Можно ли освободиться от наказания в виде надзора?

Административный надзор

В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!


ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

64 фз об административном надзоре

Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:

Административный надзор

я освободился из мест лишения свободы.статья особо тяжкая.надзор мне не вменяли.могут ли мне его вменить при попытке прописаться или восстановлении военного билета?

Если есть основания (смотрите ниже), то административный надзор устанавливается судом. Суд по этому вопросу без Вас никак не пройдет.

Назначение административного надзор не может быть связано с регистрацией по месту жительства или пребывания, равно как и с восстановлением военного билета.

В соответствии с действующим законодательством,

1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

я освободился из мест лишения свободы.статья особо тяжкая.надзор мне не вменяли.могут ли мне его вменить при попытке прописаться или восстановлении военного билета?

Перечень возможных ограничений

Ограничения при административном надзоре обычно не действуют в обязательном порядке. В некоторых случаях их могут сначала назначить, а затем отменить (частично либо полностью) по решению суда. Решение принимается, исходя из того, какой образ жизни ведет освободившийся заключенный и соблюдает ли он законодательные нормы. В случае если бывший преступник ведет себя не лучшим образом, ограничения дополняют и продляют.

На гражданина, находящегося под усиленным наблюдением, чаще всего накладывают ограничения:

  • запрет на нахождение в некоторых местах;
  • запрет на посещение и участие в мероприятиях, которые собирают большое количество людей;
  • ограничение на выход из дома после установленного времени (чаще в ночное время суток, например, с 21.00 до 7.00);
  • запрет покидать город (регион, страну), если суд установил определенные границы для поднадзорного.

Достаточно часто освободившимся заключенным предписывают обращаться в отделение полиции по месту жительства несколько раз в месяц, чтобы подтвердить факт своего присутствия в населенном пункте.

Эта обязанность есть у лиц, освободившихся из МЛС, еще с 2011 г. — согласно ФЗ-64 (см. ст. 11). В 2018 г. в этом плане ничего не поменялось.

Возможно ли назначение наказания условно в случае совершения преступления во время административного надзора?

Здравствуйте могут ли дать условный срок если находится под надзором?

Адвокат Лебедев З.С.

Добрый день! Согласно ст.3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденнными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 — 279, 282 — 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.73 Уголовного кодекса, если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Условное осуждение не назначается:
а) осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
а.1) осужденным за преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частями первой — третьей статьи 206, статьей 360 настоящего Кодекса;
б) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;
в) при опасном или особо опасном рецидиве.
При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Испытательные сроки, не истекшие на день вступления в силу Федерального закона от 29 марта 2010 г. N 33-ФЗ, исчисляются в порядке, установленном статьей 73 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона)
При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года — не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.
При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний.
Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.
В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.
Согласно ст.18 Уголовного кодекса, рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
Рецидив преступлений признается опасным:
а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два или более раза было осуждено за умышленное преступление средней тяжести к лишению свободы;
б) при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Рецидив преступлений признается особо опасным:
а) при совершении лицом тяжкого преступления, за которое оно осуждается к реальному лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено за тяжкое преступление к реальному лишению свободы;
б) при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.
При признании рецидива преступлений не учитываются:
а) судимости за умышленные преступления небольшой тяжести;
б) судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до восемнадцати лет;
в) судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые или погашенные в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса.
Рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также иные последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.86 Уголовного кодекса, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
Судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.
Таким образом, административный наздор устанавливается за лицами, имеющими судимость за совершение преступлений, при наличии которых условное осуждение за совершение нового преступления невозможно.

Читайте также:  Порядок получения ипотеки без прописки

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Адвокат Лебедев З.С.

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Такая мера, как административный надзор за осужденными после освобождения, направлена на мониторинг их поведения непосредственно после отбытия наказания, фиксированного приговором. Однако наблюдение устанавливается не за всеми нарушителями закона. Решение в этом случае возлагается на органы суда, тогда как прошение о применении надзора подается администрацией колонии. Порядок назначения контролирующих мер, их осуществление, продление, прекращение, а также прочие моменты, регламентированы законом № 64-ФЗ.

Такая мера, как административный надзор за осужденными после освобождения, направлена на мониторинг их поведения непосредственно после отбытия наказания, фиксированного приговором. Однако наблюдение устанавливается не за всеми нарушителями закона. Решение в этом случае возлагается на органы суда, тогда как прошение о применении надзора подается администрацией колонии. Порядок назначения контролирующих мер, их осуществление, продление, прекращение, а также прочие моменты, регламентированы законом № 64-ФЗ.

Порядок исполнения контрольных функций

На базе каждого территориального органа полиции действует служба участковых, которые уполномочены вести профилактическую работу на вверенных им территориях. Также участковые обязаны следить за соблюдением правил и ограничений лицами, пребывающими под административным надзором.

С этой целью формируются личные дела освобожденных граждан, где отображается график проверки осужденных, и их посещение участкового в территориальном отделе.

Личная проверка поднадзорных происходит без предварительного предупреждения в любой день, о чем составляется соответствующий рапорт.

Как уже отмечалось выше, допускается увеличение контрольного срока, но не больше чем на 6 месяцев. Ходатайство на продление подается только в том случае, когда освобожденное лицо на протяжении одного года совершило два административных правонарушения.

Статья 173 УИК РФ. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения

1. Отбывание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения на военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

2. Осужденные к принудительным работам, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа – в последний день этого месяца.

3. При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении осужденного от наказания и документы о его трудовой деятельности.

4. Паспорт освобождаемого от принудительных работ, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

5. Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих постановления суда, определения суда, акта о помиловании либо утвержденного в установленном порядке решения о применении к осужденному акта об амнистии, а в случае поступления указанных документов после окончания рабочего дня – утром следующего дня (если актами о помиловании или об амнистии не предусмотрено иное). Если поступившее постановление суда не вступило в законную силу и не было обжаловано, освобождение от отбывания наказания производится утром дня, следующего за днем истечения срока обжалования указанного постановления в кассационном порядке.

6. Уголовно-исполнительная инспекция в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям – не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов обязана предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

7. Осужденному, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела, начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, разъясняются его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав. В документе об освобождении указанному осужденному приносятся официальные извинения от имени государства.

7. Отмена приговора с прекращением уголовного дела влечет освобождение осужденного от отбывания наказания. При этом у осужденного возникает право на реабилитацию, включающее в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. При этом вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Читайте также:  Дом престарелых как бизнес: с чего начать и как преуспеть

Освобождения от наказания в связи с болезнью (актировка)

Бывает так, что в тюрьму или в лагерь попадает тяжело больной человек. Либо заболевает тот, кто уже находится в заключении.

Больному в неволе вдвойне тяжело: кроме тягот заключения, он страдает и от своей болезни, а с некоторыми заболеваниями (или стадиями болезни) отбывание наказания превращается в настоящую пытку. Таких страдальцев, безусловно, надо освобождать, поскольку заявленная государством цель «исправления осужденных» вряд ли может быть достигнута посредством причинения нестерпимых страданий. И законодательство предусматривает возможность такого освобождения. В народе эта процедура называется «актировкой», а на казенном языке – «освобождением от наказания в связи с болезнью».

Многие заключенные и их близкие лелеют надежду на освобождение в связи с болезнью и часто имеют на это полное право, но на практике всё оказывается не так просто, как это описано в законодательстве.

Тюремный консультант расскажет вам о том, что такое освобождение от наказания в связи с болезнью, как это вопрос регулируется законодательством и почему бывает не так просто добиться освобождения по этому основанию.

Согласно указанной статье:

  1. Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.
  2. Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.
  3. Военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания.
  4. Лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 Уголовного кодекса РФ.

В этой статье мы сконцентрируемся на первых двух категориях заключенных, поскольку правовое положение осужденных военнослужащих это отдельная большая тема.

В Перечне указывается название болезни, в некоторых случаях стадия (степень) и код болезни по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).

Так, например, в этот перечень входит туберкулез органов дыхания, хроническое течение, излечение которого не может быть достигнуто никакими методами (состоящие на II Б группе диспансерного наблюдения), с развитием дыхательной недостаточности III степени. Код по МКБ-10: A15.0 — A15.9. Или, к примеру, сахарный диабет тяжелой формы, с множественными осложнениями (код по МКБ-10: E10.7; E11.7). Еще один печальный пример – полная слепота (код по МКБ-10: H54.0).

Что касается психических заболеваний, то в Перечне говорится о хроническом и затяжном психическом расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, не позволяющими заболевшему осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (коды по МКБ-10: F01; F06; F20 — F22; F73). Так, например, психическим заболеванием, препятствующим отбыванию наказания, является шизофрения (F20), либо шизотипическое расстройство (F21).

Внимательно изучив Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, можно понять, что освободиться по данному основанию могут только очень тяжело больные люди. Но и одного факта тяжелой болезни может не хватить для освобождения.

В соответствии с этой статьей, осужденный, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со статьей 81 УК РФ. Ходатайство об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя в суд представление об освобождении вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного.

Осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания в соответствии со статьей 81 УК РФ. Ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством в суд направляются заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы и личное дело осужденного.

Согласно указанному выше Постановлению правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54, медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы. В специализированных (психиатрических и туберкулезных) лечебно-профилактических учреждениях создаются специализированные медицинские комиссии. Медицинская комиссия состоит не менее чем из трех врачей. К работе комиссии могут привлекаться в качестве консультантов специалисты других учреждений здравоохранения. Медицинская комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и оценивает степень нарушения функций органов и (или) систем его организма. По результатам освидетельствования комиссия большинством голосов ее членов выносит медицинское заключение о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Таким образом, медицинское освидетельствование проводится медиками системы исполнения наказаний, которые зависят от администрации исправительных учреждений, что снижает вероятность освобождения. Дело в том, что администрации исправительных учреждений не заинтересованы в освобождении заключенных по болезни. Объяснить это логически трудно, ведь непонятно, зачем держать в заключении тяжело больных людей, какую пользу они могут принести, находясь в местах лишения свободы? Однако факт остается фактом – администрации исправительных учреждений и тюремные врачи неохотно идут на освобождение больных заключенных. Исключением бывает, разве что, крайняя, терминальная стадия заболевания, когда уже становится окончательно ясно, что заключенный скоро умрет. В таких случаях тюремным медикам и администрации проще избавиться от проблемного заключенного, отпустив его умирать домой, тем самым снижая статистику смертности у себя в учреждении. Так обычно и происходит: тяжело больных зеков выпускают незадолго до смерти.

Еще одним препятствием для освобождения по болезни обычно бывает позиция прокуратуры, которую в большинстве случаев поддерживает суд. При этом прокуроры зачастую ссылаются на значительный неотбытый срок наказания, тяжесть совершенного преступления, наличие дисциплинарных взысканий за весь период наказания (причем для формирования негативного представления об осужденном упоминаются, в том числе, погашенные дисциплинарные взыскания), отсутствие родственников, готовых и способных осуществлять уход за больным осужденным в случае его освобождения. Встречаются и совсем нелепые обоснования, когда, например, заключенного обвиняют в несерьезном отношении к лечению по причине наличия вредных привычек (курения). Или указания на то, что наличие заболевания уже принималось к сведению судом при назначении наказания. И это при том, что болезнь развивается и может достичь крайней стадии за время заключения.

Здесь следует упомянуть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания». В нем, в частности, говорится, что при решении вопроса об освобождении лица от наказания определяющее значение имеет установление судом наличия у осужденного тяжелой болезни, препятствующей отбыванию им назначенного наказания. Рассматривая соответствующее ходатайство осужденного, суд оценивает медицинское заключение специальной медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы с учетом Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также принимает во внимание иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства по существу. Под этими «иными обстоятельствами», видимо, и имеются в виду наличие либо отсутствие дисциплинарных взысканий, степень «исправления» осужденного, отношение осужденного к лечению, наличие либо отсутствие родственников, готовых осуществлять за ним уход, оставшуюся неотбытую часть срока и т.д. и т.п.

Резюмируя сказанное, можно подчеркнуть, что освобождение заключенного, страдающего тяжелым заболеванием, — задача не из легких. Помимо формальной процедуры, сложной самой по себе, существуют и фактические ограничения: создание препятствий со стороны тюремных врачей и администрации исправительного учреждения, позиция прокуратуры.

Если же вам или вашим близким (не дай Бог) придется столкнуться с этой проблемой, вы должны помнить несколько важных вещей.

  1. Освобождение в связи с тяжелым заболеванием возможно при наличии заболеваний, входящего в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
  2. Решение об освобождении по этому основанию принимает суд.
  3. Ходатайство об освобождении подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Вместе с указанным ходатайством в суд должно быть направлено заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного.
  4. При решении вопроса об освобождении в связи с тяжелым заболеванием, учитываются и другие факторы, кроме самого заболевания: неотбытая часть срока, наличие либо отсутствие дисциплинарных взысканий, отношение осужденного к лечению, наличие либо отсутствие родственников, готовых и способных осуществлять уход за больным, наличие либо отсутствие помещения, в котором будет осуществляться этот уход, и т.д. и т.п.

Обо всех этих факторах следует подумать и подготовиться заранее, прежде чем подавать ходатайство об освобождении в связи с наличием тяжелого заболевания.

Согласно указанной статье:

Как подать ходатайство на УДО

Каждому осуждённому, желающему освободиться от наказания раньше срока нужно написать соответствующее заявление. Образец ходатайства на УДО от осуждённого не установлен законодательством, но в нём следует отразить все моменты, которые доказывают исправление человека.

Читайте также:  Запрос в архив загс - бланк 2020

Ходатайство адресуется тому же суду, который вынес приговор в отношении осуждённого. Оно подаётся через администрацию колонии, которая в течение 10 дней направляет его адресату. К заявлению следует приложить:

  • копию приговора суда (официально заверенную судом);
  • характеристику с места отбывания наказания;
  • платёжные и иные документы, подтверждающие возмещение материального вреда (если он был причинён преступлением).

Если эти документы отсутствуют, в ходатайстве нужно попросить суд сделать соответствующий запрос на их получение. Остальные документы прилагаются по желанию.

После получения ходатайства судья запрашивает из архива уголовное дело и изучает его в совокупности с поступившими документами.

После получения ходатайства судья запрашивает из архива уголовное дело и изучает его в совокупности с поступившими документами.

Освобождение от ответственности из-за болезни

В течение срока отбывания наказания человек содержится в достаточно жёстких условиях, в результате чего у него может наступить ухудшение здоровьякак физического, так и психического.

[bold]Если врачами колонии будет установлен такой факт, то заключённый будет иметь право на замену приговора:[/bold]

  1. Более мягкими видами.
  2. Он может иметь право на полное прекращение преследования.

В случае психических расстройств человека чаще всего переводят в психиатрические лечебницы особого содержания, поскольку такой пациент представляет общественную опасность, хотя и может это не осознавать.

В остальных случаях человека освобождают, поскольку колонии исправительного характера неприспособленадля содержания людей с ограниченными возможностями, а такжеесли им трудно получать необходимое лечение, которое назначено. Заключённого с особыми заболеваниями могут не освободить, но заменить приговор более мягкими видами в случае, если болезнь предполагает такую необходимость.

Возможность замены срока на более мягкий всегда определяет суд, этот случай не исключение. Для осуществления процесса заключённый должен соблюсти определённый порядок, установленный государством: подать прошение о замене несения наказания на более мягкий вид, представить доказательства своего исправления, характеристики из исправительного учреждения и прочие документы, свидетельствующие о возможности замены.


В случае если отсрочку от исполнения отбывания срока запрашивает лицо, являющееся единственным родителем несовершеннолетнего, то к такому человеку предъявляются определённые требования, которые он должен исполнить.

Освобождение от наказания в связи с болезнью.

УК РФ 1996 г. впервые предусмотрел освобождение от наказания в связи с болезнью в самостоятельной норме. Статья 81 УК РФ предусматривает три основания освобождения от наказания:

а) психическое расстройство;

б) заболевание иной тяжёлой болезнью;

в) заболевание военнослужащих, делающее их негодными к службе.

Согласно ч. 1 ст. 81 УК «лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания».

Основанием освобождения от наказания лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, является невозможность исправления таких лиц, поскольку они утрачивают способность воспринимать принудительный характер и исправительно-воспитательный смысл мер государственного принуждения, состоящих в лишении или ограничении прав и свобод.

В соответствии с законом возможны два варианта, связанные с наступлением психического расстройства: во-первых, оно наступает до вынесения приговора или до его обращения к исполнению; во-вторых, психическое расстройство наступает во время отбывания осуждённым наказания. В первом случае лицо освобождается от исполнения наказания, если приговор уже вынесен, либо от назначения наказания, если заболевание произошло до вынесения приговора. Во втором случае лицо освобождается от дальнейшего отбывания наказания.

Часть 2 ст. 81 УК РФ предусматривает возможность освобождения от наказания лиц, заболевших не психической, а иной тяжёлой болезнью, препятствующей отбыванию наказания. В этом случае невозможность отбывания наказания определяется, во-первых, видом назначенного наказания и, во-вторых, характером болезни.

Основанием освобождения от отбывания наказания служит невозможность исправления осуждённого в условиях отбывания наказания и применения средств исправительного воздействия. Статья 81 УК применяется к лицам, заболевшим одной из болезней, входящих в установленный Министерством здравоохранения РФ перечень, если стационарное лечение не дало положительных результатов. Порядок освобождения такой же, как и при психических заболеваниях, только в этом случае освобождение носит факультативный характер.

В соответствии с ч. 4 ст. 81 УК лица, освобождённые от наказания в связи с психическим или иным тяжёлым заболеванием, в случае их выздоровления могут подлежать наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УК военнослужащие подлежат освобождению от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Это положение касается только тех военнослужащих, которые отбывают наказание в виде ограничения по военной службе, ареста или содержания в дисциплинарной воинской части. Основанием их освобождения от дальнейшего отбывания наказания является невозможность исполнения наказания, связанного со строгой изоляцией от общества (арест) или с выполнением воинских обязанностей. Невозможность их выполнения обусловлена характером заболевания, которое является настолько серьёзным, что больной признаётся полностью негодным к военной службе.

Основанием освобождения от наказания лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, является невозможность исправления таких лиц, поскольку они утрачивают способность воспринимать принудительный характер и исправительно-воспитательный смысл мер государственного принуждения, состоящих в лишении или ограничении прав и свобод.

Юридическая природа понятия

Понятие и виды освобождения от уголовного наказания детально описаны в Уголовном Кодексе. Понятие «освобождение от наказания» не реабилитирует лицо, совершившее преступление. Это своего рода, реакция государства на нарушение определенной статьи закона, но, в отличие от освобождения от ответственности, освобождение от фактического отбывания кары, применяется только в отношении осужденного, только судом и лишь после вступления обвинительного приговора в силу.

Смыслы освобождения в том, чтобы свести к минимуму, в тех случаях, когда это возможно, неблагоприятные последствия пребывания в местах заключения. Освобождения от фактического применения ответственности, стимулирует осужденных к исправлению, способствует их ресоциализаии, и не дает им сформировать дальнейший антисоциальный настрой.

Основания освобождения от уголовного наказания, являются обязательным пунктом на пути к устранению судимости. Все основания можно условно разделить на: фактические и юридические. Юридические заключаются, как правило, в наличии конкретных жизненных обстоятельств, а фактические заключаются в отсутствии, по мнению суда, необходимости привлекать человека к ответственности.

При наличии одного из оснований освобождения от ответственности, подсудимый или его защитник должен подать соответствующие ходатайство на имя судьи или начальника исправительного учреждения, если срок уже отбывается. Судья и начальство исправительного учреждения изучает прошение и материалы дела подсудимого. Если видно, что он исправился или у него развивается серьезная болезнь, из-за которой он не может окончить несения наказания в установленном режиме, ходатайство одобряют, и издается соответствующе постановление. На основании этого постановления человек освобождается от отбывания кары.

Многие мало осведомленные люди путают ответственность и наказание. Что касается ответственности, то за преступное деяние, она есть всегда, и обязательно будет назначена в одной из своих форм. А вот наказание, может быть назначено только при наличии постановления суда о виновности человека. От ответственности могут освобождать психически больных и несовершеннолетних, так как в силу своих особенностей развития, они не осознают тяжести своих деяний. Наказание же назначают здравомыслящим, здоровым людям, которые осознают неправомерность своего поведения, и в процессе несения кары, должны сожалеть о своем поступке.


Отмена приговора и прекращение производства — являет собой реабилитацию привлеченного к ответственности человека, в связи с необоснованными обвинениями, и не причастности его к совершению преступного деяния. Подобное случается достаточно часто, нередко человек несет кару за действия другого, лицо которого устанавливаться, только со временем. В подобной ситуации выдается соответствующее постановление суда, согласно которому, человек полностью восстанавливается в своих правах, и от государства ему положено официально извинение. Человеку выдается специальный документ, и биография его очищается от сведений о судимости и несения наказания.

Уголовно-досрочное освобождение от наказания

Условно-досрочное освобождение – это прекращение применения уголовного наказания, которое связано с достижением целей наказания, до отбытия установленного срока наказания, с установлением определенного испытательного срока для освобождаемого лица, на протяжении которого данное лицо должно доказать свое исправление. При нарушении условий испытательного срока происходит возобновление применения назначенного ранее наказания.

В большинстве стран условно-досрочное освобождение применяется только в случаях с наказаниями, связанными с лишением осужденного свободы. Условно-досрочное освобождение может быть частичным (продолжается исполнение дополнительного наказания) или полным (осужденный освобождается от основного и дополнительного наказания).

Обстоятельства, благоприятствующие условно-досрочному освобождению:

  • примерное поведение – соблюдение правили режима отбывания наказания, требований администрации исправительного учреждения, занятия самодеятельностью, участие в работе общественных организаций, регулярное посещение учебных занятий, поддержание в исправительном учреждении прядка, наличие поощрений;
  • честное отношение к труду – добросовестная работа в период нахождения в исправительном учреждении, соблюдение трудовой дисциплины, выполнение поставленных производственных задач, стремление получить профессиональную квалификацию и др.;
  • признание собственной вины, справедливости наказания;
  • возмещение причиненного ущерба потерпевшему;
  • стремление начать новую жизнь после освобождения, порвать с прошлыми преступными связями;
  • наличие семьи, детей, других родственников, с которыми осужденный будет проживать после освобождения и за которыми необходим уход;
  • возможность трудоустройства в предпринимательской структуре, на определенном предприятии и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Добавить комментарий