Объекты авторского права и смежного права

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

В отношении конкретного лица авторское право представляет собой совокупность исключительных прав на определенные объекты.

Объекты авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности и выраженные в какой-либо объективной форме. Они могут представлять собой, в частности:

  1. литературные произведения
  2. программы для ЭВМ и базы данных
  3. произведения сценарного искусства
  4. хореографические произведения и пантомимы
  5. музыкальные произведения с текстом и без текста
  6. фильмы и другие аудиовизуальные произведения
  7. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства
  8. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства
  9. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства
  10. фотографические произведения и произведения, полученные способам, аналогичными фотографии
  11. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения
  12. другие произведения

В отличие от патентного права авторское характеризуется тем, что правовая охрана возникает в силу самого факта создания произведения, выполнения каких-либо формальностей не требуется.

Следующей важнейшей особенностью является то, что авторское право охраняет форму произведения (форму выражения мыслей: язык, образы, структуру), а не содержание.

Авторское право на произведение распространяется независимо от его назначения и достоинства, а также от способа выражения.

Все вышесказанное не означает, что авторское право полностью изолировано от других институтов интеллектуальной собственности. Иногда встречаются случаи, когда на один и тот же объект распространяются как нормы авторского права, так и нормы других институтов. В этих случаях необходимо учитывать как правовой режим произведения, так и правовой режим других объектов.

Особое значение имеет знание положений законодательства, когда произведением является коммерческий продукт, используемый для извлечения прибыли.

Объектом права является то, на что распространяют свое действие правовые нормы.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (ст. 6 Закона об авторском праве).

Несмотря на то, что законодательство РФ не содержит определения произведения, указанная статья приводит признаки и черты, которыми должно обладать и обладает любое произведение, которому предоставляется авторско-правовая охрана.

1. Прежде всего, следует отметить, что произведение является благом нематериальным, поскольку результатом творческой деятельности может быть только совокупность идей, мыслей и образов, а не материальные объекты. Поэтому следует отличать само произведение, имеющее нематериальную сущность, от формы его воплощения, а иначе – от материального носителя. П. 5 ст. 6 прямо указывает на то, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Однако следует отметить, что иногда само произведение и его материальный носитель являются одним целым. Примером тому является картина. Но все равно, право собственности (вещное право) распространяется на полномочия по владению, пользованию и распоряжению самой картиной (единичным экземпляром), а авторское право защищает от ее использования в форме воспроизведения, заимствования, распространения, публичного показа и других формах без разрешения правообладателя.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторских прав. Поэтому, например, купив рукопись, нельзя без разрешения автора опубликовать ее.

2. Произведение должно быть творческим результатом. Строго говоря, в Законе речь идет о творческой деятельности, но все-таки, более важен аналогичный признак результата. И вот почему.

По мнению большинства ученых, о творческом характере произведения говорит его новизна. При этом новизна рассматривается как синоним оригинальности. Хотя оригинальность характеризуется тем, что указывает на уникальность объекта вообще, а новизна – о неизвестности в какой-либо момент.

Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно. Этот вывод следует из того обстоятельства, что понятия приоритета в авторском праве нет, т.е. правообладатель не определяется исходя из первенства во времени и более ранней даты представления произведения какому-либо органу или структуре. Также лица, создавшие результат при независимой друг от друга работе не признаются соавторами, поскольку соавторство – это совместное участие. Отсюда следует вывод: авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые являются уникальными, неповторяющимися при параллельном творчестве, т.е. оригинальными. Фактически, это означает, следующее: если будет доказано, что все-таки результат (объект) получен при параллельной работе разными лицами, а не заимствован, то он не является объектом авторского права и ему не предоставляется авторско-правовая охрана.

Именно поэтому Закон “Об авторском праве и смежных правах” охраняет лишь форму произведения (т.е. – форму выражения идей, мыслей автора с помощью языка, образов, структуры материала), а не его содержание, потому что предполагается, что элементы содержания не являются оригинальными. При этом не имеет значения, являются ли такие элементы новыми, поскольку новизны не достаточно для возникновения охраны по авторскому праву. Ст. 6 прямо указывает элементы содержания произведения, на которые авторское право не распространяется: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторым из этих результатов творчества может быть предоставлена охрана нормами патентного права. Например, если в произведении описано изобретение, то авторское право не защитит от его использования, а обеспечит лишь охрану того, как описано техническое решение, с помощью каких терминов и каким образом. Само изобретение может быть запатентовано.

3. Авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что охрану получает как высокохудожественное произведение, так и не принимаемое обществом в качестве произведения искусства (в эстетическом смысле слова) и достижения культуры. Такой подход совершенно справедлив, поскольку иное решение обеспечило бы влияние субъективного мнения на вопрос о предоставлении охраны, а критериев определения достоинств произведения быть не может.

Данная черта тесно связана со вторым признаком. Ведь не смотря на то, что художественные достоинства произведения могут быть не высоки, оно должно быть оригинальным. Поэтому при определении того, является ли результат творческой деятельности объектом авторского права, следует установить, может ли он быть достигнут разными лицами при параллельном творчестве. Этот принцип очень важен, поскольку независимость от достоинств означает, что объектами авторского права являются небольшие рисунки, логотипы, высказывания, а также часть произведения (включая его название), если может использоваться самостоятельно (см. п. 3 ст. 6). И иногда трудно определить, распространяется ли на какое-либо творческое решение нормы авторского права. Например, есть название произведения или строчка. Конечно, невозможно представить, чтобы запрет налагался на использование любого названия произведения (т.е. слова или словосочетания) практически в любой форме и любым способом без разрешения автора. Чтобы быть объектом авторского права, название должно отражать творческую самобытность автора, являться оригинальным и неповторяющимся. Это, в принципе, относится ко всем произведениям, их элементам.

4. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. То есть, произведение должно быть доступно для восприятия людьми, а не существовать в виде замысла, идеи в воображении автора.

Можно привести следующие объективные формы выражения произведения:

  1. письменная;
  2. устная (публичное произнесение, исполнение и т.д.);
  3. звуко- или видеозапись;
  4. изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж и т.д.);
  5. объемно-пространственная;
  6. другие (перечень не ограничен).

Следует отметить, что в законодательстве не указано на необходимость наличия возможности воспроизведения, которая связана с формой выражения произведения. Таким образом, законодатель признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита произнесенных речей или сыгранной музыки, которые не записаны, вызовет определенные трудности.

Законодательством установлены те объекты, которые не являются объектами авторского права. Прежде всего, это те из них, которые не обладают признаками и чертами произведения, указанными выше. Например, если достигнут не творческий, а именно технический результат (в результате технической работы), то он нормами авторского права не охраняется.

Однако есть и такие произведения, которые обладают всеми признаками, но не являются объектами авторского права в силу прямого указания закона:

1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки): следует отметить, что, во-первых, речь идет именно о государственных символах и знаках, а, во-вторых, таковыми они становятся с момента официального утверждения;

3. произведения народного творчества: их отнесли к неохраняемым произведениям, поскольку они основаны на повторяемости образов, символов, автором которых является сам народ;

4. cообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер и не включающие в себя элементы творчества. Снабжение их комментариями или предоставление в оригинальной форме обеспечивает охрану форме представления сообщений.

Всё о смежных правах: что является объектом и субъектом, нормы и законы

Все слышали об авторских и смежных правах, но не каждый знает, что означают эти термины. Мы каждый день сталкиваемся с их объектами либо субъектами, но не задумываемся об этом. Возможно, у некоторых возникают смежные права, но он не знает что это и как это использовать.

Что такое смежные права

Права, смежные с авторскими — это права исполнителей. Их называют смежными, так как они соседствуют (примыкают) с авторскими. Это похожие понятия, но они отличаются.

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Ст.1303 Гражданского кодекса РФ

Смежные права наряду с авторскими защищаются законом

Такие права являются исключительными. Иногда к правам исполнителя относится личное неимущественное право. Права возникают в связи с исполнением объекта авторских прав. Например, поэт написал стихотворение. Само произведение защищается авторским правом. А знаменитый певец прочитал это стихотворение на творческом вечере. Стихотворение, прочитанное певцом — объект смешных прав. И если на вечере производилась запись, то каждый, кто будет её использовать без разрешения чтеца, станет нарушителем смежных прав.

Иногда смешные права возникают в связи с исполнением произведения, на которого не распространяется защита авторского права. Например, стихотворение А.С.Пушкина. Пушкин умер в 1837 году, его произведения не охраняются авторским правом, а значит все результаты его интеллектуальной деятельности стали всеобщим достоянием. Каждый может использовать стихи по своему усмотрению, если такое использование не противоречит закону. Но если кто-то использовал стихи, как текст песни и исполнил её, то любое несанкционированное использование этой песни будет незаконным.

В некоторых случаях звуки могут не быть произведениями, но могут защищаться законами о смежных правах. Например, шум прибоя или шелест листьев на деревьях. Причём исполнять такие звуки не нужно. Достаточно сделать звукозапись. Такая звукозапись тоже может защищаться законом.

Чем отличаются от авторских

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Ст.1255 Гражданского кодекса

Автор имеет следующие виды прав:

В отличие от авторских, смежные права являются правом исполнителя.

ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах

Права, смежные с авторскими защищаются следующими правовыми нормами:

Смежные права защищаются не только российскими законами, но и международными правовыми актами

Впервые эти права, как серьёзный аспект результатов деятельности исполнителей, рассматривались в Австрии. В 1935 году был принят закон об авторском праве, в котором целых 14 статей были посвящены смежным правам. Через 6 лет подобный закон был принят в Италии, отличалось только название. Итальянское законодательство применило термин «примыкающие права».

В 1961 году была создана Римская конвенция. Это первая конвенция, целью которой стала защита смежных прав на международном уровне. На тот момент смежные права не были признаны существенно-важными на мировом уровне, не в каждой стране был принят закон о смежных правах. И Римская конвенция пыталась вывести большинство государств на предложенный уровень. Поэтому чтобы вступить в неё, некоторым государствам пришлось принимать законы об авторских и смежных правах. Это было главным условием вступления в Римскую конвенцию. К настоящему времени в странах-участниках конвенции законы о защите смежных прав гипертрофировались. Нормы охраны смежного права, установленные конвенцией, превышены внутренними законами стран.

В 1996 году в Женеве был подписан Международный договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Один из самых крупных международных соглашений, так называемый ДИФ более подробно регламентировал защиту исполнительских прав. Причём рассматривались как имущественные, так и неимущественные права. А также важным стало рассмотрение права по отношению к цифровому виду использования и посредством телекоммуникационной сети Интернет. Так как к этому времени современные технологии начали резко набирать обороты, договор вступил в силу только в 2002 году. Однако в России это вступление произошло в 2009 году.

Что и кто является объектом или субъектом

Объектом смежного права становится воспроизведение уже существующего произведения. К объектам смежных прав относят:

Если в фильме использовалось произведение, ставшее всеобщим достоянием, то звуковое произведение становится объектом авторских прав

В зависимости от того, что стало объектом смежных прав, определяют их вид. Так, если объектов 5, то и видов пять. Это смежное право на исполнения, фонограммы, эфирное вещание, базы данных и произведения. Субъектом является тот, для кого наступил случай возникновения смежных прав и кто является правообладателем. К субъектам относятся:

Смежные права, данные исполнителям, оправданы. Некоторые произведения имеет историческую и значимую на мировом уровне, ценность. Например, старые произведения, на которых уже не распространяются авторские права. Например, переснятие старого чёрно-белого фильма. Авторство на фильм неактуально, спроса на его прокат тоже нет, а рейтинги с трансляции этого произведения падают. Единственный выход из этой ситуации — переснять фильм с использованием современных технологий и методов. Организации, которые занимаются записью исполнения, также заинтересованы в том, чтобы быть в зоне действия смежных прав. На запись и обработку тратятся ресурсы, как материальные, так и нематериальные. И, разумеется, любое неразрешённое правообладателем, использование записи несёт потери и её производителю. Например, бренд студии звукозаписи теряет в цене, а это немаловажно. Каждый производитель заинтересован в том, чтобы его товары и услуги не копировали, а покупали.

Примеры смежных прав

Самым распространённым случаем смежного права становится то, с чем сталкивается каждый день человек, который смотрит телевизор или телеэфиры в интернете. Например, рекламы. Как правило, в рекламных роликах используется чужая музыка. То есть когда-то она была написана автором, а сейчас стала народным достоянием или используемая песня записана в новой обработке. В рекламе кофе Tchibo была использована известная песня Sunny (Bonny-M), а в рекламе Jacobs monarch Millicano — Runaway (Del Shannon).

Всё, что вещается по радио, является объектом смежных прав. Например, прозвучавшие песни, новостные блоки, реклама и т.д. Смежные права возникают и у радиоведущих, если они в прямом эфире, например, поют или рассказывают анекдот. Запись такого анекдота нельзя транслировать другими лицами.

Пародист, исполняющий роль известного человека, тоже становится таким правообладателем. Например, Максим Галкин пародирует известных политиков (Черномырдина, Ельцина) или звёзд шоу-бизнеса (Джигурда, Билан и т.д.). В момент исполнения возникают права, смежные с авторскими. Любое использование видео или аудиозаписи такого концерта становится нарушением смежного права.

Срок действия смежных прав

Срок рассматривается с разных точек зрения. Исполнитель, чьё смежное право нарушено, может выбрать наиболее «удобный» срок для обжалования несанкционированных действий. Например, если право было нарушено по истечении срока действия в своей стране, но по международному соглашению оно ещё не истекло.

Читайте также:  Покупка квартиры через риэлтора что надо знать

В российских законах и международных правовых актах указан разный срок действия смежных прав

Так, Римской конвенцией установлен 20-летний срок с момента возникновения смежного права. Эта конвенция предлагает самый короткий срок, в отличие от других норм законодательства. Внутри большинства государств, входящих в конвенцию, установлены законы, рассматривающие более длительный.

Соглашение ТРИПС предусматривает 50 лет законной охраны смежного права, возникшего вследствие записи исполнения, и 20 лет после выпуска эфирного вещания. Причём эти сроки начинают отчитываться не со дня возникновения права, а начиная с конца года, в котором оно возникло. Таким образом, если государство состоит в Римской конвенции, и законы, принятые в этом государстве, удовлетворяют требования конвенции, для вступления в Соглашение ТРИПС нужно увеличить срок таких прав на национальном уровне.

Срок для исключительных смежных прав

Гражданский кодекс устанавливает порядок охраны исключительного права. Часть 4 кодекса установила следующий порядок исчисления срока действия:

Однако если исполнитель подвергся репрессиям, но позже реабилитирован (посмертно), то срок действия права автоматически продлевается. В таких случаях 50 лет начинают отсчитываться с января-месяца следующего года после реабилитации. Такое же автоматическое продление касается тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или стали её участниками. В таких случаях к 50 годам прибавляется ещё 4 года.

То же самое касается фонограмм. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет, то право охраняется законом 50 лет. А отсчёт этого срока действия начинается также с 1 января года, следующего за годом обнародования.

После того как срок прав прекратилось, объекты смежного права приобретают статус общественного достояния. Но это при условии, если срок авторства тоже истёк.

Ответственность за нарушение

За нарушение смежных прав могут наложить крупный штраф

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящих Кодексом, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Ст.1311 Гражданского кодекса РФ

Если нарушили права исполнителя, пострадавший имеет право обратиться в суд. Суд примет меры, подобные мерам относительно нарушения авторских прав. Суд может осуществлять охрану смежного права через принятие следующих мер:

Статья 1252 ГК РФ рассматривает меры ответственности к нарушителям. Так, пострадавший может требовать и возмещение убытков, и выплату компенсаций. Точный размер компенсации устанавливается судом, определены лишь их рамки:

Суд может применить ответственность к нарушителям, если есть основание. Основанием становится нарушение смежных прав если доказано, что объект права, используемый ответчиком, является контрафактным.

Кроме этого, в КоАП РФ нарушению этих прав посвящена целая статья. По данному кодексу любое контрафактное использование объекта грозит нарушителю штрафом от 1500 до 2000 рублей с изъятием незаконных копий и орудий правонарушения. К последним могут отнести материалы или оборудование, которые были использованы нарушителем для создания контрафактных материалов. Такие же инструменты административного нарушения будут изъяты и у должных лиц, увеличится только штраф до размера от 10000 до 20000 рублей. Штраф, наложенный на юридических лиц, составит 30000–40000 рублей.

Смежным правом является право исполнителя (музыка, литература, радиовещание и т.д.). Смежное право появляется в момент непосредственно исполнения, субъектом становится исполнитель или заказчик, а объектом становится фиксация исполнения (запись). Использование таких записей без разрешения правообладателя карается законом. Срок действия смежного права по ГК РФ составляет всю жизнь исполнителя и ещё 50 лет. В некоторых случаях действие права продлевается.

Защита смежных прав: актуальные способы

Особенности защиты смежных прав в РФ

Общие положения

Само название – «смежные с авторскими» – говорит о том, что речь идет об иных объектах защиты, нежели авторские права, но близких им, как бы находящихся рядом.

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

3. сообщения передач;

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право – возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам – исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные – права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель – это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания – юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных – юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии – участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны – для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов – латинской буквы “P” в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

-на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

-в случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя – 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого – в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций – в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных – в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

6.Личные неимущественные права – авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества – компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Читайте также:  Медицинский осмотр медицинских работников

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Объекты и субъекты авторского и смежных прав в России

Решение вопросов, связанных с защитой и использованием чьих бы то ни было интеллектуальных прав во многих случаях требует понимания определения авторского права, а также его объектов и субъектов. Российское законодательство на текущий момент предоставляет все необходимые условия для юридического урегулирования данных вопросов. Узнайте, что и кто являются объектами и субъектами авторского и смежного с ним права в России и как они определяются.

Понятие авторского права и его законодательное регулирование

До 2006 года, когда была принята четвертая часть ГК РФ, правовое обеспечение вопросов авторского права (АП) и интеллектуальной собственности обеспечивалось соответствующими отдельными законами и иными нормативными актами. Однако на сегодняшний момент практически все основные особенности применения и использования АП, равно как и вся необходимая терминология имеют место быть непосредственно в ГК РФ. И прежде чем рассматривать непосредственно объекты или субъекты авторского права, следует определить, что именно подразумевается под таковым.

Понятия АП и интеллектуальной собственности не являются тождественными. АП является лишь разновидностью интеллектуальной собственности и не затрагивает многие аспекты деятельности, рассматриваемые в контексте интеллектуальных прав.

Определение же понятия АП в общем и целом раскрывается в положениях статьи 1255 ГК РФ. Она определяет их в качестве интеллектуальных прав на созданные конкретным автором или авторами произведения литературы, искусства и науки. Соответственно, творческая составляющая и характеристика АП как непосредственных произведений отличает их от объектов патентного права, включающих непосредственно технические, промышленные или изобретательские образцы.

Следует помнить также что АП включают в себя как исключительные права, которые можно отчуждать в пользу иных лиц и которые наиболее часто подразумеваются под авторскими правами вне строго юридического контекста, но и ряд неотчуждаемых прав. К неотчуждаемым элементам АП относятся право на авторство, на имя, на неприкосновенность объекта АП и его обнародование.

Объекты авторского права

Основное различие между объектами и субъектами с точки зрения терминологии заключается в том, что под субъектами подразумеваются отдельные лица, обладающие возможностью осуществления каких-либо прав, а под объектами – непосредственные права, события или предметы, с которыми связано таковое осуществление. Таким образом, под объектами авторского права подразумеваются непосредственно произведения, а также комплекс мер по обеспечению их защиты.

С точки зрения российского законодательства, понятие объектов АП определяется положениями статьи 1259 ГК РФ. При этом в данной статье дается как непосредственный перечень возможных объектов АП, так и описание отдельных нюансов и явлений, которые не могут считаться таковыми объектами. С точки зрения данной статьи, к объектам АП можно отнести следующие произведения:

Данный перечень не является полным – он приведен в данной статье Гражданского Кодекса лишь в качестве точного перечня произведений, которые однозначно могут быть отнесены к таковым объектам. При этом этот перечень также включает понятие других произведений, к которым можно отнести и иные явления и предметы.

Уточнения, которые устанавливает вышеозначенная статья ГК РФ по отношению к объектам АП предусматривают, что таковыми являются и производные от существующих произведений, а также составные части произведений. Более того, с точки зрения законодательства, отдельными объектами АП могут признаваться и элементы части произведения, например, персонажи, придуманные миры, наименования и иные составляющие творческого замысла, если таковые были выражены в объективной форме.

АП распространяются на объекты, которые как были, так и не были обнародованы. При этом достаточным фактором для существования АП может выступать любое выражение сути объекта – как в письменном, так и в устном, графическом, звуковом или объектно-пространственном виде. Защита же таковых АП не требует обязательной регистрации или каких-либо иных процессуальных действий, но допускает их исполнение.

Не считаются объектами АП сугубо информационные и новостные сводки, официальные символы и знаки, относящиеся к государствам, территориальным и муниципальным образованиям, валюте и другим подобным структурам. Также, не входит в категорию объектов АП и народное творчество. Официальные документы тоже не могут считаться объектами АП, равно как и концепции, идеи, методы и способы решения определенных задач, языки программирования, открытия, геологическая информация и иные решения технически-изобретательного характера. Однако защита таковых явлений может осуществляться в рамках других правоотношений, касающихся интеллектуальной собственности, например, в формате патентного права.

Сходным понятием с АП, а также с их объектами являются смежные права. К таковым относится, в первую очередь, исполнение произведений, базы данных, фонограммы и сообщения эфирных передач либо конкретные публикации в сфере защиты прав публикатора. Смежные права охраняются аналогично авторским. Примером объектов смежного права может быть создание унифицированной базы данных народного творчества либо конкретная постановка какого-либо театрального произведения отдельной актерской труппой.

Субъекты авторского права

Как было отмечено выше, к субъектам авторского права относятся непосредственно участники взаимоотношений, связанных с его реализацией. При этом следует отделять субъектов АП как отрасли юридических взаимоотношений, в которую входят как непосредственно авторы произведений и правообладатели, так и контролирующие организации, надзорные органы и суды, от субъектов конкретных АП, под которыми подразумеваются осуществляющие данные права лица.

В целом, к субъектам авторских прав обычно относится две категории лиц:

  1. Автор произведения. Вне зависимости от того, обладает ли автор исключительным правом на произведение, или нет, он имеет целый ряд присущих только ему прав. При этом субъектом неотчуждаемых и отчуждаемых АП может быть, как одно лицо, так и группа лиц, находящихся в соавторстве.
  2. Правообладатель. Под правообладателем подразумевается лицо, имеющее исключительные права на произведение. Таковые права действуют в течение ограниченного времени и могут передаваться от автора в полной или частичной мере третьим лицам.

Кроме этих двух основных категорий также можно выделить в отдельные категории субъектов АП общество – оно является субъектом при переходе произведения в общественное достояние, и лицензиата. Лицензиат может реализовывать часть исключительных прав на произведение, устанавливаемую условиями лицензионного договора соответственно положениям Гражданского кодекса РФ.

Авторское право и смежные права: понятие, субъекты, объекты

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства называют авторскими правами (п. 1 ст. 1255 ГК РФ). К ним относятся:

1) личные неимущественные права – право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения;

2) исключительные права на произведение;

3) иные права – право на обнародование произведения впервые, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объектами авторских прав становятся:

· произведения науки, литературы и искусства, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения – они должны быть выражены в той или иной объективной форме – письменной или устной, объемно-пространственной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи и т.п.

· программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, производные произведения (представляющие собой переработку другого произведения) и составные произведения (представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материала).

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав

· официальные документы государственных и муниципальных органов (законы, судебные решения и т.п.),

· символы и знаки этих органов (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.);

· произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

· сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

Субъекты авторского права – лица, которые обладают субъективным правом автора на резуль­тат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автором результата интеллектуальной деятельности считается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Обладателями авторского права могут быть рос­сийские граждане, иностранцы, лица без граждан­ства, их наследники и иные правопреемники (неза­висимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные ав­торские права возникают у автора в результате фак­та создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

Закон называет два условия признания произведения авторским: его индивидуальность (оригинальность) и творческий характер. Статья 1257 ГК РФ устанавливает презумпцию авторства лица, указанного в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Гражданин считается автором с момента создания произведения, независимо от того, что произведение может быть создано по заказу или в порядке служебного задания.

Личные неимущественные права автора(неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от этих прав ничтожен):

· само право авторства и право на имя;

· право на неприкосновенность произведения и его защиту от искажений. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, при условии, что это не искажает замысла автора, не нарушает целостности восприятия произведения и не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме.

· право автора обнародовать свое произведение, т.е. осуществить действие (дать согласие на осуществление действия), которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Это может быть сделано путем опубликования произведения, его публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир, по кабелю или любым другим способом. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

· автор имеет право на отзыв – право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Исключительным правом на произведение считается его использование в любой форме и любым не противоречащим закону способом, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели. К таким способам относятся: воспроизведение произведения, т.е. изготовление одного и более экземпляров в любой материальной форме; распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; сообщение в эфир или по кабелю; перевод или другая переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение до всеобщего сведения, т.е. таким образом, чтобы любое лицо смогло получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Исключительные права на произведение могут переходить по наследству или передаваться по договору. В случае отнесения исключительного права к составу выморочного имущества оно прекращается, а произведение переходит в общественное достояние.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и два вида соавторства — нераздельное и раз­дельное. При нераздельном соавторстве произведение, создан­ное двумя и более соавторами, представляет собой неразрыв­ное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение явля­ется единым, однако оно состоит из частей, имеющих самосто­ятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов со­зданы эти части.

Без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, как правило, допускаются (нижеуказанные действия должны сопровождаться обязательным указанием имени автора и источника заимствования):

· распространение оригинала или экземпляров правомерно опубликованного произведения, уже введенного в гражданский оборот; воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения;

· цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях, а также правомерно обнародованных произведений, в частности в целях раскрытия творческого замысла автора;

· воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений;

· запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций и т.п.

По общему правилу исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, на исключительное право распространяются общие правила о сроке. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его обнародования, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства (как обнародованное, так и необнародованное) переходит в общественное достояние, т.е. может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Авторское право является одним из четырех институ­тов права, входящих в подотрасль «право интеллектуальной соб­ственности». Кроме него в эту подотрасль входят следующие институты:

· средств индивидуализации участников гражданского обо­рота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг).

Смежные права — совокупность норм, регулирующих отно­шения, возникающие в связи с созданием и использованием че­тырех объектов:

· передач организаций эфирного и кабельного телевидения.

Смежные права регулируются тем же законом, что и автор­ское право, и часто объединяются авторами учебных пособий с нормами, регулирующими авторское право на создание произ­ведений науки, литературы и искусства, в один институт — «ав­торское право».

Субъекты смежных прав:

a) исполнители (актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы и искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей I и дирижеры);

b) производители фонограмм, т. е. звуковых записей исполнений или иных звуков;

c) организации эфирного или кабельного вещания, сообщающие произведения, исполнения, постановки, программы для всеобщего сведения по радио и телевидению, включая кабельное.

Охрана смежных прав действует в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства охраняются бессрочно.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 734 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понятие и источники авторского права. Объекты и субъекты авторских и смежных прав.

В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права).

В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Принципы авторского права:

а) принцип свободы творчества;

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи. В настоящее время помимо четвертой части ГК РФ авторско-правовые отношения регулируются рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г., вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. – с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Читайте также:  Рыночная и кадастровая стоимость земли

В соответствии со статьёй 993 ГК объектами авторского права являются:

– литературные и музыкальные произведения;

– произведения сульптуры, живописи, графики, архитектуры;

– переводы, энциклопедии, карты, компьютерные программы;

– научные произведения (учебники, базы данных).

Не являются объектами авторских прав:

1) Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, международных организаций (нормативные акты, судебные решения и т.п.), а также их официальные переводы.

2) Государственные и муниципальные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.).

4) Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Авторские права не распространяются на:

– идеи, концепции, принципы,

– методы, процессы, системы, способы,

– решения технических, организационных или иных задач,

Условие признания произведения объектом авторского права: индивидуальность произведения.

Субъекты авторского права делятся на две категории:

– первоначальные – это авторы (соавторы) творческих произведений;

– производные – это наследники авторов (соавторов) и иные правопреемники.

Авторы.Существует презумпция того, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором. Гражданин считается автором с момента создания произведения.

Правообладатели – автор или же лица, которым автор передал или к которому от автора перешло исключительное право на произведение.

Авторы и иные обладатели смежных прав (а также обладатели смежных с авторскими прав) могут объединяться в особые некоммерческие организации – организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Эти организации а) выдают лицензии на использование переданных им в управление объектов, б) собирают вознаграждение за использование объектов по выданным лицензиям, в) собирают платежи за использование объектов, которое допускается без согласия правообладателей, г) распределяют полученные средства.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин(физическое лицо), а субъектом производного – может быть не только гражданин, но и лицо юридическое, которому переданы имущественные права автора по авторскому договору.

Объект авторского права может быть создан впорядке выполнения служебного задания одним работником или группой работников (соавторов). В такой ситуации объект авторского права будет являться служебным. Автор или соавторы служебного объекта авторского права будут обладать только личными неимущественными правами, а имущественные права в таком случае принадлежат нанимателю. Автор принимает на себя обязательство передать нанимателю право коммерческого использования произведения, а наниматель обязуется выплачивать автору возна­граждение сверх оплаты его труда по трудовому договору за право коммерческого использования этого произведения. Коммерческим использованием считается получение прибыли (дохода) от реализации произведения путем публикации, воспроизведения и распространения.

Возраст и состояние здоровья создателя произведения значения не имеет, т. е. реализовать свой творческий потенциал путем создания произведения можно в любом возрасте, независимо от состояния здоровья. Однако возможность самостоятельно осуществлять авторские права, передавать их другим лицам или оспаривать свое авторство в суде наступает только по достижении 14лет.

Смежные права – это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведения до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений.

К объектам смежных прав относятся: исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания.

Исполнение произведения – это представление произведения действием. Например, посредством игры, пения, танца, демонстрации с помощью проекционного аппарата или других технических устройств, таких как радио, телевидение, микрофоны. Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Передача организации эфирного или кабельного вещания– это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией. Передачи могут быть творческого характера (фильмы, тематические и проблемные передачи) и технического (новости, спортивные события).

К субъектам смежных прав относятся: исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнителем может быть актер, певец, танцор, музыкант. Производителем фонограмм может быть физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения. Организациями эфирного и кабельного вещания являются организации радио и телевидения.

Первичные правообладателиОбъектыОграничения
– Артисты-исполнители и дирижёры – Режиссеры-постановщики спектаклей– Исполнение произведения литературы, искусства и народного творчества – Постановка театрально-зрелищного представленияФорма исполнения и постановки должна допускать их воспроизведение и распространение с помощью технических средств
Изготовители фонограммВпервые осуществленные звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображенийЗа исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение
Организации эфирного или кабельного вещанияСообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач
Изготовители баз данныхСовокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМВ части охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов
ПубликаторыПроизведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояниеВ части охраны прав публикаторов таких произведений

Содержание и защита авторских прав.

Исключительное имущественное право на произведение – это право на использование произведения (как в целях извлечения прибыли, так и без такой цели) следующими способами:

1) Воспроизведение произведения.

2) Создание производного произведения (за исключением пародии и карикатуры).

3) Распространение произведения.

4) Импорт произведения в целях распространения.

5) Прокат произведения.

6) Практическая реализация проекта.

7) Доведение произведения до всеобщего сведения:

а) опубликование (выпуск в свет);

б) публичный показ (непосредственно либо на экране с помощью технических средств);

в) публичное исполнение (вживую или с помощью технических средств);

г) сообщение в эфир и по кабелю (включая сообщение кодированными сигналами).

Личные неимущественные права автора – это неотчуждаемые и непередаваемые интеллектуальные права:

РазновидностьСодержание
Право авторстваПраво признаваться автором произведения
Право автора на имяПраво использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно)
Право на неприкосновенность произведенияЗапрет для всех третьих лиц на: 1) внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, 2) снабжение произведения иллюстрациями, 3) снабжение произведения предисловием, послесловием, комментариями, пояснениями
Право на защиту произведения от искаженийПраво автора требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в случае извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора

Иные права автора – это интеллектуальные права, занимающие промежуточное положение между имущественными и неимущественными правами:

1) Право на обнародование произведения.

2) Право на отзыв: право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

3) Право следования: право автора на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены каждой публичной перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства либо автографа литературного или музыкального произведения.

4) Право доступа: право автора требовать от собственника оригинала предоставления возможности воспроизвести произведение изобразительного искусства или возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения архитектуры.

5) Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства по контролю за разработкой документации для реализации проекта и надзору за реализацией проекта.

6) Право автора на вознаграждение за использование: а) служебного произведения; б) программы для ЭВМ и баз данных, созданных по договору.

Защита личных неимущественных прав автора и способы защиты определены в ст. 1251 ГК РФ. Кроме автора, вправе осуществлять защиту права авторства (ст. 1265 ГК РФ) и репутацию наследники автора. Автор также вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно (ст. 1267 ГК РФ).

Способы защиты неимущественных правСпособы защиты исключительных прав
1) Признание права 2) Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения 3) Публикация решения суда о допущенном нарушении
4) Компенсация морального вреда4) Возмещение убытков
5) Восстановление положения, существовавшего до нарушения права5) Изъятие контрафактного материального носителя

81. Права, смежные с авторскими: объекты, субъекты, содержание.

Права, смежные с авторскими– это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности, а также на результаты деятельности производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителей баз данных, публикаторов.

Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам.

Статья 1304 – Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

Объекты прав, смежных с авторскими правами:

Субъекты смежных прав:

Виды смежных прав

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Объекты и субъекты авторского и смежных прав в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие авторского права и смежных прав

Авторское право включено в состав четырех институтов права, составляющих так называемую подотрасль «права интеллектуальной собственности». В эту отрасль наряду с авторским правом также включены:

Объекты всех этих институтов составляют результаты интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная собственность представлена совокупностью исключительных прав на объекты, представляющие собой результаты интеллектуальной деятельности.

Авторское право принято рассматривать с двух сторон:

Объективная сторона авторского права представлена совокупностью правовых норм, которые призваны регулировать имущественные и личные неимущественные отношения в области науки, литературы и искусства. Эти отношения также заключаются в использовании результатов творческой деятельности авторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъективная сторона авторского права представлена личными неимущественными и имущественными правами, принадлежащими лицам, которые создали произведения литературы, науки и искусства.

Смежные права представлены нормами, регулирующими отношения, которые возникают вследствие создания:

Регулирует смежные права тот же закон, что и авторское право и объединяет их в один институт под названием «авторское право».

Авторское право обладает определенными функциями и принципами.

Функции, осуществляемые авторским правом, заключаются в:

Авторское право охраняет интересы и права авторов произведений науки, литературы и искусства, в чем и заключается его главное назначение.

Главные принципы авторского права заключаются в:

Субъекты авторского права

Субъекты авторского права представлены создателями произведений науки, литературы и искусства (авторами, соавторами и составителями сборников), их правопреемниками (наследниками и лицами, которые приобрели исключительные права по авторскому договору) или работодателями и другими лицами, приобретающими исключительные авторские права на основании договора или в соответствии с законодательством.

Автором произведения является гражданин, который своим творческим трудом создал произведение. Таковым принято считать лицо, которое на оригинале или экземпляре произведения заявлено его автором, если не доказано по закону иное.

Если по поводу авторства возникает спор, то должна быть проведена автороведческая экспертиза.

Лицо с рождения обладает способностью иметь права автора произведений науки, литературы и искусства, и это никак не связано с наличием у него дееспособности. Но для осуществления авторских прав всё-таки необходим определенный объем дееспособности, поэтому интересы малолетних и недееспособных выражают их законные представители. На возникновение авторских прав не влияет состояние здоровья лица и выпуск данного произведения в свет.

Иностранный гражданин может стать субъектом авторского права в Российской Федерации при условии выпуска его произведения в свет на территории нашей страны. Во всех остальных случаях права иностранного гражданина защищаются, если имеется соответствующий международный договор.

Соавторством считается создание произведения с использованием творческого труда нескольких лиц. Соавторы имеют авторские права на это произведение, независимо от того, является это произведение единым целым или представлено частями, имеющими самостоятельное значение. Соавторство бывает раздельное и нераздельное.

Раздельное соавторство заключается в авторстве нескольких лиц на произведение, которое состоит из отдельных самостоятельных частей, использующихся независимо друг от друга.

Нераздельным считается соавторство, при котором авторы обладают авторским правом на целое произведение.

Еще один субъект авторского права – это правопреемники авторов. Ими считаются лица, которые приобрели определенные полномочия автора по наследству, по закону или на основании договора с другим автором.

Круг правопреемников состоит из:

Объекты авторского права

Творчество относится к деятельности человека, которая является чем-то новым и порождает что-то неповторимое, оригинальное и уникальное. И для воплощения творческого результата, его общественной значимости и характера объекта авторского права, этот результат должен иметь какую-либо объективную форму: письменную, устную, звуко- или видеозапись, изображение.

Объектом авторского права может быть не только целое произведение, но и его часть, которая также представляет собой результат творческой деятельности человека и используется самостоятельно.

Круг объектов авторского права состоит из:

Круг объектов авторского права не может состоять из:

Возникновение и осуществление авторского права не требует каких-то определенных формальностей, включая регистрацию объектов и прав на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *