Штрафы за непредоставление или несвоевременную подачу декларации 3-НДФЛ

Если Вы получили доход, который подлежит декларированию (например, продали квартиру или машину), то до 30 апреля следующего года Вы обязаны подать декларацию в налоговый орган, а до 15 июля заплатить рассчитанный в декларации налог на доходы (подробнее Срок подачи декларации 3-НДФЛ и уплаты налога). Закономерным является вопрос, а что будет, если Вы не подали вовремя декларацию или не заплатили налог. В этой статье мы подробно рассмотрим правовые последствия неподачи декларации и неуплаты налога на доходы.

Мы разделим ситуации на три основные группы и рассмотрим их отдельно:

  1. если Вы не подали вовремя декларацию, по которой Вам не нужно платить налог («нулевая» декларация);
  2. если Вы не подали вовремя декларацию, по итогам которой Вам нужно было заплатить налог;
  3. если Вы вовремя подали декларацию, но не заплатили вовремя налог.

Если по итогам декларации у Вас нет налога к уплате

Если Вы не подали в срок «нулевую» декларацию (декларацию, в которой вычеты полностью покрыли Ваш доход или дохода не было изначально), то:

  1. налоговые органы будут требовать предоставление декларации чтобы подтвердить, что у Вас действительно нет налога к уплате)
  2. Вам грозит штраф в 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Пример: в 2018 году Лапин А.К. купил автомобиль стоимостью 400 тыс. рублей, в 2019 году он его продал за 300 тыс. рублей. По итогу сделки он не получил дохода (продажа меньше покупки), подтверждающие документы в наличии, поэтому налог Лапин А.К. платить не должен. Но машина принадлежала ему менее трех лет, значит он в любом случае должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган. Если он не сделает этого в срок до 30 апреля 2020 года, налоговая инспекция пришлет ему уведомление с требованием подать декларацию, а также Лапин А.К. должен будет заплатить штраф в размере 1000 рублей.

В случае неподачи декларации Вы можете столкнуться с проблемами при взаимодействии с налоговыми органами. Из налоговой инспекции будут приходить уведомления о просроченной обязанности, а при Вашем обращении в налоговую инспекцию за получением справок или оформлением вычета налоговики обязательно напомнят о невыполненной обязанности. В результате, прежде чем предоставить необходимые документы/вычет, попросят подать декларацию и заплатить штраф.

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате, но Вы не подали декларацию, то:

1. По статье 119 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговой декларации») Вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (начиная с 1 мая), но не более 30% от общей суммы.

2. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 июля, то Вам грозит штраф в размере 20% от суммы налога по статье 122 Налогового Кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).

Здесь важно отметить, что этот штраф может быть применен, только если налоговая инспекция обнаружила неуплату налога. Если до уведомления налогового органа Вы обнаружили ее сами, оплатили налог и пени, то налоговый орган не вправе применить к Вам этот штраф.

Заметка: эта же статья налогового кодекса может повлечь за собой штраф в в размере 40% от суммы налога (вместо 20%), если неуплата была совершенна умышленно. Однако на практике доказать умышленность неуплаты налоговому органу будет довольно сложно.

Обратите внимание, что данный штраф может быть выписан, только если налоговый орган сам обнаружил, что Вы не подали декларацию. Если Вы подали декларацию и оплатили налог и пени раньше, чем он прислал Вам уведомление, штраф за сокрытие доходов он выписать не имеет права.

3. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 июля, то Вы также должны будете заплатить пени по налогу на доходы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день (после 15 июля).

4. В случае если Вы должны были заплатить налог в размере более 900 тыс. руб. (например, продали квартиру, полученную в наследство), но не подали декларацию и не уплатили налог до 15 Июля, то Вы можете также подпасть под действие статьи 198 Уголовного Кодекса РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица).

Пример: в 2018 году Муромцев А.И. получил в наследство квартиру и сразу продал ее за 3 млн рублей. Размер налога, который должен был заплатить Муромцев при продаже: 3 млн рублей х 13% = 390 тыс. рублей. Муромцев не знал, что он должен подать декларацию в налоговый орган и платить налог на доходы и, соответственно, ничего не сделал.

В конце июля 2019 года Муромцеву пришло уведомление из налоговой инспекции о том, что он должен задекларировать продажу квартиры.

Если Муромцев сразу после получения уведомления подаст декларацию и заплатит налог и пени, то ему грозит только штраф в размере 5% от налога за каждый просроченный месяц после подачи декларации: 3 месяца (май, июнь, июль) х 5% х 390 тыс. рублей = 58 500 рублей.

Если Муромцев не подаст декларацию, то налоговый орган будет вправе его привлечь к ответственности по статье 122 НК РФ и взыскать дополнительно штраф в размере 20% от суммы налога (78 тыс. рублей).

Если Вы подали декларацию, но не заплатили вовремя налог

Если Вы вовремя подали декларацию 3-НДФЛ, но не заплатили до 15 июля налог, рассчитанный по этой декларации, то к Вам нельзя применить ни статью 119, ни статью 122 НК РФ. Единственное, что Вам грозит – это пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день уплаты налога.

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

Несвоевременная сдача отчетности в налоговую

Нарушение сроков сдачи отчетов в инспекцию (или вовсе несдача отчетности) — явление довольно частое, объясняемое постоянными изменениями сроков и порядка их представления.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что если последний день подачи отчетности выпадает на воскресенье или нерабочий общегосударственный праздник, то он смещается на ближайший следующий за этим выходным или праздником рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Переносят ли срок региональные праздники, см. здесь.

Все сроки сдачи деклараций и отчетов есть в нашем календаре для бухгалтера.

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

П. 1 ст. 119 НК РФ гласит, что задержка сдачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам грозит налогоплательщику штрафом в размере 5% от суммы налога или взноса, которая не была уплачена вовремя, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом минимальная сумма штрафа — 1 тыс. руб., максимальная же ограничена 30% от неуплаченной суммы налога либо взноса, взятой из данных отчета.

ВАЖНО! В случае отсутствия деятельности по налогам, не предполагающим непредставления отчетности при отсутствии объекта налогообложения, должна быть сдана нулевая налоговая декларация. Ее отсутствие повлечет штраф в размере 1000 руб. (письма Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033, от 07.10.2011 № 03-02-08/108).

А нужно ли сдавать нулевой расчет по страховым взносам, читайте здесь.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ инспекторы могут взыскать за непредставление сведений, необходимых для осуществления функций налогового контроля (например, справки 2-НДФЛ), 200 руб. (за каждую непредставленную справку). А за несвоевременную сдачу формы 6-НДФЛ той же статьей НК РФ предусмотрен штраф в размере 1000 руб. за каждый месяц просрочки.

В отличие от остальных отчетов, которые можно сдать на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), декларация по НДС с 2015 года сдается только в электронном виде. Теперь даже вовремя подготовленная и сданная декларация по этому налогу в бумажном виде считается непредставленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). По остальным формам отчетности нарушение способа сдачи (на бумаге вместо ТКС) приведет к штрафу в 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ). Подробнее о штрафах за декларацию по НДС читайте здесь.

Указанные выше санкции накладываются на налогоплательщика. Но и должностное лицо рискует получить предупреждение или штраф — он составляет от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Самое неприятное, чем может обернуться несвоевременная сдача отчетности, — блокировка расчетных счетов. Это может произойти, если налоговый отчет или расчет по взносам не представлен в течение 10 дней после истечения установленного для него срока подачи. Блокируются все расчетные счета, в том числе валютные, даже если они находятся в разных банках. Данное право инспекции предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе блокировать расчетный счет налогоплательщика за несданные расчеты авансовых платежей, например, по налогу на прибыль (определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Смотрите также нашу таблицу штрафов за несдачу налоговой и другой отчетности.

ПРИМЕР расчета штрафа за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль от КонсультантПлюс:
Организация подала декларацию за 2019 г. с опозданием – 6 июля 2020 г. и в этот же день уплатила налог. Срок сдачи декларации – 29 июня 2020 г.Налог к доплате по декларации – 40 000 руб. Из них в федеральный бюджет – 6 000 руб., в бюджет субъекта – 34 000 руб. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите пример.

Итоги

Размеры штрафов за несдачу налоговой отчетности не отличаются разнообразием. Запомнить их легко: опоздав с декларацией, готовьтесь выложить из «кармана» не менее 1000 руб. Минимум в 300 руб. обойдется штраф руководителю (если повезет, можно отделаться предупреждением). Крайне нежелательно опаздывать со сдачей декларации более чем на 10 дней, поскольку такое опоздание даст налоговикам основание для приостановления операций по банковским счетам.

Статья 119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

Новая редакция Ст. 119 НК РФ

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий к Статье 119 НК РФ

Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: ст. ст. 80, 81 НК РФ (посвященные налоговым декларациям, порядку ее представления и изменения), ст. ст. 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о представлении документов по требованию налогового органа). Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения – нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).

Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную п. п. 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:

а) ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:

– нарушение установленного срока представления налоговой декларации;

– непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 119 НК РФ.

Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;

б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 – 3 ст. 80 НК РФ);

в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход и т.д.);

г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:

– организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства), – по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);

– индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;

– другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;

– любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. ст. 83 – 85 НК РФ);

д) упомянутый в п. 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации потому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;

е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в п. 2 комментируемой статьи.

Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиций Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.

Субъектами налоговых правонарушений, указанных в п. п. 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики – организации и физические лица:

а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ;

б) ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;

в) привлечение организации к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;

г) привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.

Читайте также:  Армия и распорядок дня военнослужащего РФ

Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:

а) налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:

– за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);

– за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);

– в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);

б) деяние, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:

30% суммы налога, подлежащей уплате на основе не представленной в течение 180 дней налоговой декларации;

10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная с 181-го дня непредставления).

При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;

в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.

Размеры налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами ст. ст. 112, 114 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 119 Кодекса устанавливает налоговую ответственность налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение закрепленной подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

Налоговая декларация, как определено в п. 1 ст. 80 Кодекса, представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Порядок представления налоговой декларации в налоговый орган установлен ст. 80 Кодекса (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

На конкретном примере в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Как указано в примере, ответчик, являясь плательщиком определенных видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

МНС России в письме от 22 января 2002 г. N СА-6-04/60 “О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями” разъяснило, что в ст. 227, 229 гл. 23 “Налог на доходы физических лиц” части второй Кодекса, а также в подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) декларацию по налогу на доходы физических лиц независимо от наличия у них объекта налогообложения. Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок, по мнению МНС России, является основанием для привлечения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 Кодекса.

——————————–
Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2002. N 3.

Президиум ВАС России в п. 13 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере указал, что уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 Кодекса.

По мнению МНС РФ, выраженному в письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@ “О привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиков единого социального налога” , за непредставление в соответствии с п. 3 ст. 243 гл. 24 “Единый социальный налог” части второй Кодекса расчета авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщика-работодателя налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса. На случай формирования противоположной судебной практики МНС России считает, что такие налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Однако в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере разъяснено, что предусмотренный ст. 119 Кодекса штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.

С учетом приведенного разъяснения, данного в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, МНС России в письме от 8 декабря 2003 г. N 14-3-04/3243-4-ау387 “О применении ответственности, предусмотренной ст. 119 НК” выразило мнение о том, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, установленной ст. 119 Кодекса, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

В качестве обоснования МНС России привело следующее:

статьи 287 – 289 гл. 25 “Налог на прибыль организаций” части второй Кодекса содержат положения, устанавливающие обязанность налогоплательщиков и сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций за соответствующий отчетный период;

пунктом 1 ст. 289 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей Кодекса.

Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ст. 15.5 КоАП: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.

Уголовная ответственность граждан-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, установлена в ст. 198 УК, уголовная ответственность руководителей, главных бухгалтеров и иных работников организаций-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления налоговой декларации, – в ст. 199 УК РФ.

В пункте 37 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что поскольку Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Кодекса срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (см. комментарий к ст. 115 Кодекса). С учетом данного разъяснения МНС России в письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 “Об ответственности за нарушения налогового законодательства” указало, что моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной ст. 119 Кодекса, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

——————————–
Нормативные акты для бухгалтера. 2001. N 18.

2. В пункте 2 ст. 119 Кодекса предусмотрен квалифицированный состав налогового правонарушения, связанного с непредставлением налоговой декларации.

Квалифицирующим признаком является непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока.

МНС России в указанном выше письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 обращало внимание налоговых органов на то, что одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 и 2 ст. 119 Кодекса является неправомерным.

Следует отметить, что санкция п. 2 ст. 119 Кодекса не предусматривает в отличие от п. 1 комментируемой статьи нижний предел штрафа. Соответственно, при представлении в налоговый орган налоговой декларации, по которой налог, не причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 комментируемой статьи, не применяется. Такая позиция выражена, в частности, в письме МНС России от 4 июля 2001 г. N 14-3-04/1279-Т890 .

——————————–
Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 12.

3. Пункт 3 ст. 119 Кодекса в первоначальной ред. устанавливал налоговую ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу и за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ п. 3 из комментируемой статьи исключен, а налоговая ответственность за указанные нарушения установлена ст. 129.1 и 126 Кодекса соответственно.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий к Ст. 119 НК РФ

Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается отчетность как физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации. Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

Статья 119 НК РФ состоит из двух пунктов.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Сроки для представления налоговых деклараций установлены следующими положениями части второй НК РФ:

а) п. 5 ст. 174 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики по НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

б) абз. 2 п. 4 ст. 174.1 НК РФ. Согласно положениям данного пункта участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, в срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ, представляет в налоговый орган по месту своего учета отдельную налоговую декларацию по НДС по каждому договору инвестиционного товарищества;

в) п. 5 ст. 204 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ налогоплательщики акцизов обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа 3-го месяца, следующего за отчетным;

г) абз. 2 п. 1 ст. 229 НК РФ, в соответствии с которым налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ;

д) п. 3 ст. 289 НК РФ. Согласно его положениям налогоплательщики (налоговые агенты) по налогу на прибыль представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей;

е) п. 1 ст. 333.15, п. 2 ст. 333.14 НК РФ. В соответствии с ними налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

ж) п. 2 ст. 345 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 345 НК РФ налоговая декларация по НДПИ представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

з) п. 2 ст. 346.10 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.10 НК РФ налогоплательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию:

1) по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случая, предусмотренного ниже;

2) не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с п. 9 ст. 346.3 НК РФ, им прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, признаваемого таковым в соответствии с гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ;

и) п. 1 ст. 346.23 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики в связи с применением УСН представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ);

2) индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ);

к) п. 3 ст. 346.32 НК РФ. Исходя из положений п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода;

л) п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

м) п. 2 ст. 370 НК РФ. В данном случае предусмотрено, что налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

н) п. 3 ст. 386 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество организаций по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

о) п. 3 ст. 398 НК РФ. Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Положения п. 1 ст. 119 НК РФ имеют ряд особенностей:

1) к ответственности согласно положениям п. 1 ст. 119 НК более не может быть привлечен только налогоплательщик, имеющий самостоятельный налоговый статус. Исходя из изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», с 1 января 2015 г. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ могут быть привлечены не только налогоплательщики, но и другие лица, например налоговые агенты;

Читайте также:  Прием на работу сотрудника без прописки

2) если декларация представлена с нарушением срока, но налог уплачен до подачи налоговой декларации и до вынесения инспекцией решения о привлечении к ответственности, у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с налогоплательщика штрафа (Определение ВАС РФ от 18 августа 2011 г. N ВАС-10766/11 по делу N А40-86405/10-142-458);

3) вне зависимости от того, что суммы налога за налоговые периоды равны нулю, привлечение к ответственности за представление деклараций с нарушением установленных законом сроков применяется в размере низшего предела санкции, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»);

4) сумма штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ рассчитывается исходя из не уплаченной в установленный срок суммы налога. Из указанной формулировки теперь следует, что неуплаченную сумму налога при расчете штрафа нужно определять на дату истечения срока перечисления налога. До 2014 г. в п. 1 ст. 119 НК РФ предусматривался штраф исходя из неуплаченной суммы налога, в связи с чем возникали вопросы о том, на какую дату ее следовало определять. При этом судьи ВАС РФ разъясняли, что размер неуплаченной суммы определяется на момент истечения срока уплаты налога (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»);

5) штраф по ст. 119 НК РФ может быть применен только после представления налогоплательщиком налоговой декларации, но не расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ (Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

Пунктом 2 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок и определен штраф в размере 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

При определении порядка, правил и сроков представления деклараций, расчета финансового результата в налоговый орган необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 23, 24.1, 80, 81 НК РФ и соответствующими статьями части второй НК РФ, определяющими срок представления декларации, применительно к каждому налогу.

Размеры налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами ст. ст. 112, 114 НК РФ.

Ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации

Автор: Т. Сильвестрова

В материале анализируются особенности исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган декларации, а также последствия непредставления (несвоевременного представления) этого документа.

Статьей 23 НК РФ в отношении налогоплательщика установлена обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Обязанность составлять и представлять налоговые декларации и расчеты по налогам, сборам прописана в ч. II НК РФ в отношении каждого налога. Об исполнении налогоплательщиком своей обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации, об ответственности за непредставление, несвоевременное представление этого документа и пойдет речь в статье.

Общие требования, предъявляемые к составлению и представлению налоговой декларации, расчета по налогам и сборам.

Согласно нормам ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, о налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Например, п. 2 ст. 80 НК РФ установлено, что не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных гл. 34 НК РФ.

Ниже отобразим, по каким налогам, взносам государственными (муниципальными) учреждениями в налоговые органы представляется декларация, а по каким – расчет:

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента):

В электронном виде налоговая декларация (расчет) представляется по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) (п. 3 ст. 80 НК РФ):

а) налогоплательщики (плательщики страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

б) вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

в) налогоплательщики (плательщики страховых взносов), не указанные выше (в п. «а» и «б»), для которых такая обязанность пре­дусмотрена применительно к конкретному налогу (страховым взносам) (например, декларация по НДС в силу норм ст. 175 НК РФ представляется только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).

Здесь же заметим, что согласно п. 5.1 ст. 23 НК РФ учреждения, подпадающие под обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ), обязаны не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения учреждений к указанной категории налогоплательщиков (данные основания приведены в п. 3 ст. 80 НК РФ) обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

При этом данное учреждение будет обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Кроме того, предусмотренная обязанность лица по получению документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, названная обязанность считается исполненной при наличии в данном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица – владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (Письмо ФНС РФ от 01.06.2016 № СА-4-7/9831).

Сроки и способы представления налоговой декларации, расчета.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). Данные сроки установлены ч. II НК РФ. Так, п. 5 ст. 175 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период для этого налога – квартал (ст. 163 НК РФ).

Декларация по налогу на прибыль представляется налогоплательщиком (в том числе применяющим ставку налога, равную 0%) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ).

Ниже отобразим правила определения дня представления декларации в налоговый орган, установленные п. 4 ст. 289 НК РФ:

Ответственность за непредставление (несвоевременное) представление в налоговый орган декларации (расчета).

За непредставление декларации в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок ст. 119 НК РФ определена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (Письмо Минфина РФ от 27.02.2017 № 03-02-07/1/10774).

За нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) ст. 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета в силу норм данной статьи влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.

Должностное лицо может оспорить решение налогового органа о привлечении его к административной ответственности, установленной ст. 15.5 КоАП РФ. В качестве примера приведем Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 20.01.2017 по делу № 4а-41/2017, в котором рассматривалась следующая ситуация. Главный бухгалтер бюджетного учреждения по факту непредставления в налоговый орган по месту учета декларации по земельному налогу за 2015 год в срок до 01.02.2016 был привлечен к административной ответственности. Однако в ходе судебных разбирательств было установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, соответственно, и обязанность по предоставлению налоговой декларации возникли у учреждения с момента государственной регистрации, то есть с 25.01.2016. Представлять декларацию по земельному налогу за 2015 год учреждение не должно, следовательно, срок представления налоговой декларации нарушен не был.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов.

Помимо ответственности, оговоренной в ст. 119 НК РФ и ст. 15.5 КоАП РФ, ст. 76 НК РФ предусмотрено приостановление операций по счетам юридических лиц в случае непредставления ими в налоговый орган в установленные законодательством РФ сроки налоговой декларации, расчета. Положения ст. 76 НК РФ применяются и в отношении государственных (муниципальных) учреждений.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (вступившим в силу 01.01.2017) скорректирован п. 11 ст. 76 НК РФ: в перечень лиц, на которых распространяются правила по приостановлению операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств, установленные указанной статьей, включены плательщики страховых взносов. С учетом изложенного положения ст. 76 НК РФ с 01.01.2017 применяются к плательщикам страховых взносов (Письмо ФНС РФ от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1444). Однако ранее Минфин выпустил разъяснение (Письмо от 12.01.2017 № 03-02-07/1/556), в силу которого непредставление в установленный срок в налоговый орган расчета по страховым взносам не является основанием для приостановки операций по счетам плательщика страховых взносов. Как вы сами можете видеть, разъяснение ФНС не совпадает с мнением Минфина. Однако, по нашему мнению, следует придерживаться позиции ФНС, поскольку в п. 11 ст. 76 НК РФ прямо указано, что правила, установленные ст. 76 НК РФ, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств организаций – налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов.

Отдельный счет, предусмотренный Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и открываемый головному исполнителю (исполнителю) в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта (каждого контракта), обладает признаками счета, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, следовательно, в отношении него применяются положения ст. 76 НК РФ (письма Минфина РФ от 08.02.2016 № 03-02-07/1/6134, от 21.01.2016 № 03-02-07/1/2073).

По мнению ФНС, приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций в случае непредставления ими в установленный срок налоговой декларации, расчета обеспечивает налоговым органам возможность (Письмо от 28.07.2016 № АС-3-15/3463@):

оперативно контролировать исполнение налогоплательщиками обязанности по своевременному представлению налоговой отчетности и, соответственно, исполнению своих налоговых обязательств;

побуждает добросовестных налогоплательщиков избегать подобных нарушений.

Операции по счетам налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов приостанавливаются на основании решения руководителя налогового органа, составленного по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» (п. 6 ст. 76 НК РФ). Данное решение направляется в банк, в котором открыт счет, операции по которому подлежат приостановлению.

Сроки принятия решения о приостановлении операций на счетах юридических лиц в связи с непредставлением ими налоговой декларации, расчета в установленные законодательством сроки рассмотрим ниже:

Решение налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации, налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяются решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления:

налогоплательщиком-организацией налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ);

налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (п. 3.2 ст. 76).

Получается, чтобы налоговый орган разблокировал счет учреждения, необходимо совершить определенные действия. Так, если банковский счет был заблокирован по причине непредставления в установленный законодательством РФ срок налоговой декларации или расчета (пп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76 НК РФ), для разблокировки счета требуется представить в налоговый орган:

документы, подтверждающие предоставление декларации, расчета (например, опись вложения в ценное письмо, если декларация, расчет были отправлены по почте).

Учреждение, которое обязано представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и не обеспечило возможности получения от налогового органа документов в электронной форме по таким каналам (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ), чтобы разблокировать счет, должно:

или приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и заключить с оператором электронного документооборота (ЭДО) договор об оказании услуг по обес­печению ЭДО с налоговым органом;

или предоставить полномочия по ЭДО с ИФНС уполномоченному представителю (посреднику), имеющему договор с оператором ЭДО и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, и направить в налоговый орган документ, подтверждающий полномочия представителя.

Читайте также:  Отпуск родителям для ухода за ребенком инвалидом

Здесь же отметим, что положения ст. 76 НК РФ не устанавливают за налоговыми органами обязанности по предварительному информированию налогоплательщика о предстоящем приостановлении операций по его счету. По мнению ФНС, предварительное информирование налогоплательщиков о предстоящем приостановлении операций по счетам в банках будет способствовать общему ослаблению налоговой дисциплины, «затягиванию» сроков приостановления налоговыми органами операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей и, соответственно, предоставит дополнительную возможность недобросовестным плательщикам перечислять денежные средства, находящиеся на счетах в банках, контрагентам без исполнения соответствующих налоговых обязательств.

Во избежание множественных споров и судебных разбирательств с налогоплательщиками право налогового органа, установленное пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, не должно быть поставлено в зависимость от факта оповещения налогоплательщика о предстоящих действиях налогового органа, который надлежит доказать документально.

Также необходимо учитывать, что практическая реализация указанного предложения не будет стимулировать повышение налоговой грамотности налогоплательщиков, поскольку обязанность соблюдения сроков представления налоговой отчетности фактически перекладывается с налогоплательщиков на налоговые органы.

В завершение приведем основные выводы:

1. За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган ст. 119 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (Письмо Минфина РФ № 03-02-07/1/10774).

2. За нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) ст. 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных лиц в размере штрафа от 300 до 500 руб.

3. Статьей 76 НК РФ предусмотрено приостановление операций по счетам юридических лиц в случае непредставления ими в налоговый орган в сроки, установленные законодательством РФ, налоговой декларации, расчета. Положения этой статьи применяются и в отношении противоправных действий, совершенных работниками государственных (муниципальных) учреждений.

Штраф за несвоевременную сдачу декларации: примеры расчетов и проводки

Общие положения

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того, что чиновники разработали и утвердили индивидуальные формы бланков по каждому фискальному обязательству, для каждого вида отчетности предусмотрен свой срок сдачи.

Если компания или предприниматель задержит отчет, например, забудет его отправить в ФНС, то ему выпишут штраф за несдачу декларации. Отметим, что сроки для большей части фискальных обязательств утверждены в НК РФ . Однако для региональных и местных налогов действуют исключительные правила. Так, власти субъекта или муниципального образования вправе регламентировать индивидуальные сроки предоставления фискальной отчетности, которые будут действовать только на территории данного региона или муниципального образования. Например, налог на имущество организаций, транспортный или земельный сбор.

Напомним, что для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены свои бланки и формы отчетности, а также предельные даты, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф за несданную декларацию или расчет. Причина несдачи роли не играет, наказания можно избежать только в исключительных случаях.

Размер штрафа за непредоставление декларации

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по определению размера наказания. Иными словами, размер штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации по любому налогу определяется по единому алгоритму.

Итак, ответственность за несвоевременную сдачу налоговой декларации определяется как 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства в бюджет. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или не полный. Однако общая сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации не может быть больше 30 % от суммы налога, неуплаченного в установленный срок, но и не меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ , Письме Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033.

Пример: расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации

ООО «ВЕСНА» предоставило в ФНС декларационный отчет по НДС за 3 квартал 2020 года с опозданием — 29.10.2019. Напомним, что последний срок предоставления НД по НДС за 3 кв. 2020 — до 25.10.2019.

Сумма налога на добавленную стоимость по отчету за 3 квартал составила 1 200 000 рублей. С просрочкой была перечислена в бюджет только третья часть от общей суммы — 400 000 рублей (1 200 000 / 3). Дата уплаты в ФНС — 29.10.2019.

Сдача НД по НДС и уплата была просрочены на 4 дня, следовательно, наказание за несвоевременное предоставление налоговой декларации будет рассчитано так:

Если бы ООО «ВЕСНА» уплатило НДС вовремя, то налоговики выписали бы штраф за несвоевременное предоставление декларации в размере 1000 рублей.

Например, ООО «ВЕСНА» отчиталось по налогу на прибыль за 3 квартал 2020 г. в срок 15.12.2019. Дата, регламентированная на законодательном уровне, — 29.10.2019.

Налоговики выставят штрафные санкции в сумме 200 руб. Причем размер наказания не зависит от времени просрочки и суммы авансового платежа.

Размер наказания можно существенно снизить. Для этого подготовьте обращение в ФНС. О том, как это сделать, мы рассказали в специальном материале «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию».

Наказания за другую отчетность

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие штрафные санкции:

  1. За нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ оштрафуют по 200 рублей за каждую несданную вовремя справку.
  2. За несданный расчет 6-НДФЛ положены санкции в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Если опоздать с предоставлением годовой бухгалтерской отчетности в ФНС, придется заплатить по 200 рублей за каждую непредоставленную форму.

А вот за срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам за несвоевременное предоставление декларации: 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания не может быть меньше 1000 рублей и больше 30 % от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах.

За несданную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М накажут по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

Составляем проводки

Итак, выше мы определили, какой штраф за неподачу налоговой декларации грозит компании. Теперь определим, какими проводками отразить в бухгалтерском учете данную операцию.

Начисление штрафа за несвоевременную сдачу декларации, проводки:

Уплату суммы в бюджет государства отразите записью:

Если наказание выписано за срыв отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что штрафы за несданные отчеты во формам 4-ФСС и СЗВ-М также следует относить на 69 бухсчет.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

Штрафы за несвоевременную сдачу деклараций

Сдача налоговой отчётности по итогам осуществления хозяйственно-экономической деятельности за истекший период является одной из основных обязанностей всех без исключения налогоплательщиков. По каждому фискальному обязательству кроме специально утверждённых бланков отчётов установлены также и свои сроки их подачи. Если организация или индивидуальный предприниматель их нарушат, и не отправят документы в ФНС вовремя, они будут вынуждены уплатить штраф.

Таким образом, под штрафом за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую понимают финансовую неустойку, которая выплачивается субъектом хозяйствования в бюджет вследствие несоблюдения ним норм действующего фискального законодательства.

Общие требования к подготовке и подаче налоговой документации

Согласно ст. 80 НК России, налоговой декларацией называют заявление субъекта хозяйствования, в котором фиксируются данные об объектах налогообложения, учтенных доходах в разрезе источников их формирования, понесённых расходах, фискальных льготах, рассчитанных налоговых платежах, а также иная релевантная информация, которая является основанием для начисления определённого вида налога и уплаты его в бюджет.

Фискальные документы готовятся и подаются предприятиями и ИП отдельно по каждому налогу, обязательному для этих субъектов, если другое не предусмотрено действующим законом. Так, например, согласно положениям ст. 80 НК РФ, субъект хозяйствования не должен предоставлять в ФНС декларации (расчёты) по тем видам фискальных обязательств, от выплаты которых он освобождён в связи с применением к нему специального режима налогообложения в части хозяйственной деятельности, проведение которой подразумевает использование налоговых льгот, или активов, задействованных при осуществлении такой деятельности.

Документация составляется в бумажном формате либо в электронном виде с последующей её передачей по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет плательщика или с применением ЭЦП через ОЭД.

В обязательном порядке декларация направляется вместе с документами, прилагаемыми к ней с целью выполнения требований НК России. Их можно предоставлять в электронном виде.

По ОЭД отчетность подают такие категории налогоплательщиков:

Компаниям, которым необходимо подать декларацию электронно, легче всего это сделать через обслуживающую бухгалтерскую компанию.

Граждане, которые сами рассчитывают и перечисляют в госбюджет налоги на доходы (ИП на общей системе налогообложения, адвокаты, нотариусы и пр.), физлица, которые получили требующий налогообложения доход (от продажи недвижимости и транспорта, сдачи в аренду жилья и автомобиля, выигрыши в казино или лотерею и т.п.), а также налоговые резиденты, заработавшие доходы за пределами Российской Федерации, по результатам календарного года обязаны готовить и направлять в НИ по месту регистрации декларацию 3-НДФЛ.

Отчитаться перед ФНС можно лично, отправить документы ценным письмом по почте или через Интернет.

Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики должны в установленном действующим законом порядке предоставлять в ФНС по месту постановки на учёт декларации (расчёты) в случаях, если это установлено действующим законодательством.

Обязательства налогоплательщиков по составлению и предоставлению отчетности и расчётов по актуальным налогам и сборам предусмотрены ч.II НК России в разрезе каждого из них, а неподача декларации в срок является правонарушением, которое влечет за собой наложение финансовых санкций.

Сроки подачи отчётов по преимущественному большинству фискальных обязательств урегулированы НК РФ. Так, годовая декларация по прибыли предоставляется субъектами хозяйствования не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

Что касается отчета 3-НДФЛ, отчитаться о полученных за 2019 г. доходах по общему правилу необходимо было до 30 апреля 2020 г. Указанный срок не распространяется на случаи подачи документа с целью получения налогового вычета.

Отметим, что администрирование местных и региональных налогов и обязательных платежей, как и регулирование сроков подачи обязательной отчётности по ним, относится к компетенции властей субъекта либо муниципального образования. Соответственно, данные индивидуальные правила будут действовать исключительно на территории конкретного региона (к примеру, земельные и транспортные сборы и т.п.).

Размер штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации

Подача декларации с нарушением сроков входит в категорию несоблюдения порядка сдачи обязательной отчётности. Величина штрафных санкций для всех компаний и предпринимателей в этих случаях регулируется едиными положениями и рассчитывается по одному и тому же алгоритму.

Так, согласно п.1 ст. 119, несвоевременная отправка налоговых отчетов влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 % от величины налога, указанного в отчете как сумма к уплате в бюджет, за каждый полный и не полный месяц. При этом размер граничной суммы финансовой ответственности не должен превышать 30 % от суммы неуплаченного в срок платежа. Нижняя граница санкций составляет 1000 руб.

Отсутствие начислений в отчетном периоде не освобождает налогоплательщика от финансовой ответственности – в таком случае ему придётся заплатить минимальную сумму штрафа за неподачу декларации в 1000 руб.

В эту же категорию также относят и нарушение способа подачи отчетности. В данном случае речь идёт о крупнейших налогоплательщиках и компаниях со среднесписочной численностью сотрудников 100 и более человек, которые обязаны подавать отчёты в электронном виде.

Налогоплательщик не освобождается от уплаты штрафа за декларацию даже если:

Для указанных выше случаев законом предусмотрено удержание минимального размера финансовых санкций – 1 000 руб. (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п.18).

По такому же принципу рассчитывается финансовая ответственность и за несвоевременно предоставленный расчёт по страховым взносам. В этом случае сумма штрафа также составляет 5 % от объема неоплаченных вовремя платежей, рассчитанных к уплате за последние три месяца. Границы штрафа – аналогичные: минимум 1 000 руб., максимум 30 % от расчетной суммы.

Кроме налогового законодательства ответственность за нарушение сроков подачи деклараций регулируется и КоАП. Так, согласно ст.15.5, данный проступок карается предупреждением или штрафом в сумме 300-500 руб.

Правильно рассчитать сумму штрафа можно с помощью онлайн-калькуляторов, которые размещены на специализированных ресурсах. Они дают возможность выбрать вид документа, указать дату фактической его отправки и объем рассчитанного налога, после чего произвести расчёт штрафных санкций к уплате в бюджет.

Чтобы отчетность сдавалась вовремя проще всего отдать бухгалтерию на аутсорсинг. В таких компаниях отвтетственность застрахована и штрафы больше не будут вашей заботой.

Штрафные санкции за непредоставление нулевого отчета

Как говорилось ранее, размер финансовой ответственности за непредоставление налоговой декларации рассчитывается как процент от суммы налогового платежа, начисленного к уплате в бюджет. При этом штрафной платёж не может составлять меньше 1000 руб. Так как субъект хозяйствования должен всегда отчитаться перед инспекцией, неподача даже нулевого отчета тоже является правонарушением и карается уплатой неустойки. В данной ситуации – это 1000 руб.

Ответственность за неподачу промежуточной отчётности

Согласно действующему законодательству, ряд налогов подразумевает предоставление налогоплательщиками отчетов не только по результатам налогового периода, но и по итогам каждого отчётного — обязательных промежуточных данных. Прежде всего речь идёт о налоге на прибыль (п.1 ст. 289 НК РФ), отчитываться по которому следует ежеквартально или ежемесячно.

При этом, согласно Пленуму ВАС РФ (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57), несоблюдение сроков подачи промежуточных отчетов должно наказываться не по п.1 ст. 119 (5 % от суммы не перечисленного в бюджет платежа, min 1000 руб., max 30%), а по п.1 ст. 126 НК России, то есть неустойкой в 200 руб., потому что такое нарушение расценивается как непредоставление документов и сведений, предусмотренных НК РФ для осуществления налогового контроля и проверки обоснованности величины налогооблагаемой базы.

Санкции за несвоевременную подачу или непредоставление 3-НДФЛ

В основном расчёт и удержание налогов с доходов физлиц осуществляют налоговые агенты – работодатели, финансовые и страховые компании, банки и т.д. Что касается доходов, полученных без их участия, ответственность по их декларированию возлагается на самих физических лиц.

По общему правилу к таким доходам относят поступления от продажи недвижимости и транспорта до истечения периода минимального владения указанным имуществом (3 года для автомобилей, 5 лет — для недвижимости), доходы от сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств, выигрыши в лотерею и казино, доходы, полученные за пределами Российской Федерации, доход от осуществления профессиональной деятельности нотариусов, адвокатов, полученные от неблизких родственников подарки и т.д.

Требования к составлению отчета 3-НДФЛ урегулированы НК России. Налоговый регистр следует подавать в ФНС до 30 апреля года, следующего за отчётным. В этот же срок подается и «нулевая» отчетность предпринимателей. Если по расчетным данным налог к уплате в бюджет не начислен, несвоевременная отправка или неподача документа грозит нарушителю выплатой штрафа за несдачу 3-НДФЛ в 1 000 руб.

В случае, если не была подана документация, согласно которой у физлица возникли обязательства перед бюджетом, такой нарушитель должен будет уплатить неустойку в размере 5 % от рассчитанной в документе суммы за каждый месяц просрочки (полный и неполный), но не более 30% совокупно.

При этом, если вместе с непредоставлением отчетности налог также не был оплачен в срок до 15 июля, физлицу грозит штраф в объеме 20 % от суммы фискального платежа. Это наказание применяется только в случае, если ФНС сама установила неуплату. Если до получения уведомления от инспекции лицо самостоятельно внесло обязательный платеж, основания для взыскания этой неустойки будут исчерпаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *