Какие перевозки грузов и людей нельзя перевести на уплату ЕНВД?

Автор: Манкина О. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вправе ли индивидуальный предприниматель, имеющий в собственности транспортные средства и специальную технику и оказывающий услуги юридическим лицам и ИП, применять спецрежим в виде ЕНВД? Ответим на этот вопрос, взяв за основу Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 08АП-10140/2018 по делу № А70-3690/2018.

Вместо ЕНВД – НДФЛ и НДС

При регистрации в качестве основного вида деятельности предпринимателем была заявлена перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами (код 49.41.2 ОКВЭД). Проверка проводилась за 2014 – 2016 годы и закончилась доначислением налогов по общей системе налогообложения. Инспекция сделала вывод о том, что деятельность налогоплательщика по предоставлению во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники, по своему назначению не предназначенных для перевозки грузов, пассажиров или багажа, не подпадает под спецрежим в виде ЕНВД.

Арбитры признали действия проверяющих законными. Ход рассуждений судей следующий.

Стыкуем законодательные нормы

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.

Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:

транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);

собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

К сведению: спецрежим в виде ЕНВД не применяется при перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.

Легальное определение автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в действующем законодательстве не закреплено. Поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях применения режима в виде ЕНВД налогоплательщик должен оказывать услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. В частности, в ст. 784 ГК РФ указано, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

К сведению: согласно норме п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договоры перевозки не следует отождествлять с договорами аренды транспортных средств (§ 3 гл. 34 «Аренда» ГК РФ). Так, ст. 632 ГК РФ установлено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение, пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

В силу правил ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

Фактические обстоятельства

По условиям спорных договоров на оказание транспортных услуг налогоплательщик принял на себя обязательства оказывать заказчикам комплекс услуг, в том числе:

обеспечение специальной техникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов в рамках деятельности заказчиков;

осуществление автомобильных перевозок грузов;

выделение грузоподъемных механизмов для оказания погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг на объектах заказчиков.

В свою очередь, заказчики обязаны использовать предоставленные им автотранспортные средства (специальную и специализированную технику) в соответствии с их назначением, обеспечить сохранность техники с момента появления ее на объекте и до выхода ее с объекта.

Также договоры содержали условия:

об обязанности исполнителя предоставить на объекты заказчиков технику в исправном состоянии с обученным, аттестованным, прошедшим проверку знаний персоналом;

об оплате за пользование специальными (специализированными) транспортными средствами исходя из фиксированной стоимости машино-часа.

К сведению: при оказании услуг предприниматель использовал промышленный трактор на гусеничном ходу, кран стреловой автомобильный, специальные автоцистерны, погрузчик фронтальный, самосвал с крано-манипуляторной установкой, многоцелевой тягач, автобус вахтовый, седельный тягач, трал с водителем, специализированные автоцистерны (водовозы, бензовозы), грузовые и легковые автомобили.

В оформленных документах (актах выполненных работ, путевых листах, товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах) сведения о пробеге, как правило, не отражались, но указывались:

количество отработанных у заказчика часов;

маршрут движения: «работа на производственной площадке», «доставка вахтовых бригад» и др.;

виды услуг: внутреннее перемещение, погрузо-разгрузочные работы, доставка бензовозом дизельного топлива для заправки транспортных средств на объектах заказчика, завоз питьевой воды в период устранения аварии на сетях, автомобильные перевозки крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, мобилизация и демобилизация мобильных буровых установок и бригадного хозяйства с одной площадки на другую, организация дежурного транспорта и т. д.

Заказчики услуг осуществляли различные виды деятельности, например:

выполнение общестроительных и земляных работ, разборку и снос зданий;

строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, монолитные, кровельные, фасадные работы, работы по благоустройству территорий, монтажу наружных и внутренних инженерных сетей;

строительство и содержание дорог;

монтаж, ремонт и демонтаж буровых вышек;

обеспечение населения холодным водоснабжением и отоплением и др.

Классификация деятельности налогоплательщика

Итак, предметом договоров было не только осуществление автомобильных перевозок грузов, но и обеспечение заказчиков спецтехникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов, а также предоставление механизмов для погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг. Причем эти виды работ и услуг не только были согласованы сторонами на бумаге, но и фактически выполнялись и оказывались, о чем свидетельствовали имеющиеся у ИП документы.

Эти обстоятельства позволили судьям сделать следующие выводы:

спорные договоры являются смешанными, предполагают оказание комплекса услуг, необходимых для организации производственного процесса контрагентов, и заключаются в предоставлении во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники;

возникшие между сторонами данных договоров правоотношения обладают сравнительно боґльшим объемом содержания обязательств, нежели отношения, возникающие между сторонами по договору об оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов.

Мнение судей: предприниматель осуществлял полное и непрерывное обеспечение деятельности производственных баз заказчиков. Специальные транспортные средства были задействованы при выполнении работ на объектах заказчиков и в течение рабочего дня находились на данных объектах.

в спорных договорах отсутствуют существенные условия договора перевозки, в частности, не указаны наименование перевозимого груза, пункт назначения, сроки доставки;

в спорных договорах содержится существенное условие договора аренды транспортного средства – определено конкретное имущество (транспортные средства, марка, государственный номер), подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, установлена обязанность исполнителя в соответствии с заявками заказчика подавать исправный транспорт в состоянии, пригодном для транспортного обслуживания, заправленный ГСМ, с обученным и проинструктированным персоналом;

транспортные накладные не оформлялись, ИП груз к перевозке не принимал и не передавал его грузополучателю, груз разво­зился непосредственно на основании распоряжений и под контролем контрагента;

стоимость предоставляемых транспортных услуг рассчитывалась исходя из количества времени, в течение которого транспорт находился в пользовании заказчика, согласно тарифам на транспортные услуги за один машино-час.

При таких обстоятельствах режим в виде ЕНВД не может применяться, поскольку соответствующие договоры предполагают предоставление услуг, доходы от оказания которых подлежат налогообложению по иным режимам налогообложения (например, погрузочно-разгрузочные работы, расчистка подъездных путей и другие услуги (работы), которые могут выполняться самостоятельно по отдельным договорам).

Дополнительно в постановлении отмечается:

определение понятия специальной (специализированной) техники дано в п. 6 ТР ТС 018/2011. Так, под специализированным транспортным средством понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов). Специальными транспортными средствами считаются транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, автоэвакуаторы и т. д.);

машины, имеющие производственное назначение и используемые непосредственно по назначению, в частности при строительных работах, не могут являться предметом договора перевозки грузов по смыслу ст. 785 ГК РФ, так как их функция перемещения в пространстве, являясь технически необходимой, с точки зрения целевого использования такого средства носит вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности.

Подведем итог

Не любые перевозки грузов и людей можно перевести на уплату ЕНВД. Под действие этого спецрежима подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД в качестве автомобильного транспорта, на основании договоров перевозки грузов.

Взаимоотношения сторон по таким договорам регулируются нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

При проведении налоговых проверок инспекторы внимательно изучают условия договоров и содержание «первички».

Транспортная накладная – обязательный перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. В оформлении транспортной накладной заинтересованы обе стороны: заказчику услуг она позволяет учесть расходы (Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696), исполнителю – доказать правомерность применения «вмененки».

В случае наличия у налогоплательщика разных видов техники целесообразно рассмотреть возможность совмещения двух спецрежимов – УСНО и ЕНВД.

Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? 16:30, 11 ноября 2020 Версия для печати

С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.

Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.

С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.

Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.

Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Налог на профессиональный доход (НПД)

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

Патентная система налогообложения (ПСН)

ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.

Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».

У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.

Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.

Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.

Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.

Читайте также:  Как подать исковое заявление в суд на банк по кредиту?

Упрощённая система налогообложения (УСН)

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

УСН – доходы

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.

  • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
  • У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

    Основная система налогообложения (ОСНО)

    Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

    Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

    При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

    Для этого нужно документировать все покупки и траты.

    Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

    Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

    Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

    Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

  • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
  • Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

    ИП или ООО: что выбрать перевозчику

    Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому

    многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

    Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

    На что переходить с ЕНВД?

    Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога “Дальнобой PRO” приходит к таким выводам:

    Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.

  • УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
  • Транспортные услуги и ЕНВД в 2020 году

    ЕНВД и автотранспортные услуги: условия применения

    Подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ позволяет применять вмененку при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в тех случаях, когда количество имеющихся у налогоплательщика транспортных средств, предназначенных для перевозок, не превышает 20 единиц. Транспортные средства могут находиться у него на праве собственности, пользования, владения или распоряжения.

    Можно ли применять ЕНВД по грузоперевозкам, если часть автомобилей арендована у физлиц, узнайте тут.

    Разъяснения ФНС о том, как подсчитать предельное количество автотранспорта для ЕНВД, вы найдете здесь.

    Организация, оказывающая грузо- и пассажироперевозки, должна встать на учет и уплачивать налог по месту своего нахождения, предприниматель — по месту своего жительства (п. 2 ст. 246.28 НК РФ). Этот же принцип действует, когда услуги по перевозке осуществляются в другом городе или регионе.

    Какие нюансы учесть при постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД по перевозке пассажиров или грузов, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Использование режима ЕНВД возможно только в том случае, если оно разрешено региональным законодательством. Таким образом, в первую очередь необходимо ознакомиться с законами региона, чтобы выяснить, подпадает конкретный вид деятельности под ЕНВД в данной местности или нет.

    Внимание! C 2021 года ЕНВД планируют отменить на всей территории РФ. В ряде регионов уже отказались от спецрежима. Подробнее об отмене ЕНВД читайте здесь.

    Расчет ЕНВД: транспортные услуги (2020)

    Рассмотрим порядок расчета единого налога на вмененный доход при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов в 2020 году.

    Об общем порядке расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход читайте в этой статье.

    1. На первом этапе определяется налоговая база по формуле, приведенной в ст. 346.29 НК РФ:

    где: НБ — налоговая база;

    БД — базовая доходность в месяц;

    К1 — коэффициент-дефлятор, значение которого ежегодно устанавливается приказом Минэкономразвития;

    К2 — корректирующий коэффициент, его значение устанавливается местными или муниципальными органами;

    Подробнее о коэффициентах К1 и К2 читайте в материалах рубрики «Коэффициенты ЕНВД (К1, К2)».

    ФП1, ФП2, ФП3 — значения физического показателя в 1-м, 2-м и 3-м месяце квартала.

    2. На следующем этапе необходимо исчислить сумму единого налога за квартал по формуле:

    где: НБ — налоговая база;

    С — ставка налога, согласно ст. 346.31 НК РФ она для большинства регионов равна 15%, а города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь сейчас могут устанавливать ее в пределах от 7,5 до 15%.

    Нужно отметить, что при одновременном ведении нескольких видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, приведенный выше расчет единого налога будет осуществляться по каждому виду деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ). Общая сумма ЕНВД за налоговый период выводится путем сложения полученных результатов.

    3. На последнем этапе определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Для этого рассчитанную сумму налога надо уменьшить на установленные пп. 2, 2.1 ст. 346.32 НК РФ налоговые вычеты. Таковыми являются:

    Об уменьшении ЕНВД на сумму обязательных страховых взносов рассказывает эта статья.

    Данные вычеты могут применять вмененщики, которые используют труд наемных работников. Однако указанные вычеты уменьшают сумму налога не более чем на 50% (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).

    Если индивидуальный предприниматель не производит выплат в пользу работников ввиду их отсутствия, он вправе уменьшить налог на сумму всех фиксированных платежей на ОПС и ОМС (абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). Для ИП такое уменьшение ограничений по величине не имеет, т. е. вмененный налог им может быть уменьшен до нуля.

    Проверьте правильно ли вы определили сумму налога за транспортные услуги с помощью советов от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

    Внимание! Для упрощения подсчета налога используйте наш калькулятор ЕНВД. Сам калькулятор находится здесь. А здесь вы прочтете о том, как им правильно пользоваться.

    Расчет ЕНВД: базовая доходность для транспортных услуг

    В ст. 346.29 НК РФ дается определение базовой доходности и приводятся ее значения для всех видов деятельности, подпадающих под ЕНВД.

    Итак, базовая доходность — это условный доход в рублях, который можно получить за 1 месяц с 1 физического показателя. Физический показатель, в свою очередь, характеризует конкретный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. Оба эти показателя используются в целях исчисления ЕНВД.

    Так, при расчете ЕНВД для транспортных услуг по перевозке пассажиров базовая доходность равна 1 500 руб. для одного посадочного места. Посадочное место в данном случае будет являться физическим показателем.

    Как определить количество посадочных мест для расчета ЕНВД, читайте в готовом решении КонсультантПлюс.

    При оказании услуг по грузоперевозкам базовая доходность имеет значение 6 000 руб. с каждого автотранспортного средства — физического показателя для данного вида деятельности.

    Если вмененщик оказывает услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке транспортных средств, то, рассчитывая налог, ему нужно использовать значение базовой доходности, равное 12 000 руб. с одного человека, для всех занятых в этой деятельности, включая самого индивидуального предпринимателя.

    Полную таблицу базовой доходности ищите здесь.

    Режим ЕНВД при ремонте автотранспортных средств, техобслуживании и мойке

    Подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ относит деятельность по оказанию услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств к числу подпадающих под ЕНВД. Данные услуги для целей применения ЕНВД согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ включают:

    Невозможно применять ЕНВД в соответствии с абз. 9 ст. 346.27 НК РФ при оказании услуг:

    А вот о возможности применения ЕНВД при передаче транспортного средства в аренду с экипажем Минфин и суды все еще спорят. В каких случаях судьи и чиновники разрешают применять спецрежим узнайте из Путеводителя по налогам. Для этого получите пробный доступ к КонсультантПлюс бесплатно.

    Итоги

    Итак, в 2020 гг. ЕНВД применяется в отношении услуг по перевозке пассажиров и грузов, а также услуг по проведению техосмотра. При переходе на спецрежим по автотранспортным услугам нужно учитывать местное законодательство и количество автотранспорта, а также знать величину физического показателя для соответствующего вида деятельности.

    Применение ЕНВД при грузоперевозках

    Что такое ЕНВД и грузоперевозки

    Виды деятельности, в отношении которых допускается применение ЕНВД, определены в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из них является деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ ). Насколько оказываемые услуги соответствуют тому или иному коду из раздел Н группы 49 ОКПД2 , организация определяет самостоятельно.

    Кто является плательщиком налога ЕНВД на грузоперевозках и перевозке пассажиров?

    Плательщиками налога ЕНВД будут предприниматели – ИП и организации, имеющие в собственности или владении автомобильный транспорт, использующие его в коммерческих целях и не превышающие 20 единиц техники. Поэтому ЕНВД является одним из видов налогообложения ИП.

    Так же как и при пассажирских перевозках, не все грузоперевозки будут облагаться ЕНВД. Это зависит от условий договора. Платить вмененный налог не надо, если предприниматель не получает деньги за перевозку. Ведь в этом случае он не оказывает никаких услуг. К примеру, доставка грузов в офис со склада.

    Многие ИП доставляют грузы своим покупателя и получают за это плату. Здесь нужно смотреть условия договора. Если заключен договор перевозки, то это уже транспортные услуги и они подлежат налогообложению.

    Если доставка товаров предусмотрена договором купли-продажи, то налог не нужен. В ст.458 ГК РФ указано, что одним из условий договора купли-продажи может быть транспортировка грузов покупателям. Такая деятельность не относится к транспортным услугам. Чтобы не было неясности, включите доставку в стоимость продукции. И тогда проблемы на дорогах вас не коснутся.

    Как и при перевозке пассажиров, не играет роли источник и способ оплаты услуг (письмо Минфина РФ № 03-11-04/3/565 от 31.07.2008 г.). При использовании более 20 автомобилей, налогоплательщик переводится на общую или упрощенную систему налогообложения – УСН.

    Общие условия применения ЕНВД при перевозке грузов и пассажиров

    Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов подпадают под ЕНВД, если:

    Применение ЕНВД при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная).

    Деятельность в рамках договоров простого товарищества, доверительного управления имуществом не подпадает под ЕНВД. Следовательно, если услуги по перевозке оказываются в рамках таких договоров, ЕНВД применять нельзя.

    Кроме того, на ЕНВД не переводятся организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков.

    Читайте также:  Вычет на накопительную часть пенсии

    Порядок определения количества транспортных средств в целях применения ЕНВД

    Письмо ФНС России от 10.06.16 № СД-4-3/10366@ адресовано тем налогоплательщикам, которые планируют применять «вмененку» в отношении грузоперевозок или уже перешли на этот спецрежим по данному виду деятельности. Специалисты ведомства рассказали о том, как правильно подсчитать количество транспортных средств, находящихся у налогоплательщика, для определения права на применение ЕНВД и для расчета физического показателя базовой доходности.

    Как известно, налогоплательщики вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении грузоперевозок (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Но при одном условии: в автопарке налогоплательщика должно находиться не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

    В статье 346.27 НК РФ сказано, что в целях применения ЕНВД под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. Поэтому, как полагают налоговики, определяющим критерием для перехода на «вмененку» является общее количество ТС, изначально находящихся у налогоплательщика в наличии (их должно быть не более 20). В это число, как отметил Минфин России в письме от 06.07.15 № 03-11-11/3875, включаются и те транспортные средства, которые были получены по договорам аренды и лизинга.

    При исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов применяется физический показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов» (ст. 346.29 НК РФ). По мнению ФНС России, при определении этой величины учитываются не все имеющиеся у налогоплательщика автотранспортные средства, а только те, которые способны приносить доход и непосредственно участвуют в деятельности, облагаемой ЕНВД.

    Данный вывод налоговики обосновали положениями пункта 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н). В нем сказано, что основные средства по степени использования подразделяются на ОС, находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др. В связи с этим при расчете физического показателя базовой доходности в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются автотранспортные средства, которые переданы в ремонт.

    Аналогичного мнения придерживаются и судьи. Так, в пункте 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.13 № 157, судьи разъяснили, что при определении величины физического показателя следует учитывать только то имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

    ЕНВД по грузоперевозкам не рассчитывайте с транспорта в ремонте

    Автомобили, которые вы передали в ремонт, при расчете вмененного налога не учитывайте. Ведь в бизнесе по услугам грузоперевозок такой транспорт не задействован. И доход машины в период ремонта не приносят.

    Но чтобы налоговики не доначислили ЕНВД, подтвердите, что конкретная машина находится в ремонте. Для этого обязательно оформите первичный документ. Этого требует статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ. Первичным документом, подтверждающим ремонт транспорта, будет, например, акт о выявленных неисправностях или дефектная ведомость.

    Слететь со спецрежима ЕНВД можно из-за арендованных машин

    При определении физического показателя в целях применения ЕНВД в отношении автотранспортных услуг учитываются все машины вмененщика, в том числе не принадлежащие ему на праве собственности.

    При этом, по мнению налоговиков и Верховного суда, при подсчете машин в целях применения спецрежима нужно учитывать не только собственные автомобили перевозчика, но и принадлежащие другим организациям и ИП авто, в случае, когда они использовались вмененщиком для оказания услуг по перевозке. Также при определении соответствия требованию о предельном количестве транспортных средств учитываются машины, принадлежащие перевозчику, но временно не использующиеся (находящиеся на консервации, а не в ремонте).

    Физические показатели при расчете ЕНВД при перевозке грузов и пассажиров

    При расчете ЕНВД по перевозкам используйте следующие физические показатели:

    Физический показатель «количество посадочных мест» определите на основании паспорта технического средства (ПТС) без учета места водителя и контролера. Если количество посадочных мест в ПТС не указано, обратитесь за этой информацией в органы гостехнадзора или территориальное подразделение ГИБДД.

    Фактическая заполняемость посадочных мест в транспортном средстве на расчет ЕНВД не влияет (письмо Минфина России от 20 октября 2010 г. № 03-11-11/272).

    При определении физического показателя «количество автотранспортных средств» учитываются все автомобили, которые числятся на балансе организации или которыми она распоряжается на правах аренды. То есть данный показатель включает в себя как транспортные средства, которые фактически используются для перевозок, так и автомобили, которые числятся на балансе, но временно не используются (например, находятся на техническом осмотре, консервации, в ремонте, простое и т. п.). При этом характер использования транспортных средств также значения не имеет. То есть учитывать нужно как транспортные средства, которые непосредственно используются для оказания услуг, так и служебный (вспомогательный) транспорт.

    Расчет налога ЕНВД при грузоперевозках

    Физическим показателем для исчисления налога по формуле расчета ЕНВД при перевозке грузов является число автомобилей (ст.346.27 НК РФ). Базовая доходность составляет 6000 рублей. А налог ЕНВД составляет 15% от базовой доходности умноженной на число машин.

    6000 руб. х 10 а/м х К1 х К2 х 15%,

    где К1=1,4942 (в 2012 г.) и К1=1,569 (в 2013 г.)

    К2 на ЕНВД устанавливается местным законодательством.

    Несколько автомобилей при ЕНВД грузоперевозки

    Предприниматель может эксплуатировать не только принадлежащий ему автотраспорт, но и используемый по доверенности. В расчет дохода не включается техника, которая применяется для иных целей, кроме перевозки грузов. В то же время, если транспорт, предназначенный для перевозки грузов, в налоговом периоде не использовался по назначению, он все равно входит в расчет налога.

    Разделение автотранспорта на используемый при перевозках и не используемый, нужно оформить приказом руководителя или предпринимателя. Это снимет вопросы налоговых инспекторов при проверке правильности исчисления налога.

    При продаже транспортного средства, вмененный налог считается за те месяцы, в которых он использовался. Месяц продажи в расчет не берется.

    Ниже даются перечень необходимых документов при работе на ЕНВД перевозка грузов и пассажиров.

    Документы на грузоперевозки

    Для законного проведения грузоперевозок по Москве, Московской области и всей России водителю транспортного средства необходимо иметь при себе определенные законом документы.

    Какие документы нужны для грузоперевозок?

    Для правильной организации грузоперевозок необходимо наличие всех необходимых документов. В данном разделе можно ознакомиться с основными документами, без которых невозможно осуществление грузоперевозки по Москве, Московской области и всей России:

    1. Документы на груз . Делаются со стороны заказчика (грузоотправителя).
    2. Документы на автомобиль и водителя для осуществления грузоперевозки. Делаются и контролируются со стороны транспортной компании.
    3. Документы для оформления грузоперевозки . Договор и заявка.
    4. Договор на страхование груза . Страховой полис на грузоперевозку с учетом погрузки и выгрузки.

    1 . Документы на груз. Делаются со стороны заказчика (грузоотправителя).

    Транспортная накладная (ТН) . Транспортная накладная является основным документом при перевозке груза и подтверждает транспортные затраты на перевозку груза.

    Товарно-транспортная накладная (ТТН) – является не обязательным документом. Рекомендуется делать и Транспортную и Товарно-транспортную накладную. Выписывается грузоотправителем. В транспортном разделе указывается маршрут, данные автомашины и водителя. В товарном разделе – перечень, количество, вес и стоимость перевозимого груза, а так же перечень дополнительных документов на груз. ТТН должны быть заверены оригинальными печатями и выписывается в 4 экземплярах (один остается на загрузке у грузоотправителя, второй для грузополучателя, третий для перевозчика, четвертый является основанием для расчета оплаты за перевозку и прилагается транспортной компанией к счету на оплату заказчику).

    Доверенность на водителя . (Либо договор между отправителем или получателем груза и организацией-перевозчиком). Определяет права, обязанности и ответственность сторон, сроки и условия доставки, стоимость услуг и т.д. Договор Может быть заменен Доверенностью на перевозку груза, выписанную на водителя грузоотправителем/грузополучателем, так же с оригинальными печатями. Помимо основных документов может понадобиться ряд дополнительных, в зависимости от характера груза: технические паспорта, сертификаты качества и соответствия, счета-фактуры, а также товарная накладная, если в ТТН указан неполный перечень перевозимой продукции.

    2 . Документы на автомобиль и водителя. За указанные документы отвечает транспортная компания.

    Во время грузоперевозок по Москве и по России во избежание возникновения проблем с сотрудниками ГИБДД водитель автомобиля должен иметь при себе необходимые документы на машину. К ним относятся:

    3 . Документы для оформления грузоперевозки. Оформляются между заказчиком и транспортной компанией.

    К документам для оформления грузоперевозки относятся Договор и заявка на грузоперевозку между заказчиком и транспортной компанией.

    4 . Договор на страхование груза. Страхование груза не является обязательным условием при перевозке груза.

    Грузоперевозки по России всегда связаны с большими рисками. Дорогие и хрупкие грузы могут быть застрахованы по желанию заказчика. Договор на страхование груза может быть заключен как с транспортной компанией, так и непосредственно между заказчиком и страховой компанией. Ответственность транспортной компании также должна быть застрахована.

    ЕНВД: транспортные услуги

    Контур.Бухгалтерия — оптимальный сервис для ЕНВД

    Автоматизированный расчет налогов и операций с сотрудниками. Максимально простая бухгалтерия. Сервис сам сформирует КУДиР, декларацию и отчеты. Можно совмещать режимы.

    В рамках российского законодательства (ст. 346.26 НК РФ), компании и частные предприниматели, которые оказывают транспортные услуги (перевозка грузов или пассажиров), могут воспользоваться ЕНВД — налоговым спецрежимом, который освобождает от уплаты некоторых налогов и помогает упростить ведение учета.

    При соблюдении этого режима налогооблагаемая база определяется исходя не из размеров реальных доходов, а из вмененного дохода — теоретически возможного дохода, который закреплен в НК РФ и различается для разных видов деятельности.

    Организации и ИП, которые занимаются перевозками, должны соответствовать определенным критериям, чтобы иметь возможность перейти на “вмененку”. В каких случаях возможно применение ЕНВД на транспортные услуги, как на него перейти и какие существуют ограничения — расскажем в данной статье.

    ЕНВД отменят с 1 января 2021 года, оказывать транспортные услуги на этом режиме больше нельзя. Выберите для своего бизнеса другую систему налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора . В статье эксперты Контура ответили на популярные вопросы о налоговых режимах, переходе с ЕНВД и онлайн-кассах . Если вы не нашли ответ на свой вопрос — задайте его в комментариях, мы обязательно ответим.

    Условия для применения ЕНВД: транспортные услуги

    Компания или ИП, которые реализуют такой вид деятельности, как транспортные услуги (перевозка грузов или пассажиров с помощью транспортных средств), могут воспользоваться ЕНВД. Чтобы стать плательщиком вмененного налога, надо соответствовать ряду критериев. Вот некоторые из них:

    Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию

    Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы

    Физический показатель при расчете ЕНВД по перевозкам — это число транспортных средств, а в случае перевозки пассажиров — количество пассажирских мест в транспорте. Транспортные средства, которые находятся в ремонте или стоят в запасе, т.е. не участвуют в хозяйственной деятельности и не приносят дохода, не учитываются при расчете ЕНВД по транспортным услугам.

    Когда при грузоперевозках нельзя применять вмененку

    Для применения ЕНВД надо оказывать транспортные услуги на возмездной основе и со всеми сопутствующими документами. Есть случаи, когда осуществление транспортных услуг не дает право организации или ИП применить данный налоговый режим:

    В таких случаях применения ЕНВД по транспортным услугам невозможно, придется работать на общей системе налогообложения или упрощенке.

    Как перейти на ЕНВД по транспортным услугам

    Для перехода на вмененку по виду деятельности «транспортные услуги» надо предоставить в ИФНС по адресу организации или месту жительства заявление для постановки на учет ЕНВД. Для этого используются бланки ЕНВД-1 (для компаний) или ЕНВД-2 (для предпринимателей), установленные приказом ФНС РФ №ММВ-7-6/941.

    Заявление необходимо подать за 5 дней до начала осуществления деятельности, оно предоставляется в 2 экземплярах. Кроме заявления предоставляется свидетельство о налоговом учете и наличии государственной регистрации. Предприниматели, помимо перечисленного, должны предъявить паспорт. ИФНС выносит решение о постановке на учет и уведомляет об этом ИП или организацию в течение 5-ти дней после получения заявления.

    Автор статьи: Арина Гюлметова

    Работайте на ЕНВД или с совмещением налоговых режимов в веб-сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Легко ведите учет, платите налоги, начисляйте зарплату и отправляйте отчетность через интернет без авралов и рутины. Первый месяц работы в сервисе — бесплатно.

    Перевозка грузов не всегда подпадает под ЕНВД

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами. Данный вид деятельности заявлен как основной при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД, в соответствии с которой отчетность декларируется более 15 лет.
    В настоящее время индивидуальный предприниматель планирует заключить договор на перевозку грузов с крупной компанией. При этом данная компания на каждую перевозку конкретно от пункта А до пункта В заключает с перевозчиками договор аренды транспортного средства с экипажем то есть действие таких договоров ограничивается одной перевозкой с указанием маршрута.
    Деятельность по передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем не охватывается положениями подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, предусматривающего обложение ЕНВД автотранспортных услуг по перевозке груза. Осуществление деятельности по договору перевозки ИП не прекращает.
    Нужно ли ИП внести изменения в сведения о дополнительных экономических видах деятельности? Когда можно перейти на УСН по данному виду доходов?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
    1. Деятельность по передаче в аренду транспортных средств с экипажем не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, не переводится на ЕНВД.
    2. В течение трех рабочих дней с момента начала осуществления предпринимателем новых видов экономической деятельности он обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства. Сообщение представляется по форме N Р24001.
    3. Предприниматель, налогоплательщик ЕНВД, начавший осуществлять в течение года новый вид деятельности, не подпадающий под ЕНВД, вправе перейти на УСН по такому виду деятельности со следующего календарного года.
    Предприниматель, который перестал быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена его обязанность по уплате ЕНВД. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.

    Обоснование позиции:

    Применение ЕНВД при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем

    Согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более чем 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
    Понятие “автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов” для целей главы 26.3 НК РФ налоговым законодательством не определено, поэтому в силу ст. 11 НК РФ при определении данного понятия подлежат применению нормы гражданского законодательства.
    Отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке регулируются положениями главы 40 ГК РФ. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
    Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (ст. 786 ГК РФ).
    В силу положений ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
    Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта”).
    С учетом изложенного в целях применения режима ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов налогоплательщик должен оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами главы 40 ГК РФ (письма Минфина России от 13.03.2015 N 03-11-11/13669, от 24.10.2014 N 03-11-06/3/53863, от 30.09.2013 N 03-11-11/40326).
    Предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и пользование транспортных средств с экипажем регулируется нормами главы 34 “Аренда” ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
    В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
    По мнению Минфина России, в связи с тем, что исходя из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой грузов, данный вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и, соответственно, не может быть переведен на систему налогообложения в виде ЕНВД. (письма от 05.05.2017 N 03-11-11/27760, от 07.10.2016 N 03-11-11/58655, от 17.02.2015 N 03-11-11/7108, от 04.12.2014 N 03-11-11/62151, от 25.06.2013 N 03-11-11/24002). В отношении указанной предпринимательской деятельности применяются иные режимы налогообложения.
    В п. 3 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением главы 26.3 НК РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157), указано, что действие пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не распространяется на деятельность, связанную с передачей в аренду авто с экипажем (фрахтование на время). Налогообложение предпринимательской деятельности по передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем должно производиться в рамках общего режима налогообложения.
    Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается большинство судов (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2018 N Ф02-6540/2017 по делу N А74-8436/2016, постановления АС Дальневосточного округа от 05.06.2017 по делу N А59-6130/2015 (определением ВС РФ от 30.10.2017 N 303-КГ17-13618 отказано в передаче дела в СК по экономическим спорам ВС РФ), от 04.04.2016 по делу N А04-6684/2015 (определением ВС РФ от 23.06.2016 N 303-КГ16-6898 отказано в передаче дела в СК по экономическим спорам ВС РФ) и др.).
    Рассматривая споры, возникшие между налоговым органом и налогоплательщиками, суды устанавливая характер фактических взаимоотношений ИП с контрагентами и, применяя положения ГК РФ, делают вывод о том, что основным отличием договора аренды транспортного средства (с экипажем или без экипажа) от договора перевозки является предоставление транспортного средства на время, тогда как договор перевозки предусматривает доставку конкретного груза из одного пункта в другой. При этом, принимая решение, судьи исходят из анализа представленных в материалы дела первичных документов (договоров, товарно-транспортных накладных, путевых листов, др.) и обстоятельств исполнения договоров, с учетом их содержания, целей и порядка исполнения в совокупности со сложившимися финансово-хозяйственными отношениями налогоплательщика.
    Так, например, в постановлении ААС Дальневосточного округа от 16.10.2018 N Ф03-3703/18 по делу N А59-6131/2015 суд указал, что анализ представленных договоров, с учетом их содержания, целей договоров и порядка исполнения, показал отсутствие условий, позволяющих отнести их к отношениям по перевозке, так как налогоплательщик по данным договорам не осуществляет доставку груза в пункт назначения и не выдает его получателю, обязанности доставить груз в пункт назначения в определенные сроки не несет. В спорных договорах отсутствуют указания о самом грузе как о предмете перевозки и условиях перевозки, а именно не указано конкретное наименование груза, масса брутто, пункт отправления, дата и время подачи транспортного средства, продолжительность погрузки, пункт назначения, дата и время доставки, продолжительность выгрузки.
    Учитывая вышесказанное, правовая позиция по данному вопросу, сложившаяся из разъяснений Минфина России и арбитражной практики, состоит в том, что деятельность по передаче в аренду транспортных средств с экипажем не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и, соответственно, не переводится на ЕНВД. Следование иной позиции с высокой вероятностью приведет к налоговому спору, при возникновении которого предпринимателю придется отстаивать свою точку зрения в суде.

    Читайте также:  Есть ли льготы на проез на "Ласточка" для пенсионеров?

    Внесение сведений в ЕГРИП о новом коде вида экономической деятельности

    В соответствии с пп. “о” п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) в ЕГРИП в составе сведений об индивидуальном предпринимателе должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД).
    Пункт 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ обязывает ИП в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 той же статьи сведений (за отдельными исключениями, к которым сведения о кодах по ОКВЭД не относятся) сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства. Сообщение представляется по форме N Р24001 “Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей”, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@*(1). К таким изменениям можно отнести и начало осуществления предпринимателем новых видов экономической деятельности.

    Переход на УСН

    В соответствии с третьим абзацем п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики единого налога вправе перейти на иной режим налогообложения, предусмотренный НК РФ, со следующего календарного года, если иное не установлено главой 26.3 НК РФ.
    Возможность перехода на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) в течение года в связи с появлением новых видов предпринимательской деятельности положениями главы 26.2 НК РФ не установлена. Поэтому налогоплательщик ЕНВД, начавший осуществлять в течение года новый вид деятельности, не подпадающий под ЕНВД, вправе перейти на УСН по такому виду деятельности только в порядке, установленном п. 1 ст. 346.13 НК РФ, то есть со следующего года. Смотрите письмо Минфина России от 21.04.2014 N 03-11-11/18274.
    Вместе с тем согласно четвертому абзацу п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации и ИП, которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД*(2). Сам по себе этот вопрос является спорным, разъяснения контролирующих органов противоречивы (смотрите Энциклопедию решений. Переход на УСН с ЕНВД ранее созданных организаций и предпринимателей; постановление Восьмого ААС от 27.12.2019 N 08АП-14019/19) или сводятся к цитированию норм (письмо Минфина России от 26.04.2019 N 03-11-11/30825). Но если в рассматриваемом случае деятельность по ЕНВД ИП не прекращает, указанную норму он в любом случае применить будет не вправе.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    – Энциклопедия решений. Договор перевозки грузов;
    – Энциклопедия решений. Аренда транспортного средства с экипажем;
    – Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
    – Энциклопедия решений. Переход на УСН. Уведомление о переходе на УСН.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Шашкова Елена

    Ответ прошел контроль качества

    20 февраля 2020 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————-
    *(1) В случае непредставления таких сведений на предпринимателя может быть наложен административный штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (смотрите примечание к ст. 2.4, ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Если сведения о кодах по ОКВЭД в регистрирующий орган представлены несвоевременно, последствием может быть привлечение предпринимателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
    *(2) Вопрос: ИП, находящийся на ЕНВД, в феврале 2019 г. подал заявление в ИФНС о закрытии прежнего вида деятельности и об открытии нового с переходом на УСНО. У предпринимателя заявлено несколько видов деятельности, по одному из которых применялся налоговый режим ЕНВД. ИП прекратил осуществлять данную деятельность, добровольно снялся с учета в качестве плательщика ЕНВД и решил начать деятельность по иному коду ОКВЭД, ранее заявленному в ЕГРИП. ИФНС в ответ выслало уведомление о нарушении сроков перехода на другую систему налогообложения и об отказе в применении УСНО, ссылаясь на ст. 346 НК РФ (о подаче заявления до 31.12.2018). Правомерно ли это? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)

    НТВП “Кедр – Консультант”

    Подписка на обзоры и консультационные материалы.
    Услуги

    Особенности перевозки грузов и пассажиров на арендованном транспорте для ООО на ЕНВД

    ООО работает на ЕНВД и берет в аренду автомобили с экипажем для перевозки грузов.

    Вопрос

    Можно ли для нашей организации (ЕНВД) для перевозки грузов использовать автомобили, которые берем в аренду с ЭКИПАЖЕМ?

    Ответ специалиста

    Нередко на практике организации и предприниматели не разделяют предметов договора аренды и договора перевозки грузов (пассажиров). В связи с этим у них возникает вопрос о возможности применения ЕНВД в отношении деятельности по передаче транспортных средств в аренду с экипажем.

    Отметим, что в силу налогового и гражданского законодательства в отношении деятельности по передаче в аренду транспортных средств с экипажем ЕНВД не применяется. Из положений гл. 34 ГК РФ видно, что в рамках названной деятельности между сторонами договора возникают арендные отношения. Следовательно, такая деятельность является самостоятельной и не относится к услугам по перевозке пассажиров и грузов ( п. 1 ст. 11 , пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ст. ст. 785 , 786 ГК РФ).

    Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД

    ДЛЯ ОКАЗАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НУЖЕН ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ИЛИ ГРУЗОВ

    Глава 26.3 НК РФ не содержит понятия “услуги по перевозке пассажиров и грузов”.

    Между тем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к положениям Гражданского кодекса РФ о договоре перевозки (гл. 40 ГК РФ).

    Так, согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ на основании данного договора осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа.

    Для целей налогообложения Минфин России рекомендует использовать понятие “автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов” в значении, применяемом гражданским законодательством (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 03-11-11/36298).

    Иными словами, вы можете применять ЕНВД при оказании услуг по автоперевозке пассажиров и грузов, если вы работаете по договорам перевозки.

    По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю. А отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

    Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

    По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить за проезд и провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

    Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ).

    Если же вы оказываете услуги по договорам, которые не соответствуют указанным признакам договора перевозки пассажиров или грузов (гл. 40 ГК РФ), то нельзя признать, что ваши услуги оказаны в рамках “вмененного” вида предпринимательской деятельности – оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Следовательно, такая деятельность не переводится на ЕНВД (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.06.2017 N Ф03-1645/2017).

    При решении вопроса о правомерности применения ЕНВД судьи прежде всего обращают внимание на наличие договора перевозки в его гражданско-правовом смысле, а также документов, подтверждающих фактическое выполнение автотранспортных услуг. В частности, к ним могут относиться акты об оказании услуг и документы об их оплате. По мнению судей, при наличии договора перевозки и указанных документов отсутствие товарно-транспортных накладных, планов и заявок значения не имеет (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2016 N Ф01-6063/2015).

    Вместе с тем единый налог не применяется при перевозке, которая осуществляется при исполнении договоров подряда или оказания услуг. Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 24.08.2016 N Ф03-3863/2016 указал следующее. Использование налогоплательщиком транспорта не предусматривало перемещения вверенного груза в указанный заказчиком пункт назначения. Перевозка груза носила вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности заказчика и не обладала признаками самостоятельной деятельности, поэтому такая перевозка не может относиться к перевозке грузов и пассажиров в смысле гл. 40 ГК РФ. Она квалифицируется как оказание возмездных услуг по предоставлению спецтранспорта и не облагается ЕНВД.

    О возможности применения ЕНВД при оказании отдельных видов услуг с использованием транспортных средств вы можете узнать в разд. 10.4 “Применение ЕНВД при оказании отдельных услуг с использованием транспортных средств”.

    Для автоперевозок пассажиров или грузов нужно иметь собственные или арендованные транспортные средства

    Для применения ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров или грузов вам нужно иметь на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

    Это значит, что ЕНВД не облагается деятельность тех налогоплательщиков, которые заключают договоры перевозки и для оказания автотранспортных услуг используют третьих лиц.

    Например, индивидуальный предприниматель оказывает физическим лицам услуги по перевозке мебели и других предметов домашнего обихода. Однако сам предприниматель транспортных средств не имеет. Для исполнения заключенных договоров он привлекает транспортные организации, которые и осуществляют перевозки. В данном случае деятельность предпринимателя не является автотранспортными услугами в смысле пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и на ЕНВД не переводится.

    В подобных случаях перевозку фактически осуществляет другая организация (индивидуальный предприниматель), которая использует для этого свои транспортные средства и водителей. К этому же выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа в Постановлениях от 03.09.2009 N А29-9538/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.12.2009 N ВАС-16740/09), от 02.06.2008 N А29-6550/2007.

    Путеводитель по налогам. Практическое пособие по ЕНВД

    Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, осуществляемая с использованием не более 20 единиц автотранспортных средств, часть из которых арендована по договорам аренды транспортного средства с экипажем (или без экипажа), заключенным с физическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ, подпадает под применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    Делаем вывод, что применять ЕНВД при перевозке грузов арендованными автомобилями с экипажем, можно, при условии правильности заключения договора перевозки и соблюдением ограничений установленных главой 26.3 Кодекса и главой 40 ГК РФ.

    Подборка документов

    Статья: Единый налог на вмененный доход. Арбитраж от 14.11.2018 (“Малая бухгалтерия”, 2018, N 7)

    Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в январе 2019 г.

    При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

    Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

    Данная консультация прошла контроль качества:

    Рецензент: Селезнева Ирина Ахматясавиевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *