Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 и пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;

перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство;

изменения, которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 “Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 50, ст. 7089; 2016, N 19, ст. 2706; 2018, N 28, ст. 4227).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 269 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 12, ст. 1715);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 г. N 1064 “Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4896).

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 ноября 2020 г. N 1816

Перечень
случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории

1. Строительство, реконструкция:

объектов, являющихся линейными, указанных в абзацах втором – седьмом и девятом – тринадцатом перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 1816 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”;

газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 мегапаскаля.

2. Строительство, реконструкция объекта капитального строительства, проектируемого в составе линейного объекта, при одновременном соблюдении следующих условий:

строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется в существующих границах земельного участка, на котором размещен линейный объект, либо в границах сервитута или публичного сервитута, установленного в целях размещения линейного объекта;

строительство, реконструкция объекта капитального строительства не требует изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, установленных в связи с размещением линейного объекта;

общая площадь объекта капитального строительства не превышает 1500 кв. метров, высота не превышает 12 метров, количество этажей не превышает 2 этажей.

3. Строительство, реконструкция электрических сетей, сетей связи, сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.

4. Строительство, реконструкция в границах полосы отвода автомобильных дорог подъездов, съездов и примыканий, в том числе переходно-скоростных полос, к объектам дорожного сервиса и (или) автомобильных дорог, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 ноября 2020 г. N 1816

Перечень
случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство

линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи;

линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов;

тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150°C включительно;

водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм;

линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм;

линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов;

отдельно стоящих ветроэнергетических установок высотой менее чем 250 метров, а также солнечных батарей;

автомобильных дорог IV и V категории;

объектов капитального строительства, являющихся элементами обустройства автомобильных дорог и (или) защитными дорожными сооружениями и размещаемых в полосе отвода автомобильных дорог;

местных улиц, местных дорог, проездов улично-дорожной сети сельских поселений;

пешеходных улиц и площадей городов;

парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 ноября 2020 г. N 1816

Изменения,
которые вносятся в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

1. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

“9. Защитные сооружения гражданской обороны, сооружения инженерной защиты, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.”.

2. В пункте 18 слова “на дворовых территориях многоквартирных жилых” заменить словами “на придомовых территориях многоквартирных”.

3. Пункт 24 дополнить словами “, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции”.

4. Дополнить пунктом 31 следующего содержания:

“31. Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).”.

Правительство пересмотрело перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Также существенно расширен список объектов, для строительства или реконструкции которых не нужно получать разрешение на строительство. Это в т. ч. водопроводы и водоводы диаметром до 500 мм, линейные сооружения водоотведения диаметром до 1000 мм, автодороги IV и V категории, местные улицы, местные дороги, проезды улично-дорожной сети сельских поселений, пешеходные улицы и площади городов, парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.

Уточнены виды объектов, которые могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 “Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Разрешение на строительство — когда оно необходимо?

Выполнение подавляющего большинства строительных и (или) ремонтных работ без получения соответствующего на то разрешения запрещено законодательством нашей страны. При этом все же существует перечень построек, для возведения которых получение разрешения на строительство не требуется. О том, что можно строить без данного разрешения, а что – нет, мы решили рассказать в данном материале.

Разрешение на строительство – определение понятия.

С полным текстом понятия о разрешении на строительство можно ознакомиться в статье №51 Градостроительного кодекса РФ. Согласного данному документу, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В целом, разрешение на строительство требуется при возведении или реконструкции практически любого объекта капитального строительства. Исключения существуют, но они незначительные и не во всех случаях они могут быть.

Так получение разрешения на строительство всегда будет необходимо при строительстве жилого дома, причем не важно: индивидуального или многоквартирного. Вместе с этим без него никак не обойтись при строительстве любых сложных технических объектов, гидротехнических сооружений, построек, связанных с добычей полезных ископаемых, атомной энергетикой, опасных или чрезвычайно опасных объектов строительства или реконструкции таких объектов.

Также без данного разрешения не могут быть построены железные или автомобильные дороги общего пользования и другие виды различных линейных и капитальных объектов строительства – перечислять их все можно очень долго.

Еще отдельно стоит упомянуть про реконструкцию или строительство объектов, находящихся в особо охраняемых земельных границах или являющихся культурным наследием. Любое строительство на вышеупомянутых землях возможно только после получения всех необходимых разрешений и согласований. Так же, как и любые работы на объектах культурного наследия, связанные с какими-либо изменениями их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, без получения на то разрешения проводиться не могут.

Вывод приходит сам собой: серьёзной постройки без разрешения на строительство законно построить не получится. Но все же некоторые постройки не требуют получения разрешения на строительство.

Где и что можно строить без разрешения?

Такими постройками являются любые вспомогательные постройки, на частном земельном участке, принадлежащим физическому лицу. Но и здесь нужно сделать оговорку: на дачном или садовом участке без получения каких-либо разрешений можно строить все, что угодно, кроме жилого дома. Для дома уже необходимо разрешение. Также строительство гаражей, сараев, бань, теплиц и т.д. без каких-либо на то разрешений возможно, только если их использование планируется в сугубо частных целях, без какой-либо коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли (ведения производства, оказания услуг, и т. д.).

Без разрешения можно строить или реконструировать объекты, которые не являются объектами капитального строительства. Киоски, каркасные легкие ангары, небольшие павильоны, различные временные объекты – т.е. то, что не имеет фундамента и может быть быстро демонтировано или перемещено.

Вместе с этим также без разрешений возможно возведение различных вспомогательных построек возле жилых домов или торговых центров.

Например, очень часто к магазинам, торговым центрам пристраивают выставочные залы, тамбуры из светопрозрачных конструкций, дополнительные складские помещения. При этом тут уже не все так просто, как получается на первый взгляд. Ведь, чтобы пристройки или устройства дополнительных помещений не требовали никаких разрешений, они должны иметь статус не самостоятельной, а сугубо вспомогательной постройки. А здесь в нашем законодательстве существует пробел. В нем нет четкого разъяснения, понятия, что является вспомогательной постройкой, а что нет. Следовательно, при таком строительстве часто возникает перечень спорных моментов.

В общих чертах, одним из критериев отнесения постройки к вспомогательным объектам является её низкая функциональная значимость. Объект не может функционировать без основного здания, имеет пониженный уровень ответственности конструктивных элементов и не выходит за границы земельного участка основного здания.

Вместе с этим сооружение одновременно должно обладать целевой связью с основным строением и быть обособленным от него. Вход в него должен осуществляться исключительно через улицу, а не из основного здания.

При строительстве пристроек возле жилых домов также могут возникать спорные моменты. Так, если рядом строится гараж, сарай или пристраиваются сени, то никаких разрешений не нужно. А вот если жильцы вдруг пожелают пристроить дополнительное хозяйственное помещение, то тут не всегда можно однозначно сказать, возможно это осуществить без разрешения на строительство или уже нельзя.
Еще разрешение может не потребоваться в случаях, если изменения объекта капитального строительства или его частей не сказываются на его безопасности, не затрагивают права третьих лиц и не превышают предельные разрешенные параметры – это параметры, установленные градостроительным регламентом, которые включат в себя нормы отвод земли под строительство, расстояния до зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, охранных зон и.т.д.

В качестве заключения следует отметить следующее. С одной стороны, в градостроительном кодексе четко даны разъяснения о том, когда необходимо получать разрешение на строительство, а когда нет. С другой стороны, градостроительный кодекс и иные нормативные документы не дают четкого разъяснения о том, что является строением и сооружением вспомогательного использования. Предположительно это сделано для того, чтобы облегчить процесс оформления документов на объекты, которые не могут самостоятельно функционировать.

При этом следует отметить: у такой снисходительности есть побочный эффект, который выражается в возникновении спорных ситуаций. При конфликте между застройщиком и органом государственной власти дело, как правило, доходит до суда.

Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство

В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях

Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта. Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?

Читайте также:  На личные автомобили обязали заполнять путевые листы

Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:

при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.

при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.

при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.

при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.

при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.

при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.

при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.

в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.

Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.

Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:

базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;

площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;

колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;

дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;

вводные газопроводы в районах населенных пунктов;

линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.

Ответственность за отсутствие разрешения на строительство

При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:

на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;

должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;

с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;

юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Все случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется

Здания, сооружения, возводимые без согласования с уполномоченными органами, сносятся.

Застройщик подлежит административному наказанию. Снос осуществляется по решению судебной инстанции или без ее вмешательства. Все зависит от ситуации.

Разрешение на строительные работы необходимо: наличие документа убережет застройщика (как обычного гражданина, так и юридическое лицо) от неблагоприятных правовых последствий в будущем.

Разберем подробнее, когда нужно получать разрешение на строительство, а в каких случаях выдача этого документа не требуется и почему.

Понятие и назначение документа

Документ, дающий право участникам строительства на возведение или реконструкцию объектов недвижимости – разрешение на строительство.

Назначение документа:

Разрешение на строительство, в общем смысле, требуется во всех случаях, когда планируется возведение, реконструкция сооружений капитального назначения.

В законе предусмотрены исключения: на практике применения положений закона вызывает трудности из-за нечеткого определения – что относится к объектам капитального строительства.

Когда нужно получать, согласно Градостроительному кодексу?

Разрешение на строительство необходимо на все здания, строения, за исключением некоторых объектов.

Особое внимание уделяется объектам недвижимости, находящимся в зонах, особо охраняемых законами государства – объектам культурного наследия. В большинстве случаев, строительство на этих территориях не одобряется, реконструкция – разрешается.

Исключения из общих правил получения разрешения на строительные работы указаны в ст. 51, ч. 17 Градостроительного Кодекса.

Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования

Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:

  1. Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
  2. Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
  3. Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.

В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.

Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.

Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:

Таким образом, при строительстве объекта вспомогательного назначения, законодатель не предусматривает необходимость получения разрешительной документации на строительные работы. Из этого следует, что застройщик не получает одобрения на ввод в работу вспомогательного объекта.

Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.

Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.

В частности:

  1. Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
  2. N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
  3. Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.

В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.

Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.

Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.

Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.

Как получить, кем выдается?

При необходимости получения разрешения обращаются в местную администрацию, на территории которой возводится сооружение. Единого органа власти, который занимается выдачей разрешения, не существует, так как все зависит от конкретного объекта, региона его нахождения.

Местный орган власти подскажет, в какую государственную инстанцию следует обратиться. Застройщик поймет, кто будет заниматься разрешением: вариантов много.

Обычно выдачей этого документа занимаются такие инстанции, как:

Иногда в выдаче документа принимают участие государственные инстанции:

Застройщик имеет право обратиться лично за разрешением или действовать через представителя, составив на него доверенность. Проще всего обратиться за разрешением через МФЦ.

МФЦ – учреждение, выполняющее посреднические функции между населением и уполномоченными государственными инстанциями, оказывающими правовые услуги. Сотрудник МФЦ принимает комплект документов, отправляет их в соответствующее ведомство.

На выдачу разрешения обращаются через портал Госуслуги.ру (в привязкой сайта Мосуслуги.ру), дистанционно. Для этого нужно зарегистрироваться на портале, получить подтвержденную учетную запись.

Это означает полный доступ пользователя ко всем, без исключения услугам, интеграцию портала Госуслуги.ру в Мосуслуги.ру. Для получения разрешения необходима электронная подпись.

Порядок дистанционного оформления разрешения регламентируется постановлением Московского Правительства, если разрешение выдается в Москве. Постановление — 17 апреля 2012 № 145- ПП. В этой ситуации разрешением занимается Мосгосстройнадзор. Срок оформления услуги – 5 дней, исключая выходные. Внимание: услуга предоставляется бесплатно!

В предоставлении разрешения уполномоченный орган может отказать по причинам, перечисленным в Градостроительном Кодексе. Отказ от государственных инстанций во всех случаях, связанных с оказанием правовой услуги, должен быть мотивированным.

Простыми словами: заявитель должен понимать причину отказа. Она излагается коротко, четко и ясно, с указанием на положения закона.

Отдельные нюансы, связанные с пробелами законодательства

Градостроительный Кодекс РФ не дает перечня объектов капитального строительства. Признаки объектов вспомогательного назначения указаны, но четкого понимания и разграничения не существует.

Пробел в законодательстве выражается в путанице понятий, непониманию со стороны потребителя порядка правоприменения положений закона. Это порождает досадные ошибки, неблагоприятные для граждан и организаций юридические последствия.

Например, человек искренне полагает, что на его земельном участке возводится не объект капитального строительства, а вспомогательное сооружение. Он допускает ошибку, не обращается за разрешением.

Рассмотрим частный случай пристройки балкона к многоэтажному дому на первом этаже. Собственники по-разному стараются облагородить жилище, тем более, если речь идет о вторичном рынке жилья.

Отсутствие лоджии в квартире на 1 этаже стараются компенсировать за счет пристройки балкона к многоэтажному дому (сокр. МКД). Ситуация сложная с правовой точки зрения.

И здесь возможно только два варианта:

  1. Демонтаж балконной плиты, разделяющей конструкции заключается в изменении параметров МКД. Собственник может присоединить балкон по желанию. Но на это он получает одобрение всех жильцов МКД. Разрешение на строительство балкона ему не нужно!
  2. Присоединение балкона невозможно без демонтажа конструкций дома несущего назначения. В этой ситуации речь идет о реконструкции дома. Значит, необходимо разрешение на строительство.

Эти варианты не описаны законодателем. Градостроительный Кодекс не дает понимания отдельных ситуаций, которые возникают в сфере строительства. Поэтому при решении похожих вопросов следует обратить внимание на подзаконные акты уполномоченных ведомств.

В частности, в вопросах перепланировки и реконструкции помещений, присоединений вспомогательных помещений (по ЖК РФ балкон относится к таким помещениям), опираемся на Письмо Минстроя №28475-ОГ/04 от 2019 года.

Заключение

Застройщики получают разрешение, если возводят объекты капитального назначения. Точного списка в законе найти не получится. Без наличия разрешения стройка незаконна.

С 2018 разрешение на строительство дома под ИЖС не получают. Достаточно уведомления: его посылают в начале и конце работ. Но при условии, что дом соответствует требованиям строительство под ИЖС.

Как получить разрешение на строительство дома в 2021 году

В градостроительном законодательстве 2021 года встречается два понятия, связанных с возведением того или иного капитального объекта. Речь идет о разрешении на строительство и уведомлении о соответствии постройки параметрам, установленным в данной сфере. В настоящей статье указаны случаи, при которых может потребоваться каждый из упомянутых документов, а также представлен подробный ответ на вопрос о том, как получить разрешение на строительство дома.

Что такое разрешение (уведомление) на строительство

Трактовка термина «разрешение на строительство» приведена в п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). Согласно данной норме под таким документом подразумевается официальная бумага, при помощи которой подтверждается соответствие проектной документации:

Помимо изложенного выше, разрешение на строительство также подтверждает допустимость размещения капитальной постройки на земельном участке согласно ее разращённому использованию и ограничениям, прописанным в соответствующем законодательстве.

Упоминание о необходимости направления и получения уведомления при строительстве объекта содержится в ст. 51.1 ГрК РФ.

В целом, уведомление и разрешение дают право застройщикам начинать строительство или реконструкцию постройки капитального типа.

Подробнее о том, как подается уведомление о планируемом строительстве, читайте в нашей статье.

Образец и бланк

Для обоих документов, упомянутых выше по тексту, действующим законодательством предусмотрены и утверждены свои формы.

Так, бланк разрешения на строительство жилого дома и прочих капитальных объектов утвержден Приказом Минстроя России от 19.02.2015 года № 117/пр (Приложение № 1). Данный документ включает в себя следующие сведения:

  1. «Шапка» документа – тут прописываются сведения об адресате, то есть застройщике. Должно быть указано его полное наименование (если юридическое лицо) или же ФИО (для граждан), а также адрес, почтовый индекс и электронная почта.
  2. Название документа, его номер и дата составления, наименование ведомства, одобрившего строительство заявленного объекта.
  3. Характеристики капитальной постройки – в этом разделе указываются следующие данные:
  1. В заключительной части документа прописывается срок действия разрешения с указанием основания его установления (это может быть соответствующий раздел проектной документации или ссылка на нормативный акт), а также ставится дата и подпись уполномоченного органа, выдавшего этот документ.

Кроме того, в отдельных случаях в разрешении о строительстве может быть сделана отметка о продлении срока его действия с указанием соответствующей даты.

Уведомление, дающее разрешение на строительство ИЖС, утверждено Приказом Минстроя России от 19.09.2018 года № 591/пр (Приложение № 2). Бланк этого документа включает в себя следующую информацию:

  1. «Шапка» – тут прописывается полное название органа, выдавшего документ, а также полные сведения о застройщике (ФИО/наименование, адрес нахождения, контактные данные).
  2. Полное название документа с указанием даты его подготовки и регистрационного номера.
  3. Отметка о соответствии всем нормам и предоставлении права на строительство заявленного объекта ИЖС или садового дома. При этом в данном разделе также указываются реквизиты уведомления о строительстве, отправленного изначально застройщиком. Также здесь прописывается кадастровый номер участка, его адрес или описание местоположения.
  4. В конце документа ставится подпись уполномоченного органа государственной власти (с расшифровкой) и дата.

Куда подавать на согласование постройки

Из положений ст. 51 и 51.1 ГрК РФ следует вывод о том, что для согласования возведения объекта капитального строительства, обращаться следует в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Исключением являются следующие случаи (п. 5-6 ст. 51 ГрК РФ):

Во всех прочих ситуациях получить разрешение на строительство частного дома и других видов капитальных построек можно в районной администрации соответствующей области/региона. К примеру, в Санкт-Петербурге согласовывать будущее строительство дома или любой другой постройки следует в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.

Кто должен подавать

Согласно единым правилам в качестве заявителя при выдаче разрешения (уведомления) на строительство объекта выступает застройщик. Это может быть физическое или юридическое лицо (организация), планирующее возведение, реконструкцию или изменение определенной капитальной постройки.

Таким образом, подавать документы на выдачу разрешения (уведомления) может гражданин, планирующий строительство дома на своем участке, или же уполномоченный представитель организации, желающей начать строительные работы.

Кроме того, в качестве заявителя также может выступать доверенное лицо застройщика. В данном случае у первого на руках должна быть действующая доверенность на совершение подобных действий.

Нужно ли разрешение на ИЖС

До недавнего времени застройщики, планировавшие возведение объектов ИЖС или садовых домов, обязаны были в общем порядке получать разрешение на строительство. Однако в 2018 году для таких категорий построек процедура по согласованию была несколько упрощена.

Так, Законом РФ от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ отменена необходимость в получении разрешения на ИЖС или садовый дом. Начиная с этого времени, прежняя процедура была заменена уведомительным порядком.

Процедура оформления разрешения в 2021 году

Общий алгоритм действий при согласовании строительства жилого или садового дома подробно описан в ст. 51.1 ГрК РФ. Порядок подачи и получения соответствующего уведомления включает в себя следующие шаги:

  1. Подготовка уведомления (аналог заявления) согласно единой утвержденной форме.
  2. Сбор установленного законом перечня документов (подробно все бумаги описаны ниже по тексту).
  3. Выбор способа направления бумаг в адрес органа государственной власти, уполномоченного выдавать разрешения на строительство. Здесь доступны следующие варианты (п. 1 ст. 51.1 ГрК РФ):
  1. После того, как документы будут отправлены, следует дождаться окончания их проверки.
  2. В течение установленного законом периода времени государственный орган направит заявителю уведомление о соответствии объекта ИЖС (садового дома) всем требованиям и нормам или о несоответствии заявленных параметров.

Именно такая процедура получения согласия на начало строительных работ по ИЖС (садовому дому) предусмотрена в 2021 году.

Список документов

Полный перечень документов, которые должен подготовить заявитель для получения согласия на возведение объекта ИЖС или садового дома, приведен в 1-3 ст. 51.1 ГрК РФ.

Сюда входят следующие бумаги:

Сколько стоит

Согласно установленному законом порядку сама услуга по выдаче уведомления (аналог разрешения) о соответствии объекта всем требуемым параметрам и нормам оказывается на бесплатной основе. Это означает, что в данном случае платить государственную пошлину не придется.

Несмотря на то, что официально услуга оказывается бесплатно, определенные расходы застройщик несет на этапе сбора и подачи документов. Если у заявителя нет желания или времени заниматься этим вопросом самостоятельно, то он может поручить эту задачу профильным специалистам. Однако такая услуга является платной. Здесь возможны следующие расходы:

Также следует иметь в виду, что на общую стоимость такой услуги оказывает влияние сложность и нестандартность конкретной ситуации.

Причины отказа

Следует обозначить несколько наиболее распространенных ситуаций, при которых заявитель может получить отказ в согласовании строительства ИЖС или садового дома.

Сюда можно отнести такие причины:

При возникновении перечисленных выше ситуаций, компетентный орган в течение 3 рабочих дней производит возврат поданного застройщиком уведомления вместе с приложенными к нему документами (п. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

Сроки

В действующем законодательстве 2021 года четко определен период времени, который отводится на выдачу уведомления о возможности начала ИЖС или возведения садового дома. Данный срок составляет 7 рабочих дней с момента поступления документов (п. 7 51.1 ГрК РФ).

Когда требуется разрешение вместо уведомления

В качестве примера можно привести следующие случаи, при которых обязательно получение разрешения на строительство объекта:

Как и где получить разрешение

Выбор ведомства, в которое следует обращаться для получения такого документа зависит от вида объекта, строительство которого планируется. Здесь возможны следующие варианты:

В целом, процедура получения разрешения на строительство включает в себя следующие шаги:

  1. Подготовка заявления согласно утвержденной форме.
  2. Сбор документов.
  3. Подача полного пакета бумаг в государственное ведомство, уполномоченное выдавать разрешения на строительство. Сделать это можно через МФЦ.
  4. Далее нужно дождаться окончания этапа проверки представленных документов. Если все будет в порядке, заявителю выдадут разрешение.

Список документов

Для получения права приступить к строительству запланированного объекта застройщик должен к своему заявлению приложить следующий список документов (п. 7 ст. 51 ГрК РФ):

Сколько действует разрешение на строительство

Согласно п. 19 ст. 51 ГрК РФ такой документ выдается на период времени, предусмотренный в рамках проекта строительства. При этом по заявлению застройщика разрешение может выдаваться для проведения только отдельных этапов.

Подробнее о том, какой срок действия разрешения, читайте в нашей статье.

Сроки

В соответствии с п. 11 ст. 51 ГрК РФ проверка представленных документов и выдача разрешения на возведение капитального объекта составляет 5 рабочих дней. Данный срок исчисляется с дня подачи документов.

Нестандартные случаи

При оформлении разрешения (уведомления) на возведение капитальной постройки заявители иногда сталкиваются с нестандартными ситуациями. Некоторые из них описаны в следующем перечне:

  1. Если речь идет о строительстве того или иного объекта на территории исторического поселения, то застройщику необходимо будет также приложить к общему пакету бумаг заключение уполномоченного органа государственной власти о возможности такой постройки.
  2. Срок выдачи разрешения на строительство будет составлять 30 дней в случае, если заявитель желает согласовать возведение нелинейного объекта на территории исторического поселения (при отсутствии приложенного к заявлению заключения). Об этом написано в п. 11.1 ст. 51 ГрК РФ.
  3. В п. 17 51 ГрК РФ перечислены ситуации, при которых застройщик может приступать к строительным работам без получения разрешения. Это возможно при возведении/реконструкции: гаража, который гражданин планирует использовать для личных нужд, объектов ИЖС, сооружений, предназначенных для вспомогательного использования и т.д.
  4. Если заявленный объект относится к государственной тайне, то при выдаче разрешения на его строительство обязательно должны быть учтены требования, прописанные в ФЗ РФ «О государственной тайне», в Указе Президента РФ от 30.11.1995 года № 1203, а также в ФЗ РФ «О транспортной безопасности» (при необходимости).

Таким образом, при планировании возведения капитальной постройки застройщику может потребоваться разрешение на строительство или же уведомление о соответствии объекта параметрам и нормам, установленным в градостроительной сфере. Второй тип документа требуется в случае, если речь идет об ИЖС или же о садовом доме.

Когда и кому нужно получать разрешение на строительство частного дома?

Приступая к частному строительству важно соблюдать не только все технические нормы, но также и юридические формальности, в том числе знать, когда нужно разрешение на строительство.

Иначе, строения, возведенные с нарушениями или без соответствующих разрешений, могут быть признаны самовольными. О том, кто выдает разрешение на строительство частного дома, когда оно нужно, как его получить, читайте далее.

Когда нужно разрешение на частное строительство, для чего оно требуется

Нужно ли разрешение на частное строительство дома?

В сфере строительства, в том числе индивидуального, существует множество норм и правил, которые необходимо соблюдать.

Несоответствие техническим стандартам может привести к небезопасности возведенных строений. Поэтому застройщикам рекомендуется не нарушать СП и СНИПы, действующие на начало стройки.

Одним из основных документов, регламентирующих такую деятельность, является Градостроительный кодекс (ГрК РФ, кодекс). В 51 статье кодекса содержится понятие и условия выдачи разрешений для строительства.

Этот документ носит удостоверяющий характер. Он подтверждает, что имеющаяся у застройщика, в том числе частного, проектная документация соответствует требованиям градостроительных норм (регламенту, проектам планировки и межевания данной территории).

Если такое соответствие есть, то разрешение может быть выдано. По смыслу законодателя только после поучения этого документа у застройщика возникает право приступить к строительству.

Без него он не может осуществлять законную постройку, реконструкцию объектов. Построенные без разрешения дома являются самовольными незаконными постройками. А за такие строения грозит уплата штрафа, и даже снос дома.

Кому не нужно разрешение на строительство?

Далеко не для всех построек требуется получение разрешительных документов. Кодексом допускается выполнение следующих действий без их получения:

Из вышеприведенного списка понятно, что для постройки собственного пригодного для проживания дома получить разрешение все-таки придется.

Разрешение на строительство ИЖС

На землях, предоставленных под возведение частных домов, возводятся постройки капитального характера с целью проживания в них.

Разрешение для постройки таких объектов получать нужно, иначе они будут самовольными. В каком порядке это делается, рассмотрим далее.

Документы для получения разрешения

Для того, чтобы разрешение было выдано, требуется написать соответствующее заявление, приложив к нему необходимые документы. К их числу относятся:

Если строительство планируется в зоне исторической застройки, то важно предоставить сведения о внешнем виде будущего дома. Иных документов требовать при подаче заявлений не должны. Хотя в определенных случаях могут понадобиться и другие бумаги.

К примеру, если за выдачей разрешения обращается представитель, то ему потребуется предъявить свою доверенность.

Проектных документов при возведении малоэтажных частных домов предоставлять не нужно. Хотя лица, планирующие строительство, по своему желанию могут их подготовить и предоставить.

Где получают разрешение?

По требования ГрК РФ обращаться за выдачей этого документа нужно в администрации той местности, в которой расположен застраиваемый участок. Иными словами, определить орган, который должен решить этот вопрос, нужно исходя из местоположения самой земли.

Чаще всего участок располагается в пределах ведения одного муниципалитета. При строительстве на участках, которые относятся к нескольким муниципальным образованиям, разрешительная документация запрашивается в органах соответствующих субъектов.

Кто может потребовать разрешение на строительство, а кто нет?

Чаще всего вопросы легитимности строений, наличия разрешений на их возведение возникают при желании регистрации своих прав на него. При постановке новых строений на учет, их регистрации часто требует подтвердить законность их возведения.

Также проблемы могут возникнуть при подключении дома к различным коммуникациям. Проверку законности постройки могут провести и правоохранительные органы, ведь за строительство в отсутствие разрешительных документов действующим КоАП РФ предусматривается наказание (штраф).

В каких случаях разрешение на строительство не требуется?

Можно ли обойтись без разрешения на ИЖС?

Ранее было указано, что возводить без разрешительных документов можно постройки не капитального характера. Это могут быть гаражи, сараи, бани и иные помещения вспомогательного и хозяйственного назначения.

Некоторые полагают, что с учетом действия правил «дачной амнистии» разрешения не нужны и для частных домов.

Однако это не совсем верно. Указанные правила предполагают облегченную процедуру регистрации своих прав на землю и возведенные на ней объекты.

До марта следующего (2018) года ее осуществление возможно без предоставления в отделение Россреестра разрешений на ввод построек в эксплуатацию. А выдается этот документ на основании полученного ранее разрешения. Следовательно, и разрешение не требуется.

Однако «дачной амнистией» регулируется лишь порядок регистрации объектов. Она не отменят нормы ГрК РФ о разрешениях, а также положения об ответственности при их отсутствии.

Нюансы оформления и получения разрешения

Подготовив все требуемые документы и составить заявление, нужно обратиться с ними в соответствующий орган муниципалитета. Это можно сделать путем личной передачи. В некоторых администрациях также предоставляется возможность подачи всех бумаг в электронном формате.

Если в данной местности действует МФЦ, то можно подать документы и через него. На рассмотрение предоставленной документации дается десять дней. В течение указанного срока должна быть произведена их проверка и принято решение о предоставлении разрешения или отказе в нем.

При отказе его причины должны быть доведены до сведения заявителя в письменном виде. Документ об отказе заявители вправе обжаловать. Срок действия этого документа достигает десяти лет. При этом при смене владельца земли его переоформление не требуется.

Ответственность за нарушение порядка получения разрешения

На сегодняшний день необходимость получении указанных бумаг никто не отменял. Более того, при их отсутствии для застройщиков могут наступить весьма неблагоприятные последствия.

Во-первых, за возведение и использование объектов без соответствующих разрешений полагается административный штраф. Об этом говорится в статье 9.5 КоАП. Для граждан его размер ограничивается пятью тысячами рублей.

Во-вторых, построенный без разрешения дом является самовольным незаконным строением. Последствия самовольности предусматриваются гражданским законодательством (ст. 220 ГК РФ).

Лица, которыми такие строения были возведены, не получают на них никаких прав, не могут ими распоряжаться. Кроме того, на них может быть возложена обязанность снести эту постройку за собственные средства.

Перед тем, как начать постройку собственного дома, лучше позаботиться о получении всех требуемых разрешений.

Это позволит получить возведенному дому статус законной постройки. В противном случае можно попасть в серьезные неприятности. Дешевле и спокойнее будет получить нужный документ, чем потом платить штрафы и сносить дом, на строительство которого были затрачены немалые средства.

В данном видео непосредственно от автора вы можете узнать о его опыте получения разрешения на строительство каркасного дома:

Основные моменты в процедуре получения разрешения на строительство объекта капстроительства на земельном участке

Рано или поздно владельцы участков земли подумывают о возведении на них здания, строения или сооружения, для удовлетворения собственных целей. Будь то жилой дом, гараж, баня, коммерческое строение и др.

Но одного желания собственника земли здесь недостаточно. Чтобы иметь возможность осуществить задуманное, в некоторых случаях нужно получить специальный документ – разрешение на строительство. А выдается он специальным госорганом. О нем и пойдет речь в настоящей статье.

Законодательство

Земельные отношения в России регулируются Земельным кодексом. В нем содержатся нормы, которые касаются особенностей распоряжения, владения и пользования землями.

Именно это деление земель на разные виды влияет, в конечном итоге, на то, обязательно ли будет получать разрешение на строительство недвижимости на участке земли.

Но главный, регулирующий данный вопрос закон – это Градостроительный кодекс РФ. В нем сказано, что для строительства любого капитального здания нужно иметь разрешение.

К числу таких объектов, в первую очередь, относятся:

О том, как его получать и в каких случаях, будет далее подробно.

На какие объекты нужно получать разрешение на строительство

Многие землепользователи все никак не могут начать процесс строительства на своем участке только потому, что это осложняется предварительным получением документа, разрешающего создать постройку. Но для каких объектов обязательно получение разрешения, а для каких – нет?

Для дома, гаража, бани

Все объекты, которые относятся к строительству на личном земельном участке, именуются одной аббревиатурой – ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).

Участки под ИЖС включены в состав земель населенных пунктов. И для ИЖС необходимо получить соответствующее разрешение от территориального органа власти, а в некоторых случаях и от соседей.

Что включается в ИЖС:

Однако разрешение нужно получать только в отношении строительства самого жилого дома. А гараж и баня – это помещения, которые не предназначены для проживания там людей и не используются в коммерческих целях, а нужны только для решения подсобных задач граждан.

Но если же в бане планируется построить помещение, которое будет использоваться в качестве жилья, то тогда на него необходимо разрешение.

Для хозяйственных построек

В качестве таковых, как правило, понимаются сараи. К счастью, четкий ответ на вопрос, нужно ли получать разрешающий документ на то, чтобы возвести хозпостройки, дается в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. В нем говорится о том, что никаких разрешений получать не нужно, если только эти постройки не предназначены для осуществления коммерческой деятельности.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций с соседями, при возведении подобных построек, лучше просто соблюдать противопожарные и санитарные нормы, а также иметь решетчатый забор.

От этого, возможно, будет страдать урожай соседа. И тогда он может и обратиться с жалобой в соответствующий орган. В результате чего от хозяина сарая могут потребовать перенести его в другое место.

Для строительства же колодца нужно будет обязательно получить разрешение от санэпидемслужбы.

Для коммерческих сооружений

Ситуация с сооружениями, предназначенными для осуществления торговли, весьма неоднозначна.

Дело в том, что такие объекты могут быть двух типов:

В первом случае имеются в виду строения, которые имеют фундамент и прочно связаны с участком земли. Их нельзя переместить на другое место без нарушения целостности таких сооружений. Сюда отнесены здания магазинов, складов и т.п.

Что касается нестационарных объектов торговли, к коим отнесены киоски, прилавки под навесами и другие подобные конструкции, для них подобных разрешений не требуется. А все потому, что у них отсутствует прочная связь с землей, они возведены на какое-то определенное время и их можно свободно переместить на любой другой участок земли.

Срок действия разрешения

Как гласит пункт 19 статьи 51 этого же кодекса, разрешение на строительство ИЖС предоставляется на срок 10 лет.

Для всех остальных объектов действует правило, согласно которому данный документ имеет силу в течение срока, предусмотренного проектом на строительство капитального здания.

Например, в г. Москве и Московской области разрешение действует в течение трех лет. До этого времени соответствующий объект должен быть сдан в эксплуатацию.

Это можно сделать максимум на 3 года, в течение которых необходимо будет завершить процесс стройки и ввести объект в эксплуатацию.

Что нужно для продления?

Собрать и предоставить в госорган пакет документов:

Документы для получения

Существует законом установленный, общий перечень документов, которые следует предоставить, чтобы получить разрешение на строительство объекта капстроительства:

Она выполняется согласно градостроительному плану участка земли. В ней обозначаются: места размещения объекта капстроительства, подъездов и проходов к нему, где начинаются и заканчиваются публичные сервитуты, объектов археологического наследия.

Что застройщику потребуется предоставить

Если же в планах у гражданина – возвести жилой дом, в котором имеется более 3х этажей, и в нем будет проживать не одна семья, тогда подобный «упрощенный» порядок выдачи разрешения не будет действовать.

Способы получения

Стоит рассмотреть два основных способа получения разрешения на возведение частного дома: стандартная и упрощенная. Стандартный способ получения имеет место быть, если предполагается строительство более трех этажей. Упрощенная же схема действует в отношении стандартного жилого дома, этажность которого ограничивается тремя.

Для начала гражданину нужно понять, куда обращаться с пакетом документов. В случае со строительством жилого дома, ему следует пойти в местный орган власти, отвечающий за вопросы архитектуры и градостроительства, который расположен в районе нахождения самого участка.

В общем виде процедура выглядит так.

Что такое налоговая ставка на квартиру и от чего она зависит? Подробно об этом в нашей статье.

Хотите оформить дарственную на долю квартиры? Пошаговая процедура описана здесь.

Какие могут возникнуть проблемы

Как правило, судебные тяжбы длятся не один месяц и требуют финансовых и моральных издержек. А исход разбирательства, в итоге, может быть не в пользу гражданина.

Поэтому, единственно верным решением будет сразу собрать все необходимые документы и представить их в орган местной власти. Во избежание проблем с отказом правильнее будет обратиться за помощью к юристу, специализирующемуся на решении подобных задач.

Он сможет совершить все необходимые действия в кротчайшие сроки, к тому же, он предоставит гарантию того, что разрешение на возведение дома будет получено, и не нужно будет затем прибегать к помощи суда, заново формировать пакет документов, искать недостающие и тому подобное.

В общем, получить разрешение на строительство стандартного жилого дома не составляет особых трудностей. Важно знать куда обращаться, а также правила, по которым оно выдается, и какие документы необходимо предоставить.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *