Как будут проходить проверки бизнеса с 2021 года. Изменения в законодательстве

С 2021 года изменилось законодательство в сфере проверок бизнеса. Знать о нововведениях будет полезно малым и средним предпринимателям, а также всем тем, кто по роду деятельности имеет постоянные контакты с контрольно-надзорными органами.

📋 Изменения в законодательстве о проверках на 2021 год

Приоритет отдан профилактическим, а не контрольно-надзорным мероприятиям.

Возможно по решению инспекционных органов, с помощью аудио- и видеосвязи.

На 2021 год малый бизнес освобождается от проверок (но есть ряд исключений).

Вводится ряд дополнительных проверок.

💡 Новый закон о государственном и муниципальном контроле

Суть: новый Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года и приносит с собой множество изменений. Так, срок проведения выездных и документарных проверок будет составлять не более 10 дней. Прежний максимальный срок составлял 20 дней. Новые правила применяются в том числе и в отношении проверок, которые были запланированы на 2020 год, но по факту перенесены и начнутся после 30 июня 2021 года.

Все плановые выездные проверки, которые должны проводиться 1 июля и позднее, по решению контролирующих органов могут быть заменены на инспекционный визит. Это новая форма контроля, прописанная в ст. 70 ФЗ №248.

Инспекционный визит представляет собой визит проверяющего на объект контроля, при этом юрлицо или ИП обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в помещение, здание, сооружение. Срок инспекционного визита в отношении одного объекта составляет 1 день. Предварительного уведомления для него не требуется.

В ходе инспекционного визита проверяющий имеет право проводить опросы и осмотры, брать письменные объяснения, требовать предоставления необходимых документов и проводить инструментальное обследование. Внеплановый инспекционный визит возможен только по решению прокуратуры.

Новый закон распространяется не на все виды контроля. Реформа не затронет таможенный, валютный и налоговый контроль, контроль в сфере госзакупок, контроль за кредитными и банковскими организациями, контроль за соблюдением антимонопольных норм и т. д. Полный список сфер, к которым не применяются новые нормы, указан в ч. 4 ст. 2 ФЗ №248.

Согласно ст. 8, теперь законодательно закреплен приоритет профилактических мероприятий над контрольно-надзорными мерами для уменьшения риска причинения вреда. Предполагается, что это подтолкнет юрлиц и ИП к соблюдению обязательных законных требований и минимизирует возможную выгоду от их нарушения.

К профилактическим мероприятиям отнесены:

‍ Возможность проводить проверки дистанционно

Суть: в течение всего 2021 года плановые проверки юрлиц и ИП разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи. Это не значит, что проверки будут проходить только в дистанционном формате – решение о целесообразности подобного или о проведении традиционного инспекционного визита принимают соответствующие контрольно-надзорные органы.

При этом в ежегодный план проверок в 2021 году не будут включаться проверки в отношении юрлиц и ИП, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства и, соответственно, включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Решение о проведении плановых проверок в дистанционном формате было принято для сдерживания распространения коронавирусной инфекции. Подобные ограничения уже действовали в середине 2020 года – тогда в разгар пандемии максимально сокращалось очное взаимодействие проверяющих инспекторов и предпринимателей.

✅ Приостановление плановых проверок малого бизнеса

Суть: как уже упоминалось выше, представители малого бизнеса, сведения о которых включены в реестр субъектов малого предпринимательства, освобождаются от плановых проверок в 2021 году.

Однако есть ряд исключений, предусмотренных п. 8 Постановлением Правительства №1969. Данный пункт содержит полный перечень исключений, по которым малый бизнес не освобождается от проверок. Среди них:

Мораторий на проверки бизнеса: как заявить о правах на него

В последние годы в России на уровне властных структур начали поддерживать бизнес, особенно малый и средний. Одной из беспрецедентных мер такой поддержки стало введение моратория на проведение проверок в отношении этой категории предпринимательского сообщества. Запрет на контрольные мероприятия введен с начала 2016 года и продлится вплоть до 2019 года. Есть предпосылки к тому, чтобы продлить его еще на четыре года.

Также хорошей новостью для бизнеса стало применение рискоориентированного подхода при проведении аудита – когда глубина анализа, а значит и размер санкций, зависят от того, к какой категории опасности относится предприятие. Сами бизнесмены оценили это нововведение позитивно. Но все ли так просто? На кого конкретно распространяются эти «каникулы»? По какому принципу проводятся проверки малого бизнеса в 2018 году? Что делать, если налоговики, несмотря на запрет, нагрянули с проверкой?

Главное условие действия мониторинга – предприятие должно относиться к категории малых или средних. По каким критериям это можно определить?

Предпринимателям с такими условиями (которые, кстати, являются основанием для включения в единый реестр юрлиц, что также дает определенные преимущества) можно еще на полтора года расслабиться – федеральным законодательством они освобождаются от проверок. Существует также перечень предприятий, которым такой подарок не достался – они входят в список исключений.

Какие проверки отменяет мораторий

Как заявить о правах на действие моратория?

Направить в структуру, которая занималась утверждением плана аудита, заявление с требованием исключить предприятие из него. Обоснованием такой просьбы должен стать пакет документов, в который войдут:

В случае если аудит уже стартовал, владелец бизнеса имеет полное право предъявить инспектору требования о его прекращении, обосновав это документами, подтверждающими принадлежность его фирмы к категории малого и среднего бизнеса (список документов – тот же, что и в первом пункте). При этом, даже если за время аудита налоговик выявил какие-либо нарушения, никаких санкций за это предпринимателю не грозит – вынесенное инспектором решение признается недействительным.

Мораторий действует уже полтора года, и промежуточные экспертные отзывы о нем исключительно позитивные. Такие «каникулы» позволяют во много раз снизить административное давление на бизнес-сообщество, исключить бюрократические препоны и дать возможность развиваться, не боясь необоснованных санкций со стороны заинтересованных структур. Именно эти факты стали основанием для разговоров о продлении срока действия моратория до 2022 года.

Какие проверки могут быть у ИП в 2021 году и что нужно знать

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о проверках, с которыми могут встретиться индивидуальные предприниматели.

Сегодня вы узнаете:

Содержание

Проверки ИП в 2021 году

ИП без проверок – возможно ли такое?

До 2016 года индивидуальные предприниматели находились под строгим надзором государства, а штрафы, налагаемые на малый и средний бизнес, практически не отличались от штрафов для крупнейших предприятий. Разумеется, такое не могло продолжаться без возмущений общества.

Недавно в системе проверок ИП начались изменения. Прежде всего, в феврале 2016 года Минэкономразвития вынесло на обсуждение предложение о замене первого штрафа для ИП на предупреждение.

Также уже действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который с января 2016 года до конца 2018 года отпустил большую часть ИП на «проверочные каникулы».

Большинство проверок регламентируются Федеральным Законом №294.

Мораторий действовал на все плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда иных ведомств, которые ранее осуществлялись раз в три года.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2021 по 31 декабря 2021 года.

Основания для проверок

Проверки ИП бывают как плановыми, определенными заранее, так и внеплановыми, по одному из возможных оснований:

  1. Истечение срока, назначенного на исправление нарушений после предыдущей проверки.
  2. Поступление в контролирующие органы свидетельств или жалоб о нарушениях предпринимателем прав потребителей, сотрудников и других норм.
  3. Требование прокурора и приказ руководителя контролирующего органа.

Но даже о внеплановой проверке предпринимателя обязаны предупредить не позднее чем за сутки. Исключение составляют чрезвычайные происшествия и случаи, когда ИП подозревается в причинении вреда здоровью людей, животных или экологии.

План проверок

График плановых проверок можно найти на сайте Генеральной прокуратуры. Там можно узнать о предстоящих проверках по ИНН, ОГРНИП и другим реквизитам компании.

Не всем фирмам повезло освободиться от плановых проверок. Некоторые не были исключены из плана.

К ним относятся:

Виды проверок

Любые проверки делятся на выездные и документарные. Как уже понятно из названия, в первом случае аудиторы лично посещают предприятие, во втором – лишь запрашивают на проверку пакет документов. Одна проверка может вытекать из другой. Например, инспектор начинает с проверки документов, но обнаружив спорные моменты, заявляет о своем намерении посетить рабочее место ИП.
Перечислим основные инстанции, осуществляющие проверки ИП:

Вне зависимости от контролирующего органа, инспекция обычно начинается с проверки регистрации ИП, всех учредительных документов, лицензий и итогов предыдущих проверок.

Налоговая проверка

Регламентирующий закон: статья 14 Налогового Кодекса РФ.

Особый интерес у налоговиков вызывают предприниматели, указывающие слишком низкую заработную плату сотрудникам или долгое время работающие в убыток.

Запрещено повторно проверять предпринимателя по тому же налогу за тот же период.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

Ревизия может длиться два месяца, или быть продлена до шести в следующих случаях:

Помимо налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, проверяются и другие документы:

Читайте также:  Безвозмездное оказание услуг между юридическими лицами

Организуется тщательная проверка доходов и расходов, влияющих на сумму оплачиваемого налога. Режимы налогообложения, не зависящие от фактической прибыли реже подвергаются внеплановым налоговым проверкам. Поэтому проверки ИП на ЕНВД реже заканчиваются штрафами.

Налоговая проверка бывшего ИП тоже допустима – в течение трех лет со дня ликвидации.

Проверка закрытого ИП может быть также названа итоговой, ее цель – выявить несоответствия, недоплату налогов. В том числе осуществляется проверка задолженности, которая могла остаться за предпринимателем.

Проверка Роспотребнадзором

Регламентирующие акты: «Положение о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей» за Постановлением Правительства РФ номер 322 от 30.06.2004 года.

Проверке подлежат все предприятия, предоставляющие услуги или продающие товары населению. Перечень проверяемых моментов очень широк.

Назовем самые популярные:

Сегодня Роспотребнадзор проверяет не только работу с потребителями, но и соблюдение санитарных норм на предприятии. Чаще всего подобные проверки навещают продуктовые магазины и заведения общепита.

Трудовая инспекция

Роструд контролирует соблюдение прав наемных работников. Очень часто основанием для внеплановой проверки служат жалобы сотрудников.

Также под строгий надзор попадают следующие работодатели:

Проверке подлежат все кадровые документы:

Соответствовать нормам найма сотрудников несложно – достаточно тщательно изучить Трудовой Кодекс РФ.

Пожарная инспекция

Инспекторы от МЧС проверяют документацию по противопожарной безопасности на предприятии и наличие средств борьбы с огнем и предотвращения возгорания.

Наиболее востребованные проверкой документы:

В помещении пожарная выездная инспекция проверяет:

Важно помнить, что не так страшен штраф от пожарной инспекции, как урон от пожара, случившегося из-за нарушения норм.

Проверка Ростехнадзором

Инспекция Ростехнадзора выдает лицензии и проверяет многие виды деятельности, предполагающие использование природных ресурсов и взаимодействующие с опасными производственными объектами (проектирование, монтаж, транспортировка и так далее).

Предмет проверки: соблюдение требований законодательства в области промышленной безопасности.

Все возможные нарушения, как правило, устраняются предпринимателем перед получением лицензии, а для дальнейших проверок достаточно поддерживать соблюдение всех требований.

Прокурорская проверка

Проверка прокуратурой производится исключительно на основании информации о нарушениях ИП, не попадающих под контроль другого государственного органа. Если это возможно – прокуратура обязана делегировать полномочия проверяющего другому ведомству, в остальных случаях она может проводить проверку самостоятельно.

Без информации о нарушениях, поступившей от граждан, других юридических лиц или СМИ, прокуратура не может инициировать инспекцию. Поэтому предпринимателям, не нарушающим закон, не стоит ее опасаться.

Прокурор проверяет достоверность жалобы на ИП и, если нарушение подтверждается, в зависимости от его тяжести ИП может быть выдано предписание об исправлении ситуации или возбуждено судебное дело.

Как избежать штрафа

Разумеется, самый верный способ избежать после проверки штрафа – не нарушать закон. Довольно сложно, но все-таки возможно вести бизнес, соблюдая все нормы законодательства.

Первым делом необходимо изучить законы. Самые распространенные штрафы, налагаемые на предпринимателей по результатам государственных инспекций, собраны в 14 главе Административного Кодекса РФ.

Уголовный Кодекс тоже нельзя упускать из внимания. Например, по статье 199 можно получить до 6 лет лишения свободы за уклонение от уплаты налогов.

Что делать предпринимателю во время проверки

Хорошо, если на предприятии действует строгий пропускной режим – так инспекторы не смогут начать выездную проверку без присутствия руководителя. В иных ситуациях стоит быть осторожным.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В связи с этим предпринимателю необходимо:

Выездная проверка в отсутствии ответственного лица возможна только в чрезвычайных ситуациях, в случаях причинения вреда здоровью граждан, животных.

Прежде чем инспекция начнет выездную проверку, предпринимателю нужно проверить их:

  1. Ознакомиться с удостоверениями проверяющих (данные можно на всякий случай переписать).
  2. Принять под роспись и изучить копию приказа о проверке. В нем должны быть указаны цели проверки, виды контрольных мероприятий, состав проверяющей комиссии, дата проведения и прочие условия.

Если все документы верны, не стоит препятствовать проверке, за это можно получить дополнительный штраф.

Если проверка проводится в рамках уголовного дела, проверяемый имеет право не отвечать на вопросы до приезда своего адвоката и не подписывать документов (даже акта проверки).

Проверяемый обязан предоставить инспекторам доступ ко всем документам и помещениям, связанным с предметом проверки.

Журнал проверок заводится на предприятии по желанию руководителя. Его наличие поможет контролировать частоту проверок и многие другие факторы.

Акт проверки

Итогом проверки становится акт, в котором фиксируются все проведенные мероприятия и обнаруженные нарушения. Подпись предпринимателя под актом означает его согласие со всем, что там описано.

ИП имеет право вносить в акт проверки свои возражения.

Внесение в акт обоснованных возражений увеличивает шансы предпринимателя на обжалование результатов проверки. Поэтому прежде чем подписывать акт, необходимо тщательно его изучить.

Присутствие во время проверки юриста дает дополнительную гарантию в соблюдении всех прав ИП.

Если нарушена процедура проверки

Любую проверку бизнеса проводят люди, а все люди, как известно, могут иногда ошибаться. Небольшое отступление от установленной законом процедуры проверки может сыграть на руку бизнесмену – результаты такой инспекции можно оспорить.

Проверка может быть признана незаконной если:

Как оспорить результаты

Не стоит бояться обращаться в суд, чтобы оспорить результаты проверки, проведенной с нарушениями.

Прежде всего свои замечания необходимо внести в акт проверки. Это значительно поможет поставить суд на свою сторону.

Подать заявление в арбитражный суд можно в течение трех месяцев с даты нарушения.

В заявлении указываются:

Статистика показывает, что все больше исков заканчиваются в пользу предпринимателей. Через суд можно не только признать недействительными результаты проверки и выписанные штрафы, но и получить компенсацию.

Также недовольный действиями инспектора предприниматель имеет полное право подать на него жалобу вышестоящему руководителю. Жалобу нужно написать в двух экземплярах, обязательно указать адрес для ответного письма и отнести документ в учреждение, проводившее проверку. Один экземпляр с отметкой секретаря о получении остается у заявителя. Если через десять дней ответ так и не поступит, можно обращаться в арбитражный суд.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Прокуратура разъясняет: «Объявлен мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства»

Прокуратура республики (Республика Ингушетия). 20 апреля 2020

В целях защиты здоровья населения и нераспространения короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мораторий не распространяется на проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки, разрешенные к проведению Правительством Российской Федерации.

Ограничения на осуществление внеплановых мероприятий по контролю (в том числе в части согласования с прокурором)установлены постановлением в отношении остальных категорий, хозяйствующих субъектов и определено, что в 2020 году плановым проверкам могут быть подвергнуты лишь те из них, чьи деятельность и (или)используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношений которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

В силу пункта 5 постановления установленные ограничения контрольно-надзорной деятельности распространяются на все виды, государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Закона № 294-ФЗ (в том числе перечисленные в частях 31 и 4 статьи 1, за исключением налогового и валютного контроля). Постановлением также определен порядок завершения назначенных, но не проведенных мероприятий по контролю.

С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон, который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

Пробежимся по основным изменениям.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.

Читайте также:  Как оформить и получить гражданство Киргизии

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.

Определены способы сокращения количества проверок

Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Защита малого бизнеса от проверок

Любой бизнесмен подвергается проверке множеством надзорных инстанций: Роспотребнадзором, Ростехнадзором, МЧС, УГАДН, региональными, муниципальными органами контроля. Отметим, что при неправомерных действиях обычно больше страдает малый и средний бизнес. Поэтому предлагаем рассмотреть рекомендации и пояснения, которые будут полезными при оказании таким субъектам правовой помощи. Далее поговорим, каким образом должна выстраиваться защита малого бизнеса от проверок.

  1. Рекомендации о том, как должна строиться защита малого бизнеса от проверок
  2. Защита малого бизнеса от проверок полицией
  3. Защита малого бизнеса от проверок в 2020 году

Рекомендации о том, как должна строиться защита малого бизнеса от проверок

Одно из ключевых положений в правовом регулировании вопросов правовой защиты юридических лиц, ИП принадлежит ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Но давайте сразу обозначим, на какую область он распространяется, так как это будет важно для защиты малого бизнеса от проверок.

В деле защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что ст. 1 вышеупомянутого ФЗ гласит: его нормы, фиксирующие порядок подготовки и осуществления контролирующих мероприятий, не могут быть применены:

  1. К действиям, направленным на контроль, если для этого не нужна помощь инстанций, осуществляющих надзор на государственном, муниципальном уровне с юридическими лицами, ИП. А также когда от перечисленных лиц не требуется предоставления данных, исполнения требований, обозначенных соответствующими органами.
  2. Во время осуществления оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия.
  3. При прокурорском надзоре (помимо осуществления проверок по приказу прокурора соответствующими инстанциями государственного, регионального уровня), правосудии, ведении административного расследования также действует временная защита малого бизнеса от проверок.
  4. При производстве по делам о несоблюдении антимонопольного законодательства РФ.
  5. При выяснении причин, по которым произошли аварии, несчастные случаи на производстве, инфекционные, массовые неинфекционные заболевания (отравления, поражения) людей, животных, растений, причинен вред экологии, имуществу граждан, юридических лиц, государственному, муниципальному имуществу.
  6. При выяснении причин, по которым имели место чрезвычайные природные, техногенные ситуации и потребовалась дельнейшая ликвидация их последствий.
  7. К действиям, целью которых является недопущение незаконного применения инсайдерских данных, манипулирования рынком.

Одним из обязательных пунктов защиты малого бизнеса от проверок является понимание предпринимателей, что по ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель, уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право:

  1. Наблюдать за осуществлением мероприятий по контролю, отвечать на вопросы, относящиеся к объекту проверки.
  2. Получать от представителей надзорных инстанций информацию, относящуюся к объекту проверки, когда ее предоставление предусмотрено законом в рамках защиты малого бизнеса от нарушений во время проверок.
  3. Знакомиться с итогами мероприятий, а также указывать в акте проверки факт ознакомления, согласия/несогласия с ними, а также с рядом действий осуществляющих контроль должностных лиц.
  4. В рамках защиты малого бизнеса обжаловать в административном/судебном порядке действия или их отсутствие в работе проверяющих, результатом которых стали нарушение прав юридического лица, ИП.

Отметим, что если во время проверки представители контролирующей инстанции допустили серьезные нарушения, ее итоги не могут быть восприняты как доказательства нарушения закона хозяйствующим субъектами, то есть в рамках защиты малого бизнеса от проверок должны быть отменены вышестоящим органом либо судом по заявлению бизнесмена.

Чтобы легче было вести защиту своего малого бизнеса от нарушений при проверках, отметим, что грубыми нарушениями считаются: несоблюдение частоты ведения плановых проверок, осуществление контрольных мероприятий без оснований, несоблюдение срока уведомления и проведения проверок, начало мероприятий без распоряжения, запрос документов, не имеющих отношения к объекту контроля, осуществление мероприятий без распоряжения/приказа руководства соответствующего органа, непредставление акта.

Совершение данных нарушений карается административной ответственностью в качестве защиты малого бизнеса от проверок. К данной ответственности привлекаются представители контролирующих инстанций по ст. 19.6.1 КоАП РФ «Несоблюдение должностными лицами органов государственного надзора требований законодательства о государственном надзоре».

Также для защиты малого бизнеса от проверок важно знать, что делать в ситуации, при которой от бизнесмена требуют получить разрешения, заключения и другие документы, выдаваемые инстанциями государственного и местного уровня для ведения коммерческой деятельности.

Дело в том, что, для того чтобы приступить к ведению некоторых типов предпринимательства, не нужны лицензии и другие разрешения. Требуется только уведомление о начале коммерческой деятельности. Данные типы обозначены в ст. 8 Закона № 294-ФЗ, их необходимо знать для защиты малого бизнеса от проверок.

От юридических лиц, ИП требуется только уведомить о начале ведения перечисленных видов деятельности – это правило является важным в деле защиты малого бизнеса от проверок. Для этого информация передается в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере, как только была получена государственная регистрация, проведена постановка на учет в налоговом органе. Данные действия необходимо выполнить до выполнения работ либо оказания услуг.

В соответствии со ст. 27 Закона № 294-ФЗ с 01.01.2011 юридические лица, ИП имеют право направлять данную информацию в уполномоченный орган в электронном формате с электронной цифровой подписью по нормам, установленным Правительством РФ, – это также важно помнить для защиты малого бизнеса от необоснованных проверок. Также с 1 января 2013 г. допускается представление такого уведомления через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 35 и ч. 2 ст. 41 Закона № 133-ФЗ от 28.07.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»).

Порядок уведомления о начале названных типов деятельности определен постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов деятельности». В отношении иных типов продолжают действовать нормы ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Теперь обсудим, как поступить в рамках защиты малого бизнеса от проверок, когда к вам пришли представители контролирующих инстанций для осуществления плановой либо внеплановой проверки.

Как гласит ст. 12 Закона № 294-ФЗ первый этап выездной проверки – это предъявление служебного удостоверения представителями органа государственного, муниципального контроля, что является необходимой частью защиты малого бизнеса от проверок. После чего обязательно следует ознакомление руководителя либо другого официального представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя с распоряжением либо приказом руководителя (его заместителя) органа государственного, муниципального контроля о начале выездных мероприятий по надзору. Здесь указываются полномочия осуществляющих выездную проверку лиц, цели, задачи, основания для мероприятий. Необходимо изучить виды, объемы последних, экспертный состав, участвующий в данной проверке малого бизнеса, сроки и условия ее осуществления, чтобы быть готовым, если в дальнейшем понадобится защита малого бизнеса.

Проверка может быть начата лишь после получения распоряжения либо приказа руководителя контролирующей инстанции. Для защиты малого бизнеса от проверок предпринимателю необходимо ознакомиться с данным документом и только после этого представлять затребованные проверяющими бумаги.

Читайте также:  Оформление приказ об изменении режима работы в 2021 году

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, каждому бизнесмену важно помнить, что представители соответствующей инстанции не наделены правом:

Защита малого бизнеса от проверок полицией

Взаимодействие руководителей предприятий с сотрудниками полиции во время проверок регулируется ФЗ № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Подчеркнем, что одним из правил действующих при защите малого бизнеса от проверок считается такой факт: по просьбе проверяемого полицейские должны предоставить ему копию протокола. Протокол относится к бланкам строгой отчетности, поэтому снабжается учетным номером.

Если сотрудник полиции отказывается предоставить копию протокола, поступите таким образом, чтобы осуществить защиту малого бизнеса от проверки: поставьте прочерки в незаполненных графах; внесите в бланк протокола информацию о том, что данный сотрудник отказался дать копию протокола, несмотря на просьбу; впишите «с протоколом не согласен», поставьте дату под подписью.

Чтобы вести грамотную защиту малого бизнеса от проверок, помните, что сотрудник полиции имеет право проверять такие документы:

Сотрудники полиции налагают взыскания за следующие нарушения при проверке малого бизнеса:

Защита малого бизнеса от проверок в 2020 году

Плановые проверки как вид контроля со стороны государства нередко оказываются тяжелым испытанием для предпринимателей. Поэтому недавно вышедший Федеральный закон, изменяющий правила осуществления таких мероприятий, будет интересен всем лицам, связанным с бизнесом, и поможет вести защиту малого бизнеса от незаконных проверок.

ФЗ от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием, одобрен Президентом России.

Перечислим наиболее серьезные изменения:

  1. Теперь обеспечена защита малого бизнеса от проверок в течение трех календарных лет: с начала 2016 года до конца 2018 года. Конечно, это повод для радости, но важно понимать, что правило относится не ко всем:
  1. Если предприниматель увидел себя в списке плановой проверки, а его не должны проверять по новому закону, он имеет право в качестве защиты малого бизнеса от проверок потребовать от надзорного органа исключить его из данного ежегодного перечня.
  2. Теперь представители проверяющих органов обязаны разъяснять всем контролируемым лицам содержание обозначенных выше положений в рамках защиты малого бизнеса от незаконных проверок. Если бизнесмен предоставляет документы, подтверждающие, что его дело входит в субъекты малого бизнеса, проверка прекращается.
  3. Надзорные мероприятия не могут отменяться в ряде «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности, пожарного надзора, безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, работающих с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями 1 или 2 класса опасности, а также экологического надзора, где проверяются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности, использования атомной энергии; в области охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля деятельности аудиторских фирм. Это разумно, так как нарушения в данных сферах могут повлечь за собой серьезные риски и жертвы.
  4. Ведение плановой проверки, при которой не соблюдаются вновь принятые правила, является грубым нарушением требований законодательства. То есть такие результаты мероприятия недействительны, об этом важно помнить, осуществляя действия по защите малого бизнеса от проверок.
  5. В ФЗ № 294-ФЗ внесен термин «риск-ориентированный подход» при организации проверок. Он внедряется для снижения затрат на осуществление проверки, причем и для контролирующих инстанций, и для проверяемых предпринимателей. Дело в том, что теперь деятельность подконтрольных субъектов распределяется по классам опасности (оценивается уровень возможных отрицательных последствий нарушения) или категориям риска (проверяется возможность нарушения требований). Показатели, по которым деятельность относится к определенной категории, фиксирует Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе вступают в силу с 1 января 2018 года.
  6. Три года предприниматель малого бизнеса, не относящийся к исключениям, может не волноваться – государственные проверки его не коснутся. Но для защиты малого бизнеса от проверок рекомендуем подробно изучить новую информацию, чтобы быть готовым, если представители проверяющих органов все же появятся у вас в компании.
  7. Также лучше помнить, что при внеплановой проверке малого бизнеса, причиной которой может стать обращение заинтересованного лица, сослаться на новые правила с целью защиты не удастся.

Конечно, нередко сложно понять, попадает ли под действие описанного выше моратория по защите малого бизнеса начатая у вас проверка. Как поступить, если, несмотря на мораторий, к вам пришли для проверки; как вести себя во время мероприятий по пожарному надзору или визитов представителей налоговой. Поскольку при защите малого бизнеса от проверок возникает столько сложностей, наиболее полную защиту прав и интересов вам могут обеспечить специалисты нашей юридической фирмы.

Если вы считаете, что мораторий отменяет выездные налоговые проверки компаний в 2021 году, то прочитайте эту статью

Заголовки в СМИ кричат, что в 2021 году проверок бизнеса не будет, потому что из-за коронавируса Правительство ввело на них мораторий.

Многие из вас обрадовались, решив, что речь обо всех проверках, в том числе выездных налоговых.

Но увы, уважаемые бизнесмены, выездные налоговые проверки будут. Мораторий на них не распространяется. Давайте расскажем подробнее.

В России есть государственный и муниципальный контроль. Это про проверки разных контролирующих органов, например:

Так вот, это вообще не про налоговую. То, что делает налоговая — это налоговый контроль. И он в государственный и муниципальный контроль не входит (точнее, входит, но выведен из списка государственного и муниципального контроля как исключение).

Постановления Правительства от 03.04.2020 № 438, от 30.11.2020 № 1969 и т.д. о так называемых «мораториях» изданы в рамках законов о государственном и муниципальном контроле:

а значит, на проверки налоговой эти моратории не распространяются.

Налоговая в 2021 году будет проводить выездные налоговые проверки как обычно. А вы хотели, чтобы государство отказалось от возможности собрать деньги в бюджет? Ну вы же не первый день живёте в России…

Но это не все. Моратории запрещают только плановые проверки этих ГИТов, МЧС, Роспотребнадзора и т.д. Но есть же ещё внеплановые. А на внеплановые проверки мораторий не распространяется. Это значит, что контролирующие органы могут прийти и в 2021 году, проводя внеплановую проверку. Если будут основания для внеплановой проверки, конечно.

Выводы

Выездные налоговые проверки в 2021 году будут.

Внеплановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля в 2021 году будут.

Обратитесь к нам, в адвокатскую коллегию «Налоговые адвокаты».

Не допускайте ошибок: возврат займа имуществом облагается НДС

Продажа товара зависимому ИП по сниженным ценам — это не схема, решил суд

Коммерческая тайна: как предотвратить обыск в офисе до его начала и законно «развернуть» следователя, если он придет изымать документы и электронную информацию

Появилась новая возможность доказать свою правоту в споре с инспекцией?

Подготовка к выездной налоговой проверке на конкретном примере. Часть 1

Предпроверочный анализ — ФНС уже знает о вас всё

Напишите нам письмо

Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.

Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.

Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).

Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.

Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.

Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.

Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.

Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.

Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.

Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *