Новые обязательные реквизиты путевых листов с 1 января 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

C 1 января 2021 года начинает действовать новый нормативный документ – Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №368 от 11 сентября 2020 г. №368, который вводит новые Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Данный документ приходит на смену Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. №152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”.

Старый и новый приказы довольно похожи, каждый из них рассказывает о том, как именно должен выглядеть путевой лист, необходимый автомобилям организаций. Однако новый приказ имеет несколько важных отличий, которые на практике приведут к тому, что всем организациям, эксплуатирующим транспорт, придется переделать форму путевого листа до 1 января 2021 года. Разберемся, что именно нужно указывать в новых путевых листах:

Для начала напомню, что на pddmaster.ru опубликована подробная статья, в которой описаны правила использования путевых листов:

Кроме того, еще одна подробная статья содержит инструкции по оформлению путевых листов для различных ситуаций:

Новый раздел – сведения о перевозке

Первое важное изменение внесено в пункт 1, в котором перечисляются обязательные разделы любого путевого листа:

1. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
.
6) сведения о перевозке.

Данный пункт говорит о том, что с 1 января 2021 года в каждом путевом листе будет присутствовать новый раздел “сведения о перевозке”. Более подробная информация по содержанию данного раздела приведена в пункте 6:

6. Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок.

То есть, в каждый путевой лист должна быть внесена информация о:

Статья 4. Виды сообщения

1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
.
Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Таким образом, предусмотрена 4 варианта видов сообщения:

Также законодательство предусматривает 3 варианта вида перевозки:

Например, для рейсового автобуса, работающего в пределах населенного пункта, раздел должен содержать следующую информацию:
Вид сообщения: городской. Вид перевозки: регулярная.

Для грузовика, который перевозит груз между соседними областями, раздел будет выглядеть так:
Вид сообщения: междугородний. Вид перевозки: отсутствует.

Виды перевозок распространяются только на перевозки пассажиров и багажа и не распространяются на перевозку грузов. Поэтому во втором примере используется значение “отсутствует”.

Указание марки транспортного средства в путевом листе

6. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

4. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того – марку и модель прицепа (полуприцепа);

Ранее обязательные реквизиты требовали указать только модель транспортного средства, с 1 января 2020 года в дополнение нужно указать и его марку. В данном случае изменение минимальное. Связано это с тем, что модель автомобиля без марки мало о чем говорит. Поэтому при заполнении путевых листов сотрудники большинства организаций указывали и марку, и модель.

Так что по данному изменению в путевом листе нужно будет лишь переименовать один из пунктов.

Указание инвентарного номера для троллейбусов и трамваев

6. Сведения о транспортном средстве включают:
.
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);

Ранее подпункт 2 требовал, чтобы в путевом листе указывался регистрационный номер транспортного средства. Однако троллейбусы и трамваи регистрационных номеров не имеют. В новой редакции в путевой лист допускается вносить инвентарный номер троллейбуса или трамвая. То есть номер, который указан на борту этого транспортного средства.

Информация о техническом контроле и выезде на линию

6. Сведения о транспортном средстве включают:
.
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

Подпункты 4 и 5 содержат два важных изменения:

Выше рассмотрены изменения, которые нужно внести в бланк путевого листа. А далее речь пойдет о том, как изменился порядок оформления путевых листов.

Оформление путевого листа на каждое транспортное средство

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

8. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.

В данном пункте произошло довольно существенное изменение формулировки. Ранее в нем говорилось о том, что путевые листы требуются только в случае перевозок грузов, пассажиров и багажа. Новая редакция говорит о том, что путевые листы требуются на все транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть может показаться, что путевые листы становятся обязательными для всех автомобилей, в том числе и для тех, которые не используются для перевозок (например, легковых).

Однако на самом деле это не так. В первую очередь обязанность по заполнению путевого листа определяется Федеральным законом “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”, а в данном документе все осталось по прежнему:

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

То есть, если автомобиль не перевозит, пассажиров и багаж, грузы, то путевой лист по прежнему не является обязательным.

Кроме того, рассмотренный выше пункт 8 имеет и еще одно важное отличие. В старой редакции явно указывались 3 вида сообщения, для которых путевой лист был нужен. Что касается четвертого вида сообщения – международных перевозок, то для него путевые листы не требовались. Однако с 1 января 2021 года редакция пункта меняется и получается, что для международных перевозок путевые листы будут также необходимы.

Отметка о прохождении медицинского осмотра

15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен“.

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка “прошел послерейсовый медицинский осмотр“.

Новая редакция пункта 15 говорит о том, что с 1 января 2021 года медицинский работник кроме текущих даты и времени и собственной подписи будет ставить в путевой лист дополнительную отметку:

Как именно должна проставляться такая отметка, не указано, однако скорее всего медицинские организации закажут соответствующие штампы для ускорения процедуры оформления путевого листа.

Напомню, что до 1 марта 2019 года штампы в путевых листах также были обязательными, однако затем их отменили.

Отметка о прохождении технического контроля

16 1 . Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой “выпуск на линию разрешен” и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

С 1 января 2021 года контролер технического состояния в дополнение к дате и своей подписи должен поставить в путевом листе отметку “выпуск на линию разрешен”.

То есть ситуация точно такая же, как и с отметками о прохождении медицинского осмотра. До 1 марта 2019 года штампы были обязательными, затем их отменили, а с 2021 года вводят вновь.

Исключение срока хранения путевых листов

18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Действующий приказ Минтранса требует, чтобы путевые листы хранились в организации не менее 5 лет. В документе, который начнет действовать в 2021 году, подобное требование отсутствует.

Ведение журнала путевых листов в электронном виде

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее – журнал).

Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

С 1 января 2021 года появится новый вариант ведения журнала путевых листов – в электронном виде. При этом сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Что касается традиционного бумажного варианта журнала, то такой вариант оформления также остается возможным.

Пример путевого листа по старым и по новым правилам

В данной статье рассмотрены изменения, которые вносятся в бланки путевых листов с 1 января 2021 года. Для наглядности предлагаю Вам изучить 2 примера путевых листов. Первый путевой лист оформлен по “старым” правилам, а второй – по “новым”:

Бланки для оформления таких путевых листов приведены в отдельной статье:

Кроме того, при желании Вы можете самостоятельно изучить текст новой приказа Министерства транспорта:

Путевой лист: быть или не быть?

Автор: И. Дубовик

Данный вопрос возникает у бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений, которые организуют свой документооборот в рамках Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В нем нет упоминания о путевых листах, что вовсе не означает, что названные учреждения вправе отказаться от применения этого важного для владельцев транспортных средств документа. В статье приведены соответствующие аргументы, а также рассказано о нюансах заполнения и применения путевых листов на практике.

Нормы бюджетного законодательства

В предшественнике[1] Приказа Минфина РФ № 52н был приведен перечень применяемых учреждениями путевых листов. Это, в свою очередь, согласовывалось с нормами методологических инструкций № 162н[2], 174н[3], 183н[4], которые действительны по сей день и в которых четко сказано, что для списания в расход всех видов топлива применяется путевой лист. Причем в инструкциях есть коды по ОКУД, которые отсылают к Постановлению Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, утверждающему унифицированные формы первичной документации по учету работ строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте.

Данный документ в связи с нормами обновленного Закона о бухгалтерском учете[5] с 2013 года не является обязательным к применению для коммерческих организаций, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают формы путевых листов, включая в них обязательные реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Что касается некоммерческих организаций, они продолжают применять унифицированную «первичку», которая для государственного сектора экономики разрабатывается на основании норм Бюджетного кодекса. Как раз принятым в его исполнение подзаконным актом и является Приказ Минфина РФ № 52н.

Возникает коллизия законодательства. В методологических инструкциях № 162н, 174н, 183н есть указания по применению путевого листа, а в Приказе Минфина РФ № 52н – нет. Хотя именно последний документ в организации документооборота имеет приоритет перед методологическими правовыми актами. Это говорит о том, что бухгалтерам учреждений финансовое ведомство фактически предоставило право разработать свой путевой лист для списания топлива. Но он нужен не только для данных целей, так что лучше пока воспользоваться проверенными временем формами, тем более что они предусмотрены в инструкциях № 162н, 174н, 183н.

«Транспортное» законодательство

Базовым документом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров посредством автомобильного транспорта, является Устав автомобильного транспорта[6], имеющий статус федерального закона. В нем сказано, что путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом запрещается осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на автотранспорт (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

Путевой лист используется при предъявлении и приеме груза для перевозки, в нем отмечаются время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (п. 5 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (п. 6, 8 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников дорожного движения, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах (п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта).

Сведения о контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния автотранспорта при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (п. 29 приложения 1 к Правилам обеспечения безопасности перево­зок пассажиров и грузов[7]). Путевой лист входит в разрешительную документацию, необходимую для допуска транспортного средства юридического лица к участию в дорожном движении (п. 2.2 приложения 2 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов).

Как видим, учреждению, эксплуатирующему автотранспорт в целях перевозки пассажиров и грузов, без путевого листа не обойтись не только в силу норм бюджетных методологических актов,
но и на основании требований транспортного законодательства.

Учреждение – не перевозчик пассажиров и грузов!

Так может справедливо заметить читатель, добавив к этому, что Устав автомобильного транспорта регулирует деятельность профессиональных перевозчиков и не распространяется на тех, кто эксплуатирует транспорт для собственных нужд. Однако есть другие документы, которые тоже обязывают использующие автомобили учреждения выписывать путевые листы. Обратимся к Определению ВС РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529. Как следует из материалов дела, юридическое лицо эксплуатировало легковые и грузовые автомобили по дорогам общего пользования, а его сотрудники являлись участниками дорожного движения.

В связи с этим организация обязана была обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и производить ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок для собственных нужд не исключает обязанность по соблюдению правил обеспечения
безопасности перевозок автомобильным транспортом.

Данный вывод обоснован нормами ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения[8], положениями п. 1.2 Правил дорожного движения[9], в силу которых пассажиром является лицо (кроме водителя), находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). В установленных случаях водитель механического транспортного средства должен иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать для проверки путевой лист (п. 2.1.1 Правил дорожного движения). В итоге высшая судебная инстанция согласилась с предписанием, вынесенным организации государственной инспекцией безопасности дорожного движения, обеспечить наличие обязательных реквизитов и правильное заполнение путевых листов. Полагаем, аргументов достаточно, чтобы читатель признал важность составления путевых листов.

Нужен ли путевой лист на личный автомобиль?

Если транспортное средство используется гражданином в личных целях, то надобность в оформлении путевого листа не возникает, поскольку это предусмотрено названными выше нормативными актами только для юридических лиц и предпринимателей, эксплуатирующих автотранспорт. Но если транспорт эксплуатируется по служебной необходимости и есть соответствующая договоренность между работником и работодателем, то данный документ не помешает. Как указано в Письме Минфина РФ от 11.06.2014 № 03‑04‑05/28243, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. Названный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме.

Напомним, что к ним относятся:

Если личный автомобиль сотрудника используется в связи со служебной необходимостью, это делается в интересах не работника, а работодателя, и говорить о получении дохода в натуральной форме здесь нельзя. Однако нужно еще подтвердить служебный характер использования сотрудником личного авто, и путевой лист как раз является тем документом, который вполне может это сделать.

Отчасти в пользу такой позиции свидетельствует Письмо Минфина РФ от 23.09.2013 № 03‑03‑06/1/39406, в котором дан положительный ответ на вопрос о подтверждении в целях налога на прибыль компенсируемых расходов водителей на использование личного транспорта в служебных целях. Путевые листы, содержащие обязательные реквизиты и заполненные в порядке, установленном Приказом Минтранса РФ № 152, бухгалтер вправе использовать для подтверждения расходов для налогового учета.

Хотя все сказанное больше касается налогообложения, служебный характер расходов, произведенных при эксплуатации личного транспорта в интересах работодателя, требует подтверждения и для целей бухгалтерского учета. Можно обратиться к Постановлению Правительства РФ от 02.07.2013 № 563 и утвержденным им правилам выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях, в которых говорится, что гражданским служащим полагается возмещение расходов на приобретение ГСМ по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.). Выплата компенсации за использование личных автомобилей производится отдельно от возмещения поименованных расходов. Для обоснования первых (фактических) затрат как раз может пригодиться путевой лист.

Является ли путевой лист первичным документом?

С одной стороны, можно сразу дать отрицательный ответ, ведь путевой лист исключен из Приказа Минфина РФ № 52н, которым установлены формы первичных учетных документов для государственных (муниципальных) учреждений.К тому же первичный документ предназначен для подтверждения хозяйственной операции, измеряемой в денежном выражении. Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, и он удостоверяет не хозяйственную операцию, а именно перевозку пассажиров (Постановление ФАС УО от 12.03.2014 № Ф09-1057/14). То есть у этих документов даже разное предназначение.

С другой стороны, есть аргументы и в защиту иной позиции. Обязательные реквизиты первичного учетного документа названы в п. 7 Инструкции № 157н. Один из них – величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Употребление союза «или» говорит о том, что первичный документ не обязательно должен содержать стоимостную оценку, может быть и только натуральный показатель, характеризующий операцию. В путевом листе отражаются информация о марке транспортного средства, государственный номерной знак, величина пробега, время и продолжительность работы (см. Приказ Минтранса РФ № 152). Хотя обязательные реквизиты первичного документа и путевого листа не совпадают (в последнем нет информации о государственных и муниципальных платежах), в п. 7 Инструкции № 157н сказано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам. Бланки, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ № 78, как раз являются такими унифицированными формами, а значит, они могут считаться «первичкой».

Читайте также:  Порядок исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ

В итоге есть аргументы за и против признания путевого листа первичным учетным документом. При этом «транспортный» документ нужен не только водителю, который обязан соблюдать требования правовых актов в сфере дорожного движения, но и бухгалтеру. Ему данные заполненного путевого листа позволят установить, кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, подтвердить количество километров, пройденных при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимое для определения расходов на ГСМ и иных расходов на ремонт и содержание транспорта (Постановление ФАС ПО от 11.03.2014 № А65-11354/2013).

Что нужно знать об оформлении путевого листа

Практика показывает, что все организации и учреждения – собственники (владельцы) ТС уделяют внимание заполнению данного документа. Унифицированная форма статведомства достаточно объемна и громоздка, поэтому Минтранс Приказом № 152 и утвердил минимальный перечень сведений для самостоятельно разрабатываемых учреждениями путевых листов, которые могут быть проще унифицированного бланка. Но последний документ привычнее и к тому же рекомендован государственным (муниципальным) учреждениям методологическими инструкциями по учету.

При проверке путевых листов могут быть выявлены следующие недочеты в оформлении (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 № А35-10736/2013):

Может быть выявлен факт отсутствия должного контроля наличия самих путевых листов у водителей.

Заполненные не должным образом путевые листы считаются предпосылками или своего рода сигналами для ревизоров, указывающими на наличие иных нарушений. Так, отсутствие документов, подтверждающих организацию и проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей, дает право сделать вывод, что осмотры просто не проводятся, что объясняет, в свою очередь, отсутствие соответствующих отметок в путевом листе. Причем штрафуют в подобных случаях не за халатность при оформлении путевых листов, а за нарушения использования транспортных средств как источников повышенной опасности. Это может привести к неблагоприятным последствиям для субъекта, эксплуатирующего автомобиль, в том числе для водителя, создать угрозу жизни и здоровью других людей. Отсутствие дорожно-транспортных происшествий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения и о возможности уменьшения штрафа.

Нужен ли путевой лист при расчетах топливными картами?

Бытует мнение, что путевой лист используется при расчетах с водителями посредством наличных денег, выданных в подотчет, а если расчеты производятся по топливным картам, то можно обойтись и без данного транспортного документа, но это не так. Дело в том, что приобретение ГСМ за наличные деньги или по топливным картам определяет только порядок проведения расчетов (наличный или безналичный) и не влияет на правила оприходования и списания топлива сообразно пробегу транспортного средства, что подтверждает Письмо УФНС по г. Москве от 30.06.2010 № 16-15/068679@.

Топливные карты не имеют статуса кредитных или иных платежных карточек, эмитентом которых является кредитное учреждение, а используются как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя конкретное количество товара (постановления ФАС ПО от 05.06.2008 № А12-987/08-С22, от 03.04.2008 № А12-16953/07-С22). Топливная карта фиксирует объем приобретенного топлива в литрах и позволяет ее держателю заправлять бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, установленного в заявке организации-покупателя.

Порядок расчетов с поставщиками ГСМ по топливным картам прописывается в договоре. В нем стороны определяют лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за бензин и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов). Ежемесячно поставщик топлива представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданное горючее и реестр операций по картам. В последнем документе указывается, когда и сколько топлива было приобретено (данные с заправок).

Затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина, ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции подтверждает только факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей.

Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист. Учет в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение топливной карты в момент ее приобретения либо заправки топлива в бак автомобиля на основании акта приема-передачи на проданное горючее, а также реестра операций по картам неправомерен. Хотя вывод сделан в части налогообложения, методологические документы по бухгалтерскому учету тоже требуют наличия путевого листа для списания в расходы всех видов топлива независимо от формы расчетов (наличная или безналичная).

Отметим: если бухгалтер использует унифицированную форму, ему нужно знать, что в разделе путевого листа «Движение горючего» техник или начальник гаража обязан указать не только количество горючего, но и серии, номера талонов на топливо (п. 10.1 Порядка изготовления, учета, заполнения и обработки путевого листа грузового автомобиля[10]). Топливные карты – это, конечно, не талоны на топливо, но отметки об указанных картах в путевом листе сделать не помешает. Таким образом, он может быть использован как документ по контролю за движением топливных карт.

В итоге, несмотря на исключение путевого листа из списка первичной учетной документации, применяемой государственными (муниципальными) учреждениями, он продолжает оставаться необходимым документом при эксплуатации транспортных средств, в том числе используемых для собственных нужд. Бухгалтер учреждения вправе выбрать, какую форму использовать: унифицированную из Постановления Госкомстата РФ № 78 или самостоятельно разработанную по Приказу Минтранса РФ № 152. Автор отдает предпочтение в пользу первой, так как она многофункциональна и имеет более широкую сферу применения при эксплуатации автомобиля.

[1] Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н. Утратил силу.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[5] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[6] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

[7] Утверждены Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7.

[8] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

[9] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.1993 № 1090.

[10] Приложение 7 к Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минтранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».

Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера

В 2021 году изменились форма и порядок заполнения путевых листов. Этот документ — основание для списания горючего в состав расходов для целей бухгалтерского и налогового учета, поэтому важно оформлять его правильно. Мы подготовили обзор внесённых изменений и пример заполнения путевого листа.

Кто должен составлять путевой лист

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр. Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.

В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368). Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Когда составлять путевой лист и сколько он действует

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

Время оформленияСрок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дняДо начала первого рейсаНа один день
Рейс превышает продолжительность сменыДо начала рейсаНа срок, соответствующий длительности рейса
или
На срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года

Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года.

Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Рассмотрим важные изменения подробнее.

Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»

В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения перевозки». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Видов перевозок всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Видов сообщения пять, к ним относятся:

  1. Перевозки пассажиров, багажа и грузов в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.
  2. Перевозки в городском сообщении в границах населённых пунктов.
  3. Перевозки в пригородном сообщении между населёнными пунктами на расстоянии до 50 км между границами этих населённых пунктов.
  4. Перевозки в пригородном сообщении между населёнными пунктами на расстоянии более 50 км между границами этих населённых пунктов.
  5. Перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы, в том числе транзитом через Россию.

Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368 и ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Первая группа даёт право на допуск транспорта к эксплуатации, а вторая — даёт право принять путевой лист к учёту.

Для допуска к эксплуатации

Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нём необходимо указать следующие реквизиты (разд. I Приказа № 368):

Наименование и номер. Укажите в бланке название документа и тип транспорта, для которого он составлен. Например, «Путевой лист легкового автомобиля». Нумеруйте путевые листы в хронологическом порядке.

Сведения о сроке действия. Сюда включите срок (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.

Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2021 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2021 года.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Тут нужно указать:

Сведения о транспортном средстве. В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:

Сведения о водителе. Эта часть должна содержать:

Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.

Для принятия к учёту

Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:

Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.

Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.

Дополнительные реквизиты путевого листа

Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 7 разд. I Приказа № 368).

Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:

Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.

Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь

Форма и порядок заполнения путевого листа

Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.

Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.

Мы подготовили несколько образцов путевых листов, оформленных по новым правилам.

Образец путевого листа легкового автомобиля на основе типовой формы № 3

Образец путевого листа грузового автомобиля на основе типовой формы № 4-П

Нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».

В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Нужен ли путевой лист: как сотрудники ГИБДД разводят водителей на деньги

Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать у водителя путевой лист.

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и попросили сначала предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем и путевой лист. Как вы уже поняли друзья, наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующего законодательства он имел право передвигаться без путевого листа.

То же самое касается и доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но несмотря на то, что водитель не нарушал закон он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете или считаете господа, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте вместе разбираться.

Для начала давайте выясним с вами, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте сначала вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года,которым был отменен абзац четвертого пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним нашим уважаемым читателям, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности, Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами, Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов, знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав таким образом предъявить заполненный документ указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители управляющие корпоративным транспортом обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции составили протокол об административном правонарушении и выписали штраф в размере пятисот рублей.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф незаконно и его можно было легко оспорить в суде и отменить. Дело в том, что наш герой несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое здесь то, что это не единичный и не редкий случай на дороге. К нам поступает множество подобной информации со всех уголков нашей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах по-прежнему требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редки случаи когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют еще и доверенности. Что же тогда получается? Сотрудники полиции, призванные охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и естественно по незнанию. Хотя надо признать, что наверняка есть и такие сотрудники органов которые таким образом стараются “разводить” в свою пользу неграмотных водителей.

Почему же сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность у водителей?

И так друзья, давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения.

Согласно пункта 2.1.1 ПДД РФ, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) для проверки следующие документы:

– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”;

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО);

– в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Обратите ваше внимание друзья на выделенный красным цветом текст. Этот пункт указывает нам на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об “установленных случаях“.

Также внимательно давайте прочтем пункт 2.1.1. ПДД-

-Вы видите здесь пункт обязывающий водителЯ возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно, этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.

И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством даже независимо от того, кто является собственником автомашины.

Помните пожалуйста о том, что доверенность нужна в том лишь случае, если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забирать автомобиль со штраф стоянки или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Также мы с вами знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно, в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в тех случаях, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза(ов) или пассажиров.

Для начала давайте друзья выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов“, с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

Многие из вас скажут, что в этом документе нет ни слова о ” коммерческих перевозках ” и поэтому, и судя по всему, этот путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.

На самом деле это не совсем так. Дело в том, что данный Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный т.е. Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования.

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также – транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
  1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите господа, Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259 подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федерального закона №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также, согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир, а именно:

Груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке.

Багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке.

Пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Также обратите ваше внимание на статью 2 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259”, где конкретно разъясняется, что такое перевозчик:

И так, что из этого следует:

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?

Как вы уже наверно поняли друзья, в этом нет ни какой необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К нашему сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намеренно пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Тем более, что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют с них путевой лист, стараются с ними не связываться. Для многих из них, к сожалению, проще заплатить штраф и побыстрей уехать.

Но все это как-раз и приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому запомните господа, мы советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД непосредственно в суде.

Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают на то, что оформлять путевой лист нужно в тех случаях, когда осуществляются перевозки за деньги – т.е., коммерческие перевозки автотранспортом.

Кстате, хочется напомнить, в нашей стране чудят на дорогах не только сотрудники ГИБДД. Вот вам друзья пример вопиющей безграмотности сотрудников Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области.

На личные автомобили обязали заполнять путевые листы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555; 2020, N 12, ст. 1651) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

МинистрЕ.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2020 г.

Приложение
к приказу Минтранса России
от 11 сентября 2020 г. № 368

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов

I. Обязательные реквизиты путевого листа

1. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе;

6) сведения о перевозке.

2. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

3. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица – наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;

2) для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.

4. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того – марку и модель прицепа (полуприцепа);

2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);

3) показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее – парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня);

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);

5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

5. Сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество (при наличии);

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации).

6. Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения и видах перевозок.

7. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

II. Порядок заполнения путевого листа

8. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.

9. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

10. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

11. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист. Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.

12. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.

14. В случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку – в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.

15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”.

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка “прошел послерейсовый медицинский осмотр”.

16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой “выпуск на линию разрешен” и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (далее – журнал).

Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность печати страниц журнала на бумажном носителе.

18. В случае ведения журнала в электронной форме внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью 1 .

1 Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-Ф3 “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755).

Обзор документа

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта запрещает перевозки пассажиров и багажа, грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Путевой лист служит для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Минтранс обновил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

К обязательным реквизитам дополнительно отнесена информация о видах сообщения и перевозок.

Закреплено, что журнал регистрации путевых листов можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При этом должна применяться усиленная квалифицированная электронная подпись.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Путевой лист 2021: все изменения и образцы на скачивание

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

О чем вы узнаете:

В январе 2021 года вступили в силу новые требования к заполнению путевых листов и обновились реквизиты. Новый приказ Министерства транспорта РФ имеет важные отличия, в соответствии с которыми форма путевого листа должна быть изменена. В статье мы расскажем о всех изменениях, а также вы сможете скачать образцы путевых листов.

Путевой лист 2021: кто и когда составляет

Путевой лист является документом, который помогает осуществлять учет и контроль работы водителей и ТС. Оформление этого документа необходимо для обоснования потребности в аренде или лизинге. Помимо этого, путевой лист подтверждает расходы, которые связаны с использованием ТС, а именно:

Составлением путевых листов занимаются все ИП и компании, использующие для осуществления своей деятельности транспортные средства. Сделать это необходимо до начала рейса.

Сколько действует путевой лист в 2021 году

Действие путевого листа в большинстве случаев не может превышать 1 день. Исключением являются рейсы, которые превышают продолжительность рабочей смены. В этом случае срок действия равен длительности рейса или сроку, который соответствует количеству дней, относящихся к рабочей смене.

Помощником в ведении отчетности станет программа от Класс365. Она упрощает заполнение документов, исключает ошибки и помогает контролировать движение финансов в компании. Попробовать в действии полный функционал программы Класс365 для автоматизации бизнеса можно прямо сейчас >>

Оформление путевых листов в 2021 году: изменения

В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 года №368, действующим с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года, все изменения обязательно должны учитываться при составлении путевых листов. Далее мы рассмотрим более подробно все изменения.

Новый раздел — сведения о перевозке

Теперь в путевом листе есть такой раздел, как “сведения о перевозке”, в котором указывается вид сообщения и перевозки. Всего существует 3 вида перевозок:

Видов сообщения больше, их 5:

  1. Осуществление перевозки пассажиров, грузов или багажа в рамках городского, пригородного, междугородного и международного сообщения;
  2. Осуществление перевозок в пределах населенного пункта;
  3. Осуществление перевозок между несколькими населенными пунктами, где расстояние не превышает 50 километров между границами этих населенных пунктов;
  4. Осуществление перевозок между несколькими населенными пунктами, где расстояние между границами этих населенных пунктов свыше 50 километров;
  5. Осуществление международного сообщения за пределы Российской Федерации или на территории РФ с пересечением границ.

Указание марки транспортного средства в путевом листе

До 2021 года в путевом листе необходимо было указывать только тип и модель автомобиля, теперь стало обязательным указание марки ТС. Также нужно указывать марки и модели прицепа или полуприцепа при наличии. Это изменение было внесено в связи с тем, что модель автомобиля без указания марки, фактически ни о чем не говорит.

Оформление путевого листа на каждое транспортное средство

Этот пункт подвергся ощутимым изменениям, теперь необходимо составлять путевой лист на все транспортные средства, которые используются ИП или юридическим лицом для осуществления предпринимательской деятельности.

При этом путевой лист по-прежнему не требуется для ТС, которые не перевозят пассажиров, груз или багаж.

Отметка о прохождении медицинского осмотра

Медицинский работник, который проводит осмотр сотрудников перед выходом на линию, должен поставить отметки в путевом листе :

Также медицинский работник должен указать дату и время прохождения осмотра, а также заверить личной подписью с указанием ФИО.

Отметка о прохождении технического контроля

Сотрудник, ответственный за технический контроль, обязан поставить отметку “выпуск на линию разрешен”. Ранее в путевом листе указывалась только дата и подпись ответственного лица. Фактически в этом пункте изменения аналогичны отметке о прохождении медосмотра.

Исключение срока хранения путевых листов

До 1 января 2021 года путевые листы требовалось хранить не менее пяти лет в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ. В новом приказе это требование отсутствует, что дает право ИП и юрлицам не сохранять путевые листы.

Ведение журнала путевых листов в электронном виде

Ведение журнала путевых листов всегда осуществлялось только в бумажном формате. Теперь допускается ведение в электронном виде, но требуется заверение усиленной квалифицированной ЭЦП.

Право на использование бумажного формата журнала сохраняется.

Указание инвентарного номера для троллейбусов и трамваев

До того, как изменения вступили в силу, второй подпункт требовал указания регистрационного номера ТС. При этом не учитывалось, что троллейбусы и трамваи их не имеют. Новая редакция приказа позволяет указывать инвентарный номер в отношении троллейбусов и трамваев. Инвентарный номер — номер, указанный на борту ТС.

Информация о техническом контроле и выезде на линию

Сведения о техническом контроле и выезде на линию также подверглись изменениям. Подпункт 4 и 5 поменяли местами, теперь они выглядят следующим образом:

  1. Дата и время осуществления технического контроля перед рейсом или сменой;
  2. Дата и время, когда ТС было выпущено на линию и возвращено.

Рекомендуется также изменить порядок в путевом листе . Обратите внимание, что теперь необходимо использовать термины “выпуск на линию” и “возвращение с линии”.

Новый путевой лист с 2021 года образцы

Далее мы предоставим различные о бразцы путевых листов для бесплатного скачивания. Вы можете использовать их как пример для составления своих документов.

Путевой лист 2021 образец заполнения

Т.к. в 2021 году требования к составлению путевого листа были изменены, не все знают, как правильно их оформлять. Ранее мы рассказали об изменениях, которые произошли. Теперь наглядно покажем, как правильно заполняется путевой лист.

Также обращаем ваше внимание, что путевые листы для разных ситуаций будут отличаться.

Путевой лист для ИП 2021: Образец заполнения для такси

Скачать путевой лист для ИП 2021 образец заполнения для такси >>
Образец заполнения путевого листа, если водитель такси — наемный работник

Скачать образец заполнения путевого листа, если водитель такси — наемный работник >>
Путевой лист легкового автомобиля 2021 на основе типовой формы №3

Скачать путевой лист легкового автомобиля 2021 на основе типовой формы №3 >>
Путевой лист грузового автомобиля 2021 на основе типовой формы №4-П

Скачать путевой лист грузового автомобиля 2021 на основе типовой формы №4-П >>

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Все обязательные реквизиты, которые должны быть указаны в путевом листе перечислены в приказе Министерства транспорта от 11 сентября 2020 года №368 и части 2 статьи 9 закона №402-ФЗ. Далее мы рассмотрим обязательные реквизиты для допуска к эксплуатации ТС и возможности принять путевой лист к учету.

Для допуска к эксплуатации

Чтобы на основании путевого листа можно было списать горюче-смазочные материалы, в нем должны быть указаны следующие реквизиты:

Для принятия к учету

Учитывая, что путевой лист является первичным документом, он должен содержать в себе также все реквизиты для первичных документов. В соответствии с законом №402-ФЗ к ним относятся:

Дополнительные реквизиты путевого листа

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться правом на указание в путевом листе дополнительных реквизитов с учетом особенностей осуществляемой деятельности, которая связана с перевозкой пассажиров, багажа и груза. В качестве дополнительных реквизитов могут быть указаны:

Все эти реквизиты позволят предприятиям контролировать обоснованность списания топлива.

Нормы расхода топлива

В соответствии с распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 года №АМ-23-р, были введены методические рекомендации о нормах расхода топлива на автомобилях. На основании этих рекомендаций предприятия могут утвердить норму расходов топлива и смазочных материалов для каждой модели, марки и модификации транспортных средств, которые эксплуатируются для осуществления предпринимательской деятельности. Налоговый кодекс РФ не предусматривает норму расходов топлива, но организации, которые их используют имет право подтвердить таким образом оправданность расходов, если возникнут какие-либо разногласия.

Штраф за отсутствие путевого листа

Штраф за езду без путевого листа может быть выписан инспектором ГИБДД в размере 500 рублей, также инспектор может ограничиться предупреждением. Обращаем ваше внимание, что штраф может быть выписан не только за отсутствие документа, но и за его неправильное оформление.

Например за нарушение требований в отношении медосмотра или техосмотра могут привести к штрафу в размере до 30 тысяч рублей для самой компании и до 5 тысяч рублей для должностных лиц. В отношении ИП сумма штрафов не меняется, предприниматель будет также оштрафован на сумму до 30 тысяч рублей при неправильно составленном путевом листе.

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Путевой лист автомобиля: для чего нужно оформлять и в каких случаях

С 1 января 2021 года правила заполнения путевых листов изменились. Случаи, в которых он необходим, расширились. В статье расскажем, когда нужен путевой лист и как правильно его оформить по новым правилам.

Что такое путевой лист и для чего он нужен

Путевой лист — это документ учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Закон запрещает перевозить пассажиров, багаж и грузы транспортными средствами без оформления путевого листа (ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ).

Путевой лист входит в число обязательных документов, которые должен иметь при себе водитель корпоративного автомобиля. Эта обязанность прописана в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения.

С 1 января 2021 года путевой лист нужно оформлять на каждое ТС юрлица или ИП, а не только на те, которые перевозят грузы, пассажиров и багаж. Это правило введено приказом Минтранса N 368 от 11.09.2020 года.

Путевой лист — основной документ, подтверждающий фактический расход ГСМ на производственные цели. Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по видам деятельности или в составе прочих расходов.

Также путевой лист можно использовать как первичный документ для подтверждения факта оказания услуг и их объема, если прописать это в договоре.

Когда и на какой срок заполняется путевой лист

Документ выдается либо на один день, либо на один рейс до выхода в рейс (Приказ N 368, пункт 9).

Если длительность рейса превышает продолжительность смены или рабочего дня, путевой лист будет действовать весь рейс.

Если в течение дня или смены рейсов несколько, оформить путевой лист нужно перед первым рейсом. Действовать такой путевой лист будет один день.

Если в ходе поездки управлять автомобилем будут несколько водителей поочередно, то перед рейсом путевой лист должен выписываться на каждого водителя отдельно.

Обычно форму заполняет диспетчер или другой уполномоченный сотрудник. Эта обязанность должна быть установлена приказом руководителя, так как работник несет ответственность за допущенные при оформлении ошибки.

В каких случаях можно не заполнять путевой лист

Не заполнять путевой лист можно в случаях, когда автомобиль организации используется в личных целях водителя.

Во всех остальных случаях с 1 января 2021 года путевой лист нужно оформлять на любой рейс транспорта, который принадлежит организации или предпринимателю.

Правила заполнения путевого листа

Единой обязательной формы путевого листа в законодательстве нет. Каждая организация может разработать собственный бланк. За основу можно взять унифицированную форму, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 и внести в неё нужные реквизиты. Главное, чтобы форма путевого листа соответствовала требованиям приказа N 368.

Типовая форма путевого листа для грузового автомобиля

Разработанную форму путевого листа обязательно нужно утвердить в учётной политике организации в виде приложения.

В приказе N 368 перечислены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в путевом листе с 1 января 2021 года:

  1. наименование и номер путевого листа;
  2. сведения о сроке действия путевого листа;
  3. сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  4. сведения о транспортном средстве;
  5. сведения о водителе;
  6. сведения о перевозке.

Заполнять бланк можно и вручную, и на компьютере — как удобнее.

Уполномоченный сотрудник указывает в форме:

  1. Номер путевого листа. Он указывается в заголовочной части в хронологическом порядке. В наименовании путевого листа также указывается тип транспортного средства.
  2. Срок действия. Если лист выдается на один день, ставится только дата выдачи — число, месяц, год. Если рейс займет несколько дней или недель, то вписываются две даты — начала и окончания срока, в течение которого документ действителен.
  3. Сведения о владельце автомобиля.

Для юридических лиц:

Для индивидуальных предпринимателей:

  1. В разделе сведения о транспортном средстве нужно указать:

Если водитель ездит в машине один и без груза, предрейсовый техосмотр не нужен. Если же будет хотя бы один пассажир, то проведение технического контроля обязательно (п. 2 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Раздел сведения о водителе должен содержать:

С 2021 года введен новый порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле:

Отметки ввели, чтобы привести в соответствие порядок заполнения путевых листов порядку проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. В каком виде должна быть проставлена эта отметка в приказе не обозначено, вероятнее всего, медики, как и раньше, будут использовать соответствующие штампы.

Подробно о правилах проведения медицинских предрейсовых осмотров рассказали в статье.

Блок сведения о перевозке (введен с 1 января 2021 года). В нем заполняются две графы:

Кроме обязательных полей организация может добавлять в путевой лист дополнительные реквизиты. Все оформленные путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов.

С 2021 года журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для электронного журнала обязательна возможность распечатки. Сведения, вносимые в электронный журнал, должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с ФЗ N 63 «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г.

Кто контролирует наличие путевого листа

Проверять путевые листы могут несколько инстанций:

  1. ГИБДД и Транснадзор контролируют ведение путевых листов для обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Налоговая инспекция запрашивает путевые листы при проверке правильности учета расходов на ГСМ, а также при выездных и камеральных проверках.
  3. Трудовая инспекция может проверить путевые листы на соблюдение норм времени труда и отдыха сотрудников.

Штрафы за отсутствие путевого листа

За отсутствие путевого листа водитель получит штраф по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ в размере 500 рублей или предупреждение.

Другие меры не предусмотрены.

Однако, отсутствие путевого листа может повлечь дополнительную, более серьезную ответственность:

Проверка штрафов для юрлиц

Контролируйте штрафы автоматически: получайте отчет о новых штрафах, оплачивайте их с рсч. или поручите оплату нам.

Основные изменения о путевых листах в 2021

Обязанность оформления путевых листов закреплена законодательством. Документ отражает основные показатели учета работы транспорта и водителей.

Заполнять форму нужно внимательно и достоверно, т.к. путевой лист предъявляется в налоговую службу для подтверждения расходов предприятия.

Главное, что изменилось в правилах оформления путевых листов в 2021 году:

  1. Появился новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»;
  2. В разделе «Сведения о транспортном средстве» надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель.
  3. Необходимо проставлять отметку о медосмотре и техконтроле.
  4. Журнал регистрации путевых листов можно вести в электронной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *