Прием директора: запись в трудовой книжке (образец)

Трудовая книжка при оформлении гендиректора на работу

Трудовая книжка содержит данные о трудовой деятельности любого сотрудника, генерального директора, в том числе. Одной из функций трудовой является фиксация трудового стажа, что важно для начисления пенсии.

Также руководитель компании наделён большой ответственностью и большими полномочиями, которые он может осуществлять без подтверждающего документа в виде доверенности. Поэтому прием на работу в этом случае необходимо проводить по всем правилам.

Все дело в том, что в случае ошибки привлечение к ответственности или взыскание с не оформленного директора будет произвести сложно.

Порядок прекращения правоотношений с генеральным директором рассмотрен в этом видео:

Оформление на службу для данной вакансии требует предоставления следующих документов со стороны работника:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом об образовании;
  • личное дело с автобиографией. Тут можно узнать, по каким принципам и правилам составляется автобиография на работу;
  • свидетельства о браке и рождении детей.

Зачастую в личное дело вкладывают характеристику с предыдущего места работы и имеющиеся знаки отличия (рекомендации, дипломы о дополнительном образовании, награды и т.д.).

После оформления новоиспеченному руководителю нужно заполнить специальный бланк (форма р14001). Данный документ составляется для ФНС и содержит личные данные генерального директора, которые передаются для хранения в ЕГРЮЛ.

Здесь содержится подробная пошаговая инструкция по заполнению формы р14001.

Важным моментом является то, как был выбран и назначен генеральный директор на должность:

  • Назначение приказом (приказ о назначении генерального директора). В этом случае к пакету документов прилагается тот самый приказ, который издается руководителем на самого себя.
  • Постановлением соучредителей. За установлением основания следует издание приказа о приеме на работу. В крупных компаниях требуется второй приказ — о вступлении генерального директора на должность. Второй документ необходим для внутренней деятельности корпорации и сведения о нем не прописываются в трудовой.
  • Переводом. В случае перехода из компании в компанию ко всем документам прилагается заявление на увольнение с предыдущего места работы и приказ о назначении на должность в новой фирме.


Оформление на службу для данной вакансии требует предоставления следующих документов со стороны работника:

Как правильно записать в трудовую книжку приём на работу генерального директора компании?

Генеральный директор является таким же наёмным работником, как и любой рядовой сотрудник (кроме случаев, когда директор является единственным участником или акционером). Но первые руководители обладают определённым правовым статусом. К особенностям правового положения относится и порядок занятия должности.

  • Особенности трудоустройства генерального директора
  • Порядок внесения записи о трудоустройстве

В любом случае решение принимается коллегиальным органом путём голосования, причём возможно выставление нескольких кандидатур, из которых побеждает набравший наибольшее количество голосов.

Нюансы приёма на работу директора

Работнику достаточно лишь подать заявление о трудоустройстве, на этом этапе особенности заключаются лишь в личностных и социальных качествах. По результатам собеседования и после согласования и выбора его кандидатуры, его могут принять.

Но для этого в ТК соискателя должен быть зафиксирован соответствующей записью факт увольнения. Без него приём на должность осуществиться не может. Следующий этап будет зависеть от того, кто является работодателем директора:

  • муниципалитет;
  • он сам;
  • соучредители.

Кроме этого, важным окажется – выборная ли данная должность или лицо назначается приказом руководства более высокого уровня. В зависимости от этих факторов должен работать алгоритм дальнейших действий, который может заключаться:

  1. В простом принятии приказом.
  2. В аналогичном издании приказа на самого себя.
  3. В постановлении соучредителей.

После установления основания, издаётся приказ о приёме на работу и производится запись в трудовую. Имейте в виду, что после приказа о приёме на работу для крупных предприятий, где директор избирается решением или голосованием, необходимо издать второй приказ – о его вступлении в должность.

При последующем получении другого образования, производится внесение образования в трудовую книжку.

Как сделать запись в трудовой книжке генеральному директору — образец принятия на работу на основании протокола:

Запись в трудовой книжке о приеме генерального директора — образец принятия на основании двух протоколов:

  • порядкового номера записи;
  • даты;
  • приказа о назначении.

Примеры заполнения бумажной трудовой книжки

Записи в бумажную трудовую книжку вносятся на основании приказа или распоряжения руководителя и должны соответствовать правилам, установленным законодательством. СБИС подскажет, что записать в трудовой при приеме, .

Рассмотрим на примере кадровых ситуаций, как оформляются записи в бумажной трудовой книжке.

Записи в бумажную трудовую книжку вносятся на основании приказа или распоряжения руководителя и должны соответствовать правилам, установленным законодательством. СБИС подскажет, что записать в трудовой при приеме, .

Как правильно заполнять трудовую книжку директора (прием/ увольнение)?


Соответственно, запись о приеме директора может выглядеть так: Назначен на должность генерального директора. В графе 4 указывается наименование и реквизиты документа, на основании которого внесена запись, например, Приказ от 21.11.2012 № 1-к. (подробнее смотрите п. 2 ответа, а также п.4 ответа, где представлен фрагмент трудовой книжки). Формулировка записи об увольнении будет зависеть от того, по какому основанию увольняется директор.

Но в любом случае в графе №4 делается ссылка на решение собственников, на основании которого увольняется генеральный директор (о том, как внести запись об увольнении в трудовую книжку, смотрите п.3 ответа).

Подробности в материалах Системы:

  • Ответ: Запись о приеме на работу

Запись о приеме на работу сделайте так.

В графе 3 раздела вначале в виде заголовка укажите полное и сокращенное название организации. Под этим заголовком в графе 1 поставьте порядковый номер, а в графе 2 укажите дату приема на работу.


Первое затруднение – это формулировка записи.

Прием директора: запись в трудовой книжке (образец)

В ОАО избран генеральный директор.
Как правильно внести запись в трудовую книжку:
– в графе 3 – “Избран на должность генерального директора”, в графе 4 – “Протокол Совета директоров от. “;
– в графе 3 – “Принят на должность генерального директора”, в графе 4 – “Приказ от. “?

Руководитель организации является ее работником, и на него распространяется действие трудового законодательства (ст. 11, гл. 43 ТК РФ).
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, в частности, в результате избрания на должность.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об АО) генеральный директор (директор) является единоличным исполнительным органом общества, который осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
В соответствии с п. 3 ст. 69, пп. 8 п. 1 ст. 48, пп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В рассматриваемом случае, судя по вопросу, избрание и прекращение полномочий генерального директора отнесены уставом к компетенции совета директоров. В этом случае факт избрания физического лица руководителем ОАО фиксируется в протоколе заседания совета директоров (п. 4 ст. 68 Закона об АО).
Договор с лицом, избранным директором, от имени общества подписывается председателем совета директоров или лицом, уполномоченным советом директоров (п. 3 ст. 69 Закона об АО).
На основании заключенного трудового договора работодатель обязан издать приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, который объявляется ему под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ст. 68 ТК РФ). Унифицированная форма приказа о приеме работника на работу N Т-1 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является основной.
Поскольку в отношении руководителей организаций никаких специальных норм на этот счет нет, полагаем, что приказ о приеме генерального директора должен быть издан по унифицированной форме N Т-1, а запись в трудовую книжку должна быть внесена по общим правилам ведения трудовых книжек.
Порядок заполнения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее – Правила), а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее – Инструкция).
Согласно п. 3.1 Инструкции в графе 3 раздела “Сведения о работе” делается запись о принятии или назначении. Других вариантов записи (например об избрании) Инструкция не предполагает. В Правилах нет норм о том, как заполнять графу 3. В рассматриваемом случае назначения на должность не происходит, поэтому в графу 3 следует внести запись о принятии на соответствующую должность.
В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
А вот пункт 3.1 Инструкции позволяет в графе 4 раздела “Сведения о работе” трудовой книжки указывать дату и номер не только приказа (распоряжения), но и иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.
Тем не менее Правила как нормативный документ, принятый на уровне Правительства РФ, обладают более высокой юридической силой, чем Инструкция. Поэтому считаем, что наиболее правильным является указание в графе 4 именно приказа о приеме на работу.
С учетом же п. 3.1 Инструкции не будет, на наш взгляд, нарушением, если помимо приказа будут указаны реквизиты протокола заседания совета директоров ОАО.
Таким образом, по нашему мнению, при приеме на работу генерального директора ОАО в его трудовой книжке в графе 3 следует сделать запись: “Принят на должность генерального директора”. В графе 4 следует указать реквизиты приказа о приеме на работу и (факультативно) реквизиты протокола заседания совета директоров ОАО об избрании лица единоличным исполнительным органом.
Однако существует мнение, что роль приказа в ситуации с избранием руководителя организации выполняет протокол. Если запись в трудовую книжку о приеме на работу заносится на основании протокола заседания совета директоров об избрании единоличного исполнительного органа, то в графу 3 должна быть перенесена формулировка, указанная в протоколе, а именно: директор “избран”, а термины “принят” либо “назначен” применению не подлежат (смотрите статью “Оформление трудовых отношений с генеральным директором” // Е. Диркова, “Бухгалтерия и кадры”, N 11, ноябрь 2008 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Авдейкина Алевтина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна

24 августа 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Руководитель организации является ее работником, и на него распространяется действие трудового законодательства (ст. 11, гл. 43 ТК РФ).
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, в частности, в результате избрания на должность.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об АО) генеральный директор (директор) является единоличным исполнительным органом общества, который осуществляет руководство текущей деятельностью общества.
В соответствии с п. 3 ст. 69, пп. 8 п. 1 ст. 48, пп. 9 п. 1 ст. 65 Закона об АО образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В рассматриваемом случае, судя по вопросу, избрание и прекращение полномочий генерального директора отнесены уставом к компетенции совета директоров. В этом случае факт избрания физического лица руководителем ОАО фиксируется в протоколе заседания совета директоров (п. 4 ст. 68 Закона об АО).
Договор с лицом, избранным директором, от имени общества подписывается председателем совета директоров или лицом, уполномоченным советом директоров (п. 3 ст. 69 Закона об АО).
На основании заключенного трудового договора работодатель обязан издать приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, который объявляется ему под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ст. 68 ТК РФ). Унифицированная форма приказа о приеме работника на работу N Т-1 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.
Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, если работа в этой организации является основной.
Поскольку в отношении руководителей организаций никаких специальных норм на этот счет нет, полагаем, что приказ о приеме генерального директора должен быть издан по унифицированной форме N Т-1, а запись в трудовую книжку должна быть внесена по общим правилам ведения трудовых книжек.
Порядок заполнения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее – Правила), а также Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 (далее – Инструкция).
Согласно п. 3.1 Инструкции в графе 3 раздела “Сведения о работе” делается запись о принятии или назначении. Других вариантов записи (например об избрании) Инструкция не предполагает. В Правилах нет норм о том, как заполнять графу 3. В рассматриваемом случае назначения на должность не происходит, поэтому в графу 3 следует внести запись о принятии на соответствующую должность.
В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
А вот пункт 3.1 Инструкции позволяет в графе 4 раздела “Сведения о работе” трудовой книжки указывать дату и номер не только приказа (распоряжения), но и иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу.
Тем не менее Правила как нормативный документ, принятый на уровне Правительства РФ, обладают более высокой юридической силой, чем Инструкция. Поэтому считаем, что наиболее правильным является указание в графе 4 именно приказа о приеме на работу.
С учетом же п. 3.1 Инструкции не будет, на наш взгляд, нарушением, если помимо приказа будут указаны реквизиты протокола заседания совета директоров ОАО.
Таким образом, по нашему мнению, при приеме на работу генерального директора ОАО в его трудовой книжке в графе 3 следует сделать запись: “Принят на должность генерального директора”. В графе 4 следует указать реквизиты приказа о приеме на работу и (факультативно) реквизиты протокола заседания совета директоров ОАО об избрании лица единоличным исполнительным органом.
Однако существует мнение, что роль приказа в ситуации с избранием руководителя организации выполняет протокол. Если запись в трудовую книжку о приеме на работу заносится на основании протокола заседания совета директоров об избрании единоличного исполнительного органа, то в графу 3 должна быть перенесена формулировка, указанная в протоколе, а именно: директор “избран”, а термины “принят” либо “назначен” применению не подлежат (смотрите статью “Оформление трудовых отношений с генеральным директором” // Е. Диркова, “Бухгалтерия и кадры”, N 11, ноябрь 2008 г.).

Запись о приеме на работу директора ООО образец

При внесении отметку в бланк трудовой директора есть несколько особенностей. Ее основанием может быть не только приказ о приеме, но также решение собственников, протокол собрания учредителей, решение единоличного собственника и т. д.

Также формулировка записи должна в точности соответствовать строке в указанном документе. В результате она может быть сформулирована не только как «Принят на работу», но также, к примеру, «Избран на должность» и т. д.

№ записиДатаСведения о приеме на работу, переводу на другую работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и со ссылкой на статью, пункт закона)Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись
ЧислоМесяцГод
1234
Общество с ограниченной ответственностью «Краска» (ООО «Краска»)
1018072020Принят на должность генерального директора.Приказ №1-К от 18.07.2020

ТК устанавливает, что работодатель должен оформлять трудовую на каждого сотрудника, проработавшего у него больше пяти дней. Если трудовая для этого работника открывается впервые, то сделать это необходимо в недельный срок с момента приема.

Запись в трудовую о назначении директора

У многих работодателей есть вопросы, которые напрямую связанны с записями в трудовой книжке, когда это касается приема на работу руководящих сотрудников фирмы, а именно генерального директора. Мы рассмотрим все нюансы того, как подобная запись должна производиться правильно.

Читайте также:  Правила разворота на всех видах перекрестков

Изначально, чтобы разобраться во всех нюансах заполнения трудовой книжки, когда на работу берут генерального директора, нужно знать порядок оформления таких документов как, трудовой договор и приказ о приеме на работу.

Эта необходимость возникает потому, что в оформлении этих бумаг также есть свои особенности.

Как правильно оформлять трудовой договор: прием на работу генерального директора

Обычный рабочий при приеме на любую работу должен написать заявление с соответствующей просьбой на имя работодателя или руководителя фирмы. Но для директора такого правила не существует. Его берут работать на основании такого документа, как протокол о назначении данного человека на должность руководящего работника – генерального директора. Этот протокол подписывается учредителем этой фирмы. Что же делать в случае, когда будущий гендиректор и есть сам учредитель? Этот человек подписывает протокол о своем назначении на руководящую должность самостоятельно.

В этом договоре записывается:

  1. ФИО будущего генерального директора.
  2. Данные из паспорта.
  3. ИНН.
  4. Номер пенсионного страхового свидетельства.
  5. Адрес прописки.
  6. Адрес места проживания.

Когда генерального директора берут на работу в АО, то договор с соискателем подписывает председатель совета директоров, а также это может сделать представитель, уполномоченный одним из названных руководящих органов – Закон об АО, статья №69, пункт 3.

Когда на работу гендиректора берут в ООО, то данный договор с соискателем может быть подписан кем-то из названных лиц – Закон об ООО, статья №40, пункт 1:

  1. Председателем общего собрания всех участников ООО, на котором этот руководящий работник избирается.
  2. Участником ООО, уполномоченным общим решением этого собрания.
  3. Председателем совета директоров ООО.
  4. Лицом, которое является уполномоченным решением совета директоров или наблюдательного совета.

Учитывается и тот момент, когда фирма имеет одного собственника. В этом варианте генеральный директор должен назначаться этим единственным собственником-акционером. В том варианте, когда будущий генеральный директор сам и есть учредитель фирмы, то он и подписывает трудовой договор и за себя как за будущего работника, и за себя как работодателя.

Любой из названных документов обязательно заверяется печатью фирмы-работодателя.

Как правильно составить приказ о приеме на работу гендиректора?

Так как трудовой договор работодателя с будущим руководящим работником (генеральным директором) уже заключен, то на его основании нужно оформить унифицированный приказ о приеме на работу данного сотрудника (форма Т-1, которая утверждена Госкомстатом – постановление №1 от 05.01.2004 года). При этом этот документ подписывается тем же лицом (работодателем), которое подписывало и предыдущий документ лицо уполномоченное общим собранием (советом директоров) или сам принимаемый на работу генеральный директор.

Еще такой нюанс: должен также оформляться еще один приказ, фиксирующий вступление в должность данного руководящего работника – письмо №5205-6-0 Роструда, от 19.12.2007 года. В этом документе указываются следующие сведения:

  1. С какой даты генеральный директор вступает в свою должность.
  2. На основании чего этот руководящий работник имеет право действовать от имени этой фирмы.

Как нужно оформлять трудовую при приеме на работу гендиректора?

Стандартным правилом для всех вновь принятых сотрудников является соответствующая запись в личную трудовую книжку. Для этого в соответствующем документе генерального директора в сведениях о работе следует указать:

  • полное наименование данной фирмы-работодателя;
  • ее сокращенное наименование.

Обязательно проставляется порядковый номер этой записи, вписывается дата, когда гендиректор был принят на данную должность в этой фирме.

Третья графа содержит непосредственно саму запись о приеме на эту работу владельца книжки. Также нужно сделать ссылку на унифицированный приказ о приеме на работу данного сотрудника (это и есть основание для его будущей рабочей деятельности). Еще прописываются реквизиты решения уполномоченного органы фирмы-работодателя о соответствующем назначении – письмо №2894-6-1 Роструда от 22.09.2010 года.

Любой из названных документов обязательно заверяется печатью фирмы-работодателя.

Кто увольняет гендиректора ООО?

Руководитель организации выступает исполнительным органом, представляющим ее интересы и управляющим текущей деятельностью. Решение об увольнении генерального директора принимают:

  • владелец активов — в учреждении или унитарном предприятии;
  • общее собрание учредителей, совет директоров — в ООО или АО.

На основании принятого решения и протокола (составленного на собрании) запускается стандартная процедура увольнения:

  1. издается приказ;
  2. вносятся записи в личную карточку сотрудника и трудовую книжку;
  3. производится расчет и выдача рабочей документации;
  4. обязательно сообщаются сведения об изменениях в контролирующие органы — в течение 3 дней после назначения нового директора.

Расторжение трудовых с руководителем возможно как на общих основаниях, регламентированных ст. 77 ТК РФ, так и на дополнительных (ст. 278 ТК РФ). Последние касаются непосредственно директора.

Основаниями для увольнения директора могут выступать:

  • собственное желание (ст. 280 ТК РФ) — о своем решении руководитель заявляет за 1 месяц до ухода;
  • согласие сторон — заключается соглашение об условиях расторжения договора (например, оговаривается размер «отступных»);
  • решение учредителей, согласно п.2 ст. 278 ТК — при этом собственники вправе не сообщать причину расторжения срочного или бессрочного контракта (п.9 Постановления Пленума ВС РФ №21 от 02.06.15);
  • проведение процедуры банкротства, назначение на место директора конкурсного управляющего (п.1 ст. 278 ТК);
  • недостаточность квалификации, несоответствие профнавыков должности;
  • некомпетентность, нанесение в результате действий или бездействия руководителя вреда экономической деятельности организации, здоровью сотрудников;
  • нарушение дисциплины (прогул, пьянство на рабочем месте, хищение и нанесение урона имуществу, составление подложной документации и так далее);
  • ликвидация организации — о закрытии руководителя уведомляют не менее чем за 2 месяца;
  • нежелание перевода на работу в другую местность при переезде организации;
  • смена владельца имущества предприятия;
  • завершение периода трудового контракта — о его завершении руководителя оповещают минимум за 3 дня;
  • ухудшение состояния здоровья гражданина (медпоказания), его отказ от перехода на иную должность с облегченными условиями работы.

Также нельзя расторгать договор, если руководитель — беременная женщина (ст. 261 ТК РФ). В этих случаях разрешено увольнение только в результате ликвидации организации.

  1. Инициатором расторжения договора вправе выступать и сам генеральный директор фирмы, который за месяц обязан предупредить учредителей о своем желании (ст. 280 ТК РФ). Собственникам направляется соответствующее заявление (заказным письмом с уведомлением о получении).
  2. Далее собирается совет учредителей по вопросу о досрочном снятии полномочий с руководителя, назначении преемника (можно ли уволить директора без назначения нового?). В результате выносится решение, составляется протокол — это становится основанием увольнения.
  3. Далее издается приказ, соответствующие записи вносятся в личную карточку и трудовую книжку руководителя.
  4. Спустя период отработки (стандартно — 1 месяц, если не предусмотрено иное), с директором производится расчет, ему выдается рабочая документация, информация об изменениях передается в контролирующие органы.

Даже при несогласии учредителей с увольнением директора, они не должны препятствовать его решению. После уведомления собственников об уходе руководитель вправе сложить с себя полномочия, отработав обозначенный законом срок.

Если руководитель выступает единственным учредителем, процедура увольнения упрощена. Согласно ст. 273 ТК РФ, специальные правила Трудового кодекса об увольнении руководителей компаний на такого сотрудника не распространяются.

Образец записи в трудовую книжку генерального директора при приеме на работу

Порядок трудоустройства директора зависит от того, какое количество у предприятия учредителей. Если учредитель один – он составляет самостоятельно заявление по собственной кандидатуре, причем пишет его на свое имя.

Правила заполнения авансового отчета для командировки описаны тут.

При наличии нескольких собственников, производится оформление решения или протокола. В таком документе должно отражаться решение всех членов собственничества, а также документ подписывается всеми участниками собрания.

Порядок здесь следующий:

Если на предприятии нет данной службы – такая запись не может быть внесенной. И в результате основанием для назначения второго поста для директора может служить исключительно приказ, который подписывается руководителем предприятия, которое является для генерального директора основным рабочим местом.

Особенности западной традиции права

Глава 1. Феномен ius commune в правовой науке и праве Западной Европы XI–XVIII вв.

Европа – не дикорастущий плод, не географическая или природная данность, а результат истории.

Кристофер Доусон, 1935

Особенности западной традиции права

Право принято считать одной из важнейших составляющих цивилизованных обществ прошлого и настоящего, в значительной мере определяющих их идентичность. Несмотря на нескончаемые споры о критериях цивилизаций, большинство ученых признают существование самостоятельной западной, или атлантической цивилизации, ядро которой составляют страны Западной Европы (включая Британские острова) и Северной Америки.

Главными особенностями западной цивилизации в духовной сфере называют античное культурное наследие, христианство (католическая и протестантская конфессии), разделение духовной и светской власти, социальный плюрализм, представительные органы публичной власти, индивидуализм и, конечно, ведущую роль права.

Некоторые ученые-компаративисты пытаются отстаивать идею всемирного права с едиными историческими корнями, одной общей судьбой и общей целью, едиными ценностями и общими инструментами регулирования отношений между людьми. Но даже такие энтузиасты признают, что всемирное право теряется в многоцветии правовых систем, народы мира не видят и не чувствуют его. Гораздо чаще исследования культурологического и сравнительно-правового характера приводят к выводу о том, что в незападных обществах праву или придают значительно меньшую ценность по сравнению с Западом или, признавая важность права, понимают его иначе. К последней группе относят страны мусульманского мира и Индию, где право понимается прежде всего как идеальная система, поддерживающая и охраняющая общественный порядок. Первую группу образуют страны Дальнего Востока и Африки. «Здесь под сомнение поставлена сама ценность права и большая часть населения живет в соответствии с традициями, мало похожими на право в западном смысле»2.

2 Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1999. С. 25–28. 3 Берман Г. Западная традиция права. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 25–27.

Влияние западной цивилизации на страны, население которых веками было скептически настроено к праву, нередко приводит к принятию законов и иных атрибутов западного права, возникновению правовой науки, сравнительного правоведения и профессионального юридического образования. Но появление внешних атрибутов западного права не означает принятие западных духовных ценностей, заложенных в праве.

Сказанное о современном мире в еще большей степени верно для исторической перспективы. Влияние западной модели права связано прежде всего с технологическим превосходством стран западной цивилизации и их активной колониальной политикой начиная с XVI в. Апогей этого влияния пришелся, по всей видимости, на XIX – первую половину XX в. К этому времени западное право пережило несколько веков непрерывной эволюции, в ходе которой сформировались его основные черты.

Английский историк культуры Кристофер Доусон, отвечая на вопрос «что такое Европа?», пришел к выводу о необходимости искать ответ в эпохе Средневековья: «Средневековый мир – это мир наших не столь далеких предков, мир, из которого мы выросли и который определил наше национальное существование». В развитие тезиса о значении средневековой культуры для современного духовного единства Европы известный американский историк права Гарольд Берман связал возникновение западной традиции права с периодом развития народов Западной Европы конца XI – начала XIII в. Прежде право у этих народов не было четко отграничено от других социальных регуляторов (нравы, традиции, религия, мораль и др.) и видов интеллектуальной деятельности (богословие, ораторское искусство), а также не располагало особым понятийным аппаратом. И только в эпоху зрелого Средневековья, по мнению Бермана, складываются следующие основные черты западной традиции права:

• обособленность права от прочих социальных институтов;

• наличие профессионального слоя людей, занимающихся правовыми институтами;

• необходимость специального образования для профессиональной юридической деятельности;

• существование особой науки о праве, дополняющей и развивающей правовые институты;

• представление о законе как о единой системе, развивающейся во времени;

• способность правовых институтов и науки права к развитию и изменению;

• превосходство права над публичной властью (силой);

• плюрализм юрисдикций и правовых систем на территории стран западной традиции;

• сложное сочетание эволюции и революционных преобразований в развитии западного права3.

Перечисленные признаки помогают лучше представить значение права как социального регулятора, позволяющего направлять поведение лиц и разрешать межличностные конфликты на основе рациональных процедур с предсказуемым решением. Рациональность и предсказуемость существенно отличают право народов Западной Европы по сравнению с порядками их предков в раннее Средневековье. Схематично разница между правом до и после XII в. представлена в табл. 1.1.

Перечисленные особенности права западноевропейских народов до утверждения его рациональной модели не означают, что первое «хуже» или «примитивнее» по сравнению с последним. Обычное право достаточно долго оказывало эффективное воздействие на общество: до тех пор пока сохранялись традиционный уклад, натуральное хозяйство и вера в деятельное участие богов в повседневной жизни. Подъем городского хозяйства с цеховым производством, развитие отношений экономического обмена между городом и деревней, а также между городами, активизация международной торговли в зрелое Средневековье означали постепенное разрушение прежнего общественного уклада и появление отношений, неурегулированных обычным правом. Неприспособленность традиционного обычного права для регулирования новых, динамичных общественных отношений и наличие альтернативы в виде рационального права профессиональных юристов – наиболее вероятные причины постепенного вытеснения первого вторым. Возможность выделить основные признаки западной правовой традиции не означает отсутствия различий между правом отдельных западных обществ. Правовой ландшафт Западной Европы XII–XVIII вв. оставался настолько пестрым, что у историков права есть веские основания усомниться в целесообразности группировки на макроуровне. Действительно, исторически территория Западной Европы разделялась на множество регионов, внутренние связи которых были гораздо сильнее внешних.

Речь идет о таких «субрегионах» Западной Европы, как Южная, Центральная, Северная Европа и Британские острова. Общность Южной, или Средиземноморской, части Западной Европы основывалась на культурном наследии Западной Римской империи и достаточно прочных морских торговых путях. Центральная Европа выделялась благодаря этническому преобладанию германских племен в землях к западу от Рейна (и до славянских территорий на востоке), подвергшихся крайне слабому влиянию романской культуры. Народы Скандинавского полуострова (Северная Европа) в силу географической удаленности вплоть до бурного развития Швеции в XVII в. оставались в стороне от общественно-политической и социально-экономической жизни континентальной Европы. В правовом отношении эта обособленность до сих пор признается учеными, нередко выделяющими особую семью скандинавского права. Наконец, Британские острова, и прежде всего Англия, на землю которой с 1066 г. не ступала нога иноземного завоевателя, предоставляли благоприятные условия не только для автономного, но и интенсивного (в отличие от Скандинавии) развития общественных отношений, влияние народов европейского континента на которые, несомненно, имело место, но никогда не было определяющим.

Каждый из названных «субрегионов» Западной Европы дробился на еще более мелкие области местного права. К концу рассматриваемого в данном пособии периода количество государственных образований на территории Германии можно сопоставить с числом дней в году, а во Французском королевстве, по словам Вольтера, путешественник вместе с почтовыми лошадями менял также право.

И все же основное «юридическое» деление Западной Европы с XII в. проходило не между романизированными южными и германизированными северными землями, не между регионами католических и протестантских обществ, а между народами континентальной и островной Западной Европы. Право западной цивилизации с эпохи зрелого Средневековья представлено в мировом масштабе английским общим правом (common law) и правом стран континентальной Европы.

С XIX в. и до настоящего времени данное деление предполагает противопоставление правопорядков, основанных на прецедентном праве (праве, созданном судьями) и на кодифицированных нормативно-правовых актах (принятых законодательной властью для неукоснительного применения в судах). В дидактических целях последнее группируют в рамках романо-германской правовой семьи, несмотря на сохраняющиеся важные различия правопорядков Германии, Франции, Италии, Испании, Нидерландов и других стран этой группы. Английское общее право в результате активной колониальной политики Великобритании в XVIII–XIX вв. распространилось на обширные территории в Северной Америке, Южной Африке, Индии, закрепившись преимущественно в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии (семья общего права).

До эпохи кодификации права XIX в. ситуация была несколько иной. С XII по XVIII в. английскому общему праву на континенте противопоставлялось другое общее право, именуемое латинским термином ius commune. Именно о нем пойдет речь в данном пособии.

Читайте также:  3 НДФЛ нулевая для ИП

• представление о законе как о единой системе, развивающейся во времени;

Западная традиция права: эпоха формирования

Аннотация
В книге дана чрезвычайно интересная, нетрадиционная картина возникновения правовых понятий и правовых учреждений Нового времени, корни которых уходят на девять веков назад, в Папскую революцию. Именно тогда западная церковь отстояла свое политическое, правовое единство и свою независимость от императоров, королей у феодалов. Используя оригинальный подход, автор показывает, как в результате этого переворота родилось западное представление об интегрированных правовых системах, которые сознательно развиваются на протяжении веков и поколений. Книга снабжена указателем.
Для правоведов, историков, философов, а также интеллектуального читателя интересующегося историей западного права

Новости по теме:
Аннерс Э. История европейского права
Ливанцев К. Е. История государства и права средних веков
У истоков финансового права. Т. 1 : Учебник Под ред. А. Н. Козырина
Теория государства и права

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к русскому изданию 8
Предисловие 15
Введение 19
Право и история 28
Право и революция 35
Кризис западной традиции права 48
К социальной теории права 55
Часть I
ПАПСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
1. Предыстория западной традиции права: народное право 61
Племенное право 63
Динамичные элементы в германском праве: христианство
и королевская власть 72
Книги покаяний и их отношение к народному праву 79
2. Истоки западной традиции права в Папской революции 93
Церковь и империя: клюнийская реформа . 95
“Диктаты папы” . 101
Революционный характер Папской революции 106
Социально-психологические причины и последствия Папской
революции . . 112
Возникновение государства Нового времени . . . . . . 118
Возникновение систем права Нового времени 120
3. Происхождение западной юридической науки в европейских университетах . . 124
Юридическая школа в Болонье 127
Программа и метод обучения 131
Схоластический метод анализа и синтеза 135
Отношение схоластики к греческой философии
и римскому праву 136
Применение схоластической диалектики к юридической науке . . 146
Право как прототип западной науки 153
4 Теологические источники западной традиции права 165
Страшный Суд и чистилище 166
Таинство покаяния 171
Таинство причащения 172
Новая теология доктрина искупления Св Ансельма 173
Правовые последствия доктрины искупления 177
Теологические источники западного уголовного права 179
Каноническое уголовное право 183
5. Каноническое право: первая западная система права Нового времени 195
Отношение канонического права к римскому праву 199
Конституционные основания системы канонического права 201
Корпоративное право как конституционное право церкви 209
Ограничения на церковную юрисдикцию 215
6. Структурные элементы системы канонического права 218
Каноническое брачно семейное право 219
Каноническое наследственное право 223
Каноническое право собственности 229
Каноническое договорное право 236
Процедура 241
Систематический характер канонического права 244
7. Бекет против Генриха II: соперничество параллельных юрисдикции 246
Кларендонские постановления 247
Привилегия духовенства и двойная ответственность 249
Церковная юрисдикция в Англии 251
Запретительные ордера 255
Часть II
ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКИХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
8. Концепция светского права 261
Возникновение новых теорий светского /травления и светского права 263
Иоанн Солсберийский ? основатель западной политической науки 264
Теории юристов римского и канонического права 275
Верховенство права 278
9. Феодальное право 281
Феодальный обычай на Западе до XI века 283
Возникновение системы феодального права 288
10. Манориальное право 300
Объективность и универсальность 304
Взаимность прав помещиков и крестьян 306
Коллективное правосудие 307
Интеграция и рост 310
11. Торговое право 315
Религия и возникновение капитализма 318
Новая система торгового права 320
12. Городское право 336
Причины подъема новых городов 338
Происхождение городов Западной Европы 342
Пикардия (Франция) Камбре, Бове, Лан 342
Франция Лорри, Монтобан 346
Нормандия Верней 347
Фландрия Сент-Омер, Брюгге, Гент 348
Германия Кельн, Фрайбург, Любек, Магдебург 349
Англия Лондон, Ипсвич 356
Итальянские города 362
Гильдии и гильдейское право 365
Главные характеристики городского права 367
Город как историческая общность 373
13. Королевское право: Сицилия, Англия, Нормандия, Франция 378
Норманнское Сицилийское королевство 383
Норманнское государство 387
Личность Рожера II 390
Норманнская правовая система 392
Рост королевского права в норманнской Италии 396
Англия 407
Личность Генриха II 410
Английское государство 411
Английское королевское право (“общее право”) 417
Наука английского “общего” права 428
Нормандия 430
Франция 432
Личность Филиппа-Августа 434
Французское государство 435
Французская система королевского правосудия 438
Французское королевское гражданское и уголовное право 444
Французское и английское королевское право в сравнении 448
14. Королевское право: Германия, Испания, Фландрия, Венгрия, Дания 452
Германия 452
Имперское право 453
Личность и мировоззрение Фридриха Барбароссы 457
Императорские статуты мира (Landfrieden) 463
Саксонское зерцало (Sachsenspiegel) 472
Право княжеств 474
Испания, Фландрия, Венгрия, Дания 479
Королевское право и каноническое право 484
Заключение 501
За пределами Маркса, за пределами Вебера 514
Послесловие автора 534
Сокращения 535
Примечания 537
Литература 602
Именной указатель 619

Новости по теме:
Аннерс Э. История европейского права
Ливанцев К. Е. История государства и права средних веков
У истоков финансового права. Т. 1 : Учебник Под ред. А. Н. Козырина
Теория государства и права

Антон Михайлов → К вопросу о становлении западной правовой традиции

Право как самостоятельный социальный институциональный регулятор всегда синтезирует в себе систему отношений (без них это лишь памятник), регулирующих их норм (без них остается лишь традиция или идеология) и систему идей, представлений об этих отношениях в общественном сознании.

Конечными индикаторами произошедшей отдифференциации права от иных социальных норм являются формирование сословия профессиональных практикующих юристов (судей, адвокатов и др.) – носителей юридического мышления, профессиональных правоведов и регулярного юридического образования (университеты, школы-гильдии), ответственных за воспроизводство юридического мышления, и массива юридических текстов, норм и процедур – объективированных форм юридического мышления (Г.Дж. Берман [1] ).

Впервые в истории человечества отдифференцированная правовая система формируется в Древнем Риме: к 253г. до н.э. можно говорить о формировании сословия юристов и о начале публичного преподавания права.

Как известно, римляне были блестящими практиками с высоко организованным инженерным мышлением, ориентированным на внедрение в социальные практики определенных идей в форме доктринальных и легальных конструкций. Если сознание интеллектуальной элиты Древней Греции ориентировалось на философское исследование фундаментальных целей, идей, принципов социального устройства, что нашло яркое выражение в утопиях Платона, и рассматривало право не как самостоятельную науку с собственным предметом и методом, а в качестве «сплава» этики, политики и риторики (Аристотель), то для римских юристов, как и для всего римского общества, «главные цели социального и политического порядка под вопрос не ставились, а система правовых идей была хорошо известна и не нуждалась в длительном обсуждении» [2]. «Идея римского права (гарантированная для человека властью и законом справедливость) перемещает акценты с этических поисков в плоскость управления и организации (справедливость – прерогатива власти), от тонких, но достаточно неопределенных рассуждений в области этики к более грубым, но точно измеренным и гарантированным действиям властных субъектов и подчиненных им судов» [3]. Практический тип римского менталитета закономерно отражался и на характере юридического образования. «Римские юрисконсульты не обсуждали со своими учениками такие базовые понятия, как правосудие, право, правоведение, хотя грекам эти проблемы казались чрезвычайно, даже единственно, важными. Студента сразу погружали в практику, где перед ним раз за разом вставал все тот же вопрос: «Что следует сделать, исходя из представленных фактов?» [4].

В силу эмпирического, казуистического и исключительно практического [5] стиля мышления римских юристов, ими абсолютно не двигало и не могло двигать желание сформировать внутренне непротиворечивую и беспробельную систему базовых понятий, конструкций и институтов, которые бы составили содержание общей части какого-либо кодекса. «Римляне не были ни систематиками, ни историками, ни теоретиками, а исключительно блестящими практиками. Их юриспруденция – это опытная наука единичных случаев, одухотворенная техника, а вовсе не какое-то абстрактное построение /…/ Римляне рассматривают исключительно частные случаи и их проявления, но никогда не предпринимают анализа фундаментального понятия, такого, например, как судебная ошибка. Они скрупулезно различают виды договоров; но понятия договора им неизвестно. Точно так же неизвестна им и теория, – к примеру, правовой ничтожности или оспоримости» [6]. Р. Йеринг чрезвычайно точно и метафорично выразил данное status quo: «История римского права до нашего времени знает только циферблат часов, не имея понятия об их механизме. Она не касается вопроса о скрытой силе, которая приводит в движение стрелку, и донельзя внешняя связь ее историко-юридического материала напоминает систематику счета прачки: сорочки, воротнички, носовые платки, – leges, senatusconsulta, constitutiones principum, etc» [7]. По мнению Дж. Доусона, римские юристы направляли свое внимание в основном «не на теоретический синтез, а на последовательное и упорядоченное разрешение конкретных дел». «Понятия римского права, как и его многочисленные нормы, были привязаны к определенным юридическим ситуациям. Римское право состояло из сложной сети норм; однако они существовали не как интеллектуальная система, а скорее как красочная мозаика практических решений конкретных юридических вопросов» [8].

Таким образом, четко отдифференцированное от иных социальных регуляторов, детально разработанное римское право было основано на практическом мышлении, а римские юристы считали своей основной задачей «обеспечить последовательное и упорядоченное разрешение конкретных дел» [9].

Важнейшей рациональной основой римского права стала аристотелевская логика в «аподиктической» интерпретации стоиков [10] (формальная логика, ставящая акцент не на истинности оснований суждений, а на правилах оперирования ими), положенная в основу римского образования и именно потому повсеместно усвоенная общественным сознанием. В отличие от представителей традиционных культур древности, в силу «имплантации» в общественное сознание поздними стоиками логики Аристотеля, римляне мыслят уже не натурально, а на уровне знакового замещения реальности [11]; реальные субъекты и отношения между ними начинают описываться как термины и как правила отношений между этими терминами [12]; формируются первые логические конструкции, востребованные практикой, а все нормы римского права могут быть уже представлены в виде схемы импликации «если ? то ? иначе». Основой юридического мышления выступила логика Аристотеля, переработанная стоиками таким образом, что основной акцент ставился не на основаниях (принципах), а на правилах логических операций, которые стали восприниматься не только юридическим сообществом, но и римским обществом в целом универсальным основанием построения нормативных конструкций римского права. Вполне обоснованно исследователи утверждают, что римское право – социально адаптированная и воплощенная в практику Аристотелевская логика (Н.Н. Тарасов). Поэтому как в формальной логике правильное производство операций приводит к истинности суждения, так и в профессиональной юриспруденции правильное следование процедурным правилам ведет к получению справедливого результата (т.е. юридическая справедливость – это не «содержательное» соответствие результата правотворческой или правоприменительной деятельности определенной системе ценностей, а беспристрастное, неуклонное следование процедурным правилам правосудия).

Профессиональный слой юристов в Древнем Риме формируется под влиянием ряда факторов. Во-первых, прецедентно-казуистичный характер мышления и юридической практики неизбежно привел к огромному объему правового материала (прежде всего, исковых формуляров) и, тем самым, к необходимости технического обслуживания судебной практики [13] (что представляется абсолютно справедливым и в отношении истории становления общего права Англии). В.М. Розин объясняет значительное количество формул тем, что они являлись своеобразными административными способами разрешения конфликтных ситуаций, которые возникали в судах. «Встав над судом, администратор (претор в римском праве, канцлер позднее в Англии) действовал привычным для себя образом. Во-первых, он старался организовать процесс судопроизводства, то есть установить правила, регламентирующие поведение всех участников судопроизводства в каждом отдельном с точки зрения администратора случае. Во-вторых, претор стремился продемонстрировать справедливость, опять же в административном смысле, то есть определить одинаковые условия для определенных групп населения и для сходных ситуаций. Понятно, что подобный административный уклон в развитии права обусловил как создание большого числа формул и процессов, так и развитие практики, основанной на правиле прецедента» [14].

Во-вторых, по мере возрастания интеллектуальной деятельности специалистов по формированию обобщений, классификаций, типологий они становятся основными и единственными держателями права как некоторого объема информации и правил решения определенных ситуаций. «Главной задачей юрисконсультов было давать юридические консультации преторам, судьям, адвокатам, тяжущимся сторонам, клиентам, желающим участвовать в юридических процедурах» [15]. «Вначале «юрист» – это просто тонкий знаток судопроизводства. Затем – человек, владеющий специальными знаниями (законов, типичных и конфликтных ситуаций, способов их разрешения и т.д.) и специально обученный. Появление профессионального самосознания и разделение труда внутри юридической деятельности – последняя стадия становления юридической профессии» [16]. В итоге длительной эволюции юридической профессии в Риме работы авторитетных юристов становятся основанием для вынесения судебных решений и сначала неофициально, в рамках профессионального сообщества, а затем и официально публичной властью признаются одним из источников права.

Справедливым представляется указание М.Н. Марченко на то, что правовая доктрина как источник права актуализируется в ситуации становления правовых систем или пробела в законодательстве [17]. В историко-правовых текстах указывается, что официальное признание публичной властью доктринальных юридических текстов наиболее авторитетных юристов знаменует собой не начало, а завершающий этап формирования правовой доктрины как источника права. То, что юристы общего права именуют юриспруденцией, а ученые континентальной традиции – правовой доктриной, впервые формируется в Древнем Риме и связывается романистами с двумя функциями римских юристов – respondere (дача юридических ответов на вопросы граждан) и interpretare (толкование законов). Изначальный авторитет трудов ведущих правоведов связывается учеными с потребностями систематизации (типизации) процессуальной системы [18]. Первоначально определенные юристы становятся безоговорочными авторитетами в профессиональном сообществе, обладают auctoritas iurisprudentium, и именно поэтому судьи обязаны прислушиваться к мнению таких юристов, т.е. их тексты начинают использовать в качестве de facto источников в юрисдикционной практике. Через значительный промежуток времени публичная государственная власть официально «канонизирует», признает статус источника права за авторитетными книгами общепризнанных мэтров правовой доктрины: так было и в Риме классического периода, и на европейском континенте, и в средневековой Англии. К примеру, известно, что первый систематический курс частного права в Древнем Риме написал Квинт Муций Сцевола (100г. до н.э.), II–I вв. до н.э. многие ученые считают периодом «классического правоведения», в то время как только в период правления Августа (27г. до н.э.—14г. н.э.) наиболее видным знатокам права (prudentes) государственной властью предоставляется особая привилегия предлагать решения юридических коллизий, которые приобретают статус jus publice respondendi. Дальнейшая «канонизация» (О. Шпенглер) в 426г. н.э. через Lex Allegatoria Валентиниана III jus respondendi пяти римских юристов классической эпохи была вообще вызвана потребностью единообразия юридической практики и снижения объема доктринального материала.

Именно с момента формирования профессиональной юриспруденции в Древнем Риме возникает феномен первой отдифференцированной правовой системы – римское право, юриспруденция как профессия и профессиональное юридическое мышление (Г.Дж. Берман, Н.Н. Тарасов).

[1]См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 93–95, 122.

[2] Dawson J.P. The oracles of law. Ann Arbor, Mich., 1968. P. 114–115. Цит. по: Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 132.

[3] Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. М., 2006. С. 172–173.

[4] Schulz F. History of Roman Legal Science. Oxford, 1946. P. 57–58. Цит. по: Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 138. Методика обучения в школах-гильдиях средневековой Англии была практически идентична римской. См.: Цвайгерт К., Кетц. Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2 т. Т. 1. Основы. М., 2000. С. 290; Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. С. 85.

[5] «Гений римлян — это гений организации», – констатирует французский историк права Ж. Коттье. Коттье Ж. Эти ценности создали Европу // Европейский альманах. М., 1991. С. 36.

[6] Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. Т. 2. М., 2004. С. 62, 68. Ср.: Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 1999. С. 37.

[7] Йеринг Р. фон, О задаче и методе истории права // Журнал Министерства юстиции. 1896. №2. С. 146.

[8] Цит. по: Берман Г.Дж. Западная традиция права. С. 152.

[9] Dawson J.P. Op cit. P. 116–117.

[10] «Аристотелевское деление на аподиктическое и диалектическое мышление было принято стоиками начиная с III в. до н.э. Однако стоики рассматривали диалектическое мышление не как метод постижения первопринципов, а как метод анализа аргументов и определения понятий с помощью расчленения и синтеза родов и видов. Им также недоставало важнейшего для Аристотеля стремления к системности. У них диалектика стала независимой дисциплиной, по сути, не отличавшейся от логики, но содержащей сильные элементы грамматики и риторики. /…/ Римляне переделали греческую диалектику из искусства открытия в искусство суждения». Берман Г.Дж. Западная традиция права. С. 137, 142. Также см.: Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 105–107.

Читайте также:  В чем отличие контракта от договора и где они применяются

[11] О знаковой природе культуры и права см.: Грязин И.Н. Текст права. Таллин, 1983. С. 30–38.

[12] Платон и Аристотель «предложили, во-первых, подчинить рассуждения законам (правилам), которые бы сделали невозможными противоречия и другие затруднения в мысли (например, рассуждения по кругу, перенос знаний из одних областей в другие и др.), во-вторых, установить с помощью этих же правил контроль за процедурой построения мысли». Розин В.М. Развитие права в России… С. 162.

[13] Ср. с точкой зрения Ф. Энгельса: «По мере того как законодательство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходимость в новом общественном разделении труда: образуется сословие профессиональных правоведов, а вместе с ними возникает и наука права». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 273.

[14] Розин В.М. Указ. соч. С. 174.

[15] Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 138.

[16] Розин В.М. Развитие права в России… С. 179.

[17] См.: Марченко М.Н. Источники права. Учебное пособие. М., 2006. С. 439.

[18] См.: Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 200, 201.

[16] Розин В.М. Развитие права в России… С. 179.

Европейское право: общие истоки и особенности развития. Западная правовая традиция.

Все западные правовые системы имеют общие исторические корни, из которых они выводят не только общую терминологию и общие методы, но также и общие понятия, общие принципы и общие ценности.

История создания и развития континентальной правовой семьи довольно значительна. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских уни-верситетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии.

Преподавание римского права в университетах прошло ряд этапов. Первоначально так назы-ваемая школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XIV в. постглоссаторами римское право было «очищено» и подвергнуто переработке. Со вре-менем забота об уважении законов Древнего Рима уступила в университетах место стремле-нию выработать принципы права, отражающие рационалистические начала не прошлой, а нас-тоящей жизни. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в универ-ситетской науке в XVII-XVIIIвв. Выдвижение на первый план разума как силы, творящей пра-во, подчеркивало важную роль закона и открывало путь кодификации. Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала недостающие ей нормы публичного права, выражающие естественные права и гарантирующие свободу личности.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в эпоху феодализма правовые системы европейских стран – их правовая доктрина, юридическая техника – приобрели определенное сходство. Унифицирующее влияние оказало и каноническое право.

Кодификация завершает формирование континентальной правовой семьи как целостного явления. Во Франции в 1804 г., в Германии в 1896 г., в Швейцарии в 1881-1907 гг. были приняты гражданские кодексы. В течении XIX в. были приняты и другие кодексы в большин-стве стран европейского континента. Самой значительной была роль французской кодифи-кации, особенно кодекса Наполеона, оказавшей заметное влияние на процесс утверждения принципов права во многих государствах Европы и за ее пределами.

В тоже время в каждой национальной правовой системе просматриваются индивидуальные черты, национальные особенности.

Западная традиция является продуктом взаимодействия революции и эволюции. Первая пра-вовая система Нового времени – каноническое право церкви и светские правовые системы, возникшие вслед за ним – феодального права, торгового, городского и разных систем королев-ского или княжеского права формируются под влиянием Григорианской реформы в XI-XII вв., суть которой заключалась в борьбе за передачу единовластия над церковью епископу Ри-ма, выделением духовенства из-под контроля императора, королей и феодалов и резкое огра-ничение церкви как политического и правового организма от светской политики. Появились профессиональные юристы и юридические трактаты. Первое систематическое законодатель-ство появилось в церкви, затем законы стали издавать и короли.

Основные характеристики западной традиции права:

1. относительное различие проводится между правовыми институтами и учреждениями и другими типами учреждений. Хотя право находится под сильным влиянием религии, политики, морали и обычая, оно все же от них отличается;

2. управление правовыми учреждениями доверено специальному корпусу людей которые занимаются правовыми действиями на профессиональной основе в качестве более или менее основной работы;

3. профессионалы специально обучаются в отдельном разделе высшего образования, опреде-ляемом как юридическое образование;

4. юридические знания находятся в диалектическом отношении к правовым учреждениям, так как, с одной стороны, юридическая литература описывает эти учреждения, а с другой – сами эти учреждения создаются и систематизируются в соответствии с тем, что о них говорится в этой литературе;

В западной традиции закон воспринимается как связанное целое, единая система, которая развивается во времени. Организм права продолжает жить только потому, что в нем есть меха-низм органичных изменений. Рост права имеет внутреннюю логику. Процесс изменения от-ражает некую внутреннюю необходимость истории. Историчность права связана с его превос-ходством над политическим властями. Необходимым и возможным превосходство закона делает сосуществование и соревнование внутри одного общества различных юрисдикций и различных правовых систем.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Кодификация завершает формирование континентальной правовой семьи как целостного явления. Во Франции в 1804 г., в Германии в 1896 г., в Швейцарии в 1881-1907 гг. были приняты гражданские кодексы. В течении XIX в. были приняты и другие кодексы в большин-стве стран европейского континента. Самой значительной была роль французской кодифи-кации, особенно кодекса Наполеона, оказавшей заметное влияние на процесс утверждения принципов права во многих государствах Европы и за ее пределами.

Западная традиция права

Основные характеристики западной традиции права можно предварительно суммировать так:

1. Относительно резкое различие проводится между правовыми институтами и учреждениями (включая правовые процессы, такие, как законодательство и вынесение судебных решений, равно как и правовые правила и понятия, создаваемые в ходе этих процессов) и другими типами учреждений. Хотя право остается под сильным влиянием религии, политики, морали, обычая, однако его можно аналитически отличить от них. Например, обычай в смысле привычных образцов поведения отличается от обычного права в смысле обычных норм поведения, считающихся юридически обязывающими. Точно так же политика и мораль могут определять закон, однако они не мыслятся как сам закон, что имеет место в некоторых других культурах. На Западе, хотя, конечно, не только там, считается, что право имеет свой собственный характер, обладая определенной относительной автономией.

2. С резкостью этого различия связан и тот факт, что управление правовыми учреждениями в западной традиции права доверено специальному корпусу людей, которые занимаются правовыми действиями на профессиональной основе в качестве своей более или менее основной работы.

3. Эти профессионалы, именуются ли они адвокатами, как в Англии и Америке, или юристами, как в большинстве других стран Запада, специально обучаются в отдельном разделе высшего образования, определяемом как юридическое образование, имеющем свою собственную профессиональную литературу и профессиональные школы или иные места обучения.

4. Та сумма юридических знаний, которую получают специалисты в области права, находится в сложном, диалектическом отношении к правовым учреждениям, потому что, с одной стороны, юридическая литература описывает эти учреждения, а с другой стороны, сами эти учреждения, которые иначе были бы несоразмерны и неорганизованны, концептуализируются и систематизируются, таким образом трансформируясь в соответствии с тем, что говорится о них в ученых трактатах, статьях. Другими словами, право включает в себя не только правовые учреждения, правовые требования, правовые решения и тому подобное, но и то, что правоведы (включая иногда и законодателей, судей, других официальных лиц, когда они выступают как правоведы) говорят об этих правовых учреждениях, требованиях и решениях. Право содержит в себе и науку о праве – правоведение, то метаправо, с помощью которого его можно и анализировать, и оценивать.

Первые четыре характерные черты западной традиции права разделяет традиция римского права, которая развивалась в Римской республике и Римской империи со II в. до н.э. по VIII в. н. э. и позднее. Однако эти черты не разделяются многими современными незападными культурами, не было их и в правовом порядке, господствовавшем среди германских народов Западной Европы до XI столетия. Германское право коренилось в политической и религиозной жизни и в обычае и морали точно так же, как и сегодня это происходит во многих неформальных сообществах – в школе, городском квартале, в деревне, на фабрике. Ни во франкском государстве, ни в англосаксонской Англии, ни в иных местах в Европе в то время не делалось особенного различия между правовыми нормами и процедурами, с одной стороны и религиозными, моральными, экономическими, политическими и другими нормами и практикой – с другой. Разумеется, были законы, а то и своды законов, изданные королями, однако не было профессиональных юристов или судей, не было профессиональных правоведов, как и юридических школ, юридических книг, самой науки правоведения. Это же справедливо и в отношении церкви: каноническое право было сплавлено с теологией, и за исключением нескольких довольно примитивно организованных сводов канонов и монашеских книг наказаний за грехи, не было ничего, что можно было бы назвать литературой церковного права.

5. В западной традиции права закон воспринимается как связное целое, единая система, “организм”, который развивается во времени, через века и поколения. Можно подумать, что понятие права как corpus juris незримо присутствует во всякой традиции права, в которой право рассматривается как отличное от морали и обычая. Часто предполагается, что такое понятие не только скрыто присутствовало, но и было открыто изложено в римском праве Юстиниана. Однако же фраза corpus juris Romani была в употреблении отнюдь не у римлян, а у европейских специалистов канонического и римского права XII и XIII вв., перенесших это понятие из работ тех ученых, которые одним-двумя столетиями ранее обнаружили старые тексты эпохи Юстиниана и преподавали их в европейских университетах. Именно схоластическая техника XII в., которая примиряла противоречия и выводила общие понятия из правил и казусов, позволила впервые упорядочить и объединить римское право Юстиниана.

6. Жизнеспособность понятия организма, “корпуса”, или системы права, зависела от уверенности в продолжающемся характере права, его способности расти на протяжении веков и поколений, – уверенности, свойственной исключительно Западу. Организм права продолжает жить только потому, что в нем есть встроенный механизм органичных изменений.

7. Представляется, что рост права имеет внутреннюю логику; изменения – это не только приспособление старого к новому, но и часть общей модели изменений. Процесс отражает некую внутреннюю необходимость. В западной традиции права предполагается, что изменения не происходят случайно, а путем нового истолкования прошлого стремятся удовлетворить потребности сегодняшнего дня и будущего. Право не просто продолжается; оно имеет историю. Оно рассказывает историю.

8. Историчность права связана с понятием его превосходства над политическими властями. Развивающийся организм права как в любой данный момент, так и в длительной перспективе в понимании некоторых – хотя и не всех, и даже не обязательно многих – является обязывающим для самого государства. Хотя слово “конституционализм” было придумано Американской Революцией, однако с XII в. во всех странах Запада, даже при абсолютных монархиях, широко высказывалась и часто принималась мысль о том, что в некоторых важных аспектах право переступает границы политики. Говорится, что монарх может творить закон, но он не может творить его произвольно, и до тех пока он не переделает его, законным же образом, он связан им.

9. Возможно, самая яркая черта западной традиции права – это сосуществование и соревнование внутри одного общества различных юрисдикции различных правовых систем. Именно этот плюрализм юрисдикции и правовых систем и делает превосходство закона необходимым и возможным.

Правовой плюрализм проистекал из дифференциации церковной власти от светских властей. Церковь объявила свою свободу от светского контроля, свою исключительную юрисдикцию по некоторым вопросам и совместную юрисдикцию по другим. Миряне, хотя ими и управлял в целом светский закон, подлежали церковному праву и юрисдикции церковного суда в вопросах брачно-семейных отношений, наследства, духовных преступлений, договорных отношений, когда было дано слово, и некоторых других. И наоборот, духовенство, в целом управляемое каноническим правом, подлежало светскому закону и юрисдикции светского суда в отношении определенных видов преступлений, определенных типов имущественных споров и т.п. Само светское право разделялось на разные соперничающие виды, включая королевское право, феодальное право, манориальное право, городское право и торговое право. Один и тот же человек мог подлежать церковному суду по одному делу, королевскому суду по другому, суду своего лорда по третьему, быть подсуден материальной курии по четвертому делу, городскому суду по пятому, купеческому – по шестому.

Сама сложность общего правового порядка, содержащего разнообразные правовые системы, обеспечивала правовую изощренность. Какой из судов обладает юрисдикцией в данном случае? Какой закон применим? Как примирить правовые разногласия? За этими техническими вопросами лежали важные политические и экономические соображения: церковь против короны, корона против города, город против феодала, феодал против купца и т.д. Право было способом разрешения этих политических и экономических конфликтов. Но оно же могло послужить и их обострению.

Этот плюрализм права на Западе, который отражал и одновременно укреплял плюрализм политической и экономической жизни Запада, явился, или когда-то являлся, источником развития, или роста – правового, равно как и экономического и политического. Он также стал, или когда-то был, источником свободы. Серв мог прибегнуть к городскому суду за защитой от своего помещика. Вассал мог прибегнуть к суду короля за защитой от своего сеньора. Клирик мог прибегнуть к церковному суду за защитой от короля.

10. Существует напряженность между идеями и реальностью, между динамическими качествами и стабильностью, между трансцендентностью и имманентностью западной традиции права. Эта напряженность периодически приводила к насильственному свержению правовых систем путем революции. Несмотря на это, сама традиция права, которая больше любой из составляющих ее правовых систем, выжила и даже обновилась в ходе этих революций.

Первые четыре характерные черты западной традиции права разделяет традиция римского права, которая развивалась в Римской республике и Римской империи со II в. до н.э. по VIII в. н. э. и позднее. Однако эти черты не разделяются многими современными незападными культурами, не было их и в правовом порядке, господствовавшем среди германских народов Западной Европы до XI столетия. Германское право коренилось в политической и религиозной жизни и в обычае и морали точно так же, как и сегодня это происходит во многих неформальных сообществах – в школе, городском квартале, в деревне, на фабрике. Ни во франкском государстве, ни в англосаксонской Англии, ни в иных местах в Европе в то время не делалось особенного различия между правовыми нормами и процедурами, с одной стороны и религиозными, моральными, экономическими, политическими и другими нормами и практикой – с другой. Разумеется, были законы, а то и своды законов, изданные королями, однако не было профессиональных юристов или судей, не было профессиональных правоведов, как и юридических школ, юридических книг, самой науки правоведения. Это же справедливо и в отношении церкви: каноническое право было сплавлено с теологией, и за исключением нескольких довольно примитивно организованных сводов канонов и монашеских книг наказаний за грехи, не было ничего, что можно было бы назвать литературой церковного права.

Добавить комментарий