Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

Публичное право собственности делится на две группы:

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

КритерийПубличнаяЧастная
СубъектГосударство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитетЮридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
НалогообложениеОтсутствуетПрисутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицамНа правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель)На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицамПрактически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств)Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землейБлага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданамиСобственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владенияВ большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам)Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использованияТолько те, которые предусмотрены законодательством и договоромЛюбые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Читайте также:  Как получить выписку из ЕГРН о переходе прав на здание?

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Что называется публичной формой собственности?

Главная » Кадастр » Общие вопросы » Что называется публичной формой собственности?

Как известно, в современном государстве существует два варианты собственности, публичная и частная. И если второй вариант предполагает владение граждан, то первый владения самого государства и его субъектов.

Главная особенность публичной собственности в том, что полностью государство ее не использует. Отсюда и вытекает вопрос, а для чего она существует, и как используется в действительности?

Что такое публичная форма собственности и какой она бывает?

Государство, несмотря на всю свою власть, такой же участник различных общественных отношений. Оно может даже выступать в суде (разумеется, через представителя). Отсюда возникает момент и с собственностью, которой государство и его субъекты также обладают.

И, несмотря на то, что государство может регулировать и контролировать общество, оно должно помнить о том, что всегда необходимо соблюдать интересы граждан, в том числе в части определения форм собственности.

Публичная собственность особенна тем, что к ней гражданам доступ закрыт, а если и открыт, то ограничен и контролируется государством и его органами. Отсюда вытекает разделение публичной формы владения имуществом.

Собственником может выступать либо самого государство, либо его субъекты (например, область или край, либо муниципалитет, то есть определенное образование, например, населенный пункт). Все это в целом образует публичную форму владения, которая никак не будет касаться граждан.

Преимущества публичной формы собственности

Большое количество граждан сталкиваются с муниципальным жильем. Смысл в том, что они живут в квартире, которая принадлежит муниципалитету, и при этом стремятся переоформить ее на себя.

О землях специального назначения читайте тут.

Однако спешить с этим не стоит, так как публичная собственность также может иметь ряд преимуществ:

То есть публичная собственность более защищена, а граждане, проживающие в ней, имеют больше гарантий на то, что не окажутся на улице ни при каких ситуациях.

Недостатки публичной формы собственности

Говоря о недостатках публичной собственности, следует уделить особое внимание двум из них. Первый, отсутствие возможности совершать сделки. С одной стороны, это защищает от мошенников и прочих неприятностей с реализацией имущества.

С другой стороны, не дает в полной мере распорядиться жильем. Однако закон не ограничивает граждан и даже им возможность переоформить квартиру, если это на самом деле необходимо.

Второй недостаток — это зависимость от государства, которое и является владельцем имущества. Именно оно будет решать судьбу квартиры.

Да, на улицу выгнать людей никто не может, всегда гарантируется замена жилья при необходимости или сниженный уровень ответственности граждан, но по сути, люди не могут свободно рассчитывать на квартиру, опять-таки, совершать с ней сделки.

Кроме того, всегда существует контроль над жильцами и немедленное выселение в случае неуплаты по счетам.

Публичная собственность – что это такое?

После распада Советского Союза вся недвижимость, расположенная на территории бывшей РСФСР и нынешней России, отошла нашему государству. Имущество других вновь образованных государств на территории постсоветского пространства перешло, соответственно, этим странам. Но в новом режиме предусматривались определенные ограничения государства по вопросам владения своим имуществом. Часть земель передавалась в руки граждан. Таким образом, появилась частная собственность и публично-правовых образований. Это чья собственность? Узнаем из статьи.

Вам будет интересно: Потеха — это что такое? Толкование слова

Значение

Одной из самых важных функций государства служит обеспечение удовлетворения потребностей общества, так как в одиночку человек не может этого сделать. Что значит публичная собственность? Это необходимый элемент общественной структуры. На его базе формируются государственные доходы, без которых невозможно само существование данного института.

Описание

Чтобы лучше понять экономическую составляющую данного понятия, выделим следующие характеристики:

Вам будет интересно: Основные категории статистики, предмет и методы

Понятие

Что значит публично-правовая собственность? В это понятие входит право страны и его субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. При этом в случае с публичной собственностью предусматриваются следующие ограничения:

Вам будет интересно: Рдеть: значение слова, примеры предложений

Как видно, ограничения установлены с целью предотвратить злоупотребление полномочиями властных структур. Кроме того, по Конституции, публичная собственность принадлежит всему обществу целиком, а не определенным госструктурам и должностным лицам. Перечень указанных ограничений расширяется или сокращается в зависимости от вида данной собственности.

Права на землю

Государство представляет собой систему госорганов. В субъектах РФ власть представляется регионами. Также она принадлежит и муниципальным образованиям. Это важно понимать, так как к публичной собственности относятся земли как федерации, так и регионов. Но она отличается правовым статусом. К примеру, землями, относящимися к государственной собственности, являются:

Остальные земли являются муниципальными. Ими вправе распоряжаться властные структуры конкретных регионов.

Собственность муниципальных образований

Регионы, так же, как и муниципалитеты, вправе сами распоряжаться собственностью публичных образований. Распоряжение осуществляется в рамках Конституции и других законов страны. Муниципалитеты распоряжаются следующими наделами:

Чтобы обеспечить интересы общества, в ряде случаев земельные участки могут изъять, чтобы перевести в публичную собственность. Это осуществляется посредством проведения процедуры:

В отличие от остальных способов, конфискация осуществляется только в случае незаконного владения, установленного положениями Гражданского кодекса. Права муниципалитетов касательно публичной земельной собственности ограничиваются территориями данных образований. Вмешиваться в процессы, происходящие в других субъектах, они не вправе. Появляющиеся споры разрешаются посредством федеральных уполномоченных инстанций.

Отличия публичной и частной собственности

Вам будет интересно: Добротный — это какой?

Основная особенность рассматриваемого вида собственности заключается в отсутствии определенных лиц, которым принадлежат земельные наделы. Согласно Конституции, публичное имущество принадлежит непосредственно народу. Блага же от ее эксплуатации служат с целью исполнения обязанностей государства перед его гражданами. Частной собственностью вправе распоряжаться именно определенные лица. Они могут пользоваться и благами, которые получены как результат пользования землей.

К другим отличиям обоих видов собственности относят:

Собственность публично-правовых образований не может передаваться ни отдельным иностранным гражданам, ни целым государствам, кроме тех земель, где обустраиваются консульства и посольства. Последние относятся к территории (политической) других стран. Частные земли могут продаваться иностранным гражданам без ограничений. Регламентирование формы собственности участка земли осуществляется посредством применения статей 15 и 16 Земельного кодекса.

Права частных лиц на публичные земли

При владении собственностью публично-правовых образований участка, частные лица получают определенную выгоду. Например, прибыль, которая получена по результатам коммерческого пользования данных наделов, может быть направлена на развитие инфраструктуры, а также на защиту наиболее уязвимых слоев населения.

Помимо положительного влияния на общественную жизнь, частные лица сами пользуются соответствующими землями. Это осуществляется по праву аренды и приватизации. Эти правила действуют касательно земель сельхозназначения, а также территорий населенных пунктов. Данные участки, находящиеся в аренде, в будущем могут быть приватизированы по согласованию с местной администрацией.

Особый правовой статус имеют земли запаса. На данную территорию, предоставленную частным лицам, устанавливаются налоговые и другие льготы. Обычно это связано с тем, что такие земли не ухожены и не являются пригодными для пользования в каких бы то ни было целях. Но тот, кто берет их в аренду или приватизирует, занимается обустройством территории. А это является выгодным для рационального земельного использования.

Читайте также:  Учетный регистр это в бухгалтерии

Порядок пользования

Право публичной собственности не ограничивается пользованием. Основное обеспечение заключается в направлении соответствующих результатов на общественные нужды. Но вот порядок пользования регламентируется нормами Земельного кодекса. Для получения соответствующего права им следует выполнить следующие действия:

  • Направить заявление на получение земли в аренду.
  • Выиграть аукцион.
  • Заключить договор.
  • Зарегистрировать его в Росреестре. Но даже если арендатор этого не сделает, администрация подаст документы.

    Землей можно пользоваться согласно установленному целевому назначению. К примеру, в собственность публично-правовые земли под ИЖС приобретаются с целью последующего возведения на них частного дома.

    Государственная и муниципальная собственность жилья

    Выше мы рассматривали соответствующую собственность в виде земельных наделов. Теперь остановимся немного на вопросе о жилье. Оно также может принадлежать кому-то на правах государственной или муниципальной собственности. В первом случае в качестве субъектов права выступают Российская федерация и территории, которые входят в ее состав (область, край, республика). Во втором случае эта роль принадлежит муниципалитетам, которые выступают в виде отдельных участников имущественных правоотношений, со своим публично-правовым статусом. К субъектам муниципальной собственности относятся сельские и городские поселения, а также другие муниципальные образования.

    Преимущества

    Основная часть лиц, пользующихся публичной собственностью на основании аренды, стремятся поскорее ее оформить в собственность. Однако не всегда стоит торопиться это сделать. На примере с муниципальной квартирой рассмотрим преимущества жилья, принадлежащего кому-либо на основании договора социального найма. К таковым относятся следующие:

    • Отсутствие налоговых платежей на недвижимость. С собственников же взимается сбор в размере от 0,3 до 2% от кадастровой стоимости жилья.
    • Возможность улучшения жилищных условий. Если квартира не соответствует установленным нормам, то в будущем жильцы смогут получить жилье большей площади.
    • Если квартира утрачивается по независящим от нанимателя причинам (например, вследствие пожара или землетрясения), то государство обязано предоставить другое жилье.
    • Передать право владения государственной квартирой другому человеку просто так не представляется возможным. Поэтому мошенники в этом случае остаются бессильными.

    Собственность публично-правовых объектов была особенно распространена во времена Советского Союза. Но и сегодня остается немало жилых домов, которые принадлежат государству. Как видно, существует целый ряд преимуществ, которые дает жилье, предоставленное по договору социального найма.

    Недостатки

    Говоря о муниципальном жилье, нельзя не отметить также и минусы. Рассматриваемые квартиры обладают двумя существенными недостатками. Первый заключается в невозможности продать, подарить или передать по наследству жилье, так как собственником является государство. Таким образом, именно оно распоряжается дальнейшей судьбой недвижимости. Второй минус в том, что имеется риск лишения жилой площади. Если наниматель нарушает закон, то его вправе выселить без возможности предоставления другого жилья.

    В случае же вынужденного выселения добросовестных граждан им предоставляется другая жилплощадь. Однако в случае с собственником выселение вообще не может осуществляться.

    Для того чтобы обрести полные права на квартиру, ее необходимо приватизировать. Но если жилье является аварийным, то не стоит спешить, так как в этом случае ничего не будет предоставлено взамен него.

    Заключение

    Что значит “собственность публичных образований”? Это такой же объект гражданских отношений, что и частная недвижимость. Но в отдельных случаях она служит предметом публичных отношений. Это возможно при наличии соответствующих политических, социальных и экономических условий.

    Публичная собственность имеет целый ряд ограничений, которые направлены на предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц, а также на рациональное пользование землей или иных объектов. Она имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому при возможности выбора гражданин может взвесить все за и против, чтобы принять оптимальное для себя решение.

    Форма собственности публичная: что это такое

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Понятие публичной собственности

    Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д. (касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования. Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

    Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Публичная собственность в гражданском праве 440 руб.
    • Реферат Публичная собственность в гражданском праве 230 руб.
    • Контрольная работа Публичная собственность в гражданском праве 240 руб.

    Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями. Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения. Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

    Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

    Экономическое содержание публичной собственности

    Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

    • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
    • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
    • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
    • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

    Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

    Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

    • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
    • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

    Содержание права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

    Особенности права публичной собственности

    Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

    Особенности права публичной собственности:

    1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
    2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

    В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления. Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства. В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

    Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

    Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

    Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

    • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
    • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
    • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
    • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
    • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
    • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

    Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

    Что означает публичная форма собственности на недвижимость в 2021 году

    В общем смысле существуют две разновидности формы собственности — публичная и частная. Форма собственности публичная возникает тогда, когда недвижимость относится к публично-общественному образованию. Например, государству, субъекту РФ или местной администрации.

    Поговорим подробнее о том, что все-таки несет публичная форма собственности, что означает и кроется за представленным понятием. Отметим основные нюансы и особенности, а так же явные плюсы и, к сожалению, минусы указанной формы собственности.

    Закон

    Процесс приватизации активно начался в начала 90-х годов. Многие объекты недвижимости (даже промышленные предприятия) стали переходить в частные руки.

    ВНИМАНИЕ! Публичная форма собственности была господствующей во время Советского Союза. Конечно, в современной России особенно в крупных городах государство остается крупнейшим владельцем недвижимости, но в объемах скромнее, чем в предыдущем столетии

    В настоящее время все сделки с публичной недвижимостью и регулирует Земельный и Гражданский кодексы РФ. Обратим внимание на ситуации, при которых недвижимость или земля могут стать публичной собственностью. Регулируются такие права 218 статьей Гражданского кодекса. Из документа можно вынести следующие пункты:

    • сделки, которые проведены согласно действующему законодательству;
    • возможно оформит права собственности на участок, который совсем или временно не имеет владельца;
    • если произошло слияние двух земельных участков и требуется установить нового владельца.

    К тому же, 18 статья Земельного кодекса говорит, что земельный участок, к примеру, может быть передан в собственность государства или его субъекта на безвозмездной основе.

    Публичная форма собственности распространяется на любую недвижимость (дом, квартира, завод) и земельные участки. По факту недвижимостью может распоряжаться любой субъект страны, вплоть до местной администрации. В этом плане она разделяется на федеральную или муниципальную форму собственности.

    Так или иначе, собственность государства представлена рядом объектов (по факту и площадью все страны). Отсюда вытекает следующий важный факт. Государство может по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью или землей, вплоть до передачи в частные руки. Правда следует доказать острую необходимость указанной ситуации.

    Совсем иначе дело обстоит с муниципальной собственностью. Она не является частью госсобственности, а выступает в разрезе публичных отношений. На практике она не может быть частной, но, как ни странно, ее можно приватизировать.

    Если переводить сказанное на современные реалии, то квартиру возможно оформить на чиновника, но Дом Советов (или любое другое административное здание) нельзя.

    Исходя из это муниципальные органы могут сдавать землю в аренду или устраивать аукционы для выкупа недвижимости физическими или юридическими лицами.

    Возникает вопрос — кто выступает субъектом муниципальных органов власти? В широком смысле это поселки городского типа, села, деревни, небольшие города и прочие муниципальные образования.

    На практике отчуждение в пользу частного лица происходит при посредничестве различных фондов и комитетов. Аналогичная история и с приобретением контрольного пакета акций какого-либо предприятия. Она регулируется фондом.

    Например, происходит отчуждение контрабандного товара. Он конфискуется в пользу государства, но контролирует процесс, по факту, таможенная служба. Или стоит вопрос о продаже или покупке памятников культуры или истории. Процесс будет идти под контролем Министерства культуры и его подразделений.

    ВНИМАНИЕ! Государство в лице чиновников и сотрудников не имеет права злоупотреблять передачей или продажей имущества в частные руки. Или наоборот отчуждать недвижимость или земельные участки в свою пользу. За подобные махинации предусмотрена уголовная ответственность.

    Преимущества и особенности

    Как ни странно, публичная форма собственности несет яд положительных моментов. Они повышают привлекательность квартир или земельных участков при условии, что государство сдало их в аренду частному лицу:

    1. Нет обязательных отчислений в налоговую с объекта недвижимости (земельного участка). Денежный сбор оплачивается исключительно владелец объекта. Сумма варьируется от 0,3 до 2%.
    2. В случае стихийного бедствия или техногенной катастрофы государство обязуется предоставить новое жилье. Возможно лучшего качества при наличии квартир в новостройке.
    3. Широкие возможности для улучшения жилищных условий. При несоблюдении санитарных норм, ветхости жилья государство вправе предоставить абсолютно новое жилье. Часто улучшенной планировки и большей площадью.
    4. Полная прозрачность и отсутствие преступных махинаций. Государственную недвижимость очень сложно передать в сторонние руки. Множество разрешений, документов и отчетность исключает потерю квартиры.
    Читайте также:  Жалоба на председателя поселкового совета

    Недостатки

    На практике, всего два минуса полностью перечеркивают все положительные стороны:

    • Решения о продаже, дарении, наследовании и т.д. принимает государство. С публичной квартирой нельзя совершить ни одной имущественной сделки.
    • Большая вероятность выселения гражданина. Если поступят жалобы на пьяный дебош и асоциальное поведение человека быстро выпроводят с квартиры. В случае с частной собственностью это невозможно. У гражданина обязательно должна быть крыша над головой. По факту проживающий в государственном жилье обычный наниматель и владелец вправе устанавливать свои условия.

    Государственная квартира снимает массу обязанностей с плеч гражданина, но существенно ограничивает его права на распоряжение имуществом.

    Документы

    По факту сбор документов на приватизацию происходит в два этапа. Подготовка, сбор и оформление документов для подачи в органы местного муниципалитета. Второй этап регистрации в Росреестре, поставка на кадастровый учет. Перейдем к первому пункту. Какие документы необходимо подготовить?

    1. Заявление на приватизацию недвижимости или земельного участка.
    2. Документ, удостоверяющий личность
    3. Документы на право пользования. Например, договор аренды или социального найма.
    4. Документы на предоставление льгот (при их наличии).
    5. Квитанции об оплате и отсутствии задолженности по аренде.
    6. Для земельного участка — его план и акт согласования границ.

    При приобретении недвижимости через аукцион потребуются следующие документы:

    • Заявка на участие в торгах.
    • Отчет с окончательными итогами торгов.
    • Квитанции о полной оплате приобретенной недвижимости (земельного участка).

    Приватизация оформляется в течении 30 дней. Сроки актуальны и для приобретения через аукцион. При необходимости поставка на учет происходит одновременно с приватизацией. Главное не забыть оформить документацию.После оформления всех прав подается заявление в кадастровую службу.

    ВАЖНО! Можно подать документы и через многофункциональный центр (МФЦ). Но стоит учесть, что регистрация через МФЦ на 2 дня дольше. Кадастровую служба оформляет окончательный переход прав в течении 7 дней.

    Далее сведения о новом владельце вносится в Росреестр. Именно в этот момент происходит окончательный переход государственной недвижимости в частную собственность.

    Главная сложность в оформлении публичной собственности — жесткий контроль со стороны государства т.к. недвижимость и земля одни из самых ценных, главное невосполняемых ресурсов нашей страны.

    Публичные земли

    В статье рассматриваются понятие “публичные земли”, субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

    Понятие «публичные земли»

    Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

    • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
    • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

    В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

    А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

    Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. “Об обороне”). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

    Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

    Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

    ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

    В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

    • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
    • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
    • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
    • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
    • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

    Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

    Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

    Субъекты публичной собственности

    В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

    Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

    – во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

    – во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

    Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

    Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

    Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

    Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

    В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

    Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

    Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст. 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *