и в каких случаях можно или нельзя обходить транспортное средство впереди вас. Тут нужно детально изучать ПДД, опираться на разметку, а также думать о безопасности других участников движения. Иначе наказание вас будет ждать в обязательном порядке.

    Актуальные штрафы

    Отталкиваясь от всего сказанного ранее можно с уверенностью заявлять о том, что такого понятия как обгон справа в природе и в ПДД не существует. А потому и наказать водителя, приписав ему обгон с правой стороны, невозможно.

    • В тех ситуациях, когда автомобилист выезжает на тротуары и обочины, к примеру, маневр точно не является разрешенным. За него предусматривает наказание в виде денежного штрафа. Он составляет сейчас 1500 рублей;
    • Если нарушитель не оплатит его в указанные сроки, тогда долг отдается судебным приставам. В этой ситуации все равно придется заплатить штраф. Плюс начислят еще 200% от размера штрафа;
    • Если же сотрудник ГИБДД увидит, что машина не просто выехала на обочину, но еще и опередила иные ТС, тогда штраф автоматически увеличивается до 5 тысяч рублей;
    • Аналогичный размер штрафа предусмотрен для ситуаций, когда водитель обходит другое авто по правой стороне, и это происходит в зоне нерегулируемого пешеходного перехода;
    • Повторив подобные правонарушения, водитель уже простым штрафом не отделается. У него вполне на законных основаниях заберут права. Срок лишения в такой ситуации составит 1 год;
    • Объезд ТС при помощи пешеходных, велосипедных дорожек и тротуаров карается 2000 рублей штрафа.

    Водитель должен быть предельно внимательным и обязательно соблюдать правила дорожного движения. Они создавались не для того, чтобы ГИБДД могли штрафовать и собирать деньги. Это правила, написанные, увы, кровью миллионов людей. Нарушая ПДД, вы сами создаете огромную угрозу для здоровья и жизни всех участников движения.

    В вопросе обгона, перестроения и опережения по правой стороне в действительности нет ничего сложного. Нужно лишь разобраться в понятиях, не путать их и следовать действующему закону на дорогах. Тогда ни о каких штрафах или лишении прав переживать не придется.

    Какой грозит штраф водителю ТС за обгон по обочине?

    Если вы проживаете в городе, огромном или не очень крупном, такое явление, как пробки на дорогах, знакомо вам не понаслышке. Иногда в такой пробке можно застрять на несколько часов. Многие водители со временем привыкают или стараются объезжать особенно проблемные места.

    Но всегда находятся нетерпеливые, которым чересчур тоскливо ожидать, когда рассосется пробка. Такие автомобилисты могут выполнить объезд или обгон других ТС по обочине. Окончиться для них это может штрафом, а в самых неблагоприятных обстоятельствах и ограничениями в специальном праве.

    1. Какое предусмотрено наказание?
    2. Что говорится в ПДД?
    3. Когда движение по краю дороге разрешено?
    4. Спорные ситуации
    5. Каким образом ДПС может доказать вину?
    6. Заключение

    Какое предусмотрено наказание?

    Автомобилисты, застрявшие в пробке, могут попытаться пробиться вперед путем маневрирования. Но если и встречная часть дороги забита транспортом или на данном участке дороги такой маневр невозможен, остается только путь по обочине.

    Стоит заметить, что маневры нетерпеливых водителей способны создать немалые проблемы для движения прочим участникам. В летнее время автомобили при езде по обочине поднимают колесами много пыли – она осложняет обзор, попадает вместе с воздухом в легкие других водителей, проникает в салоны. Шофер, проехавший какое-то расстояние по обочине, затем вновь встраивается в ряд транспорта. Это приводит к дополнительным проблемам при движении, а пробка только увеличивается. Опасны такие маневры и для проходящих по трассе пешеходов.

    Проезды, для которых шофер задействует обочину, трактуют как нарушение маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП действия автомобилиста подлежат наказанию, штраф составляет 1500 рублей.

    Намного более серьезным будет наказание для тех, кто объезжает пробку по левой обочине.

    1. Такой маневр предполагает движение по встречной полосе. В это случае принимают во внимание все запреты, предусмотренные ПДД, которые связаны с проездами по встречной.
    2. Учитывается запрет движения по обочинам как дорожному элементу. Наконец, нельзя приступать к обгону, если нет уверенности, что по завершению маневра автомобилист сумеет вернуться на полосу, при этом не мешая другим участникам движения (ст.11 п.2 ПДД).

    При нарушении наказание определяется по ст.12.15 КоАП (п.4) и представляет:

    • или штраф в размере 5000 рублей;
    • или лишение права управления ТС на срок 4-6 месяцев.

    Если правонарушение совершено повторно, согласно ст.12.15 КоАП (п.5) назначается:

    • Штраф в сумме 5000 рублей при фиксации нарушения устройствами видеофиксации.
    • Лишение прав на год.

    Стоит заметить, что в случае такого нарушения не помогут оправдания автомобилиста, выполнявшего объезд скопления машин по встречной полосе, что он якобы старался объехать препятствие. Ни заторы, ни остановившиеся на дороге исправные ТС не считаются препятствием (ст.1 п.2 ПДД).

    Некоторые из водителей пытаются объяснить свой маневр тем, что выехали на обочину с целью остановки, а затем не смогли найти удобного места и продолжали движение вынужденно. Но на это сотрудники ДПС могут ответить, что во время поиска места для остановки следует продолжать движение в правом ряду. Проезжая по обочине, нетерпеливый шофер заставляет нервничать других участников движения, способствует увеличению пробок, а также может спровоцировать ДТП.

    Что говорится в ПДД?

    Автомобилистам, которым часто приходится стоять в пробках, стоит изучить ПДД на предмет нюансов при езде по обочинам. Почти все действия, производимые таким образом, означают административное нарушение и подлежат наказанию. Но в некоторых обстоятельствах маневр дозволяется.

    В п.1.2 Правил дорожного движения обочиной называют крайнюю часть дороги, которая от проезжей отличается видом покрытия. Она также может быть отделена от основной дороги при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2. В ст.9 п.9 запрещена езда ТС по обочинам и разделительным полосам.

    На фото изображены виды разметки, обозначающие край проезжей части:

    Читайте также:  «Черная» зарплата - куда жаловаться и как бороться?

    Сплошная линия 1.2.1

    Прерывистая линия 1.2.2

    Несмотря на запрет продвигаться по обочинам, не редкость, когда тот или иной водитель старается обогнуть часть пробки, продвигаясь по обочине. При попытке возвратиться в ряд движущегося транспорта нарушители создают все большие проблемы для движения.

    На обочину все же можно съезжать – для этого в ПДД особо оговорены некоторые ситуации.

    Когда движение по краю дороге разрешено?

    Выезжать на такой элемент дороги, как обочина, можно для того, чтобы ненадолго остановиться или устроить стоянку, когда это не запрещается. Маневр разрешен только с правой стороны дороги (ст.12 п.1 ПДД). Слева остановки или стоянки разрешаются только в населенных пунктах при условии:

    1. Если для каждого из направлений только одна полоса движения, а посередине нет трамвайных рельс.
    2. Если на дороге организовано одностороннее движение. Отдельно разработаны правила для грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т. Им разрешается остановка только с целью разгрузочно-погрузочных действий.

    По обочине могут двигаться автомобили:

    • При подвозе груза к расположенным вблизи дороги объектам, если нет другой возможности проезда к ним.
    • Транспорт коммунальных служб, дорожно-эксплуатационных организаций.

    Допустимо двигаться по обочине:

    1. Мопедам согласно ст.24 п.7 ПДД, если это не создает помех пешеходам.
    2. Велосипедистам в возрасте от 14 лет при отсутствии специально выделенных дорожек или при невозможности передвигаться по ним (ст.24 п.2, п.6 ПДД).
    3. Гужевым повозкам, животным вьючным, верховым – они могут передвигаться в один ряд и должны держаться как можно правее (ст.25 п.2 ПДД).
    4. В случае масштабного дорожного происшествия, когда не существует другого варианта проезда, движение по обочинам не возбраняется.

    Спорные ситуации

    Если автомобилист не согласен с точкой зрения сотрудника ДПС, он может его обжаловать. Для этого следует подать в ГИБДД заявление, привести доводы в пользу того, что нарушения не было. Если удастся представить убедительные доказательства, можно будет избежать наказания. При безуспешных попытках оправдаться оплатить штраф все же придется.

    Чаще всего автомобилисты, застигнутые на «месте преступления», пробуют оправдаться тем, что не осуществляли движение по обочине, а пытались совершить остановку. Сотрудники ДПС могут возразить, что место для остановки следует выбирать, двигаясь в ряду автомашин, а не покидая его.

    В этом случае надежда на благоприятный исход дела есть – если происшествие не было зафиксировано при помощи фото- или видеосъемки. В этом случае даже при выписывании протокола вы можете отправить в суд заявление с рассмотрением собственной версии произошедшего.

    Со своей стороны, автомобилист может предупредить такое развитие событий, если в самом деле намеревается остановиться.

    Обогнать автомобили по обочине в небольшом городе чаще всего удается безнаказанно. Зато в крупных населенных пунктах, где во многих проблемных местах установлены видеофиксаторы, это совсем не так просто. Выезжая на обочину с целью обгона других ТС, водителю надо понимать, что его действия с большой вероятностью обернутся денежным штрафом.

    Каким образом ДПС может доказать вину?

    Сотрудники ДПС, отметив нарушителя правил движения по автодорогам, обязаны принять меры к пресечению его действий. Выписывая протокол для назначения штрафа за обгон, они обязаны подтвердить правомерность своих действий. Чтобы отправить дело в суд, требуется предоставить дополнительные материалы, подтверждающие совершение неправомерных действий.

    Такими доказывающими материалами чаще всего являются фотографии или видеосъемка, выполненные на месте происшествия. Принимаются на рассмотрение материалы хорошего качества, где запечатлены транспортные средства с четко различимыми опознавательными знаками. Должно быть узнаваемым место съемки и совпадать с тем, что обозначено в протоколе.

    Также многие сотрудники ДПС стараются непосредственно на месте происшествия получить показания свидетелей. Они также могут дополнить сведения, прилагаемые к протоколу.

    Заключение

    Обгон автомобилей, стоящих в пробке, при совершении маневра путем проезда по обочине квалифицируется как серьезное нарушение правил. Сотрудники ДПС обязаны пресекать такие нарушения, но они не в состоянии каждому из водителей внушить желание соблюдать культуру поведения при движении. Неверный подход к соблюдению общепринятых правил может навредить как самому автомобилисту, так и прочим участникам дорожного движения.

    Штраф за езду по обочине в 2021 году

    Добрый день, уважаемый читатель.

    Движение по обочине – одно из самых распространенных нарушений, с которым приходится сталкиваться автомобилистам.

    В этой статье будут рассмотрены правила движения по обочине, а также штрафы, которые могут быть наложены за нарушение этих правил:

    Что такое обочина?

    Понятие обочина рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:

    “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

    Возможны 2 варианта организации обочины:

    • Без разметки. В этом случае обочина отличается типом покрытия (например, она отсыпана щебнем).
    • С разметкой. В этом случае покрытие не имеет значения, то есть обочина может быть и асфальтированной, и отсыпанной щебнем, и грунтовой.

    Два варианта обочины приведены на следующем рисунке:

    Также нужно помнить и о том, что обочина входит в состав дороги:

    “Дорога” – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    Кто может двигаться по обочине?

    Рассмотрим пункты правил дорожного движения, разрешающие движение по обочине.

    Пешеходы

    4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.

    Пешеходы могут двигаться по обочине, если на дороге нет тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.

    Велосипедисты

    24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
    .
    по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

    Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.

    Водители мопедов

    24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.

    Гужевые повозки

    25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Гужевые повозки и животные имеют право двигаться по обочинам не создавая помех пешеходам.

    В каком направлении двигаться по обочине?

    Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.

    Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

    В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

    9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 – 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

    Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

    1. В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
    2. Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
    3. По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
    4. По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.

    Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.

    Выезд на обочину для остановки

    Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

    12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре.

    Автомобиль может выехать на обочину для остановки. При этом он может пересечь сплошную линию разметки, которая отделяет обочину:

    1.2 – обозначает край проезжей части;

    Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

    То есть остановиться можно как на обочине без разметки, так и на обочине с разметкой:

    Выезд на обочину при развороте

    Рассмотрим пункт 8.8 ПДД:

    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Итак, при развороте вне перекрестка водитель может начать маневр с обочины, если ширины проезжей части ему не хватает:

    Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину. То есть если обочина выделена только конструктивно (другим покрытием), то начать разворот с нее можно. Если же она отделена разметкой, то выехать на нее при начале разворота нельзя.

    Штраф за выезд на обочину в 2021 году

    Наказание за движение по обочине предусмотрено частью 1 статьи 12.15 КоАП:

    1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней –

    влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

    То есть за езду по обочине водитель получит штраф 1 500 рублей. При этом штраф может быть зафиксирован как сотрудниками ГИБДД, так и автоматическими камерами.

    Размер штрафа не зависит от того, в каком регионе совершено нарушение. То есть и выезд водителя на обочину на МКАД в Москве и выезд на грунтовую обочину в далекой деревне повлечет один и тот же штраф – 1 500 рублей.

    Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50%:

    В заключение хочу отметить, что движение автомобиля по обочине при объезде пробки является довольно опасным маневром и несет опасность для других участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мопедов, пешеходов). И если водитель допустит наезд, то его ждет куда более суровое наказание за причинение вреда здоровью (до 15 лет лишения свободы). Так что не стоит ездить по обочинам.

    Опасный маневр: почему нельзя «обгонять» справа

    Начнем с того, что «обгонять» справа у вас не получится. По определению. Ведь обгон обязательно сопровождается выездом на полосу встречного движения, а справа – разве что обочина. Так что данный маневр называется опережение. Только выполнять его крайне нежелательно. И вот почему.

    Читайте также:  Как узнать закончился ли срок лишения прав

    Понятие «обгон справа» в российских Правилах дорожного движения действительно было. До 20 ноября 2010 года обгонять справа разрешалось только в случае, когда транспортное средство перед вами приступило к повороту налево. В остальных ситуациях обгонять разрешалось только слева.

    В 2010 году определение обгона дополнили обязательным выездом на «встречку» и возвращением обратно в свой ряд, поэтому правило относительно обгона справа утратило свое действие. Теперь этот маневр называется опережением и не карается никакими штрафами (если, конечно, в процессе не нарушаются другие пункты ПДД). Однако, опережение справа таит в себе множество опасностей.

    ПДД: нарушить или нет?

    Для начала отметим, что опережение справа может быть выполнено двумя способами.

    Если дорога многополосная, то водитель может перестроиться на более правую полосу движения, прибавить скорость и объехать впереди едущее транспортное средство. В данном маневре никакого нарушения нет, если дело происходит на городских дорогах. А вот вне населенных пунктов необходимо всегда придерживаться крайней правой полосы, если дорога не сильно загружена, занимая более левую только для опережения, поворота налево или разворота.

    Второй вариант опережения справа – «любимый» членами движения «СтопХам» выезд на обочину или тротуар. Только водитель, выезжающий на часть дороги, предназначенную для пешеходов, почему-то не думает, что может столкнуться с ними лицом к лицу. А если движение происходит на высокой скорости, то они могут пострадать и даже погибнуть. И все потому, что кто-то чересчур хитрый решил доехать до пункта назначения как можно скорее, нарушая все возможные правила.

    Впрочем, наказание неизбежно. Сейчас на российских дорогах установили столько камер, отлавливающих не только за нарушение скоростного режима, но и за неправильное расположение транспортного средства. Так что «попасть» за езду по обочине – раз плюнуть. В «письме счастья» ждите счет на 1500 рублей за проезд по обочине или 2000 рублей – за проезд по тротуару, велосипедной или пешеходной дорожке.

    Когда опасность – твое второе имя

    Пресловутый «обгон» справа опасен не только штрафами, но и вероятным созданием аварийной ситуации. Начнем с того, что руль на автомобилях находится преимущественно слева, а значит, видимость справа довольно ограничена. «Выныриваете» вы резко из-за впереди едущей машины, а тут другие автомобили припаркованы на обочине или возле тротуара. Вы и среагировать не успеете, как капотом упретесь в ближайший бампер. Да и пешеход может неожиданно выскочить прямо перед вами.

    Кроме того, впереди едущий автомобиль может просто не обратить на вас внимания и не предугадать ваш маневр, ведь все привыкли, что обгон или опережение в 99% совершается слева. И что вы будете делать, если он решит поворачивать направо или просто перестроиться поправее? Поэтому опережать машины с правой стороны необходимо предельно осторожно. Безопасно совершить маневр под силу даже не каждому опытному водителю.

    Как безопасно совершить опережение справа

    Если необходимость опережения с правой стороны все же есть, то совершать маневр нужно с осторожностью и не нарушая Правил дорожного движения.

    В первую очередь необходимо оценить ситуацию на дороге и понять, что данный маневр разрешен ПДД. Обратите внимание на дорожные знаки и разметку, убедитесь в отсутствии остановок общественного транспорта, боковых выездов, а также припаркованных справа автомобилей или собирающихся перебегать дорогу пешеходов.

    Определите состояние дорожного полотна – ведь есть большая разница обгонять по сухому или мокрому асфальту. Что уж говорить о гололеде. А если впереди большая лужа? Неверные оценки могут привести к потере управления, возможной аварии или съезду в кювет.

    Не забывайте о поворотниках, а также о соблюдении дистанции (в том числе и боковой) во время совершения опережения.

    Если есть хоть какие-то сомнения об успешном выполнении маневра, от опережения лучше отказаться.

    Кстати, если вы оказались на месте обгоняемой машины, то не препятствуйте завершению начатого действия, даже если водитель выполняет его с нарушениями Правил дорожного движения. Резкие перестроения и звуковые сигналы наоборот могут спровоцировать ДТП. И вина, скорее всего, будет лежать именно на вас.

    Будьте аккуратны и подключайте голову во время езды за рулем!

    Штрафы ГИБДД

    Полная информация о сроках и размерах наказания за нарушения ПДД

    Можно ли обгонять справа?

    • 1 Какие существуют санкции по данным манёврам
    • 2 Обгон: особенности
    • 3 Опережения и объезды
    • 4 В каких случаях запрещен манёвр
    • 5 Когда разрешен обгон справа
    • 6 Итоги
    • 7 Видео по теме:

    В России за 2019 год произошло около 133 тысячи ДТП, в которых 171 тысяча человек получили разного рода травмы, а 13 тысяч погибли. Все эти цифры обоснованы нарушением водителями ПДД. К сожалению, никому не удастся вернуть жизни невинных людей, которые оказались не в то время, не в том месте. Одной из причин ДТП является недобросовестное выполнение обгонов. Нужно разобрать правила обгона, чтобы обезопасить дороги общего пользования.

    Какие существуют санкции по данным манёврам

    За нарушения правил проведения данных манёвров существуют наказания в виде штрафа или лишения водительского удостоверения. Самые лояльные наказания предусмотрены в КоАП для опережений и объездов. Согласно ч.1.1. и ч.3 12.15 КоАП РФ для таких манёвров установлен штраф от тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Например, за езду по обочине или наезд на пешеходную зону придется внести 1500 рублей.

    Если материальное взыскание не погашается в отведенный период времени, дело передается приставам. Это увеличивает размер задолженности вдвое. Есть также вероятность получения скидки. Для смягчения наказания нужно внести средства по штрафу в течение 20 дней с момента его получения. Таким образом, размер взыскания за езду по обочине снизится до 750 рублей.

    В случае обгона, согласно ч.4 и ч.5 12.15 КоАП РФ, установлено две санкции: штраф в размере 5 тысяч рублей и лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев по ч.4 и на срок один год по ч.5. Такая ответственность применима, например, за наезд на сплошную при совершении маневра.

    Обгон справа будет наказываться как езда по обочине или по тротуару, согласно ч.1 и ч.2 12.15 КоАП, в данных случаях штраф не превышает двух тысяч рублей, в то время как за обгон слева водитель может получить сумму больше.

    Стоит указать, что наказание не последует, если водитель проехал по обочине вынужденно. Достаточным основанием для такого действия может выступать наличие на дороге препятствия.

    Обгон: особенности

    Обгон — это опережение одного или более движущихся транспортных средств, сопровождающееся выездом из занимаемой полосы.

    Данный манёвр является одним из самых опасных из практикуемых, так как водитель транспортного средства выезжает на полосу встречного движения. Правилами дорожного движения были специально предусмотрены жесткие требования к совершению манёвра.

    Так, водителю автомашины перед совершением манёвра следует учесть множество факторов. Важнейшими являются оценка скорости обгоняемого и встречного, если он есть, автомобилей, знать технические особенности своей машины, оценка погодных условий и дорожного покрытия, уверенность в правильности действий. В случае с обгоном справа, то данное действие не упоминается напрямую в ПДД.

    Если же возникает срочная необходимость обгона с правой стороны, следует делать это с предельной осторожностью.

    Манёвр справа осуществляется по следующим правилам:

    • удостовериться, что дорожное полотно открыто для совершения манёвра: нет припаркованного транспорта и других помех;
    • обратить внимание на прилежащие дорожные знаки;
    • проверить состояние грунта, край дорожного полотна и погодные условия. В случае каких-либо наездов на бордюр, наледь, влажный грунт, автомобиль может занести — а водитель потеряет управление;
    • соблюсти дистанцию между автомобилями, убедиться, что при возврате на полосу, помех создано не будет.

    Однако не любое опережение — это обгон.

    Опережения и объезды

    Опережение — это вид манёвра, при котором водитель перестраивает свое транспортное средство для последующего обгона другого без выезда на полосу встречного движения.
    Опережение является легким манёвром, не несущим такой жизненной опасности, как обгон. Перестроение осуществляется на полосе попутного движения с более одним рядом для движения, соответственно.

    Нельзя совершать опережение на таких участках, как пешеходная зона, ж/д переезд, мост. Причем во всех случаях нужно убедиться в достаточности обзора.

    Существует два вида опережения:

    1. без смены полосы движения, когда автомобиль обгоняет другие транспортные средства своей скоростью;
    2. с выездом на соседнюю полосу движения, которая не является встречной.

    Объезд — манёвр, при котором транспортное средство выезжает из своей полосы движения, если движение по прошлой полосе движения невозможно.

    Манёвр называется объездом, если автомашина меняет полосу движения по причине того, что полоса заблокирована для дальнейшего движения. В остальных случаях манёвры расцениваются как обгон или опережение.

    В каких случаях запрещен манёвр

    Водитель, намеривающийся совершить обгон, должен понимать, что подобные перестроения не всегда возможны.

    Манёвр запрещен в следующих случаях:

    • имеется знак «обгон запрещен»;
    • автомобиль спереди мешает совершить манёвр;
    • водитель не имеет уверенности в совершении манёвра;
    • автомобиль сзади совершает тот же манёвр.

    Человеку за рулем запрещено идти на риски только потому, что он куда-либо спешит или автомобиль впереди медленно едет. Принимать нужно правильные и взвешенные решения, которые не создадут аварийную ситуацию.

    Обгоны справа также запрещены в следующих местах:

    • на пешеходных переходах;
    • в тоннелях;
    • на перекрестках со светофором;
    • на мостах и путепроводах, под ними;
    • на ремонтируемом отрезке дороги, при плохой видимости;
    • на железнодорожном переезде и в ста метрах от него.

    Когда разрешен обгон справа

    Пункт 10.4 ПДД регламентирует обязанность водителя вне НП передвигаться только в крайней правой. Левую разрешено занимать только при необходимости обгона. Это правило аннулируется только в черте города или иного другого НП.

    Стоит указать, что недопустим обгон права, но опережение разрешено. Однако выполнять такой маневр можно только с использованием полосы для ТС. Обгон по обочине запрещен в соответствии с пунктом 9.9 Правил.

    По обочине могут передвигаться только велосипедисты и собственники мопедов. Причем велосипедисты должны достичь возраста 14 лет. Также при наличии специальных дорожек использовать обочину нельзя и этим участникам движения.

    Если же дорога имеет всего две полосы и отличается высокой загруженностью, водитель не должен менять полосу. Нужно двигаться в общем потоке до того момента, пока полоса не освободится.

    Не лишним будет напомнить о безопасности обгона справа при неблагоприятных погодных условиях. При влажном покрытии дороги или тумане лучше снизить скорость и проявить повышенную бдительность.

    Итоги

    Обгон справа, а точнее опережение по обочине, также опасен, как и обгон слева. Одной из опасности может быть внезапный поворот обгоняемого транспорта направо, что может привести к аварийной ситуации.

    Обгон справа в любом случае является прямым нарушением ПДД. Несмотря на относительно небольшой штраф, не стоит пренебрегать правилами. Лучше совершить правильный манёвр, чем нарушить ПДД и подвергнуть людей риску.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *