Односторонний отказ от исполнения контракта 44 ФЗ

Разберемся, возможно ли одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком, и как это сделать.

Виды расторжения

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне. Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Инструкция по одностороннему отказу от исполнения госконтракта

Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта 44-ФЗ — это способ прекратить выполнение обязательств по договору. Это право есть и у поставщика.

Скачать образец решения о расторжении контракта в одностороннем порядке (44-ФЗ) из КонсультантПлюс
Скачать образец решения об одностороннем расторжении из ЕИС
Скачать образец уведомления об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке по 44-ФЗ
Скачать бланк решения об отмене решения об одностороннем расторжении
Скачать бланк обращения в ФАС для включения поставщика в РНП

Односторонний отказ от исполнения госконтракта: инструкция для заказчика

Вот как происходит расторжение в одностороннем порядке по 44-ФЗ по шагам после всех изменений 2021 года:

  1. Выявляем основания для расторжения.
  2. Решаем расторгнуть.
  3. Уведомляем нарушителя.
  4. Проверяем, что он надлежащим образом уведомлен.
  5. Отменяем решение, если исправил недостатки.
  6. Расторгаем госконтракт.
  7. Заключаем новую сделку со вторым участником.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как расторгнуть контракт по 44-ФЗ в одностороннем порядке заказчиком в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

Шаг № 1. Выявляем основания

Такая процедура, как односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, проводится, если есть основания, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ:

Заказчик вправе провести отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке (44-ФЗ), если есть такие основания, закрепленные в Гражданском кодексе и госконтракте. Это указано в ч. 9 ст. 95 44-ФЗ. Существует мнение, что в госконтракте указывается конкретный перечень оснований. Его подкрепляют ссылкой на письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016. В этом документе указывают на целесообразность, а не на обязательность таких мер.

Собрали основания для одностороннего расторжения по Гражданскому кодексу в таблицу.

Основание для расторжение заказчиком контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядкеНорма ГК
Поставщик не передает товарП. 1 ст. 463
Товар поставлен без документов, как пример — без технического паспорта, и поставщик в установленный заказчиком срок не исправил этот недостатокСт. 464
Поставщик неоднократно нарушил сроки поставкиП. 2 ст. 523
Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, и заказчик потерял интерес к выполнению обязательств по договоруП. 3 ст. 708
Подрядчик не начал работы вовремя или проводил их настолько медленно, что не закончил их своевременноП. 2 ст. 715
Подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки работ или эти недостатки существенны и неустранимыП. 3 ст. 723

В гражданском законодательстве есть норма, которая разрешает отказаться от договора на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет. Это закреплено в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК. Рекомендуем не пользоваться этими нормами без существенного нарушения условия выполнения обязательств со стороны исполнителя.

Если проводили экспертизу и привлекали сторонних экспертов или экспертные организации, то расторгайте госконтракт при условии, что экспертиза подтвердила существенный характер нарушений. Это указано в ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 2. Решаем расторгнуть

Законодательством не утверждена форма для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Составляйте ее в произвольной форме. Рекомендуем отразить такие сведения:

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, в течение какого срока заказчик должен разместить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в ЕИС, — 3 рабочих дня с даты принятия этого решения.

Шаг № 3. Уведомляем поставщика о решении

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что надлежащим уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ считается, если сделали 3 действия:

  1. Опубликовали электронную версию решения в ЕИС. Для этого есть специальный реестр дополнительной информации о закупках, госконтрактах.
  2. Отправили решение заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в госконтракте.
  3. Отправили решение любым из способов: телеграммой, по факсу, на электронный адрес, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Сделайте это в течение трех рабочих дней с даты, когда решили расторгнуть госконтракт. Если этого не сделаете, рискуете получить штраф по ч. 3 ст. 7.30 за неразмещение необходимой информации в ЕИС. Для должностного лица санкция — до 50 000 руб., а на юрлицо — до 500 000 руб.

Шаг № 4. Проверяем надлежащее уведомление

Датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ считают день, когда:

В п. 16 Обзора судебной практики от 28.06.2017 Верховный Суд сделал выводы, что для расторжения достаточно доказать, что поставщик получил решение о расторжении (например, подтверждение о вручении заказного письма). Тогда уведомление надлежащее, а госконтракт расторгнут, даже если не действовали в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ. К примеру, не выложили решение в ЕИС.

Шаг № 5. Отменяем решение

Отмените решение о расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ, если за 10 дней с даты надлежащего уведомления исполнитель устранил нарушение и возместил расходы на экспертизу (если она проводилась). Не отменяйте решение, если расторжение госконтракта связано с повторным нарушением. Это указано в ч. 14 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 6. Расторгаем

В ч. 13 ст. 95 44-ФЗ указано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым, вступает в силу после 10 дней после даты надлежащего уведомления, если это решение не отменили. Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта по 44-ФЗ:

  1. Выложите информацию о расторжении в реестр госконтрактов за пять рабочих дней с даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 2 ст. 103 44-ФЗ.
  2. Отправьте информацию об исполнителе в ФАС, чтобы внести его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) за три рабочих дней после даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 6 ст. 104 44-ФЗ.

Шаг № 7. Заключаем новый контракт со вторым участником

После расторжения заключайте новую сделку без проведения тендера. Эта сделка совершается с участником, которому присвоен второй номер. Главное, чтобы контрагента внесли в РНП. При заключении нового соглашения соблюдайте требования ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст. 95 44-ФЗ. Участник, с которым заключается новый контракт, соглашается его исполнить и обеспечивает его.

ФАС подготовила памятку по одностороннему расторжению в помощь заказчику.

Когда поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке

По 44-ФЗ процедура одностороннего отказа от исполнения контракта возможна для заказчика и поставщика. Если в контракте есть условие о праве заказчика отказаться от исполнения в одностороннем порядке, это автоматически разрешает расторгнуть контракт контрагенту. Это указано в ч. 19 ст. 95 44-ФЗ. Инструкция, как расторгнуть госконтракт без последствий для поставщика и по его инициативе, аналогична порядку, который установлен законом о контрактной системе для заказчика.

Ближайшие изменения

ФАС планирует разрешить подрядчику обжаловать расторжение контракта по инициативе заказчика (44-ФЗ) в ФАС в течение 5 рабочих дней после того, как он решил это сделать.

Нюансы одностороннего расторжения государственных контрактов

На сегодняшний день, участились случае злоупотребления государственными заказчиками, предоставленной им Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) , возможности одностороннего расторжения контрактов с подрядчиками.

Односторонне расторжение контракта влечет для подрядчика – включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), т.е. потерю репутации компании и как следствие потерю возможности участия в государственных торгах, проводимых по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ, сроком на срок 2 года, а также несет для подрядчика финансовые потери в виде наложенных заказчиком штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта.

С целью повышения правовой грамотности подрядчиков, считаю весьма полезным обозначить основные нюансы порядка расторжения контракта, которые чаще всего нарушаются стороной заказчика и как следствие, дают грамотным, с правовой точки зрения, подрядчикам возможность оспорить расторжение контракта в судебном порядке.

Правовые основания для расторжения контракта стороной заказчика

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рамках контрактов, заключаемых по итогам проведения торгов по Закону о контрактной системе, чаще всего устанавливаются следующие основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

Нюансы порядка расторжения контракта

Расторжение контракта в одностороннем порядке должно осуществляться с обязательным и четким соблюдением заказчиком, требований частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На протяжении нескольких лет, суды и антимонопольные органы придерживались мнения о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, как это и требуется в соответствии с ч. 12 и ч. 13 ст. 95 44-ФЗ, не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

При этом, согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Суды и антимонопольные органы, при проверки соблюдения заказчиком процедуры расторжения контракта, всегда в первую очередь проверяли направление копии решения в адрес подрядчика именно по почте заказным письмом и уже потом проверяли отправку решения иными способами связи (телеграммой, по электронной почте и т.п.).

Вместе с тем, АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.02.2018 по делу № А56-23404/2017, высказал иное мнение, которое вероятно изменит правоприменительную практику по данному вопросу.

Теперь позиция суда с сводится к тому, что из положений норм Закона № 44-ФЗ следует , что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно разместить в ЕИС и направить контрагенту наиболее оперативным способом (заказным письмом, курьерской службой, электронной почтой, телеграммой, факсом или нарочным способом).

Невыполнение заказчиком всех действий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что исполнителю доставлено решение об одностороннем отказе. Сходное мнение высказывал Верховный суд в рамках п. 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

Возможность оспаривания факта одностороннего расторжения контракта

Согласно ст. 715 ГК РФ что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняют работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.

Согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда, либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика.

Вместе с тем, в случае если, на момент одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта Подрядчиком не было фактически допущено нарушений условий заключенного контракта, что подтверждается тем фактом, что Заказчиком за весь период с начала производства работ по контракту не предъявлялись никакие претензии к качеству, срокам и объемам работ, выполняемых подрядчиком по контракту, то у Подрядчика есть все законные основания для оспаривания факта расторжения контракта в следующем порядке.

В соответствии с п.13 ст.95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно п.14 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В случае, если Заказчик, в нарушение положений ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе оспариваемое Решение в добровольном порядке не отменит, что чаще всего и происходит на практике, то целесообразно обратиться с иском в арбитражный суд о признании решения об одностороннем расторжении контракта незаконным.

Так, в силу статей 153 и 154 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об одностороннем расторжении Контракта являются односторонней сделкой, поскольку оно направлено Подрядчику с целью прекращения прав и обязанностей сторон по заключенному Контракту.

Ввиду отсутствия правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта, вышеуказанное решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта является недействительным на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанная позиция Подрядчика о недействительности сделки об одностороннем отказе от исполнения контракта, подтверждается в том числе и сложившейся судебной практикой.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ

онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

Одностороннее расторжение контракта — почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс «Договоры в регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ»

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Заказчик и подрядчик по 44-ФЗ имеют право принять решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта по основаниям, которые предусмотрены законодательством о контрактной системе, а также Гражданским кодексом.

Какими правовыми нормами регулируется

Право на односторонний отказ заказчика от исполнения договора предусмотрено в ст. 95 44-ФЗ, где регламентирован порядок расторжения госконтракта. Согласно указанной правовой норме, выделяют три способа расторжения контракта при недобросовестных действиях как со стороны заказчика, так и поставщика:

  1. По судебному решению.
  2. По соглашению сторон.
  3. В одностороннем порядке.

Согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, расторжение контракта должно опираться на нормы гражданско-правового законодательства. В ч. 12-22 ст. 95 ФЗ-44 указано на обязательные этапы расторжения: это уведомление второй стороны и 10-дневный период для устранения недостатков.

Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Право на односторонний отказ от исполнения госконтракта закреплено за заказчиком и поставщиком, исполнителем или подрядчиком по нему. Для того чтобы указанное право могло реализоваться, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  1. Возможность отказа от договора в одностороннем порядке должна быть прописана в тексте контракта.
  2. Основания для отказа от госконтракта в одностороннем порядке должны содержаться в Гражданском кодексе.

Для расторжения договора речь должна идти о существенных нарушениях, а ущерб от него должен превышать выгоду от продолжения исполнения контракта.

Основания для расторжения

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке зависят от вида контракта. Так, в отношении договора подряда могут применяться положения ч. 3 ст. 708 Гражданского кодекса. Основанием для отказа в данном случае может стать просрочка при выполнении работ или иных установленных законом сроков. В ч. 2 ст. 405 Гражданского кодекса сказано, что если просрочка должника привела к утрате интереса кредитора в исполнении контракта, то он может отказаться от госконтракта и потребовать возмещения убытков.

Для договоров, которые предусматривают поставку товара, по ст. 523 Гражданского кодекса право на полный или частичный односторонний отказ от исполнения договора допускается, если речь идет о существенном нарушении договора. В ч. 2 указанной статьи сказано, что под существенными нарушениями понимаются:

  1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не подлежат устранению в приемлемые сроки.
  2. Неоднократный срыв сроков поставки.

Указанные нарушения позволяют отказаться от исполнения контракта заказчику. Что касается поставщика, то для него такими основаниями могут стать неоднократные нарушения сроков оплаты заказчиком, если заказчик не закупает товары, работы и услуги в объемах по договору.

В случае если у заказчика были основания для отказа от договора, но он не реализовал данную возможность, ему грозит административная ответственность.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения контракта по инициативе заказчика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Заказчик проводит экспертизу поставленного товара или оказанной услуги на предмет нарушений.
  2. Принимается решение об одностороннем отказе. Решение обязательно фиксируется в письменной форме и содержит указание на то, кто его принимал и на каких основаниях.
  3. Принятое решение подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. О принятом решении информируют подрядчика в течение 3 рабочих дней после его принятия. В качестве даты уведомления поставщика будет выступать день вручения ему уведомления (получения подтверждения его вручения), получения информации об отсутствии поставщика по указанному адресу после того, как прошли 30 дней после размещения данных в ЕИС. Уведомление об отказе от госконтракта передается по адресу, который указан в тексте договора, одним из следующих способов: телеграммой; факсом; электронной почтой; с помощью иного средства доставки, которое позволяет получить письменное свидетельство вручения документа.
  5. У заказчика есть альтернатива: расторгнуть госконтракт или отменить решение. Это допускается сделать как минимум через 10 дней после получения уведомления поставщиком. Указанные сроки даются поставщику на то, чтобы реабилитироваться: исправить недостатки по контракту и компенсировать затраты заказчику.
  6. Заказчику нужно опубликовать сведения о расторжении в ЕИС в течение рабочего дня по п. 26 ст. 95 44-ФЗ. Это правило не распространяется на контракты, которые содержат гостайну.
  7. Далее необходимо направить сведения в ФАС для включения сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Сделать это необходимо в течение 3 дней после вступления решения в силу. Передача сведений в реестр является не правом, а прямой обязанностью заказчика. В случае если не передаст эту информацию, или она окажется недостоверной, на заказчика будет наложен штраф в размере 20 тыс. р.

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков при исполнении госконтракта не влияет на его права и обязанности по уже подписанным контрактам и не может служить основанием для отказа заказчиков от сотрудничества с ним. Избежать попадания в РНП поставщик может только при добросовестном исполнении своих обязанностей либо если ему удастся оспорить принятое заказчиком решение в судебном порядке. Таким образом он сможет восстановить свою деловую репутацию и продолжить участие в закупках, которые реализуются по 44-ФЗ.

После того как контракт был расторгнут, заказчик может провести закупку вновь. Заключать контракт с поставщиком, который оказался на втором месте по результатам торгов, заказчик не может.

Привлечение заказчика к ответственности допускается на основании проведенной проверки сотрудниками ФАС. Она может быть инициирована после поступившей жалобы на действия заказчика от поставщика.

Порядок оформления решения

Решение о расторжении контракта не имеет унифицированной формы и разрабатывается заказчиком по своему усмотрению.

В текст такого решения следует включить:

  1. Наименование, реквизиты и контактные данные поставщика.
  2. Место заключения документа.
  3. Дата его подготовки.
  4. Какие нарушения были допущены поставщиком, которые стали основаниями для принятого решения.
  5. Принятое заказчиком решение о расторжении с указанием реквизита госконтракта.
  6. Ответственное лицо.
  7. Дата подготовки документа.

К решению прилагается экспертное заключение, которое подтверждает факт существенных недостатков в товаре (если это применимо).

Решение обычно готовится ответственным специалистом закупочной комиссии или контрактным управляющим.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Одностороннее расторжение госконтракта по инициативе поставщика осуществляется по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение о расторжении договора.
  2. В течение 3 дней уведомляется заказчик о принятом решении.
  3. Поставщик отказывается исполнять госконтракт или отменяет принятое решение через 10 дней после надлежащего уведомления.

Поставщик может обратиться в судебные инстанции для возмещения ему убытков от недобросовестных действий заказчика.

Возможна ли отмена решения

Отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта допустимо, но только единожды.

В данном случае нужно составить письменное решение об отмене и разместить его в ЕИС.

Таким образом, односторонний отказ является оперативным способом расторжения госконтракта. Он позволяет заказчику и поставщику отстоять свои интересы и законные права при нарушении одной из сторон договорных условий. При этом сторона, потерпевшая от недобросовестных действий второй стороны, вправе затребовать компенсации убытков и возмещения ущерба. При расторжении госконтракта в одностороннем порядке заказчику следует придерживаться строгого алгоритма действий. Он в обязательном порядке уведомляет поставщика о своем решении, а у того есть 10 дней на устранение недостатков. При несоблюдении установленного порядка заказчику грозит административная ответственность в виде штрафов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ

Контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке, если исполнитель или госзаказчик не соблюдают условия. Расскажем, когда стороны могут расторгнуть договор и в каких случаях у исполнителя есть риск попасть в РНП.

Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке

Контракт по 44-ФЗ можно прекратить по согласию сторон, по решению суда и в порядке одностороннего отказа от исполнения в соответствии с ГК РФ. Стороны могут отказаться от контракта, если выполняются два условия:

  1. Одна из сторон нарушила существенные условия договора и конкретные обязательства, прописанные в тексте контракта. В гражданском кодексе существенными называют нарушения, которые несут для другой стороны такой ущерб что «она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ).
  2. В тексте договора прописано условие, что его можно расторгнуть в одностороннем порядке. Если заказчик не указал этого в контракте, то отказаться от исполнения нельзя. Тогда прекратить исполнение договора может только суд, если стороны не договорились мирно.

Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан отказаться от контракта, если:

Такую обязанность госзаказчика устанавливает ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

В других случаях госзаказчик по своему усмотрению принимает решение об отказе от исполнения договора, если исполнитель нарушил существенные условия:

Компания «Дарина» победила в электронном аукционе на оказание услуг по уборке помещений и заключила контракт со школой № 1021. «Дарина» некачественно вела уборку в здании, о чем госзаказчик написал в актах приемки работ. Школа направляла исполнителю претензии и требовала устранить замечания. Компания на претензии не реагировала, замечания не устранила. Школа взыскала с нарушителя штраф и расторгла договор в одностороннем порядке.

Заказчик может привлечь экспертов и провести экспертизу товара, работ, услуг, прежде чем отказаться от договора. В таком случае он может расторгнуть договор, только если экспертиза выявила нарушения со стороны исполнителя.

Бывает, что заказчики решают расторгнуть договор без существенных оснований и не платят исполнителю за оказанные услуги. Если вы считаете, что исполнили обязательства, а госзаказчик неправомерно отказался от договора, обращайтесь в суд и отстаивайте свою точку зрения. В судебной практике есть примеры, когда суд признал решение заказчика расторгнуть контракт незаконным.

Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заключило контракт с фирмой «Интеграл» на выполнение работ по мониторингу и выявлению редких видов животных и растений. Фирма предоставила отчет по мониторингу в срок. Заказчик провел экспертизу выполненных работ и на ее основании решил расторгнуть контракт. Свое решение Министерство обосновало тем, что отчет поставщика не соответствует ГОСТу, нормативным документам и представлен поверхностно.

Исполнитель написал заказчику письмо с подробными комментариями по отчету и попросил отменить решение об отказе. Госзаказчик в ответ на письмо выставил новые замечания. «Интеграл» их устранил, направил новый отчет заказчику и обратился в суд, так как посчитал, что заказчик нарушил процедуру принятия работ.

Суд провел независимую экспертизу по выполненным работам, которая показала, что отчет исполнителя соответствует условиям госконтракта и техзадания. Замечания, которые выявил заказчик, не являются существенными и не влияют на «общую положительную оценку работы». Кроме того, Министерство должно было отменить решение о расторжении, если исполнитель за десять дней исправит замечания, что он не сделал.

Суд признал решение заказчика неправомерным, взыскал с Министерства в пользу исполнителя задолженность по оплате договора, судебные расходы и расходы на экспертизу, которую поставщик проводил дополнительно (№А42-1718/2015).

Алгоритм расторжения контракта заказчиком

Заказчик оформляет решение в свободной форме, в котором указывает:

В течение трех рабочих дней заказчик размещает решение в ЕИС и направляет его поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении. Дополнительно заказчик может отправить поставщику телеграмму, факс, письмо по электронной почте. Главное для заказчика — это подтверждение о том, что поставщик получил документ, а значит, он надлежаще уведомлен (ч. 12 ст. 95 44-ФЗ). С этого момента у поставщика есть десять дней, чтобы исправить нарушения.

Заказчик отменит решение об отказе, если исполнитель устранит нарушение за десять дней. При повторном нарушении такого шанса не будет, заказчик не отменит решение.

Если поставщик не устранил нарушение в срок, то решение об отказе вступает в силу, контракт прекращает действовать, исполнителя вносят в РНП.

Порядок расторжения договора контролирует ФАС. Исполнителя не включат в РНП, если госзаказчик нарушил порядок и сроки, например, не уведомил поставщика или не опубликовал в ЕИС в срок сведения об отказе от контракта.

Заказчик Детский сад №3 28.12.2017 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направил сведения в Тамбовское УФАС, чтобы включить исполнителя «СтройСтарт» в РНП. Антимонопольная служба проверила порядок одностороннего расторжения и нашла нарушения со стороны заказчика. Детский сад опубликовал решение в ЕИС 23.01.2018, поставщика уведомил только 26.01.2018, а должен был выполнить эти действия не позднее 10.01.2018. ФАС не стала включать «СтройСтарт» в РНП и признала заказчика нарушителем 44-ФЗ (№РНП-68-37/18).

Есть и другая судебная практика — заказчик не выдержал десятидневного срока, за который поставщик может устранить нарушение, расторгнул договор и направил сведения об исполнителе в ФАС, чтобы она внесла его в РНП. Антимонопольная служба посчитала, что заказчик нарушил порядок вступления в силу решения об отказе от контракта и не стала вносить поставщика в реестр.

Расторжение по инициативе поставщика

Поставщик может расторгнуть договор, если такая возможность прописана в контракте и заказчик нарушил обязательства.

Основания для расторжения должны быть значительными, например, заказчик не принимает товар без объяснения причин или не оплачивает выполненные в срок работы.

Сторона, которая приняла решение о расторжении договора может потребовать возместить только фактически понесенный ущерб (ч. 23, ст. 95 44-ФЗ).

Компания «Спортстрой» заключила контракт с МБУ «Городское хозяйство» на строительство остановки общественного транспорта. По договору заказчик должен был передать исполнителю разрешение не строительство. Бюджетное учреждение не оформило и не передало подрядчику разрешение в установленные срок. Без него «Спортстрой» не мог начать работы. Подрядчик отказался от исполнения контракта. Суд взыскал с заказчика в пользу исполнителя убытки по контракту, пени и штраф.

Порядок расторжения договора поставщиком

Поставщик расторгает договор в том же порядке, что и заказчик. За три дня он извещает вторую сторону о том, что решил расторгнуть госконтракт. Если заказчик не исправил замечания в десятидневный срок, то решение об отказе вступает в силу, договор считается расторгнутым (ч. 21, ст. 95 44-ФЗ).

Исполнитель может потребовать неустойку, если об этом указано в тексте договора, а также возмещение понесенного ущерба.

Не используйте возможность одностороннего расторжения, если исполнение договора стало невыгодным для вас или поменялись обстоятельства. Например, дилер повысил цены на товар или наступил финансовый кризис и курс валют вырос. В таких случаях суды поддерживают заказчика и считают, что подобные условия можно было предвидеть.

Фирма победила в электронном аукционе и заключила договор на поставку стройматериалов. Когда наступил момент поставки, стоимость продукции у дилера выросла на 20 %. Исполнитель отказался от контракта, сославшись на действие обстоятельств непреодолимой силы. Суд не признал повышение цены на продукцию форс-мажором: поставщик согласился на условия закупки и должен был просчитать риски и предвидеть изменения обстоятельств.

Всегда внимательно читайте документацию закупки, проект контракта и оценивайте риски заранее, до того, как решили участвовать в тендере. Жаловаться на условия договора после победы практически бесполезно. А если вы заключили контракт, а поставить товар с заявленными характеристиками не можете, заказчик может расторгнуть договор, а вы попадете в РНП.

Компания «ХТМ» победила в закупке на поставку медицинских изделий в Курский родильный дом. Компания поставила первую часть товара, которую заказчик не принял, потому что характеристики изделий не соответствовали спецификации. В трехдневный срок поставщик исправил недочеты и снова поставил товар. Госзаказчик провел экспертизу, которая выявила, что параметры товара не соответствуют спецификации. Родильный дом решил расторгнуть контракт по своей инициативе.

Поставщик предлагал заключить допсоглашение, по которому он готов был поставить дополнительные переходники, чтобы его товар подошел госзаказчику. Родильный дом не согласился заключить соглашение, отказался от контракта и направил информацию в ФАС. Компания «ХТМ» обратилась в суд, считая, что предприняла все меры, чтобы надлежаще исполнить договор.

Суд встал на сторону заказчика. Участник закупки, подавая заявку, должен был проверить, сможет ли он в случае победы предоставить изделия с требуемыми параметрами. Если у него возникли сомнения, он мог написать запрос о даче разъяснений до того, как подать заявку на участие. Победитель, заключив контракт, обязан поставить товар с такими характеристиками, которые заказчик указал в спецификации (№А35-1080/2019).

Основная причина, по которой исполнителя вносят в РНП — одностороннее расторжение договора. По статистике Министерства финансов в 2019 году в связи с отказом заказчика от контракта в реестр внесли 8894 недобросовестных поставщиков. Это 69 % от общего числа включенных в РНП поставщиков. Остальную часть составляют победители, которые уклонились от подписания контракта и поставщики, с которыми расторгли договор по решению суда.

По одностороннему решению в 2019 году расторгли 15 тыс. контрактов на общую сумму 200 млрд рублей, что составляет 2,2 % от общего количества расторгнутых договоров. 97,67 % — расторгнуты по соглашению сторон, 0,13 % — по требованию суда.

Односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика. Часть 2. Уведомление поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является важной частью предписанной законом процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Соблюдение данной процедуры для заказчика также важно, как для поставщика важно четкое понимание, был он уведомлен надлежащим образом или нет, и какая дата считается датой надлежащего уведомления.

Необходимость соблюдения заказчиком данного этапа одностороннего отказа от исполнения контракта обусловлена в том числе предусмотренной административной ответственностью за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: для должностных лиц это 50 000,00 рублей; для юридических лиц 200 000,00 рублей (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). Кроме того, от даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта отсчитывается срок на вступление решения в силу (ч. 13 ст. 95 Закона о КС).

Поставщику нужно знать процедуру уведомление об одностороннем отказе потому что, во-первых, это дает ему однозначное понимания даты, с которой начинает течь десятидневный срок на устранение нарушений (ч. 14 ст. 95 Закона о КС), а, во-вторых, ненадлежащее уведомление об одностороннем отказе является основанием (хоть и не безусловным как показывает практика правоприменения) для отказа антимонопольным органом во включении сведений о поставщике в РНП и признании судом недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения контракта.

По традиции начну с того, «как это написано в законе».

Порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентируется ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме:

решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из содержания данной нормы при прямом ее толковании вытекает следующее. При одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан осуществить следующие действия, направленные на уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и в следующие сроки:

Разместить в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Направить Решение Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Направить Решение Поставщику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами. Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием “злоупотребление правом”. Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего “уравновешивателя”, который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.

При применении данной нормы суды первоначально исходили из необходимости толковать ее прямо и без изъятий: есть 3 действия, предписанных законом, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы поставщик считался уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта; если хотя бы одно из них не выполнено – поставщик не считается уведомленным надлежащим образом.

Например, признавая законным решение антимонопольного органа об отказе во включении сведений о поставщике в РНП, суд поддержал позицию ФАС, указав, что для того, чтобы поставщик (исполнитель, подрядчик) считался уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, необходимо выполнение заказчиком одновременно всех вышеперечисленных действий, указанных в части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов1; при этом отдельно отмечено, что согласно данным, размещенным на официальном сайте закупок – http://zakupki.gov.ru, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте с нарушением установленного частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов срока (Постановление АС Московского округа от 06.07.2017 года по делу № А40-209087/2016). Фактическое же уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта не устанавливалось вовсе.

С вышедшим Обзором судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, судебная практика перешла от формальной констатации факта нарушения порядка уведомления, к установлению степени влияния неисполнения заказчиком императива, установленного ч. 12 ст.95 Закона о контрактной системе, в каждом конкретном случае.

Согласно п. 16 вышеобозначенного Обзора судебной практики несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

С данным выводом я согласна с учетом того, что он был сделан из обстоятельств, когда уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было направлено по почте и в дальнейшем получено поставщиком; при этом, поставщик в последующем заявлял о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, как на основание для отмены решения антимонопольного органа о включении сведений о таком поставщике в РНП.

Мое профессиональное мнение таково: ссылки одной стороны на формальные нарушения, допущенные другой стороной, с целью избежать наступления негативных правовых последствий, не должны приниматься во внимание судебными и административными органами, если такие формальные нарушение не повлияли на фактическую возможность реализовывать сторонами свои права2.

Перефразируя формулировку высшей судебной инстанции, сформулирую первый вывод: само по себе невыполнение заказчиком формальных требований ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе не будет являться основанием для принятия антимонопольной службой и судом решения в пользу поставщика. Одновременно, формальное несоблюдение процедуры является основанием для привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Второй вывод: в случае, если ненадлежащее уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта лишило поставщика возможности исправить допущенные нарушения в предоставленный законом срок, то данное обстоятельство может послужить основанием для отказа во включении сведений о поставщике в РНП. Суды признали законным отказ антимонопольного органа во включении сведений о поставщике в РНП, поскольку Заказчик не направил в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а сведения об этом отказе были размещены на официальном сайте только после расторжения контракта – тем самым заказчик ограничил права общества на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении и на совершение действий по исполнению контракта (Постановление АС Московского округа по делу №А40-144936/2014 от 07.07.2015 года, поддержанное Определением ВС РФ от 30.10.2015 года).

Вывод третий: ненаправление поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой с уведомлением о вручении не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении поставщика в случае, если уведомление было вручено лично и размещено в ЕИС.

Суды трех инстанций признали незаконным решение ФАС России, отказавшей во включении сведений в РНП участника на том основании, что заказчик не направил предпринимателю решение об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой заказным письмом с уведомлением. Принимая судебные акты, суды руководствовались тем, что вручение уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта лично и размещение Решения в ЕИС является надлежащим уведомлением Поставщика, даже при несоблюдении Заказчиком формального требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе о направлении Решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением (Постановление АС Московского округа по делу № А40-257627/2018 от 22.08.2019 года).

Вывод четвертый: недоказанность факта реального уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта может является основанием для признания одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным; сам по себе факт направления уведомления почтой и размещения решения в ЕИС не является безусловным доказательством надлежащего уведомления.

При рассмотрении дела по иску о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта было установлено, что заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, кроме того направил в адрес поставщика уведомление, однако уведомление не было направлено посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Соблюдение установленной процедуры принятия решения о расторжении контракта, в том числе уведомления об этом поставщика является обязательным условием признания заключенного контракта расторгнутым; кроме того, судами было принято во внимание, что почтовое отправление, направленное заказчиком в адрес подрядчика посредством почтовой службы 16.07.2018, согласно информации, содержащейся на официальном сайте Почты России поставщиком лишь 07.09.2018 года после принятия антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике в РНП. Суд также указал, что жесткая регламентация правил расторжения государственного контракта обусловлена необходимостью заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при наличии оснований, предусмотренных ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае, если с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении будет устранено нарушение условий контракта. Но для реализации положений названной нормы заказчик должен быть уверен в том, что уведомление о расторжении контракта получено поставщиком (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.04.2019 года А56-107037/2018, Определение ВС РФ от 06.08.2019 года по этому же делу).

В заключении я хотела бы хотела отдельно коротко затронуть вопрос определения даты, когда поставщик считается уведомленным о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системы датой надлежащего уведомления поставщика признается:

  1. дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления
  2. дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
  3. дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС при невозможности получения указанных в пп. 1 и 2 подтверждения либо информации.

И казалось бы все понятно и никаких сложностей возникать не должно. Но на практике они есть. Для начала я предлагаю разобраться, что есть дата надлежащего уведомления поставщика об обностороннем отказе и почему она так важна.

Значение для Заказчика

Значение для Поставщика

Начало течения десятидневного срока, по истечение которого решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Начало течения десятидневного срока на исправление допущенных нарушений контракта, ставших основанием для одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Самая большая сложность заключается в том, что в “сознаниях” постащика и заказчика дата надлежащего уведомления – это не всегда одно и тоже число и месяц. Например, если заказчик полагает, что дата надлежащего уведомления это 10 марта такого-то года, а поставщик считает, что дата надлежащего уведомления 21 марта этого же года, получается, что заказчик не может принять исполнение по расторгунтому контракту, которое поставщик готов предоставить в рамках десятидневного срока на устранение нарушений.

Недостаточно определенная формулировка закона еще больше усложняет дело. Что есть “дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления”. Дата, когда ему физически поступило “бамажное” уведомление о вручении его письма поставщику или дата фактического получения увеомления поставщиком, которую заказчик узнал на сайте Почты России?

А как понимать “дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте”? В этом смысле дата, когда заказчик получил с сайта ФНС России выписку по своему поставщику, из которой следует, что поставщик сменил юридический адрес и теперь он больше не находится по адресу, указанному в контракте, формально является датой, когда заказчиком получена информация об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте.

У меня в практике сложность возникала дважды и в обоих случаях дата уведомления в реальности заказчика была гораздо раньше, чем дата, которая существовала в реальности поставщика (которую, естественно, формировала я). И в обоих же случаях Заказчик отказался принимать исполнения ссылаясь на истечение десятидневного срока на устранение нарушений контракта и вступление решения в силу.

В одном случае мне удалось отстоять права клиента в антимонопольной службе, а в другом пришлось идти в суд (там тоже все закончилось в пользу клиента).

Мне важно знать ваше мнение: нужно отдельно затрагивать тему определения даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе?

1 Контракт, из которого вытекал разрешаемый спор, был заключен 20.04.2011 года в период действия Закона о размещении заказов от 21.07.2005 года № 94-ФЗ. Поскольку нормы ч. 4 ст. ст. 19.2 Закона о размещении заказов и ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе по своему содержанию совпадают, я считаю корректным ссылку на данную судебную практику с учетом того, что дело рассматривалось судами в 2017 году.

2 Несмотря на то, что у меня есть объективно существующие сформировавшиеся убеждения, в отдельных ситуациях я ими поступаюсь, если этого требуют интересы моего клиента и это не является нарушением закона.

Читайте также:  Можно ли давать документы квартиросъемщику?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *